Видеозанятия в системе обучения иностранной речи Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к определению американского ученого Д.Хаймза, согласно которому, “коммуникативная компетенция - это
то, что нужно знать говорящему для осуществления коммуникации в культурозначимых обстоятельствах“. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). Не менее важной является задача приобщения школьников к культурным ценностям
народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов (рисунков, текстов, звукозаписей и т.п.). Знакомство с жизнью англоязычных стран происходит в основном через текст и иллюстрации к нему. Несомненным достоинством современных учебников английского языка для средней школы является насыщенность их страноведческой информацией. Значительное место среди текстов занимают такие их виды, как письма, рекламные объявления, вывески,
анкеты, меню. Все факты и явления, вся информация о разных областях действительности англоговорящих стран отбирались с учетом возраста обучаемых и их интересов. Овладение этим материалом позволит школьникам лучше ориентироваться в стране изучаемого языка в случае ее реального посещения. Наряду с этим важно дать учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран. Этой цели могут служить учебные видеофильмы, использование которых
способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики “ представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности ” Более того, использование видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При использовании видеофильмов на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается
тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию. Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от фильма именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный сюжет. Еще одним достоинством видеофильма является сила впечатления и эмоционального воздействия на учащихся.
Поэтому главное внимание должно быть направлено на формирование учащимися личностного отношения к увиденному. Успешное достижение такой цели возможно лишь, во-первых, при систематическом показе видеофильмов, а во-вторых, при методически организованной демонстрации. Следует отметить, что применение на уроке видеофильма - это не только использование еще одного источника информации. Использование видеофильма способствует развитию различных сторон психической деятельности
учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания.
Использование различных каналов поступления информации (слуховой, зрительный, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала. Таким образом, психологические особенности воздейтвия учебных видеофильмов на учащихся (способность управлять вниманием каждого учащегося и групповой аудитории, влиять на объем долговременной памяти и увеличение прочности запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на учащихся и повышать мотивацию
обучения) способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции школьников. В настоящее время большой популярностью у учителей-практиков пользуется американский учебный видеокурс “Семейный альбом. США“. Содержательную основу двадцати шести эпизодов этого курса составляют истории из жизни типичной американской семьи, их друзей. Наличие постоянных героев дает возможность соединить
сюжеты воедино, что способствует концентрации внимания зрителя. Тренировочные упражнения в конце каждой из трех частей эпизода предназначены для закрепления речевых образцов, фонетического, лексического и грамматического материала, а также развитие навыков аудирования страноведческой информации. Данный видеокурс имеет приложение из двух книг, содержащее полные сценарии фильмов, списки слов и фразеологических выражений, лингвострановедческий комментарий и тексты упражнений
(6-9 к каждому фильму), которые в основном направлены на контроль понимания содержания видеофрагмента и первичное закрепление языкового материала. Каждый из 26 эпизодов видеокурса обладает относительной самостоятельностью в плане смыслового содержания. Это дает учителю возможность самому определить способ введения материала - последовательное включение видеофрагментов в учебный процесс или использование отдельных эпизодов с учетом соответствия тематики видеофильма лексическому минимуму и коммуникативным
ситуациям, включенным в программу по английскому языку для конкретного этапа обучения. Количество и характер информации, содержащейся в видеофильме, должны соответствовать количеству и качеству информации, которую способен усвоить учащийся в определенный момент изучения английского языка. Приведем примеры включения видеофильмов в учебный процесс по английскому языку. 1. После изучения темы “How Do You Treat the Earth” по учебнику
В.П.Кузовлева “Счастливый английский 2” и “The World We Live in” по учебнику английского языка для 10 класса Л.Г.Денисовой целесообразно провести занятия с просмотром видеофильма “Man’s Best Friend”. 2. В ходе изучения темы “Праздники в США” рекомендуется провести видеозанятие с демонстрацией эпизода 6 “Thanksgiving”.
3. При изучении темы “Спорт в нашей жизни” можно использовать видеофильм “A Peace of Cake”. 4. Работая над темой “Выбор профессии”, следует использовать видеофильм “It’s Up to You”. Эффективность использования видеофильма при обучении речи зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура видеозанятия, как согласованы учебные возможности видеофильма с задачами обучения.
В структуре видеозанятия для обучения устной речи можно выделить четыре этапа: 1) подготовительный - этап предварительного снятия языковых и лингвостpановедческих трудностей; 2) восприятие видеофильма - развитие умений восприятия информации; 3) контроль понимания основного содержания; 4) развитие языковых навыков и умений устной речи. Четвертому этапу может предшествовать повторный просмотр фрагмента.
В качестве примера приводим возможный вариант работы с видеофильмом “A Piece of Cake”. 1. Подготовительная работа. Учащимся сообщается название фильма и предлагается догадаться, о чем будет фильм. Затем вводится новая лексика, которая необходимая для понимания фильма и предназначенная для активного владения. Новая лексика вводится перед просмотром каждого акта. Особое внимание уделяется фразеологизмам: It’s a piece of cake.
No sweat. It’s a snap. It’s rough. It’s tough. Проводится страноведческий комментарий (учитель сообщает о роли физических упражнений и диеты в жизни американцев). Today, millions of Americans are exercising for good health. One out of every ten Americans exercises every day to stay in good shape. Interest in exercising and eating healthy foods is popular all across the country.
Every day in the United States, thousands of men, women, and children run through parks or city streets for good health. Today, fitness is part of the American way of life. More than ever before, a good diet and exercise program are important in the U.S.A 2. Восприятие видеофильма (по частям). Перед просмотром каждой части (акта) учащиеся получают установку. Акт 1. Why do Marilyn and Richard make a bet?
What’s the bet? Акт 2. Why does Richard sing and dance after the aerobic class? Акт 3. What did Richard understand? 3. Проверка понимание основного содержания. Сначала учащиеся отвечают на вопросы, поставленные перед учителем перед просмотром. Затем можно использовать упражнения типа “Выбери правильный ответ”, “Расположи предложения в логической последовательности” и др Например, после просмотра второго акта можно предложить следующее упражнение.
What happens after the class? Circle a,b,c. 1. Richard sings and dances because a) he is happy that he won the bet. b) he enjoys doing exercises. c) he wants Marilyn to think that he feels fine after exercising. 2. Richard makes Marilin believe that a) he didn’t really exercise. b) he photographed the class. c) he exercised with no problem. 3. Richard a) tells Marilyn the truth. b) doesn’t tell
Marilyn the truth. c) doesn’t remember the truth. 4. Развитие навыков и умений устной речи. Коммуникативное говорение можно стимулировать с помощью различных заданий. 1. Describe Marilyn after the aerobic class. 2. Act out a dialogue between Richard and Marilyn about doing exercises. 3. Comment on Richard’s behavior after the class. 4.
What idioms would you use to describe the advanced aerobic class which Richard and Marilyn attended together. 5. Prove that Richard and Marilyn were a loving and friendly couple. Для решения каждой из поставленных задач ученики должны знать не только общее содержание видеофильма, но и помнить детали, а также уметь оценивать события, давать характеристику действующим лицам, используя
при этом слова и выражения из речевого сопровождения видеофильма. Практика показывает, что особенно эффективными на начальном этапе обучения иностранному языку являются видеомультипликации. Их использование позволяет развивать речевую активность школьников, а также повысить речевую активность обучения. Примером могут служить видеокурсы “Muzzy in Gondoland” и “Muzzy comes back”. Действующие лица этих мультфильмов наделены определенным характером,
действуют в конкретных условиях. Отсутствие избыточной информации дает возможность однозначной семантизации языкового материала изображением-рисунком. В этом заключается одно из преимуществ мультипликации перед игровым кинематографом. Психологами установлено, что карикатуры, гиперболизирующие различные признаки предмета, узнаются гораздо быстрее, чем фотоснимки того же предмета. Это происходит потому, что на фотоснимках имеется слишком много подробностей, излишней информации.
Мультипликация дает возможность легко проникнуть в суть реальных вещей и явлений и в простой наглядной форме донести информацию до учащихся. Звуковой ряд мультфильмов серии “Muzzy” представляет собой диалог, в котором обеспечивается необходимая повторяемость языкового материала, которая достигается сюжетным построением фильмов. Воссоздание типичных ситуаций общения (“Знакомство”, “В гостях”, “Занятия спортом и т.д.) позволяет стимулировать речевую деятельность учащихся, их коммуникативную активность.
Большое эмоциональное воздействие на учащихся оказывают мультфильмы Уолта Диснея. Не случайно их с большим интересом смотрят и дети, и взрослые. Методически важно и то, что интерес к мультфильмам не ослабевает при многократных просмотрах. Это помогает поддерживать внимание к неоднократно предъявленному учебному материалу и обеспечивает эффективность восприятия. Несомненными достоинствами мультипликационных видеофильмов являются их:
1) аутентичность; 2) информативная насыщенность; 3) концентрация языковых средств; 4) эмоциональное воздействие на обучаемых и др. Эффективность использования видеофильмов зависит от рациональной организации занятий. В структуре видеоурока можно выделить следующие этапы: 1. Преддемонстрационная работа, включющая лингвострановедческий комментарий, установку на понимание. Например, перед просмотром фильма “Книга джунглей” учащимся сообщаются краткие сведения о
Р.Киплинге и его творчестве. 2. Демонстрация фильма. 3. Проверка понимания содержания с помощью вопросов. 4. Активизация языкового материала с помощью заданий. а) Деление фильма на основные эпизоды. Например, в фильме “Робин Гуд”: 1) Принц Джон и “Гадалки”. 2) День рождения Скиппи.
3) Турнир. 4) Освобождение пленников. б) Работа с фонограммой фильма по эпизодам с заданием повторить реплики героев. в) Определение, кому принадлежат произносимые учителем реплики и к какому эпизоду они относятся. Например: “The family that saves together, pays together”, “We saved it for a rainy day”, “Absence makes the hearts grow fonder”. г) Ролевая игра: распределение ролей, просмотр эпизодов фильма с целью проговаривания реплик синхронно со своим героем.
Драматизация диалогов и отдельных сцен. 5. Пересказ содержания в устной и письменной форме. Упражнения после просмотра рассчитаны не только на закрепление, но и на расширение материала. Заключительной частью задания должна стать речевая деятельность учащихся, когда все обучающиеся становятся участниками речевого общения в ходе ролевой игры. Поэтому необходимо максимально полное понимание мультфильма. Оно достигается при помощи видеоповторов, когда тщательно отрабатывается каждый мини-отрезок фильма.
Таким образом, методически обоснованное, систематическое использование мультипликаций в обучении английскому языку школьников любого возраста способствует созданию устойчивого интереса к изучению иностранного языка и совершенствованию умений учащихся. Подводя итог изложенного, можно утверждать, что учебные видеокурсы и мультипликации раскрывают широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делают учебный процесс овладения иностранным языком привлекательным для
школьников на всех этапах обучения. Обучение групповому общению на уроках английского языка Одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной методики является обучение устному общению. Общение в психологической литературе характеризуется как совокупность социальных связей, средство динамического взаимодействия общества и личности, как непосредственно переживаемая реальность. Большинство авторов определяет общение через понятие “взаимодействие” двух или более людей, состоящее
в обмене между ними информацией познавательного или аффективно- оценочного характера, т.е. рассматривает прежде всего интеракционную форму. Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса - задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении. В настоящее время на уроках иностранного языка преобладают индивидуальные или парные формы работы, представленные монологической или диалогической речью учащихся.
Общение осуществляется преимущественно в таких рамках: учитель - ученик, учитель - класс, ученик - ученик. Однако в естественных коммуникативных ситуациях человек гораздо чаще сталкивается с полилогической формой общения, чем с диалогической: мы общаемся с членами своей семьи, с одноклассниками, с друзьями на тренировках, соревнованиях, в клубах по интересам и т.д. Поэтому обучение групповому взаимодействию на уроке иностранного языка должно стать не только методом
обучения устной речи, а естественным компонентом учебного процесса. Групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они могут помогать друг другу, успешно корректировать высказывания собеседников, даже если учитель
не дает такого задания. Чтобы групповое речевое сотрудничество было эффективным, необходимо целенаправленно обучать школьников технологии общения. Знакомство с теоретическими работами психолингвистов и социолингвистов (G. Kaspar, T.B. Carlson, K.L. Allwright и др.), а также анализ практического опыта обучения позволили некоторым образом систематизировать способы и приемы обучения групповому общению на уроках английского языка. Организация группового общения начинается с формирования речевых групп.
Многочисленными исследованиями психологов было доказано , что оптимальный состав группы - четыpе- пять человек, временно объединенных учителем в целях выполнения учебного задания и имеющих общую цель и функциональную структуру. В зависимости от характера задания состав речевой группы может меняться. Чтобы более рационально подбирать состав группы для решения речевых задач, учитель должен иметь представление об учебных и внеучебных интересах учащихся, уровне их коммуникабельности, эмоциональности, социальном
статусе. Уровень обученности иностранному языку не всегда является ведущим критерием организации речевой группы. Практика показывает, что наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В группе каждый ученик может проявить себя, внести свой посильный для него вклад в общее дело. в процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки.
Количество речевых групп определяется видом групповой работы и заданием, которое ставится перед учащимися. Участие в речевом общении предполагает владение мотивом деятельности, задаваемым коммуникативным заданием, и совершение речевого поступка в соответствии с этим мотивом. Если всем группам предстоит обсуждать одну и ту же проблему, учитель может сообщить о цели задания после организации речевых групп. Для обсуждения разных проблем задания лучше объявлять до формирования
групп. Тогда учащиеся, интересующиеся одной темой, смогут объединиться для совместного творчества. Для начального этапа обучения иностранным языкам наиболее эффективными и доступными являются такие формы группового общения, как драматизация и ролевая игра. Драматизация - представления в виде сцен рассказов, сказок, забавных историй, а также сюжетных картин. Задача учащихся состоит в том, чтобы воплотить заданную тему и сюжет в акт речи.
Для организации таких заданий учителя английского языка могут использовать книгу для чтения Т. Клементьевой “Счастливый английский I”, дополнительные материалы для чтения, а также видеоматериалы (например, “Мази”). Ролевая игра может изображать элементарный коммуникативный акт (покупка, поздравление, знакомство и пр.) и сложный коммуникативный акт, состоящий из серии элементарных (выбор маршрута путешествия - в бюро путешествий - в железнодорожной кассе). Могут быть ролевые игры, участники которых исполняют
обобщенные стандартизированные социальные роли (библиотекарь, продавец, пассажир и др.), не имеющие личностных характеристик и действующие в стандартных ситуациях повседневной жизни. И, наконец, это может быть ролевая игра в которой участники исполняют роли вымышленных персонажей, обладающих всеми личностными характеристиками конкретного лица (пол, возраст, семейное положение, личные качества). Данная разновидность предполагает наличие определенного количества персонажей и проблемной
ситуации, в которой участники действуют. Их задача - разрешить проблему. Например: “На улице холодно, идет снег, а шестиклассница Анна собирается идти погулять без теплого шарфа и перчаток. Члены семьи (дедушка, старший брат и родители) стараются убедить ее одеться теплее”. Интересной формой группового общения при обучении иностранному языку на продвинутом этапе являются
игры типа “Брейн ринг” или “Риск”. Группы учащихся вместе готовят ответы на поставленные вопросы, принимают решения и сообщают о них. Используются вопросы, проверяющие знания культуры, литературы, традиций англоязычных стран и своей страны, общую эрудицию и сообразительность, лингвистический кругозор. Например: “В чем состоит отличие американского футбола от европейского?” или “Назовите города и штаты США, имеющие одинаковое название”, “Каково первоначальное значение английского слова ‘хобби’ “?
Еще одной формой группового общения, близкой к подлинному общению, является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы. Каждый учащийся выбирает удобную для себя роль и высказывается от имени выбранного им персонажа. Таким образом, снимается психологический барьер страха перед языковой ошибкой и представляется возможность высказывать свое мнение. Преподаватель берет на себя роль организатора общения, он поддерживает обсуждение
уточняющими репликами, наводящими вопросами, обращает внимание на оригинальные мнения участников, спорные проблемы, снимает возникающее напряжение. Со временем роль ведущего (лидера) может быть передана одному из учащихся. Содержанием таких дискуссий может быть любая проблема реальной жизни. Это могут быть дискуссии по морально-этическим, социальным, политическим и другим вопросам. Например, выбор профессии, планы на будущее, отношения с родителями, защита окружающей среды, роль
женщин в обществе и другие. С большим интересом готовятся учащиеся к обсуждению таких проблем как “Проблемы подростков и молодежи”, “Школа будущего - учитель или компьютер?”, “Идеальная семья - вымысел или реальность?”, “Служить по желанию или обязанности?” Ведущий объявляет тему дискуссии, организует дебаты и делает заключение в конце обсуждения. Роли выбираются по желанию. Например, при обсуждении проблемы отношений с престарелыми людьми учащиеся выступают от имени следующих
персонажей: директор дома ветеранов, социальный работник, психолог, врач, продавец, члены семьи престарелого. Такой тип группового общения, как дискуссионная игра, отличается высокой мотивированностью, вытекающей из значимости обсуждаемых вопросов, и заинтерисованности всех в нахождении возможных правильных решений. Дискуссия как форма работы считается сложной и требует проявления многих качеств коммуникантов, от которых требуется владение достаточным уровнем речевой компетентности, т.е. операционной готовности
включиться в реальную коммуникацию. С помощью специальных упражнений необходимо научить школьников запрашивать информацию, уточнять полученную информацию, вступать в разговор, вовлекать в него других участников, адекватно эмоционально реагировать на реплики партнеров по общению, соглашаться или не соглашаться с мнениями других. Данные коммуникативные действия реализуются с помощью: а) реплик согласия/несогласия: Right, I think the same; I’m afraid you are wrong;
I think ; Exactly; Absolutely; As for me ; On the contrary; I don’t think so; б) фраз и вопросов уточняющего характера: What makes you think so?; Where have you got this information?; Do you mean ; What do you mean?; What’s your idea about this?; I beliеve ; Well, I suppose ; в) эмоциональных реакций:
Unbelievable!; That sounds strange; Incredible! How nice! Great! I can’t believe it; г) обобщающих суждений: On the whole; In general; Summing up all you’ve just said; Let’s come to a conclusion; The result is ; Умение реплицировать формируется в ходе выполнения респонсивных упражнений разных типов: вопросо-ответных, репликовых и упражнений типа условная беседа.
Например: Let’s talk a little. On hearing a statement each of you should say something. Follow the scheme of typical responses (exсlamation, question, statement, request, suggestion, etc.). Model: Our headmaster has invited a group of American high school students to our school. Exclamation: - Fine! How nice! Question: - When will they come? Suggestion: - Let’s take them to our discoteque. Request: -
Will you help us to talk to them? Упражнения такого типа стимулируют условно-коммуникативную, неподготовленную и частично инициативную речь учащихся на иностранном языке. Однако эти упражнения сами по себе не могут сформировать у учащихся умения вести дискуссию. Необходимо научить школьников сочетать эти реплики в естественной речи, непринужденно развертывая общение. С этой целью можно использовать беседу на различных этапах обучения иностранному языку.
В заключение хотелось бы подчеркнуть необходимость использования на уроках всех типов группового общения, т.к. они обеспечивают воссоздание в учебных условиях тех ситуаций, которые актуальны для будущего иноязычного общения обучающихся. Примерные темы групповых дискуссий. 1. Is protection of the еnvironment an important problem today? 2. Should women work outside the home? 3. How should the elderly people be taken care of?
4. Should AIDS prevention be taught in our school? 5. Is choosing a profession for secondary school graduates the responsibility of the parents only? 6. Are more prisons for teenagers the answer to the rising crime rates? 7. Should teenagers work after classes to have their pocket money? 8. An ideal family - fact or fiction? 9. Are mass media a reflection of society?
10. Television is a source of education and pleasure, isn’t it? 11. “He who loves not his country can love nothing.”(Byron) 12. Is education so important for the good of society? 13. Peace on earth is everybody’s concern. 14. The country expects every man to do his duty. 15. “Reading is to the mind what exercise is to the body.” 16.
Theatres renewal or decline? Примеры ролевых ситуаций. 1. You are a new pupil and talk with your classmates about the time-table. 2. You were absent from school yesterday. Talk with your friends about what they did yesterday. Start the conversation. 3. You invited your friends to the birthday party. Start the conversation at birthday dinner. 4. You have just returned from a trip to
Moscow. Start the conversation with your parents. 5. You are the shop assistant suggesting Christmas gifts to a group of schoolchildren. 6. You are a police officer in the street. Three members of a school group from the U.S.A. have become separated from their group. Help them to find the way to the hotel. 7. You are at your grandparents house watching television.
You don’t like the program. Try to convince your grandmother and grandfather to change to another program. 8. You are a librarian. Try to convince the boys who are not very much interested in reading to choose some interesting books for their English class. 9. You are custmers talking with a waiter at a cafe. 10. You are two passengers talking with a stewardess on a plane.
Примеры заданий и вопросов страноведческой игры-викторины “Риск”. I. Questions. 1. What was the first name of New York? (New Amsterdam) 2. On what rivers do Washington D.C. and London stand? (the Potomac, the Thames) 3. What is the largest lake in North America? (Lake Superior) 4. What are the largest
British universities? (Oxford, Cambridge) 5. What’s the nickname of New York city? (Big Apple) 6. What is the most popular sport in Wales? (Rugby) 7. What country is called a “melting pot” or “mixed salad”? (the U.S.A.) 8. Who was George Washington’s Vice President? (John Adams) 9. Which American companies are called the “Big
Three”? (Ford, GM, Crysler) 10.I n what country do the people most speak Gaelic? (Ireland) 11. What two geographical regions fought in the American Civil War? 12. What country did America buy Alaska from? (Russia) 13. What state is Disney World in? (Florida) 14. What are the four popular professional sports in America? (Basketball, baseball, football, hockey) 15.
In what city were Paul, John, George and Ringo (Beatles) born? (Liverpool, England) 16. In the legend as well as in the movie, in what city was Robin Hood born (Locksley) 17. What is the national Scottish musical instrument (Bagpipe) 18. Where is the tallest skyscraper in the world? (Chicago) 19. What is the national symbol of America? (The bold eagle) 20.
Why do the Americans celebrate the 4th of July? II. Give British variant of the American English apartment (flat) candy (sweets) french fries (chips) gasoline (petrol) line (queue) mailman (postman) rooster (cock) subway (tube) truck (lorry) vacation (holiday) faucet (tap) III. Give Russian equivalents to the following proverbs and sayings. A man is judged by his deeds, not by his words. (Не по словам судят, а по делам).
A friend in need is a friend indeed. (Друзья познаются в беде). Better a lean peace than a fat victory. (Худой мир лучше доброй ссоры). Business before pleasure. (Делу время, потехе час). He works best who knows his trade. (Дело мастера боится). Think today and speak tomorrow. (Сначала подумай, а потом скажи).
IV. Listening and comprehension contest. 1. He lived in Greece. He was God of shepherds. He liked to hunt and play the flute and was very strange. People were afraid of him and when they saw him they cried loudly. Now we all know the word, which means “uncontrolled, quickly spreading fear”. This word is derived from the name of that Greek God.
What was his name? What’s the word? (Pan. Panic) 2. He was a scientist who left 3.5 million dollars to make the prize after his death. Each prize consists of a diploma, a gold medal and money (from 20 to 40 thousand dollars). Every year five prizes are given to people for the greatest contribution to physics, chemistry, medicine, literature and world peace. The peace prize is given in
Oslo, others in Stockholm. Who is the man? What’s the Prize? (Alfred Nobel.Nobel prize). Методика работы над проектом по учебнику английского языка “Happy English II” В настоящее время обучение школьников иностранному языку направлено на формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на английском языке. Очевидно, что достижение этой цели становится возможным, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся
могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретенными знаниями и сформированными речевыми навыками и умениями. Учебник “Happy English II” В.П. Кузовлева и др содержит информативный и познавательный материал, который ориентирован на развитие личностной активности школьников, вовлечение их в творческую деятельность. В конце каждого цикла учебника предусмотрен специальный урок “My
Project”, на котором учащиеся разрабатывают и представляют свой проект. Например, “The School I Would Like to Go to”, “What We Can Do to Help People”, “Let’s Make the World a Better Place” и др. Работа над проектом предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развивает их воображение, фантазию, мышление.
В условиях работы над проектом формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать, которая диктуется желанием принять участие в общении. Работа над проектом основывается на групповом взаимодействии, которое является не только методом обучения, но и естественным компонентом учебного процесса. Состав участников творческой группы определяется такими критериями, как а) уровень обученности, б) коммуникабельность, в) инициативность, г) работоспособность,
д) интересы учащихся и др. В зависимости от темы проекта и интересов учащихся состав участников может меняться. Что касается количественного состава группы, то наиболее успешно разрабатывают проект группы из 3-4 человек. Таким образом, в классе образуются 4 творческие группы, работающие по одной теме. Учитель может расширить круг тем, а также предложить учащимся придумать свои. Например, работая над проектами первого цикла “My
School” и “School I Want to Go”. Можно также создать проекты “School of the Future” и “School of My Dream”. А обсуждая план проекта цикла III “What We Can Do to Help People”, вполне возможно расширить тему, внеся некоторые изменения в название: “What We Can Do to Help Troubled Children” и “What We Can Do to Help Needy People”. Опыт показывает, что проблемы взрослых, такие, как судьба беженцев
из бывших республик Союза, жизнь детей, оставшихся без родителей, по-настоящему волнует наших подростков. Работа над проектом проходит в несколько этапов. В зависимости от планируемого результата (плакат, чертеж, выставка фотографий и рисунков и т.д.) она может занимать одно занятие или ей отводится время на нескольких уроках. Кроме того, учащиеся получают домашние задания поискового характера. Такие задания предполагают самостоятельную работу с дополнительной литературой, прослушивание радиопередач,
интервьюирование одноклассников, учителей, родителей. Этапы работы: 1. Работа над темой цикла (овладение лексикой, грамматическими образцами, аудирование и чтение текстов по теме, активизация материала в упражнениях). 2. Обсуждение темы будущего проекта. Учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера в материалах учебника (например, “Why is the problem of ecology so important now?”, “Can mass media really help a
lot in solving environmental problems?”), доказывают необходимость работы над будущим проектом. 3. Формирование творческих групп, распределение задания между членами группы, работа над планом проекта. Одному из учащихся, например, поручают нарисовать плакат или рекламу, другому собрать фактический материал и т.д. 4. Сбор дополнительной информации. Работая над проектом “Let’s make the world a better place”, учащиеся могут использовать не только тексты учебника, но и материалы периодической печати, журналов
по экологии, аутентичные учебные пособия (“Streetwise”, Oxford University Press стр. 56-57; газета “English” - приложение к газете “Первое сентября” и др.). Особое внимание должно уделяться краеведению. Познакомив учащихся с экологической обстановкой их родного города, можно предложить им еще один вариант проекта “Places on the map of your city which need your help”. 5. Оформление проекта (рисунки, плакаты, чертежи, сценарии праздника).
Одни проекты учащиеся могут оформить самостоятельно дома, другие, требующие большей помощи со стороны учителя, должны создаваться в классе. Главное - не подавлять инициативу учащихся, с уважением относиться к любой идее, предложению, помогать, но не диктовать, не навязывать свою точку зрения. 6. Презентация проекта. Этот этап работы всегда должен быть праздником для ребят. Одновременно это очень ответственный этап. Ведь весь отобранный, творчески оформленный материал надо
так ярко и эмоционально приподнести, чтобы заинтересовать одноклассников, для которых каждый чужой проект - сюрприз. 7. Подведение итогов работы. Очень важно на этом этапе дать возможность учащимся выразить свое мнение, обменяться впечатлениями. Самые яркие, оригинальные, содержательные проекты награждаются аплодисментами зрителей и символическими медалями. Каждый проект заслуживает одобрения и похвалу: в него вложен труд и творчество.
Не следует заострять внимание на ошибках. Ведь основное внимание школьников направлено на содержательную сторону высказывания. Ошибки можно незаметно записать на карточках, систематизировать, а на уроках отработать в различных упражнениях. Приводим примеры некоторых проектов учащихся 7 классов. После обсуждения таких экологических проблем, как Littering, Air pollution, Water pollution, Endangered animals,
Destruction of natural resources, учащиеся сделали плакаты на английском языке: “Pick up litter”, “Save water”, “Use less paper”, “Reuse old newspapers”, “Plant trees and flowers” и другие, развесили их на стенах школы. Затем каждая группа собрала фактический материал и выступила с сообщениями перед классом. Одно из них называлось “Help Wild Animals”. Help Wild Animals We think it is necessary to help wild animals.
Many of them are in danger now. For example, pandas which live in the jungle and white bears which live in the Antarctic. White bears eat fish. If people pollute rivers and seas, animals die. All woods are home to animals and birds. It is important to take care of them. If trees are damaged and flowers and grass are cut, birds and animals may be extinct. Each of us can do something to help nature. We must not frighten animals or bird.
We must never break plants or baby trees. We are proud of our classmates who have made some bird feeders this winter and filled them with food. There are many squirrels in the park near our school every winter. We believe they come here “to ask” for help, because they eat from our hands. We are sure that not only Greenpeace, Friends of Earth or Wildlife Service can take care of nature. There are a lot of ways of keeping the planet healthy and
we must take part in environmental activities. Let’s help wild animals and birds! We announce a contest for the most interesting ideas and plans. Другое сообщение посвящалось экологической обстановке Пензенской области. Учащиеся посетили комитет по охране природы, познакомились с материалами периодической печати, прошли по тропе здоровья и экологической тропе.
Вот текст их выступления. Local Environmental Problems We are the caretakers of the earth. We know that polluted air, water and land are harmful to plants, animals and people. As a result of our investigation we found out that 17 districts of our region are severely polluted. People of Penza, Serdobsk, Kuznetsk, Belinsky and other towns of Penza region suffer from smog.
Their industries pour their waste into rivers Sura, Ivanovka, Insarka and others. Many purifying systems don’t work well. Every year Penza region plants pollute the atmosphere with about 12 thousand tons of harmful substances. These are very dangerous wastes. They go into the air and are carried by winds for great distances. As a result many animals have become extinct, for example, golden eagle, musk-rat, etc.
60% of air pollution is caused by different means of transport: cars, trucks, buses. Penza plants use about 60 thousand auotomobiles, over 100 thousand cars are in private use. Public anxiety has grown after the Chernobyl disaster, which resulted in radio-active pollution of vast territories, including Penza region. Then we must remember, that when we use aerosol sprays we destroy the ozone layer, which protects the Earth from the dangerous ultraviolet rays of the sun.
The list of serious environmental problems could be continued and we invite you all to take part in environmental actions to keep our town and region suitable for living. С большим интересом работали учащиеся над проектом “Welcome to Our Home Town”. Результатом были рекламные проспекты, рассказывающие об интересных местах Пензы. Welcome to Our Home Town A warm Penza welcome awaits you at the
Penza Hotel, superbly located downtown on the banks of the river Sura. Within walking distance of the hotel are wonderful dining and shopping opportunities, including the exclusive shops of Moscovskaya street. Experience a wonderful Theatre production, or take in a concert at Concert Hall. Other nearby attractions include the Circus, the
Savitsky Art Gallery and the Folk Crafts Museum, the Belinsky Park. No doubt you have plenty of other places to go, because Penza is a city full of sights, history and atmosphere. You can reach any part of Penza easily and enjoy the bus ride. At the end of your day, return to the comfort and relaxation of the
Penza Hotel where all the comforts of home await you! Experience the charms of Penza! В работе над проектом имеются и трудности. Не всегда учащиеся готовы обсуждать организационные вопросы по-английски, поэтому прибегают к использованию русского языка, обращаются за помощью к учителю на английском языке. Тогда можно заключить “сделку” - если затрудняешься расспросить о важном для тебя по-английски, спроси
по-русски, но объяснения услышишь на английском языке, так что будь внимателен. Чтобы облегчить учащимся работу по подготовке проекта, можно предложить им памятку-инструкцию для организации групповой работы. Например, создавая проект к циклу II “They are(were) good at ”, учащиеся могут работать по следующему плану. 1. Find information about 3-4 famous people who lived in the past or live now.
2. Make stories about them, explaining why they became famous. 3. You are welcome to bring pictures, posters, photos and cassetes to make your project more interesting. 4. Describe how you worked(what you did first, then, next, after that, finally). 5. Words and phrases which may help: to be good at something(doing something); nicely, seriously, beautifully, skilfully, regularly, correctly, hard, etc. We’d like to present our project
Welcome to the presentation The project was developed by . Пожелание успеха (Good luck!) и красочное оформление памятки способствует повышению творческой активности учащихся, настраивают на работу. В работе над проектом неизбежны языковые ошибки: ведь часть дополнительной информации ученики находят в русских источниках. Поэтому работа по повторению и обобщению необходимого грамматического материала должна предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразнее разрабатывать
на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что данный прием организации групповой работы имеет ряд достоинств и приносит положительные результаты: работа над проектом вызывает большой интерес учащихся, разнообразит урок, развивает способность к общению, укрепляет межличностные отношения. Обеспечиваются условия для развития всех речевых умений, так как учащиеся поставлены в условия,
когда они вынуждены пользоваться иностранным языком и как средством извлечения информации, и как средством общения. Такой способ организации учебного труда несомненно способствует росту мотивизации к изучению языка, а следовательно помогает достижению целей обучения, выдвинутых современной программой. Тестирование в обучении английскому языку Коммуникативный подход к обучению иностранному языку, получивший широкое распространение в современной школе, требует разработки качественной оперативной и одновременно
объективной системы контроля. Вот почему проблемы тестирования в последние годы привлекают все большее внимание учителей иностранных языков. Ведь тесты обладают безусловным преимуществами по сравнению с другими формами контрольных заданий: тест позволяет работать одновременно с большим количеством обучаемых; результаты его выполнения устанавливаются быстро и просто. Достоинством теста является и его полифункциональность.
Помимо контролирующей функции тест может служить средством диагностики трудностей языкового материала, а также способом прогнозирования успешности или неуспешности обучения. В методической литературе можно найти различные классификации тестов: по их цели, структуре, форме выполнения, содержанию, условиям проведения и т.д. Наиболее распространенной является классификация тестов по их назначению.
Основная цель прогностических тестов состоит в определении способности того или иного учащегося к изучению иностранных языков (aptitude tests). Общее владение языком проверяется с помощью так называемого proficiency теста. Средством текущего и итогового контроля сформированности навыков и развитие умений служит тест достижений (achievement test). Причем тесты, измеряющие общие умения в речевой деятельности (proficiency), не зависят от конкретной программы, методики или учебного пособия, которые использовались в процессе
обучения. Тесты могут быть тематическими/промежуточными (formative tests) или итоговыми (summative tests). Итоговые тесты предназначены для измерения уровня обученности учащихся с помощью стандартизированных заданий. Тематический тест имеет целью показать учителю и учащимся недостатки в ходе обучения, выявить трудности в овладении учебным материалом, а также мотивировать работу учащихся по повторению изученного материала определенного раздела учебника. Тестирование как область прикладной психологии предлагает
введение сравнимых количественных единиц, отражающих характеристики изучаемого явления. По выражению американского психолога Торндайка, все, что существует, существует в каком-либо количестве. Действительно, основным отличием теста от традиционной работы состоит в том, что он предполагает измерение. Поэтому оценки по результатам тестирования отличаются большей объективностью, которая гарантируется измерением количественной информации. Каковы же объекты тестирования?
Согласно требованиям школьной Программы по иностранным языкам основной целью обучения в базовой школе является достижение минимального достаточного уровня коммуникативной компетенции, которая предполагает овладение основополагающей системой знаний (лексических, грамматических, фонетических) и речевых и социокультурных умений (аудирование, говорение, чтение и письмо). Их взаимодействие необходимо для осуществления общения на иностранном языке. Следовательно, объектами тестирования выбираются либо элементы языка (тесты по
лексике, грамматике), либо речевая деятельность (тесты по аудированию, говорению, чтению, письму). Качество любого теста определяется его надежностью и валидностью. Под надежностью понимается определенная устойчивость показателей теста - близость или совпадение результатов при повторных измерениях. Надежный тест должен исключать случайность того или иного результата. Показатель надежности свидетельствует о последовательности результатов измерений.
Валидность (добротность, пригодность, действенность) теста определяется с помощью сравнения результатов с каким-либо внешним критерием. Валидным будет считаться тест, измеряющий уровень развития тех умений, навыков, знаний, для измерения которых он предназначался, т.е. тест и оценки за него должны измерять одни и те же знания и речевые умения. Это значит, что правильная интерпретация результата теста будет возможна только в том случае, когда задание, предназначенное для проверки знания учащимися определенной
группы слов или грамматических форм, измеряет уровень сформированности именно этого знания. Какими основными характеристиками должен обладать правильно составленный тест? Анализ психолого-педагогической литературы и практический опыт использования тестовой методики контроля позволяет сформулировать основные требования, которым должны отвечать тесты. 1. Каждый тест имеет определенную цель и только с этой целью должен применяться.
2. Тестовые задания должны содержать лишь одну, четко определенную трудность. 3. Тест должен включать задачу, требующую однозначного (как в языковом, так и в содержательном плане) решения. 4. Задания теста должны быть содержательно и конструктно валидны (следует обратить внимание на четкость формулировок заданий). 5. Тесты должны быть построены на изученном языковом материале. 6. Важным свойством хорошо составленного теста является его экономичность.
Под этим параметром подразумеваются малые затраты времени как на выполнение теста в целом, так и на отдельные виды заданий. 7. Организация теста должна быть несложной, чтобы можно было легко подсчитать его результаты. 8. Задания в тесте следует располагать по степени нарастания трудностей. 9. Тесты как измерительное средство при разных видах контроля должны соответствовать определенным критериям, адекватно удостоверенным в паспорте измерительного средства.
10. Задания могут предлагаться как на иностранном, так и родном языке учащихся. 11. В зависимости от уровня обученности и условий обучения тест может содержать от 40 до 100 позиций. По своему характеру тестовые задания относятся к проблемным ситуациям. Задача тестируемого заключается в решении конкретной проблемной ситуации. При выполнении тестовых заданий учащийся выполняет ряд мыслительных операций над языковым материалом.
К таким операциям относятся выделение и идентификация объекта, составление (поиск сходства, различия), трансформация, обобщение, исправление, завершение (поиск недостающего элемента) и т.д. Наиболее частыми приемами, отражающими эти вербальные операции, являются: 1.множественный выбор; 2.завершение; 3.сопоставление; 4.трансформация; 5.действия с группировками; 6.исправление;
7.расположение по порядку. Характер заданий в немалой степени зависит от объекта тестирования. Если тестируются языковые знания, то за основу тестовых заданий берутся явления языка. С этой целью используются обычно промежуточные тесты по окончании работы над циклом учебника или темой. Тестировать речь - это значит брать за основу выполнения задания те внеязыковые отношения, которые заложены в конкретном речевом высказывании. В условиях коммуникативного обучения иностранным языкам
наиболее целесообразным представляется комплексный подход к тестированию. В ходе тестирования учащиеся должны продемонстрировать умение использовать языковые (грамматические, лексические, фонетические), лингвострановедческие знания во всех видах речевой деятельности (говорении, чтении, аудировании, письме). Тестовые задания должны составляться в соответствии с государственным образовательным стандартом. Для учащихся, изучающих иностранный язык углубленно, могут быть предложены
дополнительные задания. Непременным условием успешности тестового контроля является использование тестов в функции упражнений в ходе тренировочной работы. Тогда ученики будут четко представлять, какие именно умения требуются от них при выполнении того или иного задания теста, что и как будет оцениваться в итоге. Согласно критериям государственного стандарта обученности по иностранным языкам школьники, правильно выполнившие не менее 60% тестов и тестовых заданий, достигли минимального уровня обученности, зафиксированного
в стандарте, что должно оцениваться по типу зачетной системы: достигнут / или не достигнут уровень стандарта. Результаты тестовых работ могут быть оценены отметками в баллах. Для каждого типа учебных заведений можно рассчитать свою норму выведения отметки на основе стандартной оценки. Для классов гимназий и лицеев, где иностранный язык изучается углубленно, можно предложить следующие оценочные критерии: “5” - учащийся выполнил правильно 90-100% тестовых заданий, продемонстрировав высокий
уровень сформированности языковых навыков и речевых умений. “4” - учащийся выполнил правильно 80-89% тестовых заданий, допустив некоторые ошибки и недочеты. “3” - правильно выполнено 60-79% тестовых заданий. В обычной средней школе оценочные критерии могут быть несколько ниже. Изложенное выше свидетельствует о том, что тест в учебном процессе можно применять и в качестве тренировочного упражнения, и как средство контроля. Результаты тестирования позволяют определять уровень обученности
учащихся и выявить перспективы и тенденции в развитии образования. Методически грамотно организованное тестирование позволяет осуществлять обратную связь и, таким образом, способствует повышению эффективности обучения иностранному языку. Приложение I Тестовыве задания по лексике, грамматике и чтению, представленные ниже, отвечают принципу доступноссти и программным требованиям, предъявляемым к учащимся средних школ, гимназий и лицеев.
Тесты не разделены по классам и не соотнесены с процессом обучения. Они могут использоваться учителем по его усмотрению на протяжении всего курса обучения (V - XI классы) позволяя выявить общие, типичные ошибки учащихся. Наряду с самооценочными тестами (“Test Yourself”), предложенными в современных учебниках английского языка для средней школы, представляется целесообразным использовать и проверочные тесты (revision tests),
являющиеся эффективной формой контроля в обучении иностранному языку. Sample Tests 1. Read each word that has a number. Find a word on the right that means the opposite and write the letter on the line. A. 1. soft a. inside B. 1. summer a. night 2. glad b. opened 2. before b. hate 3. lived c. hard 3. wet c. lost 4. hear d. far 4. day d. winter 5. outside e. sad 5. love e. after 6. slow f. ahead 6. found
f. big 7. behind g. died 7. give g. dry 8. closed h. fast 8. little h. take 2. Odd one out. penny, happy, easy, busy helper, enter, skier, speaker correctly, neatly, lovely, properly
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |