Реферат по предмету "Лингвистика"


Применение интерактивных методов в обучении английскому языку

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Нижнекамский муниципальный институт Кафедра Иностранных языков Специальность 031201 – Теория и методика преподавания иностранных языков и культур Группа 3612 Курсовая работа по дисциплине: Теория обучения иностранным языкам Тема: Применение интерактивных методов в обучении английскому языку


Руководитель Л.А. Леонтьева Нормоконтролер Т.Н. Созонова Студент Н.Н. Низамутдинова Нижнекамск 2011 Введение Актуальность темы. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей информационных технологий вызывает к жизни и новые формы обучения.


Важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания. XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями,


чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.


Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Модернизация школьного образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала


учащихся и расширения возможностей углублённого образования, в том числе языкового. Интернет стал неотъемлемой частью современной действительности. Интернет может оказать помощь в изучении английского языка, так как применение ЭОР создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, то есть, он создает естественную языковую среду.


Доступ к сети Интернет дает возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными идеями и упражнениями. Основной целью написания работы является исследовать и проанализировать формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Отсюда вытекают следующие задачи:  Определить понятия образовательного электронного ресурса


 Дать определение термину ЭОР  Изучить требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов  Сделать выводы о применение ЭОР в обучении ИЯ Объектом работы является процесс обучения ИЯ. Предмет работы является место ЭОР в обучении ИЯ. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые подразделены на параграфы,


заключения, списка литературы. Работа изложена на 24 страницах. Во введении обосновывается актуальность темы, перечисляются цели и задачи, определяются предмет и объект курсовой работы. В первой главе рассматривается теоретические основы применнеия образовательных ресурсов в обучении. Во второй главе изучается ЭОР в обучении ИЯ. Заключение содержит основные выводы по теме курсовой работы.


Глава 1. Теоретические основы применения образовательных ресурсов в обучении 1.1 Понятие и классификация электронных образовательных ресурсов Понятие цифровых (электронных) образовательных ресурсов является фундаментальным понятием. В состав его входят достаточно понятные и широко употребляемые термины. На основании их определений построим определение интересующего нас понятия.


Цифровой – представленный в виде последовательности цифр – чисел. В настоящее время при стремительном развитии информационных технологий особую популярность получает цифровая форма представления информации: цифровая фотография, цифровое видео и др. Основная отличительная характеристика тех образовательных ресурсов, о которых идет речь – их цифровой характер, т.е. они должны быть представлены в цифровом виде.


Образовательный – т.е. направленный на изучение чего-либо, может быть использован в разных формах образования. Ресурс, согласно толковому словарю, средство, к которому обращаются в необходимом случае. Следовательно, образовательный ресурс можно определить как средство, к которому обращаются с целью получения образования, как ресурс, содержащий информацию образовательного характера. Таким образом, под цифровым образовательным ресурсом будем понимать учебную, методическую, справочную,


организационную и другую информацию, необходимую для эффективной организации образовательного процесса, представленную в цифровом виде. Общепринятой классификации образовательных ресурсов не существует, что создает определенные проблемы при их каталогизации. Далее приведем различные варианты классификаций электронных образовательных ресурсов, имеющихся в российской и международной практике. Согласно Межгосударственному стандарту


ГОСТ 7.83-2001 следует различать: Электронный документ: Документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники. Электронное издание: Электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения. Можно предложить следующую классификацию электронных образовательных ресурсов.


Электронный образовательный ресурс, может иметь следующие виды: • электронные данные; • электронные программы или их сочетание в одном ресурсе. По знаковой природе информации: Электронные данные делятся на: текстовые, числовые, звуковые, графические, шрифтовые и демонстрационные. Электронные программы делятся на: системные, прикладные и сервисные; сочетание электронных данных и программ - на интерактивные мультимедиа и онлайновые службы.


По целевому назначению: электронные образовательные ресурсы можно разделить на официальные, научные, учебные, учебно-методические, справочные. По технологии распространения: локальные, сетевые и комбинированного распространения. По характеру взаимодействия пользователя и электронного ресурса: детерминированные и недетерминированные (интерактивные). По периодичности: непериодические, сериальные, периодические, продолжающиеся и обновляемые. По наличию печатного эквивалента: электронный аналог печатного издания;


самостоятельное электронное издание. По структуре: однотомные, многотомные и электронная серия. По жанру следует различать: образовательные порталы; сайты вузов, факультетов, кафедр, лабораторий, сайты НИИ; научно-популярные журналы; сайты научно-образовательных проектов; электронные пособия, учебники, хрестоматии; электронные курсы (образовательные объекты); архивы образовательных ресурсов; базы данных (полнотекстовые, библиографические, справочные, адресные и т.д.); лаборатории и вычислительный и имитационный


эксперимент, виртуальные тренажеры; дистанционное управление экспериментальными комплексами; электронные библиотеки; электронное представление ресурсов обычных библиотек; персональные страницы преподавателей вузов, организаторов образования; отдельные статьи или страницы; иформационно-поисковые системы [1] При выполнении проекта по созданию Федерального ресурсного центра по Сибирскому федеральному округу (в рамках ФЦП РЕОИС) группой разработчиков из


Томского государственного университета по итогам проведения работ по подготовке, систематизации и классификации различных электронных ресурсов для дошкольного и всех уровней школьного образования была предложена следующая классификация образовательных ресурсов по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе: 1. программно-методические (учебные планы образовательных учреждений всех уровней, рабочие программы учебных дисциплин в соответствии с учебными планами);


2. учебно-методические (методические указания, методические пособия, методические рекомендации для изучения отдельного курса, руководства по выполнению проектных работ, тематические планы проведения отдельных уроков, изучения отдельных тем, сценарии организации образовательных мероприятий); 3. обучающие (сетевые учебники и учебные пособия, мультимедийные учебники, электронные текстовые учебники, электронные учебные пособия); 4. вспомогательные (сборники документов и материалов, хрестоматии, книги


для чтения, энциклопедии, справочники, аннотированные указатели научной и учебной литературы, научные публикации педагогов, материалы конференций, сценарии развлекательных и воспитательных мероприятий); 5. контролирующие (тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий по учебным дисциплинам, банки тем рефератов, проектных работ). 6. ресурсы, созданные детьми (оцифрованные фотографии детских рисунков и поделок, интернет-проекты и компьютерные программы, созданные школьниками);


7. информационные (общие информативные материалы об образовательных учреждениях всех уровней, информация об образовательных проектах, реализуемых в регионе) [1]. Очевидно, классификация по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе, является оптимальной с позиций структурирования целей и задач, а также определения структурных функциональных составляющих (подразделений) службы разработки и поддержки ресурсов учебного назначения.


1.2 Требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов Говоря о месте электронных ресурсов в учебно-воспитательном процессе, необходимо учитывать особенности современного состояния образовательной системы, в которой соседствуют различные формы обучения, в том числе и комбинированные, а для них очень важно соответствующее методическое обеспечение самостоятельной работы. В соответствии с этим естественно требование, чтобы структура и способ представления учебно-


методических материалов в электронном виде не только могли, но и должны были бы легко варьировать в зависимости от конкретной формы их использования. В конечном счете, необходимо обеспечить доступ к большему объему учебно-методических ресурсов для максимально возможного числа пользователей, а также поддержку индивидуального подхода и активных методов обучения и обратной связи. Перечислим основные требования, предъявляемые к электронным ресурсам:


1. педагогические требования (дидактические принципы; методические требования; обоснование выбора тематики учебного курса; проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения); 2. технические требования; 3. эргономические требования; 4. эстетические требования. Общедидактические принципы ЭОР Как и в традиционном обучении, современные ЭОР базируются на известных дидактических принципах и


правилах: Наглядность. В педагогической психологии выделяются основные способы обучения или познания окружающего мира: зрение, слух, абстрактное мышление. Зрение и слух являются наиболее информативными и, соответственно, важнейшими и наиболее эффективными при обучении. Именно на использовании этих важнейших моделей восприятия информации построена наглядность обучения, позволяя собрать максимум наглядности в виде аудио фото видео - и других видов мультимедийной


информации, что активизирует внимание, оживляет восприятие; Интерактивность. Во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию по элементам контента, их копирование, обращение к справочной системе, отвечать на контрольные вопросы по ходу урока, что способствует повышению эффективности сознания и памяти; Практическая ориентированность. По всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок


учебных модулей практической направленности - практические задания, учебные задачи, тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для учащегося; Доступность. Методика изложения материала (от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) доступна для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя (или родителя), так и самостоятельно; Научность изложения материала.


Содержание курса опирается на новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий; Последовательность изложения. Логика содержания курса позволяет вести преподавание или самообучение как последовательное, опережающее или повторяющее. Диалоговый интерфейс, система ссылок позволит инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации;


Модульность и вариативность изложения. Материал разбит на учебные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе микромодулей - понятия). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения. Весь понятийный материал учебного курса, за исключением справочной информации должен быть представлен в мультимедийной форме и озвучен диктором. Иначе говоря,


ЭОР представлять собой достаточно эффективный механизм, способствующий более быстрому запоминанию материала, благодаря активации зрительной, слуховой и моторной памяти. Впрочем, тестовое содержание лекций должно быть также доступно учащемуся. Методические требования предполагают необходимость: учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета; предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности


методов исследования ее закономерностей; реализации современных методов обработки информации. Технические требования к программным средствам учебного назначения (ПС УН). Для эффективного использования ПС УН в учебно-воспитательном процессе важно не только его содержание, но и технические параметры. Основные требования при этом таковы: 1. наличие упрощенного варианта (например, возможность работы с отключенными рисунками);


2. скорость загрузки («легкость» в Мбайтах текста и графики, оптимальный объем). 3. доступность с различных моделей ПК, в любое время, простота навигации, возможность доступа через информационно-поисковые системы; 4. высокая степень интерактивности; 5. использование оптимального и современного инструментария для создания; 6. качественность программной реализации, включая поведение при запуске параллельных приложений, скорость


ответа на запросы, корректность работы с периферийными устройствами; 7. адекватность использования средств мультимедиа, оригинальность и качество мультимедиа-компонентов; 8. обеспечение устойчивости к ошибочным и некорректным действиям пользователя. Эргономические требования к содержанию и оформлению электронных ресурсов обусловливают необходимость: 1. учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, различные типы организации деятельности,


различные типы мышления, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности; 2. обеспечивать повышение уровня мотивации обучения, положительные стимулы при взаимодействии обучаемого с электронным ресурсом; 3. устанавливать требования к изображению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания изображения, к расположению текста на экране. Эстетические требования устанавливают: соответствие эстетического оформления функциональному назначению


ресурса; соответствие цветового колорита назначению и эргономическим требованиям; упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов. 1.3 Обзор электронных образовательных и информационных ресурсов для обучения иностранному языку Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств


и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Целью современного образования в России является развитие активной, сознательной, ответственной, конструктивной личности. Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяет поднять учебный


процесс на новый уровень. В современных условиях от учителя требуется понимание особенностей человеческого поведения, использование методов, опирающихся на учёт личностных особенностей учеников. Групповая форма обучения, многие годы господствующая в российской системе образования, в большинстве методик ориентируется на среднего обучающегося и не дает возможность развивать высокий творческий потенциал каждого одаренного ребенка. Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение


по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т.к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к


усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса. При подборе и включении электронных образовательных ресурсов для обучения английскому языку я опиралась на принципы деятельностного подхода, который предполагает необходимость обеспечение условий для активной самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Так в учебном процессе мной используются следующие типы электронных образовательных ресурсов: демонстрационные


материалы (иллюстрации, фотографии, плакаты, презентации, схемы с текстовым сопровождением), интерактивные таблицы, правила, учебные словари. Аудиторная работа обучающихся с использованием электронных образовательных ресурсов представляет собой форму продуктивной в учебном отношении деятельности студентов, выполняющих определенные действия со справочными средствами ИКТ, интерактивными таблицами, учебными словарями. Формы работы с использованием презентаций Microsoft


Power Point на уроках иностранного языка включают: изучение лексики, обучение диалогической и монологической речи, отработку грамматических явлений. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода


и интенсификацию самостоятельной работы. Внедрение в учебный процесс использования программы Microsoft Power Point вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Одним из возможных путей использования электронных образовательных ресурсов на уроках английского языка в учебном заведении мы видим в использовании компьютерных учебных курсов и программ в учебном процессе


при введении и активизации языковых форм и структур; при обучении речевой деятельности, для обеспечения контроля за уровнем сформированности речевых и языковых навыков. Компьютерные программы обеспечивают введение учебного материала, моделирование ситуаций общения, организацию игровых заданий, контроль и оценку знаний, позволяя использовать все виды наглядности. К выполнению предлагаются упражнения для занятий в локальной сети (звуковые и текстовые задания), при


работе с которыми обучаемые используют компьютер в качестве инструмента учебной деятельности. Контроль усвоения знаний по тематическим разделам дисциплины осуществляется при выполнении тестовых заданий в тестирующих программах (Краб, Конструктор тестов). При выполнении заданий аудиторной работы студенты осуществляют поиск необходимой языковой информации в сети Интернет, что способствует активизации самостоятельной деятельности обучаемых.


Глобальная сеть Интернет позволяет создать условия для получения любой необходимой участникам образовательного процесса информации. В своей профессиональной деятельности Интернет ресурсы мы используем: 1. для включения материалов сети в содержание урока, то есть интегрирование в программу обучения; 2. для самостоятельного поиска информации студентами в рамках работы над проектом; 3. для самостоятельного изучения иностранного языка, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках.


4. для обмена учебной информацией. Электронные образовательные ресурсы позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению, и тем самым способствовать развитию личности в процессе собственной деятельности, ориентированы на развитие исследовательских умений обучающимся, эффективно влияет на повышение уровня успешности овладения иностранным языком. Проекты, выполненные с использованием Электронные образовательные ресурсы, помогают разнообразить занятия,


проводимые по учебным пособиям, а также реализуют комплексный подход в обучении и значительно повышают мотивацию к изучению иностранного языка. Реализация проектов с помощью программ Microsoft PowerPoint, Publisher позволяет разнообразить работу, сделать занятия более динамичными. Самостоятельная работа обучающихся с использованием электронных образовательных ресурсов, с одной стороны, способствует эффективной работе по усвоению знаний и овладению способами деятельности, входящими в


содержание обучения по дисциплине «Иностранный язык», с другой стороны, удовлетворяет потребность в самосовершенствовании по предмету за пределами обязательного программного материала, а также после окончания учебного заведения. 1.4 Модели уроков на основе использования электронных образовательных ресурсов нового поколения Рациональное использование учебного времени приводит к необходимости перестройки учебного процесса в случае активного использования электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР


НП). Урок - введение новой информации теряет свою актуальность в той форме, в какой он проводится в традиционной модели. Получение учащимся новой информации происходит в основном не на уроке, а в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении учащимися содержания ЭОР НП, работе с Интернет-ресурсами и другими информационными ресурсами: книгами, словарями, энциклопедиями и т. д. Структура ЭОР включает в себя электронные учебные модули (ЭУМ) модули трёх типов: информационные,


практические и контрольные. В различных дидактических моделях проведения уроков возможно использование всех типов ЭУМ. ЭУМ И-типа:  предоставление учебной информации;  иллюстрирование фактов, закономерностей, понятий;  организация самостоятельной работы.  ЭУМ П-типа:  закрепление знаний и применение их в практической деятельности.  ЭУМ К-типа:  повторение и закрепление пройденного материала;  текущий, тематический


и итоговый контроль. В новой модели обучения целесообразно реализовывать различные типы уроков. Рассмотрим некоторые из них. 1. Урок – введение нового материала с использованием ЭОР НП при ведущей роли учителя (табл. прилож. 1). 2. Урок – введение нового материала с использованием ЭОР НП и самостоятельной деятельности учащихся (табл. прилож.2).


3. Урок – обучающий семинар с использованием ЭОР НП. Самостоятельная деятельность учащихся по подготовке урока. При организации такого урока материал для изучения подготавливается учащимися на основе материалов ЭОР НП. Однако для того чтобы эффективность урока была достаточно высока, подготовка его должна осуществляться под четким руководством учителя и начинаться не менее чем за 3 – 4 недели до его проведения.


Общая схема проведения такого урока фактически дублирует схему проведения урок – введения нового материала с той разницей, что задания учащимся формулируют ученики, которые готовили материалы, отвечают на вопросы, комментируют и проверяют задания тоже они. В этом случае работа учителя заключается в том, чтобы:  определить тему урока — обучающего семинара;  сформулировать для учащихся цель: на этапе подготовки, в процессе проведения урока;  определить учебный материал (ЭУМ


И- и П-типа), на основе которого будет проходить урок. Рекомендовать дополнительные источники информации;  координировать работу учащихся как в процессе подготовки к уроку, так и в процессе его проведения. 4. Урок – виртуальная лабораторная работа на основе использования ЭОР НП. Урок – лабораторная работа, целью которой является введение нового материала, предполагает деятельность


учащегося по изучению реальных объектов, проведение виртуального эксперимента, самостоятельной формулировке выводов и проверке их справедливости. Как известно, эффективность лабораторного занятия во многом зависит от детальных инструкций, грамотно выстроенной системы вопросов и заданий, регулирующих выполнение действий учащимися, осмысления получаемых результатов. Все это реализовано в соответствующих ЭОР НП. Значимость такого рода занятий определяется также возможностью способствовать становлению умений


осмысленной работы, углубленного анализа подвергающихся изучению материалов, развитию навыков исследования. Схема урока близка логике, применяемой при изучении нового материала. Однако специфика состоит в том, что при изучении нового материала в традиционной форме преимущественно осуществляется ориентация на знаниевую компоненту и в значительной мере на репродуктивную деятельность учащегося при выполнении заданий, предлагаемых учителем.


В то время как при проведении лабораторной работы важно, устанавливая соотношение изучаемого материала с содержанием урока, конкретизировать, иллюстрировать, углублять понимание темы и, главное, содействовать становлению у учащегося умений анализа, обобщения, внутреннего рассуждения, постановки проблемы. 5. Уроки – практикумы с использованием ЭОР НП. Очевидно, что основной обучающей целью уроков-практикумов является формирование умений и навыков решения определенных типов задач.


Поэтому количество задач, предлагаемых учащимся в процессе проведения такого урока, должно быть достаточно большим при сравнительно небольшом уровне их сложности. Можно выделить следующие виды уроков-практикумов с использованием ЭОР. Практикум, носящий репродуктивный и неиндивидуализированный характер Основной такого урока являются ЭУМ П-типа, включающие в себя задания тестового характера и направленные


на отработку элементарных навыков, или задания, решения которых носят алгоритмический характер и не предполагают осуществления поиска. Индивидуализированный практикум Основой такого урока являются вариативные ЭУМ П-типа. Отличается от неиндивидуализированного практикума тем, что разным группам учащихся, в зависимости от уровня их теоретической подготовки, успеваемости, когнитивного стиля предлагаются разные


ЭУМ. Учащиеся работают в индивидуальном темпе. Творческий практикум В рамках творческих практикумов на основе применения полученных учащимися теоретических знаний организуется:  поиск возможностей применения известного способа для решения новой задачи;  интерпретация учащимися теоретических фактов в соответствующей области на основе предложенных дополнительных материалов;  моделирование процессов и явлений реальной жизни и других предметных областей


на основе предложенных дополнительных материалов. Учитель проверяет результаты выполнения практических заданий, связанных с содержанием курса. Основой таких практикумов являются ЭУМ И- и П-типов, а также дополнительные источники информации. Урок – решение задач Целью такого урока является формирование новых приемов, способов, методов решения задач на основе усвоенных теоретических знаний. Этот урок может быть проведен как в форме индивидуальной


работы, так и по группам. Основой таких уроков являются ЭУМ П-типа, содержащие задания, решения которых носят неалгоритмический характер и предполагают осуществление поиска. ЭУМ П-типа определяет учитель. Применяются также ЭУМ И-типа, которые включают в себя необходимые сведения для решения задач. При этом учитель может рекомендовать определенные


ЭУМ И-типа, а может предложить учащимся самостоятельно найти ЭУМ, включающие в себя необходимые сведения. Урок – дискуссия на основе использования ЭОР НП Целью таких уроков является формирование умения аргументированно отстаивать свою точку зрения на основе освоенных знаний, умения анализировать высказываемые сторонами аргументы, умения находить рациональное основание для принятия аргументов противника.


Умение аргументированно отстаивать свою точку зрения — интегрированное умение, основными составляющими которого являются следующие умения: – определять цель деятельности; – отбирать информацию в соответствии с определенной целью; – выстраивать цепочку обоснований; – находить (подбирать) контраргументы (контрпримеры); – последовательно излагать материал и т. д. Кроме того, в процессе урока формируются умения слушать, уважать мнение оппонента, анализировать суждения противной стороны…


Этот урок посвящен обсуждению поставленной проблемы или проблемной ситуации, или проблемного вопроса, или ситуации, предполагающей конструирование выводов. Итогом дискуссии может являться: – алгоритм решения задачи; – метод решения задачи; – классификация; – модель ситуации; Основой проведения такого урока являются ЭУМ И-типа, которые используются: – на этапе изучения нового материала (ЭУМ - источник новой информации);


– на этапе демонстрации аргументов (ЭУМ - источник аргументов). Это такие ЭУМ, в которых: – сформулирована проблема, требующая разрешения; – заложено некоторое противоречие; – предлагается несколько способов решения той или иной проблемы; – предлагается несколько трактовок того или иного явления; Используются также ЭУМ П- типа, которые: – содержат задания, предполагающие осуществление поиска решения; – включают в себя лабораторную или практическую работу, предполагающую


неоднозначность выводов; Такие уроки могут быть организованы на основе предварительной самостоятельной работы учащихся дома. Результатом этой работы являются: – освоение учащимися содержания рекомендованных учителем ЭУМ, а также дополнительного материала, либо рекомендованного учителем, либо найденного самостоятельно; – разработка системы аргументов в защиту выбранной позиции. Однако может быть предусмотрена организация дискуссии на основе материалов


ЭУМ, изученных во время урока в классе. Урок - групповая дискуссия Основным отличием такого урока от дискуссии, проводимой в индивидуальном режиме, является предварительное разделение учащихся на группы и совместная выработка аргументов в пользу того или иного мнения. Основой проведения такого урока могут являться ЭУМ И- и П-типа, обладающие теми же особенностями, что и в предыдущем случае.


Урок - обсуждение (выдвижение) идей Целью такого урока является формирование умения высказывать предположения и гипотезы на основе анализа информации, полученной разными способами. Умения, формируемые в процессе урока: – анализ собственного опыта; – синтезирование мнений (точек зрения); – анализ высказываемых суждений. Основой проведения такого урока, так же как и урока-дискуссии, являются ЭУМ И- и П-типа. При этом наличие в содержании урока какого-либо противоречия или проблемы является


необязательным. В условиях проведения таких уроков материалы ЭУМ используются в качестве основы для выдвижения идеи, обоснования ее продуктивности. Урок - проблемный семинар В условиях использования ЭОР НП появляется реальная возможность организации полноценного семинара, учитывающего помимо подготовки учащегося на основании изучения различных источников еще и устный доклад, и развернутую дискуссию по


проблеме. Основой проведения таких уроков могут являться ЭУМ всех типов. При этом выбор ЭУМ осуществляется преимущественно учащимся, поскольку такие уроки предполагают обобщение и систематизацию уже изученного материала, содержание уже освоенных ЭУМ. Необходимым является его переосмысление и переструктурирование. Однако подготовка к семинару учитывает не только повторение учеником учебных материалов


ЭУМ, но и обращение к оригинальным текстам (фрагментам текстов), к электронным версиям журналов, газет, ресурсам Интернет. Рекомендуется предоставить учащимся список основных источников, но при этом не ограничивать их в возможности самостоятельно подобрать дополнительные информационные ресурсы по проблеме. Проектная деятельность учащихся Как известно, умение осуществлять деятельность по выполнению учебного проекта является интегрированным умением, включающим в себя: – анализ личного опыта; – формулирование


цели и задач; – планирование деятельности; – поиск информации, ее анализ и преобразование; – применение имеющихся знаний на практике, для выполнения конкретных задач; – умение осуществлять самоанализ и рефлексию; – подготовку презентации результатов собственной деятельности. ЭОР НП могут являться основой такой деятельности. При этом в качестве основы могут служить ЭУМ всех типов.


Выбор необходимых ЭУМ или их фрагментов осуществляется учащимся. Глава 2 2.2 Методология исследования Для подтверждения своей гипотезы я выбрала для исследования лексико-грамматический тест, который в полной мере мог предоставить мне объективные результаты знания детей. Во время 6 недель своей преддипломной практики мне были предоставлены пять параллелей шестых классов. Я проводила своё исследование в три этапа. Все тесты строились по примерным рекомендациям по составлению


разноуровневых заданий для проведения контроля по иностранному языку по видам речевой деятельности. Тест состоял из нескольких уровней в соответствии с принятой в РБ десятибалльной системой: 1. Низкий (рецептивный - 1-2 балла) 2. Удовлетворительный (рецептивно-продуктивный - 3-4 балла) 3. Средний (репродуктивно-продуктивный -


5-6 баллов) 4. Достаточный (продуктивный - 7-8 баллов) 5. Высокий (продуктивно-творческий - 9-10 баллов) Тесты составлялись во время прохождения практики, постепенно захватывая новые темы и ново изученную лексику. Классы, в которых проводилось моё исследование, не были профильными, т.е. английский язык не был профильным предметом ни в одном из классов. Дети так же были с разным уровнем владения иностранного языка - некоторые знали больше, чем положено


по программе. Некоторые дети пришли в школу только в этом полугодии, а в предыдущей школе изучали другой иностранный язык (немецкий или французский), что затрудняло получить наиболее объективные показатели в оценке знаний всех учеников. Первый тест давался детям в первый день практики, дети должны были показать свои текущие знания по грамматике и знанию лексики. Задачей следующего теста было, показать мой уровень преподавания в различных классах.


А задачей последенего было показать повысился ли уровень владения иностранным языком. (см Приложение) 2.3. Анализ исследования. Гипотезой моего исследования являлось, что использование интерактивного подхода в обучении иностранным языкам результативно влияет на уровень говорения. Проведя наблюдения, я выделила 2 класса в которых буду использовать интерактивные методы обучения, а в остальных трёх паралеллях, применять традиционное обучение.


И посмотреть на результат знаний учеников на практике. Что у меня получилось вы можете увидеть в таблице (дан средний балл написания работ по каждому классу): Класс 6 "А" 6 "Б" 6 "В" 6 "Г" 6 "Д" Дата проведения 31.01.2007 3,6 5,1 6,4 6,3 7,1 16. 02.2007 4,1 5,8 6,5 6,9 7,5 7. 03. 2007 4,5 6,2 6,7 6,5 7,4 Посмотрев в эту таблицу, можно сразу же отметить, что в двух слабых классах наблюдался прогресс в отметках.


Можно отметить так же и прогресс и в другизх классах, но не такой большой. Поэтому, я считаю своё исследование успешно проведённым и свою гипотезу достигнутой. Хотя во время проведения моего эксперимента дети не всгда понимали, что они учатся в данный момент, и считали многие применяемые мной методы развлечением или игрой. Так же возникали проблемы с дисциплиной, при организации работы в группах.


Заключение Уроки с использованием ЭОР – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности


учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики. Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:  обеспечить положительную мотивацию обучения;  проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);  обеспечить высокую степень


дифференциации обучения (почти индивидуализацию);  повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;  усовершенствовать контроль знаний;  рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;  формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;  обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Что касается результативности, то те ученики, которые систематически


работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повышают свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты. Список литературы иностранный язык электронный программный 1. Есенина Н.Е. Обзор электронных образовательных и информационных ресурсов для обучения иностранному языку / Н. Е. Есенина// Информатика и образование. – 2006. – № 12. –


С. 103-105. 2. Кащук С.М. Использование сети Интернет на уроках французского языка в старших классах / С.М. Кащук // Иностранный язык в школе. – 2006. – № 7. – С. 50-53. 3. Кудрявцева Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере США и России) / Л.В. Кудрявцева // Иностранный язык в школе. – 2007. – № 4. –


С. 49-53. 4. Матвеева Н.В. Рабочая тетрадь по английскому языку для студентов средних специальных учебных заведений: учеб.пособие/ Н.В. Матвеева – М. : Среднее профессиональное образование, 2005 – С.19-21. 5. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку / Н.В. Нестерова// Иностранный язык в школе. – 2005. – № 8. – С. 102-103. 6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /


Е.С. Полат. – М. : Академия, 2000 – С. 43-45. 7. Сысоев П.В. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США)/ П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Интернет-журнал "Эйдос". – 2008. – 1 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8. htm. 8. Хижняк Е.А. Предпосылки использования электронных образовательных ресурсов при обучении иностранному


языку/ Е.А. Хижняк // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – 2010. http://iteach.stup.ac.ru/node/21 12. Есенина Н.Е. Обзор электронных образовательных и информационных ресурсов для обучения иностранному языку / Н.Е. Есенина // Информатика и образование. 2006. № 12. 13. Бухаркина М. Ю. Мультимедиа: от уличных шоу до средств обучения/ М. Ю. Бухаркина //Иностранные языки в школе. 2009. — № 5. 14.


Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М.: Министерство образования, 2001.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.