Идея обреченности темного царства в драме Гроза Где ты, гроза - символ свободы? А. С. Пушкин Драма Островского Гроза - самоезначительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 годув период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества, и в душнойатмосфере действительности собиралась гроза. Пьеса Островского переносит нас вкупеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались наиболее
упорно.Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересамжизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии. Кругих интересов ограничен рамками домашних забот. За внешним спокойствием жизникроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческоедостоинство. Представителями темного царства являютсяДикой и Кабаниха.
Первый - законченный тип купца-самодура, смысл жизни которогозаключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Островскийпоказал из жизни. Властная и суровая Кабаниха - еще более зловещая и мрачнаяпредставительница домостроя. Она строго соблюдает все обычаи и порядкипатриархальной старины, поедом ест домашних, разводит ханжество,одаряя нищих, не терпит ни в ком проявления личной воли.
Островский рисуетКабаниху как убежденную защитницу устоев темного царства . Но даже в своей семье, где все безропотно ейподчиняются, она видит пробуждение чего-то нового, чуждого и ненавистного ей. ИКабаниха горько сетует, чувствуя, как жизнь разрушает привычные для нееотношения Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем неумеют. Так-то вот старина-то и выводится. Что будет, как старики перемрут, какбудет свет стоять, уж и не знаю.
Ну, да уж то хорошо, что не увижуничего . Под этой смиреной жалобойКабанихи - человеконенавистничество, неразлучное с религиозным ханжеством.Развитие действия в Грозе постепенно обнажает конфликт драмы. Ещевелика власть Кабанихи и Дикого над окружающими. Но чудное дело пишет Добролюбов в статье Луч света в темном царстве самодуры русской жизни начинают,однако же, ощущать какое-
то недовольство и страх, сами не зная перед чем ипочему выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и невидна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видениятемному произволу самодуров . Таково темное царство - воплощение всегостроя жизни царской России бесправие народа, произвола, угнетениячеловеческого достоинства. В этот мир Диких и Кабаних попадает Катерина -натура поэтическая, мечтательная, свободолюбивая.
Мир ее чувств и настроенийсформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и ласкойматери. В атмосфереханжества и назойливости, мелочной опеки конфликт между темнымцарством и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишьдо поры. А уж коли мне очень здесь опостылеет, так не удержать меняникакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так нестану, хоть ты меня режь говорит она.
Не найдя отзвука в сердце недалекого и забитого мужа,ее чувства обращаются к человеку, непохожему на всех окружающих. Любовь кБорису вспыхнула с силой, свойственной такой впечатлительной натуре, какКатерина, она стала смыслом жизни героини. Катерина вступает в конфликт нетолько с окружающей средой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини.Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней была бы показана непобедимость темного царства . Но драма завершается нравственной победой
Катерины инад силами, сковывавшими ее свободу, и над темными представителями,сковывавшими ее волю и разум. Катерина решается на самоубийство. Самоубийствогероини - это протест никчемной жизни, темным силам царства домостроя. Еслиженщина, самое бесправное существо, да еще в темной, косной среде купечества,не может больше мириться с гнетом самодурной силы , значит, средиобездоленных, забитых людей зреет возмущение, которое должно побудить народ крешительной борьбе.
Для своего времени, когда Россия пережила периодгромадного общественного подъема перед крестьянской реформой, драма Гроза имела важное значение. Образ Катерины принадлежит к лучшимобразам женщин не только в творчестве Островского, но и во всей русской имировой художественной литературе.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |