Реферат по литературе. Тема родина в лирике Есенина ,Блока ,Рубцова ученицы 11класс Б Новиковой Марии Олеговны. Родина - отечество , отчизна , страна , в которой человек родился. Тема Родины была излюбленной темой писателей в разную эпоху и каждый из них видел в этой теме , что - то свое родное и близкое . Но, чтобы поближе узнать о том , как тема родины была отражена в их произведениях
рассмотрим ее на примере поэзии таких известных поэтов , как Есенин , Блок и Рубцов .Как Пушкин , Лермонтов, Некрасов были властителями дум молодежи девятнадцатого века ,так в поэзии Блока , Рубцова , Есенина влияла на формирование поколения нового , двадцатого столетия . Поэзия Есенина - источник глубоких раздумий над многими социально-философским проблемам история и революция , деревня и город , жизнь и смерть , государство и народ ,народ и отдельная личность.
Первые публикации стихов молодого , неизвестного поэта в печати датируются 1914 годом .Затем появляются сборники его стихотворений Радуница 1916 и Голубень 1918 . Этими книгами Есенин открыл читателю очарование и волшебство среднерусской природы , сокровенный мир лирического героя , у которого место любимой заняла Родина . В русской поэзии , столь богатой шедеврами пейзажной лирики
Пушкин , Баратынский , Кольцов , Тютчев , Некрасов , Бунин , Блок , появился новый певец , звонкий и чистый голос которого далеко разнесся над печалью полей . О Русь - малиновое поле И синь , упавшая в реку Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Такой динамики картин природы , как у Есенина , нет в пейзажной лирике его предшественников и старших современников .
У И. Бунина очень силен элемент созерцательности ,сосредоточенной философской медитации у А . Блока в пейзажной поэзии несравненно больше движения. Неутомимый интеллектуальный и нравственный поиск исторических и социальных мотивов обогащает поэзию Есенина . Поэта живо интересуют событии далекого прошлого , связанные со свободолюбивыми порывами , народными движениями . Так появляется баллада о соратнике
Степанеа Разина Усе Ус ,1914 , поэма о новгородской вольнице Марфа-Посадница ,1913 - 1914 . Еще до революции возникает у Есенина ощущение разлада с жизнью Устал я жить в родном краю , В том краю где желтая крапива и др. .Однако в ту пору мотивы стихийного бунтарства нередко ассоциировались с воспеванием ушкуйничества , бродячей вольности , странничества .
Осознанное чувство подлинной свободы появляется у поэта со свершение Октябрьской революции . По словам поэта П.Орешина , С.Есенин принял Октябрь с неописуемым восторгом. Был всецело на стороне Октября писал и Есенин. Октябрьская революция дает поэту новые темы , раскрывает глубину и мощь не только лирической , и драматической основы таланта Есенина.
Поэт создает в романтико - утопическом ключе цикл поэм - Небесный барабанщик , Инония , Преображение и др. Он прославляет вселенское братство людей , новую веру новую правду , которую несет на своих знаменах пролетарская революция Небо - как колокол , Месяц -язык , Мать моя - родина, Я- большевик . Следуя традиции русской и мировой классической поэзии ,
Есенин с неслыханной смелостью разрабатывает богоборческие мотивы ранее он нередко воспевал смиренных иноков , кроткую и богомольную Русь . Поэт выступает в роли ниспровергателя старой церкви , объявляет себя новым пророком . Но вместе с тем таковы были реальные противоречия тогдашней действительности взгляды и чаяния обширной крестьянской массы воплощались Есениным в религиозной оболочке Сельского часослова , поэм Иорданская голубица , Октоих .
Однако церковнославянская лексика , библейский словарь , религиозные образы именно лишь оболочка чисто земных помыслов . После революции интерес Есенина к переломным этапам русской истории эпохе Петра и народно-освободительным движениям проявляется особенно обостренно .В отличие от ранних исторических произведений резко усиливается драматизм при воссоздании характеров выдающихся деятелей прошлого . Такова , например , стихотворная драма
Пугачев 1921, в центре которой трагическая судьба предводителя крестьянско- казачьего восстания. Потрясает глубина проникновения поэта в чисто человеческие переживания Пугачева , сложнейший сплав чувств этой сильной , порывистой и противоречивой личности . После революции Есенин обращается все чаще к темам большого социально - философского звучания .Только неподдельной болью поэта при виде крутой ломки старого крестьянского уклада нельзя объяснить
особый интерес его к проблемам деревня и революция , деревня и город . Индивидуальным поэтическим отсветом озарена эта проблематика в поэме Сорокоуст 1920 сорокоуст - сорокадневная молитва по умершим . Противоречивое развитие цивилизации отображено поэтом в образах паровоза и жеребенка . Тщетно бежит за чугунным поездом красногривый жеребенок
Милый , милый , смешной дуралей , Ну куда он , куда он гонится Не ужель он не знает , что живых коней Победила стальная конница Наступление железной , неодушевленной механической силы передано и строфах стихотворения Мир таинственный , мир мой древний Мир таинственный , мир мой древний , Ты , как ветер , затих и присел . Вот сдавил за шею деревню
Каменные руки шоссе. Исповедальный характер поэзии Есенина , открытость его легкоранимой души обусловили особую доверительность интонации в поэме Черный человек 1923 - 1925 , где автор ведет предельно искренний , мучительно трудный диалог со своим двойником . Нравственная борьба совести , борение темных и светлых начал , добра и зла , высокого и низкого - вот что движет сюжет . Не лирическая , повествовательная интонация , сурово - содержания ,
внешне спокойная , но внутренне напряженная , передает накал драматической схватки . Борьба и движение , преодоление темных наслоений души , того мира и того мифа , который олицетворяет Черный человек основа и нерв поэмы . Несмотря на решительный жест в финале , когда разъяренный поэт оружие слова меняет на рапирный выпад тростью , летящий прямо к морде его , в переносицу , конфликт нельзя считать исчерпанным . Поэма эта , как и многие произведения с участием двойника , отличается
открытой композицией трость разбивает всего лишь зеркало . На протяжении нескольких веков в России , стране по преимуществу крестьянской , проблема власти земли в все социально философском , этическом плане волновала не одно поколение писателей . Особенно остро она встала после отмены крепостного права , породила два направления в русской литературе . Одно - сформировавшееся под влиянием идей и взглядов
Л . Н .Толстого , толстовское , с его духовной драмой , обусловленной углубленными нравственно - психологическими исканиями другое - под влияниями творчества Г . Успенского - социально - публицистическое . На новом историческом рубеже , когда лицом к власти Русь уходящая и Русь Советская , С. Есенин в своих поисках истины был ближе к толстовской традиции . Отсюда стремление поэта постичь новый облик страны в сопоставлении с иной социальной культурой - капиталистическим
Западом и Америкой , углубление психологического анализа при раскрытии сложных и противоречивых человеческих натур . Трудные проблемы встали перед поэтом - гражданином как развиваться современной цивилизации какова судьба России что в будущем ждет его Родину Есенину не приходилось решать вопрос о поисках своего места в новой России , но формирование нового мироощущение происходило непросто , порой драматически . Есенин всецело на стороне новой жизни - Руси Советской , однако это не значило , что ему не жаль чего
- то дорогого и близкого в уходящей Руси . До конца дней своих считал он себя поэтом золотой бревенчатой избы . В отличие от Маяковского Есенин не был склонен к категорическим выводам Сомнения и колебания не оставили его , пока громада наблюдений не переплавлялась в ясное знание , а личный опыт не поверялся мнением народным . На этом пути к решению проблемы соотношения гуманизма и исторического прогресса , смысла истории большое значение имела длительная , почти двухлетняя поездка
по Западной Европе и Америке . Четырехмесячное пребывание в США , жизнь в Нью - Йорке стали предметом развернутого анализа в очерке Железный Миргород 1923 , страницах которого Есенин рассказал о технических достижениях американцев . Однако встреча с железным Миргородом , где по словам позта , в страшной моде Господин доллар , приводит Есенина к важному итоговому заключению
Только за границей я понял совершенно ясно , как велика заслуга русской революции , спасшей мир от безнадежного мещанства. Именно за рубежом возникает у Есенина замысел Черного человека . По словам жены поэта С . Толстой Есенин , после посещения нью - йоркской биржи у Есенина сложилось такое впечатление Это люди это пауки в банке , это какие - то черные человеки .
По словам Есенина , после поездки по Европе и Америке он влюбился в коммунистического строительство , ибо коммунизм - это знамя вольности и светлого труда письмо к женщине , 1924 . В Балладе о двадцати шести 1924 Есенин развивает это образ , отмечает то , чем особенно ему общественная система Коммунизм - Знамя всех свобод . Венчая эту мысль , возникает эпически - монументальный , как бы отлитый в бронзе образ коммуной вздыбленной
Руси . В самые интимные лирические стихи Есенина ограничено входят строки высокого гражданского содержания письмо к женщине , Несказанное , синее , нежное ,Неуютная жидкая лунность и др Новое , выстраданное мировосприятие с собой силой раскрытия в стихотворении Неуютная жидкая лунность Мне теперь по душе иное Я не знаю , что со мною И в чахоточном свете луны Может , в новую жизнь не гожусь ,
Через каменное и стальное Но и все же хочу я стальною Вижу мощь и родной стороны . Видеть бедную , нищую Русь . Полевая Россия Довольно И , внимая моторному лаю Волочиться сохой по полям В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз Нищету твою видеть больно Ни за что я теперь не жалею
И березам и тополям . Слушать песню тележных колес . Как поэт Есенин развивается стремительно . Но даже на этом фоне совершенно удивлен взлет его поэзии в заключительной период творчества - в 1923 - 1925 гг Русь уходящая , Русь Советская , поэмы Песнь о великом походе , Анна Снегина , Черный человек , незаконченная драма
Страна негодяев , Персидские мотивы -такова далеко неполный перечень созданного им за это время . Анна Снегина 1925 -лиро - эпическое произведение , поэма итогов . Есенин витает ее лучшей в своем творчестве . Сюжетно - композиционную основу поэмы образуют две линии . Одна - лирико - романтическая , связанная с историей любви поэта к девушке в белой накидке завершается драматические после революции Анна Снегина , дочь помещика , оказывается на чужбине , где ждет ее горький
хлеб изгнания . Другая линия - драматическая , восходящая к дореволюционным временам воссоздает историю мужицкого бунта , возглавленного бедным крестьянином Проном Оглобленным . У этой сюжетной линии широкое эпическое завершение . Социальное расслоение русского села , сцены борьбы между жителями богатой деревни Радово и нищими , обделенным землей и судьбой криушанами , тонко детализированные образы возницы , мельника
, трусливого и никчемного мужичка Лабути - все это постепенно перерастает в картину взбулгаченной революции крестьянской России . Интересен образ непокорного мужичка Прона Оглобина . Сосланный в Сибирь за убийство сельского старосты , Оглобин после революции становится крестьянским вожаком , он мечтает устроить на деревне коммуну . Эпическим развитием сюжета поэмы обусловлено обращение поэта к образу
Ленина . Есенина и ранее волновала эта великая тема советского искусства Ленинн2 - отрывок из поэмы Гуляй - поле , 1942 -1925 стихотворение Капитан земли , 1925 . Воссоздавая облик вождя революции , поэт подчеркивает простоту и глубокую человечность Застенчивый , простой и милый, волю и решительность гения , сумевшего потрясть шар земной . В Анне Снегиной ленинской образ возникает в сцене беседы поэта с крестьянами и поворачивается новой
гранью Скажи , Кто такое Ленин Я тихо ответил Он - вы. Эпос и лирика в поэме Анна Снегина органично слиты . И все - таки имя героини вынесено в заглавие поэмы потому , что лирическая тема особенно близка поэту , складу его дарования . способу видения окружающего мира . Кольцевое обрамление тоже определяется лирической темой .
Воспоминание о сильном юношеском увлечении в начале поэмы окрашено горечью девушка ответила отказом . В финале те же строфы повторяются , но звучат уже совсем иначе Далекие милые были. Тот образ во мне не угас . Мы все в эти годы любили , Но , значит , Любили и нас . Кольцевая композиция символизирует победу добрых начал .От девушки в белой накидке естествен переход к светлому миру сбывшихся надежд не только в личном , но
и в большом социальном плане , а остается пронизанное теплотой весеннего сада ощущение светоносности земного бытия Я думаю Как прекрасна Земля И на ней человек . Эти же настроения с поразительным художественным совершенством воплощены в цикле из пятнадцати стихотворений Персидские мотивы 1924 - 1925 - жемчужине есенинской лирик . Надо заметить , что мировая поэзия любила обращаться к экзотической восточной тематике .
Западно -Восточный диван Гете , восточные стихи Пушкина , Крымские сонеты Мицкевича - основные вехи на этом пути . Искания европейской философской мысли облекались в форму , навеянную поэтические шедеврами Хафиза , Фирдоуси , Саади , Хайяма . Обращаясь к традиционным мотивам роскошной природы Востока , чувственных наслаждений , радостей жизни ,
Есенин осмысляет их по - новому он создает идеальное царство прекрасного , поэтический эдем , в котором молитву красоте , вечной женственности . Свет вечерний шафранного края . Тихо розы бегут по полям . Спой мне песню , мой дорогая , Ту , которую пел Хаям . Тихо розы бегут по полям . Означает ли это погружение в цветочные чащи , в мир , нет ни тревог , ни потерь, бегство от действительности
, трудной и сложной жизни , которой жила страна Может быть , изящно - мелодические строки о нежности , розах , лебяжьих руках , глазах , полыхающих голубым огнем , слишком контрастировали со всех духом драматичней шей , мятежной лирике поэта Но голос поэта был полон тревоги тогда , когда был край болен . В период создания Персидских мотивов иные настроения наполняют лирику Есенина , о чем он и поведал в стихотворении Несказанное , синее, нежное
Несказанное , синее нежное Тих мой край после бурь, после гроз , И душа моя - поле безбрежное - Дышит запахом меда и роз . Причащение к Востоку даровало поэту то , чего так ждала его измученная душа , вылеченная синими цветами Тегерана обретение чувства гармонии Улеглась моя былая рана . Знаменательно , что именно врачующая символика синего цвета , ранее ассоциировавшегося с самым дорогим
, что связывало поэта с Россией , дарована экзотическим растениям Востока . Глубокое проникновение поэта в самый дух персидской поэзии обусловлено ее только высокой поэтической культурой , но и отзывчивость музы Есенина , ее чуткостью к общечеловеческим проблемам . Широко известны тесные творческие контакты Есенина с поэтами Грузии и Азербайджана .Он посещает Среднюю Азию , Украину .
Вот почему так органично вплетаются в ладово - мелодическую основу персидского цикла инонациональные начала . Музыкальность и напевность как родовые черты есенинской лирики обретают новые качества . Мелодический рисунок становиться как бы сродни бесконечной вполне восточного орнамента , изысканности коврового узора , трепетной воздушности . В картинах родных мест , созданных Есениным в последние годы жизни , почти полностью главенствует печальный зимний пейзаж .
В своем творчестве поэт как бы пребывает в двух временах . В Персии его мечты - весна . а быть может , и лето , а на родине - снежная пустыня , грустное мелколесье , мерзлые осины и застывшие березки . Какие только надрывные аккорды не извлекает поэт из этого белого безмолвия . В который раз обращается он к отчему дому , к любимому клену к синего окна Клен ты мой опавший , клен заледенелый , Что стоишь нагнувшись над метелью белой
И как пьяный сторож , выйдя на дорогу , Утонул в сугробе , приморозил ногу . Сам себе казался я таким же кленом , Только не опавшим , а вовсю зеленым . Свое состояние , свои чувства лирический герой нередко отождествляет с каким - либо видением холодного зимнего пейзажа .Картины зимней стужи и безлюдья как нельзя более подходят для обрамления его мыслей о сердце охладевшем , неспособном больше любить . Стихотворения
Какая ночь , Не гляди на меня с упреком , Может , поздно , может , слишком рано , Кто я Что я Только лишь мечтатель , Клен ты мой опавший , Ты меня не любишь , не жалеешь и ряд других этого же времени могли бы составить единый цикл . Их объединяет не только тема разочарования в любви . Они связаны также единой тональностью , достигаемой метрической замедленностью схожестью лексики и
звукозаписи . Существенно также проследить изменения , происходящие в выборе поэтом красок . По совершенству формы , неожиданной красоте сравнений , музыкальности , безупречности вкуса лирические стихи Есенина , посвященные родине , отчему дому , рассказывающие о душевной печали , нисколько не уступают Персидским мотивам . Отличаются же они прежде всего красками , колоритом , звучания слова . В стихах , которые мы условно назовем стихами о России , происходит некое высветление красок .
Любимые цвета поэта синий , голубой , сиреневый , реже желтый , от медного и до лунного . Синий цвет в сознании поэта , как мы многократно убеждались , ассоциируется обычно с душевной умиротворенностью , пусть грустной , а все же успокоительной . В синем , голубом Есенин ощущает ласку , отвлеченность мечты . Одно из стихотворений этого периода начинается так Несказанное , синее , нежное . В другом есть такие стоки
В синий вечер над прудом прослезиться конопляник , Синий май .Заревая теплынь , Мир тебе , голубая прохлада , Свежий месяц . Сине и сонь , Широко синеет тихая речка , Предрассветное . Синее. Раннее - вот лишь некоторые примеры использования синих тонов в есенинских образах , сравнениях , словосочетаниях . Цвет этот для поэта - один из компонентов в создании успокоительного
, умиротворяющего отношения к бремени страстей человеческих . И вместе с тем лирика Есенина последних лет несет в себе мотивы , весьма далекие от успокоения . Певец равенства и братства людей , Есенин - поэт большой патриотической темы . Русь , Родина , отчий край - неизменные мотивы его лирики . Это неизбывное сыновнее чувство пронизывает и цикл персидских стихотворений
Как бы ни бал красив Шираз , Он не лучше рязанских раздолий . Лирика Есенина носила по преимуществу исповедальный , интимный характер . Однако ошибочно было бы на этом основании говорит об узости диапазона творчества поэта или камерном содержании есенинской поэзии. Лирика Есенина социально - насыщена , ибо и самые интимные его стихотворения освещены светом высокого гуманистического идеала .
Теперь перейдем к Блоку и рассмотрим , как он смотрел на тему родины в свою эпоху . Русь моя , жизнь моя Под таким углом зрения оформляется в лирике Блока образ России - народной России , роковой страны , затаившей в недрах своих великое мятежное начало . Под роковой внешней покорности , под покровом красоты заплаканной и древней таится очистительный огонь , готовый вот - вот вырваться наружу . Очень показательно , что этот образ
России начинается складываться в творчестве Блока не только в стихах , но и в статьях и в пьесе Песня Судьбы именно в годы реакции , когда силы революции были подавлены и в стране воцарилось видимое спокойствие . Причем , и это очень важно , тема России возникает в лирике Блока в те же годы , что и тема страшного мира , и как прямая антитеза ей . В таких стихотворениях , как Русь , Россия , Осенний день ,
Русь моя , жизнь моя , вместе ль нам маяться и других , исполненных сыновней любви к родному краю , возникает образ страны , живущей своей особой , насыщенной и неспокойной жизнью , со своей тайной судьбой . Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь , Дремлю - и за дремотой тайна И в тайне ты почиешь , Русь . Русь , опоясана реками И дебрями окружена ,
С болотами и журавлями И с мутным взором колдуна . Где разноликие народы Из края в край , из дола в дол Ведут ночные хороводы Под заревом горящих сел Это - из стихотворения Русь . А вот из другого стихотворения Тихо , долгое , красное зарево Каждую ночь над становьем твоим Что же маячишь ты , сонное марево
Вольным играешься духом моим Опора на традицию Некрасова здесь очевидна . Но очевидно и то , что Блок не ограничивается использованием традиции , он идет дальше , он оформляет образ России , уже готовый всколыхнуться мятежом и пожаром . Кризисный характер рубежа 19 -20 веков для Блока как раз и состоит в том , что происходит смена исторической эпохи. Стихийное нарушение порядка жизни и было для
Блока тем пунктом , в котором сходились линии лирики интимной и лирики гражданской . Поэтому он и поставил впоследствии Двенадцать в один ряд не только со Снежной маской , но и с другим любовным циклом - Кармен . В январе 1918 года сказал он я в последний раз отдался стихии не менее слепо , чем в январе 1907 или в марте 1914 года . Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда , что оно было писано в согласии со
стихией Он понимает , что уходит в прошлое большой исторический период , что на его глазах рушатся вековые устои жизни . Он ощущает себя свидетелем и современником большой исторической драмы . Так оформляется в сознании Блока важнейшая для него проблема стихии и культуры , народа и интеллигенции . Во всем Блок видит признаки надвигающейся катастрофы . Истоки ее уходят в 19 век . Проблема народа и интеллигенции явилась для
Блока проблемой , которая , может быть , с наибольшей наглядностью выявила черты его личности , то есть отчетливо обрисовала образ человека во всей сложности его духовного облика и его резкой и властной оригинальности . Блок создает обобщенный образ неблагополучия он не исследует и не анализирует , его подход к проблеме - романтический и лирический . Он ищет образы всеобъемлющие , грандиозные , которые были бы под стать тому неблагополучию , во власти которого находиться страна .
Она разделена , по его мнению , на два стана, столкновение между ними неизбежно , и вот эта - то неизбежность страшит Блока . Он видит в народе стихийную разрушительную силу , действия которой , однако , по конечным и отдаленным результатам несут огромный положительный заряд . Он по - своему переосмысляет Гоголя , и Некрасова . Из Гоголя Блок заимствует образ тройки как олицетворение народной , скрытой до времени силы , стихийно
устремившейся вперед - прямо на нас , то есть несущей гибель интеллигенции. Из Некрасова Блок заимствует образ Коробейщика как воплощение народного знания о том , куда именно следует вести страну . В пьесе Песня судьбы , которая создавалась в те же годы , именно Коробейник выводит заблудившегося в снежной степи героя на верный путь . В годы реакции в России вообще обостряется внимание к
Некрасову , причем как в среде интеллигенции, так и в народной среде . После тяжелой и трагической русско - японской войны и поражения революции поэзия Некрасова возрождается как выражение народного самосознания таким Некрасов воспринимает и в низах общества , и в произведениях литературы. Но Блок подчеркивает и другое - стремительность самого процесса всеобщего обновления , в которое вступает
ныне мир , неудержимость полета в будущее , который , однако , не является спокойным и бескровным . Все эти качества были для Блока показателем характера русской истории вообще . Он сказал об этом в гениальном стихотворном цикле На поле Куликовом 1908 , в котором положение России , разделенной на два враждебных стана , уподобляется Руси эпохи Дмитрия Донского , вышедшей на Куликовом поле , чтобы в схватке с золотоордынским ханом
Мамаем отстоять свою национальную независимость . О , Русь моя Жена моя До боли Нам ясен долгий путь Наш путь - стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь И вечный бой Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль Летит , летит степная кобылица И мне ковыль И нет конца Мелькают версты , кручи Останови
Идут , идут испуганные тучи , Закат в крови Закат в крови Из сердца кровь струиться Плачь , сердце , плачь Покоя нет Степная кобылица Несется вскачь Цикл На поле Куликовом - лучшее , что дала России поэзия рубежа двух веков . Русь , явленная в стихах цикла , и манит Блока своей исторической стремительностью , и страшит катастрофами .
Совершенно новое и необычное восприятие родины продемонстрировал в этом цикле Блок .Из глухих лет он увидел зарево пожара Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар . И он ощутил себя во власти России, частицей ее , ее сыном , ее мужем , слился с ней в стремительном полете в будущее. Не может сердце жить покоем сказал он здесь уже о себе.
И поэтому гораздо важнее здесь не та историческая аналогия, очень субъективная, хотя и распространенная в среде символистов, которая легла в основу поэтического сюжета цикла схватка русских с татарами как прообраз будущей схватки народа и интеллигенции, монголов и Европы. Более существенно то, что Блок увидел народную Россию стоящей на грани глубочайших социальных и исторических преобразований, и глубокую личную зависимость
от нее ощутил. И ощутил так сильно, что уже никогда с этим ощущением не расставался. Блок пишет в эти годы о любви и ее неизбежно драматическом исходе, о России и ее неблагополучии, о гибели и пустоте жизни, о своем поколении, неспособном к действию, изнемогающем в пустых мечтах,он казнит себя за слишком светлую веру в любовь и в жизнь, которая сопровождала выход его на поэтическую арену. Он пишет о европейской культуре, превратившей в цивилизацию и тем самым подписавшей
себе смертный приговор цикл Итальянские стихи . В стихотворении На закате Она, как прежде, захотела утверждает Земное сердце уставало Так много лет, так много дней Земное счастье запоздало На тройке бешеной своей Тот же мотив повторяется в цикле Арфы и скрипки, где личное пронзительно и на высокой эмоциональной ноте вплетается в общее.
Я пригвожден к трактирной стойке. Я пьян давно. Мне все - равно. Вот счастие мое - на тройке В сребристый дым унесено. Летит на тройке, потонуло В снегу времен, в дали веков И только душу захлестнуло Сребристой мглой из-под подков Снег времен и даль веков в сочетании с трактирной стойкой создают обобщенный и широкий образ беды, в
которую попал герой стихотворения. И образ тройки, уже традиционный для Блока, опять вызывает в памяти Гоголя - финал Мертвых душ преследует Блока, как навязчивое видение, трансформируясь в самые разные варианты движения, полета в неизвестность, в снежную мглу. Мотив утраченного счастья, пролетавшего мимо и скрывшегося вдали, утерянного ощущения полны бытия, которое некогда вдохновляло поэта, а теперь осталось лишь в виде горького воспоминания
едва ли не основной мотив сборника Ночные часы, создавшегося в 1910 году. Но в это же время возникают и оформляют и иные мотивы - мотивы гнева и протеста, составившие другую, очень важную линию творчества зрелого Блока. Здесь уже не простое изображение личности человека, какой она формируется в условиях реакции и страшного мира, а сознательное стремление воздействовать на ее формирование, сделать искусство действенным, активно вторгающимся в жизнь.
Преодолевая мотивы тоски и безысходности, Блок выходит на широкую дорогу гражданского искусства. Испытав всю глубину и силу возмездия за отвлеченность ранних надежд и мечтаний, пройдя через восприятие стихии - силы губительной, и очищающей, герой Блок в 1910 - е годы претерпевает в своем облике существенные изменения. Он дополняет чертами, которых не было ранее. Пройдя через круг самоотречения, духовной усложненности, снедающих душу противоречий, по-своему раскрывающих
сущность мира, его скрытый и явный драматизм, поэт приходит к мысли о простоте, естественности, труде, единении с природой и простыми людьми .Здесь - то и обнаруживается исход, открывается возможность пути к возрождению. Центральное место в сборнике Ночные часы занимает стихотворение Май жестокий с белыми ночами которое, как обычно у Блока, состоит из двух частей, на первый взгляд исключающих, а на деле дополняющих одна другую.
Смысл первой части раскрывается в поэтической декларации, имеющей характер полнейшей безысходности Голубая дымка за плечами, Неизвестность, гибель впереди И - вторая часть, в которой дается иная картина, намечается новый путь как желаемое, страстно ожидаемое, хотя идеальное начало новой жизни Хорошо в лугу широким кругом В хороводе пламенном пройти, Пить вино, смеяться с милым другом
И венки узорные плести, Раздарить цветы чужим подругам, Страстью, грустью, счастьем изойти Но достойней за тяжелым плугом, В свежих росах поутру идти Этот светлый финал стихотворения звучит диссонансом в общей концепции сборника. Но он важен нам как выражение идеальной мечты поэта, как его представление о тех душевных качествах личности, которые могли бы вывести ее из замкнутого круга тоски и обреченности.
Подобная мечта воскреснет вновь в дальнейшем, когда Блок приступит к работе над поэмой Возмездие, в сложной конструкции которой он попытается воплотить процесс созревания активного человека в условиях русской действительности рубежа веков. Он обращается со страстным призывом к окружающим, к своим современникам На непроглядный ужас жизни Открой скорей, открой глаза,
Пока великая гроза Все не смела в твоей отчизне Дай гневу правому созреть, Приготовляй к работе руки В поэтическом сознании Блока произошел поворот, в его творчестве открылись новые возможности. Он, поэт - лирик, заговорил языком гражданского поэта - трибуна, открыто опирающегося на традиции Некрасова ,называвшего свою музу музой мести и печали. В стихотворении Коршун, написанном в марте 1916 года, то есть за полтора года до
Октябрьской революции, он изобразил общественное зло, нависшее над Россией, в виде зловещей птицы - коршуна. Долг писателя, его высокое назначение в этом роковое время и состоит, согласно Блоку, в том, чтобы суметь уловить то брожение сил, которое подвело страну к социальному взрыву. Закрывать на это глаза, уединяться, замыкаться в кругу незначащих чувств и мелочных интересов - значит изменять своему долгу. Жить современностью, жить общественными задачами сегодняшнего дня и
значило для Блока жить будущим. Искренность самопожертвования - вот что считал Блок главным для всякого художника, в этом видел он фактор подлинного творчества. Весь этот сложный комплекс размышлений о сущности и характере исторических перемен, о человеке и его месте в исторической жизни, о видоизменениях личности в специфических условиях рубежа веков, наконец, о роли и назначении искусства Блок попытался воплотить в поэме
Возмездие, к работе над которой приступил в1910 году. Поэма так и не была закончена, несмотря на то что Блок работал над ней с упорством и самоотдачей до конца своих дней правда, с большими перерывами. Замысел Блока полного воплощения не получил. Но сама работа над поэмой имела для него огромный положительный смысл она помогла ему прояснить сложившуюся к 1910 - м годам историческую концепцию - не только увидеть
личность в связях с породившей ее средой и эпохой, но и выявить причины именно такой ее эволюции, что объективно подводило Блока к другой поэме - Двенадцать, написанной уже после революции. Для него революция не есть изолированное событие, касающееся жизни и истории одной страны. Это перелом эпох в течении всей мировой истории. В движение пришла народная масса, носительница, согласно устоявшемуся мнению Блока, стихийных сил, и она - то оказывается главной силой, изменяющей лицо мира.
Она вышла на улицу - сам этот факт имел в глазах Блока огромное значение. Улица оказывается местом действия, сценической площадкой, на которой разыгрывается сюжет последней поэмы Блока Двенадцать, самого значительного его произведения. Блок воспринял революцию как стихийный взрыв недовольства и негодования, идущий из самых низов народной массы. Он даже сгущает краски, представляя героев поэмы возможными каторжниками
В зубах - цигарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз. В глазах высших слоев общества, буржуазной элиты это люди отверженные, за людей даже и не признаваемые. Народная стихия действует в поэме Блока в согласии со стихией природной. На протяжении всей поэмы ее герои выступают, овеваемые снежной вьюгой, на фоне пурги, бурана. Все в мире пришло в движение - и люди, и природа все становится другим, и такое всеобщее изменение
не может, естественно, протекать в спокойной обстановке. Вот эта всеобщая взвихренность и составляет главное в том образе революции,который создан Блоком в поэме. Этот образ не имеет ни локальных, ни конкретно-политических черт. Меняется лицо мира целиком. Но, будучи лишен локальных и конкретно-политических черт, образ революции в Двенадцати глубоко социален. Социальная основа эта также присутствует в поэме в самом общем выражении,
но она есть, она-то и заключает в себе идейное содержание поэмы. Ее герои - олицетворение низов, поднявшихся в своем справедливом негодовании против верхов. Этим низы общества не приукрашиваются и не модернизируются Блоком. Частушки, которые они распевают, угрозы, с которыми они обращаются ко всем буржуям, их обещание раздуть мировой пожар в крови - все это свидетельствует об очень определенной социальной окраске, с
которой вошли герои революции в сознание Блока. Они вышли на улицу и творят свое правое дело В очи бьется Красный флаг Раздается Мерный шаг И вьюга пылит им в очи Дни и ночи Напролет Нужно признать главное в революции Блока уловил и понял. Это главное состояло в том, что в движение пришла народная масса. Высота в осмыслении важнейших проблем революции, широта взгляда и отсутствие предвзятости и упрощенчества
сделали Двенадцать произведением эпического жанра. Но, принимая и оправдывая стихию как факт истории и возмездия, Блок уже и отталкивается от нее, ибо хочет видеть в ней и в действиях ее носителей больше, чем одно только разрушение. Герои его поэмы - голытьба Гуляет нынче голытьба говорит там , но ими руководит высшей смысл , заключающий в себе оправдание и их самих , и их действий.
Это высший смысл есть для Блока будущее , в которое они идут , сопровождаемые страстным призывом Революционный держите шаг Неугомонный не дремлет враг Здесь дает о себе знать авторское отношение и к героям ,и к тому ,что происходит в поэме ,в центре которой очень неожиданно, на первый взгляд , поставлено убийство Катьки , оказавшейся жертвой стихийной страсти .С развитием действия то есть объективно в процессе революции
облик героев резко и заметно меняется . Путь героев по улицам города - это путь от стихийного разгула кульминацией которого и является убийство Катьки к дисциплинированности и собранности . В них все меняется и внешний облик они становятся более подтянутыми , и отношение к старому миру они уже не грозят полоснуть ножичком , не поют анархически -разбойных частушек ,а действуют более осознанно . Не случайно именно в последних главах поэмы постоянно повторяется призыв
Вперед ,вперед ,вперед , Рабочий народ Или Шаг держи революционный Близок враг неугомонный Это уже сознательные бойцы ,вступившие в единоборство со старым миром . О них говорит в поэме Их винтовочки стальные На незримого врага В переулочки глухие , Где одна пылит пурга Да в сугробы пуховые - Не утянешь сапога И сам мир выступает в последних главах поэмы в более четком выражении -гротескном
образе буржуя ,сопровождаемого своим спутником - псом Стоит буржуй , как пес голодный , Стоит безмолвный , как вопрос И старый мир , как пес безродный , Стоит за ним , поджавши хвост . Павший пес, как условное обозначение всего старого мира , прямо противопоставлен в поэме другому , светлому образу , иносказательно обозначающему ту даль, в которую шествуют ее герои образу - символу
Иисуса Христа . Это традиционная пара ,символизирующая соответственно темное и светлое начало жизни , ее добро и ее зло. Образы - символы света и тьмы, будущего и прошлого столкнулись в поэме Блока , но уже на конкретном фоне социальной революции . Традиционное и отвлеченное , казалось бы , противоборство получает в поэме конкретную социальную окраску ,благодаря чему сама традиционность как бы растворяется , теряет свои очертания.
Пес - наследие старого мира , Христос - та условная ,но для Блока предельно высокая норма человеческого поведения и нравственности , к которой движутся естественным порядком двенадцать красногвардейцев Вместе с тем Христос - самый смутный символ поэмы . Ведь с име нем Христа люди издавна связывают наступление новой эпохи -новой эры ,которое обозначило конец Римской империи .И сейчас ,когда понимал Блок , также наступает новый период в истории человечества
,для него снова выдвигается на первый план символ Христа хотя , конечно ,известная условность этого образа в тексте поэмы не подлежит для нас сомнению . Интеллигенция и революция, в которой Блок обратился со страстным призывом к русской интеллигенции . Интенсивность насыщенность восприятия происходящего вокруг - в Петроград , в России , в мире - вот главное ,что характеризует мироощущение
Блока и в 1918 ,и в 1919 годах . Мир пришел в движение ,а с ним вместе вернулся к активной жизни поэта . Он почувствовал , что может и должен сказать людям что-то очень важное , такое ,чего ни он ,ни кто-либо другой еще не говорили . И он заговорил со своими современниками на языке , к помощи которого не прибегал никогда ранее на языке оратора , трибуна , заговорил страстно , используя контрасты и противопоставления , такие слова и выражения , которые многим казались грубыми и прежнему
Блоку не свойственными . Правда , стихов после Двенадцати и Скифов он уже почти не писал . Ушла в прошлое эпоха , поэтическим выразителем которой был в значительной степени Блок . В своем творческом развитии , стремительном и насыщенном , он вышел далеко за пределы символической эстетики , за пределы мистицизма и декадентства . Поэт тончайших душевных движений , Блок стал и одним из самых значительных гражданских поэтов своего
времени ,потому что чутко уловил наступление новой эпохи - эпохи социальных потрясений , и прочно связал свою судьбу и свое творчество с революционными тенденциями своего времени . Но совсем иначе смотрел на тему Родины Николай Рубцов Николай Рубцов - поэт долгожданный . Блок и Есенин были последними , кто очаровывал мир поэзией - непридуманной , органической . Голос Рубцова , еще не нашедшего своей , корневой , драматической темы
Родины , России , темы жизни и смерти , любви и отчаянья , тогдашний голос Рубцова тонул в окружающих его голос Рубцова тонул в окружающих его голосах . И это - закономерность . Творения Пушкина и Тютчева , Лермонтова и Некрасова , Фета и Полонского , Блока и Есенина были для Николая Рубцова и его собратьев не литературными фактами , но именно глубочайшими воплощениями
духовной жизни русского народа и русского человека а значит , прообразами их собственной духовной жизни . Они никак не отделяли поэзию от жизни в ее сущностной основе - и потому были свободными от какой - либо литературщины . Многие из критиков , также собратьев моих по перу , рассуждая при случае о поэтической судьбе Николая Рубцова , сразу же причисляют его чуть ли не к апологетам Есенина . Наивная несправедливость . Преодолимая близорукостью .
Рубцов жил в свое время , Есенин- в свое . То , что ощутить другой , каким бы провидцем последний не оказался . Чувства - индивидуальны . Можно исповедовать одни и те же идеи устремления мысли , но восторгаться или страдать , возгораться и гаснуть каждый обречен самостоятельно . И здесь нужно четко отделить одно понятие от другого понятие школы и поэтической судьбы , глубиной сути поэта , что всегда первозданна . Тихая моя родина
Ивы , река , соловья Мать моя здесь похоронена В детские годы мои Эта музыка , интонация слов - выстрадана .Так писать мог только один человек , а именно - Николай Рубцов . Это его кровные слова , его естественное состояние души . До конца , До тихого креста Пусть душа останется чиста Россия , Русь Храни себя , храни Смотри , опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они - Иных времен татары и монголы . Так писать мог только истинный поэт , живший болью своей эпохи , патриот земли родной в самом высоком смысле этого слова , потому что мысль храни перерастает здесь рамки личного и даже - отчего . Сохраняя любовь и память к своему изначальному , к родимой деревеньке , городу , речке детства , мы тем самым сохраняем любовь к Отчизне и даже больше - ко всему живому на земле .
Поэзия Николая Рубцова помимо эмоционального несет в себе мощный нравственный заряд , иными словами - она , его поэзия , способна не только воспитывать в человеке чувства добрые , но и формировать более сложные духовные начала . Поэзия Рубцова - не тихая , не камерная , не подходит она под определение деревенской поэзии . Она просто - поэзия . Поэзия Николая Рубцова . И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии , спасибо ему за
любовь его земную , неопалимую . Таким образом мы рассмотрели , как поэты разных эпох смотрели на тему родины , и как эта тема была отражена в их поэзии .И на основе всего написанного можно сделать вывод , что тема родины , отраженная в особенности в стихах ,зависела прежде всего от душевного состояния поэта , от его мировосприятия и от окружающей обстановки , то есть от той эпохи в которой жил каждый из поэтов .
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |