Поэма Реквием Анны Ахматовой как выражениенародного героя анализ языковых и художественных средств Неужели никому из них новым поколениям не сужденавеличайшая радость читать, например, Медного всадника ,восхищаясь каждым ритмическим ходом,каждой паузой, каждым пиррихием?Корней Чуковский. Только вот поэтов, к сожалению, нету- впрочем, может, это и ненужно писал В.Маяковский. А в это время прекрасных поэтов, которые служили искусству, а не классу, травили и расстреливали.
Видимо, не считал за истинного поэта ВладимирМаяковский и Анну Андреевну Ахматову.Судьба ее даже для нашего жестокого века трагична. В1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева, якобы засоучастие в контрреволюционном заговоре. Что из того, что к этому времени они были в разводе! Их по-прежнему связывал сын Лев. Судьба отцаповторилась в сыне.
В тридцатые годы положному обвинению он был арестован. В страшные годы ежовщины я провела семнадцатьмесяцев в тюремных очередях в Ленинграде вспоминаетАхматова в предисловии к Реквиему . Жутким ударом, каменным словом прозвучал смертный приговор, замененный потом лагерями. Затем почтидвадцать лет ожидания сына. В 1946 году выходит знаменитое ждановское постановление, которое
оболгало Ахматову и Зощенко, закрыло перед ними двери журналов. К счастью, поэтесса смогла выдержать все эти удары,прожить достаточно долгую жизнь и подарить людям чудесные произведения. Вполнеможно согласиться с Паустовским, что Анна Ахматова- целаяэпоха в поэзии нашей страны .Анализировать такую сложную вещь, как поэма Реквием ,трудно. И, конечно, я смогу сделать это только поверхностно.
Сначала небольшой словарь.Лирический герой героиня - образ поэта в лирике, какбы двойник автора-поэта. Этоспособ выражения авторских чувств и мыслей. Соотношение между лирическим героеми поэтом примерно такое, как междулитературным героем и реальным человеком прототипом .Сравнение- сопоставление двух предметов иявлений, обладающих общим признаком, дляпояснения одного другим. Сравнение состоит из двух частей, соединенных союзами так, как будто, словно, будто и другими.
Но может быть и бессоюзным, например, уАхматовой И ненужным привеском болтался возле тюрем своихЛенинград .Эпитет - художественное определение. Оно выражает часто отношение автора к предмету путем выделения какого-то наиболееважного для этого автора признака. Например, у Ахматовой кровавыесапоги . Обычное определение кожаные сапоги не будетэпитетом.Метафора- употребление слов в переносном смысле иперенесение действий и признаков одних предметов на
другие, в чем-то сходные. УАхматовой А надежда все поет вдали , Легкие летятнедели . Метафора- это как бы скрытое сравнение, когда неназывается предмет, с которымсравнивают. Например, желтый месяцвходит в дом - метафора. А если бы желтый месяцвходит , как гость призрак и т.п то сравнение.Антитеза - противопоставление оборот, в котором сочетаются резкопротивоположные понятия и представления. И мне не разобрать теперь,кто зверь, кто человек
Ахматова .Гипербола- преувеличение, основанное на том, что сказанное не следуетпонимать буквально, оно создает образ. Обратным гиперболе будет преуменьшение литота . Пример гиперболы Еле в стул вмещается парень.Один кулак четыре кило.Маяковский.Главная мысль поэмы Реквием - выражение народного горя, горябеспредельного. Страдания народа и лирической героини сливаются.Сопереживание читателя, гнев и тоска, которые охватывают
при чтении поэмы,достигаются эффектом сочетания многих художественных средств. Интересно, чтосреди последних практически нет гипербол. Видимо, это потому, что горе истрадания настолько велики, что преувеличиватьих нет ни нужды, ни возможности.Все эпитеты подобраны так, чтобы вызвать ужас и отвращение переднасилием, показать запустение города истраны, подчеркнуть мучения. Тоска смертельная , шаги солдат тяжелые ,
Русь безвинная , черныемаруси арестантские машины, иначе черный ворон ок . Часто употребляется эпитет каменный каменноеслово , окаменелое страдание и т.д. Многие эпитеты близки кнародным горячая слеза , великая река и т.д. Вообще же народные мотивы очень сильны впоэме, где связь лирической героини снародом особая И я молюсь не о себе одной,А обо всех, кто там стоял со мноюИ в лютый холод, и в июльский знойПод красною
ослепшею стеной.Обращает внимание последняя строчка. Эпитеты красная и ослепшая по отношению кстене создают образ стены, красной открови и ослепшей от слез, пролитых жертвами и их близкими.Сравнений в поэме немного. Но все так или иначеподчеркивают глубину горя, меру страданий. Некоторые относятся к религиознойсимволике, которую
Ахматова частоиспользует. В поэме есть образ, близкийвсем матерям, Матери Христа, молчапереносящей свое горе. Некоторые сравнение не изгладятся из памяти Приговор И сразу слезы хлынут,Ото всех уже отдалена,Словно с болью жизнь из сердца вынут И вновь народные мотивы И выла старуха, как раненый зверь . Буду я, какстрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть .
Надо вспомнить историю, когда Петр 1 сотнямиказнил мятежных стрельцов. Ахматова как бы олицетворяет себя в образе русскойженщины времени варварства 17 век , которое вновь вернулосьв Россию.Больше всего, мне кажется, в поэме использовано метафор. Перед этим горем гнутсягоры . С этой метафоры начинается поэма. Это средство позволяет добиться удивительнойкраткости и выразительности.
Икороткую песню разлуки паровозные пелигудки , Звезды смерти стояли над нами , безвинная корчилась Русь . А вотеще И своей слезой горячейновогодний лед прожигать . Вспоминается Пушкин, любимый поэт Ахматовой, лед и пламень . Вот еще один еемотив, очень символичный Но крепки тюремные затворы, а за ними каторжныеноры перекликается с посланием декабристам. Есть и развернутые метафоры, представляющиецелые картины
Узнала я, как опадают лица,Как из-под век выглядывает страх,Как клинописи жесткие страницыСтрадание выводит на щеках.Мир в поэме как бы разделен на добро и зло, на палачей и жертвы, на радость и страдания.Для кого-то веет ветер свежий,Для кого-то нежится закат Мы не знаем, мы повсюду те же,Слышим лишь ключей постылый скрежетДа шаги тяжелые солдат.
Здесь даже тире подчеркивает антитезу. Это средство используется оченьшироко. И в лютый холод, и в июльский зной , И упало каменное слово на мою еще живую грудь , Ты сын и ужас мой и т.д.В поэме много и других художественных средств аллегорий, символов, олицетворений, удивительны комбинации и сочетания их. Все вместе это создает мощную симфонию чувств ипереживаний.Для создания нужного эффекта Ахматоваупотребляет почти все основные стихотворные размеры, а также различный
ритм иколичество стоп в строках.Все эти средства лишний раз доказывают, что поэзия Анны Ахматовой, действительно, свободная и крылатая .
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |