Попытка создания сюжетной схемы в рассказах ЧеховаРассказ Чехова Злой мальчик - история о двухвлюбленных, Иване Ивановиче Лапкине, молодом человеке приятной наружности иАнне Семеновне Зямблицкой, молодой девушке со вздернутым носиком . Кроме чертвнешности персонажей, из развернутой экспозиции оканчивается словами
Он стоялв воде, глядел на молодых людей и ехидно улыбался читатель узнает, чтодействие экспозиции происходит на берегу реки, где молодые люди принялись зарыбную ловлю , и о взаимной любви героев. Я отношу диалог к экспозиции, а не кзавязке, т.к. развитие дальнейшего действия, основываясь на заданных фактах молодые, романтичные, влюбленные , отталкивается все-таки от проблемы,которой в рассказе служит даже не столько факт появления брата АнныСеменовны, гимназиста
Коли, сколько то, что он говорит, его позицияпо отношению к влюбленным А-а-а выцелуетесь? сказал он Хорошо же! Я скажумамаше . Итак, проблема героев, мешающая их отношениям злой мальчик . Т.е.завязкой действия служит появление брата героини и проявление его низкого,гнусного и мерзкого характера. Далее действие классически развивается повосходящей.
Конфликт начинает разрастаться сразу после обозначенной репликиКоли, в его коротком диалоге с Лапкиным Надеюсь, чтовы, как честный человек - забормотал Лапкин, краснея. Подсматривать подло, апересказывать низко, гнусно и мерзко Полагаю, что вы, как честный и благородныйчеловек Дайте рубль, тогда не скажу! сказал благородныйчеловек. А то скажу.Лапкин вынул из кармана рубль и подал его
Коле. Тотсжал рубль в мокром кулаке, свистнул и поплыл.Отметим, что приведенный диалог служит моделью, покоторой читатель может восстановить и остальные подобные разговоры, о которыхавтор говорит Весь июнь Коля не давал житьябедным влюбленным . Такое использование композиционного элемента позволяет,во-первых, не затягивать рассказ и сохранять интерес читателя к нему, а во-вторых,задействовать воображение читателя.
Кульминация в рассказе спорна. Разумеется, можнообозначить событие, случившееся как-то раз за обедом как наивысшую точкудействия. В поддержку такого мнения можно привести определение понятия кульминация наивысшая точка напряжения в развитии конфликта, вкоторой раскрывается сущность противоборствующих характеров. Действительно, вэтом эпизоде характеры героев раскрыты ярко Как-то раз, за обедом, когда подали вафли, он Коля вдруг захохотал, подмигнул одним глазом и спросил
уЛапкина Сказать? А?Лапкин страшнопокраснел и зажевал вместо вафли салфетку. Анна Семеновна вскочила из-за столаи убежала в другую комнату.Но, с другойстороны, мы не узнаем ничего нового о героях. Застенчивость Лапкина так же четко былапоказана в 1ом диалоге у реки через использование незаконченных фраз иумолчаний , там же мы узнали о грубости и бестактности
Коли, о смущении АнныСеменовны читатель мог догадаться хотя бы по тому, что она вела себя абсолютнопассивно перед наглостью младшего брата. К этим рассуждениям можно добавить ифакты текста после эпизода за обедом непроисходит перелома действия. Читаем И втаком положении молодые люди находились до конца августа т.е.приведенный Чеховым эпизод подобен первому диалогу по роли в тексте. Агде же, собственно, кульминация? Думается, перелом действиянаступает с объявлением помолвки влюбленных.
В тексте на это есть прямоеуказание И в таком положении молодыелюди находились до конца августа, до того самого дня, когда, наконец, Лапкинсделал Анне Сергеевне предложение т.е. ситуация резко изменилась. Софициальным обнародованием отношений герои получают право на встречи и поцелуи,а Коля лишается власти над ними. После предложенной кульминации действие быстроидет к логическому завершению
справедливому наказанию злого мальчика втексте действие по нисходящей представлено одним предложением Поговоривши с родителями и получив согласие, Лапкинпрежде всего побежал в сад и принялся искать Колю . Само наказание при такомрассмотрении композиции развязка. Четкой и яркой при этом раскладепредставляется и идея рассказа показать нелепость ивсесильность некоторых общественных традиций. Ведь чувство молодых людей неизменилось от объявления помолвки, не стало глубже
и сильнее, но, тем не менее,теперь оно ЗАКОННО, дозволено, в отличие от незаконной влюбленности, которуюэксплуатировал Коля. Характерно, что и сами молодые люди считали свои отношениядо официального объявления неправильными отсюда и слабость их перед наглостьюгимназиста. Сам Коля не столько подлец , сколько находится под властьютрадиций общества, подобно Лапкину и Анне Сергеевне. Чехов, заставляя нассмеяться над ситуацией, заставляет и задуматься над ее
противоестественностью,которая из ребенка делает доносчика, а из влюбленных преступников. Тема рассказа встреча двух бывших одноклассников, двух приятелей один толстый, другой тонкий . Вэкспозиции первый абзац автор предлагает читателю своеобразные портреты всехдействующих лиц рассказа, причем описания приятелей построены по одной схеме запах, пища , женаи сын тонкого предстают похожими на него самого жена худенькая женщина сдлинным подбородком , сын высокий .
Также в экспозиции очерчено местодействия рассказа вокзал Николаевской железной дороги. Экспозиция лаконична,что соответствует самой форме произведения рассказ.Завязка рассказа в начале диалога между толстым и тонким. Без диалога не было бы действия ипричины для данного повествования. Итак, диалог между двумя приятелямиразвивается. Тонкий выглядит общительным человеком, который искренне
радвстрече с одноклассником, это подтверждают приемы передачи его речи. Толстыйтоже рад встрече, более того, он смотрит на тонкого восторженно , спрашиваяего о службе. Тонкий, несмотря на наблестящую жизнь, оптимист жалованьеплохое ну, да Бог с ним для него служба отходит на второй план, а основноепока старый приятель. Но как меняется ситуация после того, как толстый сообщито своих служебных успехах!
Поведение тонкого резко становится из дружеского чинопоситанием . Из того, как повлияла реплика толстого на дальнейший ходразговора, изменила его характер, читатель может заключить, что эта фраза кульминация. После нее разговор сходит на нет. Автор создает еще один портреттонкого уже после кульминации, и, хотя обстановка и окружение остаютсяпрежними, на все будто наложен отпечаток искривившей лицо тонкого широчайшейулыбки сам он съежился, сгорбился,
сузился Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились Длинныйподбородок жены стал еще длиннее Нафанаилвытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира . Диалог тонкий ведетуже не с другом детства, но с крупным чиновником, отчего себя чувствует мелкимво всем вплоть до голоса он хихикает, как китаец . Обращается к толстомуисключительно ваше превосходительство . Интересно, что не любимый русскойлитературой маленький человек , а именно крупный чиновник, тайный
советник,выглядит более привлекательным в описываемой ситуации он пытается вернуть тонкого к дружеской беседе Мы стобой друзья детства к чему это чинопочитание но скоро убеждается вбесполезности этих попыток Толстый хотел было возразить что-то, но на лице утонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты,что тайного советника стошнило . Наступает развязка толстый подает на прощание руку, отвернувшись, тонкийпринимает это презрение как
должное и пожимает три пальца. Чехов заканчиваетрассказ фразой все трое были приятно ошеломлены , относящейся к семье тонкого- она перекликается с такой же фразой в середине рассказа, характеризующейсостояние друзей при встрече оба былиприятно ошеломлены . Это созвучие еще раз подчеркивает контраст тонкого-друга итонкого, общающегося с важным вельможей . С помощью контраста двух образовтонкого до и после кульминации автор ярче очерчивает основную проблемуданного рассказа, свойственную для многих его произведений проблему
обмельчания маленького человека .
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |