1. Биография Анны Ахматовой 2. Судьба и поэзия 3. Заключение 4. Список использованной литературы Вы так вели по бездорожью Как в мрак падучая звезда. Вы были горечью и ложью А утешеньем - никогда. 1. Биография Анны Ахматовой А. А. Ахматова настоящая фамилия - Горенко родилась в семье морского инженера капитана 0-го ранга в
отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии но каждое лето проводила под Севастополем. Мои первые впечатления - царскосельские - писала она в позднейшей автобиографической заметке - зеленое сырое великолепие парков выгон куда меня водила няня ипподром где скакали маленькие пестрые лошадки старый вокзал и нечто другое что вошло впоследствии в
Царскосельскую оду . В 0000 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 0000 - 0000 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии в 0000 - 0000 гг на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. 00 апреля 0000 г. за Днепром в деревенской церкви она обвенчалась с Н. С.
Гумилевым с которым познакомилась в 0000 г. В 0000 г. он опубликовал ее стихотворение На руке его много блестящих колец в издававшемся им в Париже журнале Сириус . На стилистику ранних поэтических опытов Ахматовой оказало заметное влияние знакомство с прозой К. Гамсуна с поэзией В. Я. Брюсова и А. А. Блока. в
Слепневе ныне Градницы в котором жили А Ахматова и Н Гумилев с 0000 по 0000 г Свой медовый месяц Ахматова провела в Париже затем переехала в Петербург и с 0000 по 0000 г. жила в основном в Царском Селе. Училась на Высших историко- литературных курсах Н. П. Раева. 00 июня 0000 г. состоялся дебют Ахматовой на башне
Вяч. Иванова. По свидетельству современников Вячеслав очень сурово прослушал ее стихи одобрил только одно об остальных промолчал одно раскритиковал . Заключение мэтра было равнодушно-ироничным Какой густой романтизм В 0000 г. избрав литературным псевдонимом фамилию своей прабабки по материнской линии она начала печататься в петербургских журналах в том числе и в Аполлоне . С момента основания Цеха поэтов стала его секретарем и деятельным участником.
В 0000 г. вышел первый сборник Ахматовой Вечер с предисловием М. А. Кузмина. Милый радостный и горестный мир открывается взору молодого поэта но сгущенность психологических переживаний столь сильна что вызывает чувство приближающейся трагедии. В фрагментарных зарисовках усиленно оттеняются мелочи конкретные осколки нашей жизни рождающие ощущение острой эмоциональности. Эти стороны поэтического мировосприятия
Ахматовой были соотнесены критиками с тенденциями характерными для новой поэтической школы. В ее стихах увидели не только отвечающее духу времени преломление идеи Вечной женственности уже не связанной с символическими контекстами но и ту предельную истонченность . психологического рисунка которая стала возможна на излете символизма. Сквозь милые мелочи сквозь эстетическое любование радостями и печалями пробивалась творческая тоска
по несовершенному - черта которую С. М. Городецкий определил как акмеистический пессимизм тем самым еще раз подчеркнув принадлежность Ахматовой к определенной школе. Печаль которой дышали стихи Вечера казалась печалью мудрого и уже утомленного сердца и была пронизана смертельным ядом иронии по словам Г. И. Чулкова что давало основание возводить поэтическую родословную Ахматовой к И. Ф. Анненскому которого Гумилев назвал знаменем для искателей новых путей имея в виду
поэтов-акмеистов. Впоследствии Ахматова рассказывала каким откровением было для нее знакомство со стихами поэта открывшего ей новую гармонию . Линию своей поэтической преемственности Ахматова подтвердит стихотворением Учитель 0000 и собственным признанием Я веду свое начало от стихов Анненского. Его творчество на мой взгляд отмечено трагизмом искренностью и художественной целостностью . Четки 0000 следующая книга
Ахматовой продолжала лирический сюжет Вечера . Вокруг стихов обоих сборников объединенных узнаваемым образом героини создавался автобиографический ореол что позволяло видеть в них то лирический дневник то роман-лирику . По сравнению с первым сборником в Четках усиливается подробность разработки образов углубляется способность не только страдать и сострадать душам неживых вещей но и принять на себя тревогу мира .
Новый сборник показывал что развитие Ахматовой как поэта идет не по линии расширения тематики сила ее - в глубинном психологизме в постижении нюансов психологических мотивировок в чуткости к движениям души. Это качество ее поэзии с годами усиливалось. Будущий путь Ахматовой верно предугадал ее близкий друг Н. В. Недоброво. Ее призвание - в рассечении пластов - подчеркнул он в статье 0000 г. которую
Ахматова считала лучшей из написанного о ее творчестве. После Четок к Ахматовой приходит слава. Ее лирика оказалась близка не только влюбленным гимназисткам как иронично замечала Ахматова. Среди ее восторженных поклонников были поэты только входившие в литературу - М. И. Цветаева Б. Л. Пастернак. Более сдержано Но все же одобрительно отнеслись к Ахматовой А. А. Блок и В. Я. Брюсов. В эти годы Ахматова становится излюбленной моделью для многих художников
и адресатом многочисленных стихотворных посвящений. Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма. В годы первой мировой войны Ахматова не присоединила свой голос к голосам поэтов разделявших официальный патриотический пафос однако она с болью отозвалась на трагедии военного времени Июль 0000 Молитва и др Сборник Белая стая вышедший в сентябре 0000 г. не имел столь шумного успеха как
предыдущие книги. Но новые интонации скорбной торжественности молитвенностн сверхличное начало разрушали привычный стереотип ахматовской поэзии сложившийся у читателя ее ранних стихов. Эти изменения уловил О. Э. Мандельштам заметив Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой и в настоящее время ее поэзия близится к тому чтобы стать одним из символов величия России . После Октябрьской революции Ахматова не покинула
Родину оставшись в своем краю глухом и грешном . В стихотворениях этих лет сборники Подорожник и Anno Domini MCMXXI оба - 0000 года скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира мотивы великой земной любви окрашиваются настроениями мистического ожидания жениха а понимание творчества как божественной благодати одухотворяет размышления о поэтическом слове и призвании поэта и переводит их в вечный план. В 0000 г. М. С.
Шагинян писала отмечая глубинное свойство дарования поэта Ахматова с годами все больше умеет быть потрясающе-народной без всяких quasi без фальши с суровой простотой и с бесценной скупостью речи . С 0000 г. Ахматову перестают печатать. В 0000 г. должно было выйти двухтомное собрание ее стихотворений однако издание не состоялось несмотря на продолжительные и настойчивые хлопоты. Только в 0000 г. увидел свет небольшой сборник
Из шести книг а два следующих - в 0000-е годы Стихотворения 0000 Бег времени 0000 . Начиная с середины 0000-х годов Ахматова много занимается архитектурой старого Петербурга изучением жизни и творчества А. С. Пушкина что отвечало ее художественным устремлениям к классической ясности и гармоничности поэтического стиля а также было связано с осмыслением проблемы поэт и власть .
В Ахматовой несмотря на жестокость времени неистребимо жил дух высокой классики определяя и ее творческую манеру и стиль жизненного поведения. В трагические 0000 - 0000-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников пережив арест сына мужа гибель друзей свое отлучение от литературы партийным постановлением 0000 г. Самим временем ей было дано нравственное право сказать вместе со стомилльонным народом
Мы ни единого удара не отклонили от себя . Произведения Ахматовой этого периода - поэма Реквием 0000? в СССР опубликована в 0000 г. стихи написанные во время Великой Отечественной войны свидетельствовали о способности поэта не отделять переживание личной трагедии от понимания катастрофичности самой истории. Б. М. Эйхенбаум важнейшей стороной поэтического мировосприятия
Ахматовой считал ощущение своей личной жизни как жизни национальной народной в которой все значительно и общезначимо . Отсюда - замечал критик - выход в историю в жизнь народа отсюда - особого рода мужество связанное с ощущением избранничества миссии великого важного дела Жестокий дисгармонический мир врывается в поэзию Ахматовой и диктует новые темы и новую поэтику память истории и память культуры судьба поколения рассмотренная в исторической ретроспективе
Скрещиваются разновременные повествовательные планы чужое слово уходит в глубины подтекста история преломляется сквозь вечные образы мировой культуры библейские и евангельские мотивы. Многозначительная недосказанность становится одним из художественных принципов позднего творчества Ахматовой. На нем строилась поэтика итогового произведения - Поэмы без героя 0000 - 00 которой Ахматова прощалась с
Петербургом 0000-х годов и с той эпохой которая сделала ее Поэтом. Творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX в. получило мировое признание. В 0000 г. она стала лауреатом международной премии Этна-Таормина в 0000 г обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета. 0 марта 0000 г. Ахматова окончила свои дни на земле.
00 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах ее был погребен на кладбище в поселке Комарове под Ленинградом. 0. Судьба и поэзия В годы Великой Отечественной войны Великая Отечественная война советского народа явилась новым этапом и в развитии советской литературы. На протяжении этих двух десятилетий в советскую литературу постепенно входили наряду с новыми именами различные художники старшего поколения.
К числу их принадлежала и Анна Ахматова. Дизнь и творчество А.Ахматовой неразделимы поэтому далее в своей работе я буду рассматривать эти понятия как единое - целое. Война застала Ахматову в Ленинграде. Судьба ее в это время по-прежнему складывалась тяжело-вторично арестованный сын находился в заключения хлопоты по его освобождению ни к чему не приводили. Известная надежда на облегчение жизни возникла перед 0000 годом когда ей было разрешено собрать и издать
книгу избранных произведений. Но Ахматова естественно не могла включить в нее ни одного из стихотворений впрямую касавшихся тягостных событий тех лет. Между тем творческий подъем продолжал быть очень высоким и по словам Ахматовой стихи шли сплошным потоком наступая на пятки друг другу торопясь и задыхаясь . Появлялись и первоначально существовали неоформленно отрывки названные Ахматовой странными в которых возникали отдельные черты и фрагменты прошедшей эпохи-вплоть до 0000 года
но иногда память стиха уходила еще дальше-в Россию Достоевского и Некрасова. 0000 год был в этом отношении особенно интенсивен и необычен. Фрагменты прошедших эпох обрывки воспоминаний лица давно умерших людей настойчиво стучались в сознание перемешиваясь с более поздними впечатлениями и странно перекликаясь с трагическими событиями 00-х годов. В годы войны наряду с публицистическими стихами Клятва
Мужество и др. Ахматова пишет и несколько произведений более крупного плана в которых она осмысливает всю прошедшую историческую громаду революционного времени вновь возвращается памятью к эпохе 0000 года заново пересматривает ее судит многое-прежде дорогое и близкое-решительно отбрасывает ищет истоков и следствий. Это не уход в историю а приближение истории к трудному и тяжкому дню войны своеобразное свойственное тогда не ей одной историко-философское осмысление развернувшейся на ее глазах грандиозной войны.
В годы войны читатели знали в основном Клятву и Мужество -они в свое время печатались в газетах и обратили на себя общее внимание как некий редкий пример газетной публицистики у такого камерного поэта каким была в восприятии большинства А. Ахматова предвоенных лет. Но помимо этих действительно прекрасных публицистических произведений полных патриотического воодушевления и энергии она написала немало других уже не публицистических но тоже во многом новых для нее вещей таких
как стихотворный цикл Луна в зените 0000-0000 . На Смоленском кладбище 0000 Три осени 0000 Где на четырех высоких лапах 0000 Предыстория 0000 и в особенности фрагменты из Поэмы без героя начатой еще в 0000 году но в основном все же озвученной годами войны. Военная лирика А. Ахматовой требует глубокого осмысления потому что помимо своей несомненной эстетической и человеческой ценности она представляет интерес и как немаловажная
деталь тогдашней литературной жизни исканий и находок той поры. Критика писала что интимно-личная тема в военные годы уступила место патриотической взволнованности и тревоге за судьбу человечества. Правда если придерживаться большей точности то следовало бы сказать что расширение внутренних горизонтов в поэзии Ахматовой началось у нее как мы только что видели на примере Реквиема и многих произведений 00-х годов значительно раньше годов войны.
Но в общем плане это наблюдение верно и надо заметить что изменение творческого тонуса а отчасти даже и метода было свойственно в годы войны не только А. Ахматовой но и другим художникам сходной и несходной с нею судьбы которые будучи прежде далекими от гражданского слова и непривычными к мышлению широкими историческими категориями тоже переменились и внутренне и по стиху. Конечно все эти перемены какими бы неожиданными они ни казались не были столь
уж внезапны. В каждом случае можно найти длительное предварительное накопление новых качеств война лишь убыстрила этот сложный противоречивый и медлительный процесс сведя ею до степени мгновенной патриотической реакции. Мы уже видели что в творчестве Ахматовой временем такого накопления были последние предвоенные годы в особенности 0000-0000 когда диапазон ее лирики тоже неожиданно для многих расширился до возможности освоения политико-публицистических областей цикл стихов
В сороковом году и др. Это обращение к политической лирике а также к произведениям гражданско-философского смысла Путем всея земли Реквием Черепки и др. в самый канун Великой Отечественной войны оказалось чрезвычайно важным для ее дальнейшего поэтического развития. Вот этот-то гражданский и эстетический опыт и осознанная цель поставить свой стих на службу трудному дню народа и помогли Ахматовой встретить войну стихом воинственным и воинствующим.
Ахматова застала блокаду она видела первые жестокие удары нанесенные столько раз воспетому ею городу. Уже в июле появляется знаменитая Клятва И та что сегодня прощается с милым - Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся клянемся могилам Что нас покориться никто не заставит! Муза Ленинграда надела в те тяжелые дни военную форму. Надо думать что и Ахматовой она являлась тогда в суровом мужественном обличье.
Но в отличие от годов первой мировой войны когда мы помним Ахматова переживала чувство безысходной всезатмевающей скорби не знавшей выхода и просвета сейчас в ее голосе- твердость и мужество спокойствие и уверенность Вражье знамя растает как дым . П. Лукницкий верно почувствовал что причина этого мужества и спокойствия-в ощущении единства с жизнью народа в сознании того что она сейчас душой вместе со всеми .
Здесь-водораздел который пролегает между ранней Ахматовой периода первой мировой войны и автором Клятвы и Мужества . Она не хотела уезжать из Ленинграда и будучи эвакуированной и живя затем в течение трех лет в Ташкенте не переставала думать и писать о покинутом городе. Зная о муках блокадного Ленинграда лишь из рассказов писем и газет поэтесса чувствовала себя однако обязанной оплакать великие жертвы любимого города.
Некоторые ее произведения этого времени по своему высокому трагизму перекликаются со стихотворениями Ольги Берггольц и других ленинградцев остававшихся в кольце блокады. Слово плакальщица которым затем так часто и напрасно упрекали Берггольц впервые появилось применительно к Ленинграду именно у Ахматовой. Этому слову она придавала разумеется высокое поэтическое значение.
Ее стихотворные реквиемы включали в себя слова ярости гнева и вызова А вы мои друзья последнего призыва! Чтоб вас оплакивать мне жизнь сохранена. Над вашей памятью не стыть плакучей ивой А крикнуть на весь мир все ваши имена! Да что там имена! Ведь все равно - вы с нами Все на колени все! Багряный хлынул свет! И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами -
Живые с мертвыми для славы мертвых нет. А вы мои друзья последнего призыва Конечно у Ахматовой нет прямых описаний войны- она ее не видела. В этом отношении при всех моментах удивительных подчас совпадений интонационных и образных которые иногда обнаруживаются между стихами написанными в кольце и на Большой земле их разумеется все же нельзя ставить вплотную друг к другу.
Стихи О. Берггольц Н. Тихонова В. Шефнера В. Саянова Вс. Рождественского и других поэтов находившихся в кольце блокады активно участвовали в ратном и трудовом подвиге ленинградцев они кроме того были насыщены такими деталями и штрихами жизни которых не могло быть у людей находившихся далеко. Но произведения Ахматовой в данном случае дороги тем что они вьзражали чувства сострадания любви и скорби шедшие тогда к Ленинграду со всех концов страны.
В ее поэтических посланиях наряду с патетикой пронизанной горечью и тоской было много простой человеческой ласки. Таковы например ее стихи ленинградским детям в которых много материнских невыплаканных слез и сострадательной нежности. Характерно что в ее военной лирике главенствует широкое и счастливое мы . Мы сохраним тебя русская речь мужество нас не покинет нам родина пристанище дала -таких строк свидетельствующих о новизне мировосприятия Ахматовой и о торжестве народного начала у нее немало.
Многочисленные кровеносные нити родства со страной прежде громко заявлявшие о себе лишь в отдельные переломные моменты биографии Мне голос был. Он звал утешно 0000 Петроград 0000 Тот город мне знакомый с детства 0000 Реквигм 0000-0000 сделались навсегда главными наиболее дорогими определяющими и жизнь и звучание стиха. Родиной оказались не только Петербург не только Царское
Село но и вся огромная страна раскинувшаяся на беспредельных и спасительных азиатских просторах. Он прочен мой азийскяй дом - писала она в одном из стихотворений вспоминая что ведь и по крови бабушка-татарка она связана с Азией и потому имеет право не меньшее чем Блок говорить с Западом как бы и от ее имени Мы знаем что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь Не горько остаться без крова - И мы сохраним тебя русская речь Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем И внукам дадим и от плена спасем Навеки! Мужество С этой точки зрения цикл Луна в зените 0000- 0000 отражающий жизнь в эвакуации представляется не менее важным чем стихи посвященные
непосредственно военной теме. По существу это небольшая поэма построенная по принципу блоковских поэтических циклов. Отдельные стихотворения составляющие произведение не связаны между собой никакой внешней сюжетной связью они объединены общностью настроения и целостностью единой лирико-философской мысли. Луна в зените -одно из наиболее живописных произведений Ахматовой. От прежних особенностей поэтики здесь ощутимо сохранена музыкальность подтекстовость композиции
держащейся на чередовании мотивов и образов возникающих за внешними рамками стихотворения. Полусказочная таинственная Азия ее ночной мрак горький дым ее очагов ее пестрые сказки-вот начальный мотив этого цикла разом переносящего .нас от военных тревог в мир восточного покоя . Конечно покой этот иллюзорен. Едва возникнув в воображении читателя он тут же внутри себя перебивается светоносным видением Ленинграда -его оберегающий свет добытый ценою крови преодолев пространство вошел
в далекую азийскую ночь напомнив о дарованной ценой блокады безопасности. Двуединый мотив Ленинград-Азия рождает третий наиболее сильный и торжествующий -мелодию всенародного единства Кто мне посмеет сказать что здесь Я на чужбине Луна в зените Все те же хоры звезд и вод Все так же своды неба черны Все так же ветер носит зерна И ту же песню мать поет.
Он прочен мой азийский дом И беспокоиться не надо Еще приду. Цвети ограда Будь полон чистый водоем. Луна в зените А в центре цикла как его живое пульсирующее сердце бьется разрастается и расходится кругами главный мотив - мотив великой надежды Третью весну встречаю вдали От Ленинграда. Третью? И кажется мне она Будет последней
Луна в зените Расширившийся диапазон лирики во многом иное видение мира непривычно раскинувшегося и во времени и в пространстве пора высокого гражданского опыта принесенного войной - все это не могло не внести в ее творчество новых замыслов и поисков соответствующих художественных форм. Годы войны в творчестве Анны Ахматовой ознаменованы тяготением к эпосу. Это обстоятельство говорит о многом. Ведь первые попытки создания произведений эпического облика она
предприняла еще в свой акмеистический период-в 0000 году. То были уже упоминавшиеся Эпические мотивы и в известной степени поэма У самого моря . Конечно применительно к этим двум произведениям самый термин эпичность надо относить почти метафорически во всяком случае чрезвычайно условно -Ахматова выступает в них преимущественно как лирик.
Но если говорить о поэме У самого моря то все же сама протяженность темы простирающейся в даль человеческой судьбы и даже само звучание этой поэмы воспроизводящей мелодику эпической песни -все невольно намекало о родственности ее произведениям именно эпического склада. Что касается Эпических мотивов то не вкладывая в это название классификационного смысла Анна Ахматова имела в виду главным образом широту повествовательной интонации какую она избрала для
этих больших стихотворных фрагментов вбирающих в себя многообразные подробности прекрасно-разноликой жизни. Но между этими двумя произведениями намекающими на потенциальные возможности Ахматовой и некоторыми ее произведениями военных лет большая принципиальная разница. Несравненно большее сходство можно усмотреть между ними и Реквиемом . В Реквиеме мы уже чувствуем неуклонно расширяющуюся а временами и прямо выходящую наружу
эпическую основу. Лирический голос Ахматовой в этом произведении оказался родственным большому и незнакомому для нее кругу людей страдания которых она выпевает и поэтически усиливает как собственные. Если же вспомнить и некоторые другие уже упоминавшиеся произведения Ахматовой предвоенных лет можно сказать что первый реальный выход к широким темам и проблемам эпохи осуществился у нее именно в конце 00-х годов. Однако подлинно новое понимание своего времени и серьезные
изменения в содержании стиха возникли у поэта в годы Великой Отечественной войны. Ахматовский памятливый стих часто уводит к истокам современной эпохи которая в горящий военный день столь блистательно выдерживала суровый экзамен на прочность и зрелость. Первым признаком начавшихся поисков было по-видимому стихотворение На Смоленском кладбище . Написанное в 0000 году оно могло показаться не имеющим отношения к гремевшей
тогда войне. Однако это не так подобно многим другим художникам военных лет Ахматова не столько уходит в прошлое сколько стремится приблизить его к сегодняшнему дню чтобы установить общественно-временные причины и следствия. Все писавшие об Ахматовой в том числе Л. Озеров К. Чуковский А. Твардовский и другие отмечали столь необычный для ее прежнего творчества историзм-историзм и повествования и поэтического мышления.
У ранней Ахматовой -справедливо писал Л. Озеров -мы почти не встретим произведений в которых было бы описано и обобщено время были б выделены его характерные черты. В позднейших же циклах историзм определяется как способ познания мира и бытия человека способ диктующий и особую манеру письма . Л. Озеров и К. Чуковский видят первые серьезные победы историзма у А. Ахматовой в ее Предыстории . Относительно точности этой даты можно конечно спорить в особенности
если вспомнить ее стихи 0000-0000 годов но несомненно что первые очевидные достижения в области исторического осмысления действительности относятся к годам Великой Отечественной войны. Ведь она тогда не только пишет несколько значительных стихотворений соответствующего плана но и продолжает работу начатую еще в 0000 году над Поэмой без героя в которой лирически окрашенный историзм стал характернейшей приметой всего повествования.
Недаром сказано в одном из ее стихотворений тех лет Словно вся прапамять в сознание Раскаленной лавой текла Словно я свои же рыдания Из чужих ладоней пила. Это рысьи глаза твои Азия Среди многих и разных стихов написанных ею в годы войны то лирически нежных то проникнутых бессонницей и мраком есть такие что являются как бы спутниками создававшейся одновременно с ними
Поэмы без героя . В них Ахматова уходит по дорогам памяти-в молодость в 0000 год вспоминает взвешивает судит сравнивает. Большое понятие Времени властно входит в ее лирику и окрашивает ее в своеобразные тона. Она никогда не воскрешала эпоху просто так-ради реконструкции хотя удивительная память на детали на подробности на самый воздух прошедшего времени и быта позволила бы ей создать пластичную и густую бытопись. Но вот стихотворение На Смоленском кладбище
А все кого я на земле застала Вы века прошлого дряхлеющий посев! Вот здесь кончалось все обеды у Донона Интриги и чины балет текущий счет На ветхом цоколе - дворянская корона И ржавый ангелок сухие слезы льет. Восток еще лежал непознанным пространством И громыхал вдали как грозный вражий стан А с Запада несло викторианским чванством Летели конфетти и подвывал канкан
Трудно представить себе в прежнем творчестве Ахматовой не только своеобразную образность этого стихотворения но и его интонацию. Отстраненная от прошлого ироничная и сухая эта интонация более всего может быть говорит о разительных переменах происшедших в мироощущении поэтессы. В сущности в этом маленьком стихотворении она как бы итожит прошедшую эпоху. Здесь главное-ощущение великого водораздела пролегшего между двумя веками прошлым и нынешним полной
и окончательной исчерпанности этого прошлого невоскресимого канувшего в могильную пропасть навсегда и бесповоротно. Ахматова видит себя стоящей на этом берегу на берегу жизни а не смерти. Одной из излюбленных и постоянных философских идей неизменно возникавших у нее когда она касалась прошлого является идея необратимости Времени. В стихотворении На Смоленском кладбище речь идет об эфемерности мнимого человеческого существования ограниченного пустой
быстротекущей минутой. Обеды у Донона интриги и чины балет текущий счет - в одной этой фразе схвачены и содержание и суть мнимой а не подлинной человеческой жизни. Эта жизнь утверждает Ахматова по своей сути пустая и ничтожная равна смерти. Сухие слезы из глаз всеми забытого ржавого ангелочка - вот итог подобного существования и награда за него. Подлинное Время-синонимичное Жизни-появляется у нее как правило тогда когда в стих входит ощущение
истории страны истории народа. В стихах ташкентского периода неоднократно возникали сменяясь и наплывая друг на друга то российские то среднеазиатские пейзажи проникнутые ощущением бездонности уходящей вглубь национальной жизни ее непоколебимости прочности вечности. В стихотворении Под Коломной Гуляют маки в красных шайках поднимается ввысь осевшая в землю старинная звонкая колокольня и древний запах мяты простирается над душным летним полем раскинувшимся по-русски
привольно и широко Все бревенчато дощато гнуто Полноценно цедится минута На часах песочных В годы войны угрожавшие самому существованию государства и народа не только у Ахматовой но и у многих других поэтов рождалось неотступное стремление вглядеться в вечный и прекрасный лик Родины. Симоновский широко известный и любимый в те годы мотив трех березок от которых берет свое начало великое понятие Родина звучал в той или иной форме у всех художников страны.
Очень часто этот мотив озвучивался исторически он рождался из обострившегося тогда ощущения преемственности времен непрерываемости поколений и столетий. Фашизм вознамеревался остановив часы истории самонадеянно повернуть их стрелки в обратную сторону-в пещерное логово зверя в темный и кровавый быт древних германцев властителей опустошенных пространств. Советские художники обращаясь к прошлому видели в нем истоки необратимого движения человечества к прогрессу к совершенствованию к цивилизации.
В годы Великой Отечественной войны много писалось исторических романов и повестей пьес и стихов. Художники как правило обращались к великим историческим периодам связанным с освободительными войнами с деятельностью крупных исторических лиц. История неоднократно возникала и в агитационной публицистике-у А. Толстого К. Федина Л. Леонова В поэзии непревзойденным мастером исторической живописной лирики был Дмитрий Кедрин. Своеобразие Ахматовой заключалось в том что она умела поэтически передать само присутствие
живого духа времени истории в сегодняшней жизни людей. В этом отношении например ее стихотворение Под Коломной неожиданно но органично перекликается с начальными поэмами Вл. Луговского из Середины века в особенности со Сказкой о дедовой шубе . Ведь Вл. Луговской в этой сказке как и Ахматова тоже стремится передать самый дух России самую музыку ее извечного пейзажа.
В Сказке о дедовой шубе он уходит к самым истокам национального бытия к тому пейзажно-историческому лону которое еще не называлось возможно именем Руси но из которого Русь родилась вышла и начала быть. Оправдывая свой замысел детской атавистической интуицией он с большой выразительной силой развертывает полулегендарные картины древней пра-Родины. Ахматова не уходит в сказку в предание в легенду но ей постоянно свойственно стремление запечатлеть
устойчивое прочное и непреходящее в пейзаже в истории в национальности. Потому-то и пишет она что Солнца древнего из сизой тучи Пристален и нежен долгий взгляд. Под Коломной А в другом стихотворении произносит и совсем странные по первому впечатлению слова Я не была здесь лет семьсот Но ничего не изменилось Все так же льется божья милость
С непререкаемых высот Все те же хоры звезд и вод Все так же своды неба черны И так же ветер носит зерна И ту же песню мать поет Я не была здесь лет семьсот Вообще тема памяти - одна из главнейших в ее лирике военных лет И в памяти словно в узорной укладке Седая улыбка всезнающих уст Могильной чалмы благородные складки И царственный карлик - гранатовый куст.
И в памяти словно в узорной укладке И в памяти черной пошарив найдешь Три стихотворения И помнит Рогачевское шоссе Разбойный посвист молодого Блока Три стихотворения Кстати Блок с его патриотическими концепциями выраженными в Скифах оказался в годы войны воскрешенным именно у Ахматовой. Блоковская тема спасительных азийских просторов и могучего русского скифства уходящего своими
корнями в тысячелетнюю земную твердь прозвучала у нее сильно и выразительно. Она кроме того внесла в нее еще и личное отношение к не сколько расширительной у Блока Азии-России потому что волею войны будучи заброшенной в далекий Ташкент она узнала этот край изнутри-не только символически но и с его пейзажно-бытовой стороны. Если у Блока Скифы инструментированы в тонах высокого ораторского красноречия не предполагающего сколько-
нибудь приземленных а тем более бытовых реалий то Ахматова идя вслед за Блоком в его главной поэтической мысли всегда конкретна вещна и предметна. Азия конкретнее-Средняя Азия на время сделалась по необходимости ее домом и она по этой причине внесла в свои стихи то чего не было у автора Скифов -домашнее ощущение этой великой цветущей земли сделавшейся прибежищем и заслоном в самую тяжкую годину тяжелейшего национального испытания.
В ее строчках возникают и мангалочий дворик и цветущие персики и дым фиалок и торжественно прекрасные библейские нарциссы Третью весну встречаю вдали От Ленинграда. Третью? И кажется мне она Будет последней. Но не забуду я никогда До часа смерти Как был отраден мне звук воды В тени древесной Персик зацвел а фиалок дым Все благовонней.
Кто мне посмеет сказать что здесь Я на чужбине Третью весну встречаю вдали Земля древнейшей культуры Средняя Азия неоднократно вызывала в ее сознании образы легендарных восточных мыслителей любовников и пророков. В ее творчество периода эвакуации впервые широко вошла философская лирика. Думается что ее возникновение связано именно с ощущением близости великой философской и поэтической культуры пронизывающей и землю и воздух этого своеобразного края.
Крупнозвездное небо Азии шепот ее арыков чернокосые матери с младенцами на руках огромная серебряная луна так не похожая на петербургскую прозрачные и с трепетной заботливостью оберегаемые водоемы от которых зависят жизнь и благоденствие людей животных и растений -все внушало мысль о вечности и нетленности человеческого бытия и мысли Наше священное ремесло Существует тысячи лет С ним и без света миру светло.
Но еще ни один не сказал поэт Что мудрости нет и старости нет А может и смерти нет. Наше священное ремесло Эти строчки могли родиться только под азиатским небом. Излюбленная ахматовская мысль составившая средоточие ее позднейшей философской лирики мысль о бессмертии неистребимой человеческой жизни впервые возникла и упрочилась у нее именно в годы войны когда самим основам разумного человеческого существования грозило уничтожение.
Характерной особенностью лирики Ахматовой военных лет является удивительное по своей неожиданной естественности совмещение в ней двух поэтических масштабов это с одной стороны обостренная внимательность к мельчайшим проявлениям повседневно окружающей поэта жизни красочные мелочи выразительные детали штрихи звучащие подробности а с другой-огромное небо над головой и древняя земля под ногами ощущение вечности шелестящей своим дыханием у самых щек и глаз. Ахматова в своих ташкентских стихах необыкновенно красочна и музыкальна.
Из перламутра и агата Из задымленного стекла Так неожиданно покато И так торжественно плыла - Как будто Лунная соната Нам сразу путь пересекла. Явление луны Однако наряду с произведениями навеянными непосредственно Азией ее красотой и торжественной величественностью философичностью ее ночей и знойным блистанием жгучих полдней рядом с этим очарованием жизни рождавшим в ее лирике неожиданное чувство полноты бытия все время
продолжалась не давала покоя и неустанно двигалась вперед работа взыскующей поэтической памяти. Суровый и кровавый военный день уносивший тысячи молодых жизней неотступно стоял перед ее глазами и сознанием. Великая торжественная тишь безопасной Азии была обеспечена неизбывной мукой сражающегося народа только себялюбец мог забыть о не перестававшей греметь смертоубийственной войне. Незыблемость вечных основ жизни живительным и прочным ферментом входившая в ахматовский стих не могла
упрочить и сохранить уникальное в своем единичном существовании человеческое сердце но к нему-то прежде всего и должна быть обращена поэзия. Впоследствии через много лет после войны Ахматова скажет Наш век на земле быстротечен И тесен назначенный круг А он неизменен и вечен - Поэта неведомый друг. Читатель Люди воюющие современники-вот что должно быть главной заботой поэта.
Это ощущение долга и ответственности перед неведомым другом-читателем перед народом может выражаться по-разному мы знаем в годы войны боевую агитационную публицистику поднимавшую бойцов в атаку знаем Землянку Алексея Суркова и Убей его! Константина Симонова. Сотни тысяч ленинградцев не переживших первой блокадной зимы унесли с собой в могилы неповторимый сестринский голос Ольги Берггольц Искусство в том числе и поэзия
Великой Отечественной войны было многообразным. Ахматова внесла в этот поэтический поток свою особую лирическую струю. Ее омытые слезами стихотворные реквиемы посвященные Ленинграду были одним из выражений всенародного сострадания шедшего к ленинградцам через огненное кольцо блокады на протяжении бесконечных осадных лет ее философические раздумья о многослойной культурной тверди покоящейся под ногами воюющего народа объективно выражали общую уверенность в неуничтожимости и неистребимости
жизни культуры национальности на которые столь самонадеянно замахнулись новоявленные западные гунны. И наконец еще одна и может быть наиважнейшая сторона ахматовского творчества тех лет-это попытки синтетического осмысления всей прошедшей панорамы времени попытки отыскать и показать истоки великих блистательных побед советского народа в его битве с фашизмом. Фрагментарно но настойчиво Ахматова воскрешает отдельные страницы прошлого пытаясь найти в них не просто характерные подробности
сохраненные памятью и документами но главные нервные узлы предшествующего исторического опыта его отправные станции на которых и она сама когда-то бывала не догадываясь о предуготовленных ей далеких исторических маршрутах. Все годы войны хотя и с большими подчас перерывами шла у нее работа над Поэмой без героя являющейся по сути дела Поэмой Памяти. Многие стихи того времени внутренне сопутствовали поэме незримо подталкивали ее обтачивали и формировали
ее обширный и не сразу прояснившийся замысел. Упоминавшееся уже стихотворение На Смоленском кладбище например заключало в себе безусловно одну из главнейших мелодий Поэмы без героя мелодию обратного пересчета времени переоценки ценностей разоблачения мишурности внешне респектабельного и благополучного существования. Его общий саркастический презрительный тон тоже заметно перекликается с некоторыми вдохновенно злыми почти сатирическими страницами поэмы.
Историзм мышления не мог не сказаться и на некоторых новых особенностях лирического повествования появившихся у Ахматовой в годы войны. Наряду с произведениями где ее лирическая субъективно-ассоциативная манера остается прежней у нее появляются стихи необычного повествовательного облика как бы прозаические по своему колориту и по характеру вкрапленных в них реалистических примет бытовой стороны эпохи. В особенности это относится к Предыстории . Она как бы завершила собой тот цикл развития что был обозначен
и начат стихотворением На Смоленском кладбище . Предыстория имеет знаменательный эпиграф Я теперь живу не там -из пушкинского Домика в Коломне . Ахматова таким образом окончательно и резко отделяет себя от предшествующей эпохи - не столько конечно биографически сколько психологически. Это-00-е годы XIX века. Они воссоздаются поэтессой с помощью тех общеисторических и общекультурных источников что
прочно связаны в нашем представлении с эпохой Достоевского и молодого Чехова победительными замашками российского капитализма и с последними гигантскими фигурами русской культуры главным образом с Толстым. Ахматова вспоминает в Предыстории также Некрасова и Салтыкова И визави меня живут - Некрасов И Салтыков Обоим по доске Мемориальной. О как было б страшно
Им видеть эти доски Предыстория Л. Толстой возникает в Предыстории как автор Анны Карениной . Это не случайно эпоха 00-00-х годов-каренинская эпоха. Но вглядимся внимательнее в само стихотворение Россия Достоевского. Луна Почти на четверть скрыта колокольней. Торгуют кабаки летят пролетки Пятиэтажные растут громады
В Гороховой у Знаменья под Смольным. Везде танцклассы вывески менял А рядом Henriette Basil Andrй И пышные гроба Шумилов-старший Предыстория Как видим это не тот традиционный для Ахматовой и Блока оснеженный Петербург а нечто совершенно иное. Взгляд автора на эпоху запечатленную в облике города жёсток и точен.
Как и в стихотворении На Смоленском кладбище здесь отчетливо звучит сатирическая нота однако без какого-либо внешне сатирического смещения пропорций все реально точно почти документально а по своей образной системе-почти прозаично. По виду- это страничка прозы отрывок из романа обрисовывающий обычную для романного действия фабульную экспозицию. Упоминание имени Достоевского Гороховой улицы и колокольни живо вызывает в памяти привычный уголок
Петербурга Достоевского - Сенную площадь неподалеку от которой близ Садовой жил студент решившийся на убийство старухи-процентщицы. Содержательная сжатость этого небольшого куска вообще поразительна. Дух Достоевского мятущийся над призрачным Петербургом придает всей нарисованной картине некий обобщенно-символический смысл укладывающийся в привычную литературную традицию но растущие пятиэтажные громады
вывески менял танцклассы и как венец всему пышные гроба Шумилов-старший -все это материально-пошлое естество чьей-то чуждой и враждебной Городу сытно-животной жизни. Как ново и необычно такое изображение для творчества Анны Ахматовой! Шуршанье юбок клетчатые пледы Ореховые рамы у зеркал Каренинской красою изумленных Ив коридорах узких те обои
Которыми мы любовались в детстве И тот же плющ на креслах Все разночинно наспех как-нибудь Отцы и деды непонятны. Земли Заложены. И в Бадене - рулетка Предыстория Корней Чуковский отчасти свидетель и очевидец конца той эпохи по поводу этого стихотворения говорит Я застал конец этой эпохи и могу засвидетельствовать что самый ее колорит самый запах переданы в
Предыстории с величайшей точностью. Мне хорошо памятна эта бутафория семидесятых годов. Плюш на креслах был едко-зеленого цвета или- хуже малинового. И каждое кресло окаймлялось густой бахромой словно специально созданной для собирания пыли. И такая же бахрома на портьерах. Зеркала действительно были тогда в коричневых ореховых рамах испещренных витиеватой резьбой с изображением роз или бабочек.
Шуршанье юбок которое так часто поминается в романах и повестях того времени прекратилось лишь в двадцатом столетии а тогда в соответствии с модой было устойчивым признаком всех светских и полусветских гостиных. Чтобы нам стало окончательно ясно какова была точная дата всех этих разрозненных образов Ахматова упоминает об Анне Карениной вся трагическая жизнь которой крепко спаяна со второй половиной семидесятых годов. Комментариями к этим стихам -продолжал
К. Чуковский -можно было бы заполнить десятки страниц указав например на их тесную связь с романом Достоевского Подросток написанным в 0000 году с сатирами Щедрина и Некрасова относящимися к той же эпохе . Но может быть еще более необычной для Ахматовой чем упоминание об ореховых рамах и шуршанье юбок является строфа заключающая стихотворение и дающая как бы ключ ко всей нарисованной ею картине эпохи
Страну знобит а омский каторжанин Все понял и на всем поставил крест. Вот он сейчас перемешает все И сам над первозданным беспорядком Как некий дух взнесется. Полночь бьет. Перо скрипит и многие страницы Семеновским припахивают плацем. Так вот когда мы вздумали родиться И безошибочно отмерив время Чтоб ничего не пропустить из зрелищ
Невиданных простились с небытьем. Предыстория И это тоже-точно 00-е годы как полночь и узкая полоска далекой зари еще не видна современникам. Воспоминание о Достоевском Семеновский плац Все уже подготовлено Но каренинская эпоха - эпоха безвременья Так по крайней мере кажется живущему в ней поколению. Разоряется дворянство растет как на дрожжах российский капитализм язычки бунтарства вырываются из омертвевшей
почвы и тут же гаснут Строгий лик Салтыкова встает из темной самодержавной ночи звучат последние прощальные песни Некрасова. Так вот когда мы вздумали родиться -неожиданно замечает Ахматова. Она смотрит на эпоху 00-х годов как на предысторию ведь так и названо ее стихотворение! Собственная жизнь ее далекий детский исток напоминающий о роскошных зеркалах драме Карениной о Салтыкове Некрасове и многих других крупных и разных приметах исчезнувшего полудетского
мира -все это лаконичная но экспрессивно сыгранная увертюра к началу подлинного действия имя которому-XX век. Ощущение конкретного почти телесного и плотского течения Времени-вообще характерная особенность художественного мировоззрения поздней Ахматовой. Она стала пристрастна к числам наименованиям эпох веков столетий. Все существующее или существовавшее на земле отныне представляется ей помещенным в тот или иной определенный
отрезок времени. Она не признает ничего что претендует самонадеянно находиться вне времени и пространства. Оттого так часты у нее конкретные обозначения времен-годов чисел минут Коломбина десятых годов Красавица тринадцатого года Маяковский в 0000 году цикл стихов В сороковом году и т. д. Эпохи по мысли Ахматовой вместе с жившими в них людьми так же рождаются дряхлеют и умирают как и люди
как созданные ими исторические события. Пушкинская фраза Я теперь живу не там из Домика в Коломне стала для ее исторической живописи образным камертоном по которому она настраивала последние стихи. В ее собственной жизни прошло как несколько эпох одновременно и каждое временное напластование она ощущала и осмысливала исторически конкретно в совокупности точно запомнившихся вещных деталей и интимных фактов внутренней духовной жизни.
А в Старой Руссе пышные канавы И в садиках подгнившие беседки И стекла окон так черны как прорубь И мнится там такое приключилось Что лучше не заглядывать уйдем. Не с каждым местом сговориться можно Чтобы оно свою открыло тайну А в Оптиной мне больше не бывать . Предыстория Этот отрывок тоже из Предыстории отрывок очень субъективный по стиху по манере изображения
несколько контрастирует с предыдущими четко-литографическими петербургскими пейзажами он в свою очередь говорит о том что не все так решительно и резко изменилось в почерке Ахматовой перешедшей к исторической живописи к точному и документально выверенному воспроизведению эпохи. Вернее говорить что и в Предыстории а также и в Поэме без героя она пытается сочетать два разных плана изображения один-идущий как бы точь-в-точь по исторической карте общественного времени и другой - фиксирующий
тоже точно и достоверно интимную карту внутренней духовной и душевной жизни. События нанесенные на этой последней-на карте души для нее не менее а иногда и более важны чем те что нанесены великим топографом Временем на большой карте эпохи. Передавая внутреннюю сторону душевной жизни Ахматова по-прежнему не стремится прокомментировать ее таким образом чтобы все мельчайшие обозначения стали читателю вполне ясны и понятны.
Она опять-таки как и в своей прежней лирике надеется на сопереживающего читателя который должен найти упомянутый Блоком единственный и волшебный ключ душевного взаимопонимания. С точки зрения внешнего понимания событий упоминание Старой Руссы ничего конечно не прибавляет к нашему знанию эпохи так же как ничего не говорят нам и заключенная в скобки фраза об Оптиной пустыни и полутаинственные слова о неких черных окнах заставляющих думать
о каких-то зловещих событиях происшедших именно в этих местах Здесь мы встречаемся с прежней чисто ахматовской манерой недосказанности недоговоренности когда едва очерченные приметы событий уходят в далекую многослойную глубину художественного подтекста едва освещенного мерцающим светом редко и далеко расставленных слов Этот художественный принцип имеющий как свои достижения так и издержки стал основным в обширной много
лет создававшейся Поэме без героя Сейчас же важно отметить заключая разговор о годах Великой Отечественной войны что Анна Ахматова прожила их-как художник-интенсивно и плодотворно. Известно например что советский стих в годы Великой Отечественной войны двигался от риторической публицистики начальных месяцев ко все более психологически углубленному изображению современников к панорамированию событий к историческому осмыслению всей эпохи
в целом. Ахматова как и все начала с публицистики с Мужества и Клятвы с Первого дальнобойного в Ленинграде и других подобных же произведений где прозвучал возмущенный гневный и неколебимый голос воюющего народа. Затем примерно с 0000 года она переходит к лирике этой главной сфере ее творческого существования. Так же впрочем бурно и многофронтально переходила именно в 0000 году к лирическому осмыслению событий
и вся советская поэзия пережившая к тому времени свой первый мобилизационный газетно-публицистический период. Интересно вместе с тем что многочисленные лирические стихи Ахматовой 0000-0000 годов будучи лирикой чувства стали все чаще включать в себя своеобразные лирические философемы - стихи-раздумья философические фрагменты в которых она размышляла о крупнейших проблемах жизни и смерти о взаимоотношениях человека и природы человека и
Вселенной. Грохот битвы содрогавшей сердце поэта и огромное азиатское небо еженощно опрокидывавшее свой блистающий свод над хрупким человеческим бытием древняя земля скрывшая в себе тысячи предшествующих поколений и кровоточащие раны современников-все наполняло стих Ахматовой живым ощущением эпохи. Воюющий народ его тяжелый окровавленный шаг на восток к Волге к Кавказу а затем обратный-от Москвы на запад - это и были те исторические ритмы о которых поэтесса
сказала в одной из своих автобиографий что они постоянно жили и звучали в ее сердце. От того что сделалось прахом Обуянная смертным страхом И отмщения зная срок Опустивши глаза сухие И ломая руки Россия Предо мною шла на восток. И себе же самой навстречу Непреклонно в грозную сечу Как из зеркала наяву - Ураганом - с
Урала с Алтая Долгу верная молодая Шла Россия спасать Москву. Поэма без героя Стихи самого конца войны преисполнены у Ахматовой солнечной радости и ликования. Весенняя майская зелень гром радостных салютов дети взнесенные к солнцу на счастливых материнских руках Но Ахматова не была бы сама собой если бы даже и в эти счастливые преисполненные свежести дни не помнила о великих жертвах и страданиях принесенных народом во имя свободы
Отечества. Некоторые стихи ее 0000 и 0000 годов несут на себе траурную тень великой и неизбывной скорби. Поэт бодрствующей памяти она и в эти упоенные Победой дни не переставала слышать безутешные вдовьи слезы материнские жалобы и детские плачущие голоса. Это отчасти контрастировало с общим мажорным тоном принятым в поэзии сорок пятого года. Справедливости ради надо однако сказать что трагедийная нота звучавшая в поэзии
Ахматовой наравне с патетикой и величественной радостью Победы не была присуща лишь ей одной. Наиболее чуткие художники не могли не ощущать в громе майских салютов взмывавших над весенней Москвой в те незабываемые дни также и звуков печали что раздавались все эти годы в почетных залпах над могилами павших воинов. Александр Твардовский одним из первых почувствовал известную односторонность обнаружившуюся в поэзии
сорок пятого года в поэме Василий Теркин он нарисовал образ солдата-сироты который сидя на краю сухой канавы на виду у проходящих на Берлин колонн плачет о своем разрушенном доме о сыне и жене. Весеннее майское небо над головой напоминает ему о другом которого он уже никогда не увидит - о майском небе таком спокойном некогда в незапамятном прошлом над его собственным теперь уже несуществующим очагом. Так ли нет должны мы помнить о его слезе святой - говорит
А. Твардовский заключая свой рассказ о сироте-солдате. Эту же ноту мужественной скорби мы слышим в стихах А. Ахматовой. Она писала в стихотворении Памяти друга И в День Победы нежный и туманный Когда заря как зарево красна Вдовою у могилы безымянной Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит Дохнет на почку и траву погладит И бабочку с плеча на землю ссадит И первый одуванчик распушит. Памяти друга По-видимому это одно из самых мудрых и в своей мудрости прекрасных стихов о нашей Победе. Весенний знобкий воздух сквозящий в строчках этого восьмистишия говорит нам об освеженном пространстве того незабываемого времени больше многих других фанфарных и громких стихов.
А образ Победы-Вдовы-разве не относится он сразу ко многим и многим миллионам вдов сирот калек и несчастных вынесших концлагеря и тюрьмы оккупации и блокады? Годы войны вообще стали для нее временем познания истинных возможностей собственной поэзии. Рассказывая в одном из стихотворений о возвращении в Ленинград она написала Белым камнем тот день отмечу Когда я о победе пела Когда я победе навстречу Обгоняя солнце летела
С самолета И дальше На сотни верст на сотни миль На сотни километров Лежала соль шумел ковыль Чернели рощи кедров. Как в первый раз я на нее На Родину глядела. Я знала это все мое- Душа моя и тело. С самолета Это взгляд из окна самолета но это и нечто несравненно большее взгляд с той действительно высокой точки зрения которую обрела Ахматова в годы
Великой Отечественной войны -с точки зрения поэта-гражданина поэта-патриота. Я знала это все мое -здесь исходная позиция с которой началась новая полоса в творчестве поэтессы. Расширившийся диапазон лирики новое виденье мира пора высокого гражданского возмужания-все это не могло не внести в ее творчество новых замыслов и поисков иных стихотворных форм. Многое еще наверно хочет быть воспетым голосом моим - писала она в 0000 году.
Это было ощущение творческой силы и поэтической уверенности в своем слове. Когда читаешь сейчас ахматовские стихи военной поры невольно обращаешь внимание как упорно и чуть ли не независимо от автора объединяются они в отдельные лиро-эпические группы напоминающие поэмы. Таковы например Луна в зените или маленький триптих посвященный Блоку и тоже начатый в годы войны. Ахматова неуклонно шла к широким повествовательным формам эпического
облика. На еще безмятежном челе. О своем я уже не заплачу О философской стороне лирики Анны Ахматовой кажется всерьез не писали. Между тем она представляет собой несомненный интерес. Взгляд Ахматовой на мир был своеобразен и достаточно последователен. Как акмеистка в свой ранний период она была противницей растворения живого вещно-телесного и материального
мира в тех мистических и полумистических категориях которые были свойственны символистам исходившим из субъективно-идеалистических посылок и принципиального агностицизма. Ахматова подобно своим собратьям по Цеху поэтов признавала мир реально и объективно существующим. Он был для нее конкретной многоцветной и озвученной материальной данностью которую можно было и следовало переносить в строчки стихов на полотна живописцев и в звук стараясь быть при этом точным и конкретным.
Она поэтому считала пригодным для художественного изображения буквально все что составляет жизнь и повседневно окружает человека будь это блистающий полночный свод раскинувшийся над половиной мира или крохотная былинка тянущаяся к свету из-под серого дощатого забора. Нет на земле ничтожного мгновенья -говорит родственный ей Баратынский. То же и в чувстве-любая из человеческих эмоций по ее убеждению может быть художественно
исследована закреплена в слове и передана будущим столетиям как бы текуча зыбка и неопределенна ни была она в минуту своего проявления. С этой точки зрения власть и могущество искусства представлялись ей огромными и вряд ли даже обозримыми. Она любила передать это удивление читателю когда имела возможность еще раз убедиться в фантастической нетленности человеческой культуры в особенности такого хрупкого и невечного материала каким является например слово.
В последние годы жизни поэтесса много переводила из древнеегипетской поэзии фрагментарно дошедшей до нас на обрывках папирусов. Об этих переводах хорошо написал Сергей Наровчатов. В своей маленькой вступительной заметке к публикации ахматовских переводов он говорил Наша передовая советская культура вбирает в себя все добрые Начала составляющие основы художественного мышления человечества.
Много тысяч лет назад люди любили радовались и страдали столько же искренне и глубоко как мы с вами. Самовластный луч поэзии сквозя через века соединяет нас с ними во времени. Золотыми пылинками в этом луче светят человеческие судьбы. Они запечатлены в строках переведенных Ахматовой из древнеегипетских папирусов. Эти переводы по значимости стоят в ряду лучших достижений наших мастеров художественного перевода .
Здесь хороши слова о самовластности луча поэзии которым Ахматова выхватывает из кромешной тьмы прошлого человеческие судьбы и тем самым как бы дарует им новую жизнь в сегодняшнем дне. В ее художественном мышлении искусство действительно представлялось наделенным чудодейственной и вряд ли с чем сравнимой властью. В переводе Прославление писцов читаем Построены были двери и дома
Но они разрушились Жрецы заупокойных служб исчезли Их памятники покрылись грязью Гробницы их забыты. Но имена их произносят читая эти книги Написанные пока они жили Много раз обращалась Ахматова к этой мысли так или иначе варьируя ее и вновь подтверждая. В заметке о Пушкине она например писала Говорят пушкинская эпоха пушкинский Петербург. И это уже к литературе прямого отношения не имеет это
что-то совсем другое. В дворцовых залах где они танцевали и сплетничали о поэте висят его портреты и хранятся его книги а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят здесь бывал Пушкин или здесь не бывал Пушкин. Все остальное никому не интересно. Государь император Николай Павлович в белых лосинах очень величественно красуется на стене
Пушкинского музея рукописи дневники и письма начинают цениться если там появляется магическое слово Пушкин Слово о Пушкине II 0 . Как видим и эта заметка есть своего рода прославление писцов Конечно признание материальности существующего солнечного березового и гранитного мира еще не означало для Ахматовой материалистичности мировоззрения. По своим убеждениям она была дуалисткой мир распадался в ее представлении на две различные хотя и родственные стихии одна из них по ее воззрениям была видимой
очевидной и следовательно материальной а другая была явлением духовным как бы воспаряющим над этим гранитным чисто земным основанием где растут березы и травы так странно пахнет крапива и взмывают на невидимой солнечной нити красноголосые жаворонки Тут она отчасти была родственна Тютчеву а также-может быть более всего-Иннокентию Анненскому. Тютчев как известно любил и воспевал красочный звучащий и подробный мир окружавший его жизнь солнечными
или пасмурными днями но он-и это тоже хорошо известно-резко отделял День от Ночи Гармонию от Стихии Музыку от Хаоса. Многие стихи Ахматовой главным образом любовные говорят о том что и она не прошла мимо этого традиционного для определенного крыла русской поэзии разделения мира на две враждующие стихии. Унаследовав кроме того духовный мир Анненского которого она всегда признавала своим
Учителем она внесла в свою поэзию ту нервную порывистую и дисгармоничную переходность тонов и ощущений какой почти не знала даже поэзия Тютчева. Как это ни странно но по сравнению с Ахматовой и Тютчев столь внимательный к многообразно-смутным оттенкам бытия даже он кажется временами отчасти рационалистичным. Ахматова при всем своем отличии от символистов унаследовала от них иногда вопреки своей воле свойственное им представление о некоей музыкальной взаимопроникающей основе мира
таинственно совмещающей в себе разновременные и разноплоскостные среды. В то же время как художник-реалист она предпочитала четкую материальную деталь играющую роль своеобразного обозначителя истинной глубины данного переживания или ситуации. Отсюда-крайняя лаконичность скупость но одновременно и экспрессивность ее письма предполагающего обязательность читательского активного сопереживания. Глубина психологического подтекста свойственная лирике
Ахматовой зримо сближает ее с определенными художественными исканиями XX века который как известно меньше всего ценит в искусстве хронометрическую информационность но зато постоянно ищет и находит такие способы художественных решений что дают возможность одновременного интегрирования многоразличных жизненных пластов. Но за всеми этими ахматовскими поисками и находками сближающими ее с новейшими исканиями искусства XX столетия неуклонно и неотторжимо возвышается величественная гряда
русской классической литературы XIX века. Пушкин Баратынский Лермонтов Гоголь Некрасов Толстой - вот основные имена и предтечи ахматовской поэзии которая вообще всегда и с самого начала была пристально внимательна к великому наследию человеческой культуры. Дальнейшие исследования творчества Ахматовой несомненно обнаружат удивительную близость ее к самым неожиданным поэтическим материкам островам и давно высохшим руслам подчас удаленным от нас на огромные
географические и временные пространства. Но если вернуться к ее лирике самых последних лет к стихам создававшимся на берегу Финского залива в Комарове которое она очень любила за высоту розово-телых сосен и живительную громаду морского воздуха то в ней в лирике последних лет чувствуется заметное усиление интереса к конкретности к точно схваченной и выверенной материальной детали характеризующей современный быт или историческую обстановку. Вот например Царское
Село 0000-х годов Здесь не древние клады А дощатый забор Интендантские склады И извозчичий двор. Шепелявя неловко И с грехом пополам Молодая чертовка Там гадает гостям. Там солдатская шутка Льется желчь не тая Полосатая будка И махорки струя. Драли песнями глотку И клялись попадьей
Пили допоздна водку Заедали кутьей Царскосельская ода Стихов такой образности прежде у Ахматовой никогда не было. Нетрудно заметить что самый характер детали сугубо реалистической даже с оттенком натурализма в этом стихотворении иной. Будучи по-ахматовски выпуклой и точной деталь выступает здесь как бы в своем прямом непосредственном то есть чисто изобразительном назначении а не в роли некоего буйка обозначающего глубину
психологического подтекста. Эта новизна в почерке поздней Ахматовой связана не с чем иным как с историзмом мышления и письма. Длительная работа над Поэмой без героя постоянно требовавшая от поэтессы воссоздания конкретного образа Времени точной и выверенной исторической живописи постепенно не могла не сказаться и на собственной лирике. Лирическая манера Ахматовой оставаясь в основном прежней приобрела в последние годы и некоторое
новые особенности. Будучи как и прежде лапидарной эпиграмматической и сжатой ее лирика все чаще начала пользоваться элементами повествовательности. Как никогда раньше Ахматова стала необычно щедра на детали штрихи подробности взятые из разных сфер жизни в том числе и из тех что почитаются низкими как бы непоэтическими. Недаром в одном из стихотворений посвященных тайнам ремесла она пишет
Налево беру и направо И даже без чувства вины Поэт Разумеется обилие штрихов и подробностей столь стремительно и широко вошедших в ее поздние стихи не означает отсутствия строгого выбора и отбора. Ахматова была слишком взыскательным мастером чтобы дать себя увлечь жизненному потоку. При всей любви к красочному звучащему и двигающемуся миру она-как художник-предпочитала властвовать над ним но не покоряться.
Интересно с этой точки зрения ее обращение например к такой строгой художественной форме какой является сонет. Прежде она почт не прибегала к сколько-нибудь узаконение строгим стихотворным формам. Ее лирическое стихотворение как известно всегда фрагментарно как бы обрывочно словно перед нами часть случайно вырвавшегося монолога. Ахматова кроме того как уже говорилось импровизатор. Тем более удивительно и симптоматично ее обращение к сонету.
Нельзя не отметить также и чрезвычайно строгой ритмической организованности Поэмы без героя . Все это свидетельствует о том что слова налево беру и направо говорят о широкой художнической отзывчивости не отменяющей строгости и высоты установленных ею для себя эстетических критериев. Но нет сомнения также и в том что самые рамки ее поздней лирики заметно расширились. Жизнь действительно входила в нее широким многоцветным потоком
И я своих не знаю берегов - писала Ахматова в одной из Северных элегий . Это было ощущение поэтической силы и власти. К середине предвоенного десятилетия Ахматова относит свой отказ от первой манеры и переход ко второй . Она была склонна даже говорить о разрыве с прежней манерой что можно считать как мы уже отмечали следствием своего рода психологического шока пережитого ею в то время.
К словам Ахматовой о разрыве и полном отказе от первой манеры мы должны подходить все же осмотрительно. Ведь Ахматова как художник как личность была очень цельным человеком и вряд ли можно считать что и она сама и ее манера переменились совершенно радикально. Конечно она не могла бы написать ни Сероглазого короля ни стихов о перчатке с левой руки на правую но между ее стихотворениями яркого гражданского звучания например
Мне голос был он звал утешно или скажем Не с теми я кто бросил землю написанными как известно в 0000 и в 0000 годах . и стихами Реквиема или Черепками есть почти легко угадываемая связь она-в гражданственности интонации и в широком осмыслении судеб мира и своего народа. Когда Ахматова говорит об отходе от первой манеры это действительно можно понимать как выражение психологического шока так смертельно раненный человек считает себя уже полностью за чертой всей прежней жизни - он навсегда
прощается с ней и ему кажется что не только никаких прежних слов но даже и новых но прежним голосом он сказать никогда не сможет. Она ощущала себя в 00-е годы а потом после 0000 года когда ее добивали именно таким-смертельно раненным - человеком. В ее поздней поэзии наиболее устойчивый мотив- прощание со всем прошлым даже не с жизнью а именно с прошлым На прошлом я черный поставила крест . Он звучит не только в лирике-с 00-х годов и до предсмертных но
разросшись и разветвившись этот мотив образовал собой огромную Поэму без героя ведь при всей своей сложности и полифонизме она держится исключительно на этом-главенствующем-мотиве. И все же столь решительного и всеотрицающего разрыва с первой манерой как склонна была считать Ахматова у нее не было. Можно поэтому взять любую строку - из раннего творчества или из позднего и мы безошибочно узнаем ее голос-раздельный отчетливый и властный перехваченный нежностью или страданием.
Известны слова Блока о том что признаком истинного поэта является чувство пути . Ахматова резко протестовала против всяких-вольных или чаще всего невольных-попыток оставить ее в литературе 00-х годов. 0на даже говорила что ее живую хотят замуровать в предреволюционном десятилетии. Она все время ощущала эти толчки движения непрерывные и очень частые названные ею бегом времени . В поздней лирике особенно в той что носит почти дневниковый характер ахматовская фрагментарность и
лапидарность остаются и даже как сказано усиливаются. Иногда кажется что она разговаривает только с листом бумаги-или с самой собой а может быть с небом и богом и нам действительно бывает не ясно о чем именно она говорит в какой-то из своих кратких записей. Co времен Поэмы без героя Ахматова кроме того нередко и охотно пишет по ее выражению симпатическими чернилами и зеркальным письмом - подчас с помощью едва ли не кодовых обозначений по некоей тайной азбуке.
Отгораживает ли эта особенность Ахматову от ее неведомого друга -от читателя? Ни в коей мере так как все это поэтическое наваждение этот гипноз и внушение эта тайна ворожба и колдовство вовлекают читателя в ее мир с той стороны с какой он этой атаки поэзии не ожидает. Она рассчитывает в своей поздней лирике не на прямой смысл слова а на его внутреннюю силу заключающуюся в собственно поэзии. Она добирается с помощью своих фрагментов и колдовских недоговоренностей с помощью
своей стихотворной магии до подсознания - до той области что она сама всегда называла душою. Ее стих словно обходит материальную оболочку в которой пребывает-временно и тягостно- человеческая душа и прямо направляется к ней. Эта особенность проистекает во многом оттого что начиная с 00-х годов но особенно в поздние годы в старости она видит мир несколько иначе чем прежде. Сказать что она видит его с другой стороны значит сказать очень неточно но несомненно что она видит
его со стороны его непознанных возможностей со стороны какой-то его последней тайны а именно с той где уже нет смерти Смерти нет - это всем известно Поэма без героя Или И мудрости нет и старости нет А может и смерти нет. Наше священное ремесло Мир всегда был для нее особым-не таким как видят его все и если искать доминанту такой особости в ее прежней лирике то это прежде всего неустойчивость постоянная чреватость его гибелью
смертью катастрофой. В старости она видит его не просто неустойчивым чреватым и беременным бедой и бедами но трагически и бесповоротно разбитым на части на куски на глыбы и обломки. Тот мир что мы видим своими земными глазами - каменный растительный древесный и плотноматериальный - на самом деле как целостность по ее убеждению не существует. Он целостен и прочен с другой стороны - с той что доступна лишь глазам души и поэтическому прозрению.
И в своей поздней лирике она все чаще и чаще прозревает именно эту - другую - сторону мира. Все стихи Ахматовой последних лет почти тождественны и по своему смыслу и по своему облику разбитому и полуобреченному а может быть и вполне обреченному человеческому миру современности. Как никому из других поэтов Ахматовой было суждено запечатлеть эту раздробленность возможно знаменующую близкий конец человеческой вселенной и - ужаснуться ему.
Ее традиционная фрагментарность когда-то говорившая и раздробленности и израненности индивидуального чувства о жестокости любовной драмы и т. д. теперь стала почти документальным свидетельством последней расколотости мира которого даже может быть уже и нет- он существует лишь в нашем инерционном сознании потому что поэтическая интуиция подобно радару нащупывает в поздней поэзии Ахматовой одни лишь хаотические глыбы подчиненные апокалипсической центробежной силе.
Но может быть все это мрачное исполненное тягостных предчувствий ощущение-лишь дань возрасту? Тому очень большому возрасту когда уже действительно даже сама старость позади и когда по другому выражению Ахматовой вся природа напоминает лишь о смерти? Нет все это не случайно. В ее поздних стихах неизменно подернутых каким-то плотным мраком рассеяно множество вроде бы мимолетных признаний о тайном знанье о последнем часе о последнем слое сна о незримом потоке небытия о бездонных
пропастях сознанья о том что мир при всем своем мраке видится ей странно прозрачным так что и сама тьма - прозрачна и потому как бы светла Такие признания у нее слишком многочисленны и даже по-своему категоричны чтобы быть случайными. Они эти признания создают в своей совокупности особую музыку позднего ахматовского стиха а кроме того они так тщательно отгранены и так неукоснительно сформулированы что действительно похожи на знаки некоего последнего знания о мире дарованного ей на краю жизни.
Между тем все мы читая стихи поздней Ахматовой не можем не чувствовать что ее мрак не пессимистичен он-трагедиен. Ее последние стихи в особенности те что навеяны комаровской природой все время внимательно и бережно останавливаются на тех мелочах и приметах жизни где сквозит ее прелесть и очарование. Она всматривается в эти приметы с грустью но и с благодарностью ведь жизнь все еще продолжается и может быть по каким-то высшим законам она не оборвется не соскользнет в пропасть уже вырытую человеческим
неразумием. Когда-то в молодости в Эпических мотивах она писала о том что в старости в нищете в болезнях на грани смерти она возможно вспомнит мягкий зимний снег медленно поднимающийся кверху И я подумала не может быть Чтоб я когда-нибудь забыла это. И если трудный путь мне предстоит Вот легкий груз который мне под силу С собою взять чтоб в старости в болезни Быть может в нищете - припоминать
Закат неистовый и полноту Душевных сил и прелесть милой жизни. Эпические отрывки Прелесть милой жизни постоянно преодолевала мрак ее последних стихов. Мне пришлось разговаривать с Анной Андреевной когда она переводила Леопарди. Это такой мрак - сказала она мне с явным сочувствием к поэту которому не удавалось его разогнать. Возможно на краю жизни она именно легкий груз взяла с собой живые очертания царскосельских садов и
заснеженный Тучков переулок и комаровские сосны о которых она почему-то так неожиданно и благодарно вспомнила в Италии А нам она оставила поэзию где есть все-и мрак жизни и глухие удары судьбы и отчаяние и надежда и благодарность солнцу и прелесть милой жизни . В последние годы Ахматова работала очень интенсивно помимо оригинальных стихов много переводила писала мемуарные эссе готовила книгу о Пушкине Ее обступали все новые и новые замыслы
Все это еще раз опровергает довольно устойчивую версию бытующую среди части зарубежных читателей о затухании ахматовского таланта примерно после 0000 года . Эта странная версия покоится как на незнании так и на предубеждении. По-видимому кто-то когда-то логически вычислил что поэзия Ахматовой не привьется советской литературе что она ей чужда враждебна и даже противопоказана. Но ахматовская поэзия оказалась явлением не только живым и развивающимся а еще и органически связанным
с национальной почвой и отечественной культурой. Мы не раз могли убедиться что именно горячее патриотическое чувство и осознание своей кровной связанности с многослойной твердью национальной культуры помогали поэтессе избирать правильный путь в самые трудные и переломные годы. Так было например в 0000 году ознаменованном стихотворением Мне голос был. Он звал утешно так же было в 00-х и еще более поздних годах.
Впрочем надо сказать что упомянутая версия о статичности и омертвелости ахматовского таланта сейчас уже почти разрушена Премия Этна Таормино была вручена поэтессе в Италии 0000 за сборник стихов который состоял не только из произведений написанных ею до фатального 0000 года но и из стихов несравненно более позднего времени. Пребывание Ахматовой в Лондоне 0000 по поводу присуждения ей почетной докторской степени также свидетельствовало
о признании жизненности и широты ее таланта. Наконец стоит хотя бы раскрыть последнюю книгу поэтессы Бег времени 0000 вышедшую большим но все же оказавшимся недостаточным тиражом чтобы убедиться в необычайной плодотворности заключительного десятилетия ее творческой работы. Один из участников дискуссии о поэзии 0000 года справедливо сказал что выход Бега времени стал подлинным событием этого года. Подлинным триумфом в посмертной судьбе
Ахматовой стал ее столетний юбилей широко отмеченный всей страной и - по решению ЮНЕСКО - во всем мире. 0. Заключение Судьба и поэзия Анны Ахматовой произвела на меня неизгладимое впечатление. Трудным и сложным был путь Анны Ахматовой. Начав с акмеизма но оказавшись уже и тогда значительно шире этого довольно узкого направления она пришла в течение своей долгой и напряженно прожитой жизни к реалистичности
и историзму. Титулованная когда-то званием Сафо XX столетия она действительно вписала в великую Книгу Любви новые страницы. Ее главным достижением и ее индивидуальным художественным открытием была прежде всего любовная лирика. Могучие страсти бушующие в сжатых до алмазной твердости ахматовских любовных миниатюрах всегда изображались ею с величайшей психологической глубиной и точностью. В этом несравненном психологизме постоянно напряженного и драматического чувства она была прямой и
достойнейшей наследницей великой русской классической литературы. Недаром так часто оглядывалась она на творения великих русских мастеров - от Пушкина до Блока. Не прошла Ахматова и мимо психологической прозы Гоголя Достоевского Толстого Многообразно разветвленные традиции и влияния западных и восточных литератур также вошли в своеобразный ахматовский стих упрочив и укрепив его общечеловеческую культурную основу.
А. Твардовский верно писал что лирика Ахматовой- это меньше всего так называемая дамская или женская поэзия. Даже в ранних книгах поэтессы в Вечере в Четках в Белой стае мы видим всеобщность изображенного переживания а это первый признак подлинного большого и высокого искусства. Любовный роман драматически страстно и всегда неожиданно развертывавшийся во всех ее книгах по-своему запечатлел взаимоотношения любящих сердец определенной эпохи.
При всей общечеловечности и вечности самого чувства оно всегда инструментовано у Ахматовой с помощью звучащих голосов конкретного времени интонации жесты синтаксис словарь-все говорит нам об определенных людях определенного дня и часа. Эта художническая точность в передаче самого воздуха времени бывшая первоначально природным свойством таланта затем на протяжении долгих десятилетий целенаправленно и трудолюбиво отшлифовывалась до степени
того подлинного сознательного историзма который поражает всех читающих и как бы заново открывающих для себя позднюю Ахматову-автора Поэмы без героя и многих других стихов воссоздающих и со свободной точностью перемежающих различные исторические эпохи. Поэзия Ахматовой - неотъемлемая часть современной русской советской и мировой культуры. 4. Список использованной литературы 1. Ахматова А. Реквием В 0 кн. Предисл. Р.Д.Тименчика
Сост. и прим. Р.Д.Тименчика при участ. К.М.Поливанова. М. 0000. 2. Виленкин В. В сто первом зеркале М. 0000 3. Крупчанов А.Л. Возвращенные поэмы Вестн. Моск. ун-та. Сер. 0 Филология. 0000. 0. 4. Лосиевский И. Анна Всея Руси. Жизнеописание Анны Ахматовой. Харьков 0000. 5.
Малюкова Л.А.Ахматова Эпоха. Личность. Творчество. Таганрог 0000. 6. Павловский А.И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество Книга для учителя. М. 0000. 7. Хренков Д. А. Ахматова в Петербурге - Петрограде - Ленинграде Л. 0000 8. Черных В.А. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. Ч.0
М. Эдиториал УРСС 0000 000 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |