МИФОЛОГИЧЕСКАЯИ БИБЛЕЙСКАЯ СИМВОЛИКА В ВОЙНЕ И МИРЕ Война и мир это уникальное произведение,общепризнанно является одним из лучших сокровищ мировой литературы. Этот романявляется одним из тех немногих творений русских писате лей, которые известныобычным людям во всем мире. Хотя Войну и мир называют романом, этот термин несовсем подходит для данного сочинения, ведь в нем переплелось огромноеколичество жанров и произведений, начиная собственно романом и заканчиваяЕвангелием.
Толстой также выдвигает в Войне и мире свой собст венный взглядна религию, синтезируя ее из различных верований и пропуская все это черезфильтр своей философии. Но в произведе нии не много прямых намеков Толстой передает свои идеи черезизлюбленный прием всех русских писателей символ. Символика издавна является лучшим средством дляпередачи мыслей автора, ведь тот, кто хочет и кому нужно, всегда отыщет тезнаки, по кото рым можно понять автора, а тот, кому не нужны мысли
автора,просто ничего не заметит. Символы конечно же использовали и до Толстого. Так,Гоголь в поэме Мертвые души активно использо вал этот прием и скрыл за паутинойсимволов основную идею поэмы, сохранив ее от чужих непонимающих глаз. Любилэтот прием и Тургенев, скрыв в образе Базарова образ Эдипа.Поскольку религияТолстого была разносторонней, то и симво лы религии встречаются очень разные.
Некоторые можно отнести к христианству, другие же тяготеют к античности иливосточной ми фологии. Но основными символами являются, пожалуй, христиан ские.Основным героем,несущим на себе большой груз толстовской религии, является князь Андрей. Егоимя говорит само за себя, ведь оно такое же, как у апостола Андрея, который, полегенде, ос вятил Русь. Князь Андрей так же более склоняется к русской куль туре,
нежели к западной. Этому можно противопоставить Пьера Безухова, который увлеченмасонством и долго жил во Франции. Апостол Петр освятил Европу, таким образом,имя Пьера, изменен ное на французский манер, явно указывает на его связь сапостолом Петром.Андрей живет в ЛысыхГорах, а Христос был распят на
Голго фе Лысой горе. Таким образом, образ князя Андреяпересекается с образом Христа, и на протяжении всей книги можно обнаружить ещенесколько мест, явно указывающих на связь князя Андрея с Христом. Так,например, во время сцены в лазарете после Бородин ского сражения наоперационных столах лежат трое Болконский, Анатоль Курагин и простой солдат.Эти столы похожи на три крес та, на которых распяли
Христоса и двоихпреступников. Один из них уверовал в Христа и воскрес. Так и Анатоль лежитвместе с князем Андреем на операционных столах, и если Андрей Хрис тос, то Анатоль это один из грешников, и онвоскресает, так как Андрей прощает ему его грехи и. отпуская их, дает емувечную жизнь.
Также на связь междукнязем Андреем и Христом указывает и то, что они переродились в 33 года и оба были отданы отцом насмерть, ведь это Николай Андреевич Болконский хочет, чтобы сын служил в армии.Но немалохристианских мотивов встречается и вне образа князя Андрея. Так, например,предводителем святого воинства яв ляется Архангел Михаил, а московскоеополчение собиралось слов но на святую битву с антихристом
Наполеоном. Следовательно,Михаил Илларионович Кутузов воплощает в себе Архангела Ми хаила. Если пойтидальше, то можно заметить, что Кутузов предпо читает отступление наступлению,видя в этом погибель француз ского войска, то есть действует по принципусвятого воинства непротивиться злу оно самоуничтожит себя. Тот же мотив можно заметить в момент, когда князь
Андрей сосвоим полком стоит и ничего не предпринимает под обстрелом вражеских войск. Даи все Бородинское сражение можно считать толстовской версией Армагеддона.Встречаются в Войнеи мире и более мелкие мотивы. Напри мер, мотив свечи. Она обозначает душучеловека. Этот мотив про слеживается прежде всего тогда, когда няня во времяродов ма ленькой княгини зажигает
венчальные свечи Лизы и князя Анд рея.Венчальные свечи это свечиобщей души семьи, их можно зажигать только в самые тяжелые минуты жизни. Но втот момент, когда няня зажигает свечи, врывается ветер и гасит их, и, какследствие, Лиза умирает.Также часто встречаетсямотив ангела и Наташа, и князьАндрей хотят летать.Но ведь религияТолстого не складывается только из христиан ства, у него есть мотивы и другихрелигий. Так, можно заметить мотивы античных мифов.
Можно проследить тему мойр трех су ществ, которые прялинить жизни и отмеряли, сколько кому жить. Мы встречаем этот мотив в несколькихместах прежде всего, Лиза вяжет в салоне Анны Павловны, во-вторых, князьАндрей просит Наташу научиться вязать, но она роняет клубок, и князь Андрейумирает. Также встречается много мотивов славян ской мифологии.
Так, например,Наташа и Соня гадают на сужено го, и перед этим они переодеваются в гусара ичеркеса святоч ные мотивы.Князь Андрей собираетполынь символ забвения, так как он ищетуспокоения и сна. Андрей также разговаривает с дубом славянским деревом предков и мудрости.Есть также и мотивывосточных религий. Князь Андрей это Пробужденный один из эпитетов Будды, так как Будда пробу дился под деревом, а князьАндрей под дубом.
По Толстому, душа не постоянна, она все время меняется. Этоперекликается с даос ским представлением о душе.Таким образом, можносказать, что Война и мир это книга книг, ее нельзя до конца понять и нельзя исчерпать всего ее смыс лы.Так же, как нельзя найти всех символов, через которые Тол стой доносит до нассвои идеи.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |