Реферат по предмету "Литература"


Сочинение-рецензия на рассказ В. Астафьева "Людочка"

Намнезачем наши сердца холодить И такуж на улице вьюга . С.Куняев Нравственность есть Правда писал Василий Шукшин.Правда и нравственность в литературе неотделимы. Светлая любовь, непримиримостько всякому злу и доброта, восхищение красотой Земли высказывается впроизведениях Виктора Астафьева от первого лица , со всей прямотой ибесстрашием.


По натуре своей он моралист и певец человечности , в судьбахсвоих героев выделяет этические моменты, какие понятны всякому времени, инынешнему, и завтрашнему - отмечает критикА. Макаров, говоря о творчестве Виктора Петровича.В сентябрьском номере журнала Новый мир за тысячадевятьсот восемьдесят девятый год опубликован рассказ Астафьева Людочка .Он о молод жи, но нет молодости в его героях.


А естьодинокие, где-то глубоко в себе страдающие и шатающиеся по свету изношенныетени, бросающие свои мрачные ощущения на впечатлительные души читателей.Особенно поражает в героях Астафьева одиночество.Жуткое и неизменное. Людочка пытается вырваться из этого чувства. Но уже первыестрочки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой,наводят на мысль, что


Людочка, как и эта трава, не способна к жизни. Онауезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие.Мать давно привыкла к устройству своей жизни. Отчим Людочки никак не относилсяк ней. Жил он, жила она в одном доме и только . Девушка чужая в родном доме.Чужая среди людей.Сегодня всем ясно, что наше общество больно. Но чтобыего правильно лечить, нужен верный диагноз.


Над этим бьются лучшие умы страны.Очень точный диагноз одной из страшных болезней, поразивших страну, поставилАстафьев. Главную трагедию героини своего рассказа Людочка , в образе которойотразились как две капли воды боли подавляющего большинства нашихсоотечественников, он увидел в душевном одиночестве.Рассказ легко вписывается в литературный процесссовременности. Одна из главных особенностей таланта Виктора Петровича умениеохватить проблемы, волнующие многих писателей


бесхозяйственность, падениенравственности, распад деревни, рост преступности.Астафьев показывает нам будничную, серую, самуюобыкновенную жизнь дом работа дом. В этом круге жив т Гавриловна,потерявшая здоровье в парикмахерской, е товарки, как должное принимающие вс горести и удары судьбы. В этом круге должна быть и главная героиня рассказаЛюдочка. И она, не сопротивляясь, полз т по этому кругу, и мечта-то у не самаяобыкновенная, как у всех молоденьких


девушек выйти замуж, научиться работать.Речь героев Астафьева убедительным образомиллюстрирует это положение социальной психологии. Покуль ты ученицей будешь живи, но как мастером станешь, в общежитку ступай, бог даст, и жизнь устроишь, наставляла Гавриловна девушку.Биография главной героини да тся писателем в самомначале повествования. Людочка родилась в небольшой угасающей деревне слабенькой, болезненной и плаксивой .


При помощи эпитетов автор созда т учитателя соответствующий психологический настрой на развитие основной сюжетнойлинии.Эпизоды один за другим раскрывают нравственную сутьчеловеческих отношений, постепенно готовя нас к трагической развязке.Цинизм, бездуховность первый сюжетный пластрассказа. С ним плотно состыкован второй пласт экологическая катастрофа.Картины природы в произведении не просто фон, накотором разв ртывается действие, они имеют важное значение


в структурерассказа. В них заключается глубокий смысл, ибо в отношении к природе, к землераскрывается духовный облик человека, проявляется его нравственная сущность.Мы видим деревню задыхающуюся в дикоросте ,прорвавшуюся трубу центрального отопления, описанную так натурально, что словноощущаешь е ароматы .Оба эти символа помогают яснее, без прикрас увидетьмногие беды и реальные опасности. Это определ нная авторская позиция, этостремление взволновать читателя, заставить


его оглянуться вокруг.В.Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходомсвоего повествования доказывает, сколь необходима острейшая борьба сбездуховностью, приспособленчеством, как червь, изнутри подтачивающиминравственные устои общества, которому всегда было легко оперировать судьбамитысяч людей. Но не хватало внимания к конкретным судьбам. Когда над Людочкойнадругался бандит, она оказалась в полнейшем одиночестве.


На улице за не струсил заступиться предводитель городской шпаны, спасовавший перед болееизощренным мошенником. Сразу же отшатнулась от не хозяйка квартиры своярубашка ближе . Не до Людочкиной беды оказалось и в родительском доме. Повсюдуглавная героиня сталкивалась с равнодушием. Именно этого она не смогла выдержать предательства близких ей людей.


