Сопоставительный анализ баллад В.А.Жуковского Людмила и Светлана Данные двебаллады замечательный пример того, как различно можно представить один сюжет,оставляя, тем не менее, произведения взаимодополняющими, хотя они могутчитаться и как самостоятельные. В обоих произведениях мотив мертвого жениха являетсяосновным, но несет различную смысловую нагрузку. На такой вывод наталкивает ужесама форма произведений, место этого сюжета в общей композиции в
Людмиле мертвый жених, увозящий девушку за собой в могилу реальность, в Светлане сон, не влияющий на действительность. Т.е.композиционно рассматриваемый сюжет в Людмиле - основной и единственный, в Светлане примерно рассказ в рассказе, и рассматривать его вотрыве от всей баллады не следует. Но, тем не менее, даже если мы проследимобразы только этой сюжетной линии, оставив реальный план Светланы иобратившись только ко сну героини, и сравним их с образами, появляющимися
в Людмиле с момента приезда жениха , то даже на уровне символов почувствуемразличное настроение двух переводов одной немецкой баллады. И там, и там,казалось бы, обстановка не из приятных мрачный лес , ночь, престранноеповедение жениха в Людмиле он говорит загадками о своем уединенном доме , в Светлане вообще бледен и унылый . Но в Светлане появляется голубочек белый , классический символ чистоты, и читатель ужепонимает, что участь Светланы не будет так печальна, как
Людмилы. По роли голубочка в происходящем лишает силы угрожающего девушке мертвеца легкоможно заключить о его противоположности силам тьмы, представленным в образемертвеца, и о близости к богу, об ангельской его природе ведь он появляетсяименно для спасения девушки, и он гораздо могущественнее мертвеца .Соответственно, Бог и вообще проблема божественной предопределенности играют непоследнюю роль в балладах, но, если Светлана сталкивается с силами и света, итьмы, причем сама она ближе к свету, то
Людмила практически по доброй волеотдается во власть Дьяволу. К тьме в Ад Людмилу ведет непокорность,противопоставление себя Создателю здесь я употребляю Создатель в прямомсмысле тот, кто создал мир, людей, и, естественно, распоряжается судьбамиживущих, т.к. именно при таком раскладе абсолютно ясна бессмысленностьтребований . Бог в этой балладе Людмила не появляется, но его присутствиеощущается настолько, что можно даже обрисовать
этот образ во-первых, он,согласно христианской религии, правосуден , а во-вторых, зла не творит . Он влюбом случае на стороне человека Людмила сама выбирает себе путь Расступись,моя могила гроб, откройся полно жить , обосновывая свой выбор с милымвместе всюду рай , и Бог идет ей навстречу он милосерден и хотя, возможно,здесь я слишком человек XXвека верит в людей. Перед нами переосмысление понятий
Рая, Ада, Бога человекомв сиюминутном страстном порыве Что, родная, муки ада? Что небесная награда? Смилым вместе всюду рай с милым розно райский край безотрадная обитель.Нет, забыл меня спаситель! - налицо разница между человеческим и божественнымпонятием о счастье. Если божественное счастье категория абсолютная, тотребуемое Людмилой сиюминутное. Это осознает мать Людмилы, не ослепленнаястрастью
Дочь, воспомни смертный час кратко жизни сей страданье Рай смиренным воздаянье, Ад бушующим сердцам и дает дочери разумный совет Будь послушна небесам . Людмила, уже сделав выбор хотя, по-видимому, несовсем понимая, чего требует судя по дальнейшим событиям, она хотела видетьживого жениха рядом с собой в мире живых, а не себя умершей рядом с мертвым ,не слушает мать, и в итоге остается с любимым.
Трудно сказать однозначно,раскаялась ли Людмила в своих безрассудных желаниях, увидев милого в гробу,хотя вид его был ей страшен , но что Бог сожалеет о ней, можно заключить суверенностью когда Людмила, каменея, пала мертвая на прах , в небесахраздаются стон и вопли . Печаль о попавшей в Ад по своему безрассудству душе так мне представляется этот стон , а что душа Людмилы попадает в Ад, гдеобрекается на вечные муки, с известной долей истины можно заключить из визга
искрежета под землею . Финальный хор усопших из могил , исходя из сказанного,можно интерпретировать как свидетельство о том, что Бог идет навстречучеловеку Твой услышал стон творец . Смерть Людмилы час твой бил, насталконец не божественное наказание за ропот на создателя, но результатисполнения желания Людмилы и, следовательно, аргумент в пользу тезиса смертныхропот безрассуден . Итак, человек вправе решать, но его решения безрассудны иобрекают его на вечную муку,
тогда как судьба, данная богом, ведет кабсолютному счастью. Баллада Светлана , являясь продолжением темы,подтверждает этот вывод, причем в свете моей интерпретации Людмилы выводЖуковского Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье. Благ зиждителязакон здесь несчастье лживый сон счастье пробужденье обретает нетолько прямой смысл, вытекающий из сюжета баллады Светлана , но иширокий скрытый.
Так, вера в провиденье не обретает мотивировки в сюжете этойбаллады белый голубок не проявление божественного милосердия, т.к. онпоявляется и спасает героиню в ее сне, а собственно сюжет гадание дурной сон свадьба не дает простора для характеристики божественного промысла. Но, знаяпервый перевод Леноры - Людмилу , мы легко связываем веру в провиденье с неверием и желанием решать самой свою судьбу Людмилы, и так или иначе делаемвыбор в пользу судьбы, данной
Богом, понимая бессмысленность человеческихрешений в глобальных вопросах жизни и смерти хотя за человеком, бесспорно,остается право выбора . Далее в свете Людмилы строки здесьнесчастье лживый сон счастье - пробужденье являются не просто краткимповторением сюжета, но приобретают символический смысл жизнь земная с еебедами как сон, а жизнь после смерти в раю как пробуждение. Т.е. обречение душиЛюдмилы на муки является закономерным, т.к. она сама выбирает суетное,мгновенное,
тем самым перечеркивая для себя вечное. Что до образа Светланы, тоон в связи с темой судьбы представляется бледнее образа Людмилы, скорее какдополнение к последнему. Светлана как бы выражение истины о том,что что бы не случалось, в итоге все будет благополучно эта баллада ужеоптимистического характера.Итак, исходяиз всего сказанного, баллады следует скорее рассматривать каквзаимодополняющие, а не самостоятельные
произведения, а основным конфликтомследует считать не конфликт между человеком и Богом, но внутренний конфликтчеловека между разумом, верой, с одной стороны, и спонтанным чувством, сдругой. Основной проблемой произведений является проблема самостоятельноговыбора личности.Оцениваябаллады с позиции наличия в них канонических элементов, мы обнаружим, чтоЖуковский придерживался правил. В обеих балладах есть четко выраженный сюжет,диалоги в
Людмиле между героиней и женихом, героиней и матерью в Светлане между девушками в экспозиции , монологи героинь, рефрены в Людмиле это строки Светит месяц, дол сребрится, мертвый с девушкою мчится путь их ккелье гробовой. Страшно ль, девица, со мной Близко ль, милый? Путь далек идр в Светлане бледен и унылый . В обеих балладах основнойсюжет сопровождается картинами природы, отражающими
настроение героинь.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |