Реферат по предмету "Литература"


Пародия как художественный прием в "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина

ПАРОДИЯКАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ В ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА Так начнем повесть сию М. Е. Салтыков-ЩедринОбъясняя Историюодного города , Салтыков-Щедрин утверж дал, что это книга о современности. Всовременности он видел свое место и никогда не считал, что созданные им текстыбудут волно вать его далеких потомков. Однако обнаруживается достаточное ко личествопричин, благодаря которым его книга остается


предметом и поводом для объяснения событий современной читателю действи тельности.Одной из таковыхпричин несомненно является прием литера турного пародирования, который активноиспользует автор. Особен но это заметно в его Обращении к читателю , которое написаноот лица последнего архивариуса-летописца, а также в главах О коренипроисхождения глуповцев и в Описи градоначальников .Объектомпародирования здесь являются тексты древнерусской литературы, и в частности


Слово о полку Игореве , Повесть вре менных лет и Слово о погибели землиРусской . Все три текста были каноническими для современного писателюлитературоведе ния, и необходимо было проявить особую эстетическую смелость ихудожественный такт, для того чтобы избежать вульгарного их ис кажения. Пародия особый литературный жанр, иЩедрин выка зывает себя в нем истинным художником. То, что он делает, он делает тонко, умно, изящно исмешно.


Не хочу я, подобноКостомарову, серым волком рыскать по земли, ни, подобно Соловьеву, шизым орломширять под облакы, ни, подобно Пыпину, растекаться мыслью по древу, но хочууще-котать прелюбезных мне глуповцев, показав миру их славные дела ипреподобный тот корень, от которого знаменитое сие древо произошло и ветвямисвоими всю землю покрыло . Так начинает ся глуповская летопись. Величественныйтекст


Слова писа тель организует совершенно по-другому, поменявритмический и смысловой рисунок. Салтыков-Щедрин, используя современные емуканцеляризмы в чем, несомненно, сказалось то, что он ис правлял в г. Вяткедолжность правителя губернской канцелярии , вводит в текст имена историковКостомарова и Соловьева, не забыв при этом и своего приятеля литературоведа Пыпина. Такимобразом, пародируемый текст придает всей глуповской ле тописи некое достоверноепсевдоисторическое


звучание, одновре менно указывая на современную, почтифельетонную трактовку истории.А для того чтобыокончательно ущекотать читателя, чуть ниже Щедрин создает густой и сложныйпассаж по мотивам По вести временных лет . Вспомним щедринских головотяпов,кото рые обо все головами тяпают , гущеедов, долбежников, рукосуев, куралесови сопоставим с полянами, живущими сами по себе , с радимичами, дулебами,древлянами, живущими


по-скотски , зве риным обычаем и кривичами.Историческая серьезностьи драматизм решения о призыве кня зей Земля наша велика и обильна, а порядкав ней нет. Приходи те княжить и владеть нами , становится у Щедрина историчес кой несерьезностью. Ибомир глуповцев это мирперевернутый, зазеркальный. И история их зазеркальная, и законы еезазеркаль-ные, действуют по методу от противного .


Князья не идут владетьглуповцами. А тот, кто наконец соглашается, ставит над ними свое го жеглуповского вора-новатора .И строится преестественно украшенный город Глупов на бо лоте в унылом до слез пейзаже. О, светло светлая и прекрасно ук рашенная, земля Русская! возвышенно восклицает романтичес кийавтор Слова о погибели земли Русской .История городаГлупова это противоистория.


Она смешан ная,гротескная и пародийная оппозиция действительной жизни, опосредованно черезлетописи высмеивающая саму историю. И здесь чувство меры не изменяет авторуникогда. Ведь пародия, как литературный прием, позволяет, исказив и перевернувреальность, увидеть ее смешные и юмористические стороны. Но никогда Щед рин незабывает, что предметом его пародий является серьезное. Не удивительно, что внаше время сама История одного города ста новится объектом пародирования, каклитературного,


так и кине матографического. В кино Владимир Овчаров снялдлинную и до статочно унылую ленту Оно . В современной литературе В. Пье-цухосуществляет стилевой эксперимент под названием История одного города вновейшие времена , пытаясь проявить идеи градо-правительства в советскиевремена. Однако эти попытки перевести Щедрина на другой язык закончились ничеми были благополучно забыты, что свидетельствует о том, что уникальная смысловаяи стилевая ткань


Истории может быть перепародирована сатири ческимталантом если не большим, то равным таланту Салтыкова-Щедрина.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.