Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Литература"


Валентин Распутин (биография)

Валентин Распутин. Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. Биография Распутина в его творчестве Здесь даны и родословная писателя , и вся история ангарской деревни Аталанки , где родился Валентин Распутин. Дом и мир. Выходцы с русского севера , из мурманских крав , а другой ветвью из архангельских основали на


Ангаре две деревни , но теперь не осталось ни одной , обе ушли на дно. Не каждому поколению приходиться пережить уничтожение колыбели , в которой формировалось его духовное существо. Поэтому картины природы в произведениях Распутина наполнены мистическим смыслом. Какое огромное сердце может вместить подобный масштаб всенародного несчастья. Оттуда с берегов Ангары и главные герои писателя.


Дедушка по отцу , в котором просматривалась примесь коренной сибирской породы , этакая тунгуссковатость , и бабушка с е чисто русским, ликовым лицом , суховатым и удлиннным это рассказ Василий и Василиса. Ещ бабушка Марья Герасимовна известна нам под именами старух Анны и Дарьи. Несправедливая судьба отца , пострадавшего из-за украденной у него сумки с казнными деньгами. Великое терпение матери. Вс это тоже в книгах Распутина.


Открылась ли в раннем детстве одарнность мальчика Видела и поняла эту одарнность мать мальчика , если приняла решение учить сына дальше при трх детях и безотцовстве . Видел и дядя Ваня , шофер , привзший мальчика в Усть-Уду райцентр. Мы тебе парень, не дадим пропасть. Видели и земляки в деревнях , через которые мальчик бегал в каникулы домой за пятьдесят километров


окликали и наперебой поили чаем. После школы в 1954 году поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молоджной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком Я забыл спросить у Лшки и был опубликован в альманахе Ангара 1961г Окончив университет в 1959 году ,


Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска , часто бывал на строительстве красноярской ГЭС и магистрали Абакан Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники Костровые новых городов и Край возле самого неба. В 1956 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в


Чибу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину , который стал Крстным отцом начинающего прозаика. Первая книга рассказов Распутина Человек с этого света была издана в 1967 году в Красноярске. В том же году выходит повесть Деньги для Марии. В полную силу талант писателя раскрылся в повести


Последний срок 1976г заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали повести Живи и помни1974г и Прощание с Матрой 1976г поставивших их автора в ряд лучших современных русских писателей. В 1981г. вышли новые рассказы Наташа , Что передать вороне , Век живи - век люби. Появление в 1985 году повести


Распутина Пожар отличающейся остротой и современностью проблем , вызвало большой интерес у читателя. В последние годы писатель много времени и сил отдат общественной и публицистической деятельности , не прерывая творчества. В 1995 году вышел в свет его рассказ В ту же землю, очерки Вниз по Лене реке, в 1996г. рассказы Поминный день, в 1997г. Нежданно негаданно, Отчие приделы.


Живт и работает в Иркутске. Критики отмечают - присущее Распутину чувство вины и боли за происходящее в мире приближает его произведения к классикам Толстому и Достоевскому. Писатель показывает девальвацию ясного, простого, деревенского характера. Люди оторванные от своих корней , превращаются в духовных архаровцев. Пожар, Прощание с Матрой, Последний срок, Живи и помни - это живое свидетельство исчезающего мира деревни.


Имя Валентина Распутина в сознаниях читателей долгое время неотделимо было от доброго десятка имен его сверстников , которые все почти в одно время появились на страницах художественной периодики. Критики не без резона, объединила их понятием молодая деревенская проза. Для них излюбленным жанром стала повесть , жизненным материалом деревня как правило , за уральским хребтом и на севере вологодская , архангельская, костромская области.


Героем человек этой деревни тот , что и доселе живт на земле своих дедов , и тот , что в силу разных , объективных и суетных причин покинул родную землю, ушел в город и домой наезжает не часто и не надолго. Как бы ни были близки друг другу по духу , по идейным и эстетическим устремлениям той или иной плеяды литературной близнецов в литературе не бывает. Вот и в отношении В. Распутина тому, кто приглядывался к его творчеству с самых истоков, с первых публикаций в журналах


Сибири очерк Вниз и вверх по течению несомненным становилось , что имя его чаще повторяется и звучит громче других имн. Так было когда после ряда очерковых публикаций книжек появилась первая , получившая всесоюзное звучание , повесть Распутина Деньги для Марии 1967г так было и со следующей повестью Последний срок 1970г и со следующими Прощание с Матрой 1976г Пожар 1986г Повесть Пожар опубликованная журналом


Наш современник , в 1989 году была удостоена Государственной премии СССР. В своих произведениях Распутин раскрывает единство людей с природой , тажную романтику, старается разобраться в сложности внутреннего мира человека. Валентин Распутин художник болеющий за человека , врачующий его раны. Природа его творчества гуманность Нет сейчас проблемы важней , чем высокое , достойное времени, нравственное


утверждение человека говорит писатель , объясняя не только содержание собственного творчества , но и главное направление художественных исканий всей советской литературы. В. Распутин вошел в нашу литературу сразу , почти без разбега и как истинный мастер слова. Дочитывая его повесть , думаешь и убеждаешься в том, что узнал о героях этой повести вс сполна, что должен был о них узнать. Ни капли сомнения , будто бы автор чего то не сказал о них или сказал не так.


Прочитав повесть не возникает желания чем то дополнить автора , нет подозрения в каких то вольных или невольных недомолвках , нет прерывности в линии поведения его героев. Автор не оставляет на наше усмотрение ничего вс решает сам. Этим он достигает законченности своих произведений, законченности сюжета, мысли, чувства. В своих повестях он ведт речь о таких вещах и событиях человеческого существования , которым недомолвки


и различные вариации попросту несвойственны , не в природе этих событий. В повестях Последний срок, Живи и помни речь идт о жизни и смерти. Природой предусмотрено так , что решающий факт жизни рождение человека навсегда остатся для него тайным и неизвестным никто не знает и не помнит своего рождения , не знает и не помнит своего раннего младенчества , смерть же факт сознательный. Едва ли не каждый взрослый человек , тем более человек преклонного возраста


, хоть раз да заглянул в лицо своей смерти, почувствовал е очевидную близость при каких то экстремальных обстоятельствах. И если рождение человек не может приложить к себе, то чуждая смерть приложима к каждому из нас Немногие прослеживали е так внимательно на протяжении многих страниц , как это сделал Распутин в Последнем сроке. Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой уже пришло, старухе было под восемьдесят так начинается повесть.


Ночью старуха умерла - так она заканчивается. Поведав о жизни и смерти простой русской женщины писатель приблизил нас к неброской святящейся красотою изнутри русского народного характера. Анна умирает долго и трудно. Силы то совсем е покидают, то вдруг возвращаются вновь , обманув, хоть ненадолго, стоящую у постели смерть. В этот период в сознании Анны возникает е прошлое и настоящее, перед нами проходит вся е жизнь , жизнь человека с глубоко индивидуальной


и в то же время такой типичной для е поколения , для всего послереволюционного крестьянства женской судьбой. Во внутренних монологах Анны , в е непрерывных раздумьях , когда каждое суждение , каждая сценка словно омыта чистотой и бескорыстием последнего , предсмертного чувства, здесь слышится голос мудрости, доброты и всепрощения особенно тогда , когда трое из детей покидают мать в самый канун е смерти Да всепрощение и надежда , выстраданные собственной жизнью , которая подошла к концу и в которой было


вс рождения и смерть, разлуки, радости, письма, ожидания и встречи. Будничный и навсегда поэтичный труд , которым создано вс вокруг не На долю детей Анны выпало тяжелое военное детство без отца, раннее расставание с родным домом, годы одинокой жизни. К старухе матери из разных городов и сл собрались , чтобы проститься с ней , е взрослые дети каждый со своим характером со своей судьбой. Мать при смерти , вот вот умрт и дети перед нею только


дети, и всеми владеет чувство потери , чувство долга по которому они, уже многие годы не встречались , оказались под одним кровом. И характеры их в этом общем чувстве как бы смешиваются , стираются, для них самих и сейчас не имеет значения. Но только становится матери лучше , стоит ей как бы воскреснуть и дети опять обретают свои характеры, свои привычки и различные свои взгляды на жизнь. Мать умирает, но при ней уже не все дети. Не дождались смерти , последнего часа, матери.


Разъехались дочери Люся и Варвара по своим делам и заботам надеясь на благополучный исход. Не ради смерти старухи Анны была написана повесть Последний час, а ради живых, эта долгая смерть нужна была чтобы показать нам сполна характеры каждого из детей Анны, каждого из живых в окружении умирающей. А перипетии смерти это перипетии их жизней, их отношений друг к другу.


Автор глубоко проникает в мысли и чувства людей всех возрастов. И здесь, в этой повести датся безупречное соотношение между живым и умирающим. Между настоящим и прошлым , к которому старуха Анна и дети е то и дело невольно возвращаются. Все характеры детей Анны доступны и завершены. Живи и помни повесть продолжающая тему жизни и смерти. Главная героиня в этой повести Настна Гуськова. И в этой повести смерть , но смерть


Трагическая. Гибнет чудесная и светлая женщина. Смерть е не в срок, и не во время пришла. Это не та смерть как у старой Анны из Последнего срока, и поэтому гибель Настны воспринимается нами как что-то несправедливое , как непростительная ошибка жизни, грубая и трагическая. По всем чувствам нашим, по симпатиям и антипатиям умереть должен был муж Настны Андрей Гуськов. Дезертируя с фронта в последние месяцы


Великой Отечественной войны Андрей Гуськов по ночам пробирается после госпиталя в свою деревню Атамановку. Изначально он как будто не сомневается вот он побудет дома , повидает близких , а дальше ему одна дорога смерть. Он е заслужил , он е не боится. Но это логика труса, предателя , прикрывая свою трусость желанием увидеться с родными людьми, Андрей сознат , что вс что он думал, не так и не то.


Просто он боится смерти , боится страшно и безудержно. Его страх смерти и есть та единственная слабость и сила толкнувшая его на побег с войны. Достигнув Атамановки, скрываясь в е окрестностях Андрей живт в состоянии глухой и вс более ожесточенной войны с окружающим его миром лесом, рекой, живностью в тайге, мужиками из собственной деревни, за которыми наблюдает издалека. В этой иступлнности с которой он преследует коз, просматривается не только желание


насытится едой, но и желание из преследуемого самому превратится в преследователя, самоутвердится в своей силе над слабыми и ни в чм не повинным созданиями. Он не добил раненое животное , а стоял и смотрел, стараясь не пропустить ни одного движения этой мучительной агонии. От своего животного страха перед наказанием и смертью Гуськов постепенно начинает озверевать. Сначала воя из желания передразнить волка, повадившегося в зимовье,


постепенно Гуськов чувствует , что именно в этот тонкий и длинный, режущий по живому , жалобный и убийственный стон способен хоть как то облегчить, выразить его зарастающую звериной шкурой душу. Страх за свою жизнь , отсутствие общения с людьми, жизнь в тайге среди зверей вс это постепенно превращает его в зверя. Настна с каждой встречей вс меньше узнавала мужа. Этой женщине светлой и чистой выпало решать, действовать и при этом любить и ненавидеть одновременно.


Она чувствовала, глядя на мужа что она сразу же покрывается противной звериной шерстью и что при желании она может по звериному же и завыть. Андрей трус, предатель, эгоист. Но Настна вдруг, в одночасье обнаружила, что е муж, е любимый, е суженный, долгожданный и желанный вернулся, но вернулся тайно, тишком вернулся. Не героем, не победителем, не рядовым, хотя был участником событий, которыми живут души народные и е Настина душа простая жила.


У одной подруги мужа убило на войне, у другой калека домой вернулся, а у Настны дезертиром вернулся , преступником Встреча с мужем для Настны была долгожданной и желанной, но превратилась в воровскую и жуткую. Не об этом мечталось Насте долгие дни ожидание встречи. Мы ощущаем бездонную сложность ставшего перед нею вопроса как быть


Перед каким неописуемо сложным испытанием поставила е жизнь. Трагедия всегда заключает в себе вину и рок. Это испытание превышало силы Настны . Застигло е глубокое, чистое от природы, но ещ не сформировавшееся чувство врасплох. Течение событий и внешне и внутренне ведт к единственному верному и возможному психологическому руслу самоубийству. Самоубийство Настны удесятеряет вину


Андрея. Нет, она не простила Андрею его вины , но она как сильная и любящая натура, не в силах принять как искупление, как спасение людское наказание. Она сама себя приговорила и наказала смертью. Это как бы ощущение, тот единственный маг которым в е представлении она сможет искупить, и сбыть свою вину перед людьми и собой. А. Гуськов став дезертиром не вдруг , а идя к этому всем своим неизменным , жестоким , эгоистичным началом сам загнал себя в западню своей слабостью, бесхарактерностью, животным


страхом смерти. Не мысля себе пути назад, единственный выход видит в том, чтобы превратится в зверя, которому ничего на свете не жаль, ничего не надо, кроме удовлетворения животных потребностей. Трагедия Настны это не только личная, но и глубоко общественная трагедия, поскольку в ней не остатся безучастным не один житель села Атамановка. Лицо народа сурово непреклонно. Люди шли на любые жертвы ради победы в справедливой, освободительной войне.


Эта война и в голодной сибирской деревушке двадцати с небольших домах, война в душе каждого е жителя , и значит они не могут не видеть в дезертире своего врага, не могут терпеть его существования рядом со своим. А то, что дезертир из их среды , из их деревни ещ больше усиливает чувство ненависти к нему. Поэтому отец Андрея, старик Гуськов, догадываясь о том что сын его где то здесь рядом, и тот жесток и непреклонен по отношению к нему, сыну своему. Кто знает , что прозойдт если отец и сын встретятся


лицом к лицу где нибудь в тайге Может быть тихо, деловито, со страшной болью в сердце и со слезами на глазах отец сам бы вынес исполнил бы смертный приговор дезертиру , чтобы очистить свою совесть и совесть всего селения Атамановки. Совесть народа, которому он принадлежит. Живи и помни поясной поклон нынешнего поколения всем , кто прошл и выстоял войну, кто не согнулся и не победил в тылу и на полях сражений. Повествуя о днях минувших, это произведение


Распутина целиком обращено в день сегодняшний. Оно завт сегодняшнего читателя жить честно и прямо. Служить родине самоотверженно , по закону того истинного благородства, которое в родстве со своим народом неотделнности от него и состоит. А нет первые же шаги неверные, даже малая твоя ошибка приведт неизбежно к полному поражению, трагедии, позору. Герои Распутина живут как будто бы только сами по себе, думают ограниченно, не касаясь проблем общечеловеческих, а в то же самое время они очень даже общечеловечны.


В Прощании с Матрой Распутин ещ больше раскрывает перед нами, читателями , эту общечеловечность своих героев. Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения спрашивает автор. Он снова очень просто, житейски и обобщнно ведт речь о человеке вообще. В новь и вновь писатель обобщается коренным вопросом жизни и смерти человека, истоком и целью его существования , его отношение с обществом и природой. Только теперь это почти сегодняшний день с его радостными и


нелгкими проблемами, и в центре внимания писателя уже не два и не три человека , а судьба целой деревни которой уготовано встать на перекрстке противоречивых созидательных забот века 19-го. Матра, остров на реке Ангоре должен уйти под воду. Ниже по Ангоре строят плотину для электростанции. Вода по реке и речкам поднимется и разольтся, затопит многие земли , в том числе и


Матру. Вся деревня должна выселится на правый берег Ангары. Вчитываясь в повесть Прощание с Матрой невольно оглядываешься на события четвертьвековой давности, когда проблема преобразования природы, самоголика земли для нужд человека впервые в весь рост стали перед народом, который только только залечил сияющие раны и боли войны. Когда народ собрался для нового дерзкого прыжка в будущее.


При решении задач более масштабных люди ведут себя осмотрительней. Сложность и хрупкость взаимосвязей человека, общества, природы стало очевидно. Охрана окружающей среды, равновесие в природе экологическое эхо это и многое другое поставлено во главу угла в повести Прощание с Матрой эта попытка взглянуть на созидательную деятельность человека с того берега, так сказать, берега которому суждено будет стать дном будущего моря.


Это не только допустимое но и закономерная попытка, необходимая для дальнейшего развития и жизни страны. В повести постоянно звучит голос старухи Дарьи и е подруг. Этот остров их жизнь прошлое, их земля , их верование , традиции, устой , могилы предков. Матра это земля вскормившая поколения селян и обухоженная ими, политая потом их , благодатная эта земля будущее новых поколений селян вдруг стала для духовно выхолощенных товарищей вроде


Жука безликой территории. Сами же матрцы стали граждане затопляемые. Вот и беседуют, размышляют за чаем старушки как оно там будет на другом берегу. Удобен ли берег тот будет для домов, погребов, плодородна ли будет земля . С болезнью следят за легко оторвавшемся от своего родного гнезда Андреем. В книгу Героя Социалистического Труда В. Г.


Распутина входит повесть Прощание с Матрой , Пожар , составившие волнующую диалогию о трагических судьбах сибирских крестьян, которые испытали в периоды застоя и гигантомании, ликвидации, неперспективных деревень испытывают до сих пор разрушительные последствия неразумного хозяйствования , хищнического отношения к природным богатствам и людям. Одним из самых ярких образов является невидимая фигура хозяина из повести Прощание с Матрой. Хозяин понимает, что прощание с миром деревни неизбежно.


Кому то надо начинать последнюю верность , с кого то надо начинать. Вс что живт на свете, имеет один смысл смысл службы. И всякая служба имеет конец. Прозе Распутина свойственна глубокое внутреннее напряжение при внешней отстраннности автора, что приближает е к языку библейских притч. Прощание с Матрой опубликовано в 1976 году в журнале наш современник, а затем вышло в однотомнике с


другими произведениями Распутина в издательстве Молодая гвардия. Повесть Пожар опубликованная журналом наш современник в 1989 году удостоено Государственной премии СССР. В мае 2000 года писателю была вручена премия Александра Солженицына за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни , вращнности с русской природой и речью , душевностью и целомудрие в воскрешение добрых начал.


Использованная литература 1. Строгая литература Б. Пайкин 2. Общность цели - Н. Машовец 3. Валентин Распутин Повести Молодая гвардия 1976г. 4. В. Распутин Пожар и Прощание с матрой. Советский писатель 1990г. 5. Н. Тендитник Очерк жизни и творчества В. Распутина. Москва


Голос 1999год



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Биологически мембраны
Реферат Нелокальная краевая задача для уравнения смешанного типа третьего порядка с кратными характеристиками
Реферат Планирование и организация рекламной кампании для продвижения молодежной одежды
Реферат Уховертки (Dermapetra)
Реферат О повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" и теме зла в современной литературе
Реферат Степ-аеробіка на уроках фізичної культури в школі
Реферат Экономика машиностроительного производства
Реферат Дослідження впливу факторів макросередовища на кон’юнктуру ринку
Реферат Мировые финансовые организации
Реферат Анализ причин появления калибровок при решении уравнений Максвелла
Реферат Этикет телефонных разговоров
Реферат Выплаты при увольнении
Реферат Проблемы ипотечного кредитования в России на современном этапе
Реферат Менеджерская подготовка учителя физической культуры в педвузе: реальность, проблемы, решение
Реферат Первые опыты использования солнечной энергии