АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА СТАНЦИОННЫЙСМОТРИТЕЛЬ Авторская позиция это отношениеавтора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретахгероев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы,а также непосредственно в оценках повествователя. Отно шение Пушкина к главномугерою повести Станционный смотри тель Самсону Вырину можно понять двояко.
Напервый взгляд, авторская позиция в этом произведении совершенно ясна автор со чувствуетсвоему герою, сопереживает ему, изображая горе и стра дания старика. Но притакой трактовке авторской позиции Стан ционный смотритель теряет всю своюглубину. Картина намного сложнее. Пушкин не зря вводит в повесть образповествователя, от лица которого идет рассказ. Он своими мыслями, рассуждениямикак бы закрывает истинное отношение автора к главному герою.
Чтобы понятьавтора, нельзя полагаться на поверхностные впечат ления от текста повести Пушкин завуалировал свою точку зрения в более мелких деталях, которые виднытолько при подробном изу чении текста.Особую роль в произведении играетсимволика. Символика это одно из основных средств выражения авторскойпозиции, кото рое отражено в текстовых элементах, не влияющих на основное развитиесюжета, а, может быть, только предугадывающих его.
Так, по картинкам, висевшимна стене в комнате Самсона Вырина, которые долго рассматривал рассказчик, мыможем судить о дальнейшем ходе событий. Картинки изображали историю блудногосына . На первый взгляд может показаться, что эти картинки рас сказывают ожизненном пути Дуни. Но на самом деле образ блудно го сына это образ самогоглавного героя. Первая картинка гово рит о том, что Самсон Вырин уходит отсвоей дочери.
Ведь он со всем не верит в ее счастье, он даже не способенпредставить, что мо лодой гусар может жениться на Дуне. В разговоре с Минским вПе тербурге Вырин сказал отдайте мне бедную мою Дуню. Ведь вы потешилисьею не губите ее понапрасну . В этих словах проявля ются как отцовские чувства,так и непонимание своей дочери, от сутствие веры в любовь. Дуня с Минским сразудоговорились, что уедут вместе.
Но почему они не сказали ничего об этом СамсонуВырину? Они полюбили друг друга, но можно предположить, что гусар не сразурешил жениться на дочери бедного станционного смотрителя, поэтому Дуня иМинский не могли ничего сказать. Отец, не доверяя молодому гусару и не веря всилу любви, разбил бы их счастье, а вместе с этим и их жизнь. Что такоестанцион ный смотритель? спрашивает
Пушкин у читателей через рас сказчика всамом начале повести. Сущий мученик четырнадцатого класса , потому что его чинстановится его жизнью, то есть он ог раничен , он мыслит именно как чиновникчетырнадцатого клас са . И конечно, по его логике, бедная девушка не может бытьсчас тлива с богатым ротмистром, который только посмеется над ней и уж,конечно, никогда не женится.
Самсон Вырин при этом недаль новиден. Дуня нерешалась сама сесть в кибитку, и, может быть, у нее не хватило бы смелости этосделать, но ее отец сказал Чего ж ты боишься ведь его благородие не волк итебя не съест прока тись-ка до церкви . Самсон Вырин как бы сам определилсудьбу своей дочери.Но вернемся опять к символикепроизведения. На ограничен ность, недальновидность Вырина намекает втораякартинка. На ней мы видим блудного сына, окруженного ложными друзьями .
Дей ствительно,и в другом случае Самсон Вырин поверил доктору, по советовавшему здоровомугусару отдых и покой на несколько дней, даже и не подозревая, что этот доктор всговоре с Минским. На тре тьей картинке изображен юноша, который пасет свиней иразделя ет с ними трапезу в его лице изображены глубокая печаль и рас каяние.Этот сюжет как бы подсказывает дальнейшую судьбу смот рителя, который за триили четыре года без Дуни превратился из бодрого мужчины в хилого старика .
Он не мог простить себе, что отпустил дочь, одно упоминание о ней вызывало больи горечь. И последняя картинка рассказывает нам о возвращении блудного сына, счем ассоциируется возвращение отца к дочери уже после смерти, когда Дуняприезжает навестить отца и находит его на кладбище. Коллежский регистратор. Почтовой станции диктатор , слова Вяземского, приведенные Пушкиным какэпиграф к произве дению.
Самсон Вырин именно диктатор жизни Дуни, не остав ляющийей права выбора.Ограниченность Самсона Вырина это не просто свойство его индивидуального характера, она социальнообусловлена, определена условиями его жизни. Осуждая станционного смотрителя,Пуш кин тем не менее, как мне представляется, жалеет того, рассказы вая отрагедии его неудавшейся жизни. Станционный смотритель этопервое произведение в рус ской литературе, в котором создан образ маленькогочеловека
. В дальнейшем эта тема становится типичной для русской литерату ры.Она представлена в творчестве таких писателей, как Гоголь, Чехов, Толстой,Гончаров и др.Создание образа маленькогочеловека это тоже средство выражения авторской позиции. Но каждый авторпо-своему решает эту проблему. Авторская позиция Пушкина, несомненно, выраженав осуждении ограниченности станционного смотрителя,
но, осуж дая, Пушкин все жене презирает этого маленького человека , как, например, Гоголь и Чехов в Шинели и Смерти чиновни ка . Таким образом, в Станционном смотрителе Пушкин прямо не высказывает свою авторскую позицию, пряча ее в деталях, кото рыеочень важны для понимания всего произведения в целом.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |