Униженные и оскорбл нные РоманФ. М. Достоевского-это психологический отч т одного преступления ,преступления, которое совершил бедный студент Радион Раскольников, убившийстарухупроцентщицу. Однако в романе речь ид т о необычном уголовномпреступлении. Это, если так можновыразиться, идеологическое преступление, а исполнитель егопреступник-мыслитель,убийца-философ. Он убил ростовщицуотнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким
матери и сестре. Это преступлениеявилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности,результатом долгих и упорных размышдентй героя романа о своей судьбе, о судьбевсех униженных и оскорбл нных , о социальных инравственных законах, по которым жив т человечество. Жизнь предста т переднами как клубок неразрешимых противоречий. Повсюду он видит картины нищеты,бесправия, подавления человеческого достоинства.
На каждом шагу ему встречаютсяотверженные и гонимые люди, которым некуда деться. Их примером служат СоняМармеладова, Катерина Ивановна и многие другие. Да и сам Раскольников оказалсяне в лучшем положении. Ему тоже, посуществу, некуда пойти. Жив т он впроголодь, ютится в жалкой каморке, похожейна шкаф, откуда его грозят вышвырнуть на улицу. Подо угрозой оказалась судьбаего матери и сестры.
А судьба Мармеладова? В разговоре Мармеладова сРаскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем а значит и в н м никто не подозревает благородства чувств. А в н м это благородство есть. Онспособен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и заголодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны иСони. При всей, казалось бы, потере
Мармеладовым человеческого облика егоневозможно презирать. В словах Мармеладова боль за то, что его, однажды выгнавиз человеческой компании, уже больше никогда в не не допустят. Перед намиоскорбл нный человек, но сохранивший чувство собственного достоинства, глубокосознающий сво падение, но не в силах ничего изменить. Осмелишься ли осудитьчеловека, судьба которого сложилась так трагически не только по его вине? Эточеловек, а в н м не хотят видеть человека.
Вспомним жизнь КатериныИвановны. Она больна чахоткой, о ч м говорят красные пятна на е лице, которыхтак боиться Мармеладов. Из его рассказа о жене мы узна м, что она из дворянскойсемьи, воспитывалась в губернском дворянскоминституте. Выйдя замуж без родительского благословления, оказавшись в отчаянномположении, с тремя детьми на руках, она после смерти мужа вынуждена была пойтизамуж за Мармеладова. Можете судить по тому, до какой степени е бедствиядоходили, что она, образованная и воспитанная
и фамилии известной, за менясогласилась пойти!Но пошла!Плача и рыдая и руки ломая, пошла!Ибо некуда былоидти . Но облегчения не наступило и после замужества муж выгнан со службыи пь т, грозит выгнать квартирная хозяйка, бь т Лебезятников, плачут голодныедети. Не жестокость руководит ею, когда она посылает Соню на панель, а отчаяниеи безвыходность. Катерина
Ивановна понимает, что Соня принесла себя в жервублизким. Именно поэтому, когда Сонявернулась с деньгами, она весь вечер в ногах у не на коленях простояла,ноги ей целовала, встать не хотела . Мармеладов да т жене точнуюхарактеристику, говоря, что она горячая, гордая, непреклонная . Но человеческая гордость е , как иМармеладова, попирается на каждом шагу, о достоинстве и самолюбии заставляютзабыть. Бессмысленно искать помощи исочувсвия у окружающих, некудаидти
Катерине Ивановне, везде тупик. Рассказывая о Соне и встретившейсяРаскольникову девочке, писатель неслучайно останавливает внимание читателей на их портретах чистота ибеззащитность, показанные в портретах Сони и обманутой девочки, несоответствуют образу жизни, который они вынуждены вести, поэтомуРаскольникову странно и дико было смотреть на такое явление . Соню толкает на панель нищета и невозможностьчестно зарабатывать на жизнь. Е будущеебезрадостно, как и будущее обманутой девочки.
Оно укладывается в формулу больница вино кабаки и ещ больница года черездва-три-калека, итого житья ей 19 аль 18лет от роду всего-с Достоевский убедительно показывает, что иныеотношения, кроме безразличия, любопытства, злорадной насмешки,противоестественны в этом мире. Людисмотрят друг на друга враждебно и с недоверчивостью . Все, кромеРаскольникова, слушают забавника Мармеладова, фыркая , улыбаясь , зевая , а в общем равнодушно.
Так же равнодушна толпа зрителей,хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова. В сне Раскольникова, так похожем на явь, лошадь секут снаслаждением , хохотом и остротами . Роман Преступлениеи наказание отразил тревогу Достоевского за будущее человечества. Онпоказывает, что такой жизнью, которойсейчас живут униженные и оскорбл нные жить дальше нельзя. Опираясь на реальный материал действительности, Достоевский выдвигал и освещал проблемы, имеющие всемирное
значение, проблемы борьбыдобра и зла в социальной жизни, вовнутренней природе людей, темы жизненного призвания человеческой личности, страдания и протеста, эгоизма исамопожертвования, преступления и наказания, вопросы общественных, духовных связей между людьми и их разъединения,справедливого устройства социального мира и многие другие .
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |