Печорин и Грушницкий по роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени В 1839 году в третьемномере журнала Отечественные записки была опубликована повесть МихаилаЛермонтова Бэла . Затем, в одиннадцатом номере появилась повесть Фаталист иво второй книжке журнала за 1840 год Тамань . В том же году уже известныечитателю три новеллы, повествующие о различных эпизодах жизни некоего
Печорина,вышли в печати как главы романа Герой нашего времени . Критика встретила новоепроизведение неоднозначно завязалась острая полемика. Наряду с бурнымивосторгами Белинского, назвавшего роман Лермонтова произведением,представляющем совершенно новый мир искусства , увидевшего в нем глубокоезнание человеческого сердца и современного общества , богатство содержания иоригинальность , в печати звучали
голоса критиков, абсолютно не принявшихроман. Один из самых ярых противников Лермонтова, некто А.С. Бурачок,утверждал, что образ главного героя романа эстетическая и психологическаянелепость , а в самом произведении философии, религиозности русской народной иследов нет . Но как бы мы не оценивали роман, нельзя не отметить то мастерство,с которым Лермонтов выписал своего главного героя.Напротяжении всего произведения автор как можно полнее стремится
раскрытьвнутренний мир своего героя Григория Александровича Печорина. Композиционнаясложность романа неразрывно связана с психологической сложностью образаглавного героя. Неоднозначность характера Печорина, противоречивость этогообраза выявлялась не только в исследовании самого его духовного мира, но и всоотнесении героя с остальными персонажами. В первой части мы видим Печорина глазами Максима Максимыча.
Этот человекискренне привязан к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только разницасоциального положения и возраст. Они - люди принципиально различныхтипов сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, его молодой приятель - явление чужеродное, странное инеобъяснимое. Поэтому в рассказе Максим Максимыча Печорин предстает какчеловек загадочный, таинственный.
В главе Максим Максимыч завеса тайны начинает приподниматься.Место рассказчика занимает давешнийслушатель штабс-капитана, путешествующийофицер. И таинственному герою кавказской новеллы придаются какие-то живыечерты, его воздушный и загадочный образначинает обретать плоть и кровь. Странствующий офицер не просто описываетПечорина, он дает психологический портрет. Он - человек того же поколения иблизкого, вероятно, круга.
Если Максим Максимыч ужаснулся, услышав от Печорина о томящей его скуке жизнь моя становится пустеедень ото дня , то его слушатель принял эти слова без ужаса как вполнеестественные Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое что есть, вероятно, и такие, которые говорятправду И поэтому для офицера-рассказчика Печорин гораздо ближе и понятнее он многое можетобъяснить в том и разврат столичной жизни , и бури душевные , и некоторую скрытность , и нервическуюслабость .
Так, загадочный, ни на когоне похожий Печорин становится более или менее типичным человеком своеговремени, в его облике и поведении обнаруживаются общие закономерности. Ивсе же загадка не исчезает, странности остаются. Повествователь отметит глазаПечорина они не смеялись, когда он смеялся! В них рассказчик попытаетсяугадать признак - или злого нрава, или глубокой посмеянной грусти и поразится
и блеску то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный и поежится от проницательноготяжелого взгляда Лермонтов показывает Печорина как человека неординарного,умного, сильного волей, храброго. Кроме того, его отличает постоянноестремление к действию, Печорин не может удержаться на одном месте, в окруженииодних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с однойженщиной?
Печорин сам себе создает приключения, активно вмешиваясь в судьбу ижизнь окружающих, меняя ход вещей таким образом, что это он приводит к взрыву,к столкновению. Он вносит в жизни людей свою отчужденность, свою тягу кразрушению. Он действует, не считаясь с чувствами других людей, не обращая наних внимания. Он эгоист. Наиболее полно и глубоко внутренний мир герояраскрывается в главе
Княжна Мери . Завязкой здесь является встреча Печорина сГрушницким, знакомым юнкером. И тогда начинается очередной эксперимент Печорина. Вся жизнь героя представляет собой цепь экспериментов над собой идругими людьми. Цель его постижение истины, природы человека, зла, добра,любви. Именно так и происходит в случае с Грушницким. Почему молодой юнкер так неприятен
Печорину? Как мывидим, Грушницкий отнюдь не является злодеем, с которым стоило бы бороться. Этосамый обыкновенный юноша, мечтающий о любви и о звездах на погонах. Он посредственность, но ему присуща одна вполне простительная в его возрастеслабость драпироваться в необыкновенные чувства , страсть декламировать .Он стремиться играть модную среди юношей роль байронического разочарованногогероя, существо, обреченное каким-то тайным страданиям .
Конечно же, читательпонимает, что это пародия на Печорина! Поэтому-то он так и ненавистен Печорину.Грушницкий, как человек недалекий, не понимает отношения к нему Печорина, неподозревает, что тот уже начал своеобразную игру. Сначала Печорин даже вызываету Грушницкого некое снисходительное чувство, так как этот юноша самоуверен икажется себе весьма проницательным и значительным человеком.
Мне жаль тебя,Печорин, вот как разговаривает он в начале романа. Но события развиваютсятак, как этого хочет Печорин. Мери влюбляется в него, забыв о Грушницком.Обуреваемый ревностью, негодованием, а затем ненавистью, юнкер вдруготкрывается нам с совсем другой стороны. Он оказывается совсем не такимбезобидным. Он способен быть мстительным, а потом бесчестным, подлым.
Тот,кто совсем недавно рядился в благородство, сегодня способен выстрелить вбезоружного человека. Эксперимент Печорина удался! Здесь с полной силойпроявились демонические свойства его натуры сеять зло с величайшимискусством. Во время дуэли Печорин вновь испытывает судьбу, спокойно стоя лицомк лицу со смертью. Потом предлагает Грушницкому примирение. Но ситуация уженеобратима, и Грушницкий погибает, испив чашу стыда, раскаяния и ненависти доконца.
Итак, образ Грушницкого очень важен в романе, оноткрывает, может быть, самое главное в центральном герое. Грушницкий кривоезеркало Печорина оттеняет истинность и значительность страданий этого страдающего эгоиста , глубину и исключительность его натуры, доводит качестваПечорина до абсурда. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается ився опасность, которая всегда заложена в индивидуалистической философии,присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор.
Онлишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры,проникнутой скептицизмом и разочарованием.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |