Комедия Горе от ума А.С.Грибоедова - реалистическое произведениеДраматического писателя должносудить по законам, им самим над собою призванным.А.С. Пушкин Создание русской оригинальнойкомедии было злободневной задачей в на чале XIX века. Хотя комедия А. С.Грибоедова Горе от ума была единствен ной пьесой, выразившей идеи времени,рождалась она не в безвоздушном пространстве в смысле литературной атмосферы, ана волне устремлений
луч ших из поэтов. Попытки ниспровергнуть жанровыеусловности в драматур гии были очевидными. Можно вспомнить театр Кюхельбекера,Катенина, но настоящим первооткрывателем стал Грибоедов. Горе от ума явилась комедиейисключительной в свете развития рус ской драмы. Острый сюжет, плавное развитиедействия, прекрасная стихо творная форма, меткое русское слово все этосделало комедию Грибоедова одним из интереснейших произведений.
Драматический род литературытребует от писателя особого искусства практически без авторского слова, заисключением кратких ремарок, доби ваться большой художественной правды. Влирике или эпосе можно пользо ваться разнообразными средствами для созданияхудожественного образа, включая авторскую характеристику. У писателя-драматургазадача сложнее образ строится из слов и реплик действующих лиц.В своей комедии Грибоедов нестремится к классической схеме, хотя и сохраняет кое-что
из непременныхпризнаков классицистической драматур гии в первую очередь единство места ивремени. Но эти единства, равно как и единство действия, не могут втиснутьгрибоедовский шедевр в шаблоны классицизма. Эти три единства в пьесе прекрасноуживаются с элементами романтизма и реализмом. Признаки романтической школыподтверждены самим Грибоедовым, когда он соотносит Горе от ума с жанром,характер ным для романтизма, называя свое произведение сценической комедией .
Чацкий герой романтическогоплана. Он не понят обществом, входит с ним в противоречие, много путешествует.Конфликт между Чацким и его противниками это выражение борьбы между толпой игероической личнос тью, которая хочет изменить жизнь, сделать ее лучше,честнее, справедли вее.Главный закон, который былпризнан Грибоедовым, это закон правдо подобия, реального, закон живойдействительности. Он мастерски соединил в своей комедии классицизм сромантизмом, но создал подлинно реалисти ческое произведение.
Персонажи Горе от ума созданыглубоким наблюдением над человечес кими чувствами в их противоречивости. Именнопротиворечивость черт дела ет характеры, созданные драматургом, отнюдь неклассицистическими.Противоречивость характеров иесть тот безусловный эталон реализма, который отличает Чацкого от добродетельных резонеров дидактической ко медии . Но в его уста Грибоедоввложил свои мысли, идеи, поэтому
Чацкий и резонер, и герой пьесы. Роль Лизынапоминает служанку из комедии Женитьба Фигаро Бомар ше, которая устраиваетхозяйке ее любовные дела, а в финале пьесы получает за это вознаграждение. Но в Горе от ума все не так. Лиза исполняет пору чения своей барышни, но ничуть несочувствует любовной интриге и даже пытается вразумить Софию в любви не будетв этой прока . Финал коме дии очень реалистичен для крепостнической
России Лиза оказывается под угрозой ссылки в деревню.В пьесе нет развязки, судьбаперсонажей не определена, то есть с точки зрения классицизма необходимо пятоедействие, где все разрешается. Но ав тор нарушает эту логику. Он предоставляетзрителю и читателю самому заду маться о дальнейшей судьбе героев. Финалклассицистической комедии не может быть трагическим, а финал комедии
Горе отума трагичен, тем са мым Грибоедов как бы снимает с себя маскудраматурга-классика .Одной из черт реалистическойпоэтики комедии Грибоедова является спо соб построения типа характера. Этотспособ условно можно назвать объем ным во времени. Грибоедов связывает своегогероя не только со временем действия пьесы.Действующие лица в Горе от ума кажутся живыми людьми прежде все го потому, что в их изображении нетсхематизма.
В комедиях предшествен ников Грибоедова обычно каждое из главныхдействующих лиц как бы оли цетворяло то или иное качество, превращаясь влицемерие, хвастовство или ходячую добродетель. А Грибоедов сумел, даже подчеркиваяопределенные свойства каждого, показать людей с разных сторон, со многимиоттенками стремлений и чувств.Как известно, реализм предполагает помимо правдивости деталей прав дивое воспроизведение типичныххарактеров в типичных обстоятельствах .
Подобного рода требование и выполняетсяв полной мере в грибоедовской комедии. Драматург не принуждает своих героевсовершать поступки, про тивные их психологии и влиянию на них обстоятельств,логике развития действия. Его герои живые люди.Сюжет и композиция пьесы, речьгероев подчинены у Грибоедова художе ственным законам, которые вырабатывал онсам, создавая небывалую дотоле в русской литературе комедию. Поражает свобода,с которой нарисована кар тина нравов, панорама старой дворянской
Москвы, мысловно присутствуем не в театре, а видим саму жизнь.Грибоедов- реалист вывел на сцену целую толпу обывателей дворянской Москвы. Действующиелица имеют согласно классической русской традиции имена-характеристики Чацкий в первой редакции Чадский тот, кто в чаду Молчалин бессловесный Фамусов всем знакомый Репетилов повторяющий чужие слова
Тугоуховский тугой на ухо Хлестова хле щущая, резкая. Иногда драматург выделяет вовнешности действующего лица или в его характере только одну какую-нибудь черту.Графиня Хрюмина за мечательна глухотой, а княгиня Тугоуховская неотступнымипоисками женихов для своих дочерей. Объединяет всех удручающее духовное убожест во.Но эта толпа ничтожеств не сливается в одну серую массу.
В Фамусове, пожалуй, нагляднее всегопроявилось своеобразие сатиры Гри боедова. В этом образе нет того сгущениямрачных сатирических красок,благодаря которому вниманиечитателя сосредоточивается на каком-либо одном качестве героя. Поначалукажется, что он не лишен добродушия, в его поведении как будто бы даже виднакакая-то широта натуры он не только распекает, но способен пожалеть, любитприказывать, но иногда пытается убедить.
Кроме того, он высказывает мысли,характерные не только для московских бар, а для большинства власть имущих, начинаяот саратовского помещика до императорского придворного. Поэтому очень важноприсмотреться к его убеждениям. По всей социально-исторической сущности онивесьма просты это убеждения крепостника и бюрократа павловско-аракчеевскойшколы. Но убеждения Фамусова интересны не только этим.
Как реалист, Грибоедов знал, чтоглавное в характере человека формируется в определенных обстоятельствах изависит от них. Но он умел видеть в своих героях не только то, что порожденообщественными условиями его времени, но и то, что предопределеноиндивидуальными свойствами людей. Мы говорим, что Фамусов типичныйпредставитель барской и чиновничьей Москвы начала XIX века. Но откуда мы знаем,что он типичен?
Белинский давал такое определение типическому характеру в литературе У истинного таланта каждое лицо тип, и каждый тип для писателя есть знакомыйне знакомец . Фамусов нарисован как довольно сложный характер. Он не случайновоспринимается в качестве ведущей силы враждебного Чацкому ла геря. Грибоедовнашел выразительный прием для создания значительного, емкого характера героя.Окружающие его, более простые по своей психо логической и социальной сущностиперсонажи, как бы
входят в него в качестве своеобразных составных частей, темсамым помогая лучше разо браться в центральном образе. Этот прием, судя повсему, особо эффективен при создании сатирических типов. Грибоедов для своейпьесы брал жизнен ные типичные ситуации, но под пером драматурга онипревращались в широ кие обобщения.К реалистическим признакам комедииотносится также построение пьесы на основе двух сюжетных линий. Причем обесоставляющие любовная и общественно-политическая проявляются в характереЧацкого.
Этот образ потому вызывал и вызывает неоднозначные прочтения, что,будучи романти ческим, вобрал в себя элементы классицизма и романтизма.Главным же достижениемГрибоедова является отражение в комедии ос новного конфликта эпохи столкновения века нынешнего и века минув шего .
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |