Реферат по предмету "Литература"


Анализ литературно-художественного произведения

Анализ литературно-художественного произведения При анализе художественного произведения следуетразличать идейное содержание и художественную форму.А. Идейное содержание включает 1 тематику произведения -выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии 2 проблематику - наиболеесущественные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров,выделенные и усиленные им в художественном изображении 3 пафос произведения -идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам героика,


трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность .Пафос -высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в еготворчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллективаявляется выражением героического пафоса, причем действия героя иликоллектива отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлениювысоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественнойлитературе является героика действительности,


борьба со стихиями природы, занациональную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир.Когда автор утверждает дела и переживания людей,которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением квозвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то переднами трагический пафос. Формы трагического весьма разнообразны иисторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствиемпринципиального характера противостояния человека внеличностным


враждебнымобстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительнойнравственной высотой и значительностью. Различия характеров Катерины в Грозе и Ларисы в Бесприданнице Островского наглядно демонстрируют разницу вуказанных видах пафоса.Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтическийпафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности кэмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу.


К романтическому близок сентиментальныйпафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувствгероев и писателя. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало иреализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.Общей эстетической категорией отрицания негативныхтенденций является категория комического. Комическое - это форма жизни,претендующая на значительность, но исторически изжившее свое положительноесодержание


и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективныйисточник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневноеотрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характерпафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовойсфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому.Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемоепротиворечие.


Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен всвоих проявлениях улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка,гомерический хохот.Б. Художественная форма включает 1 Детали предметной изобразительности портрет, поступки персонажей, их переживания и речь монологи идиалоги , бытовая обстановка, пейзаж, сюжет последовательность ивзаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве 2


Композиционные детали порядок, способи мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторскиерассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление композиция образа- соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа 3 Стилистические детали изобразительно-выразительныедетали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфическиеособенности поэтической речи в целом.Схема анализа литературно-художественногопроизведения.


1. Историясоздания.2. Тематика.3. Проблематика.4. Идейнаянаправленность произведения и его эмоциональный пафос.5. Жанровоесвоеобразие.6. Основныехудожественные образы в их системе и внутренних связях.7. Центральныеперсонажи.8. Сюжети особенности строения конфликта.9. Пейзаж,портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.10.


Речевой строй произведения авторское описание, повествование,отступления, рассуждения .11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоникапроизведения.12. Место произведения в творчестве писателя.13. Место произведения в истории русской и мировой литературы. Общий план ответа на вопрос о значении творчестваписателя.А. Место писателя в развитии русской литературы.Б.


Место писателя в развитии европейской мировой литературы.1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя. 2. Традициии новаторство писателя в области а идей б тематики, проблематики в творческого метода и стиля г жанра д речевого стиля. В. Оценка творчества писателя классиками литературы,критики.Примерный план характеристики художественногообраза-персонажа.


Вступление. Местоперсонажа в системе образов произведения.Главная часть. Характеристикаперсонажа как определенного социального типа.1. Социальноеи материальное положение.2. Внешний облик.3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов,склонностей и привычек а характер деятельности иосновных жизненных устремлений б влияние на окружающих основнаясфера, виды и типы воздействия


.4. Областьчувств а тип отношения к окружающим б особенности внутреннихпереживаний.5. Авторскоеотношение к персонажу.6. Какие черты личности героя выявляются в произведении а с помощью портрета б в авторской характеристике в через характеристику другихдействующих лиц г с помощью предыстории илибиографии д через цепь поступков е в речевой характеристике ж через соседство с другимиперсонажами з через окружающую обстановку.Заключение. Какаяобщественная проблема привела автора к созданию данного образа.


План разбора лирическогостихотворения. I. Дата написания.II. Реально-биографический и фактический комментарий.III. Жанровое своеобразие.IV. Идейное содержание 1. Ведущаятема.2. Основная мысль.3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамикеили статике.4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.5.


Преобладаниеобщественных или личных интонаций.V. Структурастихотворения 1. Сопоставлениеи развитие основных словесных образов а по сходству б по контрасту в по смежности г по ассоциации д по умозаключению.2. Основныеизобразительные средства иносказания, используемые автором метафора,метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония как троп ,сарказм, перифраза.3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур эпитет,повтор, антитеза, инверсия, эллипс,


параллелизм, риторический вопрос, обращениеи восклицание.4. Основные особенности ритмики а тоника, силлабика,силлабо-тоника, дольник, свободный стих б ямб, хорей, пиррихий, спондей,дактиль, амфибрахий, анапест.5. Рифма мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая простая,составная и способы рифмовки парная, перекрестная, кольцевая , игра рифм.6. Строфика двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина,


септима,октава, сонет, Онегинская строфа .7. Эвфония благозвучье и звукозапись аллитерация, ассонанс , другиевиды звуковой инструментовки. Как вести краткую запись о прочитанных книгах. 1. Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось егомировоззрение.2. Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати.3. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основныхсобытий.


Общественная среда, представители которой выводятся автором впроизведении дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция,рабочие .4. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение состороны экономических и общественно-политических интересов и стремленийсовременников .5. Краткий план содержания.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Прийомна сім я як об єкт соціальної роботи
Реферат Cовершенствование организации производства молока на КПУП "ГМЗ № 3"
Реферат Агротехнічні основи захисту земель від ерозії
Реферат Dilation Essay Research Paper DilationDilation has been
Реферат Ferdinand Porsche Essay Research Paper Ferdinand Porsche
Реферат «Клетка»
Реферат Вольфганг Амадей Моцарт. Жизнь и смерть гения
Реферат Система управления двухкоординатным объектом
Реферат "Єгипетські піраміди перше чудо світу."
Реферат Colour Essay Research Paper ABOUT COLORMarketing psychologists
Реферат I. Особенности реализации Стратегии в 2006-2010 годах 5 II
Реферат Анализ хозяйственной деятельности ОАО "Восточный"
Реферат Некорректные технологии как основа чёрного PR и методы противодействия
Реферат Эффективность использования игровых приёмов при изучении иноязычной лексики младшими школьниками
Реферат Аналіз господарської діяльності ДП "Коростенський ЛГ"