Реферат по предмету "Литература"


Необыкновенная история И.А. Гончарова

О И.А. Гончарове Обыкновеннаяистория , опубликованная в 1847 году в Современнике , была первым художественным произведением И.А.Гончарова , появившимся впечати. Над Обыкновенной историей писатель работал в течении трех лет.В статье автобиографического характера Необыкновеннаяистория 1875- 1878 он писал Роман задуман был в 1844 году, писался в 1845, и в 1846 мне оставалось дописать несколько глав .


Гончаров нескольковечеров сряду читал Белинскому свою Нобыкновенную историю .Белинский былв восторге от нового таланта, выступавшего так блистательно. До того, как отдать свое произведение на суд Белинскому, Гончаров несколько раз читал его в дружеском литературном кружке Майковых. Прежде чем появиться в печати, роман претерпел много исправлений и переделок.


Вспоминая позднее 40-е годы, мрачную пору николаевского царствования когда огромную роль в борьбе с феодально-крепостнической реакцией играла передовая русскаялитература, Гончаров писал Крепостное право, телесное наказание, гнет начальства, ложь предрассудков общественной и семейной жизни, грубость, дикость нравов в массе - вот что стояло на очереди в борьбе и на что были устремлены главные силы русской интеллигенции тридцатых исороковых годов .


Обыкновеннаяистория показала, что Гончаров был чутким к интересам своеговремени писателем. В произведении нашлиотражение изменения и сдвиги, которыепроисходили в жизни крепостнической России 1830- 1840 гг. Призывая к борьбе с всероссийским застоем , к труду наблаго отчизны , Гончаров страстно искалвокруг себя те силы, тех людей которые могли бы осуществить стоящие перед русской жизнью задачи. Обыкновенная история Сущность псевдоромантического миросозерцания, присущегозначительной


части идеалистически настроенной , оторванной от действительности дворянской интеллигенции 30-х годов, вскрыта Гончаровым в образе основного герояромана - Александра Адуева. Почву, на которой вырастало это явление, художник видел в дворянско - поместном , крепостническом строе жизни , в барском помещичьем воспитании .Романтическое восприятие жизни, возвышенные отвлеченные мечты о славе и подвигах , о необыкновенном,


поэтическиепорывы - кто не проходил в какой - то мере через все это в молодости , в эпоху юношеских волнений . Нозаслуга Гончарова как художника в том, что он показал, какизвращают и уродуют эти юношеские мечты и иллюзии барски - крепостническое воспитание .Молодой Адуев огоре и о бедах знает только по слуху - жизнь от пелен улыбается ему .Праздность , незнание жизни преждевременно развили в


Адуеве сердечные склонности и чрезмерную мечтательность. Перед нами один из тех романтических ленивцев , барчуков , которые привыкли беспечно жить засчет труда других. Цель и счастье жизни молодой Адуев видит не втруде и творчестве трудиться казалось ему странным , а в возвышенном существовании . В именииАдуевых царят тишина неподвижность благодатный застой . Но в имении он не находит поприща для себя. И Адуев уезжает искать счастья , делать карьеру и фортуну


- вПетербург . Вся фальшь житейских понятий Адуева начинает раскрываться в романе уже в первых столкновениях избалованного ленью и барством племянника - мечтателя с практическим и умнымдядюшкой, Петром Иванычем Адуевым.В борьбе дяди с племянником отразилась и тогдашняя, только что начинавшаяся ломка старых понятий и нравов -сентиментальности , карикатурногопреувеличения чувства дружбы и любви, поэзия праздности , семейная и домашняя ложь напускных, в сущности небывалых чувств , пустая трата


времени на визиты, на ненужное гостеприимство и т.д. Словом, вся праздная мечтательная и аффектационная сторона старыхправов с обычными погрывамииности - к высокому, великому, изящному, к эффектам, с жаждой высказать это в трескучей прозе, всего более в стихах.Адуев - старший на каждом шагу безжалостно высмеивает напускную, беспочвенную мечтательность Адуева-младшего. Твоя глупая восторженностьникуда не годиться , с твоими идеаламихорошо сидеть в деревне


, забудь этисвященные да небесные чувства, а приглядывайсяк делу . Но молодой герой не поддается нравоучениям. А разве любовь не дело? - отвечает он дядюшке. Характерно , чтопосле первой неудачи в любви Адуев-младший жалуется на скуку жизни, пустоту души . Страница романа, посвященные, описанию любовных похождений героя, - разоблачениеэгоистического, собственническогоотношения к женщине, несмотря на все романтические позы, которые принимает герой перед избранницами своего сердца.


Восемь лет возился с Александром дядюшка. В концеконцов племянник его становится деловым человеком, его ждет блестящая карьера и выгодный брак по расчету. От былых небесных и вогзвышенных чувств и мечтаний не осталось и следа. Эволюция характера Александра Адуева, показанная в Обыкновенной истории , являлась обыкновенной для части дворянской молодежи того времени.


Осудив романтика Александра Адуева, Гончаров противопоставил ему вромане другое, бесспорно по ряду чертболее положительное, но отнюдь неидеальное лицо - Петра ИвановичаАдуева. Писатель, не бывший сторонником революционногопреобразования феодально-крепостническойРоссии, верил в прогресс, основанный на деятельности просвещенных, энергичных и гуманных людей. Однако впроизведении нашли отражение не столько эти взгляды писателя, сколько существовавшие в реальной


действительности противоречия, которыенесли с собой шедшие на смену всероссийскому застою буржуазно -капиталистические отношения. Отвергая романтизм адуевского толка, писатель вместе с тем чувствовал неполноценность философии и практики буржуазного здравого смысла , эгоизм и бесчеловечность буржуазной морали адуевых-старших. Петр Иваныч умен, деловит и по-своему порядочный человек . Но он в высшей степени безразличен кчеловеку, к его нуждам, интересам .


Смотрят, что учеловека в кармане да в петлице фрака, а до остального и деланет , -говорит о Петре Иваныче и ему подобных его жена Лизавета Александровна освоем супруге что было главной целью его трудов? Трудился ли он для общейчеловеческой цели, исполняя заданный емусудьбою урок, или только для мелочныхпричин, чтобы приобресть между людьми чиновное и денежноезначение, для того ли, наконец, чтобы его не гнули в дугу нужда, обстоятельства? Бог его знает.


О высоких целях он разговаривать не любил, называл это бредом , а говорил сухо и просто, что надо дело делать .Александр и Петр Иваныч Адуевы противопоставлены нетолько как провинциальный дворянин-романтик. и делец-буржуа, но и как два психологически противоположные типа. Одинвосторжен до сумабродства, другой - ледян до ожесточения , - говорит Лизавета Александровна о племяннике и муже. Гончаров стремился найти идеал, то есть нормальный тип человека


не в Адуеве-старшем и не вАдуеве-младшем, а чем-то ином, третьем, в гармонии ума и сердца .Ясный намек на это содержится уже в образе Лизаветы Александровны Адуевой, несмотря на то, что век ее заел , по справедливому замечанию Белинского, Петр Иваныч. К числу этих замечательных образов следует отнести не только ЛизаветуАлександровну, но и Наденьку.Дочь несколькими шагами - впереди матери.


Она без спросу полюбила Адуева и почти не скрывает этого от материили молчит только для приличия, считая за собою право распоряжаться по-своему своим внутренним миром исамим Адуевым , которым, изучив его хорошо, овладела и командует.Это ее послушный раб, нежный, бесхарактерно-добрый,что-то обещающий, но мелко самолюбивый, простой, обыкновенный юноша, каких везде - куча.И она приняла бы его, вышла бы замуж - и всепошло бы обычным


ходом.Но явиласчь фигура графа, сознательно-умная, ловкая, с блеском. Наденька увидала , чтоАдуев не выдерживает сравнения с ним ни в уме, ни в характере, ни в воспитании.Наденька в своем быту не приобрела сознания ни о каких идеалах мужского достоинства, силы и какой силы? Ее достало разглядеть только, что она виделатысячу раз во всез других юношах скоторыми танцевала , немногококетничала. Она на минуту прислушалась к его стихам.


Она ждала , чтосила, талант кроются там. Но оказалось, что он только пишет сносные стихи, но о них ни кто не знает , да еще дуется про себя на графа за то, что этот прост, умен и держит себя с достоинством. Онаперешла на сторону последнего в этом пока и состоял сознательный шаг русскойдевушки - безмолвная эмансипация, протест против беспомощного для нее авторитета матери. Но тут икончилась эта эмансипация . Она сознала, но в действие своего сознания не обратила, остановилась


в неведении, так как и самый момент эпохи был моментом неведения. Обыкновенная история сразу же поставилаГончарова в первый ряд прогрессивных писателей-реалистов. В Обыкновенной истории в полной мере сказалсясильный и оригинальный талант Гончарова, призванного мастера русскогореалистического романа.Список используемой литературы 1 Собраниесочинений


И.А.Гончарова2 Собраниесочинений В.Г.Белинского3 ТворчествоИ.А.Гончарова А.Рыбасов



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.