ЛЕКЦИЯ д-р. C. Валюлис. РУССКИЙСИМВОЛИЗМ Философские и эстетические проблемы Старшие символисты Дм. Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Вл. Соловьев, Валерий Брюсов Символизм зародился в 1894 году.С 94 по 95 появились три сборника подназванием Русские символисты . Автор в основном Брюсов. Появились первыеманифесты символистов.
Сим. объявил войну реализму иполитике. Искусство должно быть свободно от общественных проблем. Искусство самоценная система.Символизму характерно - форма декаденства- поклонение индивидуализму- проповедь личностиЛекция Дм. Мережковского Опричинах упадка и новых течениях русской литературы . Основные принципы таковы - мистическое содержание- символичность образов- понятие о двоемирии мир земной, эмпирический реальность мир иной сверхреальность Поэт должен стремитьсяизобразить путь восхождения
в иные миры.Познание реалистов в эти миры непроникает. У них рассудочное, горизонтальное понимание мира. Так называемыепричинные связи.У символистов происходитпостижение мира иными, нерассудочными познаниями. По Блоку Реалисты наблюдатели.Символисты мыслители. ПоБальмонту Символисты отрешаются отдействительности, уходят в сферу идеального, только там можно постичь
очевиднуюкрасоту. Философы так определяли эту красоту - мировая воля у Шопенгауэра- душа мира у Вл. СоловьеваСамо искусство запечатлевает моменты вдохновения. ПоБальмонту Мережковский определил новое искусство как искусствохудожественного идеализма и вывел три принципа - мистическое содержание- расширенное худ. впечатление- русский реализмПонятиегрезы. Греза не существует в действительности, но навеяна ею.
Это субъективноевосприятие мира и собственного я , отвлеченная красота, особый стиль,создающийся целой системой символических образов. Греза музыка стиха.Символисты извлекают символы из действительности огонь,свет, роза, храм и т.д.Символисты относятся иронически к действительности.Мережковский считал, что мир земной ничего не отражает.
Символисты сталкиваются с проблемой личности в этомземном мире. Они углубляют внутренний мир человека. Есть два планасуществования личности, которые постоянно пересекаются - микрокосм личности- макрокосм бытияВажнымявляется путь восхождения от макрокосма к микрокосму.Влияние Ницше на старших символистов В человеке два начала дионистическое природное иаполлоническое гармоническое . Младшие символисты А. Блок, А. Белый испытывали влияниеВл.
Соловьева.По Соловьеву, земная жизнь лишь отсвет, искаженноепредставление бытия. Постичь высший мир можно верой, через религию. Соловьеввысказывает это в работе Идеи и смысл богочеловечества . Он считал, чтонаступит время разрешения проблем, восторжествует справедливость. Так возникаетего понятие соборности объединение всех вер и религий. Соборность это еще исоединение веры и культуры. Мировая душа , сама женственность, мудрость все этозаключается
у Соловьева в образе Софии. Именно София спасет мир. В самом человеке заключается и божеское, и дьявольское.Чем больше человек будет проникать в высшие миры, тем меньше в нем будетдьявольского. Соловьев говорит, что именно в мировомпроцессе строительства космоса обнаруживается сила основной идеи. Божественныйлогос или разум рождает Софию. Мировая душа воспринимает божественное начало,она дает толчок
к развитию. Задача человека воплощать духовную полноту вдействительность. Искусство играет большую роль в создании великого. Искусство высшая сфера культуры, которая может изменить земную жизнь. Искусство религия, способная создать новый мир. Сам поэт приравнивается к богу. Например,Веч. Иванов определяет поэта теургом творцом .
Символистыотказывались от понятийного мышления. Они по-новому определяли слово. Изстатьи Иванова Кормчие звезды слово стало только указанием, тольконамеком, только символом, ибо только такое слово не было ложью . Ложью былослово у реалистов. Особенности магии слов - Алогизмассоциаций Тень несозданных созданий Брюсов - Туманно-мистическиевидения- Звуковая игра-
Музыкальность стиха музыка служит основанием мировой воли по Шопенгауэру Основнымобразом является символ. Это может быть одно слово, метафора, образ в рамкахвсего стихотворения. Мережковский Идею символистов никакими словами передать нельзя. Символы выражают безграничнуюсторону мысли. Символ это нам к на то, что неназвано. Символ может передать т мное в нашейчувствительности.
Символ это определ нный при м, он рассчитан навозникновение ассоциаций, ощущений страх . Символизм это элитарное искусство. Читатель должен принимать систему нам ков.Символисты сталкивают слова. По Мережковскому, символ исполняет рольсверхчувственной интуиции. Это нечто идеальное, что дано поэту. Он посредникмежду миром трансценденции и миром реальным. Символ является тогда символом,когда он неисчерпаем, когда он переда т что-то неадекватное внешнему
миру Вяч.Иванов . У Сологуба я художника исходный момент творчества Я богтаинственного мира . Подтекст таков я бог поэт равен богу , потому что естьмир в его мечтах. Появляются такие силы, как пустынная душа, душа какединственное отечество. Не всесимволисты соглашаются с тем, что символ должен быть неисчерпаем добесконечности. У Брюсова в символе нет ничего мистического. Блок и
Брюсовтяготеют к школе французского символизма, где символ рассматривается какхудожественное средство, расширяющее наше представление о мире. ДляБальмонта символ является основным образом. Главное в образе картина души.Скрытая духовная идеальность может быть передана с помощью символа. Нужно найтимиг и описать этот миг с помощью символа. Тогда нужна музыкальность. Предтечисимволистов Фет,
Тютчев, ближе к ним Случевский, Минский. Несколькоэтапов 1. Начало в 90-х годах. Особое выражение. Старшие символисты индивидуалисты имистики. Они все разные. Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Сологуб, отчастиБрюсов. 2. 1900-е годы. Поколение молодых символистов Белый, Вяч. Иванов, Блок,Балтрушайтис, Анненский, отчасти
Боюсов. Издательства Скорпион , Сириус журналы Весы , Новый путь , Золотое руно , Аполлон . Символизм вживописи Врубель, Борисов-Мусатов, группа художников Мир искусства Сомов,Бенуа . В музыке Скрябин, он соединял разные виды искусства в одно. Вообщехарактерен синкретизм. Белый писал литературные симфонии.
Появление циклов икниг стихов. У Фета уже было стремление выразить поэтическую мысль в цикле. Усимволистов цикличность это форма мышления. Так как мир многомерен, то ичеловек тоже. Им недостаточно выразить вс в одном стихотворении. У Блока Стихио прекрасной даме . Эти циклы объединяются потом в книги. 3. В 1910 кризис. Первый кризис в 1905 году. Революция раскололасимволистов.
Блок и Белый приняли революцию как неизбежное. Мережковский иГиппиус эмигрировали. Во время второго кризиса 1910 г. символизм распадаетсякак единое течение. Раньше все издавались в одном журнале. Но создан уже новыйцех поэтов. Дм. Мережковскийбыл не только теоретиком, но и поэтом и писателем трилогия Христа иАнтихриста . Некоторое время Мережковский исполнял роль центра.
Человек высокойкультуры. Разработал новую религию третьего завета. Традиционно религия уповаетна Троицу. Но никто из них не спас человечество. Но прид т новый Спаситель Богородица. Она воплощает суть мира, дионисийство. Эта религия была популярнасреди писателей-символистов. Символистысобирались у Мережковского. Читали стихи у
Иванова на башне. Башня это 9 этажв петербургской квартире. В Москве у Юргиса Балтрушайтиса. Поэзияу Мережковского это церковь. Она мост к мистике. Вс определялось отражениембога. Сам мир отсвет высшего. Воспевание земного одиночества. Поэтпровозглашает новое и неведомое. Сама жизнь это символ.
Дети ночи -программное стихотворение. Присутствует символ кольца, то есть жизненногокруга. Живая сущность для Мережковского бог, но не человек. Стихи воплощаютего теоретические познания. Стихи далеки от совершенства. ЗинаидаГиппиус, в отличие от супруга, более многосоставна как личность. Е называлидекадентской мадонной, петербургской Сапфо, считали, что она немножко того.
Гиппиус не желала быть поэтессой, она писала от мужского имени, раскрывалапроблемы мужского характера. Она высокомерна, заносчива. Поэтический мирГиппиус подвижен, своеобразен. Она сталкивает разные полюса дерзость и смирение,религиозность и легкомыслие. Прославляет смерть и стремится к жизни, осозна тгреховность телесной любви, одновременно желает е . Интересуется метафизикой.Символические образы душа жив т во власти страха, раненая душа, образлестницы,
ступеней.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |