Женские образы в творчестве А.И.СолженицынаТак уж сложилось, что в большинстве литературныхпроизведений главными героями становятся мужчины мужественные, сильные и сосвоими слабостями они чаще становятся главными действующими лицамипроизведений, особенно прозаических. Но наша жизнь это переплетениечеловеческих судеб. И, конечно, в литературе совершенно невозможно обойтисьлишь сильными мира сего .
Женские образы это особая тема. Они играют разныероли в произведениях иногда они являются катализаторами событий,непосредственными их участниками зачастую без них сюжет не имел бы такого эмоционального настроя, красочности.Как и у любого автора, женские образы у Солженицынаимеют свои характерные особенности. Но, как известно, одинаковых людей не бывает, поэтому и женщины в егопроизведениях отдельная судьба.В таком объемном произведении, как
В круге первом ,написанном в основном о мужских судьбах, женщины играют непосредственную роль.В этом романе им отведена участь верных подруг, вольных, в отличие от мужчин,но несвободных по разным причинам.Солженицынские героини поражают глубиной своей души. ИСимочка, и Клара, большинство других героинь некрасивы внешне. Автор и его герои любят их за внутренний мир. Образдевушки
Агнии силен своей необычностью, чем-то мистическим в нем. Эта девушкабыла откуда-то не с земли. По несчастьюдля себя она была утонченна и требовательна больше той меры, которая позволяетчеловеку жить. Есть в ней нравственность, одухотворенность. И еще одно качество,принадлежащее большинству женских образов писателя. По крайней мере тех, вкоторых автор вкладывал особый смысл.
Эта особенность человеческаястранность. Героини Солженицына как бы не от мира сего . Часто они одиноки, ихне понимают даже самые близкие люди. Порой их внутренний мир настолько сложен,необычен и велик, что, будь он разделен на несколько человек, никто из них нечувствовал бы себя обделенным. Они редко находят себе собеседников, которыесмогли бы проникнуться к ним соучастием,выслушать и понять.Девушку
Клару считает странной даже ее отец. И вдругслучается чудо. Она находит родственную душу в И.Володине, чрезвычайно умном,много знавшем и видевшем, глубоком человеке, который и сам является странноватым даже для собственной жены. Много вопросов набралось у Клары, на которые вот Иннокентий мог бы ответить! Вообще, эта девушка, как и Симочка, находит теплоту идушевное взаимопонимание среди людей, научившихся
ценить и разгадыватьвнутренний мир других, не смотря поверхностным взглядом, видеть душевнуюкрасоту и наполненность. Как уже было сказано, женщины у Солженицына не имеютвнешней привлекательности, и все внимание направлено на внутренний мир, образжизни, мыслей, действий. Отсутствие красоты позволяет объективно оценитьженский образ по общечеловеческим критериям.Произведение Матренин двор написано целиком о женщине.
Несмотря на множество не связанныхс нею событий, Матрена является главным действующим лицом. Вокруг нееразвивается сюжет рассказа. И эта пожилая женщина имеет много общего с молодымидевушками из романа В круге первом . В нее внешности есть, да и было вмолодости, что-то нелепое, странное. Чужая среди своих, она имела свойсобственный мир. Осуждаемая, непонятная в том, что не такая, как все.
В самомделе! ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было! У Матрены непростая трагическая судьба. И тем сильнеестановится ее образ, чем больше раскрываются тяготы ее жизни несчастнаямолодость, беспокойная старость. И в тоже время, в ней нет сверхвыраженнойиндивидуальности, да и тяги к философским рассуждениям, как у Клары и Агнии. Нозато сколько доброты и жизнелюбия!
В конце произведения автор говорит о своейгероине слова, характеризующие ее назначение Все мы жили рядом с ней и непоняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоитсело. Ни город. Ни вся земля наша .Есть у Солженицына женские образы, как быпротивопоставленные верным женам заключенных, девушкам с воли, с глубокой душойи добродушной труженице-старушке. Так, совсем не похожие на свою сестру Дабнара и Динера, красавицы, жившие вспокойном благополучии всеобщего
благоговения, не слишком вызывают симпатиюавтора за их внешней оболочкой, в общем, ничего не стоит. Во всяком случае, имдалеко до странной Клары с ее одухотворенностью,богатством мыслей. Они легкомысленны иприземленны, хотя и прекрасны внешне.Такого рода женские образы проскальзывают впроизведениях, подчеркивая прелесть высоко духовных героинь и свою внутреннююнепривлекательность. Их порой больше, как, например, соседок и родственницМатрены,
лицемерных и расчетливых. Но количеством не подчеркнута их правота, аскорее наоборот все они незаметные тени или просто кричащая толпа, котораязабывается за более нравственным и глубоким.Сам автор, пройдя сложный и разнообразный жизненныйпуть, повидав много разных людей, обосновал в своем сердце образ женщины - прежде всего человека той, что поддержит ипоймет той, что имея свою внутреннююглубину, поймет и твой внутренний мир, воспримет тебя таким каков ты есть.
Солженицын упоминает праведника в рассказе Матрениндвор и не случайно. Это может с какой-то стороны относится ко всемположительным героям. Ведь все они умели смириться с чем бы то ни было. И в тоже время оставаться борцами борцами за жизнь, за доброту и духовность, незабывая о человечности и нравственности.