ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛОГОВ КНЯЗЯ АНДРЕЯ ИПЬЕРА Роман Толстого Войнаи мир содержит значительную фило софскую часть, которая выражается различнымиспособами. Фило софия произведения полифонична . Автор не ограничивается от ступлениями. Он вкладываетсвои идеи в уста главных героев, но пытается раскрыть не только свой взгляд намир, но и другие воз можные взгляды. Герои книги отстаивают различные позиции,причем все они позиции изображены
довольно беспристрастно. Ос новнойфилософский конфликт возникает между двумя главными героями князем Андреем и Пьером.Выразить этот конфликт не возможно, используя лишь их внутреннюю речь.Необходимо дей ствительное столкновение, и в книгу вводится диалог разговор нескольких лиц. Но вромане Толстого, как и в романе Достоевско го Преступление и наказание ,диалог это не просто акт речево гообщения, это попытка слить разные взгляды
или понять, нако нец, какая точказрения вернее. С самого начала проводится парал лель князь Андрей Пьер. У них разные взгляды нажизнь, раз ная судьба, но они очень близки друг с другом. Возникает ассоциа ция,основывающаяся на именах апостолов братьев Петра и Анд рея. Петр принесхристианство в Европу, а Андрей на Русь также предрекал основание Киева и т. д. .
Столкновение западного Петра Пьера для большей убеди тельности и восточного Андрея и раскрывает автор. Толстой через образы этих героев предлагаетразличные пути к одной цели счастью, причем и счастье они понимают по-разному.Диалоги князя Андреяи Пьера соединяют несоединимые, каза лось бы, полюса Восток Запад дом политика, общество со зерцание активность эти понятия взаимопроникают другв друга,
взаимодействуют, рождая идеал.Диалоги князя Андреяи Пьера проходят через все произведе ние, но вне их они почти невзаимодействуют. Диалоги, с одной стороны, создают, возможно, наиболее важнуюось произведения, а с другой стороны, подводят итог прожитого отрезка жизни иначи нают новый, полнее выражают их мировоззрение.Впервые мы встречаемкнязя Андрея и Пьера вместе в салоне
Анны Павловны Шерер. Они перебрасываютсянесколькими фраза ми, но мы видим близкие, дружеские отношения по мягкой улыбкекнязя, по разговору в целом. Настоящий диалог начинается позд нее, когда,покинув салон, друзья могут освободиться от необходи мых условностей, раскрытьсвою душу. Но диалог не строится. Идет разговор о бытовых проблемах, делах,карьере Пьера и женитьбе. Князь Андрей не интересовался, видимо, этимиотвлеченными раз говорами о вечном мире
. Но говорить о войне начинают ужездесь. Пока что это романтические, наполеоновские мечтания князя Анд рея, срадостью расстающегося с женой. Из этого диалога мы видим князя Андрея до начала исканий и Пьера, понявшего, что надо что-то делать,но что не понимающего. Князь Андрейуезжает на войну, но никто не думает о том, что на войне убивают, малень кая княгиня переживаеттолько потому, что ей придется пожить в деревне Пьер, говоря о вечном мире,пытается решить любопытную задачу.
Первый диалог не отделяет князя Андрея иПьера от всего мира, делая их святыми, но разделяет их между собой. Для Анд рея это последний диалог светскойчасти жизни.Между первым и вторымдиалогом проходит не так много време ни, но разговор в Богучарове открывает намсовершенно новых геро ев. Андрей видел вечное небо Аустерлица, виделбессмысленность, жестокость убийства, он опустошен, все его идеи, мечты рухнулиразом.
У Пьера, напротив, духовный подъем. Он увлекается масонст вом, емукажется, что он постиг истину, и не понимает, как можно в этом прекрасном,полном скрытого смысла мире быть несчастным.Между столь разными,столь разошедшимися людьми не может завязаться откровенный разговор. Спервадиалог носит светский от тенок, но именно в это время Пьер пытается понять омертвевшуюдушу князя Андрея.Начинается диалог обубийстве можно ли убивать вообще.
КнязьАндрей допускает разделение на хороших и плохих , на тех, кого можно убиватьи кого нельзя. Пьер испуган этими страш ными словами, напоминающими нам теориюРаскольникова о крови по совести . Князь Андрей опровергает слова поступай поотношению к другим так, как хочешь, чтобы поступали по отноше нию к тебе .Князь Андрей говорит, что мы не можем знать, что есть зло для других, то естьжить надо, стремясь к счастью, кото рое в понимании князя состоит в отсутствииугрызений совести и болезней.
Диалог о зле и счастье один из самых важных мораль но-этических моментовпроизведения. В разговоре с Пьером князь Андрей категорично утверждает, чтоникогда больше не будет служить в русской армии. Таким образом, разговор вБогучарове игра ет значительную композиционную роль и служит для дальнейшегоразвития сюжета, но наиболее важен внутренний, философский смысл этого диалога.В любом диалоге можно лучше понять себя, свои мысли, и здесь князю
Андреюнеобходимо выговориться, он должен излить тяжелые свои мысли, чтобы разобратьсяв себе, а для Пьера это проверка твердости его масонских идей.Пьер распаляется. Он,наконец, решает рассказать о масонстве. Он предчувствовал, что князь Андрейодним словом, одним аргу ментом уронит все его ученье . По дороге в Лысыегоры начина ется новый диалог, точнее, монолог
Пьера о масонстве, о будущейжизни и о добре и зле в мире и на земле.Монолог Пьеразначителен как часть его философского развития и как часть философии самогоТолстого, но Андрей почти не слуша ет. До философских откровений надо доходитьсамому, и никто сло вами не сможет передать суть учения, откровения. Но словаПьера о Боге, об истине уже к концу монолога растапливают сердце князя Андрея.Он вслушивается в смысл слов Пьера, вникает, но видит дальше, глубже масонскойфилософии.
Слова Пьера открывают ему свой новый путь. Вновь князь Андрейсмотрит на небо и видит то высокое и вечное небо, в котороеон смотрел на Аустерлице, и опять на него снисходит откровение. Уже во второйраз в жизни. Кажется, что он заново постигает тайны мирозданья. Свидание сПьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась во внешности и та жесамая, но во
внутреннем мире его новая жизнь , подводит итог разговора на переправе сам Толстой.Следующая,малозначащая встреча происходит на балу в Петер бурге, первом для Наташи. Тамнет больших диалогов только ко роткиефразы Пьер просит князя Андрея пригласить на танец На ташу.Последняя физическаявстреча князя Андрея с Пьером происхо дит накануне
Бородинского сражения.Андрей боится остаться на едине с Пьером он чувствует, что ему не суждено жить. Чувству ет это иПьер. Вновь разговор идет об убийстве о войне. О фило софии войны и о философии победы. Офицеры понимают, что за втраони победят любой ценой. Пьер со страхом смотрит на чужого, озлобленного князяАндрея, который предлагает не брать пленных.
Но в Бородино именно князь Андрейне делает ни одного выстрела и олицетворяет святое войско, а Пьер духовнопомогает на батарее Раевского. Вновь мы видим противоречие между князем Андрееми Пьером. Князь Андрей призывает к непротивлению злу насилием, он призываетобратиться в себя, в семью, а Пьер всеми силами пы тается принести пользу своейармии. Он думает, что может сделать добро для России, занимаясь политикой и т.п.
Князь Андрей наде ется добиться гармонии через внутренний мир. Если он будетсчас тлив, если будет счастлива его семья и если каждый думает о лич ном благе,то мир, наконец, достигнет гармонии.Пьер, несмотря насвою физическую пассивность, занимается государственными делами и т. п Но мытак и не получаем ответа, какой путь истинен.После смерти князяАндрея диалог его с Пьером не заканчива ется.
Пьер вспоминает князя Андрея и общаетсяс ним духовно. Князь Андрей не ушел полностью из этого мира. Это чувствует иего сын Николенька, который внутренне часто обращается к отцу п, вероятно,продолжит его духовный поиск.Итак,идейно-композиционное значение диалогов князя Андрея и Пьера состоит в том, чтоони служат основной композиционной осью произведения, диалоги помогают
героямлучше понять себя, они делят их жизнь на периоды поисков жизненных мировоззре ний,отражают различные философские течения. Столкновения ге роев дают возможностьТолстому объяснять и свои философские воззрения.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |