Реферат по предмету "Литература"


Поиски смысла бытия в лирике Ф. И. Тютчева

Поиски смысла бытия в лирике Ф. И. Тютчева Тютчев - великий трагический поэт. Его раздумья о мире, жизни, человеке глубоки и зачастую горестны. Мотивы безысходного отчаяния, страдания и одиночества не исчерпывают всего творчества поэта, но занимают в нем значительное место. Поэт стремится, прежде всего, показать мир человеческой души, осознать, есть ли какой-то смысл в существовании. В лирике Тютчева часто встречается противопоставление «вечного» и


«мгновенного», всегда возрождающейся природы и короткой человеческой жизни. Поэт не как философское, умозрительное понятие, а как реальность воспринимает Бесконечность, Вечность. В этой вечности жизнь человеческая —.лишь короткая вспышка. Но одновременно с ничтожностью индивидуального бытия Тютчев ощущает и его колоссальность: «Я, царь земли, прирос к земли», «По высям творенья, как


Бог, я шагал » Подобная раздвоенность вообще свойственна поэту. Для него у каждого поэтического понятия есть изнанка: гармония — хаос, любовь — ( смерть, вера — безверие. Человек всегда находится между небом и землей, между днем и ночью, «на пороге двойного бытия». Душа — всегда «жилица двух миров». Может быть, это восприятие личности на грани «двух миров» и объясняет пристрастие Тютчева к образу сна, сновидения, где человек приближается к границе двух разных жизней.


Сон в восприятии поэта тоже неоднозначен. С одной стороны — это некая форма существования, близкая к хаосу. В одном из стихотворений Сон — близнец Смерти. С другой стороны, сон может быть и «благодатным», и «волшебным», и «младенчески-прекрасным». В стихотворении «Сон на море» он пишет: Я, сонный, был предан всей прихоти волн. Две беспредельности были во мне, И мной своевольно играли oнe.


И в том же стихотворении: По высям творенья, как Бог, я шагал, И мир подомною недвижный сияя. Все эти образы-символы не только говорят о существовании человека на границе сна и яви, покоя и бури, но показывают ту огромную роль, которую человек играет в мироздании. Странное сочетание, так свойственное Тютчеву: он подчинен «прихоти волн» и в то же время «шагает по высям творенья». Тютчев замечал, что у человека существует потребность уйти от толпы, уединиться в себе:


Лишь жить в себе самом умей — Есть целый мир в душе твоей Этот мотив снова звучит в стихотворении «Душа моя — Элизиум теней » Душа чуждается «живой жизни», толпы, она живет своими воспоминаниями. Хотя так происходит, но это вовсе не благо для поэта. Напротив, он стремится именно к «живой жизни» (особенно в ранней лирике):


Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-Земля! Если ранней лирике Тютчева свойственно противопоставление мироздания и отдельного человека, то позже поэт «спускается на грешную землю», прослеживая человеческую судьбу. Начинает проясняться своеобразная жизненная философия: чем труднее, обреченнее живет человек, тем сильнее любит он землю. Обреченность, мучения, порой даже смерть, соседствуют с неизбывной любовью к миру.


Сияющий мир во всем великолепии появляется у него даже в трагичнейшем стихотворении о любви «Весь день она лежала в забытьи » Женщина лежит на смертном одре, а за окном продолжается жизнь. Для Тютчева характерны размышления о смерти, о горестях, о безрадостности человеческого удела, о слезах: Слезы людские, о слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой У позднего Тютчева все чаще звучит мотив непокорности судьбе, жажды борьбы, вне которой жизнь теряет


свое оправдание: Мужайтесь, о други, боритесь прилежно, Хоть бой и неравен, борьба безнадежна! Да, борьба безнадежна, но бороться надо! В этом, может быть, единственный смысл бытия. Контраст лирики Тютчева заключен, с одной стороны, в его упоении жизнью, ощущении радости, неповторимости бытия, с другой — в осознании скоротечности жизни, в восприятии ее как чего-то призрачного, «тени от дыма» (даже не


дыма, только тени). Эти противоречия и составляют жизненную философию поэта, два взгляда на жизнь сливаются в единое восприятие действительности. Поначалу человек для Тютчева — лишь часть огромного мироздания, крохотная щепка на волнах океана, странник, гонимый неутоленной тоской. Позже поэта начинает тревожить сознание «бесполезности» жизни. Затем, уже у позднего Тютчева, возникает уверенность в необходимости боя человека с судьбой.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Свойства времени и химические процессы в природе
Реферат Аксиологический аспект научной философии в условиях глобальности
Реферат Какая технология CTP (COMPUTER-TO-PLATE) окажется в выигрыше: с фиолетовым лазером или термо?
Реферат Автоматизация процесса документооборота организации ООО "Ксенокс"
Реферат Борис Семёнович Якоби
Реферат Социальное партнёрство муниципальной власти, общественности и бизнеса при решении социальных проблем в условиях малого города
Реферат Законы Киргофа для электрической цепи
Реферат Финансовй контроль
Реферат Сложные эфиры карбоновых кислот, их производные
Реферат Расчет гидравлической системы
Реферат Группы многоцветной симметрии
Реферат Современные гипотезы возникновения жизни на Земле
Реферат Расчёт рекуперативного теплообменного аппарата
Реферат Экологическое воспитание дошкольников 7
Реферат Механическая картина мира 2