Оглавление: контрольной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Информационные технологии и их виды» Введение… ………….3 Глава I. Понятие и применение информационных технологий………… ……4 Глава II. Разработка информационных технологий… 1. Этапы разработки технологических процессов… 2. Параметры технологических процессов…10 Глава III. Компьютерные сети… 11 3.1.
Локальные вычислительные сети… 2. Глобальные компьютерные сети…11 Заключение… … 13 Список использованной литературы…… ….15 Введение Мы живем на стыке двух тысячелетий, когда человечество вступило в эпоху новой научно-технической революции. К концу двадцатого века люди овладели многими тайнами превращения вещества и энергии и сумели использовать эти знания для улучшения своей жизни.
Но кроме вещества и энергии в жизни человека огромную роль играет еще одна составляющая - информация. Это самые разнообразные сведения, сообщения, известия, знания, умения. В середине нашего столетия появились специальные устройства - компьютеры, ориентированные на хранение и преобразование информации. Произошла компьютерная революция. С появлением ЭВМ, появляются новые науки, которые призваны изучать колоссальные возможности компьютеров
и возможности их использования с целью облегчения человеческого труда. Появляется новый вид технологий – информационные, т.е. технологии переработки информации на базе компьютерных вычислительных систем. К ним относятся процессы, где «исходным материалом» и «продукцией» является информация. Разумеется, перерабатываемая информация связана с определенными материальными носителями и, следовательно, эти процессы включают также переработку вещества и переработку энергии.
Но, последнее, не имеет существенного значения для информационных технологий. Главную роль здесь играет информация, а не её носитель. Сегодня невозможно представить отрасль человеческой деятельности, в которой бы не применялись ЭВМ. К компьютерам применяют всё более высокие требования и это заставляет специалистов совершенствовать технологии обработки информации. Чем шире использование
ЭВМ, тем выше их интеллектуальный уровень, тем больше возникает видов информационных технологий. Именно вышеперечисленные обстоятельства указывают на актуальность темы: «Информационные технологии и их виды». Конечно, очень трудно охватить в данной работе все возможности информационных технологий, которые растут день ото дня. Я постараюсь лишь кратко остановится на основных из них, которые привлекли мое внимание, не вдаваясь в чисто техническое пользование ресурсами.
Целью данной работы является обзор информации о применении ЭВМ, информационных систем и технологий. Данная цель раскрывается через следующие задачи: 1. раскрыть понятие информационных технологий; 2. исследовать основные свойства информационных технологий; 3. рассмотреть виды информационных технологий; 4. проанализировать факторы, оказавшие влияние на развитие информационных технологий; 5. исследовать тенденцию развития информационных и программных ресурсов.
Глава I. Понятие и применение информационных технологий. Технология как строго научное понятие означает определенный комплекс научных и инженерных знаний, воплощенный в способах, приемах труда, наборах производственно-вещественных факторов производства. Современные информационные технологии (НИТ) – совокупность методов и средств получения и использования информации на базе вычислительной и информационной техники, с широким применением информационных методов.
В современных информационных технологиях выделяют 3 составляющие: аппаратное обеспечение (средства вычислительной техники и оргтехники – hardware); программное обеспечение (прикладное и системное программное обеспечение, методическое и информационное обеспечение – software); организационное обеспечение (включая человека в системы информационных технологий, взаимодействие человека с этими системами, системное использование технических и программных средств – orgware). Как уже говорилось, информационные технологии применяются
практически повсюду. Технологии планирования и управления, научных исследований и разработок, экспериментов, проектирования, денежно-кассовых операций, криминалистики, медицины, образования и др. – сегодня не обходятся без участия компьютеров. Как производственные, так и информационные технологии возникают не спонтанно, а в результате технологизации того или иного социального процесса, т.е. целенаправленного активного воздействия человека на ту или иную область производства и преобразования её на базе машинной
техники. Чем шире использование ЭВМ, тем выше их интеллектуальный уровень, тем больше возникает видов информационных технологий, к которым относятся: технологии планирования и управления; научных исследований и разработок; экспериментов; проектирования; денежно-кассовых операций; криминалистики; медицины; образования и др. Информационной технологии присущи следующие свойства: • высокая степень расчленённости процесса на стадии, что открывает новые возможности для его рационализации и перевода на выполнение с помощью
машин, Это – важнейшая характеристика машинизированного технологического процесса; • системная полнота (целостность) процесса, который должен включать весь набор элементов, обеспечивающих необходимую завершенность действий человека при достижении поставленной цели; • регулярность процесса и однозначность его фаз, позволяющие применять средние величины при их характеристике, и, следовательно, допускающие их стандартизацию и унификацию. В результате появляется возможность учета, планирования, диспетчеризации информационных
процессов. В такой развитой форме, имеющей все отмеченные признаки, информационно-коммуникативные процессы присутствуют в машинизированных кибернетических системах. Информатика изучает общие моменты, свойственные всем многочисленным разновидностям конкретных информационных технологий. Всем им присущи такие атрибуты: 1. носители информации; 2. каналы связи; 3. информационные контуры; 4. сигналы информации;
5. данные, сведения и т.д. Все они описываются такими характеристиками, как надежность, эффективность, информационный шум, избыточность и др. Все информационные процессы делятся на такие идентичные фазы и подпроцессы: 1. прием, 2. кодирование, 3. передача, 4. декодирование, 5. хранение, 6. извлечение, 7. отображение информации. Основная цель использования информационных технологий – автоматизация производственной или административной
работы. В качестве основного средства автоматизации информационно-управленческой деятельности и выступают персональные ЭВМ. Свою работу в конторе служащий осуществляет через реализацию различных информационных процессов, т.е. процессов получения, регистрации, накопления, преобразования, генерации, отображения и передачи информации. Наиболее эффективно ПЭВМ используются в сочетании с разнообразными средствами связи (коммуникации). Современные средства коммуникации, разработанные для персональных компьютеров,
предоставляют в распоряжение пользователей в дополнение к широким возможностям ПЭВМ как таковых возможности доступа в ЭВМ более высокого класса, подключения их в глобальные и локальные вычислительные сети. Последнее особенно важно для офисов, так как обеспечивает переход от автоматизации индивидуальной работы служащих к распределенной обработке данных в условиях взаимосвязанных АРМ (автоматизированных рабочих мест). АРМ - автоматизированное рабочее место - информационная система
управления, оборудованное средствами, обеспечивающими участие человека в реализации функций автоматизированных систем управления (АСУ). АРМ присущи следующие признаки: 1. доступная пользователю совокупность технических, программных, информационных и др. средств; 2. размещение ВТ непосредственно (или вблизи) на рабочем месте пользователя; 3. возможность создания и совершенствования проектов автоматизированной обработки данных в конкретной
сфере деятельности; 4. осуществление обработки данных самим пользователем; 5. диалоговый режим взаимодействия пользователя с ЭВМ как в процессе решения задач управления, так и в процессе их проектирования. Таким образом, АРМ в системе управления представляет собой проблемно-ориентированный комплекс технических, программных, лингвистических (языковых) и др. средств, установленный непосредственно на рабочем месте
пользователя и предназначенный для автоматизации операций взаимодействия пользователя с ЭВМ в процессе проектирования и реализации задач. Множество известных АРМ может быть классифицировано на основе следующих обобщенных признаков: 1. функциональная сфера использования (научная деятельность, проектирование, производственно-технологические процессы, организационное управление); 2. тип используемой
ЭВМ (микро мини макро ЭВМ); 3. режим эксплуатации (индивидуальный, групповой, сетевой); 4. квалификация пользователей (профессиональные и непрофессиональные). Внутри каждой из выделенных групп АРМ может быть проведена более детальная классификация. Например, АРМ организационного управления могут быть разделены на АРМ руководителей организаций и подразделений, плановых работников, работников материально-технического
снабжения, бухгалтеров и др. Деловые АРМ сближают пользователя с возможностями современной информатики и ВТ и создают условия для работы без посредника - профессионального программиста. При этом обеспечивается как автономная работа, так и возможность связи с другими пользователями в пределах организационных структур (с учетом особенностей этих структур). Параметрический ряд деловых АРМ позволяет создать единую техническую, организационную и методологическую
базу компьютеризации управления. Первоначально информационная технология локализуется в пределах персонального или группового АРМ, а в последующем (при объединении АРМ средствами коммуникации) создаются АРМ сектора, отдела, учреждения и формируется коллективная технология. Тем самым достигается гибкость всей структуры и возможность наращивания информационной мощности. Можно выделить три класса типовых АРМ: - АРМ руководителя; -
АРМ специалиста; - АРМ технического и вспомогательного персонала. Состав функциональных задач и видов работ (административно-организационный, профессионально-творческий, технический) требует применения различных инструментальных средств при создании АРМ. Например: административно-организационная работа - контроль исполнения, анализ текущего состояния дел и планирования работы. Профессионально-творческая - разработка документов, анализ информации.
Техническая работа - получение, передача, хранение, печать документов, сводок, контроль за движением документов. Для автоматизации каждой категории работ в настоящее время ПЭВМ оснащены различными типами программного обеспечения. Программное обеспечение любого АРМ подразделяется на общее и функциональное (см. рис.1). При проектировании программного обеспечения АРМ необходимо соблюдать принцип ориентации разрабатываемых
программных средств на конкретного пользователя, что должно обеспечить реализацию функций, соответствующих профессиональной ориентации АРМ. Рис. 1. В целом, разрабатываемое программное обеспечение АРМ должно обладать свойствами гибкости, адаптивности, модифицируемости и настраиваемости на конкретное применение. Глава II. Разработка информационных технологий. Проектирование рациональных технологических процессов обработки данных является довольно сложной задачей.
Эта сложность обусловливается тем, что при разработке должны учитываться многие параметры, среди которых не только чисто технические, но и параметры, учитывающие различные человеческие факторы, вопросы повышения сроков эксплуатации и использования инструментальных средств, уменьшения сроков разработки, ряд экономических соображений и т.д. 2.1. Этапы разработки технологических процессов. Технология проектирования автоматизированной обработки информации при решении любой задачи подразделяется
на четыре этапа: 1. начальный; 2. подготовительный; 3. основной; 4. заключительный. Состав и структура операций каждого из этапов технологического процесса могут быть различными в зависимости от используемых средств ВТ, средств связи и требований к технологии преобразования информации. По своему назначению технологические операции бывают вспомогательными, основными и контрольными.
Вторые составляют основу и относятся к операциям внутримашинной технологии обработки данных. Это операции упорядочения, корректировки, накопления и собственно обработки. Упорядочение - произвольно расположенные данные размещаются в определенной последовательности значений ключевых слов. Корректировка - процесс внесения изменений в уже сформированные файлы данных, позволяющий поддержать их в актуальном для обработки состоянии.
Накопление - процесс периодического добавления данных в существующие файлы с целью формирования исходных данных за определенный интервал времени. Обработка - выполнение всех арифметических и логических операций по преобразованию исходной информации в результатную. Существуют различные формы внутримашинной технологии обработки информации. Наиболее распространенными формами являются обработка данных в пакетном и диалоговом режимах.
Иногда автоматизированное решение задач должно согласовываться по времени с ходом управляемых процессов. Соответственно организация обработки информации для этих нужд получила название технологии обработки данных в режиме реального времени. Важной характеристикой, определяющей область применения режима реального времени является скорость реакции системы управления на изменение состояний объекта управления. В настоящее время прослеживается тенденция к максимальному приближению информационных и программных
ресурсов к пользователю. ПЭВМ, работающие в сети, имеют существенное преимущество перед АРМ, работающими в режиме разделения времени. А, главное, средства интеллектуального интерфейса обеспечивают пользователя простыми и надежными способами решения своих профессиональных задач. Основной результат - это изменение интерфейса конечного пользователя с терминалом. От метода "запоминай (состояние своих ресурсов)  проектируй (необходимую последовательность
действий в терминах команд)  набирай (управляющий текст)" происходит переход к методу "смотри (на графическую модель состояния ресурсов)  выбирай (необходимое действие из иерархического меню)". Такой интерфейс поддерживается всеми средствами информационной технологии - составными частями базы знаний, включающей базу данных, прикладное программное обеспечение и опорной технологии, базирующейся на аппаратных средствах, системном и инструментальном программном обеспечении.
Возвращаясь к вопросу об этапах разработки технологических процессов, необходимо сказать, что на заключительном этапе производится контроль и выпуск результатных документов. 2.2. Параметры технологических процессов. Рациональное построение и оптимизация информационных технологий возможны только на основе использования параметрической модели процесса. Параметры - измеримые величины, характеризующие структуру процесса и его развитие.
Параметры информационных технологий отражают взаимосвязанное множество характеристик процессов. Параметры элементов системы проектирования информационной технологии взаимозависимы. Рассматривая основные характеристики тех. процессов обработки данных, используются обобщенные показатели с дальнейшей их детализацией на других уровнях анализа системы обработки данных. К таким параметрам относятся: 1. экономический эффект от автоматизации обработки данных (ОД);
2. капитальные затраты на средства вычислительной и организационной техники; 3. стоимость проектирования технических процессов ОД; 4. ресурсы на проектирование и эксплуатацию системы; 5. срок проектирования технологии ОД; 6. эксплуатационные расходы; 7. параметры функциональных задач; 8. параметры вычислительной и организационной техники;
9. стоимость организации и эксплуатации базы данных или файлов данных; 10. параметры структур хранения и стоимость хранения данных; 11. время доступа к данным; 12. время решения функциональных задач пользователей; 13. эффективность методов контроля. Анализируя выше сказанное, можно выделить три группы параметров: 1. исходные - параметры задач, параметры ВТ, ресурсы, параметры структур хранения, и т.д.
2. промежуточные и результатные – экономический эффект от автоматизированной обработки данных, эксплуатационные расходы, срок и стоимость проектирования и т.д. На технологию обработки данных влияют факторы, не зависящие или слабо зависящие от проектировщика - нерегулируемые, и факторы, на которые он может оказать существенное влияние - регулируемые (управляемые). К нерегулируемым параметрам технологии можно отнести: объем входных и выходных данных; сложность алгоритма и объем вычислений; периодичность и своевременность решения задач,
степень использования результатов одной задачи в других задачах; параметры жестко заданных технических средств и общесистемного программного обеспечения и т.д. К регулируемым параметрам технологии можно отнести выбор характеристик технических средств и программного обеспечения, параметры информационного обеспечения, методы контроля и защиты данных, размещение технических средств, последовательность операций технологического процесса.
В процессе выбора регулируемых (управляемых) параметров при проектировании технологии обработки данных хорошим подспорьем является использование методов математического моделирования. Иногда для упрощения задачи приходится рассматривать отдельные фрагменты тех. процесса, осуществляя поиск рациональных решений. Таким методом надо пользоваться очень осторожно, так как частичная оптимизация может оказать отрицательное влияние на общую оптимизацию.
Практика обработки данных и ряд теоретических исследований показали целесообразность выбора некоторых значений регулируемых параметров технологии в случае принятия нерегулируемыми параметрами определенного значения. Например, при большом объеме входных данных с целью уменьшения затрат времени на их обработку рекомендуется подготовку данных осуществлять на многопультовых системах подготовки данных на магнитном носителе. При этом следует максимально использовать программные методы контроля с точной локализацией
ошибок, обнаруженных в процессах ввода и обработки информации. Это позволяет обеспечить процесс нахождения и исправления ошибок. Глава III. Компьютерные сети Развитие средств вычислительной техники, а особенно появление персональных компьютеров привело к созданию нового типа информационных систем – компьютерных сетей. Компьютерные сети подразделяются на локальные и глобальные.
Локальная сеть - объединение компьютеров, расположенных на сравнительно небольшой территории (одного предприятия, офиса, одной комнаты). Глобальная сеть может быть ограничена только размерами земного шара. Сегодня пользователь, который работает с неподключенной к сети ЭВМ, использует только 70-75% от её возможностей. 3.1. Локальные вычислительные сети. Локальные вычислительные сети или
LAN (англ. Local Area Network) нашли широкое применение в системах автоматизированного проектирования и технологической подготовки производства, системах управления производством и технологическими комплексами, в конторских системах, бортовых системах управления и т.д. Локальные вычислительные сети является эффективным способом построения сложных систем управления различными производственными подразделениями. Они интенсивно внедряются в медицину, сельское хозяйство, образование,
науку и др. Существующие стандарты для локальных вычислительных сетей обеспечивают связь между компьютерами на расстоянии до 6 км. Основное назначение локальных вычислительных сетей состоит в распределении ресурсов ЭВМ: программ, совместимости периферийных устройств, терминалов, памяти. 3.2. Глобальные компьютерные сети Для подключения к удаленным компьютерным сетям используются телефонные линии. Процесс передачи данных по телефонным линиям должен происходить в форме электрических колебаний
- аналога звукового сигнала, в то время как в компьютере информация хранится в виде кодов. Для того чтобы передать информацию от компьютера через телефонную линию, коды должны быть преобразованы в электрические колебания. Этот процесс носит название модуляции. Для того чтобы адресат смог прочитать на своем компьютере то, что ему отправлено, электрические колебания должны быть обратно превращены в машинные коды - демодуляция.
Устройство, которое осуществляет преобразование данных из цифровой формы (машинный код) в аналоговую (электрические колебания) и обратно, называется модем (сокращенно от Модулятор - Демодулятор). Компьютер в этом случае должен иметь специальную телекоммуникационную программу, которая управляет модемом, а также отправляет и получает последовательности сигналов передаваемой информации. Глобальная компьютерная сеть Internet предоставила человеку удивительные возможности.
Получил распространение принципиально новый способ общения, для которого перестало иметь значение расстояние между людьми. Одна из первых версий INTERNET была разработана в семидесятых годах Департаментом Обороны США, чтобы дать возможность исследовательским институтам, работавшим над особо важными для обороны в то время проблемами, обмениваться информацией. К тому же предполагалось, что этот способ связи позволит сохранить обмен информацией между ними в случае
такой мировой катастрофы, как ядерная война. В то время сеть носила название ARPAnet - по имени организации финансировавшей эти разработки. Основной операционной системой была Unix. В 80-х годах, когда персональные компьютеры начали получать все более широкое распространение в США, появились сети, связавшие между собой исследовательские центры университетов. Соединив сети, университеты получили возможность общаться между собой, подобно оборонным
институтам в семидесятых годах. Однако эта новая связь имела дополнительное качество: пользователь университетской сети, находясь дома или в школе, подключаясь к сети, получал также доступ к любому месту, к которому эта сеть была подсоединена. Такая связь получила название "межсеть" (Internet), и, таким образом, появилась сеть INTERNET, которую назвали основной сетью, межсетью или сетью сетей. В настоящее время пользование сетью Internet перестало быть прерогативой узкого круга специалистов.
Доступ практически ко всем ресурсам сети может получить рядовой пользователь ПК. Internet объединила весь компьютерный мир, и создание этой сети называют самым большим достижением информационных технологий после создания, собственно, ЭВМ. Заключение В наше время человечество переживает научно-техническую революцию, в качестве материальной основы которой служит электронно-вычислительная техника.
На базе этой техники появляется новый вид технологий – информационные. Под информационными технологиями понимается переработка информации на базе компьютерных вычислительных систем. Таким образом, информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Они открыли новые возможности для работы и отдыха, позволили во многом облегчить труд человека. К ним относятся процессы, где «исходным материалом» и «продукцией» (выходом) является информация.
Разумеется, перерабатываемая информация связана с определенными материальными носителями и, следовательно, эти процессы включают также переработку вещества и переработку энергии. Но последнее не имеет существенного значения для информационных технологий. Главную роль здесь играет информация, а не её носитель. В качестве основного средства автоматизации информационно-управленческой деятельности сегодня выступают
персональные ЭВМ. Применение ЭВМ стало обыденным делом, хотя совсем ещё недавно рабочее место, оборудованное компьютером, было большой редкостью. Свою работу в конторе служащий осуществляет через реализацию различных информационных процессов, т.е. процессов получения, регистрации, накопления, преобразования, генерации, отображения и передачи информации. Наиболее эффективно ПЭВМ используются в сочетании с разнообразными средствами связи (коммуникации).
Современные средства коммуникации, разработанные для персональных компьютеров, предоставляют в распоряжение пользователей в дополнение к широким возможностям ПЭВМ как таковых возможности доступа в ЭВМ более высокого класса, подключения их в локальные вычислительные сети. Последнее особенно важно для контор, так как обеспечивает переход от автоматизации индивидуальной работы служащих к распределенной обработке данных в условиях взаимосвязанных
АРМ (автоматизированных рабочих мест). Чтобы совокупность АРМ могла функционировать как единая система, необходимо обеспечить автоматический обмен данными между ними (использование видеотерминала). ПЭВМ путем кабельного соединения образуют сеть (глобальная, локальная) – группу компьютеров, соединенных между собой средствами связи для совместного использования ресурсов и предоставления пользователям дополнительных услуг.
Самой распространенной глобальной сетью является сеть Интернет. Многочисленные прогнозы говорят о том, что уже к началу следующего века Интернет не только превратит ставшие уже привычными персональные компьютеры в нечто принципиально иное, но и изменит тем самым образ жизни большинства населения Земли. Современное общество вряд ли можно представить без информационных технологий.
Перспективы развития вычислительной техники сегодня сложно представить даже специалистам. Однако, ясно, что в будущем нас ждет нечто грандиозное. И если темпы развития информационных технологий не сократятся, (а в этом нет никаких сомнений), то это произойдет очень скоро, главное, направить развитие этого мощного орудия в нужное русло. Список использованной литературы в контрольной работе по дисциплине «Информатика» на тему «Информационные
технологии и их виды» 1. Богумирский Б. Энциклопедия Windows 98 (второе издание) – СПб: Питер Ком, 1999. – 896 с. 2. Дж. Хоникатт. Использование Internet. – М СПб.: Издательский дом «Вильямс», 1998. – 253 с. 3. Кондрашова С.С. Информационные технологии в управлении: Учебное пособие. –
К.: МАУП. 1998. – 138 с. 4. Лоу Д. Компьютерные сети для «чайников». – К.: Диалектика, 1995. 101 с. 5. Мифоров А.А. Информационные технологии в экономике. Учебник.: М 2000. – 300 с. 6. Оливер В.Г Оливер Н.А. Компьютерные сети, принципы, технологии, протоколы. Санкт-Петербург. «Питер», 2001. – 205 с. 7. Пасько
В. Microsoft Office 97 (русифицированная версия). – К.: Издательская группа BHV, 1998. – 768 с. 8. Петров С.К. Информационные технологии сегодня. Учебное пособие М. «ТДК», 2003. – 250 с. 9. Тимошилов Н.Е. Информация и информационные технологии. Самара: 2000. – 148 с. 10. Ушилов С.С. Информационные технологии.
Учебное пособие. – М.: СПб, 2001. – 118 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |