СОДЕРЖАНИ
ВВЕДЕНИЕ
1.СУЩНОСТЬ КРЕДИТА
1.1.НЕОБХОДИМОСТЬ КРЕДИТА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.2.ФУНКЦИИ КРЕДИТА И ПРИНЦИПЫ КРЕДИТОВАНИЯ
1.3. ФОРМЫ КРЕДИТА
2.КРЕДИТОВАНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. ССУДНЫЙ ФОНД И ЕГО ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ
2.2. ПРОЦЕНТ ЗА КРЕДИТ
2.3. УСЛОВИЯ КРЕДИТОВАНИЯ
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ
3.1КРЕДИТНЫЙ РЫНОК И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
3.2. КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЕГО ФОРМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, много численные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема актуальна, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. "В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций".
Говоря об этой теме, нельзя не упомянуть те проблемы, с которыми сталкивается наша экономика на переходном периоде к реальному рыночному механизму функционирования, (банковский кризис), что требует более радикальных преобразований в денежно-кредитной сфере. По словам Выборновой, в настоящее время "назрела необходимость в полной меру использовать экономические рычаги, присущие кредитной сфере, разработать и реализовать принципиально новые подходы к управлению денежным обращением страны".
Наиболее характерные черты кредитной сферы - перенасыщение оборота платежных средств, утрата кредитом своего назначения. В начале 1987 года кредитные вложения банков достигли аксиальной величины, составив 593,2 млрд. рублей, но к 1998 году общий объем кредита народному хозяйству и населению сократился до 92,2 млрд. рублей. Произошли изменения в структуре кредитных вложений за последние годы. Доля кредитов, предоставляемых на восполнение недостатков бюджетных ресурсов, увеличилась, а удельный вес кредитов, предоставляемых народному хозяйству, снизился.
Все эти факты говорят о том, что необходимо уделять большое внимание проблеме кредита, так как экономическое состояние страны в значительной мере зависит от состояния кредитно-денежной системы. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере. Необходимо проводить реформу всей кредитной системы (и не только), направленную на создание кредитных учреждений на акционерной основе, развитие в нашей стане новых форм кредитов, таких как потребительский, коммерческий, различные формы аренды, в частности лизинг. Это ускорит развитие экономики нашей страны, сделает ее более эффективной.
Все это заставило меня обратиться к данной теме и рассмотреть вопросы сущности кредита, его формы, проблемы кредита в современном денежном обращении, его роль в государственном регулировании экономики.
1. СУЩНОСТЬ КРЕДИТА
1.1. Необходимость кредита в рыночной экономике и экономическое содержание кредитных отношений
Роль кредита в рыночной экономике трудно переоценить. Кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При его помощи свободные денежные капиталы и доходы предприятий, личного сектора и государства аккумулируются, превращаются в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование.
Капитал физически, в виде средств производства, не может переливаться из одних отраслей в другие. Этот процесс осуществляется обычно в форме движения денежного капитала. Поэтому кредит в рыночной экономике необходим, прежде всего, как эластичный механизм перелива капитала из одних отраслей в другие и уравнивания нормы прибыли.
Кредит разрешает противоречие между необходимостью свободного перехода капитала из одних отраслей производства в другие и закрепленностью производственного капитала в определенной натуральной форме. Он позволяет также преодолевать ограниченность индивидуального капитала. В то же время кредит необходим для поддержания непрерывности кругооборота фондов действующих предприятий, обслуживания процесса реализации производственных товаров.
Ссудный капитал перераспределяется между отраслями, устремляясь с учетом рыночных ориентиров в те сферы, которые обеспечивают получение более высокой прибыли или которым отдается предпочтение в соответствии с общенациональными программами.
Кредит способен оказывать активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег. Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, а следовательно, концентрации производства.
Кредит стимулирует развитие производственных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса. Регулируя доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов, предоставляя правительственные гарантии и льготы, государство ориентирует банки на преимущественное кредитование тех предприятий и отраслей, деятельность которых соответствует задачам осуществления общенациональных программ социально экономического развития.
Без кредитной поддержки невозможно обеспечить быстрое и цивилизованное становление фермерских хозяйств, предприятий малого и среднего бизнеса, внедрение других видов предпринимательской деятельности на внутригосударственном и внешнем экономическом пространстве.
Переход России к рыночной экономике, повышение эффективности ее функционирования, создание необходимой инфраструктуры невозможно обеспечить без использования и дальнейшего развития кредитных отношений.
1.2. Функции кредита и принципы кредитования
Кредитный рынок выполняет макроэкономическую функцию. В современной экономике денежный капитал накапливается в основном в виде денежного ссудного капитала. Поэтому накопление денежного капитала важно не само по себе как обособленный процесс, а, прежде всего, с точки зрения его воздействия на весь ход воспроизводства, т.е. в макроэкономическом аспекте.
Функции кредитного рынка определяются его сущностью и ролью, которую он выполняет в системе капиталистического хозяйства, а также задачами по воспроизводству капиталистических производственных отношений.
Следует выделить пять основных функций кредитного рынка:
1. обслуживание товарного обращения через кредит;
2. аккумуляция или собирание денежных сбережений (накоплений) предприятий, населения, государства, а также иностранных клиентов;
3. трансформация денежных фондов непосредственно в ссудный капитал и использование его в виде капиталовложений для обслуживания процесса производства;
4. обслуживание государства и населения как источников капитала для покрытия государственных и потребительских расходов;
5. ускорение концентрации и централизации капитала, содействие образованию мощных финансово-промышленных групп.
Указанные функции кредитного рынка направлены на поддержание капиталистического способа производства, обеспечение функционирования экономической системы.
Отражая накопление и движение денежного капитала, кредитный рынок органически связан с движением стоимости в ее денежной форме, с образованием и использованием различных денежных фондов в виде кредитных ресурсов и ценных бумаг. Посредством рынка можно измерить и определить движение, объем, направление денежных фондов, идущих на развитие общественного воспроизводства, воздействие его на социально-экономические отношения.
Кроме пяти вышеназванных выделяют так же:
Перераспределительная функция. В условия рыночной экономики рынок ссудных капиталов выступает в качестве своеобразного насоса, откачивающие временно свободные финансовые ресурсы из одних сфер хозяйственной деятельности и направляющего их в другие, обеспечивающие более высокую прибыль.
Экономия издержек обращения. В процессе функционирования предприятия возникает временный разрыв между поступлением и расходованием денежных средств. При этом может образоваться не только избыток, но и недостаток финансовых ресурсов. Именно поэтому, широкое распространение получили ссуды на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств, используемые практически всеми категориями заемщиков и обеспечивающие существенное ускорение оборачиваемости капитала, а, следовательно, и экономию общих издержек обращения.
Ускорение концентрации капитала. Процесс концентрации капитала является необходимым условием стабильного развития экономики и приоритетной целью любого субъекта хозяйствования. Реальную помощь в решении этой задачи оказывают заемные средства, позволяющие существенно расширить масштабы производства и обеспечить дополнительную массу прибыли.
Обслуживание товарооборота. Такие виды кредитных денег как вексель, чек, кредитная карточка, обеспечивая замену наличных расчетов безналичными операциями, упрощают и ускоряют механизм экономических отношений на внутреннем и международном рынках. Наиболее активную роль в решении этой задачи играет коммерческий кредит как необходимый элемент современных отношений товарообмена.
Ускорение научно - технического прогресса. Наиболее наглядно, эта роль кредита, проявляется в кредитовании деятельности научно - технических организаций, спецификой которых является больший, чем в других отраслях, временной разрыв между первоначальным вложением капитала и реализацией готовой продукции. Поэтому нормальное функционирование большинства научных центров не мыслимо без использования кредитных денег.
Принципы кредитования.
Кредитные отношения в экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке ссудных капиталов. Эти принципы стихийно складывались еще на первом этапе развития кредита, а в дальнейшем нашли прямое отражение в общегосударственном и международном кредитном законодательстве.
Возвратность кредита. Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком. Он находит свое практическое выражение в погашении конкретной ссуды путем перечисления соответствующей суммы денежных средств на счет предоставившей ее кредитной организации.
Срочность кредита. Этот принцип отражает необходимость его возврата не в любое приемлемое время для заемщика, а в точно определенный срок, зафиксированный в кредитном договоре. Сроки кредитования устанавливаются банком исходя из сроков оборачиваемости кредитуемых материальных ценностей и окупаемости затрат, но не выше нормативных.
Платность кредита. Этот принцип выражает необходимость не только прямого возврата заемщиком полученных от банка кредитных ресурсов, но и внесения банку определенной платы за пользование ссудой. Экономическая сущность платы за кредит отражается в фактическом распределении полученной предприятием прибыли за счет использования ссуды между банком и предприятием.
Обеспеченность кредита. Этот принцип выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств. Т.е. наличие у заемщика юридически оформленных обязательств, гарантирующих своевременный возврат кредит: залогового обязательства, договора-гарантии, договора-поручительства, договора-страхования ответственности непогашения кредита.
Дифференцированность кредитования означает, что коммерческие банки не должны однозначно подходить к вопросу о выдаче кредита своим клиентам, претендующим на получения кредита.Кредит должен предоставляться только тем предприятиям, которые в состоянии вернуть его своевременно. Дифференцированность кредитования должна осуществляться на основании показателей кредитоспособности, под которой понимается финансовое состояние предприятия, дающее уверенность в способности и готовности заемщика возвратить кредит в обусловленный договором срок
1.3. Формы кредита
Классификацию кредита традиционно принято осуществлять по нескольким базовым признакам. К важнейшим из них относятся категория кредитора и заемщика, а так же форма, в которой предоставляется конкретная ссуда. Исходя из этого, следует выделить следующие шесть достаточно самостоятельных форм кредита, каждая из которых, в свою очередь, распадается на несколько разновидностей по более детализированным классификационным параметрам.
Банковский кредит одна из наиболее распространенных форм кредитных отношений в экономике, объектом которых выступает процесс передачи в ссуду денежных средств.Банковский кредит представляется, исключительно, кредитно-финансовыми организациями, имеющими лицензию на осуществление подобных операций от Центрального Банка. В роли заемщика выступают юридические лица, инструментом кредитных отношений является кредитный договор. Доход по этой форме кредита банк получает в виде ссудного процента или банковского процента.
Банковский кредит классифицируется по ряду признаков:
1. По срокам погашения:
Краткосрочные ссуды предоставляются на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств заемщика. Срок до года. Ставка процента по этим ссудам, обратно пропорциональна сроку возврата кредита. Краткосрочный кредит обслуживает сферу обращения.
Среднесрочные ссуды, предоставляются на срок от одного года до трех лет на цели производства и коммерческого характера.
Долгосрочные ссуды используются в инвестиционных целях. Они обслуживают движение основных средств, отличаясь большими объемами передаваемых кредитных ресурсов. Применяются при кредитовании реконструкции, технического перевооружения, новом строительстве на предприятиях всех сфер деятельности. Особое развитие долгосрочные ссуды получили в капитальном строительстве, топливно-энергетическом комплексе. Средний срок погашения от 3 до 5 лет.
Онкольные ссуды, подлежащие возврату в фиксированный срок после получения официального уведомления от кредитора(срок погашения изначально не указан).
2. По способам погашения.
Ссуды, погашаемые единовременным взносом со стороны заемщика. Это традиционная форма возврата краткосрочных ссуд, является оптимальной, т.к. не требует использования механизма дифференцированного процента.
Ссуды, погашаемые в рассрочку в течение всего срока действия кредитного договора. Конкретные условия возврата определяются договором. Всегда используются при долгосрочных ссудах.
3. По способам взимания ссудного процента.
Ссуды, процент по которым выплачивается в момент ее общего погашения.
Ссуды, процент по которым выплачивается равномерными взносами заемщика в течении всего срока действия кредитного договора.
Ссуды, процент по которым удерживается банком в момент непосредственной выдачи заемщику ссуды.
4. По способам предоставления кредита.
Компенсационные кредиты, направляемые на расчетный счет заемщика для компенсации последнему его собственных затрат, в т.ч. авансового характера.
Платные кредиты. В этом случае кредиты поступают непосредственно на оплату расчетно-денежных документов, предъявленных заемщику для погашения.
5. По методам кредитования.
Разовые кредиты, предоставляемые в срок и на сумму, предусмотренные в договоре, заключенном сторонами.
· Кредитная линия - это юридически оформленное обязательство банка перед заемщиком предоставить ему в течение определенного периода времени кредиты в пределах согласованного лимита.
Кредитные линии бывают:
· возобновляемые - это твердое обязательство банка выдать ссуду, клиенту который испытывает временную нехватку оборотных средств. Заемщик, погасив часть кредита может рассчитывать на получение новой ссуды в пределах установленного лимита и срока действия договора.
· сезонная кредитная линия предоставляется банком, если у фирмы периодически возникают потребности в оборотных средствах, связанных с сезонной цикличностью или необходимостью образования запасов на складе.
Овердрафт - это краткосрочный кредит, который предоставляется путем списания средств по счету клиента, сверх остатка средств на счете. В результате этого, на счете клиента образуется дебетовое сальдо. Овердрафт - это отрицательный баланс на текущем счете клиента. Овердрафт может быть разрешенным, т.е. предварительно согласованным с банком и неразрешенным, когда клиент выписывает чек или платежный документ, не имея на это разрешение банка. Процент по овердрафту начисляется ежедневно на непогашенный остаток, и клиент платит только за фактически использованные им суммы
6. По видам процентных ставок.
Кредиты с фиксированной процентной ставкой, которая устанавливается на весь период кредитования и не подлежит пересмотру. В этом случае заемщик принимает на себя обязательство оплатить проценты по неизменной согласованной ставке за пользование кредитом вне зависимости от изменения коньюктуры на рынке процентных ставок. Фиксированные процентные ставки применяются при краткосрочном кредитовании.
Плавающие процентные ставки. Это ставки, которые постоянно изменяются в зависимости от ситуации, складывающейся на кредитном и финансовом рынке.
Ступенчатые. Эти процентные ставки периодически пересматриваются. Используются в период сильной инфляции.
7. По числу кредитов.
Кредиты, предоставленные одним банком.
Синдицированные кредиты, предоставленные двумя или более кредиторами, объединившимися в синдикат, одному заемщику.
Параллельные кредиты, в этом случае каждый банк проводит переговоры с клиентом отдельно, а затем, после согласования с заемщиком условий сделки, заключается общий договор.
8. Наличие обеспечения.
Доверительные ссуды, единственной формой обеспечения возврата которых является кредитный договор. Этот вид кредита не имеет конкретного обеспечения и поэтому предоставляется, как правило, первоклассным по кредитоспособности клиентам, с которым банк имеет давние связи и не имеет претензий по оформлявшимся ранее кредитам.
Контокоррентный кредит.Контокоррентный кредит выдается при использовании контокоррентного счета, который открывается клиентам, с которыми банк имеет длительные доверительные отношения, предприятиям с исключительно высокой кредитной репутацией.
Договор залога. Залог имущества (движимого и недвижимого) означает, что кредитор залогодержатель вправе реализовать это имущество, если обеспеченное залогом обязательство не будет выполнено. Залог должен обеспечить не только возврат ссуды, но и уплату соответствующих процентов и неустоек по договору, предусмотренных в случае его невыполнения.
Договор поручительства. По этому договору поручитель обязывается перед кредитором другого лица (заемщика, должника) отвечать за исполнение последним своего обязательства. Заемщик и поручитель отвечают перед кредитором как солидарные должники.
Гарантия. Это особый вид договора поручительства для обеспечения обязательства между юридическими лицами. Гарантом может быть любое юридическое лицо, устойчивое в финансовом плане.
Страхование кредитных рисков. Предприятие - заемщик заключает со страховой компанией договор страхования, в котором предусматривается, что в случае непогашения кредита в установленный срок страховщик выплачивает банку, выдавшему кредит, возмещение в размере от 50 до 90 % не погашенной заемщиком суммы кредита, включая проценты за пользование кредитом.
9. Целевое назначение кредита.
Ссуды общего характера, используются заемщиком по своему усмотрению для удовлетворения любых потребностей в финансовых ресурсах.
Целевые ссуды, предполагающие необходимость для заемщика использовать выделенные банком ресурсы исключительно для решения задач, определенных условиями кредитного договора.
10. Категории потенциальных заемщиков.
Аграрные ссуды, характерной их особенностью является четко выраженный сезонный характер, обусловленный спецификой сельскохозяйственного производства.
Коммерческие ссуды, предоставляемые субъектам хозяйствования, функционирующим в сфере торговли и услуг.Составляют основной объем кредитных операций российских банков.
Ссуды посредникам на фондовой бирже, предоставляемые банками брокерским, маклерским и дилерским фирмам, осуществляющим операции по купле - продаже ценных бумаг.
Ипотечные ссуды. Выдаются на приобретение либо строительство жилья, либо покупку земли. Предоставляют кредит банки и специализированные кредитно - финансовые институты. Кредит выдается в рассрочку. Процент колеблется от 15 до 30 % годовых.
Международный кредитносит как частный, так и государственный характер, отражая движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно - финансовых отношений.
Коммерческий кредит.
Коммерческий кредит можно охарактеризовать как кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Он предоставляется под обязательства должника (покупателя) погасить в определенный срок как сумму основного долга, так и начисляемые проценты.
Применение коммерческого кредита требует наличия у продавца достаточного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников.
Выделяют пять основных способов предоставления коммерческого кредита:
1. вексельный способ;
2. открытый счет;
3. скидка при условии оплаты в определенный срок;
4. сезонный кредит;
5. консигнация.
Кроме банковского и коммерческого кредита существуют так же:
Потребительский кредит, как правило, предоставляется торговыми компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа.
Ипотечный кредит выдается на приобретение либо строительство жилья, либо покупку земли. Предоставляют его банки (кроме инвестиционных) и специализированные кредитно-финансовые институты.
Государственный кредит следует разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. При этом государственные облигации покупают население, юридические лица, различные предприятия и компании.
Международный кредит носит как частный, так и государственный характер, отражая движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений.
Ростовщический кредит сохраняется как анахронизм в ряде развивающихся стран, где слабо развита кредитная система. Обычно такой кредит выдают индивидуальные лица, меняльные конторы, некоторые банки.
Само собой разумеется, что любой из этих способов может быть наиболее эффективным в конкретных рыночных условиях. Выбор наиболее эффективного способа - главная задача кредитной политики каждой корпорации.
2. КРЕДИТОВАНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Ссудный фонд и его демонополизация
Как ранее отмечалось, в обществе (государстве) на макроуровне функционирует ссудный фонд, движение которого отражает двуединый процесс кредитных отношений, т.е. в нем одновременно отражаются и средства, мобилизованные кредитной системой, и средства, размещенные на возвратных началах. Кредитные ресурсы постоянно загружены, предоставлены кому-то в ссуду.
Ссудный фонд всегда отражается в финансовом балансе всего хозяйства — и по активу, и по пассиву. Свободные денежные средства на расчетном счете предприятия, задолженность предприятия банку по кредиту — частицы единого ссудного фонда
Ссудный фонд — это суммы денежных средств, которые все время "работают", обслуживая движение стоимости продукта Если рассмотреть ссудный фонд как экономическую категорию, отличающуюся от категории кредитных вложений, то трудно будет доказать, что для предприятия хранение денег в банке является активной кредитной операцией, а для банка — пассивной, т.е. то, что в данном случае денежные средства предприятия поступили в ссуду банку. Кроме того, получится, что для предприятий кредитные вложения — одна экономическая категория, а для банка (при создании ссудного фонда) — другая. Значит, если банк дал деньги другому предприятию в вице ссуды, то они уже становятся другой экономической категорией. Такое толкование, видимо, неправильно
Ссудный фонд как экономическая категория, характеризующая единый процесс кредитных отношений, состоящий в одновременной мобилизации средств в данном фонде и их размещении, исключает возможность несовпадения наличия ресурсов для кредитования и размещения средств в виде ссуд. Величины эти равновеликие, и их сбалансирование достигается тем типом кредитных отношений, который определяет размер эмиссии.
Ссудный фонд наиболее правильно можно характеризовать как совокупность денежных средств (капитала), использованных для удовлетворения потребностей хозяйства и населения в финансовых ресурсах на условиях возвратности. Следует подчеркнуть завершенность действия, а именно обратить внимание на форму "использованы" вместо "используемые", часто встречающуюся в литературе. В этом заключен важный смысл. Приведенные выше рассуждения характеризуют глобальное движение ссудного фонда в рамках всего общества. На микроуровне можно представить движение временно свободных денежных ресурсов (капиталов) к тем, кто имеет потребность в них, следующей схемой.
Рис 2.1. Движение ссудного фонда.
Движение ссудного фонда, т.е. распределение временно высвобождаемого денежного капитала, происходит с помощью посредников — банков и кредитных учреждений.
В рамках прежней командно-административной системы управления экономикой ссудный фонд был строго централизован и монополизирован. Им распоряжался один центр — бывший Госбанк СССР. Однако в условиях рынка такая ситуация не могла далее существовать.
Перестройка общества потребовала отменить государственную монополию на кредитное дело, ссудный фонд начал рассредоточиваться в коммерческих банках и внутри хозяйства в виде взаимного коммерческого кредитования хозор-ганов.
Для формирования рыночных отношений необходима была межбанковская конкуренция как одно из условий создания новой экономики и ускорения процесса демонополизации банковских структур. В этих целях следовало уравнять права государственных, специализированных, акционерных, кооперативных, коммерческих банков и организовать деятельность банковской системы на основе единых принципов.
Рассматривая кредитные отношения как особую часть сферы обращения, пришлось обратить внимание на процесс демонополизации ссудного фонда и преодоления монопольного положения государственных органов в сфере кредита. Наступила эпоха свертывания жестокого централизованного управления и осуществления комплекса мер по обеспечению демонополизации всех процессов хозяйственного развития.
Децентрализация ссудного фонда имеет ряд особенностей. Ссудный фонд в значительной части сосредоточен в банках (определенная часть средств, составляющих ссудный фонд, хранится не на банковских счетах, а находится в расчетах, оформленных различными расчетными документами, размещена у предприятий и т.д.), поэтому его демонополизация происходит на фоне коренной реорганизации банковской системы. В рамках такой реорганизации допускалась свободная конкуренция коммерческих банков, ограничивалась их монополия по отраслевому при знаку, широко развивалось учредительство, поощрялась всемерная коммерциализация банковской деятельности.
Новое банковское законодательство обеспечивает изменение статуса банковской системы, формирование двух ее уровней. Коммерческие деловые банки, превращаясь в своего рода свободные кредитные учреждения, имеют возможность проводить независимую кредитно-денежную политику в рамках используемых Центральным банком экономических регуляторов. Произошло расчленение, децентрализация ссудного фонда между множеством кредитных учреждений.
Ресурсы ссудного фонда и структура предоставляемых кредитов во многом определяются состоянием экономики. Когда хозяйство функционирует нормально, не ощущая кризисных явлений, ресурсы ссудного фонда формируются под влиянием нормального кругооборота средств, роста де нежных накоплений, амортизационного фонда. Направление этих аккумулируемых в ссудном фонде ресурсов в виде ссуд происходит в связи с накоплением запасов ценностей и осуществлением инвестиционного процесса.
При отсутствии кризиса в экономике для формирования доходов бюджета государства ссудный фонд используется в незначительных объемах, обязательства казначейства своевременно выполняются, а ссуды кредитной системы возвращаются в обусловленный срок. Однако в условиях кризиса такие нормальные процессы нарушаются.
Инфляция, бюджетный дефицит порождают избыточную массу обесцененных денежных средств. Ссудный фонд "разбухает", поскольку накапливаемые деньги многие предприятия и население не могут истратить из-за дефицитности товарных масс, а для покрытия бюджетного дефицита приходится все больше прибегать к использованию кредита.
Эти процессы ярко проявились в условиях кризиса российской экономики. На 1 июля 1991 г. из общего объема ссудного фонда, составляющего 1325,6 млрд. руб., 827,3 млрд., или 62,4%, были предоставлены казначейству для покрытия бюджетного дефицита. Ежегодно доля ресурсов ссудного фонда, направляемая для пополнения казны, возрастала (с 23,7% в 1987 г. до 62,4% в 1991 г.). На 1 июля 1993 г. из общей суммы кредитов в 6,3 трлн. руб., предоставленных Центральным банком России, Минфину было выдано 3,6 трлн., или 57%. Ресурсы банковского ссудного фонда бывшего СССР, их структура и кредиты, предоставленные различным заемщикам в 1987-1991 гг., приведены в Приложении табл. 6,7,8.(Рассчитано по: Деньги и кредит 1991 №3 С 79).
После распада СССР и создания СНГ структура активов и пассивов кредитной системы России изменилась. Возникли новые пропорции, начали широко проявляться рыночные тенденции. Кредитные вложения по Российской Федерации в 1992 — 1993 гг. иллюстрируются данными, приведенными в табл.9. На 1 января 1995 г. общая сумма кредитов достигла 83560 млрд. руб.
2.2. Процент за кредит
Ссудный процент представляет собой плату, получаемую кредитором с заемщика за пользование заемными средствами. Она определяется размером ссуды, ее сроком и уровнем процентной ставки.
История процента многовековая. Еще за два тысячелетия до нашей эры были известны многочисленные виды натуральных ссуд с уплате процента натурой — скотом, зерном и т.д. Денежные ссуды сопровождаются денежной формой процента. В рыночном хозяйстве уплата процентов есть не что иное, как передача части прибыли (дохода), получаемо; заемщиком, своему кредитору. Плату за заемные средства кредитор требует потому, что он передает часть своего капитала (имущества) должники и сам лишается возможности получить за время кредитной сделки собственную прибыль.
При рассмотрении кредитных отношений по поводу уплаты процентов важно понять различия в процессе движения стоимости. Если кредит в своей завершающей стадии — это возвращение стоимости, то процент - движение капитала, приращенного к ссуде. Авансированный капитал должен не только сохраняться в движении, но и возрасти, увеличиться в своем размере. Когда банк дает производственному предприятию ссуду, движение средств в развернутом виде можно представить как Д—Д—Т—Д1—Д2. Первая часть Д — Д означает, что банк дал ссуду предприятию; Д — Т - предприятие затратило ее на производство продукции; Т — Д1 — предприятие реализовало произведенные изделия, а Д1 — Д2 — предприятие возвратило ссуду и уплатило процент. Вот почему для кредитора движение его ссудного ресурса может быть в конечном счете представлено как Д - Д1.
Ссуженная сумма притекает обратно два раза: в процессе воспроизводства у предприятия и как передача средств, полученных взаймы у кредитора (банка). Таким образом, при кредитных отношениях известная сумма денег расходуется, с тем чтобы по истечении определенного времени вернуться обратно с приращением.
Из приведенной схемы движения ссудного капитала следует, что конечное Д2 больше начального авансированного на сумму процента. Следовательно, процент нужно рассматривать как элемент кредитных отношении.
Существует тесная связь между ссудным процентом и прибылью. Она проявляется в том, что обе категории представляют собой определенную часть вновь созданной стоимости. Однако, если прибыль (доход), остающаяся в распоряжении предприятия-заемщика, в дальнейшем используется как источник для удовлетворения нужд предприятия, то ссудный процент как доход банка-кредитора покрывает прежде всего расходы банка. Оставшаяся его часть идет на отчисления в бюджет в виде налога, выплату дивидендов и отчислений в фонды банка. Часть вновь созданной стоимости, поступающей к кредитору, служит определенной платой заемщика за пользование кредитом, а также за возможность удовлетворения потребности в денежных средствах.
Таким образом, процент выступает как эквивалент потребительной стоимости кредита. Поэтому, проявляясь как экономическое отношение, возникающее на базе кредита, ссудный процент представляет собой своеобразную цену ссуды, гарантирующую рациональное использование ссуженной стоимости и сохранение массы кредитных ресурсов. Ссудный процент выполняет функции стимулирующую и гарантии со хранения ссужаемой стоимости, т.е. возврата кредитору кредитных средств в полном размере.
Стимулирующее влияние ссудного процента следует рассматривать прежде всего как воздействие на функционирование заемных средств в обороте хозяйственных организаций. Эта функция направлена на эффективное использование ссужаемой стоимости. С позиции кредитора стимулирующая функция ссудного процента позволяет ему получить максимальную прибыль в условиях рыночной конкуренции.
При рассмотрении процента в функции гарантии сохранения ссужаемой стоимости и избежания потерь (наличие риска!) следует учитывать многие факторы и, прежде всего, срок кредита, его размер, наличие обеспечения ссуды и вероятность своевременного выполнения обязательств перед кредитором.
Ссудный процент может быть выше при длительных сроках кредита. Дело в том, что увеличение срока ссуды связано с ростом риска ее непогашения из-за изменений внешней экономической среды и финансового состояния заемщика, а также риска упущенной выгоды от колебания процентных ставок на рынке кредитных ресурсов. Вот почему обычно ссудный процент тем выше, чем длительнее срок займа.
Зависимость уровня процента от размера кредита связана и с тем, что при больших суммах займа увеличивается риск, оцениваемый размером потерь кредитора от неплатежеспособности заемщика (вероятность одновременного банкротства нескольких заемщиков значительно меньше, чем вероятность банкротства одного). Таким образом, при одинаковом размере выданных ссуд риск кредитора меньше в случае размещения ссуд у нескольких клиентов. Например (табл. 2.1.):
Таблица 2.1
Ставки по рублевым МБК, рассчитываемые РИА "РосБизнесКонсалтинг" на 12.03.99
Срок
Кредита (дни)
MosIBID
MosIBOR
MosIBAR
Сегод-ня
вчера
Неде-лю назад
Сегод-ня
вчера
Неде-лю назад
Сегод-ня
вчера
Неде-лю назад
1*
10,13
12,31
9,44
17,54
17,39
15,24
12,26
12,35
10,18
3
7,00
10,00
6,00
--
--
--
--
--
--
7
11,33
13,33
5,67
--
--
--
--
17,50
--
30
--
--
--
--
--
--
--
--
27,00
90
--
--
--
--
--
--
--
--
--
MosIBID - Moscow InterBank Bid - объявленная ставка по привлечению кредитов;
MosIBOR - Moscow InterBank Offered Rate - объявленная ставка по предоставлению кредитов,
получена РБК усреднением от заявленных крупнейшими банками (в базе не менее 100 банков);
MosIBAR - Moscow Interbank Short-Term Actual Rate - межбанковские фактические ставки по предоставленным кредитам, рассчитываются РБК как средневзвешенные по результатам реальных сделок, заключенных московскими банками.
В то же время обслуживание мелких ссуд связано с относительно высокими издержками банка и нередко представляется невыгодным. Ссуды, недостаточно обеспеченные залогом имущества или обязательствами гаранта (третьего лица), более дорогие по сравнению с обеспеченными кредитами. Повышенным риском обладают ссуды, выдаваемые заемщикам для устранения финансовых затруднений, инвестиционные кредиты для капиталовложений и т.д. Процентная политика учитывает и эти обстоятельства.
Кредиторы, определяя цену своего товара — кредита, разумеется, учитывают и такой фактор, как инфляция. Она увеличивает риск кредитора, поэтому в условиях инфляции размер процента за ссуды возрастает.
Если рассмотреть на макроуровне факторы, влияющие на процентную политику, то они сводятся в конечном счете к соотношению между спросом и предложением на денежный товар, к регулирующей роли центрального банка государства, пытающегося устанавливать с учетом экономической ситуации границы процентных ставок для коммерческих банков.
Классифицировать виды ссудного процента можно по разным признакам: формам кредита; видам кредитных отношений; срокам и видам ссуд, видам операций; способам начислений.
Различный ссудный процент используется при коммерческом, банковском и потребительском кредитах, с учетом кредитных учреждений применяется учетный процент центрального банка, банковский процент, процент по ломбардным ссудам.
Цена кредита зависит от того, какие ссуды выдаются — краткосрочные или долгосрочные, а также от сроков облигаций займов.
По способу начисления проценты подразделяются на простые и сложные, обыкновенные и точные и т.д.
Величина ссудного процента формируется на основе цены кредитных ресурсов и маржи, т.е. надбавки, необходимой для формирования доходов кредитного учреждения. При этом на размер процента влияет не рыночная стоимость привлечения ресурсов, а реальная. Отклонения между рыночной и реальной стоимостью ресурсов объясняются тем, что для коммерческих банков установлена норма обязательных резервов и используются специальные методы отнесения процентов на себестоимость, а также особенностями действующей налоговой системы.
Процентная маржа, устанавливаемая конкретным банком, должна покрывать банковские издержки и обеспечивать соответствующую прибыль. При этом учитываются влияние инфляции и банковские риски.
Процент следует рассматривать во взаимодействии с другими экономическими инструментами — ценой, налогами, кредитом, с учетом законов, присущих рыночным отношениям. Это взаимодействие является объективным. Например, взаимосвязь между ценой на товар и ссудным процентом проявляется в том, что под воздействием уровня ссудного процента изменяется как сама цена на товар, так и конъюнктура рынка. В то же время изменение цен влечет за собой перелив ресурсов из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой нормой прибыли.
Как уже указывалось, связь ссудного процента с кредитом определяется тем, что кредит служит базой, на которой возникает ссудный процент, и, в свою очередь, ссудный процент представляет собой своеобразную цену кредита. Следовательно, обоснование уровня ссудного процента имеет большое значение для использования кредита как инструмента ускорения оборота капитала. Взаимосвязь между ссудным процентом и налогами предприятия проявляется в распределении величины прибыли. Это можно объяснить тем, что в условиях рынка одним из факторов, определяющих уровень ссудного процента, принимается средняя норма прибыли. Следовательно, при исчислении налоговой ставки на прибыль должна учитываться и эта величина.
По мере развития рыночных отношений создается рынок ценных бумаг. Для предпринимателя средства, привлеченные от реализации ценных бумаг, наряду с кредитом служат источником финансирования производства. На рынке одновременно выступают и ссудный процент, т.е. цена за кредит, и курсы ценных бумаг, которые взаимодействуют.
Величина ссудного процента и курсы ценных бумаг определяются соотношением спроса и предложения инвестируемых средств. Кредитные учреждения используют процент по пассивным и активным операциям. Пассивные операции — это привлечение средств клиентов на счета в банке. По таким операциям банки платят соответствующие проценты. По активным операциям банки взимают проценты за предоставленные ссуды. Разумеется, сумма процентов, полученная кредитными учреждениями, больше суммы процентов, уплаченных ими по пассивным операциям. Разница представляет собой доход кредитных учреждений, за счет которого возмещаются их издержки и создается прибыль. Ставка платы за кредит может устанавливаться на весь период кредитования или в плавающей форме (иностранные банки это называют "ролл-овер").
Плавающая цена на кредит меняется в зависимости от колебаний ставок на рынке ссудных капиталов. В кредитном деле наряду с термином "процент за кредит " широко используется и такая категория, как учетная ставка. Она представляет собой процентную ставку, которую берут кредитные учреждения за покупку векселей.
Вексель — это документ, используемый при коммерческом кредитовании. Покупатель товара при таком кредите платит деньги своему поставщику не сразу после покупки, а через определенное время, и вместо денег дает своеобразную расписку — кредитное обязательство — вексель. За отсрочку платежа уплачивается определенный процент.
Поставщик товара может продать вексель банку, получив деньги до истечения срока векселя, при этом банк кредитует не всю сумму векселя, а удерживает учетный процент. Много спорных вопросов возникает при поисках оптимального размера процента за кредит. В странах с развитой рыночной экономикой норма процента находится под влиянием средней нормы прибыли, образующейся в результате межотраслевой конкуренции капиталов. В нашей стране, где рынок только создается, при чрезмерно высокой степени монополизации и сложившейся "пестрой" рентабельности различных отраслей, приходилось устанавливать дифференцированный уровень процентных ставок.
По мере демонополизации хозяйства, либерализации цен, выравнивания уровней рентабельности отраслей созревают условия для усреднения уровня процентных ставок.
Важным фактором, определяющим стоимость привлекаемых и размещаемых на кредитном рынке ресурсов, является процентная политика Центрального банка России (см. таб.3.5. стр 25). При ее проведении Банк России пытается решать противоречивые задачи: с одной стороны, создавать условия для формирования полноценного рынка в кредитной сфере, с другой — не допустить из-за нехватки кредитных ресурсов кризисного падения производства на предприятиях, не сумевших приспособиться к рыночным условиям.
Следует отметить, что рынок не терпит твердо фиксированных процентных ставок, которые повсеместно применялись до 1991 г. Так, в 1991 г. бывший Госбанк использовал небольшой уровень ставок в пределах 3 — 8%. Соответственно создаваемые новые коммерческие банки устанавливали более высокий процент на основе спроса и предложения, но обычно не выше 25% годовых. Например, средние ставки банков московского региона в 1991 г. были на уровне 17,2%, а по депозитам — в пределах 9%. С 1992 г. ЦБ воздерживался от прямых ограничений (за исключением рефинансирования кредитных ресурсов), и в условиях "шоковой терапии" происходил резкий рост процентов. За 1992 г. общий уровень процентов возрос в 4,6 раза, к концу 1993 г. проценты за кредиты превысили 200. В 1994 г. Центробанк снижал свои проценты в середине года до 130, в октябре вновь произошел их подъем до 180%, а в январе 1995 г. до 200.
Колебание уровня процентных ставок — явление закономерное, однако при этом должны учитываться закономерности развития рынка ссудных капиталов. Процент за кредит используется и для регулирования кредитных отношений с коммерческими банками. Банк России, располагая определенной частью ссудного фонда (кредитными ресурсами), может направлять ее на предоставление ссуд коммерческим банкам. В банковской практике такие кредиты принято называть централизованными.
Предполагается, что удорожание кредита ограничит возможности при влечения заемщиками средств со стороны и заставит их решать свои финансовые проблемы за счет повышения эффективности производства и снижения себестоимости продукции Однако необходимого влияния данная мера пока не оказывает.
Изменение учетной ставки в 1992 — 1995 гг. все же не позволило сделать ее положительной, т.е. не опускающейся ниже уровня инфляции. Если процент инфляции за год превышает годовую процентную ставку за кредит, то кредитору нет смысла давать ссуды на длительный срок, по скольку они возвращаются обесцененными деньгами. И все же в 1992 — 1994 г.г. банки воздерживались от повышения процента до положительного значения, опасаясь развертывания инфляции издержек. Если бы учетная ставка была установлена на уровне среднего темпа инфляции в 1993 г. — 1000%, то себестоимость (цена) продукции предприятий возросла бы до такой степени, что вызвала еще большее падение производства.
Предоставление кредитов бюджету по положительной процентной ставке резко увеличило бы расходы правительства на процентные платежи и привело к росту бюджетного дефицита. Коммерческие банки стремятся проявлять гибкость в процентной политике, используя различные механизмы начисления процентов с учетом конкретных условий ссудной операции. Они учитывают конъюнктуру на рынке ссудных капиталов, в частности, при организации вкладов и депозитов юридических и физических лиц. Размер процента устанавливается часто в зависимости от величины вклада, срока, на который он внесен, а также от того, в какие сроки депонент хочет получать плату за предоставленные банку кредитные ресурсы.
При расчете размеров платы за кредит используются различные методы. Например, по правилам так называемого немецкого коммерческого расчета при исчислении платы за кредит месяц считается за 30 дней, а в году 360 дней. По французскому, или европейскому методу число дней в каждом месяце берется точно по календарю, а в году всегда считается 360 дней. По английскому методу число дней в каждом месяце и в году определяется точно по календарю.
2.3. Условия кредитования.
Одной из наиболее серьезных проблем, с которыми сталкиваются коммерческие банки, является риск непогашения кредитов. Банки, естественно, стремятся минимизировать этот риск с помощью различных способов обеспечения возврата банковских ссуд. Обеспечение - это виды и формы гарантированных обязательств заемщика перед кредитором (банком) по возвращению кредита в случае его возможного не возврата заемщиком.
По мнению банкиров необходимо иметь три "пояса безопасности;, защищающих кредитора от невозвращения заемщиком кредитного договора.
" Первый пояс" - это поток наличности, доход - главный источник погашения кредита заемщиком.
"Второй пояс" - это активы, предлагаемые заемщиком в качестве обеспечения погашения кредита.
" Третий пояс" связан с гарантиями, которые дают юридические лица в качестве обеспечения кредита.
Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что исполнение основного обязательства может подкрепляться такими средствами обеспечения как: залог, неустойка, банковская гарантия, поручительство, задаток, а также другими способами, предусмотренными законом и договором.
Каждый из этих способов имеет цель заставить заемщика выполнить свои кредитные обязательства.
Также перед принятием решения о выдаче кредита банк должен оценить платежеспособность, кредитоспособность, и финансовую устойчивость клиента.
Платежеспособность предприятия - это возможность и способность своевременно погасить все виды обязательств и задолженности.
Кредитоспособность - возможность предприятия погасить только кредитную задолженность.
Следовательно, процесс банковского кредитования можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи, использования и погашения, изучение кредитоспособности клиента:
1. рассмотрение кредитной заявки и собеседование с заемщиком;
2. изучение кредитоспособности клиента;
3. подготовка и заключение кредитного договора.
В солидных банках кредитная заявка рассматривается в составе пакета сопроводительных документов, в т. ч.:
1. нотариально заверенные копии учредительных документов компании заемщика;
2. финансовый отчет, включающий баланс предприятия и приложения к нему за последние три года.
3. отчет о движении кассовых поступлений. Он основан на сопоставлении балансов компании за два отчетных периода и позволяет определить изменения различных статей и движения фондов. Отчет дает полную картину использования дефицита ресурсов, времени высвобождения фондов и образование дефицита кассовых поступлений и т.д.
4. внутренние финансовые отчеты, которые более детально характеризуют финансовое положение компании, изменение ее потребностей в ресурсах в течении года, поквартально или помесячно.
5. данные внутреннего оперативного учета, касающиеся текущих операций и продаж, величины запасов.
6. прогноз финансирования, который содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек производства продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т.д.
7. бизнес - план. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае предприятие - заемщик предоставляет в банк подробный бизнес - план, который должен содержать сведения о целях проекта и методах его осуществления.
8. кредитная заявка, содержащая исходные данные о запрашиваемой ссуде, целях, на которые она предназначена, сумме, сроке погашения и предлагаемом обеспечении;
Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении способности заемщика своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде, степени риска, который банк готов взять на себя; размеры кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах и условий его предоставления. Все это обуславливает необходимость оценки банком не только платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноз его устойчивости на перспективу. Объективная оценка финансовой устойчивости заемщика, учет возможных рисков по кредитным операциям позволяют банку эффективно управлять кредитными ресурсами и получать прибыль.
Анализ кредитоспособности клиента в соответствии с основными принципами кредитования, содержащимися в методике CAMPARI, заключается в поочередном выделении из кредитной заявки и прилагаемых финансовых документов наиболее существенных факторов, определяющих деятельность клиента, а их оценки и уточнения после личной встречи с клиентом.
Название CAMPARI образуется из начальных букв следующих слов:
C - character - репутация, характеристика (личные качества) клиента;
A - ability - способность к возврату ссуды;
M - marge - маржа, доходность;
P - purpose - целевое назначение ссуды;
A - amount - размер ссуды;
R - repayment - условия погашения кредита;
I - insurance - обеспечение, страхование риска непогашения ссуды.
Эти понятия объединенные в систему CAMPARI, представляет собой совокупность оценочных параметров, которые помогают сопоставить множество фактов, связанных с выявлением потенциального риска выдачи конкретной ссуды.
Итогом всей проделанной кредитным отделом работой является составление "Заключения кредитного работника на заявку" которое имеет следующие разделы:
1. Организационно - правовая форма заявителя;
2. Наименование банка, где открыт расчетный счет заемщика;
3. Наличие задолженности по ссудам;
4. Финансовое состояние заявителя: коэффициент ликвидности, коэффициент промежуточного покрытия, коэффициент покрытия, коэффициент независимости, класс кредитоспособности, объем реализации, объем прибыли, объем активов, объем просроченных платежей.
5. Поступление средств на расчетный счет;
6. Оценка управления и состояния учета;
7. Соответствие целевой направленности ссуды приоритетам кредитной политики банка;
8. Предложение целесообразных способов обеспечения возвратности кредита;
9. Проект решения.
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ
3.1 Кредитный рынок и проблемы его функционирования
Кредитный рынок - это общее обозначение тех рынков, где существуют предложение и спрос на различные платежные средства. Кредитные сделки опосредуются, как правило, кредитными институтами (банками и др.), которые берут взаймы и ссужают деньги, или движением различных долговых обязательств, которые продаются и покупаются на рынке ценных бумаг.
Современная кредитная двухуровневая система в Российской Федерации практически сформирована:
1 уровень – Центральный банк Российской Федерации[1]
2 уровень – коммерческие банки и другие финансово – кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.
Таким образом, кредитная система включает банк России, банки, филиалы и представительства иностранных банков, небанковские кредитные организации, союзы и ассоциации кредитных организаций, банковские группы и холдинги.
ЦБ РФ является главным банком государства. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБ РФ – экономически самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Основными целями деятельности ЦБ РФ являются защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе и его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. ЦБ РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, устанавливает правила осуществления расчетов, проведения банковских операций, надзор за их деятельностью; осуществляет валютный контроль и др. функции.
Второй уровень банковской системы представлен прежде всего широкой сетью коммерческих банков. Обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйственной жизни. Наряду с коммерческими банками функционируют так же специальные банки. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков, инвестиционные, осуществляющие операции по выпуску и размещению ценных корпоративных бумаг. Система специальных банков в силу несовершенства и отсутствия необходимой законодательной базы только начинает складываться.
Особое место в кредитной системе занимает Внешэкономбанк, преобразованный в банк по обслуживанию внешнего долга Российской Федерации, а так же Банк реконструкции и развития созданный государством для финансирования правительственных целевых программ общегосударственного и регионального характера с использованием бюджетных ресурсов на выдачу льготных кредитов.
В кредитной системе в институциональном плане можно выделить холдинги, группы и иные объединения банков.
Холдинги создаются путем получения основной кредитной организацией. В силу преобладающего участия в уставном капитале одной или нескольких кредитных организаций либо в соответствии с заключенном договором возможности предприятия определять принимаемое ими решение.
Группа кредитных организаций образуется для совместного осуществления банковских операций на основе заключения соответствующего договора.
Помимо банковских учреждений во второй уровень кредитной системы входят так же специальные финансово-кредитные институты. В их деятельности модно выделить, как правило одну или две банковские операции, на совершение которых требуется получение лицензии ЦБ РФ. Они имеют обычно специфическую клиентуру.
Активно развивается так же коммерческое и внутрифирменное кредитование. Устанавливаются тесные связи между различными звеньями кредитной системы и рынком ценных бумаг.
Таким образом, в РФ постепенно формируется кредитная система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой.
В настоящее время наиболее заметным явлением в кредитной системе можно считать концентрацию и централизацию банковского капитала. Выделяются крупные банки, сосредотачивающие у себя значительную долю ресурсов, операций и персонала банковской системы. Они постепенно занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Их размеры возрастают за счет расширения обслуживания крупной клиентуры, привлечения новых вкладчиков, получения высокой прибыли.
Острая конкуренция в банковском деле ведет к вытеснению мелких кредитных учреждений. Кризис 1998г. сильно «помог» проблемным банкам выйти из игры. Были отозваны более 50% банковских лицензий, выданных в период становления банковского сектора. Основной формой ликвидации самостоятельных мелких банков становится приобретение одним банком акций другого банка и превращение его в свой филиал. С помощью расширения филиальной сети банки привлекают новую клиентуру и капиталы. Этому процессу способствует повышение требований ЦБ РФ к минимальному размеру уставного капитала.[2]
Особенно сильна концентрация банковского капитала в отдельных регионах, когда несколько банков сосредотачивают у себя подавляющую часть операций в определенном городе (особенно в крупных финансовых центрах России).
Проблемы подобного рода возможны у значительной части уцелевших банков – они прежде всего связано с дефицитом сфер прибыльного размещения банковских ресурсов. Накануне кризиса вложения банков в рублевые федеральные долговые обязательства составляли в среднем 7,5% активов и обеспечивали без малого 15% их доходов. В настоящее время рублевые институты такого уровня фактически отсутствуют. Единственным исключением являются депозиты коммерческих банков в ЦБ РФ, однако они не превышают 3% суммарных банковских активов.
Конкуренция в банковском деле выходит на международный уровень. Усиливается проникновение на российский финансовый рынок иностранных банков путем открытия их филиалов и представительств, создание банков с участием иностранного капитала. Банки, которые не могут эффективно использовать средства внутри России ищут более выгодные и надежные сферы их размещения за рубежом. Доля иностранных активах в активах банков продолжает расти. 1 июня 1999-12, 5 млрд. долларов, т. о. кризис не избавил банки от застарелых проблем. Те, что смогли устоять после 17 августа, были серьезно ограничены в возможностях эффективно использовать средства внутри страны. Большинство банков по-прежнему не в состоянии успешно кредитовать производство и предпочитают держать средства в ликвидной форме, кредитовать производство или вывозить капиталы за рубеж. Существует опасность того, что уже в ближайшем времени банки внутри страны смогут заниматься лишь расчетно-кассовым обслуживанием клиентов и сервисом по экспорту капитала. Т.о. банковский кризис в России еще далек от завершения. Он перерастает в глобальный кризис финансового посредничества и грозит надолго лишить экономику инвестиций, т.е. замедлить переход к устойчивому экономическому росту.
3.2. Кредитное регулирование и его формы
Кредит в современных условиях служит объектом активного государственного регулирования. Вообще, денежным кредитным регулированием называют совокупность мероприятий государства, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения и кредита, рынки ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов в целях воздействия на экономику. Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспертов на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшения валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике «дорогих денег».
Нужно отметить, что с помощью кредитного регулирования государство стремиться смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях подержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства. Кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита).
Таблица 3.1.
Процентная ставка рефинансирования ЦБ РФ по кредитам.
Дата введения в действие
Ставка%
Дата введения в действие
Ставка%
1 января 1992 г
20
19 июня 1995 г.
180
10 апреля 1992 г.
50
10 февраля 1996 г
120
23 мая 1992
80
19 августа 1996 г.
80
30 марта 1993 г.
100
28 апреля 1997 г
36
2 июня 1993 г
110
6 октября 1997 г.
21
15 июля 1993 г.
170
17 февраля 1998 г.
39
23 сентября 1993 г.
180
16 марта 1998 г.
30
29 апреля 1994 г.
205
19 мая 1998 г.
50
30 июня 1994 г.
155
27 мая 1998 г
150
23 августа 1994 г.
130
5 июня 1998 г.
60
17 ноября 1994 г
180
29 июня 1998 г.
80
16 мая 1995 г
195
24 июля 1998 г.
60
Процентная ставка рефинансирования ЦБ РФ применяется для определения затрат на оплату процентов по полученным на производственные цели кредитам банков юридическими лицами в целях исчисления налога на прибыль. Для целей налогообложения затраты по оплате процентов принимаются в пределах указанной учетной ставки ЦБ РФ, увеличенной на 3 пункта (по ссудам, полученным в рублях).Затраты на уплату процентов по кредитам, полученным в иностранной валюте, принимаются при исчислении налога на прибыль в размерах, не превышающих 15% годовых.
Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования кредитной системы капиталистических стран.
Основными направлениями государственного регулирования являются:
1. политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков;
2. налоговая политика правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах;
3. законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.
В промышленно развитых странах политика центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах: учетная политика; регулирование нормы обязательных резервов; операции на открытом рынке; прямое воздействие на кредит.
Учетная политика центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в свою очередь, получают от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило учетная политика центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого банка. Таким образом осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд. Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее они ориентируются на учетную ставку центрального банка - так называемое дисконтное окно. При этом необходимо отметить, что в каждой стране существует своя специфика учетной политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике.
Следующей формой регулирования центрального банка является определение нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение - к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам и колеблются в пределах от 5 до 20.
Политика регулирования нормы резервов распространяется главным образом на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые специальные кредитно-финансовые институты), которые определяют процентные ставки по кредитам. Большинство других кредитно-финансовых институтов в процентной политике следуют за коммерческими банками. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).
Еще одной формой регулирования центральным банком кредитной системы являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем их купли-продажи кредитно-финансовыми институтами. Продавая государственные облигации, центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и других кредитно-финансовых институтов и таким образом способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты согласно законодательству обязаны покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и государственный долг.
Формой регулирования является также прямое государственное воздействие центрального банка на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев центральный банк осуществляет контроль за крупными кредитами, лимитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени - на другие кредитно-финансовые институты.
Один их методов регулирования - налоговая политика. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Как правило, последние облагаются налогом на прибыль, как и все прочие юридические лица, действующие в определенных экономических условиях. В то же время взимание налогов существенно различается по странам и кредитным институтам в соответствии с их функциональной спецификой. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок. Наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы.
В ряде стран в отличие от промышленных и торговых компаний кредитно-финансовые учреждения имеют определенные налоговые льготы. Они обычно распространяются на специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения (страховые, инвестиционные, финансовые компании, благотворительные фонды).
Другим регулирующим методом кредитной системы является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направления: приобретение части кредитных институтов государством путем национализации; организация новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных институтов.
Посредством данного метода государство оказывает достаточно эффективное воздействие на функционирование всей кредитной системы. Метод регулирования путем создания государственной собственности довольно широко распространен в странах континентальной Европы и в развивающихся странах. Так, во Франции, Германии, Италии, Португалии, Турции, скандинавский странах сохраняется довольно крупный государственный сектор в кредитной системе, несмотря на расширение процесса приватизации в последнее время. Во Франции путем национализации ряда банков и страховых компаний в начале 80-х годов был существенно расширен кредитный сектор государства. Необходимо отметить, что в большинстве промышленно развитых стран государственная собственность в кредитной системе распространяется и на банковский сектор. Это позволяет государству быстрее и эффективнее решать проблему государственного долга путем продажи правительственных ценных бумаг своим кредитным институтам и за счет последних финансировать крупные инвестиционные проекты национальных масштабов. Кроме того, при наличии государственных и полугосударственных кредитных учреждений осуществляется воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка, процентные ставки.
Большое влияние на регулирование кредитной системы оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов.
В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. В ряде стран создаются дополнительные регулирующие органы центрального правительства. Обычно они действуют в странах со сравнительно высоким уровнем огосударствления кредитной системы. Так, во Франции, кроме центрального банка и министерства финансов, в регулировании кредитной системы участвуют Национальный совет по кредиту, Комиссия контроля над банком, Комиссия биржевых операций.
Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают законодательные органы (парламенты). В их структуре действуют правительственную политику, так и деятельность кредитной системы. ни могут быть дополнены другими органами парламента. Так, в Конгрессе США длительное время эффективно работает Комиссия по ценным бумагам, регулирующая инвестиционную деятельность кредитно-финансовых институтов.
Особое место в государственном регулировании занимают страховые компании (особенно компании страховании жизни) как поставщики долгосрочных кредитов на рынке ссудных капиталов. Основным объектом их регулирования являются страховые тарифы (ставки страховых премий). При этом главным органом регулирования как правило выступает министерство финансов. Особенность регулирования кредитной системы с помощью страховых тарифов заключается в том, что страховые компании стремятся повысить ставки, особенно в области имущественного страхования, так как оно является убыточным. Поэтому уровень пределов страховых тарифов по имущественному страхованию регулируется довольно жестко как со стороны министерства финансов, так и местных органов власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе я рассмотрела сущность и проблемы, которые присущи кредиту в современных условиях, и изменения его функциональной динамики. В заключительной части мне бы хотелось коснуться тенденций развития кредита в современных условиях, роли кредита в условиях роста финансовых рынков.
Как известно, в 80-х годах в кредитной системе развитых стран произошли изменения, к числу которых можно отнести быстрое развитие финансовых рынков, на которых мобилизация денежных средств происходит посредством выпуска ценных бумаг. Усиление использования ценных бумаг как способа аккумулирования денежных средств получило название "секьюритизации". В рамках секьюритизации происходит превращение части банковских требований в ценные бумаги. Получая государственную гарантию,эти облигации приобретают высокую надежность и легко становятся объектом покупки инвесторами, что улучшает в целом условия финансирования экономики.
Нужно сказать, что сейчас особое место занимает коммерческий кредит, лизинг, облигационные займы, при которых кредитодателями выступает не одно, а несколько лиц. Приоритетным методом финансирования экономики стал выпуск ценных бумаг. Крупные банки практикуют выдачу персональных кредитов, которые отличаются тем, что они не привязаны к торговой сделке да и сама система кредитования населения является весьма гибкой. Важной особенностью современного периода является растущая интернационализация кредитных систем развитых стран.
Опасность полномасштабного коллапса финансового сектора России сегодня уже проигнорирована. К сожалению, сейчас, когда нет основы финансовой стабилизации, для выхода из депрессии правительство не может себе позволить воспользоваться теми стандартными макроэкономическими рычагами, результаты которых сводятся главным образом к увеличению предложения денег. Еще в меньшей степени способны помочь настойчивые призывы к банкирам уделить наконец внимание нуждам отечественной экономики. Поэтому надежды на возрождение кредитного рынка связываются нами прежде всего с мерами, призванными снизить “фоновый” риск на микроуровне - законодательными и институциональными изменениями среды функционирования как реального, так и финансового секторов экономики. Среди этих мер - принятие новых законов о банкротстве производственных предприятий и финансовых учреждений, страховании депозитов, ответственности руководителей кредитных учреждений; предоставление надежных государственных гарантий инвесторам (как иностранным, так и отечественным), финансирующим наиболее значимые с народнохозяйственной точки зрения проекты.
В нашей стране необходимо активно развивать новые формы кредитования, такие, как акции и облигации. Наряду с развитием банковских форм кредита необходимо уделять особое внимание внебанковским формам. Все это поможет преодолеть тот кризис, в котором находится российская экономика.
Финансовый коллапс 17 августа 1998г. несомненно нанес удар по российской банковской системе. Вместе с тем часто встречающиеся в прессе пессимистичные высказывания не совсем верны. Уже сегодня полным ходом идут позитивные процессы, начал брезжить свет в конце тоннеля банковского кризиса, что подтверждают статистические данные.
Перед банками в наступающем 21в. возникают проблемы, являющиеся следствием той среды, в которой банки функционируют. Эти явления происходят в глобальном, европейском и общенациональном масштабах. Необходимо отметить основные направления преобразования банков:
1. Глобализация финансовых рынков, предопределяющая переход от раздробленного рынка финансовых услуг однородному.
2. Либерализация и дерегуляция национальных финансовых рынков, способствующая появлению на рынке новых конкурентов.
3. Развитие технологий позволит перейти к мировым интегрированным процессам что дает возможность сформировать единую сеть связанных между собой фирм.
4. Расширение и развитие Европейского сообщества вместе с интеграцией валюты будут стимулировать создание общего европейского рынка.
5. Банки будут приспосабливать предложение своих услуг к конкретным потребностям отдельных сегментов рынка с учетом тенденций их развития.
6. Тенденция к объединению мелких Российских банков будет продолжатся и в будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. А. Ивантер, Ю. Белецкий. Предопределение шока//Эксперт, 1999, №9
2. Банки и банковские операции/Учебник для вузов. Жуков Е.Ф., Максимова Л.М. и др., под ред. профессора Е.Ф Жукова. – М.; Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998г.
3. Банковский портфель - 3: Книга менеджера по кредитам. Книга менеджера по расчетам. Книга менеджера по фондовым и трастовым операциям. Книга банковского бухгалтера и аудитора. - Москва, 1995.
4. Барр Р. Политическая экономия: в 2-х т. Т.2. - Москва,1995.
5. Буздалин А.В. Банковский кризис – основы для оптимизма// Банковское дело, 1999,9
6. В.А.Селиванкин. Техника кредитования. Л. “Кооперация”. 1996 г.
7. Ведомости.// Коммерсант-Daily.- 1997 - №68 - стр. 11.
8. Деньги по-российски // Известия - 1997 г. - № 18 - стр. 4.- ст.:Юлия Латынина
9. Дробозина Л. А., Окунева Л. П., Андрисова Л. Д. и др. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - Москва: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
10. Колесников В.И. Банковское дело –М.; Финансы и статистика. 1998г.
11. Куликов А. А., Голосов В. В., Пеньков Е. Е Кредиты. Инвестиции. - Москва,1995.
12. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е, А., - Киров,1996.
13. Лаврушин О. И. Кредит/Российская банковская энциклопедия/ Под ред. Лаврушин О.И. Москва,1996.
14. Лаврушин О.И., Мамонтова И.Д., Валенцева Н.И., и др. Банковское дело. –М.; Финансы и статистика
15. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика. Баку. 1992. Т. 1. Гл. 17.
16. Мехряков В.Д. Банк и клиент. Выживать нужно вместе// Банковское дело,1999, №7
17. Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика // Финансы. 1995. № 2. С. 21 — 22.
18. Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика/Финансы. - 1995. - №2.
19. Общая теория денег и кредита./Под ред. Жукова Е. Ф. - Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
20. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1997 год./ Деньги и кредит. - 1996. - №12.
21. П. Хенрика. Банки 21 века//Банковское дело,1999,10
22. Проект программы Правительства Российской Федерации “Реформы и развитие Российской экономики в 1995 — 1997 годах.” М. 24 марта 1995 г.
23. Самуэльсон П. Экономика. М. 1992. Т. 1. Гл. 16, 17.
24. Сберегательный банк вступает в борьбу за корпоративного клиента //Финансовые известия . - 1997 . - № 32 - стр. 3 -ст.: Елена Старостенкова.
25. Т. Мухина Вязкое дело//Эксперт 1999,3
26. Торфимов Г. Программа стабилизации требует от Центробанка искусных действий // Финансовые известия. 4 апреля 1995 г.
27. Финансово-кредитный словарь. М. “Финансы и статистика”. 1994 г.
28. Хандруев Л.А. Деньги в экономике современного капитализма. - М.: изд. Мысль, 1983
29. Чекмаева Е. Н. Межбанковский кредитный рынок и его регултрование // Деньги и кредит. 1994. № 5-6. С. 68 — 71.
30. Челноков В.А. Банки: Букварь кредитования. Технологии банковских ссуд. Околобанковское рыночное пространство. - М.: АОЗТ "Антедор" ,1996 .
31. Чиненков А. В. Банковские кредиты и способы обеспечения кредитных обязательств/Бухгалтерия и банки. - 1996. - №4.
32. Шампанское будет пить тот, кто не рискует // Эксперт. - 1997 - № 22 - стр. 56 -ст.: Е. Маковская.
33. Юрий Корж Долги ищут выход на фондовый рынок // Рынок ценных бумаг. -1996 .- № с.14 - 18 .
34. Ямпольский М. М. Об особенностях и проблемах денежно-кредитной политики/Деньги и кредит. - 1997. - №7.
[1] В дальнейшем именуется ЦБ РФ.
[2] Т. Мухина Вязкое дело//Эксперт 1999,3