Композицияпоэмы Гоголя Мертвые души По замыслу Н. В. Гоголя темойпоэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом первого тома Мертвых душ писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществупервой половины XIX века между мнимой содержательностью и действительнойничтожностью господствующих слоев общества и между духовными силами народа иего закабалителями.
Действительно, Мертвые души можно назвать энциклопедическим исследованием всех насущных проблем тоговремени состояния помещичьих хозяйств, морального облика помещичьего ичиновничьего дворянства, их взаимоотношений с народом, судеб народа и родины. Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! ВсяРусь явится в нем писал Гоголь Жуковскому о своей поэме. Естественно, чтотакой многоплановый сюжет определил своеобразную композицию.
Прежде всего построение поэмыотличается ясностью и четкостью все части связаны между собойсюжетно-образующим героем Чичиковым, путешествующим с целью добыть миллион .Это энергичный делец, ищущий выгодных связей, вступающий в многочисленныезнакомства, что позволяет писателю изобразить действительность во всех еегранях, запечатлеть социально-экономические, семейно-бытовые, морально-правовыеи культурно-нравственные отношения в крепостнической
России.В первой главе,экспозиционной, вводной, автор дает общую характеристику провинциальногогубернского города и знакомит читателей с основными действующими лицами поэмы.Следующие пять глав посвященыизображению помещиков в их собственной семейно-бытовой жизни, в своих усадьбах.Гоголь мастерски отразил в композиции замкнутость помещиков, их оторванность отобщественной жизни Коробочка даже слухом не слыхивала о Собакевиче иМанилове .
Содержание всех этих пяти глав строится по одному общему принципу внешний вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и его внутреннееубранство, характеристика помещика и его взаимоотношений с Чичиковым. Такимспособом Гоголь рисует целую галерею помещиков, в своей совокупностивоссоздающих общую картину крепостнического общества.Сатирическая направленностьпоэмы проявляется в самой последовательности представления помещиков, начиная сМанилова и завершая
Плюшкиным, который уже обратился в прореху на человечестве .Гоголь показал страшную деградацию человеческой души, духовное и нравственноепадение крепостника-корыстолюбца.Но наиболее яркореалистическая манера и сатирический пафос писателя проявились в созданииобразов русских помещиков. Гоголь выдвигает на первый планморально-психологическую сущность героя, его отрицательные черты и типическиепризнаки, как, например, прекраснодушную мечтательность и полное непониманиежизни
у Манилова наглое вранье и распоясанность у Ноздрева кулачество ичеловеконенавистничество у Собакевича и пр.Широта обобщения образоворганически сочетается с их явно обозначенной индивидуальностью, жизненнойосязаемостью, которая достигается путем преувеличенной конкретизации ихтипических особенностей, резкая обрисовка моральных черт и их индивидуализацияприемами заострения подкрепляется обрисовкой внешности действующих лиц.За портретами помещиков,выписанных крупным планом, в поэме следует сатирическое изображение
жизнигубернского чиновничества, представляющего собой социально-политическую властьдворянства. Замечательно, что Гоголь избирает предметом своего изображения весьгубернский город, создает собирательный образ провинциального бюрократа.В процессе изображенияпомещиков и чиновничества перед читателями постепенно развертывается образглавного героя повествования - Чичикова. Лишь в заключительной, одиннадцатойглаве
Гоголь раскрывает его жизнь во всех деталях и окончательно разоблачаетсвоего героя как ловкого буржуазного хищника, мошенника, цивилизованногоподлеца. Такой подход обусловлен стремлением автора полнее изобличить Чичиковакак общественно-политический тип, выражающий новое, еще только зреющее, но ужевполне жизнеспособное и достаточно сильное явление - капитал. Именно поэтомуего характер показан в развитии, в столкновениях со множеством самых различныхпрепятствий, возникающих на его пути.
Замечательно, что все другие персонажи Мертвых душ предстают перед читателем психологически уже сложившимися, тоесть вне развития и внутренних противоречий исключение в какой-то мересоставляет Плюшкин, которому дана описательная предыстория . Такая статичностьхарактеров подчеркивает застойность быта и всего образа жизни помещиков испособствует концентрации внимания на особенностях их характеров.Через всю поэму Гогольпараллельно сюжетным линиям помещиков, чиновников и
Чичикова непрерывнопроводит еще одну - связанную с образом народа. Композицией поэмы писатель всевремя настойчиво напоминает о наличии пропасти отчуждения между простым народоми правящими сословиями.На протяжении всей поэмыутверждение народа как положительного героя сливается с прославлением родины, свыражением автором своих патриотических и гражданских суждений. Эти суждениярассеяны по всему произведению в форме проникновенных лирических отступлений.
Так, в 5-й главе Гоголь славит живой и бойкий русский ум , его необыкновеннуюспособность к словесной выразительности. В 6-й главе он обращается со страстнымпризывом к читателю сохранить в себе до конца жизни истинно человеческиечувства. В 7-й главе идет речь о роли писателей, о разных их уделах . В 8-йпоказана разъединенность губернского дворянства и народа. Последняя, 11 глава,завершается восторженным гимном
Родине, ее прекрасному будущему.Как видно от главы к главе,темы лирических отступлений приобретают все большую социальную значимость, атрудовой народ предстает перед читателем в неуклонно повышающейся прогрессииего достоинств упоминания об умерших и беглых мужиках Собакевича и Плюшкина .Таким образом, Гогольдостигает в композиции поэмы той непрерывно увеличивающейся напряженности,которая в совокупности с усиливающейся драматичностью действия сообщает
Мертвым душам исключительную занимательность.В композиции поэмы следуетособо подчеркнуть проходящий через все произведение образ дороги, с помощьюкоторого писатель выражает ненависть к застою и устремленность вперед, горячуюлюбовь к родной природе. Этот образ способствует усилению эмоциональности идинамичности всей поэмы.Изумительное искусство Гоголяв компоновке сюжета сказалось в том, что множество самых различных вводныхэпизодов и авторских отступлений, вызванных стремлением шире и глубжевоссоздать тогдашнюю действительность,
строго подчинено воплощению определенныхидей писателя. Такие авторские отступления, как о толстых и тонких, о страстирусского человека знаться с тем, кто хотя бы одним чином был его повыше , о господах большой руки и господах средней руки , о широкой типичности образовНоздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина, составляют необходимый социальныйфон для раскрытия основных идей поэмы. Во многих авторских отступлениях
Гогольтак или иначе касался столичной темы, но в предельной сатирической обнаженностиэта опасная тема прозвучала во включенной в композицию поэмы Повести окапитане Копейкине , рассказанной губернским почтмейстером. По своемувнутреннему смыслу, по своей идее эта вставная новелла является важнымэлементом в идейном и художественном смысле гоголевской поэмы. Она давалаавтору возможность включить в поэму тему героического 1812
года и тем самым ещерезче оттенить бессердечие и произвол верховной власти, трусость и ничтожествогубернской знати. Повесть о капитане Копейкине на короткое время отвлекаетчитателя от затхлого мира Плюшкиных и чиновников губернского города, но этасмена впечатлений создает определенный художественный эффект и помогаетотчетливее понять замысел произведения, его сатирическую направленность.Композиция поэмы не тольковеликолепно развертывает сюжет, в основе которого лежит фантастическая авантюраЧичикова,
но и позволяет Гоголю с помощью внесюжетных эпизодов воссоздать всюдействительность николаевской Руси. Все выше сказанное убедительно доказывает,что композиция поэмы отличается высокой степенью художественного мастерства.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |