Реферат по предмету "Литература"


Проблема трагической судьбы России в повести А. Платонова "Котлован"

ПРОБЛЕМА ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ РОССИИ ВПОВЕСТИ А. ПЛАТОНОВА КОТЛОВАН Андрей Платонов один из тех немногих советскихписателей, которые в своем осмыслении новой эпохи сумели перейти от принятиякоммунистических идей к их отрицанию. Платонов верил в революционное пере устройствомира искренне, почти фанатично и ни чем в этом смысле не отличался отбольшинства сво их современников. Ему казалось, что впервые в исто рии возникланаконец


возможность победить в человеке эгоизм, создать общество высшегогуманиз ма , общество, в котором благо других будет обяза тельным условиемсобственного счастья. Но уже в первых своих произведениях Платонов проявил себяхудожником, умеющим видеть мир неоднозначно, по нимающим сложность душичеловека. Тоска по чело вечности в рассказах Платонова неотделима от вни манияк отдельному человеку.


Писатель вольно или невольно следовал той традиции,которая была заложена в русской литературе Гоголем и До стоевским. Очень яркогуманизм Платонова проявил ся в повести Котлован . Тема России неотделима вэтой повести от поисков человечности, а размышле ния писателя над проблемамисоветской эпохи тра гичны и необыкновенно глубоки. В повести Котлован Платонов показал россий скую действительность конца двадцатых начала тридцатых годов


как эпоху почти необратимого исто щения почвы, накоторой вырастает культура жиз ни культура человечности, накопленнаястолетия ми. И это истощение неизбежно означает утрату смысла человеческогосуществования.Герои Платонова роют котлован для башни-обще жития, домадля счастливых обитателей социализма, отбирая для этого строительства лучших самых обездоленных, самых бедных людей. Но и взрослые и дети в повестигибнут, унавоживая почву для дру гих, став ступенькой ко всеобщему счастью,


дости жение которого оказывается невозможным без жертв. Но фанатизм строителей , слепая вера в идеалы не дает им возможности усомниться в правотепроисхо дящего.Из всехперсонажей повести только двое умеют взглянуть на эпоху со стороны, умеютсомневаться Прушевский и Вощев. Прушевскому, как воздух, нужна в этом миретеплота, человечность, чувство своей необходимости не всем, не классу, аконкретно му человеку. Вощев не может, не хочет чувствовать себя винтиком ,быть


счастливым по приказу. Он русский правдоискатель, натура двойственная,проти воречивая.В начале повести Вощев уходитбродить по свету, пытаясь найти смысл жизни. Он хочет докопаться до смыславсего сущего, до хода светил, до роста былинки в поле и роста башни будущего,на стро ительстве которой он оказывается. И Вощев хочет знать, нужен ли длястроительства всеобщего счастья именно он, живой, единственный, отдельный , ане безличная масса.


Но при этом он не протестует про тив конкретнойбесчеловечности идеи, участвует в коллективизации. Его желание быть личностью невольный вызов коммунистическому государству, а его жестокость отражениебесчеловечной атмосфе ры эпохи. Он двойствен, как и его время, соединив шее всебе и мечту о счастье, и массовые убийства.Повесть полнабезысходных метафор. Герои роют котлован для дома всеобщего счастья, а самиспят в гробах, заготовленных для себя крестьянами, знающими, что ждет их впролетарском государстве.


И разве только крестьяне? Все должны превратиться впесок, в навоз, на котором вырастет цветок прекрас ного будущего. Междувозрастами нет различия, и девочка, потерявшая мать и нашедшая приют у стро ителей,тоже спит в гробу она обречена, как и взрос лые.В соседних деревнях идет страшныйпроцесс кол лективизации, уничтожения крестьянства, ненавист ного пролетариямтолько потому, что у крестьянина есть хоть какая-то личная не общая! собствен ность. Дома пусты, гуляет ветер, а на кузне трудится за всехмедведь-батрак,


истинный пролетарий, пол ный ненависти к хозяевам ифанатичного, слепого трудолюбия. Одни запасаются гробами, не дожидаясь смерти,других сажают на плоты и сплавляют в море, на страдания и гибель. И особеннострашна полная покорность крестьянства, лишь изредка меняющаяся на одиночныевспышки бунта.Страх и жестокость определяют вповести атмо сферу времени. Страх перед опасностью уклониться от генеральнойлинии, мгновенно из своего превра титься в предателя


и беспощадная жестокостько всем, кто может этой линии помешать. Таковы Чиклин и Сафонов фанатикиидеи. Таков активист, днем и ночью со страшным нетерпением ждущий на чальственныхдиректив выполняющий любое, са мое абсурдное указание, не задумываясь ни насе кунду над его смыслом. Там, наверху, знают, что и как надо делать длявсеобщего счастья, дело осталь ных выполнять приказы. Такова Россия, ослеплен наяидеей, уничтожающая саму себя.


Насилие в повести распространяетсяна все на живую природу и на человека. Но дело в том, что насилие ничего неможет создать, построить. Оно способно лишь разрушать, и его итог гробы, кото рыехранятся в одной из ниш котлована. У героев Котлована нет и никогда не будетдома есть сарай, возле ямы котлована, место, где они умирают, ночлежка, ностен, дома, семьи нет все развеяно, все пущено по ветру.


Да и зачем он нужен,этот так и не построенный дом, если счастья в этом доме никогда не будет! Неможет быть счастья для всех, счастье существует только как бережность кчеловеку. И кот лован становится могилой для ребенка, для той самой девочки, воимя которой и приносят взрослые жерт вы, уничтожая и себя, и других



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.