Ответы на вопросы по дисциплине «Информационные системы в экономике» 1. Определите понятие и особенности информационного ресурса? Информационные ресурсы в широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. По законодательству РФ информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах,
фондах, банках данных, других информационных системах). Закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. установил, что И. р. являются объектом права собственности. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством РФ. 2. В чем разница между компьютеризацией и информатизацией общества?
Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Компьютеризация – часть процесса информатизации. Компьютеризация – процесс расширенного внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности
человека, который развернулся в середине 20 в. с началом научно-технической революции и ознаменовал собой наступление эры информатизации. 3. Назовите принципы новой экономики России? Какие усилия должна предпринять Россия в соответствии с этими принципами? Основные принципы, которые обеспечат успешное развитие новой экономики в России. 1. Важен только один капитал — интеллектуальный.
Технологии информационного общества формируют новую экономику, которая основывается на знаниях, а не на расширенном потреблении невосполнимых природных ресурсов. Это значит, что основным капиталом любого предприятия становится интеллектуальная собственность, «ноу-хау», которые и приносят наибольшую прибыль. Крупнейшие корпорации вкладывают в исследования суммы, сравнимые с бюджетами целых государств. Т.о следует научиться превращать изобретения и открытия в интеллектуальную
собственность, а интеллектуальную собственность — в капитал. 2. Гуманизация труда: от конвейера к мануфактуре третьего тысячелетия. Процесс гуманизации труда будет идти в трех основных направлениях: а )передача все большего количества рутинных операций машинам; б) трансформация организаций от вертикального метода управления к принципу «командной игры»; в) создание все более «дружественных условий» для работы, в том числе дистанционной
занятости. Таким образом, на новом витке развития наша страна возвращается к принципу «мануфактурной» организации труда, когда не было разделения на отдельные операции между работниками. 3. Аристократия большинства — новая конфигурация общества. Информационное общество опирается на новую социальную конфигурацию: появляются новые общественные слои и группы со своими интересами. В новой экономике, особенно на начальном этапе, именно государство должно
стать крупнейшим инвестором высокотехнологичных отраслей и инфраструктуры. Распространение высоких жизненных стандартов — одна из главных целей государства в Информационном обществе. Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в процессы взаимоотношений государственных органов с населением позволяет каждому жителю сократить затраты своего времени на стандартные операции. Заполнение налоговых деклараций, оплата коммунальных услуг, сдача экзаменов, получение разнообразных
справок, участие в конкурсах на замещение государственных должностей, получение правительственных грантов и субсидий, видеоконференции с госслужащими — вот лишь некоторые процессы, которые уже сейчас происходят виртуальным образом. Для России, с ее огромной территорией и крайне неравномерным распределением медицинских, культурных и образовательных учреждений по регионам, следует уделить большее внимание развитию Интернет-технологий, ведь Интернет позволяет, в том числе, получить высококвалифицированную медицинскую
консультацию в любой районной больнице, смотреть спектакли столичных театров в любом городе, проходить тестирование в сертификационных центрах, использовать все преимущества дистанционного обучения, независимо от места проживания. 4. Информация и знания — основной объект управления Информация и знания — плоть и кровь новой экономики. Ее лидеры — организации, где быстрее всех и лучше всех обрабатывают информацию и обмениваются знаниями.
В новой экономике должны возникнуть новые, наиболее быстро развивающиеся отрасли бизнеса, связанные с поставкой и обработкой информации. Весьма вероятно, что и в новой информационной экономике скоро будет введено разделение на «сырьевую» и «обрабатывающую» отрасли. Сырьевой сектор — это «залежи» необработанной информации, поставляемой через Интернет. «Обрабатывающая промышленность» — специализированные структуры, превращающие данные в информацию,
а информацию — в знания. 5. Сетевая структура — путь к глобализации бизнеса. Новая экономика — это компании, специализирующихся на высокопрофессиональном выполнении одного делового процесса и обладающих наибольшим интеллектуальным капиталом в своей нише. Экономика, основанная на знаниях, настоятельно потребует такой специализации. Все большее распространение будет приобретать аутсорсинг — передача сторонней фирме неосновных деловых
процессов компании. Уже сейчас его услугами пользуются многие российские фирмы, работающие в области бухгалтерского учета, обслуживания корпоративной информационной системы, поддержки веб-узлов, маркетинговых исследований, обработки и систематизации входящей информации. На очереди — стратегическое планирование, PR, сбыт, юридическое сопровождение всей деятельности фирмы. 6. Думай глобально — действуй локально. Конкурентное преимущество в новой экономике будет определять
наличие уникальных товаров: продуктов, технологий, бизнес-идей, моделей организации деловых процессов. Один из важнейших факторов конкуренции — время. Устойчивость позиции компании зависит от максимального сокращения периода от появления идеи до внедрения товара на рынок при одновременном наращивании производительности труда, повышении гибкости производства, снижении всех видов издержек. Действовать локально — это значит сосредоточить все ресурсы фирмы на приоритетном направлении, где
организация может захватить лидерство. Мыслить глобально — значит планировать внедрение своего эксклюзивного товара (идеи, продукта, услуги) в как можно большем количестве отраслей, регионов, процессов 7. Экономикой управляет потребитель. Потребитель новой экономики — это конкретный единичный клиент. Именно ориентацией на удовлетворение дифференцированных индивидуальных потребностей, в конечном счете, и обусловлены все остальные принципы новой экономики.
Цель любой компании — создать сообщество лояльных заказчиков, поддерживая приверженность потребителя всеми возможными способами; максимальное использование возможностей уже завоеванного сообщества. Создав потребительское сообщество, организация стремится извлечь из этого наибольшую прибыль. 4. Дайте определение рынка информационных услуг и назовите его сектора? Рынок информационных услуг – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле
продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально–вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу–хау, инженерно–технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов. Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.
1–й сектор – деловая информация, состоит из следующих частей: биржевая и финансовая информация статистическая информация коммерческая информация. 2–й сектор – информация для специалистов, содержит следующие части: профессиональная информация научно–техническая информация доступ к первоисточникам 3–й сектор – потребительская информация: новости и литература потребительская информация развлекательная информация 4–й сектор – услуги образования 5–й сектор – обеспечивающие информационные системы и средства программные продукты
технические средства разработка и сопровождение информационных систем и технологий подготовка источников информации 5. Каковы проблемы и пути информатизации регионов России? Проблемы: Проблема информатизации регионов включает целый спектр сложных вопросов. К ним, в частности, относится необходимость создания правовых, экономических, технологических и социальных условий для получения оперативной, достоверной и полной информации об экономике регионов, состоянии
экологической, образовательной, культурной и иных сфер регионального развития. Первоочередную задачу представляет формирование инфраструктуры информатизации регионов, создание региональной информационно-вычислительной сети, обеспечивающей единое информационное пространство. Однако наряду с формированием материально-технической базы информатизации, развитием в регионе современных систем информации и связи, активным внедрением новых информационных технологий ключевым условием успеха
и социальной эффективности информатизации региона является человеческий фактор. Как показывает отечественный опыт, оснащение современной техникой может и не приводить к реально ощутимым положительным результатам. Возможность хранения в памяти компьютеров имеющихся информационных ресурсов еще не означает, что они будут найдены и использованы. Колоссальный потенциал национальных информационных ресурсов, хранящихся в библиотеках, службах научно-
технической информации, архивах, зачастую остается невостребованным из-за низкой информационной культуры, неумения правильно выразить свою информационную потребность, оперативно найти, проанализировать и извлечь необходимую информацию, представить ее рациональным способом. Распространение новых информационных технологий и их проникновение во все сферы человеческой деятельности предопределяет необходимость поиска нового подхода к подготовке пользователей информации.
Сущность его выражается в переходе от необязательного обучения учащихся работе с информацией и популяризации библиотечно-библиографических знаний к целенаправленной подготовке пользователей информации, владеющих методами многоаспектной информационной деятельности, включая использование новых информационных технологий. Пути решения: Основными задачами информатизации РФ являются: обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления регионов, необходимой и достаточной информацией для принятия своевременных,
обоснованных и эффективных управленческих решений, в том числе, на основе создания первичных информационных ресурсов для органов управления, комплексных информационно-аналитических систем, использования современных технологий принятия решений, ситуационных центров; интеграция информационных ресурсов регионов на основе использования единой системы информационно-лингвистических средств ТИС (общесистемных классификаторов, стандартов на форматы представления данных и др.) и единой технологии
построения баз данных; повышение информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления для общества. Организация доступа к информационным ресурсам округа граждан, юридических лиц, общественных организаций и объединений; интеграция информационных ресурсов во внешние информационные среды в целях предоставления широкому кругу пользователей информации и получения адекватной информации о потенциальных деловых партнерах за его пределами; обеспечение информационной безопасности деятельности
органов государственной власти и органов местного самоуправления. 6. Определите понятия: сообщение, информация, данные, знания? Сообщение – набор сведений, обладающий некой мерой неопределенности или определенности знаний. Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределенности наших знаний, то можно говорить, что такое сообщение содержит информацию. Информация - одно из наиболее общих понятий, обозначающее некоторые
сведения, совокупность каких-либо данных, знаний. Поток сведений, сообщенный кем-то или полученный в результате исследования, анализа или обучения. Сообщение, передаваемое по материальному каналу для воздействия на систему, в частности, на человека Данные - один из видов представления знания. Основа для обработки с помощью программ. Знания – это зафиксированное сообщение для запоминания и воздействия на человека, в частности, или на систему вообще. 7.
Назовите основные свойства информации? Будучи объектом преобразования и использования, информация характеризуется следующими свойствами: - синтаксис – свойство, определяющее способ представления информации на носителе (в сигнале). Так, данная информация представлена на электронном носителе с помощью определенного шрифта. Здесь же можно рассматривать такие параметры представления информации, как стиль и цвет шрифта, его размеры, междустрочный интервал и т.д. Выделение нужных параметров как синтаксических свойств, очевидно,
определяется предполагаемым способом преобразования. Например, для плохо видящего человека существенным является размер и цвет шрифта. Если предполагается вводить данный текст в компьютер через сканер, важен формат бумаги; - семантика – свойство, определяющее смысл информации как соответствие сигнала реальному миру. Так, семантика сигнала “информатика” заключается в данном ранее определении.
Семантика может рассматриваться как некоторое соглашение, известное потребителю информации, о том, что означает каждый сигнал (так называемое правило интерпретации). Например, именно семантику сигналов изучает начинающий автомобилист, штудирующий правила дорожного движения, познавая дорожные знаки (в этом случае сигналами выступают сами знаки). - прагматика – свойство, определяющее влияние информации на поведение потребителя.
Так прагматика информации, получаемой читателем настоящего учебного пособия, заключается, по меньшей мере, в успешной сдаче экзамена по информатике. Хочется верить, что этим прагматика данного труда не ограничится, и он послужит для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности читателя. 8. Какие особенности экономической информации Вы можете назвать? 1. При решении задач обработки данных форма входных и выходных документов обычно предварительно определена
и требуется организовать вывод данных, строго следуя этой форме. Вводимые данные обычно представляют собой уже существующие документы, и необходимо приспосабливаться под их форму. При решении же научно-технических задач чаще форма подстраивается под нужды программы. Экономическая информация специфична по форме представления. Она отражается на материальных носителях в виде первичных и сводных документов.
Результаты обработки представляются в виде таблиц, диаграмм, графиков и текстовых документов. 2. В научно-технических задачах, как правило, объём входной и выходной информации невелик, зато велик объём вычислений. В задачах обработки данных картина противоположная - они характеризуются большим объёмом входной и выходной информации, а сам процесс вычислений занимает значительно меньший удельный вес в сопоставлении с задачами научно-технического характера.
Как видим, экономическая информация объёмна. 3. Экономическая информация циклична. Для большинства производственных и хозяйственных процессов характерна повторяемость составляющих их стадий, отражающих эти процессы. Задачи обработки данных обладают заданной периодичностью решения, причём, зачастую имеют ограниченный срок обработки. 4. Экономическая информация специфична по способам обработки. В процессе обработки преобладают такие операции как поиск, сортировка, группировка.
При обработке экономической информации происходит многократное использование одних и тех же исходных данных для разных целей. 5. Экономическая информация отражает результаты производственно- хозяйственной деятельности с помощью натуральных и стоимостных показателей. 9. Какие критерии можно использовать при определении качества информации? Качество информации определяется следующими характеристиками: - репрезентативность – правильность отбора
информации в целях адекватного отражения источника информации. - содержательность – семантическая емкость информации. Рассчитывается как отношение количества семантической информации к ее количеству в геометрической мере. - достаточность (полнота) – минимальный, но достаточный состав данных для достижения целей, которые преследует потребитель информации. Эта характеристика похожа на репрезентативность, однако разница состоит в том, что в данном случае учитывается минимальный состав информации, который не мешает принятию решения.
- доступность – простота (или возможность) выполнения процедур получения и преобразования информации. Эта характеристика применима не ко всей информации, а лишь к той, которая не является закрытой. - актуальность – зависит от динамики изменения характеристик информации и определяется сохранением ценности информации для пользователя в момент ее использования. - своевременность – поступление не позже заранее назначенного срока. - точность – степень близости информации к реальному состоянию источника информации. - достоверность
– свойство информации отражать источник информации с необходимой точностью. Эта характеристика вторична относительно точности. - устойчивость – способность информации реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности. 10. Реквизит и его свойства, реквизиты-признаки и реквизиты-основания. Показатель, структура показателя. Информационная совокупность, неделимая далее на более мелкие смысловые
единицы, называется реквизитом. Реквизиты используются для описания информационных систем и определения объемов информации в качестве ед. измерения. Различают два вида реквизитов - реквизиты-признаки и реквизиты-основания. Реквизиты-признаки характеризуют качественные свойства отражаемых сущностей. Реквизиты-основания - количественные величины, характеризующие данную сущность. Сочетание одного реквизита-основания с одним или несколькими соответствующими ему реквизитами-признаками
образуют показатель. Показатель - качественно определенная величина, количественно характеризующая изучаемый объект. Показатель является информационной совокупностью, достаточной для образования самостоятельного сообщения или формирования документа. Напр информационная совокупность "Соловьев Николай Петрович, 1955 год рождения" состоит из реквизита-основания "Соловьев Николай Петрович" и двух реквизитов-признаков - "1955" и "год рождения"
, что вполне отражает смысл сообщения и потому является показателем. 11. Назовите основные системы классификации и системы кодирования и определите их сущность? Разработаны три системы классификации объектов: иерархическая, фасетная, дескрипторная. В иерархической системе классификации каждый объект на любом уровне должен быть отнесен к одному классу, который характеризуется конкретным значением выбранного классификационного признака.
Дня последующей группировки в каждом новом классе необходимо задать свои классификационные признаки и их значения. Таким образом, выбор классификационных признаков будет зависеть от семантического содержания того класса, для которого необходима группировка на последующем уровне иерархии. Фасетная система классификации в отличие от иерархической позволяет выбирать признаки классификации независимо как друг от друга, так и от семантического содержания классифицируемого объекта.
Признаки классификации называются фасетами(facet - рамка). Каждый фасет (Фi) содержит совокупность однородных значений данного классификационного признака. Причем значения в фасете могут располагаться в произвольном порядке хотя предпочтительнее их упорядочение. Дескрипторная система используется для организации поиска информации, для ведения тезаурусов (словарей). Особенно широко она используется в библиотечной системе поиска.
Суть дескрипторного метода классификации заключается в следующем: - отбирается совокупность ключевых слов или словосочетаний, описывающих определенную предметную область или совокупность однородных объектов. Причем среди ключевых слов могут находиться синонимы; - выбранные ключевые слова и словосочетания подвергаются нормализации, т.е. из совокупности синонимов выбирается один или несколько наиболее употребимых; - создается словарь дескрипторов, т.е. словарь ключевых слов и словосочетаний, отобранных в результате процедуры
нормализации. Системы кодирования: Классификационное кодирование применяется после проведения классификации объектов. Различают последовательное и параллельное кодирование. Последовательное кодирование используется для иерархической классификационной структуры. Суть метода заключается в следующем: сначала записывается код старшей группировки 1-го уровня, затем код группировки 2-го уровня, затем код группировки 3-го уровня и т.д.
В результате получается кодовая комбинация, каждый разряд которой содержит информацию о специфике выделенной группы на каждом уровне иерархической структуры. Последовательная система кодирования обладает теми же достоинствами и недостатками, что и иерархическая система классификации Параллельное кодирование используется для фасетной системы классификации. Суть метода заключается в следующем: все фасеты кодируются независимо друг от друга; для значений каждого
фасета выделяется определенное количество разрядов кода. Параллельная система кодирования обладает теми же достоинствами и недостатками, что и фасетная система классификации. Регистрационное кодирование используется для однозначной идентификации объектов и не требует предварительной классификации объектов. Различают порядковую и серийно-порядковую систему. Порядковая система кодирования предполагает последовательную нумерацию объектов числами натурального
ряда. Этот порядок может быть случайным или определяться после предварительного упорядочения объектов, например по алфавиту Серийно-порядковая система кодирования предусматривает предварительное выделение групп объектов, которые составляют серию, а затем в каждой серии производится порядковая нумерация объектов. Каждая серия также будет иметь порядковую нумерацию. По своей сути серийно-порядковая система является смешанной: классифицирующей и идентифицирующей.
Применяется тогда, когда количество групп невелико. 12. Определите ключевые информационные пространства, в рамках которых предприятие определяет свои цели и задачи? Информационное пространство для предприятия - совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих - информационное взаимодействие организаций и потребителей их продукции
(услуг); - удовлетворение их информационных потребностей. Основными компонентами информационного пространства являются: информационные ресурсы, средства информационного взаимодействия и информационная инфраструктура. 13. В чем состоит основная задача информационной системы предприятия? Задача информационной системы предприятия состоит в создании системы сбора и обработки информации,
существенной для принятия управленческих решений на разных уровнях руководства. Это необходимо для разработки и в дальнейшем для поддержания системы ведения внутреннего учета информации о протекании технологических процессов. Важными являются подбор или разработка методов учета, а также критериев для оценки деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений. Поддержка процесса планирования заключается в выполнении следующих задач: - формирование и развитие
системы комплексного планирования; - разработка методов планирования; - определение необходимой для планирования информации, источников информации и путей ее получения. 14. Дайте понятие автоматизированной информационной технологии и определите ее задачи? Автоматизированная информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Это человеко-машинная система, обеспечивающая автоматизированную подготовку, поиск и обработку информации в рамках интегрированных сетевых, компьютерных и коммуникационных технологий для оптимизации экономической и другой деятельности в различных сферах управления. Устранение указанных ниже недостатков является одной из задач, стоящих при создании информационного обеспечения. - чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки; - одни и те же показатели
часто дублируются в разных документах; - работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач; - имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др. А также: Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.
15. Назовите процессы, обеспечивающие работу информационной технологии любого назначения? Какой из процессов является самым трудоемким и почему? Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить в виде схемы ,состоящей из блоков: - ввод информации из внешних или внутренних источников (считается самым трудоемким из процессов, т.к. выполняется людьми) - обработка входной информации и представление
ее в удобном виде; - вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему; - обратная связь - это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации. 16. Охарактеризуйте процесс ввода информации в производственных и организационно- административных системах? Начальным этапом в работе системы всегда является ввод исходных параметров функционирования модели и информации поступление пакетов заказов на изготовление тех или иных изделий.
В модели информация приходят в движение (подвергается обработке), способствуя накоплению информации о моделировании хода производственного процесса. Полученная информация подвергается обработке, группировке и обобщению с целью представления ее в доступном виде для лица, ответственного за принятие решения. 17. Определите основные тенденции развития информационных технологий? 1. Наличие большого количества промышленно функционирующих
БД большого объема, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества; 2. Создание технологий, обеспечивающих интерактивный доступ массового пользователя к этим информационным ресурсам через системы связи и передачи данных, объединенных в национальные, региональные и глобальные информационные сети; 3. Расширение функциональных возможностей информационных систем, реализация технологий создания и ведения гипертекстовых БД, включение в информационные системы экспертных систем, систем поддержки
принятия решений и других технологических средств. 4. Глoбaлизaция инфopмaциoннoгo бизнeca. Чиcтo тeopeтичecки любoй чeлoвeк (или фиpмa) являeтcя ceгoдня вoзмoжным пoтpeбитeлeм инфopмaции. Пoэтoмy вoзмoжнocти инфopмaциoннoгo pынкa пo-пpeжнeмy являютcя бecпpeдeльными, xoтя и cyщecтвyeт дoвoльнo жecткaя кoнкypeнция мeждy ocнoвными пpoизвoдитeлями. 5. Кoнвepгeнция информационных технологий - процесс сближения разнородных электронных технологий в
результате их быстрого развития и взаимодействия. 18. Определите место автоматизированной информационной системы в управлении предприятием? Деятельность современных предприятий связана с движением взаимозависимых и объёмных потоков материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов. Управление процессами производственного и коммерческого цикла в условиях динамически изменяющейся политико-экономической среды требует оперативного принятия
решений в сжатые сроки. Решение этой задачи в современных условиях невозможно без применения средств автоматизированной обработки технико-экономической информации. 19. Дайте определение автоматизированной информационной системы в экономике? Автоматизированная информационная система в экономике – комплекс, функционирование которых отражает состояние экономических объектов и их развитие. 20.
Определите состав и структуру автоматизированной информационной системы (АИС)? Структуру АИС составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. АИС состоит из двух подсистем: функциональной и обеспечивающей. Функциональная часть АИС включает в себя ряд подсистем, охватывающих решение конкретных задач планирования, контроля, учета, анализа и регулирования деятельности управляемых объектов.
В ходе аналитического обследования могут быть выделены различные подсистемы, набор которых зависит от вида предприятия, его специфики, уровня управления и других факторов. Для нормальной деятельности функциональной части АИС в ее состав входят подсистемы обеспечивающей части АИС (так называемые обеспечивающие подсистемы). Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения.
В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем. Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |