ПОВЕСТЬ И. С. ТУРГЕНЕВА АСЯ И СТАТЬЯ Н. Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК НА RENDEZ-VOUS Когда я перевернула последнюю страницу повести И. С.Турге нева Ася , у меня появилось ощущение, что я только что прочластихотворение или услышала нежную мелодию. Все было так кра сиво каменныестены древнего города, серебряный ночной Рейн Вообще-то нет смыслапересказывать своими словами тургеневские пейзажи.
Для меня Ася это тонкийзапах смолы по лесам, крик и стук дятлов, немолчная болтовня светлых ручейков спе стрыми форелями на песчаном дне, не слишком смелые очертания гор, хмурыескалы, чистенькие деревеньки с почтенными старыми церквами и деревьями, аисты влугах, уютные мельницы с прово рно вертящимися колесами . Это ощущениеспокойного мира, в котором человек может быть счастлив, если только сам не разру шитвозникшей гармонии.И вот я стала читать статью Н. Г. Чернышевского
Русский че ловек на rendez-vous , которая появиласьвскоре после публикации тургеневской повести. Сначала мне показалось, чтокритик воспри нял Асю примерно так же, как я. Он пишет Повесть имеет на правлениечисто поэтическое, идеальное, не касающееся ни одной из так называемых черныхсторон жизни. Вот, думал я, отдохнет и освежится душа .Но выяснилось, что Чернышевский вовсе не собираетсяотды хать душой и наслаждаться тургеневским стилем.
Статья была по священаразоблачению главного героя повести господина N. Для меня он был прежде всегоне очень опытным в жизни, мечтатель ным молодым человеком, который больше всегона свете боялся со вершить неблагородный, недостойный поступок. Другимисловами, я оценивала его как настоящего интеллигента. Его счастье с Асей несостоялось, потому что он боялся, не мог позволить себе злоупот ребить еедоверием,
ответить злом на дружеское отношение ее брата.Кроме того, и девушка, и рассказчик стали жертвамиобщест венных предрассудков прошлого столетия. Брат Аси, Гагин, был уверен, чтогосподин N не женится на ней, ведь она незаконнорож денная. Он писал Естьпредрассудки, которые я уважаю Глав ный герой повести даже не сразу понял,о чем шла речь. Какие предрассудки? вскричал я, как будто он мог меняслышать.
Что за вздор! Тургенев с горечью писал о том, что люди не пони маютдруг друга, неверно толкуют чужие слова и поступки и этим разрушают собственноесчастье.Но Чернышевский увидел в повести совсем другое. Длянего господин N чуть ли не злодей, по крайней мере, безнадежно дурной человек.Самое удивительное, что критик считает эти качества не личными, аобщественными.
Он утверждает, что рассказчик об щественный портрет русскойинтеллигенции, а она изуродована от сутствием гражданских свобод. Сцена,сделанная нашим Ромео Асе только симптом болезни, которая точно таким жепошлым образом портит все наши дела, и только нужно нам всмотреться, отчегопопал в беду наш Ромео, мы увидим, чего нам всем, похо жим на него, ожидать отсебя и ожидать для себя во всех других делах Без приобретения привычки ксамобытному участию в гражданских делах, без приобретения чувства гражданинаребенок
мужского пола, вырастая, делается существом мужского пола сред них, апотом пожилых лет, но мужчиною он не становится Лучше не развиватьсячеловеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных делах, безвлияния чувств, пробуждаемых участием в них .Получается, что господин N отверг и обидел Асю, потомучто не имел опыта в общественных делах? Для меня это звучит абсурдно. Но зато ягораздо лучше поняла, что такое метод реальной крити ки .
Используя его, можнолюбую книгу связать с общественными, политическими вопросами.Намного яснее я представила себе и самогоЧернышевского. В 1858 году, когда была опубликована повесть Тургенева и появи ласьстатья Русский человек на rendez-vous ,набирали силу рево люционные демократы. Они во всем искали практический смысл,пользу и были уверены, что писать о любви, о природе, о красо
те совершенноненужное занятие. Чернышевскому было важно накануне великих общественных реформубедить читателей, что надо быть активными гражданами, бороться за свои права исвое счастье. Это, конечно, достойная цель для публициста. Но мне все-такижалко повесть Тургенева Ася . Она не имеет никакого отно шения к борьбе загражданские свободы. Ее героиня запоминается тем, что по-своему видит мир.
Выв лунный столб въехали, вы его разбили, закричала мне Ася . Такие образы неустаревают, в отличие от политических намеков Чернышевского. И, по-моему,сегодня, через сто сорок лет, лучше читать эту повесть как пре красныестихи.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |