Мое любимое стихотворение Чтоможет быть важнее для художника слова, чем присутствие его произведений не только на книжных полках, но и в сердцах миллионов людей! Устихотворений Ивана АлексеевичаБунина судьба именно такая. Открыввпервые томик стихотворений поэта, я вдруг увидел, услышал, почувствовал жизнь во всех красках, жизнь яркую, сочную,вполне реальную и озвученную.
Все из окружающего нас мира попало в полезрения этого удивительного человека Орион, лапка лучистая птицы и даже мир насекомых, бесцветный и красочный, непонятный и прекрасный.Одно из самых, на мой взгляд, изысканныхстихотворений Бунина Последний шмель стало моим любимым.Тема вечнойблизости жизни и смерти раскрывается здесь в образешмеля, не такого уж частого гостя лирических сюжетов, хотя
Пчелку , Бабочку , Кузнечика , можновстретить у В.Брюсова, А.Фета, Г.Державина. В стихотворении Бунина черный бархатный шмельнастолько живо запечатлен, что возникает ощущение, что он здесь, в нашейкомнате, заунывно гудит, ударяясь в стекло. Точное слово заунывно ,то есть тоскливо , печально , передает звучание однойструны, наводящее тоску и уныние, напоминает о том, что последние жаркие днискоро сменятся холодом и ветром.
Царственно-красивый шмель превратится в легкого, сухогошмеля . А угрюмый, пронзительный осенний ветер, что дует порывами, сброситшмеля с красной подушечки засохшей татарки вниз, в бурьян, с царственногосмертного ложа - в сорную траву. Так с природе властвуют, сменяя друг друга, то теплая, трепетнаяжизнь, то сметающая все на своем пути смерть. Поэтический мир Бунина, сложный и многообразный, встихотворении представляет собой художественную
неразрывную ткань из картин,мотивов, тем. Стихотворение называется Последний шмель . Слово последний - одно из любимых в творчестве И.Бунина оно частовстречается в заглавиях его стихотворений и рассказов. Мне кажется, этоопределяется особым интересом писателя к теме осени и смерти. Слово последний , дважды повторенное в этом маленьком стихотворении изтрех строф, имеет самые разные
оттенки значений связанный сосмертью , связанный с осенью , дорогой , единственный . Таким образом, уже в названии стихотворения мы видимдва ключевых образа и указания на тему смерть и осень Черный бархатный шмель, золотое оплечье,Заунывно губящий певучей струной,Ты зачем залетаешь в жилье человечьеИ как будто тоскуешь со мной?Эпитет черный символизирует смерть, траур,предчувствие гибели.
Но употребление рядом поэтического эпитета золотое придает описанию шмеля особуюторжественность, перед нами царственный , величественный образ. Втораястрока Заунывно губящий певучей струной несколько разрушает праздничностьпервой, подготавливая тему осени, увядания, грусти. Употребление метафоры певучей струной и нагнетание шипящихзвуков ч , ш ,свистящих з , с в первой строфе, подкрепленное ассонансом а-у, помогает нам услышать жужжание шмеля.
Вспособности воссоздавать иллюзию звонкого мира Бунин, пожалуй, не знает себеравных в русской литературе.Читаешь эту удивительную лирическую миниатюру и ловишьсебя на мысли, что поэт дал необыкновенно много не только нашему глазу и слуху,а также уму и сердцу, помог внимательнее посмотреть вокруг себя и почувствоватьблизость настроений шмеля и человека. Лирический герой как бы ведет со шмелемдиалог, при котором важную роль играет поэтическое обращение в форме вопросительного предложения
Ты зачем залетаешь в жилье человечьеИ как будто тоскуешь со мной?Благодаря сравнительному союзу как будто , возникаетоттенок не уверенности, сомнения в долговременности единения человека иприроды, ведь шмель залетает в жилье человечье . И мы понимаем, что общениеэто будет недолгим, экспрессивный префикс по- полетай , погуди , короткиеотрывочные предложения второй строфы усиливают ощущение конца, гибели.
Тематический ряд, связанный со смертью, постепенно пополняется новыми словами последние дни , засохшей татарке , усни . Красочная метафора на подушечкекрасной приобретает увядший цветок в посмертное ложе шмеля. На наших глазахпроизошел разрыв в отношениях двух миров Не дано тебе знать человеческойдумы Категоричный инфинив не дано знать подчеркиваетотчуждение мира человека и мира природы. Стихотворение перестает быть простойприродной зарисовкой, обретая философское звучание.
Хорошо или плохо знать обыстротечности времени, о собственной смерти, наконец, о забвении, темакоторого так ненавязчиво поддержана словом бурьян ? Что в этом осознании торжество над безумным миром шмеля, кружащегося в неведении близкой смерти, илигрусть от собственного бессилия перед лицом гибели всего прекрасного?В смерти шмеля нет трагизма шмель и живой, и мертвый охарактеризован одним эпитетом золотой . И если в первой строке автор подчеркивает цветовое значение эпитета сложивший крылышки шмель не черный,
а золотой , то в последней строке егокачественное значение прекрасный , дорогой , несущий в себе мир хрупкой,нетленной красоты .Бунина можно понимать по- разному. Но для меня егопоэзия - целый мир, великолепный иживописный, многочисленный мир живых существ за сохранение которогоответственен человек. Стихотворение Бунина я читаю не только глазами, но исердцем, душой, учусь у поэта ценитьСлово. И вслед за Горьким, который писал самому
Бунину в далеком августе 1916года, хочу повторить Вы для меня первейший мастер в литературе русской, -это не пустое слово, не лесть
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |