ОБРАЗ КНЯЖНЫ МАРЬИ В романе Война имир Толстой рисует мастерски и убедитель но несколько типов женских характерови судеб. Порывистая и ро мантичная Наташа становится в эпилоге романа плодовитой сам кой , средоточием материнских жизненных энергий. Красивая,развращенная и экзотически глупая княгиня Элен Курагина, воплотившая в себе вседостоинства и недостатки столичного общест ва, княгиня Друбецкая мать-наседка, юная маленькаякняги ня , Лиза
Волконская, нежный и скорбный ангел повествова ния, и, наконец, княжна Марья, сестракнязя Андрея.Княжна безвыезднопроживает в имении Лысые Горы со своим отцом, сиятельным екатерининскимвельможей, сосланным при Павле и с тех пор никуда не выезжающим. Ее батюшка,Николай Андреевич, человек неиз приятных часто брюзглив и груб, ру гаеткняжну дурой, тетрадки швыряет
и в довершение всего пе дант.А вот портрет княжны Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо . И далее Толстой словнопоражен увиденным глаза княжны, большие, глубокиеи лучистые как будто лучи теплого света иногда снопиками выходили из них ,были так хоро ши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глазаэти делались привлекательнее красоты.Вместе с княземАндреем княжна Марья показана нам в романе как совершенный, абсолютно цельныйпсихологически,
физически и нравственно человеческий тип.Одновременно, как илюбая женщина, по мысли Толстого, она живет в постоянном, бессознательноможидании любви и семейного счастья. То, что глаза зеркало души, общее место. Но душа княжны действительнопрекрасна, добра и нежна. И это ее светом лучатся глаза Марьи.Княжна Марья умна,романтична и религиозна. Она покорно переносит эксцентрическое поведение отца,его издевки и насмеш ки, не переставая бесконечно
глубоко и сильно любить его.Она любит маленькую княгиню , любит своего племянника Николая, любит предавшуюее компаньонку-француженку, любит брата своего Андрея, любит, не умея выказатьэто, Наташу, любит по рочного Анатоля Курагина. Ее любовь такова, что всенаходящие ся рядом подчиняются ее ритмам и движениям и растворяются в ней.Толстой наделяеткняжну Марью удивительной судьбой.
Он ре ализует для нее любые, самые смелыеромантические грезы про винциальной барышни. Она переживает измену и смерть близких,ее спасает из рук врагов бравый гусар Николинька Ростов, ее буду щий муж кактут не вспомнить Козьму Пруткова Если хочешь быть красивым иди в гусары . Долгое томлениевзаимной влюбленности и ухаживаний, и в конце свадьба и счастливая семей ная жизнь.
Иногда складываетсявпечатление, что автор изящно и умно па родирует бесчисленные французскиероманы, которые были неотъ емлемой частью женского мира и оказывализначительное влия ние на формирование духовного мира русской барышни начала XIX века. Конечно, это не прямаяпародия. Толстой слишком велик для этого. Особым литературным приемом он всякийраз вы водит княжну Марью за пределы сюжета. Всякий раз здраво и ло гично онаосмысливает любое романтическое или близкое
к этому сочетание событий. Вспомним ее реакцию на адюльтер Ана толя Курагина и француженки Бурьен. Ее ум позволяет ейстоять обеими ногами на земле. Ее развитая романами мечтательность позволяет еймыслить некую параллельную, вторую романтическую реальность.Ее религиозностьпроистекает из ее нравственного чувства, а оно добросердечно и открыто миру.Несомненно, в этомконтексте привлекает внимание ее литера турная предшественница.
Это, конечноже, Лизонька из Пиковой дамы Пушкина. В некоторых случаях рисунок их судебсовпадает до мелочей. Лизавета Ивановна была домашней мученицей, пишет Пушкин, она разливала чай и получалавыговоры за лиш ний кусок сахара она вслух читала романы и виновата была вовсех ошибках автора . Как тут не вспомнить жизнь княжны Марьи с ее отцом вЛысых
Горах и в Москве!В образе княжны Марьигораздо меньше литературной типич ности и гораздо больше живой трепетной души ичеловеческой при влекательности, чем у других женских персонажей романа. В еесудьбе вместе с автором живое участие принимаем и мы, читатели. Во всякомслучае, истинное удовольствие доставляет описание ее уютного семейного счастьяс ограниченным, но глубоко любимым мужем среди детей, родных и близких.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |