Лишние люди в произведениях Пушкина иЛермонтова Лишнийчеловек , лишние люди , галерея лишних людей -откуда появился этот термин в русской литературе. Кто впервые так удачноприменил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина,Лермонтова, Тургенева, Гончарова? Существует точка зрения, что впервые наиболееотчетливо им воспользовался И. С. Тургенев, создав произведение, озаглавленное
Дневник лишнего человека . По другой версии сам Пушкин в черновомварианте VIII главы Евгения Онегина назвал своего героя лишним Онегин как нечто лишнее стоит . Так или иначе,но именно образ лишнего человека надолго стал предметом исследования русскихписателей. Одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергший это общество лишний человек не был плодом фантазии русских писателей XIX века,он был отмечен как болезненное явление духовной
жизни русского общества,вызванное кризисом общественной системы. Образ лишнего человека в русской литературе очень разнообразен.Романтические герои Пушкина и Лермонтова - натуры страстные, бунтующие. Они невыносят зависимости, одновременно понимая, что их несвобода - в них самих, в ихдуше. Им кажется, что их делает зависимыми общество, в котором они живут,однако, вступив с ним в конфликт,
они становятся одинокими. Алеко, геройпоэмы Пушкина Цыганы , уйдя от неволи душных городов вцыганский табор, хочет иметь полную свободу. Но это свобода только длясебя . Земфире и никому другому он этого не позволяет. Старик-цыган, отецЗемфиры, говорит ему Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешьволи. В этой поэмевыразился взгляд
Пушкина на свободу личности. Он считал, что свобода конкретнойличности, любого человека кончается там, где начинается свобода другогочеловека. Кавказскийпленник, герой одноименной поэмы, обременен не условными, а настоящимиверигами, и поэтому его мечты о свободе приобретают вполне реальные очертанияродного края, любимого человека Я вижу образ вечно милый Его зову, к немустремлюсь. Юная черкешенка ценой своей жизни даровала ему долгожданную волю, нобудет ли он счастлив?
Мцыри - это гимн жизни. Любовь к жизни герояЛермонтова такова, что он готов заплатить за нее жизнью. И никакого парадоксаздесь нет, потому что жизнь в тюрьме для Мцыри - это смерть, смерть на воле -часть жизни, последняя, но часть. Ямала жил и жилв плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог. Я променял бы, еслии мог. Демон - Дух изгнания , которому наскучило зло.
Любовь кТамаре пробудила в нем желание верить добру, но творить его он так и не смог.Тамара погибла. И вновь остался он, надменный, Один, как прежде во вселенной. Дубровский иВадим, герои одноименных произведений, оскоблены обществом и унижены.Удовлетворив, однако, жажду мести, оба не смогли стать счастливыми. Маша иОльга потеряны, удел героев одиночество. В реалистических произведениях
Пушкинаи Лермонтова перед читателем предстают иные герои. Это Онегин из ЕвгенияОнегина Пушкина и Печорин из Героя нашего времени Лермонтова.Оба этих человека благородны, честны, умны, на голову выше всех окружающих. Вих груди кипят силы необъятные, но не находят применения. Онегин так и не можетнайти своего места в жизни, ничто его не радует, не волнует он ни к чему нестремится.
Даже любовь искренней, неиспорченной светом девушки, ТатьяныЛариной, не вызывает в нем никаких стремлений. Печоринстановится, подобно Демону, разрушителем чужих жизней. Все, к чему онприкасается, погибает, рассыпается в прах по его вине погибает черкешенкаБела, из-за него честным контрабандистам приходится менять свой жизненныйуклад, от его руки погибает
Грушницкий, разочаровывается в жизни и любви княжнаМери Литовская, он становится причиной, пусть невольной, гибели Вулича вповести Фаталист . Объединяет этихгероев Онегина и Печорина одна болезнь - русская хандра , аналог английского сплина , которым болел еще Чайльд Гарольд. Хандравызывалась противоречием между высокой интеллектуальной культурой русскихевропейцев
, к которым принадлежали все передовые люди того времени, и азиатчиной крепостнических отношений. Люди с озлобленнымумом, кипящем в действии пустом и душой, испорченной светом, онипрезирали общество, в котором жили, и были в нем одиноки.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |