Основные темы лирики Н.А.Некрасова Некрасов отдал дань романтизму сборником стихотворений Мечты и звуки 1840, жестоко осужденным, даже высмеянным тогда же Белинским. Зрелый Некрасов, начиная со стихотворения В дороге Скучно скучно Ямщик удалой 1845 года, является продолжателем пушкинской линии в русской поэзии - по преимуществу реалистической. В некрасовской лирике есть лирический герой, но единство его определяется
не кругом тем и идей, связанных с определенным типом личности, как Лермонтова, а общими принципами отношения к действительности. И здесь Некрасов выступает как выдающийся новатор, существенно обогативший русскую лирическую поэзию, расширивший горизонты действительности, охваченной лирическим изображением. Тематика Некрасова-лирика разнообразна. Первый из художественных принципов
Некрасова-лирика можно назвать социальным. Узкий круг лирической тематики он дополнил новой темой- социальной. Вспомним хрестоматийные строки 1848 года Вчерашний день, часу в шестом. В своем последнем стихотворении О Муза, я у двери гроба поэт последний раз вспомнит эту бледную, в крови, Кнутом иссеченную Музу. Источник вдохновения поэта, Муза, у Некрасова - родная сестра несчастных, подвергаемых насилию и угнетению.
Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания замученных нуждой бедняков - вот источник лирических переживаний во многих стихах Некрасова. Причем эта социальная тема меняет характер и собственно любовной лирики Некрасова. Ночь. Успели мы всем насладиться. Что ж нам делать Не хочется спать начинается стихотворение 1858 года. И герой предлагает помолиться за тех, кто все терпит, чьи работают грубые руки,
Предоставив почтительно нам Погружаться в искусства, в науки, Предаваться мечтам и страстям. Ясно, что дворянин по происхождению, Некрасов выражает здесь сознание разночинца, истинного демократа, знающего темные стороны общественного бытия, испытавшего на себе голод и холод, не умеющего, не способного дворянски брезгливо и спесиво отвернуться от изнанки жизни. В то же время лирический герой Некрасова не просто разночинец, а разночинный интеллигент.
Вот еще один шедевр некрасовской любовной лирики Я не люблю иронии твоей датируется предположительно 1850 годом и тоже предположительно обращенное к К.Я.Панаевой. Одновременно это и образец интеллектуальной поэзии, герой и героиня культурные люди, в их отношениях ирония и, главное, высокий уровень самосознания. Они знают, понимают судьбу своей любви и заранее грустят. Воспроизведенная Некрасовым интимная ситуация и возможные пути ее разрешения напоминают отношения героев
Чернышевского Что делать. Ярчайшим проявлением новой лирической темы - социальной - стало стихотворение Еду ли ночью по улице темной 1847. Это душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть ребенка выгнали на панель. Беззащитная, больная и бездомная, женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие стихотворения 40-50-х годов
В дороге. Перед дождем, Тройка, Родина, Псовая охота, маленький цикл На улице, Несжатая полоса. Маша. Тяжелый крест достался ей на долю, В больнице. Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируется и обобщается в небольшой поэме Рыцарь на час 1862, особенно в знаменитых строках От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви обращается поэт к матери. Эти строки волнуют и сегодня. Второй художественный принцип Некрасова-лирика - социальный аналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и у Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного возраста мы помним стихи Однажды, в студеную зимнюю пору - про мужичка с ноготок.
Но не все знают, что предшествует этому отрывку в стихотворении Крестьянские дети, где герой оборачивает другой стороною медаль крестьянского детства Положим, крестьянский ребенок свободно Растет, не учась ничему, Но вырастет он, если богу угодно, А сгибнуть ничто не мешает ему. То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл воспроизводимых явлений и придавать
его своим вполне лирическим излияниям. Иными словами, носителем, субъектом социальной типизации оказывается не только автор, но и его лирический герой. Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения Размышления у парадного подъезда 1858 и Железная дорога 1864. В Размышлениях конкретный единичный факт - приход мужиков с просьбой или жалобой к министру государственных имуществ - возводится в ранг типичного явления Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний. Лирический герой домысливает то, что на увиденных им из окна мужиках, как говорится, не написано. То же в четверостишии За заставой, в харчевне убогой строки 86-89 и, наконец, знаменитый финал стихотворения Назови мне такую обитель За Железную дорогу редактор Современника, где она впервые была напечатана, и он же автор стихотворения получил второе, предпоследнее
предупреждение о возможном закрытии журнала от самого министра внутренних дел Валуева, известного автора либерально-реформаторских проектов. Особые нарекания цензуры вызвал, на первый взгляд, вполне невинный эпиграф цензоры поняли, что все страшно эффектное, как выразился один из них, стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и бросает тень не только на руководившего строительством
Николаевской железной дороги бывшего главноуправляющего железными дорогами графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его ныне царствующего сына. Вторая и четвертая части стихотворения, проведенный в них социальный анализ выливались в страшное обвинение правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, и спаивании собственного народа. Столь же социально заострено и презрительное отношение
Ванюшиного папаши-генерала к каторжному труду простого народа. Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике закономерно выходили на третий принцип - революционность. Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная, крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Два разобранных выше стихотворения вполне ясно иллюстрируют этот принцип отрывок Назови мне такую обитель из Размышлений и последние три строфы второй части
Железной дороги. Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его стихам агитационно-пропагандистский характер. Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по революционно-демократическому движению, другим вождям этого движения Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву. Некрасов в обрисовке их личностей исходит из того,
что революционно-демократическая деятельность является самым завидным и желанным уделом, и вообще роль народного заступника для Некрасова есть, используя формулу Фета, патент на благородство для любого честно мыслящего современника. Черты вождей революционной демократии приобретают иконописный характер, их жизненный путь представляется в традициях жития мученика-аскета, подвижника за народ.
Таково стихотворение Памяти Добролюбова 1864. В его содержании не стоит выискивать реальных или вымышленных черт, в нем воспроизведено преимущественно должное. Безвременно скончавшийся критик в некрасовском стихотворении не есть конкретный, живший когда-то человек, а идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбова, как позднее признавался сам автор. Обычно
Некрасова представляют поэтом деревенско-крестьянской тематики. Но есть у него и урбанистическая лирика, т.е. стихи о городе, в которых он выступает достойным продолжателем петербургских страниц Евгения Онегина и Медного всадника и предшественником Блока. Гениальным образцом стихотворения о большом городе с его социальными драмами является Утро 1872-73 гг Но три первые строфы из 9 в нем не городские.
Сначала поэт обращается к ней, связывая ее грусть и душевные страдания с окружающей нас нищетою, с которой здесь природа сама заодно. Затем следуют две сельские строфы с характерными, эмоционально окрашенными эпитетами унылые, жалкие, мокрые, сонные, кляча с крестьянином пьяным, Через силу бегущая вскачь, туман, мутное небо, и вывод автора Хоть плачь, Но не краше и город богатый. В стихотворении воскрешаются мотивы ранних городских стихов
Еду ли ночью, На улице, Убогая и нарядная 1859, цикла О погоде 1858-65 гг Жизнь города ужасна, никакой отрады для измученной души героя в ней нет. Прежде всего, в городской суете нет смысла, трудовые усилия обитателей столицы отчуждены от них дела их налицо - лиц, людей не видно железной лопатой мостовую скребут, начинается всюду работа, возвестили пожар с каланчи, на позорную площадь кого-то провезли - преобладают безличные и неопределенно-личные
конструкции. То же и в последних строках кто-то умер, где-то раздался выстрел -Кто-то покончил с собой. Человеческие фигуры в стихотворении символизируют отчужденность людей друг от друга и от жизни - смерть. Первыми, если не лицами - лиц нет то первым родом деятельности, встречаемым в стихотворении, оказывается работа палача. Сейчас они произведут гражданскую казнь, т.е. ритуал публичного лишения гражданских и политических прав. Затем мы видим офицеров, едущих на дуэль.
Еще целый ряд образов проходит перед нами. Торговля, этот двигатель буржуазного прогресса, у поэта революционной демократии - торжество бессмыслицы Торгаши просыпаются дружно И спешат за прилавки засесть Целый день им обмеривать нужно, Чтобы вечером сытно поесть. Всего лишь. Понятно, что певец капиталистического Петербурга не был поклонником и сторонником капитализма.
А вот отголоски литературных предшественников Некрасова Чу из крепости грянули пушки Наводненье столице грозит эхо Медного всадника, но в совершенно другой эмоциональной окраске. Избиение вора дворником уже не вызывает в душе героя тех чувств, того сочувствия, которым проникнута сценка поимки вора в цикле На улице. Слова колотит и попался низкая лексика, просторечие
Опять вор Опять бьют. Гонят стадо гусей на убой - понятно чтоб есть. И заключительный аккорд - самоубийство на чердаке - лучше не придумаешь в этой юдоли Впрочем, нет ни заключения, ни аккорда, ибо в конце стихотворения не точка, а многоточие, т.е. этот бессмысленный ряд можно длить бесконечно. Некрасов оборвал свое гнетущее, сводящее с ума и в могилу обозрение столичной жизни на полуслове Под стать эмоциональному колориту стихотворения размер - трехстопный
анапест, напевно-тягучий и заунывный. Поется тяжело, мелодия скрипит и буксует размер нарушают сверхсхемные ударения в начале стиха Верю - здесь не страдать мудрено В даль сокрытую Жутко нервам Чу из крепости Выстрел - кто-то покончил с собой Большинство произведений русской классики сочетают художественную неувядаемость с глубиной и поистине неисчерпаемостью смысла. К сожалению, поэма Кому на
Руси жить хорошо не из их числа. Она прямолинейна в своей однозначности и однопланова, трудно заключить о глубине ее содержания. Поэтому мы рекомендуем нашим читателям еще раз перечесть ее текст перед экзаменом или иным образом освежить в памяти ее содержание.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |