Основы построения телевизора цветного изображения Принцип построения телевизора цветного изображения основывается на 3-х компонентной теории световосприятия. Суть этой теории заключается в том, что при смешивании в различной пропорции 3-х основных цветов: красного [Red]; R зеленого [Grun]; G синего [Blue]. B можно сформировать любой цвет, существующий в природе. Любой цвет, видимый глазом, характеризуется: яркостью (количественная характеристика цвета); цветовым
тоном (качественная характеристика цвета); насыщенностью (качественная характеристика цвета). Цвета, качественно одинаковые, но обладающие разной яркостью, вызывают различные цветовые ощущения. Белый - светлосерый - темносерый - это белый цвет различной яркости. В черно-белом телевидении используется это свойство. Чтобы получить белый цвет (или черно-белый сигнал яркости) надо сложить три основных цвета в следующей
пропорции: Еярк = 0.3Екр + 0.59Езел + 0.11Есин 1 Это что касается белого цвета. Цвет, который при большой яркости воспринимается как желтый, прималой яркости - коричневый. Цветовой тон и насыщенность характеризуют цветность светового потоканезависимо от его яркости. Цветовой тон (оттенок) характеризует свойство цвета, отличающее его от белого или серого. Насыщенность определяет чистоту цвета, т.е. степень его разбавленности белым цветом.
Исходя из этого можно сделать вывод, что для получения цветного изображения достаточно передавать либо три основных цвета, либо один яркостный сигнал и два сигнала, несущих информацию о двух основных цветах. Совместимые системы цветного и черно-белого телевидения. В условиях наличия приемной сети черно-белого телевидения одним из важнейших требований, предъявляемых к системе цветного телевидения было требование совместимости.
Под совместимостью понимается необходимость удовлетворения таких условий, при которых черно-белый телевизор мог бы принимать в черно-белом виде как черно-белые передачи, так и цветную передачу, а цветной телевизор ¬черно-белые передачи. Выполнение условий совместимости во всех системах ЦТ (а их 3) обеспечивается при помощи кодирования сигналов изображения на телецентре. В связи с этим в цветном телевизоре имеются декодирующие устройства (декодеры
ПАЛ, СЕКАМ, ПТЦ). Всемирное телевидение имеет три системы по кодировке цвета (ПАЛ, СЕКАМ, ПТЦ) и четырнадцать стандартов по организации передачи сигналов и развертки (B, G, H, I, D, K, KI, N, M, A, C, L, E, F). Всего стандартов по кодированию цвета и по организации передачи сигналов и развертки может быть 21. В основном используются шесть комбинации этих стандартов. ПАЛ B,G (Германия) ПАЛ I ПАЛ P,K СЕКАМ B,G (Франция)
СЕКАМ P, K, KI (СССР, Чехия и Словакия, Венгрия) НТЦ М (США, Япония, Канада) Система НТЦ (первая) была разработана в США (1950 - 1953г.г.). В ней одновременно передаются яркостный сигнал и расположенная в пределах его спектра поднесущая квадратурно-модулированная красным и синим цветоразностными сигналами. Принцип квадратурной модуляции заключается в том, что цветоразностные сигналы поступая раздельно на
модуляторы модулируют одну и ту же поднесущую, вырабатываемую кварцевым генератором, причем фазы этой поднесущей, подаваемой на модуляторы, сдвинуты на 90 градусов. Модуляторы имеют симметричную (балансную) схему. Это означает, что Uвых модуляторов пропорциональны произведениям входных напряжений, а а сама поднесущая подавляется. Подавление цветовой поднесущей устраняет ее мешающее действие на изображение.
Оба цветоразностных сигнала, помещенные на поднесущую, подаются в блок сложения, где они образуют полный сигнал цветности (СЦ). Результирующий СЦ меняется по амплитуде и по фазе. При этом амплитуда сигнала определяет насыщенность, а фаза - цветовой тон. В блок сложения поступают также яркостный сигнал и сигнал цветовой идругой синхронизации. В результате образуется полный сигнал ЦТ.В цветных телевизорах системы
NTSC разделение полного сигнала осуществляется синхро-детекторами ( аналогично модуляторам). Чтобы избежать искажения цветовых тонов принятого изображения фаза колебаний поднесущей в синхро-детекторе должна быть такой же, как и в передатчике. Для этого в передатчике вырабатывается специальный сигнал цветовой синхронизации, который размещается на задней площадке гасящего строчного импульса и представляет собой 8 - 10 периодов цветовой поднесущей и называется сигналом вспышки.
Частота и фаза вспышки равны частоте и фазе поднесущей в передающемустройстве. Недостатки NTSC: - большая чувствительность к фазовым искажениям, что приводит к неправильной передаче цветового потока; - чувствительность к амплитудно-частотным искажениям, что приводит к изменениям насыщенности цвета. Система PAL Она представляет собой усовершенствованную систему NTSC с квадратурной модуляцией, в которой устранена чувствительность к фазовым искажениям.
Основной принцип работы ПАЛ заключается в том, что фаза поднесущей изменяется от строки к строке. На приемной стороне сигналы цветности соседних строк суммируются, что приводит к компенсации фазовых искажений. При суммировании используется линия задержки на 64 мкс. Информацию о насыщенности дает амплитуда цветовой поднесущей, а о цветовом тоне - фаза. Система SEKAM ( Франция, СССР ) Особенностью системы является то, что цветоразностные сигналы передаются
в частотном спектре яркостного сигнала на вспомогательных цветовых поднесущих методом частотной модуляции. Амплитуда поднесущей -насыщенность. Цветовой тон - это частота поднесущей. Другими словами, передается непрерывно сигнал, несущий информацию о яркости. Поочередная модуляция поднесущих ( через строку) для передачи сигналов, несущих информацию о цвете. Поднесущие являются гармониками fстр и равны: для
R f = 282 * fстр=440.25 кГц ; для В f = 272 * fстр == 4250 кГц +-2 + 230. Недостатки: снижена цветовая четкость по вертикали, т.к. цветоразностные сигналы передаются через строки. Как различить сигналы цветности ? Возможно использование различныхспособов. Один из них заключается в использовании схемы совпадения напряжений и специальных сигналов, передающихся с 7-ой по 15 и с 320 по 329 строки в виде девяти радиоимпульсов во время кадрового гасящего импульса.
На вход 1подаются импульсы кадровой f, во время действия сигналов цветовой синхронизации, чтобы избежать прохождения цветоразностных сигналов, передаваемых в 2-ое время. На вход 2 подаются импульсы, соответствующие красным строкам, которые выделяются колебательным контуром. На вход 3 тоже для синих строк. Лишь при одновременном приходе этих трех сигналов образуется на входе 4 пачка импульсов, которые используются для коррекции работы триггера, управляющего работой коммутатора
и для открывания канала цветности. АЧХ усилительного тракта ЦТ Усиление в основном производится как и в р/п в УПЧ. Но для р/п с амплитудной модуляцией надо усилить только f = 465 кГц. Для р/п с частотной модуляцией f = fпр +- 20 кГц. Сложнее с ЦТ. Здесь обычно полоса пропускания УПЧ должна быть равной 8
МГц. От 31.5 мГц до 39.5МГц. Что расположено в данной полосе. 1. Несущая изображения. Ее амплитудно-модулированный сигнал несетинформацию о яркости. 2. С ней складывается частота кадров. 3. Далее частота строк. 4.Затем амплитудно-модулированные поднесущие. 5. Частотно - модулированная звуковая поднесущая. Для улучшения качества цветного изображения цветоразностные сигналыподвергаются низкочастотной и высокочастотной
коррекциям. Низкочастотная коррекция видеосигналов производится до модуляции ими поднесщих с помощью фильтра, Кперед. которого увеличивается с увеличением частоты В результате ВЧ составляющие цветоразностных сигналов увеличиваются в три раза по сравнению с НЧ составляющей. Что это дает? Это повышает помехоустойчивость и улучшает отношение сигнал/шум в области верхних цветовых сигналов. Но в телевизоре надо для получения сигнала после демодуляции провести обратную
коррекцию, т.е. уменьшить амплитуду ВЧ составляющей. Кроме того, после частотной модуляции поднесущие сигналы цветностиподвергаются ВЧ коррекции. Осуществляется это с помощью фильтра, подавляющего частоты, близкие к номинальной частоте поднесущей. Частотная характеристика такого фильтра имеет определенный вид: Применение ВЧ коррекции улучшает совместимость систем благодаря низкой занятости поднесущих при приеме
ТВ сигнала в черно-белых телевизорах, для восстановления соотношений в спектре цветового сигнала, сигнал цветности пропускается через фильтр, имеющий частотную характеристику обратную характеристике, показанной раньше. Таким образом, мы рассмотрели основные характеристики телевизионных стандартов систем цветного ТВ. По АЧХ можно судить о четкости изображения, что используется при регулировке: завал АЧХ вблизи левого склона , ухудшение изображения мелких деталей. завал справа - снижение контрастности
крупных деталей, срыв синхронизации. провал в области 33 - 34 МГц - пропадание цвета. О форме АЧХ можно судить по испытательной таблице. Все эти частоты модулируют в свою очередь несущую частоту по соответствующим различным каналам. По международным стандартам частоты радиоканалов разбиты на четыре диапазона: I 48.5 66.0 МГц 1 - 2 каналы II 76.0 100.0 МГц 3 -
5 каналы III 174 230 МГц 6 - 12 каналы 1.1.1.1 IV - V 470 790МГц 21 - 60 каналы Структурная схема ЦТ. На рис. 1 приведена структурная схема переносного цветного телевизора. Рис. 1 Структурная схема цветного телевизора РК - радиоканал КЗ - канал звука КЦ - канал цветности КЯ - канал яркости
БКР - блок кадровой развертки БСР - блок строчной развертк
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |