Реферат по предмету "Лингвистика"


Видовые пары глаголов

СОДЕРЖАНИЕ 1. Что такое глагол 2. Группа глаголов 3. Виды глагола 4. Продуктивные классы глаголов 5. Заключение 6. Тезисы 7. Список используемой литературы Что такое ГЛАГОЛ? Глагол - знаменательная часть речи, называющая действие или состояние как процесс ( кипел, горел пожар московский дым расстилался по реке (Н. Соколов).


Глагол отвечает на вопрос “ Что делать” ,Что сделал, Что сделает. Общее грамматическое значение действия проявляется в более конкретных значениях: 1. Перемещение, движение или положения в пространстве (плыть, плавать, сидеть, ходить) 2. Трудовая, творческая деятельность: ковать, рыбачить, раскрашивать. 3. Умственная деятельность, в том числе мыслительно-речевая (сопоставлять, задуматься, прорешать, сказать,


вообразить) 4. Эмоционально-техническая деятельность (тосковать, грустить, радоваться, ненавидеть) 5. Физические и прочие состояния человека ( спать, болеть, выздоравливать ) 6. Состояние (или его изменение) природы (вечереет, подмораживает, светает) Главнейшие морфологические признаки глагола: вид, время, наклонение, лицо. Синтаксическая роль в предложении - сказуемое: но лето быстро летит.


Летит—глагол несовершенного вида, невозвратный, непереходный, 2-е спряжение, изъявительное наклонение, настоящее время, 3-его лица единственного числа, является простым глагольным сказуемым, составляя вместе с подлежащим лето грамматическую основу предложения. В глагол как в часть речи обычно объединяют различные морфологически охарактеризованные словоформы. Это личные формы глагола изъявительного наклонения, обладающие в настоящем-


будущем времени категориями вида, залога, времени, лица, числа и рода Группа глаголов Все русские глаголы с точки зрения видовых соотношений могут быть представлены в виде следующих групп: 1. Группа глаголов, имеющих соотносительные по виду пары (рассказать-рассказывать, достать-доставать, начать-начинать и т.д.). Все современные ученые признают, что именно такие отношения связывают глаголы совершенного вида и образованные от них посредством суффиксации глаголы несовершенного


вида. 2. Группа глаголов совершенного вида, не имеющих соотносительных глаголов несовершенного вида (толкнуть, расстараться и т. д.). 3. Группа глаголов несовершенного вида, не имеющих соотносительных глаголов совершенного вида (жить, стоять, горевать и т. д.). 4. Группа двувидовых глаголов. Эта группа требует к себе особого внимания, в частности, потому, что она весьма активно пополняется за счет глаголов такого типа, как телефонизировать, индуктировать, механизировать,


электрифицировать, химизировать и т. д. Это - одно из множества проявлений научно-технической революции. Вторжение в литературный язык большого количества глаголов из области науки и техники создает в русском языке группу глаголов с нетипичным для русского языка индифферентным отношением к видам. Не следует, впрочем, думать, что глаголы такого типа появились в русском языке лишь в самое последнее время. Двух видовые глаголы женить, казнить, миловать издавна существуют в русском языке.


Виды глагола Глаголы в русском языке относятся к одному из двух видов: к несовершенному или к совершенному. Вид — глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность.


Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, которое закончилось (или закончится), достигнув результата (выучить, нарисовать), действие, которое началось (или начнётся), причём само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть), однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть — глаголы с суффиксом -ну). Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное


или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать). Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: читать — прочитать, писать — написать, строить — построить. Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:


1) -ива -ыва-: рассмотреть — рассматривать, расспросить — расспрашивать, расписаться — расписываться; 2) -ва: открыть — открывать, дать — давать, обуть — обувать; 3) -а-(-я): спасти — спасать, подрасти — подрастать. Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами: 1) с помощью видовых приставок на с про вы по- и др,: лечить — вылечить, печь — испечь, делать — сделать,


писать — написать, читать — прочитать, строить — построить, учить — выучить и т. д. (Но чаще с помощью приставки образуются глаголы совершенного вида, которые отличаются от глаголов несовершенного вида не только значением вида, но и изменением лексического значения; такие глаголы не образуют видовой пары: читать — перечитать, отчитать, зачитать и т. д.); 2) с помощью суффикса -ну-: привыкать — привыкнуть, кивать — кивнуть, прыгать — прыгнуть. Некоторые глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться


только местом ударения: рассыпать — рассыпать, нарезать — нарезать. Отдельные видовые пары составляют глаголы с разными корнями: говорить — сказать, искать — найти, класть — положить, брать — взять. Некоторые глаголы являются одновидовыми. Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.), или только несовершенного вида (преобладать, присутствовать, сидеть, находиться).


Существуют и двувидовые глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова(тъ), -ирова(ть): воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфировать и т. п. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин); Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н.


Гоголь). Вид глагола влияет на образование его форм (прежде всего — форм времени): у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении есть формы всех трёх времён (причём в будущем времени они имеют сложную форму) и полный набор временных форм причастий; у глаголов совершенного вида нет форм настоящего времени в изъявительном наклонении (форма будущего времени простая) и причастий настоящего времени. Продуктивные классы глаголов Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются


аффиксами или звуковым составом: чита-ть - читаj-ут (читают), зва-ть - зов-ут. Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы. Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными, например глаголы типа садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам,


например глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др. Продуктивных глагольных классов пять: 1 - й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) и с основой настоящего времени на -aj: читать - читаj-ут (читают). 2 - й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej: жалетъ - жалеj-ут (жалеют). 3 - й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть)


и с основой настоящего времени на -yj: советовать - советуj-ут (советуют), горевать - горюj-ут (горюют). 4 - й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н-: прыгнуть - прыгн-ут. 5 - й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят: молить - мол-ят. Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов.


Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например, есть, ехать). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут, мурлыкают вместо мурлычут, полоскают вместо полощут, махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм,


хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка. Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется (находится в движении) . Заключение О богатстве нашего родного языка сказано и написано многое. И все же не перестаешь удивляться, сколь велики его выразительные возможности, сколь многообразны здесь оттенки и насколько тонки между ними грани. Сколько в русском языке пречудных особенностей! (А подчас


и причудливых). Сколько преимуществ перед языками иными По-русски можно "летать" - и можно "лететь". А в немецком языке (а также и во многих других) существует только один глагол на оба случая. Один знакомый немецкий мальчик, услышав от приятеля, направляющегося в аэропорт встречать папу, что папа летит, вообразил, что папа у того работает летчиком (т.е. летает).


Своеобычно и драгоценно различие между глаголами совершенного и несовершенного вида, которое в других языках определить можно во многих случаях только по контексту (а то и с пояснением). Другая особенность - скорее даже не русского языка, а его носителя, нашего народа которая тоже своеобычна, но которую я рискнула бы назвать драгоценной далеко не в каждом случае, состоит в том, с какою легкостью распространяются и укореняются у нас всевозможные иноязычные заимствования.


Пожалуй, как никакой другой, русский язык содержит в себе наряду с "вселенной" - "космос", наряду с "соразмерностью" - "симметрию", наряду с "сочувствием" - "симпатию", наряду с "председателем" - "президента" Притом названы заимствования лишь старейшие; что уж говорить о "кемпингах" и "ралли" (эти уже со стажем не таким значительным); и как отнестись к "тинэйджерам" и "дистрибьюторам"


Это явление (как и многие, многие другие) имеет две стороны. И здесь можно наблюдать перегибы диаметрально противоположного свойства. С одной стороны, многие заимствования обогащают русский язык, приживаясь в нем и органически им усваиваясь. Помним и знаем несостоятельные попытки абсолютно отказаться от каких бы то ни было заимствований вообще и навязать людям во имя этой идеи даже искусственно созданные, несуществующие слова: вместо "калоши"


говорить "мокроступы", а вместо "горизонт" - "небозем". С другой стороны - если не доводить эту идею до подобного абсурда, в ней есть и здоровое начало: для нормального русского в гостинице все-таки уютнее, чем в отеле, "гостиница" для уха все-таки милее. А уж когда вместо "будущий" говорят "фьючерсный" - разве эта противоположная крайность менее абсурдна? Но при всей патриотической привлекательности тезиса, что сообщение лучше информации,


а возмещение лучше компенсации, от заимствований никуда не деться: они в русском языке живут. Независимо от того, будем мы это утверждать или констатировать. И, наверное, здесь (как и во многом, многом другом) самое лучшее - золотая середина. Две столь разнородные особенности, о которых шла речь наличие глаголов совершенного и несовершенного вида и заимствования подчас соединяются самым неожиданным и коварным образом.


В русском языке глаголы несовершенного вида превращаются в глаголы совершенного вида чаще всего с помощью приставки. Думать - придумать. Делать - сделать. Этот столь обычный и столь привычный способ, если применять его к глаголам иноязычного происхождения, во многих случаях грозит бедой. Необходимо твердо знать, что заимствованные глаголы, как правило, в большинстве случаев приставок не терпят. Прибавление к ним приставки порождает стилистическую погрешность, которую я бы назвал разновидностью


вульгаризма. К сожалению, это явление получило - и продолжает получать - широкое распространение, особенно в последнее время. Например, кто-то информировал кого-то о чем-то важном да еще должен потом об этом отчитаться. И тут же появляется уродливое "проинформировал". Дескать, чтобы не было сомнения относительно выполнения этого действия, его завершенности. Такое сомнение ложно, его следует в себе задавить на корню.


Распространенность и привычность этого и подобных выражений ни в коей мере не умаляет их стилистическую неприемлемость. Нередко можно услышать такие слова, как "сконцентрировать", "сконденсировать", "скомпенсировать" Некий оратор в Государственной Думе заявил во всеуслышание, что готов "проконстатировать" какой-то факт! В других выступлениях (тоже в Государственной Думе) оказалось возможным что-то "сынвестировать"


и даже "ссеквестировать" (правильно: "секвестровать"! Здесь дело уже не только в невозможной приставке: "секвестировать" - то же самое, что "оркестировать" вместо "оркестровать"). Итак, давайте договоримся: глаголы этого рода равным образом могут быть как несовершенного, так и совершенного вида, и форма их при этом не изменяется. (Норму эту следует отнести уже не к иностранному языку, откуда


такой глагол пришел, но именно к нашему родному русскому.) Необходимость следовать этой норме, ощущать эту стилистическую тонкость должна перевесить ложные опасения, будто бы может остаться неясным, "сориентировались" вы в этом вопросе - или "только" ориентировались". Надеюсь, что вполне ориентировались окончательно - скажем в заключение в соответствии с требованиями хорошего вкуса, к которому автор от души всех призывает. (слайд)


Тема исследования: Видовые пары глаголов Целью моего исследования было представить все русские глаголы с точки зрения видовых соотношений в виде следующих групп: (слайд) 1. Группа глаголов, имеющих соотносительные по виду пары (рассказать - рассказывать, достать - доставать, начать - начинать) 2. Группа глаголов совершенного вида, не имеющих соотносительных глаголов несовершенного вида (толкнуть, расстараться и т. д.). 3. Группа глаголов несовершенного вида, не имеющих соотносительных


глаголов совершенного вида (жить, стоять, горевать и т. д.). Группа двувидовых глаголов. Эта группа требует к себе особого внимания, в частности, потому, что она весьма активно пополняется за счет глаголов такого типа, как телефонизировать, индуктировать, механизировать, электрифицировать, химизировать и т. д. (слайд) Видовые пары глаголов бывают 2-х видов совершенного и несовершенного вида. (слайд) (слайд) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают


действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами: 1) с помощью видовых приставок на с про вы по- и др,: лечить — вылечить, печь — испечь, делать — сделать, писать — написать, читать — прочитать, строить — построить, учить — выучить и т. д. 2) с помощью суффикса -ну-: привыкать — привыкнуть, кивать — кивнуть, прыгать — прыгнуть. (слайд)


Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания на его предел. Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов: 1) -ива -ыва-: рассмотреть — рассматривать, расспросить — расспрашивать, расписаться — расписываться; 2) -ва: открыть — открывать, дать — давать, обуть — обувать; 3) -а-(-я): спасти — спасать, подрасти — подрастать.


4) (слайд) Некоторые глаголы являются одновидовыми. Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.), или только несовершенного вида (преобладать, присутствовать, сидеть, находиться). Вид глагола влияет на образование его форм: у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении есть формы всех трёх времён и полный набор временных форм причастий; у глаголов совершенного вида нет


форм настоящего времени в изъявительном наклонении и причастий настоящего времени. Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита-ть - читаj-ут (читают), зва-ть - зов-ут. Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы. Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными, например глаголы типа


садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др. Продуктивных глагольных классов пять: 1 - й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) и с основой настоящего времени на -aj: читать - читаj-ут (читают).


2 - й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej: жалетъ - жалеj-ут (жалеют). 3 - й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj: советовать - советуj-ут (советуют), горевать - горюj-ут (горюют). 4 - й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н-: прыгнуть - прыгн-ут. 5 - й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть)


и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят: молить - мол-ят. Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например, есть, ехать). Заключение. О богатстве нашего родного языка сказано и написано многое.


И все же не перестаешь удивляться, сколь велики его выразительные возможности, сколь многообразны здесь оттенки и насколько тонки между ними грани. Сколько преимуществ перед языками иными По-русски можно "летать" - и можно "лететь". А в немецком языке (а также и во многих других) существует только один глагол на оба случая. Другая особенность - скорее даже не русского языка, а его носителя, нашего народа состоит в том, с


какою легкостью распространяются и укореняются у нас всевозможные иноязычные заимствования. Две столь разнородные особенности, о которых шла речь наличие глаголов совершенного и несовершенного вида и заимствования подчас соединяются самым неожиданным и коварным образом. В русском языке глаголы несовершенного вида превращаются в глаголы совершенного вида чаще всего с помощью приставки. Думать - придумать. Делать - сделать. Этот столь обычный и столь привычный способ, если применять


его к глаголам иноязычного происхождения, во многих случаях грозит бедой. Необходимо твердо знать, что заимствованные глаголы, как правило, в большинстве случаев приставок не терпят. Прибавление к ним приставки порождает стилистическую погрешность. Итак, глаголы этого рода равным образом могут быть как несовершенного, так и совершенного вида, и форма их при этом не изменяется. (Норму эту следует отнести уже не к иностранному языку, откуда такой глагол


пришел, но именно к нашему родному русскому.) Список используемой литературы. 1. “Морфологические категории современного русского языка” И. Г. Милославский. М.” Просвещение”1981г. 2. “О транспозиции временных форм глагола в русском языке.” К. А. Тимофеев. М. Е. Дворникова. М. 1961г. 3. “Очерки по стилистике русского языка.” А. Н. Гвоздев. СПб. 1999г. 4. “Кое что о глаголах.”


Сергей Диденко.С.пб.1998г. 5. Большой Энциклопедический словарь для поступающих” М. 2000г. К. А .Войлова, В .В .Леденева. 6. “Русский глагол Бондарко.2001г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.