Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Литература"


Николай Гумилев

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ: ЛИЦО И МАСКИ Начало XX века было отмечено высоким и чрезвычайно ярким взлетом поэзии, что, по контрасту с сумрачными надсоновско-апухтинскими годами, казалось преисполненным новизны, дерзости и праздничности. В.Брюсов, А.Блок, З.Гиппиус, А.Белый, Вяч.Ива¬нов, Ф.Сологуб, М.Волошин, И.Северянин, К.Бальмонт, а рядом с ними целая россыпь малых и средних звезд, прочертивших заметный след в истории литературы


Среди них и предстояло появиться Гу¬милеву. Не удивительно, что первая его книга «Путь конквистадо¬ров» (1905), да и вторая, «Романтические цветы» (1908), прошли по¬чти незамеченными, если, правда, не считать, что их мгновенно оце¬нил как многообещающие строгий и прозорливый В. Брюсов. Впрочем, и третий сборник, «Жемчуга» (1910), не принес известности. Однако по прошествии нескольких десятилетий даже его ранние и действи¬тельно несовершенные книги читаются


со все возрастающим чита¬тельским любопытством, а историками литературы — с не менее острым научным интересом: ведь так или иначе, а в них вырабатыва¬ла и находила себя новая литературная эпоха, названная впослед¬ствии Серебряным веком. Николай Степанович Гумилев родился в Кронштадте 3 (15) апре¬ля 1886 года в семье корабельного врача. Однако детских впечатле¬ний об этой морской крепости у него не было, так как в возрасте полутора месяцев


он оказался в Царском Селе, куда отец, Степан (Стефан) Яковлевич, выйдя в отставку, перевез свою семью. Крон¬штадт — это, скорее, определенный символ, как бы предзнаменова¬ние будущей судьбы поэта, отданной странствиям по морям и континентам. Море вообще напоминало о себе разными знаками: крестил его протоиерей Кронштадтской Александро-Невской церкви, так что не исключено, что в самой купели была толика морской


влаги; крест¬ным отцом был адмирал Лев Иванович Львов, дядя поэта по матери. Прапрадед Гумилева участвовал в сражении под Очаковом. Прадед также был воином — участвовал в сражении под Аустерлицем. Царское Село, где прошло детство и отрочество будущего поэта, сыграло в его жизни огромную роль. Там все дышало поэзией, гени¬ем Пушкина, а в гимназии директорствовал тоже поэт —


Иннокен¬тий Анненский. Там же произошла и встреча с гимназисткой Аней Горенко — будущей Анной Ахматовой. Немалую роль сыграли и имения с их традиционным русским пейзажем и барским бытом — Поповка (по Николаевской, ныне Октябрьской, железной дороге), где прошли счастливых десять дет¬ских лет, и — особенно — Слепнево. Немногочисленные у Гумилева стихи, посвященные русской природе, навеяны именно этими места¬ми.


Сейчас недалеко от Бежецка есть мемориальный «Дом семьи Гумилевых», перевезенный из Слепнева. Но помимо Царского Села и усадебных мест было в отрочестве Гумилева еще одно сильнейшее впечатление. Это — Кавказ, куда семья переехала в 1900 году. Правда, пребывание на Кавказе и учеба в тифлисской гимназии оказались недолгими, однако два с лишним года для подростка —


срок огромный. Легко предположить, что бу¬дущая яркая декоративность, свойственная автору «Чужого неба» и африканских стихов, получила первоначальный толчок на улицах старого Тифлиса, в живописных долинах и ущельях кавказских гор. Тифлис был городом, где появилось в печати первое стихотворе¬ние Гумилева, опубликованное в газете «Тифлисский листок» 8 сен¬тября 1902 года, «Я в лес бежал из городов


») Стихотворение это интересно сейчас, пожалуй, лишь тем, что можно судить о возможном круге чтения гим¬назиста Гумилева, а главное, о первоначальных поэтических воздей¬ствиях, испытанных им в ранней юности. Если же судить еще по некоторым стихам, то испытал он и заметное воздействие К. Баль¬монта, слава которого как раз в годы гумилевской юности вошла в свой головокружительный зенит . По сохранившимся юношеским стихам видно, что Гумилев в ту пору тяготел к романтической поэзии.


Возможно, он подумывал уже и о сборнике, о чем говорит «Посвящение сборнику "Горы и уще¬лья"», состоящее из трех взаимосвязанных стихотворений. «Люблю я чудный горный вид », «Люблю над пропастью глухой » и «В горах мне люб и Божий свет ». Стихи крайне подражательны, переполне¬ны ходячими романтическими штампами и представляют сейчас ин¬терес лишь чисто биографический. В 1903 году семья


Гумилевых вернулась в Царское Село. Теперь повзрослевший гимназист мог более сознательно оценить и воспри¬нять литературные традиции, связанные с этим священным для рус¬ской поэзии местом. На отдельных его стихах тех лет можно заме¬тить отсветы южных романтических поэм Пушкина — в особеннос¬ти «Цыган». Он поступил в седьмой класс Николаевской царскосельской гим¬назии — той самой, где директорствовал поэт


Иннокентий Аннен¬ский. Иннокентий Анненский, по-видимому, оказал известное влия¬ние на направление поэтического развития Гумилева. Впрочем, когда Гумилев появился, после Тифлиса, в 1903 году в царскосельской гим¬назии, отношения между ними, надо думать, были вполне «иерархи¬ческими»: гимназист седьмого класса, с одной стороны, директор гимназии — с другой. Учился Гумилев плохо, окончил гимназичес¬кий курс лишь в двадцать лет.


В 1905 году он сумел издать сборник стихов «Путь конквистадоров», который подарил Анненскому со сти¬хотворной надписью. Стихи Гумилев писал постоянно, много и охотно. В отличие от опытов «тифлисского» периода с их расплывчато-расслабленной инто¬нацией, подчас карикатурно повторявшей бальмонтовскую грациоз¬ность, появилось мужественное, волевое начало, которое сделается потом неотъемлемой приметой гумилевской лирики. Ему шел двадца¬тый год, а он все еще учился в гимназии.


Вот почему понадобилась маска, роль, грим, а вместе с ними и прочие элементы звонкого ро¬мантического репертуара. Он брал из этого реквизита просто напрокат, но потом кое-что так и пристало к нему, в том числе актерство, любовь к позе, к риску, приключениям. В этой, казалось бы, чисто индивидуальной, психологической черте сказывалась не только горячка юности, но — опосредованным обра¬зом — сама атмосфера девятисотых годов, не вся, разумеется, атмо¬сфера, уже


темневшая к приближавшейся грозе 1905 года. Пора первоначального формирования Гумилева была временем расцвета русского декаданса. Ставя в центре мира свою личность, поэт-декадент был склонен к крайнему индивидуализму, к эпатажу, к броскому и демонстративному подчеркиванию своей неповтори¬мой индивидуальности — даже в одежде, в быту, в поведении. Отсю¬да — преднамеренное стремление к дозе, к созданию и использова¬нию маски, к


разного рода бутафории. Эпоха накануне цусимской катастрофы, а затем революции 1905 года и ее поражения была по сути своей и героична и трагична: она оказалась чревата глубочайшими социальными переменами. Юный Гумилев, судя по «Пути конквистадоров», а также и по второй его книге — «Романтические цветы» (1908), был далек от по¬нимания социально-политической действительности, но у него не было также и каких-либо контактов с современной ему литературной жиз¬нью, с декадентскими кругами, с религиозно-философскими


круж¬ками, чрезвычайно многочисленными и модными в ту пору. Так или иначе, но вполне в духе времени и в соответствии с собственной натурой он создал маску — маску «конквистадора в панцире железном». И если нет полдневных слов звездам, Тогда я сам мечту свою создам («Я конквистадор в панцире железном ») В 1906 году Гумилев наконец окончил гимназию. Муза дальних странствий, манившая его еще в детстве за


кронштадтский горизонт, помогла ему, хотя и ненадолго, всего на одно лето, уйти в морское плаванье, поскольку по настоянию отца он поступил в Морской кор¬пус. По неизвестным причинам отец, однако, переменил свое реше¬ние, предложив сыну сменить корпус на университет. Но вместо того, чтобы оказаться в стенах Петровских коллегий, Гумилев, по-видимо¬му по собственному настоянию, уезжает во


Францию, где слушает в Сорбонне лекции по французской литературе. О его жизни в Пари¬же нам известно очень мало. Из немногочисленных сохранившихся от той поры писем ясно, что в Париже, если иметь в виду литератур¬ные знакомства, он чувствовал себя достаточно одиноким, но поэти¬ческой и художественной жизнью Франции и России, в особенности символистами и разного рода возникавшими модернистскими груп¬пами, интересовался


постоянно. Так в его стихи вошла действительность, — действительность, правда, экзотическая, но зато невыдуманная, имеющая конкретную территорию и определенное место на географической карте. Таким образом, Гумилев свою мечту, вычитанную из книг, превратил в ре¬альность. Природа, например, отказала ему в красоте, но, вопреки ее несправедливости, он стал мужественным «конквистадо¬ром» и намеревался обязательно стать прекрасным поэтом; обстоятельства замкнули его в маленькой кре¬пости,


расположенной в Маркизовой луже, на плоском острове Котлин, а потом — в игрушечном Царском Селе, но — опять-таки во¬преки всему — он оказался в Африке, в Судане, в Абиссинии, в Египте, на медлительных водах фараонова Нила Интерес Гумилева к Востоку не был поверхностным, а с годами приобретал все более серьезный характер. Первая поездка в Египет и Судан, предпринятая тайком и с некоторым риском, оказалась лишь начальным


утолением столь жад¬ного интереса. Зимой 1909—1910 года он вновь отправился в Абисси¬нию, на этот раз в составе экспедиции, организованной академиком, В. Радловым, и теперь у него проявился исследовательский интерес, он собирал и изучал абиссинский фольклор, послуживший затем ос¬новой для циклов «Абиссинских песен». В 1908 году Гумилев вернулся в Россию. Первое его пребывание за границей, безусловно, принесло ему


большую пользу. Поэт не только обогатил свой опыт «восточными» впечатлениями, сыгравши¬ми затем большую роль в развитии его личности и творчества и ока¬завшимися очень важными для дальнейшего развития «ориенталистской» темы, столь характерной для всей его лирики, но и — об этом также надо упомянуть — неожиданно проявил себя как деятельный организатор. Дело в том, что в Париже он сумел выпустить несколь¬ко номеров журнала, названного им «Сириус».


Журнальчик был кро¬хотный и прекратился на третьем номере. Весной 1910 года Гумилев женится на Анне Горенко, которой уже через два года предстояло стать автором книги «Вечер», подпи¬санной псевдонимом Анна Ахматова. В том же году у него выходит и новая, третья по счету, книга, «Жемчуга». «Жемчуга» не открыли собою нового периода в творчестве Гу¬милева, их значение состоит в том, что они завершили первый пери¬од.


Дату их появления, 1910 год, можно считать окончанием поры ученичества, которая, несмотря на значительность пройденного пути, сильно затянулась. Поэт был уже в «лермонтовском» возрасте, и, надо думать, ощущение надвинувшегося критического рубежа его тревожило. Ему уже угрожала судьба сотен и сотен безвестных по¬этов, уныло и аккуратно перепевавших поэтические банальности. Но Гумилев был художником большой и целеустремленной воли, он очень верно, точно и, главное, вовремя


осознал наиболее плодотворные возможности своего развития. И в какой-то момент, где-то к 1910 году, уже в период «Жемчугов» и на переходе к «Чужому небу», Гумилев, работавший над со¬бою и стихом с исключительной методичностью, целеустремленнос¬тью и сознательной аналитичностью, трезво прислушивавшийся к внутреннему голосу своего призвания, по-видимому, окончательно понял, в чем состоит его художническое предназначение и какова должна быть его роль в современном поэтическом


процессе. Однако в появившейся в 1912 году книге «Чужое небо» новые черты выразились еще слабо. Хотя именно эта книга обычно счита¬ется первым по-настоящему акмеистическим выступлением, на са¬мом деле она имела отчетливо выраженный переходный характер. Сборник вышел, как сказано, в 1912 году и, естественно, включал в себя произведения, не только в большинстве своем не следовавшие еще принципам «школы», но в значительной степени как раз те, что были тесно связаны


с характерными приметами первого периода творчества Гумилева. В «Чужом небе», помимо отмеченных выше формальных нов¬шеств, есть мотивы, которым предстояло развиваться в дальнейшем творчестве и определить своеобразие художественного мира Гуми¬лева и его поэтического облика. В частности, в этой книге он насто¬ятельно утверждает трагическую разделенность всего сущего на две контрастные стихии.


Небо и земля, добро и зло, красота и уродство даны здесь в чисто романтическом противостоянии. Мир — расколо¬тое двуединство. Привкус горечи и тревоги, смятенности и ненадеж¬ности всего сущего — один из существенных лирико-трагедийных аспектов его книги. Следующая книга, уже упоминавшийся «Колчан», вышла в 1916 го¬ду — в самый разгар Первой мировой войны. Верный своим убежде¬ниям, выполняя патриотический долг,


Гумилев уже в августе 1914 года становится добровольцем лейб-гвардии уланского полка и прикла¬дывает максимум усилий, чтобы попасть на фронт, в действующую армию. В армии он служил в конной разведке. Одновременно Гумилев писал корреспонденции в газету «Биржевые ведомости» — он был «соб¬ственным корреспондентом» этого популярного тогда печатного орга¬на. Эти корреспонденции стали основой документальной книги «За¬писки


кавалериста». Все сослуживцы отмечали исключительную храб¬рость Гумилева, словно бы не ведавшего, что такое чувство страха. Вскоре он не только получил первый офицерский чин, но и был награжден двумя Георгиевскими крестами. С получением офицер¬ского звания Гумилев был переведен в Пятый гусарский Александ¬рийский полк.


Но «Колчан» состоит отнюдь не только из военных стихов, более того, война занимает в книге сравнительно мало места, возможно, из-за того, что военные впечатления и переживания исключительно полно отразились в «Записках кавалериста». В биографическом смысле причиной такого перелома могла быть и война, которая, по-видимому, все меньше казалась Гумилеву «эк¬зотичной», а также личная драма (дело шло к разводу с Анной Ахма¬товой), но в какой-то степени и полный отрыв от питавшей прежде его стих и дух «реальной


экзотики»: вместо любимой Африки и Мор¬ских путешествий — тяжкие будни войны, длившейся уже третий год. Характерно, что эволюция самого Гумилева в годы 1915—1917 совершалась в сторону, заметно отдалявшую его от «манифестационного» акмеизма. Стихи, писавшиеся в те годы, составили, как уже было сказано, книгу «Костер» (1918). Она интересна, помимо отхода от акмеистических догм, появлением в его творчестве «русской темы», почти неожиданной, если вспомнить слова Блока об «иностранности» поэзии


Гумилева. В том же году состоялся его развод с Анной Ахматовой. Гумилев женился на Анне Николаевне Энгельгардт. Петроградская, заключи¬тельная, полоса его жизни оказалась, при всей ее непродолжитель¬ности (всего три года), чрезвычайно интенсивной — ив творческом, и в литературно-практическом смысле. Он с головою уходит в лите¬ратурную жизнь тех лет.


Деятельность Гумилева в 1918—1921 годах в Петрограде была не только плодотворной, но и разнообразной. Помимо создания много¬численных переводов, а также активной работы в издательстве «Все¬мирная литература» он выступает с лекциями в самых различных аудиториях — в том числе перед моряками и красноармейцами. Со¬хранились свидетельства, что он прочитал (в Институте истории ис¬кусств) четыре лекции о Блоке. Отношения между Блоком и Гумилевым, которых разделяли принципиальные расхождения, никогда не


были близки¬ми, однако в годы совместной работы в издательстве «Всемирная литература» их творческое и человеческое общение было взаимно заинтересованным и невраждебным. Последней прижизненной книгой, подготовленной Гумилевым, но вышедшей уже после его гибели, был «Огненный столп». Поэт включил в нее не все из своих произведений, написанных в 1918— 1921 годах. Как уже говорилось, стихи об Африке он обособил в однотемной книге «Шатер».


Стихи «Шатра», в принципе, мало до¬бавляют к нашим представлениям о поэте, но удивительная в своем постоянстве сила любви к экзотическому континенту выразилась здесь во весь размах его зрелого таланта. «Огненный столп» по праву считается вершинным достижением Гумилева как поэта. Это книга глубоких и в поэтическом отношении совершенных стихов, занимающих высокое и почетное место в ис¬тории нашей поэзии. Каждый поэт приходит к пониманию мира по-своему.


У Гумилева такое познание и понимание началось со странных и поначалу непонятных для него самого поисков некоей подлинной — духовной, извечной — родины. При всем обилии впечатлений, которые давали путешествия, и чувстве радости, переполнявшей его сердце, когда он видел новые земли, его в то же время мучило странное беспокой¬ство: оно проистекало оттого, что жажда оказывалась постоянно не¬утоленной, словно некий рок, трагический и всевластный, гнал и гнал его по планете, не давая остановиться.


Самое радостное и счаст¬ливое ощущение для Гумилева, ради которого он, кажется, мог бы пожертвовать всем, — это вид удаляющейся гавани, когда полоска воды становится все шире и шире. Его поэтический мир на ред¬кость живописен, исполнен экспрессии, воли и жизнелюбия. Путе¬шественник по экзотическим странам, он в своей поэзии любил пыш¬ное внутреннее и внешнее убранство, не боясь едва ли не «бароч¬ной» словесной нарядности, что странным образом, но вполне органично и чисто


по-гумилевски сочеталось у него с «классицисти¬ческой» строгостью всего внутреннего чертежа стихотворения, с выверенностью, продуманностью и стройностью форм. Гибель настигла поэта в самом начале его нового и, по-видимо¬му, высочайшего поэтического взлета. Он был арестован 3 августа 1921 года по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре и членстве в Петроградской боевой организации, возглавленной В.


Н. Таганцевым, и через несколько недель расстрелян. Новейшие исследо¬вания показали, что дело ПБО было сфабриковано. Поэт погиб, поэзия осталась жива. После многих десятилетий насильственного забвения она не только вернулась к своим новым читателям, но и заняла достойное место в истории нашей литерату¬ры. В историко-литературной памяти Гумилев прочно связан с ак¬меизмом — поэтической группой, новаторски


раздвинувшей возмож¬ности поэтического слова, но гораздо важнее, что сегодня мы читаем эти стихи с тем живым волнением и радостью, какие доставляет только подлинное искусство.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сау нагревом возухонагревателя доменной печи
Реферат Tanks Steel Juggernauts Essay Research Paper
Реферат § Задачи изучения философии Философия всегда была одной из необходимых дисциплин при подготовке будущих специалистов в системе высшего образования
Реферат Проектирование КР1095 ПП1
Реферат Пунктуация и грамматика русского языка
Реферат AcidBase Character Of Group 4 Oxides Essay
Реферат Публицистический стиль в современном русском языке
Реферат "Золотое сердце России мерно бьется в груди моей…"
Реферат Использование открытых интерфейсов среды программирования Delphi
Реферат Типовые компоновки роботизированных технологических комплексов (РТК) сборки
Реферат Правовое положение римского гражданина. Прекращение обязательств
Реферат Little Women By Louisa May Alcott 18321888
Реферат Создание и регистрация закрытого акционерного общества "Архитектор"
Реферат «Кировская государственная медицинская академия Росздрава»
Реферат Social Security Essay Research Paper Social Security