Реферат по предмету "Литература"


Любимая героиня Л.Н. Толстого

ЛЮБИМАЯ ГЕРОИНЯЛ. Н. ТОЛСТОГО Речь пойдет о любимойгероине Толстого, значит, о Наташе Рос товой? Нет. И не об Анне Карениной,которую автор все-таки осуж дает. Автор, заметьте, а не читатели, им этогоправа автор не дает, что подчеркнуто уже в эпиграфе к роману.Сказать, что Толстойсоздал целую галерею женских образов, значит ничего не сказать.


Певцом русской женщины называли Тургенева намой взгляд, это Гончаров. У Толстого мужские образы все-таки затмевают женские,потому что его герои, как и герои До стоевского, это герои-идеологи. Но в ряду героинь Толстого естьодна, так сказать, не просто героиня, а героиня идеологическая. Это княжнаМарья, а так как она не участвует в центральном романном треугольнике, то о нейчасто забывают,


увлекаясь образом Наташи. А зря. Да, Толстой любил Наташу, да,образ ее поэтичен хотя и не на всем протяжении книги , да, прототипом Наташибыла обворожи тельная Т. А. Берс. Но прототипом княжны Марьи была мать Толс того.Писатель не помнил матери, портреты же ее даже не сохрани лись и он создал всвоем воображении ее духовный облик. Я молил ся ее душе , говорил


Толстой. Эта молитвавсегда помогала ему в трудные минуты жизни. Согласитесь, что это совсем другоеотноше ние, чем увлечение хорошенькой артистичной девушкой. И это нало жилоотпечаток на два главных женских образа Войны и мира .Толстой не сообщаетнам деталей внешности княжны Марьи. Она существует в ином, чем Наташа,измерении.


Наташа может быть совершенно дурною , когда плачет, но княжна Марья всегда хорошела, когда плакала . Ни один из из вестных мне авторов не написалчего-нибудь подобного о своей ге роине. Толстой как бы не удостаивает описания внешности княжны Марьи, потому что природа ее иная духовная. Мы знаем о ней, чтосветским щеголям она казалась дурною . Себе она тоже казалась некрасивой,когда смотрела на себя в зеркало.


Анатоля Курагина, сразу отметившегодостоинства глаз , плеч и волос Наташи Ростовой, княжна Марья ничем такимне привлекала. Княжна Марья не выезжает на балы, потому что живет одиноко вдеревне, обществом пустой и глупой компаньонки-фран цуженки тяготится,смертельно боится строгого отца, но ни на кого не обижается. Если и можносравнить ее с кем-либо из героинь рус ской литературы, так это с


СонейМармеладовой, которая тоже при носит себя в жертву своей семье. Но эти двенеброские героини имеют главное веру. Хороша или плоха эта их религия другой вопрос. Важно, что они обладают несокрушимойвнутренней силой, такой четкостью нравственного ориентира, какой не было угероев-мужчин. Соня и княжна Марья это эталон женщины-христиан ки. И неважно, что Соня проститутка, а княжна Марья вначале книги затворница, а в конце счастливая жена


и мать. Это их не разводитна разные полюса. Скорее, наоборот, два гениальных пи сателя, не сговариваясь,показывают, что социальная, так сказать, роль, социальный статус перед истиннойверой ничто.Как ни странно,главные идеи о войне и мире высказывает в книге Толстого женщина княжна Марья. Она пишет в письмеЖюли, что война это знактого, что люди забыли Бога. Это в на чале произведения, еще до 1812 года и всех его ужасов.


По сути,к этой же мысли придет после многих жестоких сражений, после того, как он виделсмерть лицом к лицу, после плена, после тяже лых ранений ее брат профессиональный военный,посмеивав шийся над своей сестрой и называвший ее плаксой .Княжна Марьяпредсказывает князю Андрею, что он поймет, что есть счастье прощать . И он,повидавший Восток и Запад, переживший счастье и горе, составлявший законы дляРоссии и диспозиции сражений, философствовавший


с Кутузовым, Сперан ским идругими лучшими умами, перечитавший столько книг и знакомый со всеми великимиидеями века, он поймет, чтоправа была его младшая сестра, которая проводила жизнь в захолустье, ни с кемне общалась, трепетала перед отцом и разучивала слож ные гаммы да плакала надзадачами из геометрии. Он действительно прощает смертельного врага Анатоля. Обратила ли княжнабрата в свою веру? Сказать трудно.


Он неизмеримо выше ее как, впрочем, и всехв книге по своей проницательности, умению пони мать людей и события. КнязьАндрей предсказывает участь Напо леона, Сперанского, исход сражений и мирныхдоговоров, что не раз вызывало изумление критиков, упрекавших Толстого в анахро низмах,в отступлениях от верности эпохе, в осовременивании Болконского и т. д. Ноэто особая тема. А вот участь самого князя


Андрея предсказала его сестра. Оназнала, что он не погиб под Аустерлицем, и молилась за него, как за живого чеми спасла, навер ное . Она поняла и то, что на счету каждая минута, когда, неимея о брате никаких сведений, пустилась в трудный путь из Воронежа в Ярославльпо лесам, в которых встречались уже отряды французов. Она знала, что он идет насмерть, и предсказала ему, что он про стит перед смертью своего злейшего врага.


И автор, заметьте, всег да на ее стороне. Даже в сцене богучаровского бунтаправа никогда не управлявшая имением робкая княжна, а не мужики, предпола гающие,что им лучше будет под властью Наполеона.Или вот еще, казалосьбы, незначительная деталь в письме той же Жюли княжна Марья высказывает своиопасения за Пьера, не ожиданно сделавшегося богачом. Она предвидит, что большиесо блазны и искушения стоят на его пути.


И точно, вся его дальней шая жизнь прохождение искушений, взлеты иошибки.Можно сказать, чтосама княжна чуть было не ошиблась роко вым образом в Анатоле. Но ошибка этаиного рода, чем ошибка На таши. Наташей движет тщеславие, чувственность что угодно. Княжной Марьейдвижут Долг и Вера. Поэтому она не может оши биться.


Она принимает судьбу, какиспытание, которое посылает ей Бог. Что бы ни случилось, она будет нести свойкрест, а не рыдать и пытаться отравиться, как Наташа Ростова. Наташа своевольна княжна Марья покорна. Наташа неумеет страдать, она научится этому много позже, у постели умирающего князяАндрея или даже потом, когда будет вспоминать его последние дни и последниеслова вместе с его сестрой.


Тогда ей откроется другая сторона жизни.Считается, что всвоих философских и исторических взглядах Толстой ближе всего к фатализму. Я быизменила формулировку. Толстой призывает нас стойко встречать все, что пошлетнам Бог или Судьба как называть Провидение неважно . Наташа хочет быть счастливой. Княжна Марьяхочет быть покорной Богу. Она ду мает не о себе и никогда не плачет от болиили от обиды


, а только от грусти или жалости . Ведь ангелу нельзя причинитьболь, нель зя и обмануть или обидеть его. Можно только принять его предска зание,весть, которую он несет, и молиться ему о спасении.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.