Джордж Гордон Байрон - неутомимый, страстныйпоэт-борец, защитник свободы и справедливости План 1. Первый шаг Байрона как общественного деятеля. 2. Краткая биография Байрона. 3. Конфликт между молодым поэтом и реакционныманглийским обществом. 4. Паломничество Чайльд Гарольда политическая поэма, принесшая
Байрону литературную славу. 5. Бунтарская, насыщенная социально -политическим значением поэзия первого периода. 6. Поэма Шильонский узник не проповедь смирения, а негодующий протест противугнетения личности. 7. Байронкак мастер политической сатиры. 8. Байрон непримиримый поэт-борец и критик социальных и моральных уродствсобственнического мира. 9. Историческоезначение творчества Байрона. Зима 1812 года для английского народа была полна бедствийи лишений.
Многолетняя война с Францией истощила государственные ресурсы, впромышленности наступил кризис, сельское хозяйство в связи с неурожаемпредыдущего года не могло обеспечить нужды страны. Народ голодал. Волненияохватили большинство районов Англии. Резко увеличилось число безработных. Сновой силой вспыхнуло движение рабочих разрушителей машин. Движение разрушителей машин началось еще в 60-х годахXVIII века в то время, когда стали появляться
первые фабрики сусовершенствованными станками. Ремесленники разорялись рабочие подвергались нафабриках тяжелой эксплуатации они думали, что виновниками их бедствий являютсяне хозяева-капиталисты, а сами машины. Разрушители машин называли себя луддитами, членами армии генерала Лудда рабочего, который, согласно легенде, первый разбил ткацкуюмашину. Рабочий класс был еще политически незрелым и не нашел правильных путейборьбы со своими угнетателями.
Как указывали Маркс и Энгельс, движение луддитовбыло одной из ранних фаз классовой борьбы пролетариата против капитализма. Небывалая сила, с которой вспыхнуло движение луддитов в1811 1812 годах, испугала правительство. Оно не только прибегло к помощиполицейской расправы, но ввело в действие регулярные армейские части. Ванглийский парламент был внесен проект закона, по которому, рабочий поднявший рукуна имущество своего угнетателя, приговаривался к смертной казни.
27 февраля 1812 года палата лордов обсуждала этот жестокийантирабочий законопроект. Его утверждение было предрешено, но палате пришлосьвыслушать в этот же день страстную речь, которая заставила насторожитьсясобравшихся. На трибуну стремительно поднялся еще никому не знакомый молодойчеловек. Он выступил в защиту преследуемых рабочих-ткачей, единственной несомненной виной которых, по его словам, была бедность. Он утверждал, чтотрудящиеся Англии, презрительно именуемые чернью , являются основойэкономического
и военного могущества страны. В наступившей тишине оратор нервноговорил о том, что народ, торец всех национальных богатств, влачит нищенскоесуществование, преследуется судом и полицией, гниет в тюрьмах за малейшуюпопытку отстоять свои права, обречен на вымирание Отсюда, с трибуны палатылордов он смело заклеймил английское правительство как реакционное и кровавое.Призывая избавить народ от благодеяний штыка и виселицы и отклонить билль осмертной казни, оратор предупреждал,
что принятие бесчеловечного антирабочегозакона неизбежно приведет к углублению общественного конфликта. Это было неслыханно! Среди присутствующих повторялось имяоратора мятежного лорда Байрона, осмелившегося с такой силой страстибросить слова негодования здесь, в палате лордов, этой цитадели твердолобогоконсерватизма. Таков был первый шаг Байрона общественного деятеля. Всвоем поэтическом творчестве он также выступил на борьбу с реакцией, отстаиваяидеи политической свободы.
Байрон родился 22 января 1788 года в знатной, нообедневшей семье. Детские годы он провел в Шотландии, в небольшом городкеЭбердине. Первые впечатления мальчика были связаны с дикой шотландскойприродой, жизнью и преданиями горцев. Они послужили основой для целого рядаюношеских стихотворений, в которых воспета суровая природа горной Шотландии сее водопадами, ущельями, с ее морем Хочу я быть ребенком вольным ,
Лакин-и-Гар и др Когда Байрону было 10 лет, он унаследовал титул лорда ифамильный замок Ньюстед в прошлом католический монастырь , пожалованныйпредкам Байрона во время Реформации. Полуразрушенный замок Ньюстедскоеаббатство, его тенистый парк впоследствии не раз упоминается в поэзии Байрона. В 1801 году мальчик поступил в школу. Местечко
Харроу, гдебыла расположена школа, с его холмами и рекой составляла полнуюпротивоположность мрачному Ньюстедскому аббатству. В школе Байрон изучаетлатинский и греческий языки, знакомиться с историей античного мира, занимаетсяанглийской литературой. Он много читает книги становятся его страстью. Егопытливый ум начинают привлекать идеи французских мыслителей XVIII века. В школьные годы обнаружились многие черты характераБайрона, которые он сохранил на всю жизнь
серьезность, способность глубокозадумываться над событиями окружающей жизни и вместе с тем веселость,порывистость, жизнерадостность. В раннем детстве Байрон был малоподвижным, болезненнымребенком в школе он вырос и окреп физически, с увлечением занимался спортом греблей, верховой ездой, стрельбой и плаванием. Его слава спортсмена, отличногонаездника и превосходного пловца утвердилась позднее, в университете, иособенно после того, как в 1810 году, во время первого путешествия, он переплылДарданелльский пролив.
Итальянцы, друзья Байрона, прозвали его англичанин-рыба . В школе Байрон всегда брал под свое покровительствомладших, более слабых товарищей, защищая их от нападок старших школьников.Верный друг и хороший товарищ таким был он в школьные годы, таким оноставался и в течение всей своей жизни. В 1805 году, окончив школу в Харроу, Байрон поступил вуниверситет. В годы студенчества появился первый сборник его лирическихстихотворений
Часы досуга , в который он включил свои юношеские произведения.Официальная пресса недоброжелательно встретила первуюкнигу Байрона. Но юный поэт принял вызов и ответил своим противникам сатирой Английские барды и шотландские обозреватели . Он подверг резкой критикесовременную английскую литературу, связанную с интересами собственников, преждевсего ее наиболее реакционное крыло поэтов так называемый
озерный школы Вордсворта, Кольриджа и Саути. Появление названия Озерная школа было связано спристрастием этих поэтов к одному из районов северо-западной Англии, где ещесохранялись старые, патриархальные условия жизни, воспевавшиеся реакционнымиромантиками. В этом краю озер часто бывали Вордсворт и его друзья. Ихобъединяли общие реакционные политические и литературные взгляды страх передреволюционным движением,
боязнь народа, проповедь искусства, враждебногопередовым идеям современности. Своей сатирой Байрон нанес сокрушительный ударпризнанным певцам буржуазно-аристократической Англии удар, который ему немогли простить. Когда, отпраздновав свое совершеннолетие, Байрон в 1809году впервые появился в парламенте, он был враждебно встречен палатой лордов.Конфликт между поэтом и реакционным английским обществом постепенно нарастал.
Летом того же года Байрон отправился в первое своепутешествие в страны Ближнего Востока покидая родину, он, как и геройнаписанных в результате этого путешествия первых двух песен поэмы Паломничество Чайльд Гарольда , грустит о близких ему людях среди них матьи любимая сестра Августа, верная дружба которой осталась для Байрона неизменнойопорой в течение всей жизни. Во время путешествия Байрон посещает Лиссабон, затемвместе с од- ним из друзей верхом пересекает юго-
западную Испанию, изГибралтара отправляется на остров Мальта, странствует по Албании и Греции. Результатом путешествия были первые две песни Паломничества Чайльд Гарольда поэмы, которая принесла молодому поэтумировую известность. Паломничество Чайльд Гарольда занимает особое местосреди произведений Байрона. Эта поэма с большой и злободневной общественнойтемой, проникнутая глубоким лиризмом.
Паломничество Чайльд Гарольда нетолько рассказ о судьбе романтического героя, но политическая поэма. Жаждаполитической свободы, ненависть к тирании составляют главное ее содержание. Чайльд Гарольд стал нарицательным именем романтическогогероя, молодого человека, разочарованного, неудовлетворенного и одинокого. Онне верит ни в возвышенные чувства, ни в привязанности по его мнению, нет ниистинной любви, ни истинной дружбы. Причина разочарования Чайльд Гарольда столкновение с обществом.
Общество становится для Чайльд Гарольда тюрьмой, ажизнь в Англии страшнее ада Он звалпечаль, весельем пресыщен, Готов был вад бежать, но бросить Альбион . Чайльд Гарольд отправляется в путешествие. Прощаясь сродными берегами, он испытывает горе разлуки, но безрадостно его прошлое, унего нет надежды и на будущее Мне ничегоне жаль в былом,
Не страшенбурный путь, Но жаль,что, бросив отчий дом, Мне не о комвздохнуть. В первых двух песнях мы видим героя в Португалии, Испании,Албании и Греции в тех странах, где побывал Байрон. Чайльд Гарольд жаждетличной свободы и, не находя ее в окружающем его мире богатств и жалкойнищеты , мечтает об одиночестве. Он избегает людей, уходит далеко в горы,слушает плеск морской волны, его восхищает
разбушевавшаяся стихия. Лишь простыелюди, мужественные и свободолюбивые, привлекают к себе Чайльд Гарольда. Сособой теплотой вспоминает он о сынах Албании. Албанцы суровый и отважныйнарод, они надежны в дружбе, гостеприимны В суровыхдобродетелях, Албанецтвердо свой закон блюдет. Он горд ихрабр, от пули не бежит он, Без жалобтрудный выдержит поход.
Он какгранит его родных высот Храня котчизне преданность сыновью, Своих друзейв беде не придает И, движимчестью, мщеньем иль любовью, За ножхватается, чтоб смыть обиду кровью. Чайльд Гарольд неудовлетворен жизнью, но протест егопассивен он размышляет о причинах своего недовольства, но не стремитсявмешаться в жизнь, принять участие в освободительной борьбе. И постепенно, по мере развития сюжета поэмы, образ
ЧайльдГарольда все решительнее отодвигается на второй план. Образ бессильного и не-способного бороться с опостылевшей ему жизнью героя все больше и большезаслоняют полные драматизма исторические события, в которых сам автор начинаетвыступать не только как современник и наблюдатель, но и как активный ихучастник. В поэме появляется второй, не менее важный образ образ борющегосянарода. Во время пребывания в Испании Байрон стал свидетелемзнаменательных событий.
Наполеон I в 1808 году, стремясь захватить страну, ввелв ее приделы свои войска и, пользуясь поддержкой испанского дворянства, объявилкоролем Испании своего брата, Жозефа Бонапарта. Национально- освободительноедвижение охватило значительную часть страны. Испанские партизаны, герильясы,начали народную войну. Одним из самых героических эпизодов ее явилась оборонаСарогоссы.
Жители в течении восьми месяцев обороняли свой город. Другой твердынейсопротивления стал город Кадикс. Об этих событиях рассказывает Байрон в первой песне своейпоэмы. С необычайной поэтической силой рисует он картины народногопатриотического подъема, уровнявшего в отваге женщину и закаленного бойца. Онсоздает образ нежной испанской девушки, которая становится бесстрашной народнойгероиней,
Сарагосской девой Та, кто,иголкой палец уколов Или заслышавкрик совы, бледнело, По грудаммертвых тел, под лязг штыков ИдетМинервой там, где дрогнуть Марс готов! Байрон подчеркивает решимость восставших довести борьбу доконца. Он приводит ответ одного из генералов народной армии, заявившего врагу,что испанцы будут сражаться с захватчиками хоть на ножах . В центре второй песни поэмы порабощенная
Греция,утратившая свою свободу и былое величие. Байрон клеймит колонизаторскуюдеятельность Англии, которая вместе с феодальной Турцией наложила на греческийнарод двойные цепи рабства. Так, в первых двух песнях Паломничества ЧайльдГарольда Байрон приветствует выступления прогрессивных сил, подъем народныхмасс, в защиту свободы. Последующие, третья и четвертая песни отделены от первыхдвух несколькими годами.
Они непосредственно связаны с пребыванием Байрона вШвейцарии и Италии, где он жил в 1816 1823 годах, окончательно по- кинувАнглию. В третьей песне, опубликованной в 1816 году, Байронкасается важного вопроса об отношении к французской революции конца XVIIIвека. Говоря о засилье в анархической реакции, особенно после образованияСвященного союза в 1815 году, он твердо убежден, что идеалы свободы,провозглашенные революцией, непременно должны
восторжествовать человечествомногому научилось, поверило в свои силы, и пусть тираны, ныне оказавшиеся увласти, знают, что их победа временно и час расплаты не за горами. В заключительных строфах четвертой песни Байрон рисуетобраз моря и образ отважного пловца поэта, с детства сроднившегося с вольнойстихией. Разбушевавшаяся и непокоренная морская стихия олицетворяетнеисчерпаемые силы народов и как бы содержит в себе предупреждение
Байрона всемтиранам Нет, не емупоработить, о море, Простортвоих бушующих валов! Твоепрезренье тот узнает вскоре, Кто землю вцепи заковать готов. Сорвав сгруди, ты выше облаков Швырнешьего, дрожащего от страха, Молящего опристани богов, И, точнокамень, пущенный с размаха, О скалыраздробишь и кинешь горстью праха.
Это одна из тех совершенных картин, которая позволилаПушкину сказать о Байроне Он был, оморе, твой певец. Твой образбыл на нем означен, Он духомсоздан был твоим Как ты,могущ, глубок и мрачен, Как ты,ничем не укротим. Прогрессивные, свободолюбивые мотивы четвертой песни поэмывысоко оценили итальянцы-патриоты. Австрийское правительство изъяло итальянскийперевод песни и подвергло преследованию переводчика.
Еще больший успех мелипоэмы Гяур , Абидосская невеста , Корсар Лара , Осада Коринфа , Паризина , появившиеся между 1813 и 1816 годами. Байрон создает особый жанрромантической поэмы и характерный образ романтического героя. Поэта интересуютострые драматические события прошлого, жизнь экзотических стран Востока. Герои романтических бунтарских поэм Байрона не имеютположительных идеалов.
Они борются, не веря в победу, они понимают, что не могутпобедить общество, которое сильнее их, но до конца остаются ему враждебны. Лучше быть змеей говорит Конрад чем червем . Герои Байрона остаютсябунтарями-одиночками. В них привлекают сила протеста, непримиримый дух борьбы,но отсутствие связи героя с массой, на- рода, с общими интересами,индивидуализм героя свидетельство слабости самого
Байрона. Байрон вдохновенный певец природы. С большой поэтическойсилой он раскрывает личные чувства человека, и все-таки Байрон прежде всегоблестящий мастер политической, гражданской лирики. Бунтарская, насыщенная социально-политическим значениемпоэзия Байрона была главной причиной организованной травли поэта со стороныреакционных кругов английского общества. Против него ополчилась вся реакционнаяпечать. Байрон решил покинуть родину.
В 1816 году он уезжает вШвейцарию, затем в Италию. Враг официальной Англии, ее лицемерия ханжествапресловутых буржуазных свобод , продажной буржуазной печати, он продолжаетглубоко интересоваться судьбами родины, судьбами своего народа. Где бы поэт не находился в Швейцарии, Италии, Греции, -политическая и литературная борьба, происходящая на родине, неизменно волнуетего. Байрон с нетерпением ждал революционного подъема в
Англиии не раз заявлял, что в этом случае он вернулся бы на родину, чтобы принятьличное участие в борьбе. Уехав из Англии, Байрон вначале поселился в Швейцарии,близ Женевы. Здесь он встретился и сблизился с поэтом и передовым английскимобщественным деятелем Шелли. Творчество обоих поэтов получило признание удемократического читателя. Байрона и Шелли писал Энгельс, читают почтитолько низшие сословия ни один респектабельный человек,
если он не желаетзаслужить самой ужасной репутации, не смеет держать сочинения Шелли на своемстоле . Дружба связала обоих поэтов, и Шелли оказал благотворноевлияние на формирование мировоззрения Байрона. Тяжело пережил Байронпреждевременную смерть Шелли, который погиб во время морской прогулки летом1822 года в
Италии. В Швейцарии, помимо третьей песни Паломничества ЧайльдГарольда , была написана поэма Шильонский узник . Почти закончена драма Манфред , созданы такие стихотворения, как Сон , Тьма , Прометей . По сравнению с поэмами первого периода Шильонский узник не проповедь смирения, а негодующий протест против угнетения личности.
Онапробуждает ненависть к деспотизму, лишающему человека самого дорогого свободы. В стихотворении Прометей звучит призыв к сопротивлениютирании, возвеличивается благородный подвиг титана защитника и покровителялюдей. Пессимистическая оценка действий деятельности в Манфреле , и в стихотворении Тьма была кратковременной. Непосредственноеучастие в национально-освободительной борьбе народов
Италии и Греции помогаютБайрону в ближайшие годы постепенно преодолевать мотивы пессимизма в своемтворчестве. В Швейцарии Байрон пробыл недолго. В конце 1816 года онпереехал на север Италии, в Венецию, откуда вскоре совершил путешествие в Рим. Северная Италия изнемогала под пятой Австрии центральнаяи южная ее части были раздроблены на ряд деспотических государств, в которыхгосподствовали феодальные порядки.
Байрон сближается с членами тайного обществакарбонариев, при участии которого готовилось вооруженное восстание. Италиязаряжена, у многих чешутся руки дернуть за спусковой крючок сообщает Байронв одном из писем. Он принимает самое активное политическое участие вкарбонарском движении, помогает итальянским патриотам деньгами, в его домепрячут оружие, готовясь к восстанию. Освобождение Италии для Байрона становится великим делом .
В Стансах , написанных в 1820 году он выразил свое горячеестремление стать участником этой борьбы Кто дратьсяне может за волю свою, Чужуюотстаивать может. За греков иримлян в далеком краю Он буйнуюголову сложит. За общееблаго борись до конца, И будет тебевоздаянье. Тому, ктоизбегнет петли и свинца, Пожалуютрыцаря званье.
В жизни и творчестве поэта наступает период подъема. Здесь,в Италии, он создает свои крупнейшие произведения драмы Марино Фальеро и Каин , сатирические поэмы Беппо , Ирландская аватара , Видение суда и Бронзовый век , пишет сатирическую эпопею в стихах Дон-Жуан . К числу наиболее зрелых творений Байрона принадлежит егомистерия
Каин . Это произведение обладает большой силой философскогообобщения, касаясь как бы судеб всего человечества и вместе с тем онопроникнуто острой политической злободневностью. Написанный в 1821 году, в пору разгула политической ицерковной реакции в Европе, Каин был смелым вызовом официальному иобщественному мнению. Борьба Байрона против политической и идеологическойреакции нашла особенно яркое выражение в его сатирических
произведениях. Байрон был мастером политической сатиры. Сатирическаянаправленность его творчества проявляется со всей силой именно в годыпребывания в Италии. Шутливая поэма Беппо резко разоблачает порокибуржуазного общества. Она наносит удары церкви, реакционной литературе Англии. Беппо открывают блестящую серию сатир Байрона. Призывом возмущения звучит
Ирландская аватара ,написанная в 1821 году. Само название ее сатирично аватара в древнейшеймифологии воплощение бога в образе человека. Байрон иронически отождествляетГеорга IV, безжалостного угнетателя ирландского народа, с богом, сошедшим наземлю. Георг IV четвертый дурак , носящий имя Георга подлец и тиран .Этот едкий политический памфлет смог полностью появиться в печати только в 1831году, через 10 лет после
его написания. Видение суда явилось острой пародией на одноименнуюпоэму придворного поэта Саути, лицемерно восхвалявшую английского короля ГеоргаIII. Жало своей сатиры Байрон направляет на реакционную внешнюю и внутреннююполитику Англии, разоблачает лжедемократию конституционно-монархического строя.Разоблачению деятельности реакционного Священного союзапосвящена сатира
Бронзовый век 1823 . Сатира Байрона была откликом на конгресс участников этогосоюза в Вероне. Перед читателем появляется галерея монархов, среди которых -русский цaрь Александр I, игравший в Священном союзе решающую роль испанскийкороль Фердинанд VII, французский король Людовик XVIII. Их власть бессмысленножестока и безумна, она опирается не на справедливость, а на силу. Значение Бронзового века заключалось не только вразоблачении реакции,
но и в противопоставлении реакционному лагерюпрогрессивных сил. В сатирической эпопее Дон-Жуан действие переносится вXVIII век. Герой произведения, Жуан, из Испании попадает в Грецию, затем в Турцию,Россию, Польшу, Германию, Англию По замыслу автора, совершив путешествие поЕвропе, испытав всякого рода осады, битвы и приключения , Жуан должен былзакончить свои странствия участием во французской революции
. По мере развития сюжета углубляется и социальный смыслсатирических разоблачений Байрона. Дон Жуан бежит из турецкого рабства и попадает под стеныосажденного Измаила, становясь невольным участником русско-турецкой войны.Отдавая должное храбрости русских воинов, Байрон одновременно показываеткровавые ужасы войны, приносящие горе и страдания миллионам простых людей онклеймит захватнические войны.
Попав в Петербург в качестве посланца Суворова, Жуанзнакомится с жизнью русского двора и светского общества. Как и в Бронзовомвеке , Байрон подчеркивает античеловечность феодально-крепостнических формугнетения. Мир, по которому проходит Жуан это мир угнетения, мирсоциальной несправедливости, жестокости, морального падения. Но идейный смысл этого крупнейшего произведения Байронасостоит не только в страстном разоблачении.
Байрон защищает в нем идеалысвободы, рисует картину пробуждения народных сил и с надеждой смотрит на этопробуждение. Его мечта устремляется вперед, в светлое будущее. Онтвердо верит, что наступит время, когда люди наконец добьются свободы и будутжить в новом веке , с ужасом вспоминая а позорном прошлом, как о какой-точудовищной допотопной поре. До конца своей жизни Байрон остался поэтом-борцом.
Когда в1821 1822 годах движение карбонариев было разгромлено, он обратил свои взорык Греции, где разгоралось национальное восстание, ставившее своей цельюосвобождение страны от турецкого ига. В июне 1823 года Байрон выезжает из Генуи на снаряженномим на свои средства военном корабле Геркулес . Он останавливается на островеКефалония, затем переезжает в Миссолунги. Байрон становится одним из вождейборьбы за национальную независимость
Греции, ведет большую работу по сплочениюсил греческих повстанцев. Современники поэта свидетельствуют о его блестящих способностяхорганизатора и военного руководителя. Он пользуется любовью и популярностью внароде. Байрон охвачен одним порывом служения высокому идеалу свободы. В своем последнем стихотворении, написанном не задолго досмерти Байрон утверждает, что смысл жизни заключается в борьбе во имя свободы.
Внезапная болезнь и преждевременная смерть оборвала егообщественную и творческую деятельность. 19 апреля 1824 года Байрона не стало.Умирая, он думал о Греции и с гордостью сказал Я ей отдал мое время, деньги,здоровье. Что я могу ей еще дать? Теперь отдаю жизнь . Смерть Байрона болью отозвалась в душе греческого народа,в сердцах всех передовых людей мира.
В день смерти поэта-борца, по выражениюПушкина оплаканного свободой , был объявлен греческими повстанцами днемнационального траура. Поэт-декабрист К. Ф. Рылеев в своем стихотворении Насмерть Байрона писал В стране, отродины далекой, Убитыйгрустию жестокой, О нем сказалЕвропе грек Друзьясвободы и Эллады - Везде вслезах в укор судьбы, Одни тираныи рабы
Еговнезапный смерти рады . Лучшие произведения Байрона обладают и сегодня огромнойполитической силой. И сегодня, в новых исторических условиях, они разят техврагов, которых Байрон разоблачал полтора столетия назад. Для нас, как и для всех передовых людей на земле, поэзияБайрона очень дорога. Историческое значение его творчества определяет немеланхолия и пессимизм, которые появлялись в его поэзии под влияниемполитической реакции, не индивидуалистические и антисоциальные настроенияотдельных
его героев. Творчество Байрона, этого Прометея XIX века, понятно иблизко нам, потому что оно пронизано духом боевого, героического протестапротив всяческого гнета и порабощения человека, вдохновенной защитой свободы исправедливости. И вечно будуя войну вести Словами аслучится, и делами С врагамимысли. Мне не по пути С тиранами.Вражды святое пламя Поддерживатья клялся и блюсти.
Кто победит,мы плохо знаем с вами, Но весьостаток дней моих и сил Я битве сдеспотизмом посвятил! Неутомимый, страстный поэт-борец, Байрон имел право счистой со- вестью так написать о себе. Литература Ю.Кондратьев, Комментарии о Байроне, Москва, 1960 г. Д. Бисти,Комментарии о Байроне, Москва, 1964 г.
Энциклопедиядля детей, Т. 11. Зарубежная литература, О Байроне, Аванта, 1998 г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |