Анализ рассказа В.В.Набокова Круг Но как забавно, что в конце абзаца,Корректору и веку вопреки,Тень русской ветки будет колебаться На мраморе моей руки.В. В. Набоков К середине 1936, незадолго перед тем, как навсегдапокинуть Берлин и уже во Франции закончить Дар , я написал уже, наверное,четыре пятых последней его главы, когда от основной массы романа вдруготделился маленький спутник и стал вокруг него вращаться так сказал самНабоков
об этом рассказе в предисловии к одному из своих сборников. Логично идоказательно выглядит авторская рецензия, и читатель хочет поверить, что Круг - только довесок, хотя и со своей орбитой и своей расцветкой пламени , к Дару , одна из карточек с записями сцен будущей книги, которая в общей картинеоказалась лишней Не верьте этому наименее русскому из всех русских писателей на слово!
Его слова о себе виртуозная игра, цель которой перепутатьуказатели в коридорах памяти , создать свою жизнь для биографов так, как онсоздавал судьбы героев для читателей. На самом деле, впервые Круг былопубликован на два года раньше указаннойНабоковым даты под незатейливым названием Рассказ . Т.е. не Круг отделилсяот Дара , скорее, большая часть романа выросла из Рассказа . Говоря о Круге как о спутнике романа, Набоков пытается подтвердить распространенное мнение
освоей рассудочности согласно логике, меньшая масса будет вращаться вокругбольшей. Но проза Набокова ирреальна, и вполне оправданным будет предположениео первичности Круга . Поэтому будем рассматривать Круг как самостоятельноепроизведение, как один из ключей ко всей прозе автора.Рассказ лишен ярко выраженного действия, и содержаниеего воспринимается скорее не через описание происходящего, как в произведенияхиных авторов, а через ощущения цвета, звука, самой мысли
автора Герой Круга - Иннокентий, находясь в эмиграции, встречает в Париже девушку, котораябыла его первой любовью Таню, и ее семью после короткого разговора с неюгерой оказывается во власти воспоминаний, и вместе с ним читатель видит Россию,усадьбу, своего отца-учителя, барина отца Тани такова фабула рассказа. Казалосьбы, вс просто, но, несмотря на вполне реалистичное повествование, читательчувствует, что находится
в мире, не тождественном настоящему. Проследимнекоторые детали кстати, характерные для всего творчества Набокова ,помогающие создать из вполне реального Парижа новый мир .Первая, мгновенно обращающая на себя вниманиеособенность кольцевая композиция Во-вторых, потому что в нем разыграласьбешеная тоска по России читатель, хоть немного знакомый с творчествомНабокова, уже знает начало последней фразы рассказа
во первых . И обратимвнимание на то, как от еще парижского, реального во-вторых автор переходит кследующему в третьих в третьих, наконец, потому что ему было жаль своейтогдашней молодости полностью отдавая персонажа, Иннокентия, во властьлюбимейшей своей музы Мнемозины, одновременно с этим погружая читателя в мирпамяти героя. Также в этой части рассказа обратим внимание на то, как мастерскиНабоков создает требуемое освещение сцены приглушая звук общий сидя в кафеи все разбавляя бледнеющую сладость водой из сифона - с , ф ,
выводиткрещендо единственное Россия характеризуется аллитерацией с , р сердца, с грустью- с какой грустью? да с грустью . Итак, герой, а с ним ичитатель, уже не в Париже 30х, а в России начала века. Все это прошлоеподнялось , и, казалось бы, обыкновенно появляются из прошлого лица но тутчитателя ожидает загадка герой вспоминает отца, Илью Ильича Бычкова, и сразупосле имени мы натыкаемся на совершенно абсурдную фразу по-французски
Нашдеревенский учитель причем это выражение не может принадлежать автору Набоков писал не автобиографию. Из прошлого на данный момент выведен толькоотец героя, не имеющий права слова. Да и Иннокентий вряд ли характеризовал быотца наш учитель . Разгадка обнаружится лишь при повторном прочтении рассказа.Эта фраза перекличка с темой реального Парижа, с одной стороны, иподтверждение кольцевой композиции,
с другой в конце или, напротив, вначале? рассказа Елизавета Павловна, мать Тани, скажет по-французски обИннокентии Это сын нашего деревенского учителя вот откуда нашдеревенский учитель . Это представление Ильи Ильича как отца с позиции героя икак учителя для Тани и ее семьи, переплетение прошлого далекого с воспоминаниями,попавшими в библиотеку памяти полчаса
назад.Следующая деталь, подтверждающая нереальность мирарассказа имена, вспоминаемые героем. Среди известных читателю реально жившихФедченко, Северцева, Дюмон-Дюрвилля и других мы встречаем имена вымышленные например, никогда не существовавшего профессора Бэра, работающего наненазванном чешском курорте . И, раз вспомнили об именах, отметим еще однудеталь барина , Годунова-Чердынцева, в Даре зовут Константин
Кириллович, в Круге же он имеет инициалы К. Н. еще один указатель самостоятельностирассказа. Он перекликается с Даром лишь некоторыми, общими для многихпроизведений Набокова, тематическими линиями и тем, что полноправным хозяиномобеих вселенных романа и рассказа является автор. В Круге его присутствиепросматривается в иронических выпадах против идей гражданственности , гражданского долга Не забудем, кроме того, чувств известной части нашейинтеллигенции, презирающей всякое
неприкладное естествоиспытание , полагал сужасом и умилением, что сын живет всей душою в чистом мире нелегального , -какая ненавязчивая ирония в эпитете чистый , в самом определении мир ,выбранном для упоминания о нелегальном понять это можно, обратившись,например, к IV главе Дара , где Федор Годунов-Чердынцев рассуждает о нелегальном на примере Чернышевского . Эти замечания не могут принадлежатьИннокентию, они авторские.
Итак, кольцевой композицией автор отделяет миррассказа от любых других, создавая кругом замкнутое пространство. Мешая имена реальныеи выдуманные, он подчеркивает, что Париж Круга не равен Парижу реальному.Юмор относительно непринимаемых Набоковым идей и чудное их разрушение в любвиТани а любовь у Набокова проявление вечной гармонии , с которой становятсялишними все репетиции гражданского презрения
, лишний раз доказывает, что Богэтого Парижа, Иннокентия, Тани сам писатель, что характерно для всей егопрозы и что он подтверждал в интервью А. Аппелю и в некоторых собственныхпослесловиях к своим произведениям в частности, к 3-ему американскому изданию Bend Sinister . Внутри же этой круговой границы, в замкнутом мире, своейнаместницей Набоков оставляет Мнемозину. Все в рассказе соответствует мирупамяти скрытым складам в темноте, в пыли
и отсутствие действия в настоящемвремени кроме сидя в кафе и все разбавляя бледнеющую сладость водой изсифона , и сумрак воспоминаний, создаваемый некоторыми деталями, как то ночные фиалки , отец движется на цыпочках характеристики предрассветноговремени суток, когда еще темно, но уже угадывается скорое утро. В этих деталяхчувствуется важнейшая для Набокова тема тема мечты о возвращении в Россиюживую, с ее ослепительно-зелеными утрами , из хрустально-расплывчатой
Россиивоспоминаний о наступлении того яркого утра , которое неясно будто в туманесна присутствует во всех произведениях писателя. Подтвердить единство темыродины для всего творчества автора можно не только на уровне интуиции ведьНабоков никогда не говорит прямо о своих темах , но и опираясь на сквозныеобразы, соответствующие тому или иному мотиву. Обратимся к последней строфеизвестнейшего стихотворения Расстрел , тема которого бесспорна - Россия Но сердце, как бы ты хотело,
Чтоб это вправду, было так Россия, звезды, ночь расстрелаИ весь в черемухе овраг! не этой ли черемухи молочное облако помнит герой Круга ?Думается, эта тема разлуки с Россией и мечты овозвращении является основной в рассказе, а любовь Тани, расставание ивстреча с ней метод в раскрытии этой темы, набоковская параллель причемобратим еще раз внимание на абсурдность повествования главная мысль лишьугадывается читателем по некоторым деталям,
тогда как ее отражение чувствагероя к Тане, ее любовь выдается за основную тему Набоков величайшиймистификатор и в жизни, и в искусстве . Обливаясь слезами, Таня говорила, что все кончено Останьтесь, Таня взмолился он но она убежала, а он пошел прочь по темной как будто бы шевелящейся дороге, и потом былавойна с немцами, и вообще все как-то расползлось но постепенно стянулосьснова и
Таня оказалась такой же привлекательной, такой же неуязвимой, какнекогда . Заметим это прочь - не только из сада, от Тани. Прочь из России.Для Иннокентия Таня часть той покинутой России, вот почему в нем разыгралась бешеная тоска по родине после встречи с ней в Париже. И в описании парижской, как-то уточнившейся , с подобревшими глазами Тани читатель снова можетразличить тему России. С подобревшими глазами - на эти глаза стоит обратитьособое
внимание эпитет подобревшие перекликается с извечной мечтойэмигрантов о смягчении порядков в Советской России, если не о свержениитиранов , то хотя бы о возвращении традиций, культуры, всего наследия русскогонарода, оказавшимся сброшенным с корабля современности вместе срастворившейся в Европе интеллигенцией в 17-ом году Таким образом, тематически и композиционно рассказперекликается со многими произведениями В. В. Набокова, органично вплетаясь вмир творчества одного из самых непонятных
на сегодняшний день авторов, и привнимательном прочтении дает ключ к разгадке его прозы, к осознанию абсурдных,на первый взгляд, историй и судеб героев, а через это осознание к собственномиру самого писателя, который на сегодняшний день для широкого читателя terra incognita .
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |