Реферат по предмету "Литература"


История в творчестве А.С.Пушкина

Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина.Высшаяи истинная цель изучения истории состоит не в заучивании дат, событий и имен это лишь первая ступень. Историю изучают, чтобы понять ее законы, разгадатькакие-то сущностные черты характера народа. Идея, закономерности событийистории, их глубокой внутренней взаимосвязи пронизывает все творчество Пушкина.Попытаемся, анализируя творчество Пушкина, понять его историко-философскуюконцепцию.


В раннем творчестве Пушкина нас очаровывают Руслан иЛюдмила , Песнь о Вещем Олеге . Древняя Русь времен князей Владимира и Олегавоссоздается в красочных, полных жизни картинах. Руслан и Людмила сказка, Песнь о Вещем Олеге - легенда. То есть, автор стремится осмыслить не самуисторию, а ее мифы, легенды, сказания понять, почему сохранила


народная памятьэти сюжеты, стремится проникнуть в строй мыслей и языка предков, найти корни.Эта линия получит дальнейшее развитие в пушкинских сказках, а также во многихлирических и эпических произведениях, где через нравы, речь и характеры героевпоэт подойдет к разгадке особенностей русского характера, принципов народнойморали и так будет постигать законы развития истории России. Реальные исторические фигуры, привлекавшие внимание


Пушкина,обязательно находятся на переломе эпох Петр I, Борис Годунов, Емельян Пугачев. Вероятно, в моментисторических переустройств как бы обнажаются скрытые пружины механизмаистории, лучше видны причины и следствия ведь в истории Пушкин стремитсяпонять именно причинно-следственную взаимосвязь событий, отвергаяфаталистическую точку зрения на развитие мира. Первым произведением, где читателю открылась концепцияПушкина, стала трагедия


Борис Годунов одно из высших достижений его гения. Борис Годунов трагедия, так как в основе сюжета лежит ситуация национальнойкатастрофы. Литературоведы долго спорили о том, кто главные герой этойтрагедии. Годунов? но он умирает, а действие продолжается. Самозванец? и онне занимает центрального места. В центре внимания автора не отдельные личности и не народ, ато, что со всеми ними происходит.


То есть история. Борис, совершивший страшный грех детоубийства, обречен. Иникакая высокая цель, никакая забота о народе, ни даже муки совести не смоютэтого греха, не остановят возмездия. Не меньший грех совершен и народом,позволившим Борису вступить на трон, более того, по наущению бояр, умолявшим Ах,смилуйся, отец наш! Властвуй нами!Будьнаш отец, наш царь!


Умоляли, забыв онравственных законах, по сути, глубоко равнодушные к тому, кто станет царем.Отказ Бориса от трона и мольбы бояр, народные молитвы, открывающие трагедию,подчеркнуто неестественны автор все время акцентирует внимание на том, чтоперед нами сцены государственного спектакля, где Борис якобы не хочетцарствовать, а народ и бояре якобы без него погибнут. И вот Пушкин как бывводит нас в массовку , играющую в этом спектакле роль народа.


Вот какая-тобаба то укачивает младенца, чтоб не пищал, когда нужна тишина, то бросает егообземь , чтоб заплакал Как надо плакать, Так и затих! Вот мужики трут глазалуком и мажут слюнями изображают слезы. И здесь нельзя не ответить с горечью,что это безразличие толпы к тому, что творится во дворце, очень характерно дляРоссии. Крепостное право приучило народ к тому, что от его воли ничего независит. В площадное действо избрания царя вовлечены люди, образующие ненарод, а толпу.


От толпы нельзя ждать благоговенья перед моральными принципами она бездушна. Народ же не скопище людей, народ это каждый наедине сосвоей совестью. И гласом совести народной станут летописец Пимен и юродивыйНиколка - те, кто никогда не мешается столпой. Летописец сознательно ограничил свою жизнь кельей выключившись измирской суеты, он видит то, что невидимо большинству. И он первым скажет отяжелом грехе русского народа


О страшное, невиданное горе!Прогневали мы Бога, согрешили Владыкою себе цареубийцуМы нарекли.И что самое главное он,Пимен, не был на площади, не молил отец наш! и все же разделяет с народомвину, несет крест общего греха равнодушия. В образе Пимена проявляется одна изпрекраснейших черт русского характера совестливость, обостренное чувстволичной ответственности. По мнению


Пушкина, личность, реализуя свои замыслы, вступаетво взаимодействие с объективными законами мира. Результат этого взаимодействияи творит историю. Получается, что личность действует и как объект, и каксубъект истории. Особенно явно эта двойная роль проявляется в судьбах самозванцев . Самозванец Григорий Отрепьев наперекор всему стремится изменитьсвою судьбу, удивительно отчетливо ощущает двойственность своего положения они безвестный чернец, силой собственной воли, смелости, превратившийся


втаинственно спасенного царевича Дмитрия, и предмет политических игр япредмет раздоров и войны , и орудие в руках судьбы. Другой пушкинский герой самозванец Емельян Пугачевнеслучайно соотносит себя с Отрепьевым Гришка Отрепьев ведь поцарствовал женад Москвою . Слова Пугачева Улица моя тесна воли мне мало очень близки кстремлению


Григория не просто вырваться из монастырской кельи, но вознестись намосковский престол. И все же у Пугачева совершенно иная историческая миссия, чем у Григория он стремитсяреализовать образ народного царя . В Капитанской дочке Пушкин создает образнародного героя. Сильная личность, незаурядный человек, умный, широкий, умеющийбыть добрым как пошел он на массовые


убийства, на бесконечную кровь? Во имячего? Воли мне мало . Стремление Пугачева к абсолютной воле исконнонародная черта. Мысль, что абсолютно свободен только царь, движет Пугачевым свободный народный царь и подданным принесет полную свободу. Трагедия в том,что герой романа ищет в царском дворце то, чего там нет.


Более того, за своюволю он платит чужими жизнями, а значит, и конечная цель пути, и сам путь ложны. Поэтому и гибнет Пугачев. Капитанскую дочку Пушкин создает какнародную трагедию, и Пугачева он осмысливает как образ народного героя. Ипоэтому образ Пугачева постоянно соотносится с фольклорными образами. Еголичность спорна, но как народный царь Пугачев безупречен.


До сих пор я говорил о тех произведениях Пушкина, гдеистория исследуется в момент перелома, смены эпох. Но историческое событиедлится гораздо дольше этого момента оно чем-то подготавливается изнутри, какбы назревает, затем свершается и длится столько, сколько продолжается еговлияние на людей. В явности этого длительного влияния на судьбу людей мало чтосравнится с петровскими переустройствами страны. И образ Петра I интересовал, увлекал Пушкина всю жизнь поэтосмысливал его во многих произведениях.


Попробуем сопоставить образы Петра из Полтавы и из Медного всадника . Полтава написана в 1828 году, это первый опыт исторической поэмы у Пушкина. Жанр поэмы традиционно романтический, и в Полтаве во многом как бы сплавлены чертыромантизма и реализма. Образ Петра Пушкиным романтизирован этот человеквоспринимается как полубог, вершитель исторических


судеб России. Вот какописано явление Петра на бранном поле Тогда-то свыше вдохновенныйРаздался звучный глас Петра Его зов глас свыше , то есть Божий глас. В его образе нетничего от человека царь-полубог. Сочетание ужасного и прекрасного в образеПетра подчеркивает его сверхчеловеческие черты он и восхищает, и внушает ужассвоим величием обычным людям. Уже одно его явление вдохновило войско,приблизило к победе.


Прекрасен, гармоничен этот государь, победивший Карла и невозгордившийся удачей, умеющий так по-царски отнестись к своей победе В шатре своем он угощаетСвоих вождей, вождей чужих,И славных пленников ласкает,И за учителей своихЗаздравный кубок поднимает. Увлеченность Пушкина фигурой Петра очень важна поэтстремится осознать и оценить роль этого выдающегося государственного деятеля вистории России. Мужество


Петра, его страсть познавать самому и вводить в страненовое не могут не импонировать Пушкину. Но в 1833 году стихотворение Адама Мицкевича Памятник Петра Великого заставило Пушкина попытаться иначе взглянуть на проблему, пересмотреть своеотношение. И тогда он написал поэму Медный Всадник . В Полтаве образ Петракак бы дробился Лик его ужасен.Движенья быстры.


Он прекрасен.В Медном всаднике ликПетра также величественен, в нем и мощь, и ум. Но исчезло движенье, ушла жизнь перед нами лицо медного истукана, только страшного в своем величии Ужасен он в окрестной мглеНеобходимо было на исходе XVII века ввести Россию в ряд первых мировых держав. Новозможно ли ради этой цели жертвовать судьбой хотя бы такого маленькогочеловека, как


Евгений, его скромным простым счастьем, его рассудком?Оправдывает ли историческая необходимость такие жертвы? Пушкин в поэме лишьставит вопрос, но верно поставленный вопрос и есть истинная задача художника,ибо на подобные вопросы должен ответить себе каждый человек.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.