Реферат по предмету "Компьютеры и цифровые устройства"


Операционные системы

Департамент образования города Москвы ГОУ СОШ 886 РЕФЕРАТ По предмету информатика Тема Операционные системы Автор ученик 11 Б класса Климук Евгений Москва 2006 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1.История возникновения ОС .1.1 Возникновение ОС .1.2 Появление мультипрограммных операционных 5 систем для мейнфреймов 1.3

Развитие операционных систем в 80-е годы 2.Архитектура ОС .2.1 Ядро и вспомогательные модули 2.2 Ядро в привилегированном режиме 2.3 Многослойная структура ОС . 2.4 Микроядерная архитектура . 2.5 Файловые системы .3.Многообразие современных ОС 19 3.1 MS Windows . 19 3.2 Mac OS 3.3 Unix-Linux 22 3.4

O S 2 Warp .25 Список используемой литературы 29ВВЕДЕНИЕ Представьте себе, что вы едете на автомобиле, пытаясь непосредственно руками поворачивать колеса, контролировать состав горючей смеси, поступающей в двигатель, изменить зацепление шестеренок, передающих вращение от двигателя к колесам, омывать и чистить лобовое стекло и совершать прочие действия, необходимые для нормального функционирования автомобиля. Нелегко? Да что там - практически невозможно.

Для этих задач придуманы рулевое колесо, карбюратор, рычаг переключения передач, педали и тумблеры управления, точно так же и операционная система ОС в компьютере существенно упрощает управление этой машиной . Правда, персональный компьютер - устройство менее специализированное, позволяющее решать более широкий круг задач, чем автомобиль или телевизор, и в некотором смысле более сложное. Операционная система предоставляет интерфейсы и для выполняющих приложений, и для пользователей.

Программы пользователей, да и многие служебные программы запрашивают у операционной системы выполнение тех операций, которые достаточно часто встречаются практически в любой программе. К таким операциям, прежде всего, относятся операции ввода-вывода, запуск или остановка какой-нибудь программы, получение дополнительного блока памяти или его освобождение и многие другие. Подобные операции невыгодно каждый раз программировать заново и непосредственно размещать в виде двоичного

кода в теле программы, их удобнее собрать вместе и предоставлять для выполнения по запросу из программ. Это и есть одна из важнейших функций операционных систем. Пользователи также путем ввода команд операционной системы или выбором возможных действий, предлагаемых системой, взаимодействуют с компьютером и своими программами. Такое взаимодействие осуществляется исключительно через операционную систему.

Помимо выполнения этой важнейшей функции операционные системы отвечают за эффективное распределение вычислительных ресурсов и организацию надежных вычислений. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОС 1 Возникновение ОС Идея компьютера была предложена английским математиком Чарльзом Бэбиджем Charles Babage в середине девятнадцатого века. Его механическая аналитическая машина так и не смогла по-настоящему заработать, потому что технологии

того времени не удовлетворяли требованиям, необходимым для изготовления нужных деталей точной механики. Конечно, никакой речи об операционной системе для этого компьютера не шло. Настоящее рождение цифровых вычислительных машин произошло вскоре после окончания Второй мировой войны. В середине 40-х были созданы первые ламповые вычислительные устройства. В то время одна и та же группа людей участвовала и в проектировании, и в эксплуатации, и в программировании

вычислительной машины. Это была скорее научно-исследовательская работа в области вычислительной техники, а не использование компьютеров в качестве инструмента решения каких-либо практических задач из других прикладных областей. Программирование осуществлялось исключительно на машинном языке. Не было никакого системного программного обеспечения, кроме библиотек математических и служебных подпрограмм, которые программист мог использовать для того, чтобы не писать каждый раз коды, вычисляющие значение

какой-либо математической функции или управляющие стандартным устройством ввода-вывода. Операционные системы все еще не появились, все задачи организации вычислительного процесса решались вручную каждым программистом с пульта управления, который представлял собой примитивное устройство ввода-вывода, состоящее из кнопок, переключателей и индикаторов. С середины 50-х годов начался новый период в развитии вычислительной техники, связанный с появлением

новой технической базы - полупроводниковых элементов. Выросло быстродействие процессоров, увеличились объемы оперативной и внешней памяти. Компьютеры стали более надежными, теперь они могли непрерывно работать настолько долго, чтобы на них можно было возложить выполнение действительно практически важных задач. Наряду с совершенствованием аппаратуры заметный прогресс наблюдался также в области автоматизации программирования

и организации вычислительных работ. В эти годы появились первые алгоритмические языки, и таким образом к библиотекам математических и служебных подпрограмм добавился новый тип системного программного обеспечения - трансляторы. Выполнение каждой программы стало включать большое количество вспомогательных работ загрузка нужного транслятора АЛГОЛ, ФОРТРАН, КОБОЛ и т. п запуск транслятора и получение результирующей программы в машинных кодах, связывание программы с библиотечными подпрограммами, загрузка программы в оперативную

память, запуск программы, вывод результатов на периферийное устройство. Для организации эффективного совместного использования трансляторов, библиотечных программ и загрузчиков в штат многих вычислительных центров были введены должности операторов, профессионально выполнявших работу по организации вычислительного процесса для всех пользователей этого центра. Но как бы быстро и надежно ни работали операторы, они никак не могли состязаться в производительности

с работой устройств компьютера. Большую часть времени процессор простаивал в ожидании, пока оператор запустит очередную задачу. А поскольку процессор представлял собой весьма дорогое устройство, то низкая эффективность его использования означала низкую эффективность использования компьютера в целом. Для решения этой проблемы были разработаны первые системы пакетной обработки, которые автоматизировали всю последовательность действий оператора по организации вычислительного процесса.

Ранние системы пакетной обработки явились прообразом современных операционных систем, они стали первыми системными программами, предназначенными не для обработки данных, а для управления вычислительным процессом. В ходе реализации систем пакетной обработки был разработан формализованный язык управления заданиями, с помощью которого программист сообщал системе и оператору, какие действия и в какой последовательности он хочет выполнить на вычислительной машине. Типовой набор директив обычно включал признак начала отдельной

работы, вызов транслятора, вызов загрузчика, признаки начала и конца исходных данных. Оператор составлял пакет заданий, которые в дальнейшем без его участия последовательно запускались на выполнение управляющей программой - монитором. Кроме того, монитор был способен самостоятельно обрабатывать наиболее часто встречающиеся при работе пользовательских программ аварийные ситуации, такие как отсутствие исходных данных, переполнение регистров, деление на ноль, обращение к несуществующей области памяти

и т. д. Пакет обычно представлял собой набор перфокарт, но для ускорения работы он мог переноситься на более удобный и емкий носитель, например на магнитную ленту или магнитный диск. Сама программа-монитор в первых реализациях также хранилась на перфокартах или перфоленте, а в более поздних - на магнитной ленте и магнитных дисках. Ранние системы пакетной обработки значительно сократили затраты времени на вспомогательные действия по организации вычислительного процесса, а значит, был сделан

еще один шаг по повышению эффективности использования компьютеров. Однако при этом программисты-пользователи лишились непосредственного доступа к компьютеру, что снижало эффективность их работы - внесение любого исправления требовало значительно больше времени, чем при интерактивной работе за пультом машины. 2 Появление мультипрограммных операционных систем для мейнфреймов Следующий важный период развития операционных систем относится к 1965-1975 годам.

В это время в технической базе вычислительных машин произошел переход от отдельных полупроводниковых элементов типа транзисторов к интегральным микросхемам, что открыло путь к появлению следующего поколения компьютеров. Большие функциональные возможности интегральных схем сделали возможным реализацию на практике сложных компьютерных архитектур, таких, например, как IBM 360. В этот период были реализованы практически все основные механизмы, присущие современным

ОС мультипрограммирование, мультипроцессирование, поддержка многотерминального многопользовательского режима, виртуальная память, файловые системы, разграничение доступа и сетевая работа. В эти годы начинается расцвет системного программирования. Из направления прикладной математики, представляющего интерес для узкого круга специалистов, системное программирование превращается в отрасль индустрии, оказывающую непосредственное влияние на практическую

деятельность миллионов людей. Революционным событием данного этапа явилась промышленная реализация мультипрограммирования. Заметим, что в виде концепции и экспериментальных систем этот способ организации вычислений существовал уже около десяти лет. В условиях резко возросших возможностей компьютера по обработке и хранению данных выполнение только одной программы в каждый момент времени оказалось крайне неэффективным. Решением стало мультипрограммирование - способ организации вычислительного процесса, при котором в

памяти компьютера находилось одновременно несколько программ, попеременно выполняющихся на одном процессоре. Эти усовершенствования значительно улучшили эффективность вычислительной системы компьютер теперь мог использоваться почти постоянно, а не менее половины времени работы компьютера, как это было раньше. Мультипрограммирование было реализовано в двух вариантах - в системах пакетной обработки и разделения времени. Мультипрограммные системы пакетной обработки так же, как и их однопрограммные предшественники,

имели своей целью обеспечение максимальной загрузки аппаратуры компьютера, однако решали эту задачу более эффективно. В мультипрограммном пакетном режиме процессор не простаивал, пока одна программа выполняла операцию ввода-вывода как это происходило при последовательном выполнении программ в системах ранней пакетной обработки , а переключался на другую готовую к выполнению программу. В результате достигалась сбалансированная загрузка всех устройств компьютера, а следовательно, увеличивалось

число задач, решаемых в единицу времени. В мультипрограммных системах пакетной обработки пользователь по-прежнему был лишен возможности интерактивно взаимодействовать со своими программами. Для того чтобы хотя бы частично вернуть пользователям ощущение непосредственного взаимодействия с компьютером, был разработан другой вариант мультипрограммных систем - системы разделения времени. Этот вариант рассчитан на многотерминальные системы, когда каждый пользователь работает за своим терминалом.

В числе первых операционных систем разделения времени, разработанных в середине 60-х годов, были TSS 360 компания IBM , CTSS и MULTICS Массачусетский технологический институт совместно с Bell Labs и компанией General Electric . Вариант мультипрограммирования, применяемый в системах разделения времени, был нацелен на создание для каждого отдельного пользователя иллюзии единоличного владения вычислительной машиной за счет периодического выделения каждой программе своей доли процессорного времени.

В системах разделения времени эффективность использования оборудования ниже, чем в системах пакетной обработки, что явилось платой за удобства работы пользователя. Многотерминальный режим использовался не только в системах разделения времени, но и в системах пакетной обработки. При этом не только оператор, но и все пользователи получали возможность формировать свои задания и управлять их выполнением со своего терминала.

Такие операционные системы получили название систем удаленного ввода заданий. Терминальные комплексы могли располагаться на большом расстоянии от процессорных стоек, соединяясь с ними с помощью различных глобальных связей - модемных соединений телефонных сетей или выделенных каналов. Для поддержания удаленной работы терминалов в операционных системах появились специальные программные модули, реализующие различные в то время, как правило, нестандартные протоколы связи,

Такие вычислительные системы с удаленными терминалами, сохраняя централизованный характер обработки данных, в какой-то степени являлись прообразом современных сетей, а соответствующее системное программное обеспечение - прообразом сетевых операционных систем. К этому времени можно констатировать существенное изменение в распределении функций между аппаратными и программными средствами компьютера. Операционные системы становились неотъемлемыми элементами компьютеров,

играя роль продолжения аппаратуры. В первых вычислительных машинах программист, напрямую взаимодействуя с аппаратурой, мог выполнить загрузку программных кодов, используя пультовые переключатели и лампочки индикаторов, а затем вручную запустить программу на выполнение, нажав кнопку пуск . В компьютерах 60-х годов большую часть действий по организации вычислительного процесса взяла на себя операционная система. В большинстве современных компьютеров не предусмотрено даже теоретической возможности

выполнения какой-либо вычислительной работы без участия операционной системы. После включения питания автоматически происходит поиск, загрузка и запуск операционной системы, а в случае ее отсутствия компьютер просто останавливается. Реализация мультипрограммирования потребовала внесения очень важных изменений в аппаратуру компьютера, непосредственно направленных на поддержку нового способа организации вычислительного процесса.

При разделении ресурсов компьютера между программами необходимо обеспечить быстрое переключение процессора с одной программы на другую, а также надежно защитить коды и данные одной программы от непреднамеренной или преднамеренной порчи другой программой. В процессорах появился привилегированный и пользовательский режимы работы, специальные регистры для быстрого переключения с одной программы на другую, средства защиты областей памяти, а также развитая система прерываний.

В привилегированном режиме, предназначенном для работы программных модулей операционной системы, процессор мог выполнять все команды, в том числе и те из них, которые позволяли осуществлять распределение и защиту ресурсов компьютера. Программам, работающим в пользовательском режиме, некоторые команды процессора были недоступны. Таким образом, только ОС могла управлять аппаратными средствами и исполнять роль монитора и арбитра для пользовательских программ, которые выполнялись в непривилегированном, пользовательском

режиме. Система прерываний позволяла синхронизировать работу различных устройств компьютера, работающих параллельно и асинхронно, таких как каналы ввода-вывода, диски, принтеры и т. п. Аппаратная поддержка операционных систем стала с тех пор неотъемлемым свойством практически любых компьютерных систем, включая персональные компьютеры. Еще одной важной тенденцией этого периода является создание семейств программно-совместимых машин и операционных систем для них.

Примерами семейств программно-совместимых машин, построенных на интегральных микросхемах, являются серии машин IBM 360 и IBM 370 аналоги этих семейств советского производства - машины серии ЕС , PDP-11 советские аналоги - CM-3, CM-4, CM-1420 . Вскоре идея программно-совместимых машин стала общепризнанной. Программная совместимость требовала и совместимости операционных систем.

Однако такая совместимость подразумевает возможность работы на больших и на малых вычислительных системах, с большим и с малым количеством разнообразной периферии, в коммерческой области и в области научных исследований. Операционные системы, построенные с намерением удовлетворить всем этим противоречивым требованиям, оказались чрезвычайно сложными. Они состояли из многих миллионов ассемблерных строк, написанных тысячами программистов, и содержали тысячи ошибок, вызывающих нескончаемый поток исправлений.

Операционные системы этого поколения были очень дорогими. Так, разработка OS 360, объем кода для которой составил 8 Мбайт, стоила компании IBM 80 миллионов долларов. Однако несмотря на необозримые размеры и множество проблем, OS 360 и другие ей подобные операционные системы этого поколения действительно удовлетворяли большинству требований потребителей. За это десятилетие был сделан огромный шаг вперед и заложен прочный

фундамент для создания современных операционных систем. 3 Развитие операционных систем в 80-е годы К наиболее важным событиям этого десятилетия можно отнести разработку стека TCP IP, становление Интернета, стандартизацию технологий локальных сетей, появление персональных компьютеров и операционных систем для них. Рабочий вариант стека протоколов TCP IP был создан в конце 70-х годов.

Этот стек представлял собой набор общих протоколов для разнородной вычислительной среды и предназначался для связи экспериментальной сети ARPANET с другими сателлитными сетями. В 1983 году стек протоколов TCP IP был принят Министерством обороны США в качестве военного стандарта. Переход компьютеров сети ARPANET на стек TCP IP ускорила его реализация для операционной системы

BSD UNIX. С этого времени началось совместное существование UNIX и протоколов TCP IP, а практически все многочисленные версии Unix стали сетевыми. Внедрение протоколов TCP IP в ARPANET придало этой сети все основные черты, которые отличают современный Интернет. В 1983 году сеть ARPANET была разделена на две части

MILNET, поддерживающую военные ведомства США, и новую ARPANET. Для обозначения составной сети ARPANET и MILNET стало использоваться название Internet, которое в русском языке со временем и с легкой руки локализаторов Microsoft превратилось в Интернет. Интернет стал отличным полигоном для испытаний многих сетевых операционных систем, позволившим проверить в реальных условиях возможности их взаимодействия, степень масштабируемости,

способность работы при экстремальной нагрузке, создаваемой сотнями и тысячами пользователей. Стек протоколов TCP IP также ждала завидная судьба. Независимость от производителей, гибкость и эффективность, доказанные успешной работой в Интернете, а также открытость и доступность стандартов сделали протоколы TCP IP не только главным транспортным механизмом Интернета, но и основным стеком большинства сетевых

операционных систем. Все десятилетие было отмечено постоянным появлением новых, все более совершенных версий ОС UNIX. Среди них были и фирменные версии UNIX SunOS, HP-UX, Irix, AIX и многие другие, в которых производители компьютеров адаптировали код ядра и системных утилит для своей аппаратуры. Разнообразие версий породило проблему их совместимости, которую периодически пытались решить различные организации.

В результате были приняты стандарты POSIX и XPG, определяющие интерфейсы ОС для приложений, а специальное подразделение компании AT T выпустило несколько версий UNIX System III и UNIX System V, призванных консолидировать разработчиков на уровне кода ядра. Начало 80-х годов связано с еще одним знаменательным для истории операционных систем событием - появлением

персональных компьютеров. С точки зрения архитектуры персональные компьютеры ничем не отличались от класса мини-компьютеров типа PDP-11, но их стоимость была существенно ниже. Если мини-компьютер позволил иметь собственную вычислительную машину отделу предприятия или университету, то персональный компьютер дал такую возможность отдельному человеку. Компьютеры стали широко использоваться неспециалистами, что потребовало разработки дружественного программного

обеспечения, и предоставление этих дружественных функций стало прямой обязанностью операционных систем. Персональные компьютеры послужили также мощным катализатором для бурного роста локальных сетей, создав для этого отличную материальную основу в виде десятков и сотен компьютеров, принадлежащих одному предприятию и расположенных в пределах одного здания. В результате поддержка сетевых функций стала для ОС персональных компьютеров необходимым условием. Однако и дружественный интерфейс, и сетевые функции

появились у операционных систем персональных компьютеров не сразу. Первая версия наиболее популярной операционной системы раннего этапа развития персональных компьютеров - MS-DOS компании Microsoft - была лишена этих возможностей. Это была однопрограммная однопользовательская ОС с интерфейсом командной строки, способная стартовать с дискеты. Основными задачами для нее были управление файлами, расположенными на гибких и жестких дисках

в UNIX-подобной иерархической файловой системе, а также поочередный запуск программ. MS-DOS не была защищена от программ пользователя, так как процессор Intel 8088 не поддерживал привилегированного режима. Разработчики первых персональных компьютеров считали, что при индивидуальном использовании компьютера и ограниченных возможностях аппаратуры нет смысла в поддержке мультипрограммирования, поэтому в процессоре

не были предусмотрены привилегированный режим и другие механизмы поддержки мультипрограммных систем. Недостающие функции для MS-DOS и подобных ей ОС компенсировались внешними программами, предоставлявшими пользователю удобный графический интерфейс например, Norton Commander или средства тонкого управления дисками например, PC Tools . Наибольшее влияние на развитие программного обеспечения для персональных компьютеров оказала

операционная среда Windows компании Microsoft, представлявшая собой надстройку над MS-DOS. Сетевые функции также реализовывались в основном сетевыми оболочками, работавшими поверх ОС. При сетевой работе всегда необходимо поддерживать многопользовательский режим, при котором один пользователь - интерактивный, а остальные получают доступ к ресурсам компьютера по сети. В таком случае от операционной системы требуется хотя бы некоторый минимум функциональной поддержки

многопользовательского режима. История сетевых средств MS-DOS началась с версии 3.1. Эта версия MS-DOS добавила к файловой системе необходимые средства блокировки файлов и записей, которые позволили более чем одному пользователю иметь доступ к файлу. Пользуясь этими функциями, сетевые оболочки могли обеспечить разделение файлов между сетевыми пользователями. Вместе с выпуском версии MS-DOS 3.1 в 1984 году компания

Microsoft также выпустила продукт, называемый Microsoft Networks, который обычно неформально называют MS-NET. Некоторые концепции, заложенные в MS-NET, такие как введение в структуру базовых сетевых компонентов - редиректора и сетевого сервера, успешно перешли в более поздние сетевые продукты Microsoft LAN Manager, Windows for Workgroups, а затем и в

Windows NT. Сетевые оболочки для персональных компьютеров выпускали и другие компании IBM, Artisoft, Performance Technology и другие. Иной путь выбрала компания Novell. Она изначально сделала ставку на разработку операционной системы со встроенными сетевыми функциями и добилась на этом пути выдающихся успехов. Ее сетевые операционные системы NetWare на долгое время стали эталоном производительности, надежности и защищенности для локальных сетей.

Первая сетевая операционная система компании Novell появилась на рынке в 1983 году и называлась OS-Net. Эта ОС предназначалась для сетей, имевших звездообразную топологию, центральным элементом которых был специализированный компьютер на базе микропроцессора Motorola 68000. Немного позже, когда фирма IBM выпустила персональные компьютеры PC XT, компания Novell разработала новый продукт -

NetWare 86, рассчитанный на архитектуру микропроцессоров семейства Intel 8088. С самой первой версии ОС NetWare распространялась как операционная система для центрального сервера локальной сети, которая за счет специализации на выполнении функций файл-сервера обеспечивает максимально возможную для данного класса компьютеров скорость удаленного доступа к файлам и повышенную безопасность данных. За высокую производительность пользователи сетей

Novell NetWare расплачиваются стоимостью - выделенный файл-сервер не может использоваться в качестве рабочей станции, а его специализированная ОС имеет весьма специфический прикладной программный интерфейс API , что требует от разработчиков приложений особых знаний, специального опыта и значительных усилий. В отличие от Novell большинство других компаний развивали сетевые средства для персональных компьютеров в рамках операционных систем с универсальным интерфейсом

API, то есть операционных систем общего назначения. Такие системы по мере развития аппаратных платформ персональных компьютеров стали все больше приобретать черты операционных систем мини-компьютеров. В 1987 году в результате совместных усилий Microsoft и IBM появилась первая многозадачная операционная система для персональных компьютеров с процессором Intel 80286, в полной мере использующая возможности защищенного режима -

OS 2. Эта система была хорошо продуманна. Она поддерживала вытесняющую многозадачность, виртуальную память, графический пользовательский интерфейс не с первой версии и виртуальную машину для выполнения DOS-приложений. Фактически она выходила за пределы простой многозадачности с ее концепцией распараллеливания отдельных процессов, получившей название многопоточности. OS 2 с ее развитыми функциями многозадачности и файловой системой

HPFS со встроенными средствами многопользовательской защиты оказалась хорошей платформой для построения локальных сетей персональных компьютеров. Наибольшее распространение получили сетевые оболочки LAN Manager компании Microsoft и LAN Server компании IBM, разработанные этими компаниями на основе одного базового кода. Эти оболочки уступали по производительности файловому серверу

NetWare и потребляли больше аппаратных ресурсов, но имели важные достоинства - они позволяли, во-первых, выполнять на сервере любые программы, разработанные для OS 2, MS-DOS и Windows, а во-вторых, использовать компьютер, на котором они работали, в качестве рабочей станции. Сетевые разработки компаний Microsoft и IBM привели к появлению NetBIOS - очень популярного транспортного протокола и одновременно интерфейса прикладного программирования

для локальных сетей, получившего применение практически во всех сетевых операционных системах для персональных компьютеров. Этот протокол и сегодня применяется для создания небольших локальных сетей. Не очень удачная рыночная судьба OS 2 не позволила системам LAN Manager и LAN Server захватить заметную долю рынка, но принципы работы этих сетевых систем во многом нашли свое воплощение в более удачливой операционной системе 90-х годов -

Microsoft Windows NT, содержащей встроенные сетевые компоненты, некоторые из которых имеют приставку LM - от LAN Manager. В 80-е годы были приняты основные стандарты на коммуникационные технологии для локальных сетей в 1980 году - Ethernet, в 1985 - Token Ring, в конце 80-х - FDDI. Это позволило обеспечить совместимость сетевых операционных систем на нижних уровнях, а также стандартизовать интерфейс ОС с драйверами сетевых адаптеров.

Для персональных компьютеров применялись не только специально разработанные для них операционные системы, подобные MS-DOS, NetWare и OS 2, но и адаптировались уже существующие ОС. Появление процессоров Intel 80286 и особенно 80386 с поддержкой мультипрограммирования позволило перенести на платформу персональных компьютеров ОС UNIX. Наиболее известной системой этого типа была версия

UNIX компании Santa Cruz Operation SCO UNIX . АРХИТЕКТУРА ОС Ядро и вспомогательные модули ОС Наиболее общим подходом к структуризации операционной системы является разделение всех ее модулей на две группы 1 ядро - модули, выполняющие основные функции ОС 2 модули, выполняющие вспомогательные функции ОС. В состав ядра входят функции, решающие внутрисистемные задачи организации вычислительного процесса,

такие как переключение контекстов, загрузка выгрузка станиц, обработка прерываний. Эти функции недоступны для приложений. Другой класс функций ядра служит для поддержки приложений, создавая для них так называемую прикладную программную среду. Приложения могут обращаться к ядру с запросами - системными вызовами - для выполнения тех или иных действий, например для открытия и чтения файла, вывода графической информации на дисплей, получения

системного времени и т. д. Функции ядра, которые могут вызываться приложениями, образуют интерфейс прикладного программирования - API. Ядро является движущей силой всех вычислительных процессов в компьютерной системе, и крах ядра равносилен краху всей системы. Поэтому разработчики операционной системы уделяют особое внимание надежности кодов ядра, в результате процесс их отладки может растягиваться на многие месяцы. Обычно ядро оформляется в виде программного модуля некоторого специального формата, отличающегося от

формата пользовательских приложений. Остальные модули ОС выполняют весьма полезные, но менее обязательные функции. Например, к таким вспомогательным модулям могут быть отнесены программы архивирования данных на магнитной ленте, дефрагментации диска, текстового редактора. Вспомогательные модули ОС оформляются либо в виде приложений, либо в виде библиотек процедур.

Поскольку некоторые компоненты ОС оформлены как обычные приложения, то есть в виде исполняемых модулей стандартного для данной ОС формата, то часто бывает очень сложно провести четкую грань между операционной системой и приложениями рис.1 . Рис.1. Нечеткость границы между ОС и приложениями Ядро в привилегированном режиме Для надежного управления ходом выполнения приложений операционная система должна иметь по отношению к приложениям определенные привилегии.

Иначе некорректно работающее приложение может вмешаться в работу ОС и, например, разрушить часть ее кодов. Все усилия разработчиков операционной системы окажутся напрасными, если их решения воплощены в незащищенные от приложений модули системы, какими бы элегантными и эффективными эти решения ни были. Операционная система должна обладать исключительными полномочиями также для того, чтобы играть роль арбитра в споре приложений за ресурсы компьютера в мультипрограммном режиме.

Ни одно приложение не должно иметь возможности без ведома ОС получать дополнительную область памяти, занимать процессор дольше разрешенного операционной системой периода времени, непосредственно управлять совместно используемыми внешними устройствами. Обеспечить привилегии операционной системе невозможно без специальных средств аппаратной поддержки. Аппаратура компьютера должна поддерживать как минимум два режима работы - пользовательский режим user

mode и привилегированный режим, который также называют режимом ядра kernel mode , или режимом супервизора supervisor mode . Подразумевается, что операционная система или некоторые ее части работают в привилегированном режиме, а приложения - в пользовательском режиме. Так как ядро выполняет все основные функции ОС, то чаще всего именно ядро становится той частью ОС, которая работает в привилегированном режиме рис.2 .

Иногда это свойство - работа в привилегированном режиме - служит основным определением понятия ядро . Рис.2. Архитектура операционной системы с ядром в привилегированном режиме Многослойная структура ОС Вычислительную систему, работающую под управлением ОС на основе ядра, можно рассматривать как систему, состоящую из трех иерархически расположенных слоев нижний слой образует аппаратура, промежуточный - ядро, а утилиты, обрабатывающие программы и приложения,

составляют верхний слой системы. Слоистую структуру вычислительной системы принято изображать в виде системы концентрических окружностей, иллюстрируя тот факт, что каждый слой может взаимодействовать только со смежными слоями. Действительно, при такой организации ОС приложения не могут непосредственно взаимодействовать с аппаратурой, а только через слой ядра. Многослойный подход является универсальным и эффективным способом декомпозиции сложных систем любого

типа, в том числе и программных. В соответствии с этим подходом система состоит из иерархии слоев. Каждый слой обслуживает вышележащий слой, выполняя для него некоторый набор функций, которые образуют межслойный интерфейс рис.3 . На основе функций нижележащего слоя следующий вверх по иерархии слой строит свои функции - более сложные и более мощные, которые, в свою очередь, оказываются примитивами для создания еще более мощных функций вышележащего слоя. Строгие правила касаются только взаимодействия между слоями

системы, а между модулями внутри слоя связи могут быть произвольными. Отдельный модуль может выполнить свою работу либо самостоятельно, либо обратиться к другому модулю своего слоя, либо обратиться за помощью к нижележащему слою через межслойный интерфейс. Ядро может состоять из следующих слоев Рис.3 Слои операционной системы Микроядерная архитектура Микроядерная архитектура является альтернативой классическому способу построения

операционной системы. Под классической архитектурой в данном случае понимается рассмотренная выше структурная организация ОС, в соответствии с которой все основные функции операционной системы, составляющие многослойное ядро, выполняются в привилегированном режиме. При этом некоторые вспомогательные функции ОС оформляются в виде приложений и выполняются в пользовательском режиме наряду с обычными пользовательскими программами становясь системными утилитами или обрабатывающими программами .

Суть микроядерной архитектуры состоит в следующем. В привилегированном режиме остается работать только очень небольшая часть ОС, называемая микроядром рис.4 . Микроядро защищено от остальных частей ОС и приложений. В состав микроядра обычно входят машинно-зависимые модули, а также модули, выполняющие базовые но не все! функции ядра по управлению процессами, обработке прерываний, управлению виртуальной

памятью, пересылке сообщений и управлению устройствами ввода-вывода, связанные с загрузкой или чтением регистров устройств. Набор функций микроядра обычно соответствует функциям слоя базовых механизмов обычного ядра. Такие функции операционной системы трудно, если не невозможно, выполнить в пространстве пользователя. Рис.4 Перенос основного объема функций ядра в пользовательское пространство Все остальные более высокоуровневые функции ядра оформляются в виде приложений, работающих в пользовательском

режиме. Однозначного решения о том, какие из системных функций нужно оставить в привилегированном режиме, а какие перенести в пользовательский, не существует. В общем случае многие менеджеры ресурсов, являющиеся неотъемлемыми частями обычного ядра - файловая система, подсистемы управления виртуальной памятью и процессами, менеджер безопасности и т. п - становятся периферийными модулями, работающими в пользовательском режиме.

Работающие в пользовательском режиме менеджеры ресурсов имеют принципиальные отличия от традиционных утилит и обрабатывающих программ операционной системы, хотя при микроядерной архитектуре все эти программные компоненты также оформлены в виде приложений. Утилиты и обрабатывающие программы вызываются в основном пользователями. Ситуации, когда одному приложению требуется выполнение функции процедуры другого приложения, возникают крайне редко. Поэтому в операционных системах с классической архитектурой отсутствует механизм,

с помощью которого одно приложение могло бы вызвать функции другого. Операционные системы, основанные на концепции микроядра, в высокой степени удовлетворяют большинству требований, предъявляемых к современным ОС, обладая переносимостью, расширяемостью, надежностью и создавая хорошие предпосылки для поддержки распределенных приложений. За эти достоинства приходится платить снижением производительности, и это является основным недостатком

микроядерной архитектуры. Файловые системы Система управления файлами является основной в абсолютном большинстве современных операционных систем. Например, операционные системы Unix никак не могут функционировать без файловой системы, ибо понятие файла для них является одним из самых фундаментальных. Все современные операционные системы используют файлы и соответствующее программное обеспечение для работы с ними. Дело в том что, во-первых, через файловую систему связываются по данным

многие системные обрабатывающие программы. Во-вторых, с помощью этой системы решаются проблемы централизованного распределения дискового пространства и управления данными. Наконец, пользователи получают более простые способы доступа к своим данным, которые они размещают на устройствах внешней памяти. Файловая система ФС является важной частью любой операционной системы, которая отвечает за организацию хранения и доступа к информации на каких-либо носителях.

Рассмотрим в качестве примера файловые системы для наиболее распространенных в наше время носителей информации - магнитных дисков. Как известно, информация на жестком диске хранится в секторах обычно 512 байт и само устройство может выполнять лишь команды считать записать информацию в определенный сектор на диске. В отличие от этого файловая система позволяет пользователю оперировать с более удобным для него понятием - файл. Файловая система берет на себя организацию взаимодействия программ с файлами,

расположенными на дисках. Для идентификации файлов используются имена. Современные файловые системы предоставляют пользователям возможность давать файлам достаточно длинные мнемонические названия. Рассмотрим более подробно структуру жесткого диска. Базовой единицей жесткого диска является раздел, создаваемый во время разметки жесткого диска. Каждый раздел содержит один том, обслуживаемый какой-либо файловой системой и имеющий таблицу оглавления

файлов - корневой каталог. Некоторые операционные системы поддерживают создание томов, охватывающих несколько разделов. Жесткий диск может содержать до четырех основных разделов. Это ограничение связано с характером организации данных на жестких дисках IBM-совместимых компьютеров. Многие операционные системы позволяют создавать, так называемый, расширенный extended раздел, который по аналогии с разделами может разбиваться на несколько логических дисков.

В первом физическом секторе жесткого диска располагается головная запись загрузки и таблица разделов табл.1 . Головная запись загрузки master boot record, MBR - первая часть данных на жестком диске. Она зарезервирована для программы начальной загрузки BIOS ROM Bootstrap routine , которая при загрузке с жесткого диска считывает и загружает в память первый физический сектор на активном разделе диска, называемый загрузочным сектором

Boot Sector . Каждая запись в таблице разделов partition table содержит начальную позицию и размер раздела на жестком диске, а также информацию о том, первый сектор какого раздела содержит загрузочный сектор. 1 Файловая система FAT File Allocation Table была разработана Биллом Гейтсом и Марком МакДональдом в 1977 году и первоначально использовалась в операционной системе 86-DOS. Чтобы добиться переносимости программ из операционной системы

CP M в 86-DOS, в ней были сохранены ранее принятые ограничения на имена файлов. В дальнейшем 86-DOS была приобретена Microsoft и стала основой для ОС MS-DOS1.0, выпущенной в августе 1981 года. FAT была предназначена для работы с гибкими дисками размером менее 1 Мбайта, и вначале не предусматривала поддержки жестких дисков. В настоящее время FAT поддерживает файлы и разделы размеров до 2

Гбайт. В FAT применяются следующие соглашения по именам файлов имя должно начинаться с буквы или цифры и может содержать любой символ ASCII, за исключением пробела и символов 31 Длина имени не превышает 8 символов, за ним следует точка и необязательное расширение длиной до 3 символов. регистр символов в имена 31 х файлов не различается и не сохраняется. 2 Высокопроизводительная файловая система HPFS High

Performance File System была представлена фирмой IBM в 1989 году вместе с операционной системой OS 2 1.20. Файловая система HPFS также поддерживалась ОС Windows NT до версии 3.51 включительно. По производительности эта ФС существенно опережает FAT. HPFS позволяет использовать жесткие диски объемом до 2 Терабайт первоначально до 4 Гбайт . Кроме того, она поддерживает разделы диска размером до 512

Гб и позволяет использовать имена файлов длиной до 255 символов на каждый символ при этом отводится 2 байта . В HPFS по сравнению с FAT уменьшено время доступа к файлам в больших каталогах. HPFS распределяет пространство на диске не кластерами как в FAT, а физическими секторами по 512 байт, что не позволяет ее использовать на жестких дисках, имеющих другой размер сектора. Эти секторы принято называть блоками.

Чтобы уменьшить фрагментацию диска, при распределении пространства под файл HPFS стремится, по возможности, размещать файлы в последовательных смежных секторах. Фрагмент файла, располагающийся в смежных секторах, называется экстентом. 3 В настоящее время появляются новые поколения жестких дисков, имеющие все большие объемы дискового пространства, в то время как возможности FAT уже достигли своего предела

FAT может поддерживать разделы размером до 2 Гб . FAT32 - усовершенствованная версия файловой системы VFAT, поддерживающая жесткие диски объемом до 2 терабайт. Впервые файловая система FAT32 была включена в состав ОС Windows 95 OSR2. В FAT32 были расширены атрибуты файлов, позволяющие теперь хранить время и дату создания, модификации и последнего доступа к файлу или каталогу.

В данный момент FAT32 поддерживается в следующих ОС Windows 95 OSR2, Windows 98, Windows ME, Windows 2000 и Windows XP. 4 NTFS New Technology File System - наиболее предпочтительная файловая система при работе с ОС WindowsNT Windows 2000 и XP также являются NT системами , поскольку она была специально разработана для данной системы. В состав Windows NT входит утилита convert, осуществляющая конвертирование томов

с FAT и HPFS в тома NTFS. В NTFS значительно расширены возможности по управлению доступом к отдельным файлам и каталогам, введено большое число атрибутов, реализована отказоустойчивость, средства динамического сжатия файлов, поддержка требований стандарта POSIX. NTFS позволяет использовать имена файлов длиной до 255 символов, при этом она использует тот же алгоритм для генерации короткого имени, что и VFAT. NTFS обладает возможностью самостоятельного восстановления

в случае сбоя ОС или оборудования, так что дисковый том остается доступным, а структура каталогов не нарушается. МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ MS Windows История развития операционных систем для персональных компьютеров началась в далеком 1981 году. И первой ОС стала MS-DOS Microsoft Disk Operation System . ДОС поставлялась тогда с новыми компьютерами от

IBM. Несмотря на то, что ДОС была выпущена Microsoft, это не оригинальная разработка этой компании до нее существовала ОС под названием QDOS, созданная компанией Seattle Computer Products, и Билл Гейтс со товарищи просто взял и переделал ее. К слову сказать, другие версии DOS появлялись и позже. Так, в свое время на Руси была популярна DR-DOS производства компании

Digital Research, называвшаяся в России Дурдосом . Главные недостатки ДОСа , которые потом и потребовали разработки новых ОС невозможность работы с графикой, объемными программами и однозадачность. Под DOS было написано великое множество программ, но быстрорастущие потребности, а также конкуренция потребовали новых решений. Поэтому в конце 80-х годов и появились

Windows. Первые версии знаменитых окон не произвели большого фурора, несмотря на то, что в них уже появилась и многозадачность хотя и условная больше, чем три программы, она не позволяла запускать одновременно , и графика. Но в 1992 году, когда вышла Windows 3.0, а затем и версии 3.1 и 3.11, Microsoft уже воспринималась как компания, разрабатывающая системы для домашних компьютеров. ОС от Билла Гейтса могли уже пользоваться не только многоопытные программисты, но и обычные пользователи.

Доступность по цене сделала их безумно привлекательными. Хотя Windows 3.0 и все ее модификации не были самостоятельной ОС, это было что-то типа дополнительного ПО для MS-DOS, которое просто расширяло его возможности. Windows 3.11, несмотря на все его преимущества, еще не мог называться продуктом года , а вот Windows 95 Девяносто пятый год прошлого века стал поворотным окна

увидели свет такими, какими мы привыкли их видеть сейчас. Очевидцы даже утверждают, что в день выхода новой ОС люди праздновали свою победу над ПК. С этого момента он должен был стать волшебной палочкой в руках пользователей. Windows 95 открыл для пользователя мир игр с шикарной графикой, мир звуков, мир простоты установки на ОС новых программ и удобство работы с новым железом .

Мир, от которого сейчас уже сложно отказаться каким бы он ни был шатким . Через три года этот мир модернизировался и стал еще проще, удобнее и приятнее появилась Windows 98, которая практически ничем не отличалась от предшественницы. Все то, что предлагала пользователям Windows 98, они могли получить и в Windows 95, просто доустановив кучу программ. Фактически

Windows 98 в наше время звалась бы Service Packом для Win95. В 1984 году Microsoft выпустила свой первый сетевой продукт, называемый Microsoft Networks, который обычно неформально называют MS-NET. Некоторые концепции, заложенные в MS-NET, такие как введение в структуру базовых компонент - редиректора и сетевого сервера - успешно перешли в

LAN Manager, а затем и в Windows NT. Microsoft все еще поставляет свою сетевую ОС LAN Manager. Большое количество независимых поставщиков имеют лицензии на эту ОС и поддерживают свои собственные версии LAN Manager как часть своих сетевых продуктов. В число этих компаний входят такие известные фирмы как AT T и Hewlett-Packard. LAN Manager требует установки на файл-сервере операционной системы

OS 2, рабочие станции могут работать под DOS, Windows или OS 2. OS 2 - это операционная система, реализующая истинную многозадачность, работающая в защищенном режиме микропроцессоров x86 и выше. LAN Manager использует 32-х битную версию файловой системы OS 2, называемую HPFS, которая оптимизирована для работы на файл-сервере за счет кэширования каталогов и данных. LAN Manager - это первая сетевая ОС, разработанная для поддержки среды клиент-сервер.

Ключевыми компонентами LAN Manager являются редиректор и сервер. Особенно эффективно LAN Manager поддерживает архитектуру клиент-сервер для систем управления базами данных. LAN Manager разрешает рабочим станциям под OS 2 поддерживать сетевой сервис по технологии равный-с-равным . Это означает, что рабочая станция может выполнять функции сервера баз данных, принт-сервера или коммуникационного

сервера. Ограничением является то, что только один пользователь, кроме владельца этой рабочей станции, имеет доступ к такому одноранговому сервису. Для работы в небольшой сети фирма Microsoft предлагает компактную, не требующую значительных аппаратных или программных затрат операционную систему Windows for Workgroups. Эта операционная система позволяет организовать сеть по схеме равный-с-равным , при этом нет необходимости приобретать специальный компьютер для работы в качестве сетевого

сервера. Эта операционная система особенно подходит для решения сетевых задач в коллективах, члены которого ранее широко использовали Windows 3.1. В Windows for Workgroups достигнута высокая производительность сетевой обработки за счет того, что все сетевые драйверы являются 32-х разрядными виртуальными драйверами. С середины 1993 года Microsoft начала выпуск новых операционных систем новой технологии

New Technology - NT Windows NT. Операционная система Windows NT с самого начала проектировалась с учетом всех требований, предъявляемых к современным ОС расширяемости, переносимости, надежности, совместимости, производительности. Эти свойства были достигнуты за счет применения передовых технологий структурного проектирования, таких как клиент-сервер, микроядра, объекты. В отличие от

Windows, в которой реализована многозадачность без вытеснения non-preemptive multitasking , в Windows NT используется механизм многозадачности с вытеснением preemptive multitasking . Windows NT поддерживает симметричную многопроцессорную организацию вычислительного процесса, в соответствии с которой ОС может выполняться на любом свободном процессоре или на всех процессорах одновременно, разделяя память между ними. Учитывая, что многозадачность реализуется на уровне нитей, разные части одного и

того же процесса могут действительно выполняться параллельно. Следовательно, многонитевые серверы могут обслуживать более одного клиента. Для управления нитями Windows NT Server использует механизм приоритетов. В определенные моменты производятся оценка приоритетов и перераспределение нитей по процессорам, в результате чего последовательные стадии одного потока программы могут выполняться разными процессорами

или откладываться до высвобождения очередного процессора. Windows NT Server поддерживает до 16 параллельных процессоров, что актуально для таких серверов, как Symmetry 750 фирмы Sequent с 16 процессорами Intel 486 50 МГц. Следует, однако, иметь в виду, что реализация СМП в Windows NT Server нацелена на оптимизацию производительности и не обеспечивает резервирования

в целях повышения отказоустойчивости. В случае выхода из строя одного из процессоров система останавливается. Помимо совместимости программных интерфейсов, Windows NT поддерживает существующие файловые системы, включая файловую систему MS-DOS FAT , файловую систему CD-ROM, файловую систему OS 2 HPFS и собственную новую файловую систему NTFS .

В отличие от большинства других операционных систем, Windows NT изначально разрабатывался с учетом возможности работы в сети. В результате этого функции совместного использования файлов, устройств и объектов встроены в интерфейс с пользователем. Администраторы могут централизованно управлять и контролировать работу сетей в масштабах крупных предприятий. Особенно важно отметить возможность распространения работы приложений типа клиент-

сервер на много компьютерные системы. Позже на базе Windows NT появились Windows 2000 и Windows XP eXperience , которые составляют сейчас львиную долю установленных операционных систем в мире. Mac OS Компьютеры с изображением семицветного яблочка уже давно перестали быть диковинкой. Их теперь можно встретить практически везде - в издательствах, рекламных агентствах, дизайн-студиях. Высокую популярность компьютеров Apple среди верстальщиков и дизайнеров можно объяснить

множеством причин, но высокое качество, удобный интерфейс и надежность работы техники этой марки отмечают все. К новому тысячелетию компания подходит уверенно занимающей достойное место среди крупнейших производителей компьютеров. Новые разработки на базе процессоров PowerPC 750 G3 уже завоевали заслуженную популярность, и Apple готовит к выпуску еще более мощные модели компьютеров, оснащенные надежной и удобной операционной системой

MacOS. Одна из последних моделей - iMac - стала просто хитом сезона, побив все рекорды по продажам. Отличительные особенности этого компьютера - высокая вычислительная мощность, простота установки и настройки, элегантный дизайн при невысокой стоимости. Настоящий успех пришел с моделью Apple II. Это был первый в истории человечества персональный компьютер в пластиковом корпусе, с цветной графикой. Стоил этот компьютер 1298 долларов.

В начале 1978 года на рынок вышел недорогой дисковод для дискет Apple Disk II, который еще больше увеличил объемы продаж. С помощью фирмы Bell Howard специальная версия Apple II, выполненная из черного пластика, стала поставляться на образовательный рынок. Компания быстро росла. Вскоре, к 1980 году, в ее стенах трудилось уже несколько тысяч человек, ее продукция

стала поставляться за пределы США. В компанию стали приходить и новые инвесторы, серьезные опытные менеджеры Компания быстро превращалась в монстра. Между тем, продукция компании произвела в мире самую настоящую революцию, изменив расстановку сил и заложив фундамент для потрясающего будущего. Из скованных корпоративными рамками компьютерных лабораторий вычислительная техника вырвалась на свободу, и сотни тысяч мечтателей и прожектеров получили в свои руки настолько мощное средство самовыражения,

что результат не замедлил сказаться. Дэниел Бриклин, в свободное время, разработал программу, которая буквально взорвала рынок. Программа называлась VisiCalc, и представляла из себя компьютерную реализацию обыкновенных таблиц. Дэниел не запатентовал свое изобретение. Эта ошибка стоила ему не менее чем 100 миллионов долларов. Плоды революции огромный финансовый успех фирмы Microsoft, возникновение таких гигантов индустрии как

Oracle, Borland, Symantec Многие тысячи фирм стали второй лигой огромной индустрии. Программное обеспечение превратилось в ее важнейшую самостоятельную отрасль. Благодаря системам электронных коммуникаций, опутавшим мир Всемирной Паутиной возникли тысячи удаленных рабочих мест - еще одно измерение пространства свободы личности. 19 мая 1980 года в Анахейме, Калифорния,

Apple Computer представила публике свою новую разработку - Apple III. Новый компьютер стоил от 4500 до 7800 долларов, в зависимости от конфигурации, оснащен в два раза более быстрым процессором Synertek 6502А c тактовой частотой 2МГц. Обладая способностью эмулировать Apple II, это был принципиально новый компьютер, первая попытка фирмы отойти от удачной и хорошо продающейся технологии.

В декабре 1983 года Apple III был заменен более совершенной моделью Apple III Plus, с помощью которой пользовательскую базу удалось расширить до 120 000, но в конце концов в апреле 1984 года проект Apple III был прекращен. В январе 1983 года на смену Apple II Plus пришел самый последний компьютер серии Apple - Apple IIe. Эта модель выпускалась и пользовалась огромным спросом в течении более чем 10 лет.

Огромное количество этих машин до сих пор используется в школах США в 1997 году они занимали 17 парка компьютеров в школах США, в 1998 году их доля сократилась до 9 24 января 1984 года принято считать официальным днем рождения Мака. Благодаря дизайну all-on-line все в одном , при котором системный блок и монитор объединены в одном корпусе, компьютер занимал минимум места на столе.

Но в то же время у машины отсутствовал жесткий диск и не было возможности подсоединять внешние устройства. 128 килобайт оперативной памяти не позволяли создавать большие файлы, затрудняли копирование дискет. Необычным был формат 3,5 дюймового дисковода, тогда как в начале восьмидесятых годов общепринятым был пятидюймовый формат. Список программного обеспечения для нового компьютера ограничивался всего тремя программами. Однако высокая репутация продукции Apple среди программистов-разработчиков позволила компании

сохранить лицо. В 1985 году компания Microsoft разработала электронную таблицу Excel for Macintosh, версия которой для PC появилась лишь год спустя. Программы для Macintosh Aldus PageMaker и LaserWriter совершили настояющую революцию в издательском деле, обеспечив продукции Apple устойчивый сбыт в этом секторе рынка Новая разработка Apple - Macintosh Plus - стала первым компьютером с популярным у программистов-разработчиков

SCSI-интерфейсом. Отныне наличие SCSI-порта становится стандартом для Macintosh. Создание в 1986 году версии операционной системы для работы с иероглифами KadjiTalk завоевало для Apple азиатский рынок. В 1987 году появился Macintosh 2. Его разработчики отказались от принципа all-on-line, предусмотрели шесть слотов для плат расширения. В 1989 году Apple продала компьютеров больше, чем сама

IBM, ее новые разработки привлекли внимание заказчиков из среды промышленных предприятий и исследовательских центров. В 1990 году на рынок вышел Macintosh 2fx - самый быстрый персональный компьютер своего времени и самый дорогой за всю историю Apple - ценой в десять тысяч долларов . В конце 1999 года, компания Apple объявляет о выходе PowerMac G4 - с частотой процессора до 500 МГц, эти суперкомпьютеры более миллиарда операций с плавающей

точкой в секунду оставляют далеко позади все компьютеры Pentium. Новые компьютеры оборудованы жесткими дисками 20, 30 и 40 Гб. Тогда же начинает развиваться производство двухпроцессорных G4, работающих более чем в два раза быстрее обычных G4. Летом 2000 года Apple разворачивает выпуск нового класса машин -

Power Mac G4 Cube - компьютеров, призванных объединить в себе мощь Power Mac G4 с дизайном и миниатюрностью iMac. G4 Cube, заключенный в прозрачный 8-и дюймовый куб, не смотря на свои размеры, обладает процессором Power PC G4 450. Спроектированный как нечто, слегка напоминающее машину времени, G4 Cube имеет центральный вертикальный охладительный канал, так как использовалась новая технология

охлаждения, он не издает абсолютно никаких звуков, а легко снимающиеся внешние панели помогут вам в считанные секунды получить доступ к любому устройству компьютера. Power Mac G4 Cube включает в себя 450 МГц процессор PowerPC G4 с Velosity Engine с изменяемой конфигурацией до 500 МГц , 64 Мб памяти максимально - 1.5 Гб , жесткий диск 20

Гб или 40 Гб, слот DVD на вершине Куба, два FireWire и два USB порта, 10 100BASE-T Ethernet карту, 56К V.90 модем и новую оптическую мышь с клавиатурой. Unix-Linux Исходная философия для разработки Unix состоит в распределении функциональности по нескольким маленьким частям, программам. Изначально это было требованием, исходящим из аппаратуры, на которой Unix изначально работал. По какой-то странной причине, получившаяся операционная система оказалось весьма

полезной на другой аппаратуре. Вы можете относительно просто достичь новой функциональности и новых возможностей, объединяя маленькие части программы новым способом. Если появляются новые утилиты так и происходит , Вы можете встроить его в Ваш старый инструментарий. К сожалению, в наше время программы для Unix становятся все большими, и включают в себя все больше возможностей, но некоторая гибкость и возможность

взаимодействия по прежнему остается. К примеру, когда я писал этот документ, я активно использовал эти программы fvwm - для управления окнами , emacs для редактирования текста, LaTeX - для форматирования его, xdvi для просмотра отформатированного текста, dvips - для подготовки его к печати, и, наконец, lpr для печати. Если я завтра найду новую лучшую программу просмотра dvi, я смогу использовать ее вместо старой, не изменяя остальных установок.

В 1965 году Bell Telephone Laboratories Bell Labs, отдел AT T совместно с General Electric и проектом MAC MIT занимались созданием новой операционной системы, названной Multix. Не вдаваясь в подробности, скажем только, что Bell Labs решили не принимать больше участия в этом проекте и вышли из группы. Таким образом, они остались без операционной системы.

Кен Томпсон и Деннис Ритчи решили набросать эскиз операционной системы, которая удовлетворяла бы нужды Bell Labs. Когда Томпсону в 1970 году понадобилась среда разработки для PDP-7, он воплотил в жизнь их идеи. В противовес Multix у Брайан Керниган дал своей системе имя UNIX. Позднее Деннис Ритчи разработал язык программирования С. В 1973 году

UNIX был переписан на С, что дало мощный толчок к дальнейшему развитию. В 1977 г. UNIX был перенесен с PDP на новую машину, именно благодаря этому. Постепенно UNIX стал популярным. Сегодняшний UNIX весьма отличается от UNIX а семидесятых. Существовало две основных его версии System 5, созданная в UNIX System Laboratories USL , филиале

Novell, и версия BSD, Berkeley Software Distribution. Версия USL сейчас имеет хождение в своем четвертом релизе, SVR4, а последняя версия BSD имеет номер 4.4. Однако, кроме этих двух существует множество других версий. Большинство версий UNIX а было созданы компаниями-разработчиками программного обеспечения и по большому счету могут быть отнесены к одной из двух групп в основе которых лежат две версии, о которых говорилось

выше . Недавно появились версии UNIX а, объединяющие в себе свойства обоих групп. В наше время UNIX стал более коммерческим, чем в былые дни, и лицензия на его использование весьма дорога. Новые версии UNIX а для Intel PC стоят от 500 до 2000 долларов. Linux изначально был написан Линасом Торвальдсом, а затем улучшался бесчисленным количеством народа во всем мире. Он является клоном операционной системы

UNIX. Ни USL, ни Университет Беркли не участвовали в его создании. Один из наиболее интересных фактов из истории Linux а - это то, что в его создании принимали участие одновременно люди со всех концов света - от Австралии до Финляндии - и продолжают это делать до сих пор. Вначале Linux разрабатывался для работы на 386 процессоре.

Одним из первых проектов Линаса Торвальдса была программа, которая могла переключаться между процессами, один из которых печатал АААА, а другой - ВВВВ. Впоследствии эта программа выросла в Linux. Linux поддерживает большую часть популярного UNIX овского программного обеспечения, включая систему X Window. Это довольно большая программа, разработанная в

Массачусетском Технологическом институте, позволяющая компьютерам создавать графические окна и используемая на многих различных UNIX-овских платформах. Linux по большей части совместим с System 5 и с BSD и удовлетворяет требованиям POSIX-1 документа, пытающегося стандартизировать операционные системы . Linux также во многом согласуется с POSIX-2, другим документом IEEE по стандартизации операционных систем. Он является смешением всех трех стандартов

BSD, System 5 и POSIX. Большинство утилит, включаемых в дистрибутивы Linux а получены от Free Software Foundation как часть проекта GNU. Проект GNU - это попытка написать переносимую продвинутую операционную систему, которая будет выглядеть также, как UNIX. Слово переносимая означает, что она будет работать на различных машинах, а не только на Intel PC, Macintosh или какой-нибудь еще. Linux тяжело переносится на другие компьютерные архитектуры,

потому, что писался с расчетом на 80386. Развитие Linux а разделилось на две ветви. Первая, с номерами версий, начинающимися с 1.0, считается более стабильной, надежной версией Linux а. Вторая, чьи версии нумеруются 1.1, является более дерзкой и быстрее развивающейся и, следовательно к сожалению , более богатой ошибками. В данный момент изменения в Linux е касаются поддержки

TCP IP и борьбы с ошибками. Linux - это достаточно большая система, но, к сожалению, содержит ошибки, которые находятся и исправляются. Хотя некоторые люди все еще регулярно сталкиваются с ошибками, как правило, это происходит из-за того, что они используют нестандартную или неадекватную аппаратуру. Очевидных ошибок становится все меньше, и они встречаются все реже. Конечно, все это касается только ошибок, найденных в ядре.

Проблемы могут встречаться в любой части системы, и неопытные пользователи не могут определить, в какой программе случился сбой. Например, компьютер выдает нечто непонятное что это - ошибка или правильный результат? Предположим, что это все-таки правильный результат, тогда чем он вызван - последней командой или чем либо еще? Ядро является базой LINUX-а. Вы можете как угодно переставлять любую из библиотек, но пока есть ядро есть и LINUX. Оно включает в себя драйвера устройств, механизм распределения памяти,

управление процессами и связями. Разработчики ядра стараются следовать рекомендациям POSIX, которые иногда осложняют, а иногда упрощают программирование. И если ваша программа поведет себя иначе на новой версии ядра, то вероятнее всего, в этой версии учтена еще какая-нибудь рекомендация POSIX. Информацию о ядре для программиста можно найти в Linux Kernel Hacker s Guide Справочное руководство по ядру

LINUX для программиста . OS 2 Warp В конце 1994 года IBM выпустила третью главную версию OS 2, которую назвала OS 2 Warp 3 warp - основа . Его демонстрации и развернутая рекламная компания напоминали рекламную компанию 1992 года, когда была выпущена OS 2 2.0. Во всяком случае один лозунг был точным повторением в этой системе есть много преимуществ, которые пользователи и корпорации могут извлечь немедленно из 32-х разрядной

операционной среды. OS 2 Warp имеет хорошо продуманный объектно-ориентированный интерфейс с применением техники drug-and-drop при выполнении операций копирования, удаления, печати, а также некоторых других. Перечни свойств объектов легко доступны в меню, вызываемых щелчком правой клавиши мыши. Имеется специальная панель для размещения часто используемых документов или прикладных программ. В состав OS 2 Warp входит набор утилит BonusPack, который содержит

IBM Works - интегрированный программный пакет начального уровня, и Internet Access Kit - самый полный набор средств для сети Internet из всех средств, поставляемых в составе операционных систем, Web Browser и почта Internet Mail. В публикациях встречаются утверждения, что он более совершенен, чем набор для доступа к Internet, реализованный в Windows 95.

В феврале 1995 года IBM начала продавать пакет OS 2 Warp 3 Full Pack, который содержит библиотеки Win-OS 2. Эти библиотеки дают возможность выполнять Windows-программы, не приобретая лицензионных копий Microsoft Windows. Одним из часто критикуемых недостатков OS 2 Warp является то, что она не поддерживает 32-х битные приложения

Windows точнее, она поддерживает API Win32s, но не поддерживает полный API Windows NT, который называется Win32 и который почти полностью поддерживает Windows 95 . Однако в ближайшее время этот недостаток не будет критическим, так как приложений Win32 пока немного, зато с приложениями Win16 у OS 2 Warp проблем нет. IBM говорит, что она может обеспечить поддержку приложений

Win32, если этого пожелают пользователи. В то же время в OS 2 Warp ощущается недостаток сетевых функциональных возможностей. Положение должно измениться, так как летом 1995 года IBM начала продавать следующую версию OS 2 - Warp Connect, которая содержит важнейшие драйверы и утилиты. В число новых средств входят редиректоры для операционных систем

NetWare 3.х и 4.1 и OS 2 LAN Server. Версия OS 2 Warp Connect работает с протоколами IPX и NetBIOS, а также с новой реализацией протоколов TCP IP. Этот новый комплект устанавливает двухточечное соединение по протоколу PPP вместо соединений SLIP, предусмотренных в базовом пакете OS 2 Warp. Этот комплект понизит нагрузку на центральный процессор и обеспечит одновременный доступ

к локальной сети и сети Internet. Кроме того, Warp Connect предоставляет давно ожидаемые в OS 2 средства одноранговой сетевой связи. Согласно сообщению фирмы IBM, в эту версию входит большое число собственных драйвером, которые смогут работать более чем с 70 существующих адаптеров Ethernet и более чем с 90 адаптеров Token Ring. То же самое программное обеспечение дает возможность клиенту

Warp Connect подключаться в серверу LAN Server 4.0. Warp Connect содержит также программу Lan Distance фирмы IBM, которая позволит соединяться через связной сервер с любым подключенным к сети устройством. В отличие от Windows 95 ОС Warp Connect не содержит средств, поддерживающих удаленный доступ через коммутируемые телефонные сети. Еще одним нововведением является справочная база данных

ASK PSP на компакт-диске с интерфейсом запросов на языке, близком к естественному английскому. Что касается почтовых услуг, то IBM выбрала для Warp Connect пакет Lotus Notes Express, а не свой собственный Ultimedia Mail 2. Notes Express позволяет соединиться с любым сервером Notes. Как и другие версии Warp, Warp Connect тоже будет поставляться в двух версиях одна без

Windows-библиотек, другая, подобно Full Pack, с библиотеками Win-OS 2. На рисунке 9.1 показана структура операционной системы OS 2 Warp 3.0. В OS 2 имеется несколько видов виртуальных машин для прикладных программ. Собственные 32- и 16-разрядные программы OS 2 выполняются на отдельных виртуальных машинах в режиме вытесняющей многозадачности и могут общаться между собой с помощью средств

DDE OS 2. Прикладные программы DOS и Win16 могут запускаться на отдельных виртуальных машинах в многозадачном режиме. При этом они поддерживают полноценные связи DDE и OLE 2.0 друг с другом и связи DDE с 32-х разрядными программами OS 2. Кроме того, можно запустить несколько программ Win16 на общей виртуальной машине Win16, где они работают в режиме невытесняющей многозадачности.

Разнообразные сервисные функции API OS 2, в том числе SOM модель системных объектов , обеспечиваются с помощью системных динамических библиотек DLL, к которым можно обращаться без требующих затрат времени переходов между кольцами защиты. Ядро OS 2 предоставляет многие базовые сервисные функции API, обеспечивает поддержку файловой системы, управление памятью, и имеет диспетчер аппаратных прерываний.

В ядре виртуальных DOS-машин VDM-ядре осуществляется эмуляция DOS и процессора 8086, а также управление VDM. Драйверы виртуальных устройств обеспечивают уровень аппаратной абстракции. Драйверы физических устройств напрямую взаимодействуют с аппаратурой. Рис. 5. Структура OS 2 На рисунке 9.2 изображены сетевые средства OS 2 Warp Connect. Они делятся на четыре уровня. Прикладной уровень включает программные интерфейсы

приложений операционной системы. Компоненты на уровне файловой системы отвечают за выполнение файловых операций. Транспортный уровень реализует коммуникационные протоколы. Имеется компонента Общая транспортная семантика Common Transport Semantic , которая позволяет использовать любую файловую систему а точнее ее редиректор в сочетании с любым протоколом транспортного уровня.

Рис.6. Структура сетевых средств OS 2 Warp Connect Программное обеспечение MAC-уровня включает драйверы сетевых адаптеров и диспетчерский слой в стандарте NDIS 2.01, который позволяет различным сетевым протоколам работать через один адаптерам, и различным адаптерам связываться через общий протокол. Существует модуль преобразования ODI-NDIS, который позволяет использовать модули транспортных протоколов, реализованные в расчете на

работу с диспетчерским слоем ODI компании Novell. Диспетчер инсталлируемой файловой системы IFS теоретически позволяет любой прикладной программе работать с любой файловой системой. ВЫВОД Как известно, процесс проникновения информационных технологий практически во все сферы человеческой деятельности продолжает развиваться и углубляться. Помимо уже привычных и широко распространенных персональных компьютеров, общее число которых достигло

многих сотен миллионов, становится все больше и встроенных средств вычислительной техники. Пользователей всей этой разнообразной техники становится все больше, и поэтому компьютеры и информационные системы становятся все более дружественными и понятными даже для человека, не являющегося специалистом в области информатики и вычислительной техники. Это стало возможным прежде всего потому, что пользователи и их программы взаимодействуют с вычислительной техникой посредством операционных систем.

В сегодняшнем мире огромное количество людей научились использовать компьютеры в работе, обучении, науке. Огромную роль в прочесе компьютеризации мира, на мой взгляд, Сыграли разработчики операционных систем, сделавшие их понятными всем без исключения. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Вокруг света 2. Н.А. Олифер, В.Г. Олифер Сетевые операционные системы 3.

А.В. Гордеев Операционные системы 4. Larry Greenfield Руководство пользователя Linux 5. Sven Goldt, Sven van der Meer, Skott Burkett, Matt Welsh Руководство пользователя Linux



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.