Но отступничество проявилось раньше. Вкакой-то момент Людочка осознала, что она сама причастна к этой трагедии. Онасама проявляла равнодушие, покуда беда не коснулась е лично. Не случайноЛюдочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде неинтересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драмукоторого не хотели понимать живые.


Им, живым, не его боль, не его жизнь, имсво сострадание дорого, и они хотят, чтоб скорее кончились его муки, для тогочтоб самим не мучиться. Живые не хотели приносить себя в жертву умирающему.Сама Людочка тогда не сознавала, что, сделай она шаг к умирающему, возможно,тогда свершилось бы чудо вдво м они сделались бы сильнее смерти, восстали бы кжизни, в н м, почти умершем, выявился бы такой могучий порыв, что он см л бывс на пути к воскресению .


Героиня оказалась от этого далека. И вполнеестественно, что, попав в беду, теперь уже она не встретила понимания у других.Вот что подвело девушку к трагическому исходу.Обращает на себя внимание композиция рассказа. Послеповествования о случившемся с Людочкой несчастья, автор возвращает нас памятьюгероини в прошлое, чтобы найти объяснение происшедшему.Писатель стремится к такому изображению, когда читательполучает возможность не только увидеть, но буквально


ощутить живой ток жизни вкартине, что вста т перед ним.Сюжет не только и не просто видимая событийная, ночаще и больше сокрытая подтекстовая связь, сцепляющая текст направляющимдвижением авторской мысли. В нашем случае мысли о всеобщей взаимосвязанностисудеб, живущих в разъедин нном, расколотом, но в одном мире, на одной земле.Людочка приняла на себя грехи очень многих Стрекоча,матери, школы,


Гавриловны, советской милиции, молод жи городка. Это то, с чемне мог согласиться ещ Достоевский искупление невинными и непонимающимичьих-то грехов.Трагедия девушки недолгая жизнь, беспросветная,однообразная, серая, безучастная, без ласки и любви.Смерть героини это е взл т. Только после смерти онавдруг стала необходима матери, Гавриловне, е заметили.Рассказ на редкость трогателен, потому что читательчувствует, как сам автор


удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. Вуста Гавриловны Астафьев вложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов золотко мо , голубонька сизокрылая , ласточка , касаточка . Этоиспользуется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки е индивидуальных качеств.Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени иих речь не просто говор, а выразитель всех сил умственных и нравственных .


Плохие выписаны со смаком. Оста тся толькопоаплодировать писателю за великолепное знание жаргона рв м когти , кореши , отвали , пахан .Русские пословицы, поговорки и другие устойчивые словосочетанияи выражения занимают значительное место среди используемых писателемизобразительных средств прежде всего потому, что в них заложены большиевыразительные возможности высокая степень обобщенности, эмоциональность,экспрессивность. Автор переда т нам сво мироощущение удивительным похудожественной выразительности,


мким, пластичным языком. Устойчивые оборотыпридают речи героев живость, меткость, свойственную народной речи втемяшилосьв голову , гнуть спину , работала как конь .Богат, колоритен, неповторим в сво м мелодичномзвучании язык Астафьева.Помимо простых олицетворений таких, как деревнязадохнулась в дикоросте , испустившего резиновый дух крокодила Гену используется множество сложных, полных эпитетами и метафорами, создающихотдельную


картину пьяно шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенноесердце , серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака . Поэтомупроизведение получилось таким насыщенным, ярким, незабываемым.Писатель не сосредотачивает внимание лишь на теневыхсторонах жизни. В его рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашиваямногие невзгоды, исходит из сердец тружеников, кои не переводятся на Руси.Вспоминается сцена сенокоса, когда


Людочка и матьметали стог , а потом девушка в родной реке смывала с себя сенную пыль итруху с той радостью, которая ведома лишь людям, всласть поработавшим .Художественный при м контраста, удачно примен нныйздесь писателем, подчеркивает духовную близость человека с природой, которуюневозможно ощутить в городе, погрязшем в темноте невежества, нищете и полнойотсталости.Посмотрите вокруг раздоры, злость, гордыня мучают итерзают нашу землю. Если не мы, то кто прорв т этот замкнутый круг?


Поэтомуособенно актуальны проблемы в свете сегодняшнего дня, поднятые В. Астафьевым.Думая о Людочке, о е судьбе, о той растлевающей,гнетущей обстановке, в которой живут е ровесники и их близкие, невольнохочется воскликнуть Это хужеправды



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.