Проблемапокаяния в пьесе Островского Гроза В трагедии Островского Гроза были широко поставлены проблемы нравственности. На примерепровинциального города Кали-нова он показал царящие там нравы. Он изобразилжестокость людей, живущих по старинке, по Домострою , и разгульность молодогопоколения. Все персонажи трагедии группируются на две части.
Те, кто считают,что можно получить прощение за любой грех, если потом покаяться, а другая частьсчитает, что за грехом следует наказание и нет от него спасения. Здесьвозникает одна из важнейших проблем человека в целом и Грозы в частности.Покаяние как проблемапоявилось очень давно. Тогда, когда человек поверил в то, что есть высшая сила,и убоялся ее.
Он стал стараться вести себя так, чтобы умилостивить своимповедением Бога. Люди постепенно вырабатывали способы умилостивления Бога черезопределенные действия или поступки. Все нарушения этого кодекса считалисьнеугодными Богу - грехом. Сначала люди просто приносили жертвы богам, делясь сними тем, что имели. Апогеем этих отношений становится человеческоежертвоприношение.
В противовес этому возникают религии монотеистические, тоесть признающие одного бога. Эти религии отказались от жертвоприношения исоздали кодексы, определяющие нормы поведения человека. Эти кодексы сталисвятынями, так как считается, что они начертаны силами богов. Примерами такихкниг являются Библия христиан и Коран мусульман.Нарушение устных илиписьменных норм является грехом и должно караться.
Если сначала человек боялсябыть убитым на месте, то после он начинает бояться за свою загробную жизнь.Человек начинает беспокоиться о том, куда попадет его душа после смерти ввечное блаженство или в вечное страдание. В блаженные места можно было попастьза праведное поведение, то есть соблюдение норм, а грешники попадают туда, гдебудут вечно страдать. Тут-то и возникает покаяние, так как редкий человек могпрожить, не совершая грехов, и перечеркнуть свою жизнь из-за нескольких греховбыло страшно для всех.
Поэтому появляется возможность спастись от наказания,вымолив у бога прощение. Таким образом, любой человек, даже последний грешник,получает надежду на спасение, если покается.В Грозе проблема покаянияявляется наиболее остро поставленной. Главная героиня трагедии - Катеринанаходится в страшных муках совести. Она рвется между законным мужем и Борисом,праведной жизнью и падением.
Она не может запретить себе любить Бориса, но онасама себя казнит в душе, считая, что этим она отвергает Бога, так как муж дляжены - это как Бог для церкви. Поэтому, изменяя мужу, она предает Бога, азначит, теряет всякую возможность спасения. Этот грех она считаетнепростительным и поэтому отрицает для себя возможность покаяния. Катеринаочень набожная женщина, с детства она привыкла молиться
Богу и даже виделаангелов, вот почему ее мучения столь сильны. Эти страдания доводят ее до того,что она, опасаясь кары Божьей, олицетворяющейся в виде грозы, бросается в ногимужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. На это признаниелюди реагируют по-разному, выявляя свое отношение к возможности покаяния.Кабанова предлагает зарыть ее в землю живьем, то есть считает, что нетвозможности ее простить.
Тихон же, наоборот, прощает Катерину, то есть верит вто, что она получит прощение от Бога.Катерина верит в покаяние,так как опасается, что умрет внезапно не потому, что жизнь ее прервется, апотому, что боится предстать перед Богом непокаявшейся, со всеми своимигрехами.Отношение людей к возможностипокаяния проявляется во время грозы. Гроза олицетворяет собой гнев Божий, ипоэтому люди при виде грозы пытаются ее избежать.
Некоторые ведут себяпо-особенному. Например, Кулигин хочет построить громоотводы и спасти от грозылюдей, поэтому он считает, что люди могут спастись от кары Божьей, если покаются,тогда гнев Божий исчезнет через покаяние, как молнии уходят в землю черезгромоотвод. Дикой же считает, что от гнева Божьего нельзя укрыться, то есть онне верит в возможность покаяния. Хотя надо заметить, что он может каяться, таккак кидается в ноги к мужику и просит прощения у него
за то, что обругал.Муки совести доводят Катеринудо того, что она начинает думать о самоубийстве. Самоубийство в христианствеявляется одним из самых тяжких грехов. Человек словно отвергал Бога, поэтому усамоубийц не было надежды на спасение. Тут возникает вопрос как такая набожная Катеринасмогла совершить самоубийство, зная, что этим она губит свою душу? Может, онавовсе и не верила в Бога по-настоящему?
Но этому можно противопоставить то, чтоона считала свою душу уже загубленной и просто не захотела жить дальше в такихмучениях, без надежды на спасение. Перед ней возникает гамлетовский вопрос -быть или не быть? Сносить мучения на земле и знать то зло, которое здесь есть,или же совершить самоубийство и прекратить свои мучения на земле. Но никто незнает точно, что есть после смерти и не будет ли хуже. Катерина доведена доотчаяния отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергаетвозможность
спасения. Но в развязке получается так, что у нее есть надежда на спасение,так как она не тонет в воде, а разбивается о якорь. Якорь похож на частькреста, где основание обозначает Святой Грааль - чашу с кровью Господа. СвятойГрааль символизирует спасение. А у Катерины из головы течет кровь. Такимобразом, есть надежда, что она была прощена и спаслась.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |