Безличные предложения В произведениях М.Ю. Лермонтова Работу выполнил ученик 9 «а» класса Средней школы МОУ № 144 ТАРХАНОВ Александр Владимирович Научный руководитель: Учитель: г. Самара 2005 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение I. Общая характеристика безличных предложе-ний II. Безличные предложения со сказуемым, выраженным глаголом
III. Безличные предложения со сказуемым, выраженным категорией состояния IV. Безличные предложения со сказуемым, выраженным сочетанием безличного глагола или категорией состояния с инфинитивом V. Безличные предложения в различных стилях речи Заключение Используемая литература ВВЕДЕНИЕ Для начала рассмотрим, что собой представляет предло-жение. Предложение – синтаксически и интонационно оформ-ленная конструкция, выражающая сообщение.
Предложения бывают двусоставные, имеющие в своём составе подлежащее и сказуемое, и односоставные. Односоставные предложения бывают четырёх видов: 1. Назывные (предложения с главным членом подлежащим) Например: Синий май. Золотая лазурь. 2. Определённо-личные (предложения со сказуемым глаголом в форме 1-го или 2-го лица единственного и множественного числа)
Например: Люблю грозу вначале мая. 3. Неопределённо-личные (предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в нас-тоящем времени и в форме множественного числа в про-шедшем времени) Например: В дверь постучались. 4. И, наконец, безличные. О безличных предложениях и пойдёт речь в этом рефе-рате, а в примерах будет помогать предложения из произ-ведений М.Ю. Лермонтова. Краткие биографические сведения:
Лермонтов Михаил Юрьевич 1814.3(15).10 – родился в Москве. С 1817г после смерти матери, воспитывался в имении Тарханы Пензенской губернии у своей бабушки по матери – Е.А. Арсеньевой, ко-торая дала ему разностороннее образование. Вместе с род-ными ездит на Кавказ (1818,1820,1825).
1825 – поступил на 4 курс Благородного пансиона (при Московском университете), начал писать стихи. Создаёт первые поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник»), отмеченные подражанием А.С. Пушкину. 1830-1832 – учился на нравственно-политическом отделении Московского университета. Пишет лирические стихи, поэмы, драмы. 1837 – пишет стихотворение «Смерть поэта». Лермонтова арестовывают, затем переводят в
Нижегородский драгунский полк, расположенный в Грузии. Интересуется фольклором Кавказа. 1838-1840 – в результате хлопот Арсеньевой и В.А. Жуковского, Лермонтов переведён под Новгород. Позже переезжает в Петербург, пишет «Песнь про купца Ивана Васильевича …», знакомится с В.Г. Белинским. 1840, февраль – за дуэль с
Э. Брантом, сыном французского посла, Лермонтова высылают на Кавказ. Дважды представлялся к наградам в военных действиях в Чечне. 1841, февраль – отпуск. Пишет «Родина», «Утёс», «Спор», «Листок» и «Пророк» - своё последнее произведе-ние. По пути задерживается в Пятигорске. Благодаря спровоцированной недоброжелателями ссоре,
Лермонтов дерётся на дуэли 15(27) июля с офицером Н.С. Мартыновым. В результате дуэли – Лермонтов убит. Похоронен на городском кладбище в Пятигорске. 1842 – тело привезено из Пятигорска и захоронено в Тарханах в семейном склепе Арсеньевых. I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Безличные предложения – предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличном предложении выражается чаще всего безличным глаголом, личной формой безличного глагола, неопределённой формой и др. Безличные предложения – разнообразная и наиболее употребительная группа односоставных предложений. По сравнению с определённо-личными, неопределённо-личными предложениями безличные гораздо более много-образны по грамматической структуре и по своим смыс-ловым возможностям.
Особенностью таких предложений, как мы уже знаем, является отсутствие в них подлежащего. В месте с тем все разновидности безличных предложений характеризуются и некоторыми общими особенностями в выражении главного члена, и общими чертами грам-матической смысловой стороны слов. Довольно часто специфика безличности создаётся не тем, что в предложении нельзя вставить название деятеля (под-лежащее), тем, что надо изобразить действие в отрыве от деятеля, как возникающее и существующее
независимо от него. Например: Я думаю об этом постоянно. Мне вздумалось завернуть под навес. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» В первом предложении я – активный производитель дей-ствия, от его воли и желания зависит наличие действия. Во втором предложении действие возникает и существует не-зависимо от деятеля. Для выражения главного члена безличных предложений характерно использование безличных форм третьего
лица единственного числа или среднего рода. В этих формах употребляются знаменательные и связочные глаголы, стра-дательные причастия. Форму, внешне совпадающую с кра-ткими прилагательными среднего рода, имеют обычно и слова категории состояния, широко употребляемые в качестве главного члена безличных предложений. Например: Меня терзало судорожной болью. М.Ю. Лермонтов «Ночь» Структурные изменения главного члена (его спрягаемой глагольной части) могут затрагиваться в безличных
предло-жениях только наклонение и время. Например: Ему следует подумать – Ему следовало подумать – Ему следовало бы подумать. Как видно из примера формы лица, рода и числа здесь неизменны. Невозможны первое второе лицо; мужской и женский род; множественное число. Определяющей особенностью грамматического смысла безличных предложений является значение стихийности,
непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях – когда выра-жается: - действие (Лодку сносит к югу); - состояние человека или животного (Ему холодно); - состояние окружающей среды (Тянет свежестью); - состояние дел (Нельзя откладывать работу); - состояние развивающихся событий (Пришлось ехать). Не менее важной и характерной является другая особен-ность безличных предложений.
Выражаемый в них признак чаще всего является результатом действия неопределённой совокупности стихийных сил или объективных обстоятельств. Поэтому самим употреблением данного вида предложения подчёркивается, что признак этот не имеет прямой связи с каким-либо отдельным субъектом. Такие безличные предложения передают этот признак, как сугубо временный и присущий ситуации в целом, а не отдельному предмету. Обе эти особенности выявляются при сопоста-влении безличных предложений с
двусоставными. Например: Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Если сообщается о действии (об активном воздействии на объект), то в безличном предложении оно обозначается как лишённое какого-либо субъекта - производителя действия. Например: Надо было на что-то решиться. М.Ю. Лермонтов «Штосс» Безличная форма используется в тех случаях, когда надо обратить внимание на действие, усилить его.
Например: И слышно было, как он (Казбич) трепал по гладкой шее своего скакуна. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Для безличных предложений, обозначающих качественный признак, свойственно употребление второстепенных членов, которые уточняют границы проявления признака. Обычно в этой роли, с одной стороны, обстоятельства, указывающие на место и время проявления признака, с другой – дополнения, обозначающие лицо или предмет, по отношению к которому имеет силу данный признак.
Эти второстепенные члены конкретизируют и сужают содержание безличного предложения. Например: В той комнате было темно, как в погребе. М.Ю. Лермонтов «Штосс» Рассмотрим разновидность безличных предложений, исходя из способов грамматического выражения их главного члена – сказуемого. II.БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО СКАЗУЕМЫМ, ВЫРАЖЕННЫМ ГЛАГОЛОМ «Глагольные» безличные предложения далеко не однородны
и распадаются на ряд достаточно узких структурных групп. Основные из них: 1) Предложения с переходными глаголами, выражающими активное воздействие стихийных сил на какой-либо объект. Особое применение таких групп предложений наблюдается в художественной литературе у писателей, описывающих явления природы. Например: Прошло двое суток – Вадим не Объявлял своей тайны.
М.Ю. Лермонтов «Тамань» 2) Предложения с непереходными глаголами, обозначающими разного рода процессы, чаще всего – изменения погоды, изменения связанные со сменой дня и ночи также используются в художественной литературе. Например: Было уже довольно темно. М.Ю. Лермонтов «Тамань» 3) Предложения с непереходными безличными глаголами на –ся, выражающими непроизвольную лёгкость, а при отрицании, наоборот, трудность или даже невозможность пребывания в определённом состоянии,
в том числе в состоянии определённой деятельности. Например: Мне послышалось, что он заплакал. Мне не хотелось его (Азамата) обижать. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 4) Предложения с непереходными и переходными глаголами, обозначающими болезненное состояние живого существа, чаще всего - лица. Например: В глазах у меня потемнело. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 5)
Характерные для русского языка отрицательные предложения, выражающие отсутствие в описываемой ситуации определённого предмета или явления. Например: У неё не было сил защищаться. М.Ю. Лермонтов «Вадим» III.БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО СКАЗУЕМЫМ, ВЫРАЖЕННЫМ КАТЕГОРИЕЙ СОСТОЯНИЯ По сравнению с безличными предложениями «гла- гольного» типа, предложения с категорией состояния представляют собой группу гораздо более однородную в грамматическом
отношении и более универсальную по структурным возможностям. Предложения этой группы в равной степени могут использоваться для сообщения о состоянии окружающей среды и о состоянии живого существа. Например: Мы отворили окна – на дворе было жарче, чем в комнате. М.Ю. Лермонтов «Бэла» Кроме того, данные группы предложений говорят и о состояниях физических и психических. Например: Только что она испила воды, как ей стало легче.
М.Ю. Лермонтов «Бэла» В таких типах предложений могут выражаться различия статического и динамического (изменяющегося) признаков. Например: Темнело (Стемнело); Морозило (Подморозило). Для выражения модально-временных отношений и разграничения признаков статического и динамического характера в предложениях с категорией состояния употребляется связка: На улице ясно (Было ясно, будет ясно, стало ясно, ста- новиться ясно, было бы ясно и т.д.).
В структурном отношении их различает использование разных второстепенных членов. Если в предложении сообщается о состоянии окружающей среды, характерным компонентом его является обстоятельства места, реже времени; если состояние живого существа – дательный падеж дополнения; если о состоянии дел – дополнения в форме «сказуемое + творительный падеж». Например: От неё веяло пламенем. М.Ю. Лермонтов «Княжна
Мери» Ему было досадно обидно, что он проиграл! М.Ю. Лермонтов «Штосс» Несмотря на эти различия, строго структурного разграничения предложений с категорией состояния не наблюдается. Возможны даже предложения, выражающие «комплексную» характеристику состояния человека и окружающей среды. Одни из них интересны тем, что включают одновременно и обстоятельства, и дополнения в дательном падеже. Например: Горько мне было!
Но моя любовь срослась с душой моей. М.Ю. Лермонтов «Княжна Мери» Другие предложения интересны тем, что часть однородных сказуемых по лексическому значению обращена в них к характеристике обстановки, часть – к состоянию человека. Например: Ей стало лучше; она хотела освободиться от моей руки. М.Ю. Лермонтов «Княжна Мери» IV.БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СО СКАЗУЕМЫМ, ВЫРАЖЕННЫМ СОЧЕТАНИЕМ БЕЗЛИЧНОГО ГЛАГОЛА ИЛИ КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ С ИНФИНИТИВОМ Безличные предложения рассматриваемой разновидности структурно очень разнообразны и вместе с тем характеризуются общим назначением. Они всегда выражают оценку объективных условий для осуществления того действия, которое названо инфинитивом. С помощью слов категории состояния или безличных глаголов с модальным значением реальные возможности
для осуществления действия характеризуются в них очень многообразно. Могут выражаться (складывающиеся под влиянием обстоятельств): - возможность – невозможность, желательность – нежелательность, необходимость – отсутствие необходимости действия; Например: Я лгал; но мне не хотелось его бесить. М.Ю. Лермонтов «Княжна Мери» - целесообразность – нецелесообразность;
Например: Какая тоска! – воскликнул Жорж. – Надо ехать. М.Ю. Лермонтов «Княгиня Лиговская» - лёгкость или трудность осуществления действия; Например: Трудно было предугадать его дальнейшие действия. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - связанные с действием положительные или отрицатель-ные, эмоциональное или физическое состояние, об-легчающее или затрудняющее реализацию действия;
Например: Разве у стариков нет сердца, разве нет в нём уголка, где кровь кипит и клокочет? А было бы тебе хорошо. М.Ю. Лермонтов «Вадим» - временные и пространственные условия, влияющие на реализацию действия. Например: Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колёс. М.Ю. Лермонтов «Максим Максимыч» При употреблении дополнения содержание безличных предложений конкретизируется, но вместе с тем становится гораздо более узким: условия реализации действия оцениваются в них не вообще,
а по отношению к определённому лицу, которое затрагивают описываемые события. Для того, чтобы отличить безличные предложения от двусоставных возьмём в пример одно предложение: Я не хотел плакать – Мне не хотелось плакать. Определяющей особенностью таких предложений является значение непроизвольности выражаемого действия или состояния. V.БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЯХ РЕЧИ Русский язык и литература тесно связаны между собой,
и авторы литературных произведений говорят о величии и могуществе русского языка. Он богат различными красочными эпитетами, сравнениями, метафорами. В литературе используется художественный стиль, который придаёт тексту разнообразие, красоту и неповторимость. Для всех стилей речи, допускающих экспрессию и эмоциональность, характерны безличные предложения, выражающие именно это состояние. Безличные предложения часто выражают такие смысловые функционально-стилистические
и эмоционально-экспрессивные оттенки, которые не могут быть переданы двусоставными предложениями: Будет гроза – Быть грозе. Я дремлю – Мне дремлется. Для художественного стиля характерны безличные предложения художественно-изобразительного характера. Например: В ущелье было темно и сыро, как в раскольнической келье. М.Ю. Лермонтов «Кавказ» Изучая литературное наследие великого русского поэта
М.Ю. Лермонтова, мы видим, что во многих своих произведениях он часто использует безличные предложения. Особенно это характерно для ранних произведений, написанных в период 1828-1836 гг. Например: И скучно, и грустно и некому руку подать, В минуту душевной невзгоды. М.Ю. Лермонтов «И скучно и грустно» Здесь он выражает физическое и психическое состояние под воздействием окружающего.
К таким приёмам выражения эмоционального состояния он прибегает в стихотворение «От чего»: Мне грустно, потому что я тебя люблю. Характеризуя и показывая своё состояние, затрудняющее реализацию действия, М.Ю. Лермонтов в стихотворении «И грустно мне» пишет: И грустно мне, когда подумаю, что ныне Нарушена святая тишина. Какая-то безысходность, а порой и растерянность звучат в его стихотворении «Выхожу один я на дорогу»:
Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? Использование здесь безличного предложения под влиянием обстоятельств выражает состояние души и сожаление, надежда на будущее и трудности настоящего, мечта о дальнейшем своём положении в обществе. Выражение состояния человека через безличные предложения наблюдается во многих стихах М.Ю. Лермонтова. Например, в стихотворении «Стансы»:
Мне кручно в день. Мне скучно в ночь, Надежды нету в утешенье. Безличные предложения со сказуемым, выраженным сочетанием безличного глагола, наблюдается в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Опасение»: Без друга лучше дни влачить И к смерти радостей клониться, Чем два удара выносить И сердцем о двоих крушиться! Здесь мы видим, как с помощью определённого вида безличных предложений
характеризуется желательность действий. Но не только выражение состояния человека, как физического, так и психического, через безличные предложения наблюдаются в произведениях Лермонтова. В них мы видим и состояние окружающей среды, и характеристику сложившейся ситуации и изменение объективных обстоятельств. Состояние окружающей среды чётко отражено в стихотворении «Ночь»: Темно. Всё спит. Лишь только жук ночной, Жужжа, в долине пролетит порой.
В стихотворении «Сон» через безличные предложения даётся характеристика сложившейся ситуации, давая сравнения с луной и ночью: Было тихо, как луна и ночь, И ветер не мог дремоты превозмочь. Безличные предложения, выражающие временные и пространственные условия, влияющие на реализацию действия, применены М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «Бородино»: Вот смерклось. Были все готовы. Заутра бой затеять снова.
В творчестве М.Ю. Лермонтова встречаются примеры, когда в некоторых сложных предложениях одна часть может быть безличной: Глядится тусклый день в стекло прозрачных льдин. И занесло овраги снегом. Как видим из всего вышесказанного, безличные предложения широко применяются в творчестве писателей и поэтов. Безличные предложения используются во всех стилях речи, и они занимают не последнее место в научном стиле, так как делают текст более строгим и чётким.
Для научного стиля характерна двусоставность; здесь употребляются безличные предложения с немногими наречиями на –о (необходимо, надо, важно и т.д.) в составе сказуемого, которые предают предложению значение долженствования. В официально-деловой речи широко используются безличные предложения со сказуемым-глаголом в неопределённой форме со значением предписания (Необходимо представить, нужно действовать). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проанализировав произведения, написанные
М.Ю. Лермонтовым, можно сделать вывод, что поэт употребляет большое количество различных предложений. На основе этого я составил диаграмму употребляемых им предложений, приняв их за 100% (на основе произведений «Штосс», «Герой нашего времени», «Княгиня Лиговская»): Проанализировав диаграмму можно сделать вывод, что М.Ю. Лермонтов употреблял безличные предложения чаще, чем другие односоставные предложения.
Особая выразительность безличных предложений и определяет их широкое использование в разговорной речи, а также в языке художественной литературы, о чём я по возможности старался изложить в своём реферате, используя в качестве подтверждения произведения М.Ю. Лермонтова. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. В.В. Бабайцева «Русский язык (7-8 класс)». Москва. «Дрофа» 1996г. 2. М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян,
Т.А. Ладыженская и др. «Русский язык (8 класс)». «Просвещение». 2003г. 3. М.Ю. Лермонтов. Сочинения в 2-х томах. Москва. «Правда». 2000г. 4. Е.С. Скобликова «Современный русский язык». Москва. «Просвещение». 1993 г. 5. Г.Р. Соколова «Уроки углубленного изучения русского языка». Москва. 1997г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |