СПОРЫ О ЧЕЛОВЕКЕВ ПЬЕСЕ М.ГОРЬКОГО НА ДНЕ . ПьесаМ.Горького На дне создана более восьмидесяти лет назад. И все этигоды она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем,поставленных автором, проблем, которые на разных этапах исторического развитияприобретают новую актуальность. Это объясняется и сложностью, противоречивостьюавторской позиции.
Повлияло на судьбу произведения, на его восприятие то, чтосложные, философски неоднозначные идеи писателя были искусственно упрощены,превращены в лозунги, взятые на вооружение официальной пропагандой недавнихлет. Слова Человек это звучит гордо! становились нередкоплакатными надписями, почти такими же распространенными, как СлаваКПСС а сам монолог Сатина дети заучивали наизусть, правда,предварительно его корректировали, выбрасывая некоторые реплики героя Выпьемза человека,
Барон! . Сегодня пьесу На дне хочется перечитатьзаново, непредвзято взглянув на ее персонажей, внимательно вдумавшись в ихслова и вглядевшись в их поступки.ПьесаМ.Горького - новаторское литературное произведение. В центре ее - не толькочеловеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смыслежизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизнитакой, какова она есть на самом деле,
со всей ее безысходностью и правдой дляперсонажей - людей дна , или жизнь с иллюзиями, в каких быразнообразных и причудливых формах они ни представали. Этот спор начинаетсязадолго до появления в ночлежке Луки и продолжается после его ухода. Уже всамом начале пьесы Квашня тешит себя иллюзиями, что она - свободная женщина, аНастя - мечтами о великом чувстве, заимствуя его из книги Роковаялюбовь . И с самого начала в этот мир иллюзий врывается роковая правда.
Неслучайно бросает свою реплику Квашня, обращаясь к Клещу Не терпишьправды С самого начала пьесы, многое звучит как спор М.Горького с самимсобой, со своей прежней идеализацией босяков. В костылевской ночлежке свободаоказывается призрачной - опустившись на дно , люди не ушли от жизни,она настигает их. И прежнее горьковское желание - рассмотреть в босяках, люмпенах,людей, отторгнутых
от нормальной человеческой жизни, прежде всего хорошее -также отступает на второй план. Эти люди жестоки друг к другу, жизнь сделала ихтакими. И эта жестокость проявляется прежде всего в том, с какой настойчивостьюони разрушают иллюзии других людей, например, Насти, умирающей Анны, Клеща сего надеждой выбраться из ночлежки, начать новую жизнь, Барона, все достояниекоторого составляют воспоминания о былом величии рода и которому
Настя бросаетв ожесточении реплики Врешь, не было этого В среде этихожесточенных жизнью людей появляется странник Лука. И с его появлениемначавшийся уже спор о человеке, о правде и лжи в его жизни обостряется.Всмотримся внимательнее в образ Луки.Прежде всегоотметим, что именно этот персонаж пьесы вызывает наиболее ожесточенные споры,составляет ее драматургический нерв.
Лука утешает людей. Чем можно утешить этихвыброшенных из жизни, опустившихся на дно ее бывших баронов, актеров, рабочегочеловека, потерявшего работу, умирающую женщину, которой нечего и вспомнитьхорошего о прожитой жизни, потомственного вора? И Лука прибегает к лжи, как ксловесному наркотику, как к обезболивающему средству. В обитателей ночлежки онвселяет иллюзии, причем жизненный опыт его таков, что он тонко чувствует людей,знает, что каждому из них важнее всего. И безошибочно нажимает на главный рычагчеловеческой личности,
обещая Анне покой и отдых на том свете, Актеру -бесплатные лечебницы для алкоголиков, а Ваське Пеплу - вольную жизнь в Сибири.Зачем врет Лука? Этот вопрос не раз задавали себе читатели и критики, размышляянад горьковской пьесой. Долгое время в трактовках образа Луки преобладалиотрицательные оценки, его обвиняли в равнодушии к людям, в корысти само имяего по созвучию связано со словом лукавый , а одно из значений этогослова близко
к нечистому, к искусителю . Луку обвиняли и в том, что он искушаетлюдей своей ложью, а в качестве главного обвинения называли смерть Актера, вобразе горьковского странника искали прежде всего идеологические истоки, егосвязывали с сектантами- бегунами, с идеями толстовства. Однако если всмотретьсяв то, что делает Лука, вслушаться в его речи, понимаешь, что механизм егоутешительства проще и сложнее. Он просто не очерствел душою, нельзя несогласиться с оценками, которые дает
Луке Сатин Он врал Но это толькоиз жалости к вам . Лука не просто обманывает, на протяжении пьесы онтворит реальное, деятельное добро утешает перед смертью Анну, пытаетсяусовестить Василису. Именно этот странник предотвращает убийство Васькой ПепломКостылева кстати, Сатин прямо толкает Ваську на убийство и чего тыне пришибешь его, Василий - и далее
Потом женись на Василисе хозяином нашим будешь . И в Сибирь он советует Пеплу уйти поскорее,потому что предвидит, добром это дело не кончится, и предвидение егооказывается правильным. Лука не просто врет актеру, он уговаривает его Ты только вот чего ты пока готовься! Воздержись возьми себя в руки итерпи И причина смерти Актера не в иллюзиях, а в их крушении, в прозрении,в сознании невозможности воздержаться
и взять себя в руки.Лука не простоутешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центровпьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников.Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека и научитьдобру может не насилие, не тюрьма, а только добро Человек может добрунаучить Пока верил человек - жил, а потерял веру и удавился.
Итак, впьесе, как можно убедиться, главный носитель добра - Лука, он жалеет людей,сострадает им и пытается помочь словом и делом. Авторская позиция в драмеМ.Горького выражена, в частности, сюжетно. Последнее событие пьесы - смертьАктера - подтверждает слова Луки поверил человек, затем потерял веру иудавился.
Принято считать, что главным оппонентом Луки в споре о правдеявляется Сатин. Это как будто бы и так, ведь именно он произносит афоризм Ложь - религия рабов и хозяев Правда - бог свободного человека! Однако именно Сатин не только заступается за старика, запрещая плохо говорить онем, но и произносит свой знаменитый монолог о человеке, воплощая в жизнь идеиЛуки.
В самом деле, что такое рассуждения, как не словесный наркотик,призванный утешить всех вокруг, во всех вселить иллюзию собственной ценности,вне зависимости от реальных человеческих дел. Недаром именно после монологаСатина в ночлежке начинается пьяный разгул, и даже глашатай беспощадной и злойправды Бубнов заявляет Много ли человеку надо? Вот я - выпил ирад! И только известие о самоубийстве
Актера внезапно прерывает этукартину. Поэтому так многозначно звучат последние слова пьесы, вложенные в устаСатина Эх испортил песню дур-рак! .По-настоящемуспорит с Лукой не Сатин, а сам автор пьесы. Именно Горький показывает, чтоспасительная ложь никого не спасла, что вечно жить в плену иллюзий нельзя, авыход из них и прозрение всегда трагичны, а главное - что человек, живущий вмире утешительной мечты, убаюкивающего обмана, примиряется со своей убогой,беспросветной реальной
жизнью. Это приводит его к тому, что он соглашаетсятерпеть - мотив этот звучит в пьесе не раз, например, в словах Анны Колитам муки не будет здесь можно потерпеть можно или в притче оправедной земле - жил человек плохо, но терпел в надежде найти когда-то инуюжизнь. Вот этого примирения с жизнью не приемлет М.Горький. Спор писателя сЛукой - это во многом спор с самим собой.
Недаром современники вспоминали, чтопо своим человеческим качествам М.Горький был во многом близок к этомустраннику-утешителю. Недаром он уже в период послереволюционный написалкиносценарий По пути на дно , где под влиянием идеологических догмразоблачил Луку, показал его как кулака, преступного и безнравственногочеловека.
Но сценарий этот оказался творческой неудачей М.Горького, а пьеса На дне продолжает жить и сегодня, вызывая многочисленные споры иобретая новую актуальность.Образ Лукидолгое время оценивался в литературоведении однозначно отрицательно. Лукуобвиняли в том, что он лжет из корыстных побуждений, что он равнодушен к людям,которых обманывает, наконец, что в момент преступления он исчез из ночлежки.
Ноглавное обвинение, которое предъявлялось Луке, касалось его позиции, егоотношения к человеку. Он проповедует жалость, милосердие, которые в прежниегоды считались чем-то лишним, даже подозрительным, этаким проявлениемпримиренчества, отступлением от позиции борьбы с классовым врагом а враговвидели вокруг себя бесконечно много , милосердие объявлялось интеллигентской мягкотелостью , которая недопустима в условияхсхватки двух миров. Не принималось в позиции
Луки и другое - то, что он незовет людей к борьбе, к революционным действиям, радикальному изменению жизни.Все это в давние годы считалось вредным и чуждым человеку нового общества, борцу за светлое общество . Сегодня образ Луки прочитывается вомногом иначе, а поводом к этому может послужить просто внимательное,непредвзятое знакомство с горьковской пьесой.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |