Прошлое, настоящее, и будущее в пьесе А.П. Чехова Вишневыйсад Своейпоследней пьесе Чехов дал подзаголовок комедия . Но в первой постановкеМосковского художественного театра еще при жизни автора пьесапредстала тяжелой драмой, даже трагедией. Кто же прав? Нужно иметь ввиду, что драма это литературное произведение, рассчитанное насценическую жизнь. Только на сцене драма обретет полноценное бытование,выявит все заложенные в ней
смыслы, в том числе получит ижанровую определенность, поэтому последнее слово в ответе на поставленныйвопрос будет принадлежать театру, режиссерам и актерам. В то же время известно, что новаторскиепринципы Чехова драматурга воспринимались и усваивались театрами с трудом, несразу. Хотямхатовская, освященная авторитетом Станиславского и Немировича-Данченкотрадиционная интерпретация Вишневого сада какдраматической элегии закрепилась в практике
отечественных театров,Чехов успел высказать своему театру недовольство, неудовлетворенностьих трактовкой его лебединой песни. Вишневыйсад рисует прощание хозяев, теперь уже бывших, с их родовымдворянским гнездом. Тема эта неоднократно освещалась в русскойлитературе второй половины XIX века и до Чехова и трагедийнодраматически и комически. В чем особенности чеховского решенияэтой проблемы?
Вомногом оно определяется отношением Чехова к уходящему в социальноенебытие дворянству и идущему ему на смену капиталу, котороеон выразил в образах соответственно Раневской и Лопахина. В обоихсословиях и их взаимодействии Чехов видел преемственность носителейотечественной культуры. Дворянское гнездо для Чехова прежде всегоочаг культуры
Конечно, это еще и музей крепостного права, иоб этом говорится в пьесе, но Чехов видит в дворянской усадьбевсе-таки в первую очередь культурное гнездо. Раневская его хозяйкаи душа дома. Именно поэтому, несмотря на все ее легкомыслие и пороки многие театры представляют, что она стала в Париже наркоманкой ,к ней тянутся люди. Вернулась хозяйка, и дом ожил, в негопотянулись уже, кажется, навсегда покинувшие его прежние обитатели.
Лопахинпод стать ей. Он чувствителен к поэзии в широком смысле этогослова, у него, как говорит Петя Трофимов, тонкие, нежные пальцы,как у артиста тонкая нежная душа . И в Раневской он чувствуеттакую же, родственную душу. Пошлость жизни наступает на него совсех сторон, он приобретает черты ухаря-купца, начинает кичитьсясвоим демократическим происхождением и бравировать некультурностью а это считалось престижным в тогдашних
передовых кругах ,но и он ждет Раневскую, чтобы около нее очиститься, снова выявитьв себе художественно-поэтическое начало. Такое изображение капитализмаопиралось на реальные факты. Ведь многие русские купцы икапиталисты, разбогатевшие к концу века, проявили интерес и заботу окультуре. Мамонтов, Морозов, Зимин содержали театры, братья Третьяковыосновали картинную галерею в Москве, купеческий сын
Алексеев,взявший сценический псевдоним Станиславский, принес в Художественныйтеатр не только творческие идеи, но и отцовское богатство, и весьма немалое. Лопахин - капиталистиного пошиба. Поэтомуи не удалась его женитьба на Варе, они не пара друг другу тонкая,поэтическая натура богатого купца и приземленная, буднично-обыденная, целикомушедшая в прозу жизни приемная дочь Раневской.
И вот наступает очередной социально-историческийперелом русской жизни.Дворяне выбрасываются из жизни, их место занимает буржуазия.Как ведут себя хозяева вишневого сада? По идее, надо спасатьсебя и сад. Как? Социально переродиться, тоже стать буржуа, что ипредлагает Лопахин. Но для Гаева и Раневской это значит изменитьсебе, своим привычкам, вкусам, идеалам, жизненным
ценностям.И поэтому они молчаливо отвергают предложение Лопахина и бесстрашно идут навстречу своемусоциальному и жизненномукраху. В этом отношении глубокий смысл несет в себе фигуравторостепенного персонажа ШарлоттыИвановны. В начале 2 акта она говорит о себе У меня нет настоящего паспорта, я незнаю, сколькомне лет откуда я и кто я не знаю
Кто мои родители, может,они не венчались не знаю. Так хочется поговорить, а с кем Никого уменя нет Все одна, одна, никого у меня нет и и кто я, зачем я,неизвестно . Шарлотта олицетворяет будущее Раневской все этоскоро ждет хозяйку имения. Но и Раневская, и Шарлотта по-разному, конечно,проявляют удивительное мужество и даже поддерживают бодрость духа в других, потому что длявсех персонажей пьесы сгибелью вишневого сада кончится одна жизнь,
а будет ли другая весьма гадательно. Бывшиехозяева и их окружение т.е. Раневская, Варя, Гаев, Пищик, Шарлотта,Дуняша, Фирс ведут себя смешно, а в свете надвигающегося на них социального небытия глупо,неразумно. Они делаютвид, что все идет по-прежнему, ничего не изменилось и не изменится.Это обман, само и взаимообман. Но этим они единственно могутпротивостоять неизбежности неотвратимого рока. Лопахин скорее искреннегорюет, он не видит в
Раневской и даже в третирующем его Гаевеклассовых врагов, для него это дорогие, милые ему люди. Общечеловеческий,гуманистический подход к человеку доминируют в пьесе над сословно-классовым. Особенно сильна борьбаэтих двух подходовв душе Лопахина, что видно из его заключительного монолога 3 акта. А какведет себя в это время молодежь? Плохо! У Ани в силу ее малолетствасамое неопределенное и в то же время радужное представление об ожидающем
ее будущем. Она в восторгеот болтовни ПетиТрофимова. Последнему хотя и 26 или 27 лет, но он считается молодыми, похоже, превратил свою молодость в профессию. Иначе объяснитьего инфантильность и самое удивительное общее признание,которым он пользуется, нельзя. Раневская жестоко, но справедливовыбранила его, в ответ он упал с лестницы. Его красивым призывамверит только Аня, но ее, повторим, извиняет ее молодость.
Гораздобольше того, что он говорит, Петю характеризуют его калоши, грязные,старые . Но нас,знающих о кровавых социальных катаклизмах, сотрясавших Россию вXX веке и начавшихся буквально сразу после того, как отгремелиаплодисменты на премьере пьесы и умер ее создатель, слова Пети,его мечты о новой жизни, подхваченное Аней желание насадить другойсад нас все это должно привести к более серьезным выводам о сущностиобраза
Пети. Чехов всегда был равнодушен к политике, как революционноедвижение, так и борьба с ним прошли мимо него. Но вот вспектакле А.Трушкина Петя появляется в ночной сцене 2 акта в студенческойфуражке и тужурке и с револьвером, чуть ли не обвешанный гранатами и пулеметными лентами. Размахиваявсем этим арсеналом,он выкрикивает слова о новой жизни так, как выступали комиссарына митингах пятнадцатью годами позже. И при этом он оченьнапоминает другого
Петю, точнее, Петрушу, как называют Петра СтепановичаВерховенского в романе Достоевского Бесы видимо, недаромфамилия чеховского Пети образована из отчества отца Петруши либерала 40-х годов Степана Трофимовича Верховенского . ПетрушаВерховенский первый в русской и мировой литературе образ революционера-террориста.Сближенье обоих Петь небезосновательно.
Историк нашел бы в речах чеховского Пети и эсеровскиемотивы, и социал-демократическиенотки. Глупая девочка Аня верит этим речам. Другие персонажи посмеиваются,иронизируют слишком большой недотепа этот Петя, чтобы его бояться. Да и сад вырубил не он, а купец,желающий устроитьна этом месте дачи. Чехов не дожил до других дач, устроенных напросторах его и нашей многострадальной родины продолжателями делаПети Трофимова или Верховенского? на многочисленных островахархипелага
ГУЛАГ. К счастью, жить в эту пору прекрасную непришлось и большинству персонажей Вишневого сада . Как ужеговорилось, для Чехова характерна объективная манера повествования,в прозе его голос не слышен. В драме услышать собственно авторский голос вообще невозможно. Ивсе-таки комедия, драма или трагедия Вишневый сад ? Зная, как Чехов не любил определенностьи, следовательно, неполноту охвата жизненного явления со всеми
его сложностями, следует осторожноответить всего понемногу.Последнее слово и в этом вопросе все-таки скажет театр.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Бахтин и его кружок |
Реферат | Аудиовизуальная культура (медиакультура) |
Реферат | Астральные культы Причерноморья |
Реферат | Богданович Ипполит Федорович |
Реферат | Бібліографічні класифікації |
Реферат | Why Do Kids Want To Play The |
Реферат | Counter Cultures Essay Research Paper Counter CulturesMay |
Реферат | Базы данных, банки данных: общее понятие |
Реферат | Бiблiографiчна діяльність |
Реферат | Балетмейстеры Перми |
Реферат | Услуги, сопутствующие аудиту 2 |
Реферат | Niccolo Machiavelli Essay Research Paper Machiavelli Niccol |
Реферат | Атмосфера в спектакле |
Реферат | Косвенная речь (oratio obl+qua) (латинский) |
Реферат | Баллада: возникновение и развитие |