Реферат по предмету "Литература"


Изображение "пошлости пошлого человека" в рассказах А.П. Чехова

ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОШЛОСТИ ПОШЛОГО ЧЕЛОВЕКА ВРАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА В пору самоговысшего творческого расцвета Чехов пишет ряд рассказов на тему интеллигенции.Вслед за Горьким, который боролся в своих произведениях с интеллигентами , ничего не оставившими после себя на земле, кромемусора, Чехов бьет тревогу в своих рассказах, что люди, призванные вести засобой народ,


превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды, вкоторую попадают. Самым сильным, на мой взгляд, является рассказ Ионыч 1898 г Сюжет рассказа прост молодой, умный человекпопадает в серый, затхлый городишко С. Много работает, живет отшельником,презирает обывателя, с которым не о чем говорить. Интересы жителей городаничтожны вино, карты, нажива, сплетни.


Проходит время, Дмитрий Старцевопускается и становится таким же. Казалось бы, ну что тут особенного, вокругвидишь это на каждом шагу. Время меняет людей. Но та страшная правда, такталантливо показанная Чеховым, открывает на многое глаза. Если человеку данобольше, чем другим, а он сам себя утопил и стал похожим на обывателя, то этодуховная смерть. Ничего больше в жизни не остается, как есть, пить, копитьденьги,


неизвестно зачем, быть живым трупом . Накопительстворазрушает личность, если нет внутреннего противоядия, если нет большойжизненной силы, цели жизни. Старцев мало сопротивлялся, любовь его к К.Туркиной тоже была мала, уже тогда он в уме подсчитывал деньги, которыеполучит, если женится на ней. Мужики, и больница уже не интересуют Старцева, онрастерял все свои идеалы, пошлость захлестнула его. Герой ненавидит и презираетжизнь окружающих его обывателей, но это не мешает ему в конечном итоге и


самомуумножить их число. Вся история превращения молодого доктора Дмитрия Старцева взаплывающего жиром стяжателя, которого все зовут теперь только Ионычем,занимает у Чехова менее двадцати страниц, но страшно другое в жизни со многимипроисходит эта метаморфоза. В юности почти все имеют идеалы, желание принестипользу обществу, в зрелости у многих прослеживается стремление к сытости, кблагополучию, к почестям и теплым местам.


Все прикрываются пышнымифразами о долге, чести, пользе, но внутри у каждого, как бацилла, сидит, спрятавшись,все тот же Ионыч . Чехов своим рассказом предупреждает Неподдавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегитев себе человека .Та же темапошлости и корысти звучит в рассказе Крыжовник . В Крыжовнике символом уродливой жизни, подчиненной узкой, нелепойцели, становится страсть героя приобрести


имение, где бы рос свой крыжовник.Всю жизнь он копил, во всем себе отказывал, его жизнь была просто унизительнойи жалкой. Он мог унижаться из-за каждой копейки, но вот, наконец, мечта егоосуществилась - он ел свои, на его усадьбе собранные ягоды, он был счастлив. Даразве это счастье? Разве для этого живет человек? Чехов рисует портретныехарактеристики того и другого постарел, располнел, обрюзг.


Абсолютно животнаяжизнь, лишенная смысла. Чехов негодует и протестует против такого назначениячеловека. Просто быть сытым и счастливым -этого человеку мало. Должна же бытькакая-то высшая цель. Чехов каждым своим произведением говорит Нет,больше жить так невозможно . В рассказах Учитель словесности , Попрыгунья , Человек вфутляре звучит грустная нота обиды за человека, обиды за его никчемность,приземленность


и нежелание изменить жизнь. Л. Толстой высоко оценил рассказ Учитель словесности . Краткий сюжет учитель Никитин живет в небольшомгороде, работает в гимназии. Он образован, умен, вроде бы счастлив, женат налюбимой женщине. Казалось бы в его жизни все хорошо. Но пошлость города,пошлость безликой женщины с ее горшками, пошлость коллег в гимназии душатНикитина. Учитель географии


Ипполит Ипполитыч ограничен, говорит только то, чтовсем давно известно, что Волга впадает в Каспийское море, а лошади кушаютовес . Он туп, скучен, олицетворяет собой многих учителей. Жена Никитина,Манюся, развела кувшины и горшочки со сметаной, окружила его пошлостью со всехсторон в своем маленьком уютном мирке, в котором так спокойно и сладко живетсяНикитину.


Работа в гимназии ему тоже кажется однообразной и утомительной.Никитин, боясь сойти с ума, решает бежать из этого города, от жены, от пошлости,но можно уверенно сказать, что все это только порыв, минутная вспышка. Оностанется и постепенно станет вторым видоизмененным Ионычем. Чехов устамиНикитина восклицает. Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливеепошлости . И опять звучит та же тема. Ведь есть другой мир! Мир, где людитворят, страдают ошибаются, создают,


сочиняют, мучаются, но они живут в полнуюсилу, а не прозябают. Только там есть жизнь, где есть великая цель, где вработе люди находят удовлетворение, где человек живет не для себя, а для людей.Мне оченьблизок Чехов, и я ценю его выше других классиков. И мне, вслед за Чеховым,хотелось бы повторить его слова Если бы каждый человек сделал на землевсе, что мог, как прекрасна была бы наша земля!



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.