Литература Древнего Египта Когда думаешь о Древнем Египте, в сознании возникают пирамиды и молчаливое солнце, зеркало песков и чёткие силуэты путешественников, поднимающих ногами тучи пыли. В прохладе пирамид - мумии фараонов, жрецы, что-то ведающие о тайне смерти и обладающие огромной властью над жизнью. Загадочные иероглифы будто оставлены неутомимым жуком-скарабеем. Чёрная земля вечности беседует с луной и покорно слушает солнце.
После того, как француз Шампольон в начале 19в. Расшифровал иероглифы, перед человечеством предстала неизвестная новым народам богатая культура древних египтян. К памятниках литературы древнего царства (3 тыс. до н.э.) относятся «Книги пирамид» - надписи на древнеегипетском языке в погребальных помещениях пирамид, адресованные покойному, сообщающие ему магические формулы и указывающие на те действия, которые он должен совершить в загробном мире.
Уже в этих первых текстах обозначилась главная тема и назначение древнеегипетской литературы (и-шире-искусства): культ мёртвых, борьба со временем, преодоление смерти и достижение вечной жизни. Анализ текстов обнаруживает в них фольклорные художестве6нные средства: повторы, сохранение архаизмов, параллелизм, аллитерации. Традиция этих текстов была продолжена в «Книгах саркофагов» (Среднее царство, на среднеегипетском языке) и в «Книге Мёртвых» (15в.
До н.э Новое царство, на новоегипетском языке).В последней важное место отводится оправдательным речам умершего перед судом загробного царства во главе с богом Осирисом. В предназначенных для произнесения формулах нет последовательного движения от главного к неглавному и, наоборот, нет определённой сгруппированности грехов; есть повторы, близкие по смыслу формулы. В обширной дидактической литературе тот же материал выступает в виде предписаний.
Из различных текстов можно судить о том, как представляли себе древние египтяне человека и окружающий мир. Живой фараон отождествлялся египтянами с богом Гором, а мёртвый – с Осирисом. Человек воспринимается как совокупность сах(тела),шуит(тени), рен(имени), ах, ба, ка. Ах – загробное воплощение человека, в ах превращается фараон после смерти(«Книга пирамид»).Для достижения вечной жизни важно сберечь сах(отсюда искусства мумификации), не потерять кА, но особенно
важно сохранить рен - имя. Чтобы отомстить врагу, египтяне могли, например, стереть его имя со статуи и написать другое – это полностью уничтожало противника. Вот почему труд писцов считался таким почётным. Из дошедших до нас памятников нельзя получить ясное представление о мифологии египтян. Сама эта мифология не сложилась в стройную систему. Однако можно выделить центральный миф-миф об Осирисе, умирающем и воскресающем боге.
В литературу Древнего Египта можно найти истоки и других жанров – путевых заметок, басни и др. Влияние египетской литературы обнаруживается в текстах Библии, в диалогах Платона (возможно изложенное им сказание об Атлантиде-египетского происхождения), в произведениях Апулея и т.д.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |