В основу художественного построения романа "Евгений Онегин" положен принцип , который впоследствии позволил назвать его "энциклопедией русской жизни" ( Белинский), а самого Пушкина "поэтом действительности" (Киреевский). Этот принцип предполагал выход "романной" действительности за пределы литературного текста и погружение во внелитературную реальность . Этим объясняется максимальная приближенность романа к жизни
, которая достигается разрушением каких бы то ни было литературных штампов , отказом от традиционных сюжетных ходов , а также неожиданной ролью автора , который порой противоречит сам себе,"забалтываясь донельзя". Роман погружен в жизнь , в эпоху. Исторический пласт жизни общества представлен на всех уровнях : социальном , культурном , личностном .Социальный фон жизни явлен достаточно широко : бытоописание московского и петербургского общества , жизнь русских помещиков , намеками обрисовано положение простого
народа ( мать Татьяны "брила лбы" , "служанок била осердясь "). В романе дан своеобразный обзор , атмосфера жизни России . В текст романа ограниченно и непринужденно вводятся реальные исторические лица : Каверин , Вяземский , Чаадаев , сам Пушкин . Их знакомство с героями еще раз подчеркивает невымышленность происходящего , реальность событий . Образ автора в романе выполняет еще одну функцию : он выступает
в роли типичного представителя своего поколения . Его биография , являясь биографией поколения , становится частью той исторической действительности , которую он же " исследует " в романе. Полное описание эпохи требует не только ответа на вопрос ,как живет , но и чем живет общество . Именно обзор культурной сферы жизни предполагает проникновение в умонастроение людей . Роман наполнен скрытыми и явными цитатами , перекличками с другими произведениями , пародийными отрывками
. Однако вводятся они не нарочито и не создают ощущения "литературности текста". Напротив , автором подразумевается , что упоминаемые им имена у всех на устах . Поэтому многочисленные реминисценции , цитаты подаются в потоке непринужденной "болтовни" автора . Их употребление становится показателем способа мыслить , интеллектуального настроя общества , современного состояния умов ( увлечение Руссо , Вольтером ,
Ричардсоном ) . Порой фамилии известных людей являют историческое прошлое России ( отступления о театре , Фонвизине , Озерове ) . Помимо этого историческое освещение получают и современные для Пушкина литературные процессы , прежде всего переход от романтизма к реализму . Автором осознается , что эти процессы выходят за рамки литературных направлений ; с романтизмом уходит
и определенное романтическое мировосприятие , романе оно связано , прежде всего, с образом Ленского . Но все это связано с одной культурной сферой жизни общества - с европеизированной светской культурой . Пушкина же интересует и другая сфера ,национальная ,которая для русского человека оказывается основополагающей , определяющей его нравственные потенциал . Поэзия национального входит в роман вместе с образом
Татьяны . В связи с ней вводятся рассказы об обычаях , "привычках милой старины" , гадания , сказочный фольклор . В них содержится определенная нравственность , связанная с народной философией . Так , сцена гадания выявляет философию женской души , русской души . Сама идея суженого связана с представлением о долге , суженый мыслится как предназначенный судьбой . Народная философия основана на предопределении , основным в жизни становится исполнение долга , исполнение
предначертанного ( это подтверждается не только судьбой Татьяны , но и судьбой ее матери , няни ) . Фольклорные мотивы появляются и во сне Татьяны , народное творчество и философия подаются как органически связанные с ее личностью . Две культуры - национальная русская и западноевропейская - гармонично сопряжены в ее образе . В обрисовке образа Татьяны , который столь дорог поэту , с не меньшей степенью ,чем в образе
Онегина , чувствуется стремление Пушкина быть полностью верным жизненной правде . Подобно Онегину и Ленскому , Татьяна чувствует себя чужой среди окружающих и так же мучительно ощущает это . Между тем , характер ее сложился в совершенно иной обстановке . Татьяна , в отличие от Онегина , выросла "в глуши забытого селенья" , в атмосфере русских народных сказок , "преданий простонародной старины " , рассказанных нянею , простой русской
крестьянкой . Автор говорит о том , что Татьяна зачитывалась иностранными романами , с трудом изъяснялась на родном языке , но в то же время с помощью тонкого психологического приема раскрывает ее "русскую душу" ( Под подушкой у Тани лежит французская книжка , но видит она русские " простонародные " сны ) . Татьяна - натура поэтическая , глубокая , страстная , жаждущая настоящей , большой любви . Став законодательницей мод в свете , она не только не потеряла лучших черт своего духовного облика
- чистоты , духовного благородства , искренности и глубины чувств , поэтического восприятия природы но и приобрела новые ценные качества , сделавшие ее неотразимой в глазах Онегина . Татьяна - идеальный образ русской девушки и женщины , но образ , не выдуманный Пушкиным, а взятый им из реальной жизни . Татьяна никогда не сможет быть счастлива с нелюбимым человеком , она , как и Онегин , стала жертвой света . "
Природа создала Татьяну для любви , общество пересоздало ее " писал В.Г. Белинский . Одним из ключевых событий романа является встреча Онегина с Татьяной . Он сразу же оценил ее незаурядность , поэтичность , ее возвышенно -романтическую натуру и был немало удивлен тем , что поэт - романтик Ленский ничего этого не заметил и отдал предпочтение куда более земной и обыкновенной младшей сестре
. "Этому равнодушному , охлажденному человеку писал Белинский - стоило одного или двух невнимательных взглядов , чтобы понять разницу между обеими сестрами тогда как пламенному , восторженному Ленскому и в голову не входило , что его возлюбленная была совсем не идеальное и поэтическое создание , а просто хорошенькая и простенькая девочка , которая совсем не стоила того , чтобы за нее рисковать убить приятеля или самому быть убитым " (
Белинский В.Г.) . Татьяна , действительно , разительно отличается от окружающих ее людей . "Уездная барышня " , она , тем не менее , как Онегин и Ленский , тоже чувствует себя в провинциально - поместной среде одинокой и непонятой . " Вообрази , я здесь одна , / Никто меня не понимает " признается она в письме Онегину . Даже " в семье родной " она "казалась девочкой чужой " , избегала игр
с подругами - сверстницами . Причина такого отчуждения и одиночества - в необычности , исключительности натуры Татьяны , одаренной " от небес " "Воображением мятежным , / Умом и волею живой , / И своенравной головой , / И сердцем пламенным и нежным" ( 3 , ХХ1У ) В романтической душе Татьяны своеобразно соединились два начала . Сроднившаяся с русской природой и народно - патриархальным
бытом , привычками и традициями " милой старины ", она живет в другом - вымышленном , мечтательном мире . Татьяна - усердная читательница иностранных романов , главным образом нравоучительных и синтиментальных , где действуют идеальные герои , а в финале неизменно торжествует добро . Она предпочитает бродить по полям " с печальной думою в очах , с французской книжкою в руках " . Привыкшая отождествлять себя с добродетельными героинями любимых авторов, она и
Онегина , столь не похожего на окружающих , готова принять за " совершенства образец " , как бы сошедший со страниц Ричардсона и Руссо того героя о котором она давно мечтала . "Литературность" ситуации усиливается и тем , что письмо Татьяны Онегину насыщено реминисценциями из французских романов . Однако , книжные заимствования не могут заслонить непосредственного , искреннего и глубокого чувства
, которым проникнуто письмо Татьяны . Да и сам факт послания к едва знакомому мужчине говорит о страстности и безоглядной смелости героини , прибегающей опасениями быть скомпрометированной в глазах окружающих . Письмо это , наивное , нежное , доверчивое , окончательно убедило Онегина в необычности Татьяны , в ее душевной чистоте и неопытности , в ее превосходстве над холодными и расчетливыми светскими кокетками , оно оживило в нем лучшие , давно забытые воспоминания и чувства
: Язык девических мечтаний В нем думы роем возмутил ; И вспомнил он Татьяны милой И бледный цвет и вид унылый ; И в сладостный , безгрешный сон Душою погрузился он . ( 4 , Х1) И все же на страстное послание Татьяны , " где все наруже , все на воле " , Онегин отвечает холодной отповедью . Почему ? Прежде всего , конечно же , потому , что
Онегин и Татьяна стоят на разных ступенях духовно - нравственного развития и вряд ли могут понять друг друга . Не забудем , что Татьяна полюбила на самом деле не Онегина , некий фантом , некий сочиненный ею образ , который приняла за Онегина . ( Выгодский Л.С.) . Между тем он , скептик и индивидуалист , превыше всего ценивший свою личную независимость , свою свободу , не мог и не хотел жертвовать ею никому и ничему . "
Как ! он , перегоревший в страстях , изведавший жизнь и людей , еще кипевший какими -то самому ему неясными не ясными стремлениями он , которого могло занять и наполнить только что - ни будь такое , что могло бы выдержать его собственную иронию он увлекся младенческой любовью девочки - мечтательности , которая смотрела на жизнь как он уже не мог смотреть И что же сулила ему в будущем эта любовь? "- разъяснял поведение
Онегина Белинский . Действительно, ответить на любовь Татьяны значило для Онегина решиться на брак ( "Но обмануть он не хотел / Доверчивость души невинной " - 4 Х1 ) , т.е. утратить свободу в отношениях только с женщинами , но и общества в целом . К тому же это ставило крест на кипевших в нем неясных стремлениях , о которых писал
Белинский , явно имея в виду стремления гражданские , общественные . Отдадим Онегину должное . Во время объяснения с Татьяной в саду он ничуть не лукавил и прямо , честно , открыл ей все как есть . Он признался , что Татьяна нравится ему , но он не готов к браку , не хочет и не может ограничить свою жизнь " домашним кругом" , что интересы и цели у него иные , что его страшит прозаическая сторона брака и что семейная жизнь ему наскучит .
Словом , с точки зрения житейской Онегин вел себя безупречно ( " Не в первый раз он тут явил / Души прямое благородство " . Онегин невольно совершает здесь непоправимую ошибку , о которой впоследствии будет горько сожалеть . При всей своей проницательности он не смог оценить истинный масштаб личности Татьяны , не увидел , что перед ним редкостная , " гениальная натура " (
Белинский ) , наделенная исключительными способностями к духовно- нравственному развитию и самосовершенствованию . Он не ощутил , во - вторых , сколь глубоким , сильным и трагическим было чувство Татьяны , не почувствовал , что безответная страсть поставит героиню на край гибели ( " Увы , Татьяна увядает , / Бледнеет , гаснет и молчит !" - ХХ1У ) . Главное же - он не угадал , что любовь Татьяны - это дар судьбы , редкое счастье , ради которого
стоило изменить свой образ жизни , привычки , планы на будущее . Уверенный , что до конца понял Татьяну , он разглядел лишь одну грань ее натуры . Ему казалось , что Татьяна - известный тип простодушной и мечтательной провинциалки , милой уездной барышни . Но ему остался неведом другой , скрытый пласт душевного мира Татьяны - ее укорененность в народной почве , глубинная , органичная связь с национальной традицией
, фольклорно - поэтической стихией , с миром русской старины и русской природы , притом более всего - с русской зимой : Татьяна ( русская душою , Сама не зная почему ) С ее холодною красою Любила русскую зиму , На солнце иней в день морозный , И сани , и зарею поздней Сиянье розовых снегов ,
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |