С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Экономические системы с точки зрения цивилизационного подхода
· Цивилизационный и формационный подход
· Основные типы и модели экономики с точки зрения цивилизационного
подхода
2. Экономические системы с точки зрения формационного подхода
· Экономические докапиталистические системы
· Экономическая система капиталистического типа
3. Экономические системы с точки зрения товарно-денежных отношений
· Рыночная экономика и ее эволюция
· Народная экономика
· Административно-командная система
· Закон ускоренного развития экономических систем
4. Причины возникновения планомерно-рыночной системы и основные функции государства
· Причины возникновения планомерно-рыночной системы
· Закон планомерного развития экономики
· Несостоятельность рыночного регулирования в современных условиях и основные функции государства
5. Сущность и структура хозяйственного механизма
· Соотношение хозяйственного механизма с основными элементами экономической системы
· Основные функции хозяйственного механизма и его сущность
Список использованной литературы
1. Экономические системы с точки зрения
цивилизованного подхода
Цивилизованный и формационный подход. Цивилизованный подход рассматривается в качестве метода исторической периодизации общества, который предполагает выделение в историческом круговороте различных типов обществ и исторических эпох, проходящих через определенные стадии развития от зарождения до упадка и разрушения.
В таком историческом круговороте одни исследователи выделяют множество стадий, другие – только три. Такой подход значительно уже формационного. В методическом аспекте он требует одновременного обоснования всех существующих укладов, стадий, которым свойственны формационные ступени эволюции общества. Его основным недостатком является отрицание процесса эволюции человеческого развития, в частности, закономерного перехода от менее развитых экономических систем к более развитым. По другой классификации, в развитии общества с древнейших времен до наших дней выделяют только три цивилизации – аграрную, индустриальную и постиндустриальную. В данном случае цивилизационный подход шире формационного.
В отличие от цивилизованного, формационный подход объясняет переход от менее развитых общественно-политических формаций к более развитым, прежде всего, экономическими факторами, в частности, развитием системы производительных сил в их взаимодействии с производственными отношениями, которые формируют общественный способ производства. Определяющим критерием периодизации различных общественных способов производства является тип собственности на средства производства. На этом основании выделяются первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм и коммунизм (в рамках которого выделяют низшую и высшую фазы).
Приоритет критерия собственности обосновывается следующими положениями:
1) собственность как экономическая категория раскрывает характер отношений, в которые вступают люди в процессе непосредственного производства, обмена, распределения и потребления. Имеется в виду наличие эксплуатации одного человека (или социальной группы) другим, способы осуществления процесса присвоения одним человеком результатов труда другого человека, полюсы бедности и богатства, экономическая сущность государства и т.д.;
2) от типа экономической собственности (на средства производства и результатами труда, в том числе и управления собственностью) зависят социально-экономический прогресс в обществе, развитие производственных сил (каждого элемента), формирование наиболее мощных стимулов к труду;
3) всестороннее развитие человека означает прогресс не только человека-работника, а также прогресс социальной сущности человека.
В экономической литературе часто пытаются приуменьшить роль экономической собственности в обществе. Так Д. Белл1 называет собственность юридической фикцией. Это свидетельствует о неправильном толковании сущности данной категории, стремлении отойти от острых проблем общества. Подход, при котором основой классификации экономических систем рассматривают критерий собственности, называется формационным.
Наличие различных моделей экономических систем представлено на рис. 1.
Основные типы и модели экономики с точки зрения цивилизационного подхода. Критерием классификации таких моделей, являются, как правило, отдельные элементы производительных сил. Содержанием производительных сил является, как известно, отношение людей к природе, их взаимодействие. Из более 3 млн. лет со времени возникновения первобытнообщинного строя лишь около 40 тыс. последних лет происходит активное вмешательство человека в природу. Это обусловлено истощением природных ресурсов и переходом от присваивающего (собирательного) хозяйства (когда основным видом деятельности человека было собирание плодов, охота на диких зверей и т.д.) к воспроизводящему хозяйству (или производственной экономике) – земледелию и скотоводству. Материальной основой для такого перехода было усовершенствование обработанных каменных орудий труда. Этот переход получил название неолитической революции, которая явилась первой в мире технологической революцией и знаменовала собой, по определению выдающегося американского ученого-этнографа Л. Моргана2, переход человечества от этапа варварства к этапу цивилизации, в частности, к аграрной цивилизации. Такой переход означал значительный «скачок» в увеличении производительности труда, свидетельством чему стало постоянное производство прибавочного продукта, появление вследствие первого крупного общественного разделения труда – отделения скотоводства от земледелия – постоянного обмена. Что касается места человека (основной производительной силы) в производстве, то он занимался только ручным трудом.
Аграрная цивилизация существовала до конца XVIII – начала XIX в., то есть периода развертывания промышленной революции, которая усилила активное взаимодействие человека с природой. Ее следствием стало появление индустриального общества, материальной основой которого является система машин, механизация производственных процессов. Вместе с тем, на первых этапах существования энергии, которая вырабатывалась и потреблялась на Земле. Выдающийся украинский индустриального общества еще преобладала мышечная система человека. Так, в первой половине XIX в. на силу человека и домашних животных приходилось почти 96% всей экономист С. Подолинский3 в этой связи утверждал, что благодаря именно человеческому труду сохраняется и приумножается солнечная энергия на Земле, которая противостоит процессу рассеивания энергии, помешает организованность различных систем.
На последующих стадиях развития индустриального общества, особенно на завершающей (вторая половина 30-х – первая половина 50-х годов XX в.), его материальной основой становится комплексная механизация. Усиливается общественное разделение труда, растут профессионально-образовательный уровень работников, их потребности и т.д. Преобладает в этот период машинный труд.
На смену индустриальному обществу приходит постиндустриальное. Это название, как и предыдущее, введено в научный оборот американским социологом Д. Беллом и французским – Р. Ароном4. Начало этому обществу положила научно-техническая революция, развернувшаяся с середины 50-х годов XX в.
По мнению сторонников цивилизационного подхода, наиболее важными структурными элементами постиндустриального общества становятся университеты, научные институты и исследовательские организации, а материальные производительные силы перестают играть решающую роль. Власть сосредотачивается в руках ученых. Основным общественным
Критерии классификации экономических систем
Модели экономических систем
Часть государственной собственности и степень вмешательства государства в экономику
Рыноч-ная эко-номика
Социально ориентиро-ванная рыночная экономика
Смешан-ная эконо-мика
Админист-ративно-комадная экономика
Наличие или отсутствие товарно-денежных отношений и степень их развития
Нату-ральное произ-водство
Админист-ративно-комадная экономика
Товарное произ-водство
Рыноч-
ная эко-номика
Развитие промышленности, применение науки в производстве
Аграрное (доиндуст-риальное) общество
Индуст-риальное общество
Постин-дустриаль-ное общество
Информа-ционное общество
Характер собственности на средства производства
Первобытно-общинный строй
Рабовла-дельчес-кий строй
Феодаль-ный строй
Капитализм
Рис. 1. Классификация экономических систем
противоречием здесь выступает противоречие между специалистами, научной элитой и неспециалистами, как в рамках организаций, так и на уровне общества в целом.
Методологическими недостатками теории постиндустриального общества являются, во-первых, характеристика общества только с позиций одного из элементов производительных сил – науки, к тому же, прежде всего, теоретической, поскольку стратегическим ресурсом общества Д. Белл называет использование теоретических знаний; во-вторых, игнорирование собственности как определяющего критерия классификации общества и сведение ее к юридической фикции, к имущественным правам; в-третьих, значительная оторванность от реалий практики даже развитых стран мира, которые несколько десятилетий опережают Украину по экономическому потенциалу; в-четвертых, само название «постиндустриальное общество», как справедливо замечает А. Тоффлер5, ничего не говорит о его содержании.
2. Экономические системы с точки зрения
формационного подхода
Экономические докапиталистические системы. К таким системам относится первобытнообщинный строй, рабовладельческий и феодальный. Необходимость краткого рассмотрения этих систем обусловлена тем, что, во-первых, они распространены в большинстве развивающихся стран, а во-вторых, их отдельные элементы встречаются и в развитых странах мира.
Первобытнообщинный строй. Первобытнообщинное общество закладывало основы будущего строя, соответствующие модели экономического поведения человека. Первый человек на территории современной Украины появился 1,5 млн. лет тому назад в период палеолита. В эпоху трипольской культуры население занимало территорию от Днепра до Днестра и составило праоснову украинского народа.
В условиях зарождения человеческого общества отдельная личность не могла выжить в борьбе с природой. Объединение людей в раннюю первобытную общину было связано с необходимостью совместного собирания даров природы, охоты. Для этого совместными усилиями создавались простейшие орудия труда. При первобытнообщинном строе произошли первое и второе крупное общественное разделение труда (отделение скотоводческих племен от земледельческих и отделение ремесленничества от сельского хозяйства), что привело к возникновению обмена между общинами и племенами. Основным экономическим законом этого общества была необходимость совместными усилиями добывать средства существования для общины и ее членов.
Развитие человечества, как доказала наука, осуществляется по спирали, но низшие звенья повторяются на качественно новом уровне. Из этого следует, что современным народам, чтобы выжить в процессе нарастающего глобального экологического кризиса, необходимо объединиться, совместными усилиями создавать космические системы для освоения космоса. Перед современным человечеством, как и на заре человеческой цивилизации, предельно остро стоит проблема выживания.
Рабовладельческая экономическая система. Рабовладельческий способ производства возник в конце IV – начале III тысячелетия до н.э. и существовал до V в. н.э. Основными отраслями хозяйства были земледелие и скотоводство. Доминировал ручной труд. Средства труда изготовлялись из меди, бронзы, железа. Возникают ремесленные города. Происходит третье крупное разделение труда – отделение торговли от производства и выделение класса купцов. Впервые появляются деньги, ростовщический капитал.
Впервые в условиях рабовладельческого строя возникает государственная собственность: государство берет на себя выполнение таких общих для всего общества экономических функций, как строительство ирригационных сооружений, прокладывание дорог, кораблестроение, осуществление единого денежного обращения. Государственные рабы, принадлежащие государству, работали на строительстве дорог, портов, храмов. Государство также фиксировало цены на наиболее важные товары, регулировало заработки ремесленников.
Развивается банковское дело, при осуществлении банковских операций используются чеки, переводные векселя. Кредитный процесс составлял в Риме от 6 до 48%.
Эксплуатировались не только рабы, но и свободные земледельцы. Основной формой их эксплуатации был высокий ростовщический процент на взятые в долг у земледельцев зерно, скот. Мелкие собственники – крестьяне, не выдерживая конкуренции дешевого рабского труда, бросали землю, шли в города, пополняли окружение богатых людей или превращались в пауперов (нищих, лишенных средств к существованию). Экономической сущностью рабовладельческого строя были производство и присвоение прибавочного продукта с целью паразитического потребления рабовладельцами путем внеэкономического (физического) принуждения к труду рабов и экономического принуждения свободных земледельцев.
Феодальная экономическая система. Феодальный способ производства возник в V в. и существовал до конца XV – начала XVI в. Главной сферой было сельское хозяйство. Уровень землевладельческой техники был низким, преобладал ручной труд. Отношения собственности характеризовались наделением крестьян землей и другими средствами производства, их личной зависимостью от помещика, присвоением дополнительного и части необходимого продукта методами внеэкономического принуждения. Это проявлялось в барщине (отработочной ренте), то есть в принудительном труде крестьянина (до трех дней в неделю в XVI в. и до 4 – 5 дней – в конце XVII в. в Украине и России) на поле феодала со своими орудиями и тягловой силой. Кроме отработанной ренты крестьяне отбывали немало других повинностей: строили дворцы и дороги, содержали военные отряды и др.
Большая, в сравнении с рабской, производительность труда была достигнута за счет улучшения земледельческой техники (например, замены орала на плуг). Вместе с тем, на личном наделе (минимальная площадь которого в Украине в 40-е годы XVII в. составляла 5 – 7 га земли) стимулы к труду были намного выше. Но замена отработанной ренты денежной и непомерные размеры последней в значительной мере ослабли их.
В Украине с середины XVI в. формируется казаческое землевладение, основной формой которой был хутор. Позднее крестьяне постепенно утрачивают свои права на землю, интенсивно развивается фольварково-барщинное хозяйство. Крупнейшие фольварки имели по 400 – 600 га земли. Казаки были свободными, имели право на наследное владение землей, имуществом, занятие промыслами.
Но после Освободительной войны 1648 – 1654 гг. начался процесс постепенного ограничения прав казаков на землю и их обезземеливания. Еще быстрее происходило обезземеливание крестьян. Во времена Хмельниччины и Гетманщины увеличилось старшинное землевладение, собственниками больших латифундий были гетманы. Так, гетман Иван Мазепа имел 1965 дворов, Иван Скоропадский – 19882. Кроме того, Мазепа имел 20 тыс. крепостных в российских губерниях. Монастырям принадлежало более 20 % от общего количества дворов. В конце XVIII в. насчитывалось почти 100 тыс. украинских дворян, 130 помещиков имели более 250 тыс. крепостных. Основным экономическим законом этого строя является производство прибавочного продукта в форме отработочной и денежной ренты на основе внеэкономического принуждения к труду и его присвоения феодалами для паразитического потребления.
При феодализме государство содействовало закрепощению крестьян, эксплуатировало их через механизм налогообложения, регулировало цены на важнейшие продукты (хлеб, рыбу, мясо), было собственником огромнейших массивов земли, мастерских по изготовлению оружия, монетного двора и др. В Киевской Руси государство регламентировало торговлю, внедряло таможенную систему, организовывало строительство новых городов и т.п.
Феодальная земельная собственность распространялась и на города. В VII – XIII вв. города добились независимости и самоуправления. Полноправные мещане становятся юридически свободными, получают имущественные права. Развиваются ремесла и торговля, создаются ремесленные объединения – цеха, в каждом из которых регламентируются все сферы жизни коллектива. Общий контроль над ремесленной деятельностью осуществляет городская власть, она назначает руководителей корпораций (в которые объединялись купцы и ремесленники). В XIV – XV вв. на смену ремесленным объединениям приходит мануфактура – большие рабочие мастерские, основанные на ручном труде и его разделении между десятками работников.
С заменой отработочной ренты денежной распространяется сфера товарно-денежных отношений, а значит, ослабляется натуральное хозяйство. Этому процессу содействовало углубление общественного разделения труда. Оживляется обмен между отдельными городами, зарождается банковская система, появляется кредит. Все это свидетельствует о формировании единого внутреннего рынка. В то же время усиливается имущественное и социальное расслоение товаропроизводителей, которое становится основой возникновения нового типа экономической системы – капиталистического способа производства.
Экономическая система капиталистического типа. Эта система возникла в начале XVI в. и существует в развитых странах до нашего времени. Она является наиболее сложной, поскольку развитие происходит от простого к сложному, от сложного к сложнейшему. Это дает основание для выделения в рамках одной системы различных моделей.
Основные черты экономической системы капитализма. Характеризуя капиталистический способ производства, различаются положительные и отрицательные его черты. В целом, почти за пять столетий эволюции экономической системы капитализма производительные силы достигли такого развития, который не могли обеспечить докапиталистические формации на протяжении 3 млн. лет. В частности:
1) произошел значительный прогресс основной производительной силы – человека (его общеобразовательного, квалификационного, культурного уровней);
2) были созданы наиболее динамичные стимулы к труду;
3) существенно повысился жизненный уровень наемных работников;
4) увеличилась продолжительность жизни населения;
5) часть наемных работников превратилась в собственников домов, частично в совладельцев предприятий;
Наряду с этим капиталистическая экономическая система имеет и ряд существенных недостатков, к числу которых относятся:
1) монополизация незначительной частью общества преобладающей массы средств производства и их использования как орудия присвоения чужого труда большинства населения, то есть существование капиталистической собственности;
2) юридическая свобода наемных работников, которые лишены средств производства и средств существования и для того, чтобы прокормить себя и членов своей семьи, вынуждены продавать рабочую силу. Вследствие этого товарное производство достигает наивысшего развития;
3) труд работника находится под контролем у капиталиста, который является собственником произведенного продукта; имеет место отчуждение наемных работников от управления производством и собственностью;
4) присвоение капиталистами большей части созданного наемными работниками продукта, в частности, всего прибавочного продукта и части необходимого;
5) производство и присвоение прибавочной стоимости на основе экономического принуждения к труду юридически свободных наемных работников и его использование для расширения производства и паразитического потребления капиталистами – основной закон данной экономической системы;
6) массовая безработица, значительное имущественное расслоение граждан, экономические кризисы и др.
На последних этапах высшей стадии капитализма эти черты претерпевают качественные изменения.
Конкретизацией критерия собственности является показатель степени развития товарно-денежных отношений. В соответствии с данным показателем различают рыночную экономику социально ориентированную, смешанную и административно-командную.
3. Экономические системы с точки зрения
товарно-денежных отношений
Рыночная экономика и ее эволюция. Рыночная экономика (или рыночное хозяйство) согласно теории А. Смита6 – это строй, который основывается на частной собственности и в котором происходит свободная игра рыночных сил. Естественной движущей силой хозяйственного развития является стремление индивида к реализации своих экономических интересов. Заботясь о своих интересах, такой экономически свободный человек улучшает свое благосостояние, приумножая тем самым богатство всего общества. Понимая, что в условиях свободы хозяйственной деятельности и торговли некоторые индивиды могут договариваться о повышении цен, а отдельные субъекты хозяйствования будут стремиться к неограниченному присвоению прибыли, А. Смит утверждал, что интересы и первых, и вторых способна гармонизировать конкуренция, являющаяся регулятором личного эгоизма. Именно благодаря конкуренции достигается экономическое равновесие. Выравнивается спрос и предложение, восстанавливается пропорциональность народного хозяйства, т.е. происходит саморегулирование экономики.
В рыночной экономике государству принадлежит второстепенная роль, оно выполняет лишь те функции, которые не в состоянии выполнить отдельный индивид. Такими функциями являются: организация общественного порядка, государственной почтовой службы, осуществление обязательного школьного обучения, обеспечение национальной обороны, эмиссия крупных банкнот, строительство некоторых общественных сооружений (дорог, мостов и др.) и поддержание их в надлежащем состоянии.
Со времени своего возникновения теория рыночной экономики претерпела существенные изменения. Так, концепция социального рыночного хозяйства, основоположниками которой являются немецкие экономисты А. Мюллер-Армак, Л. Эрхард7 и В. Ойкен8, значительно отличается от теории классического либерального хозяйства – концепции рыночной экономики, где государству отводилась роль «ночного сторожа». Л. Эрхард и В. Ойкен считают, что «перед современным государством стоят сегодня огромные задачи», что в середине XX в. возможность освободить государство от обязанностей маловероятна. Одной из наиболее важных задач государства, по мнению Л. Эрхарда, является обеспечение свободной конкуренции. Свободная собственная инициатива и конкуренция должны сочетаться с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Ведущей формой проявления свободы, по Л. Эрхарду, является свобода потребления, которая «находит свое логическое дополнение в свободе предпринимателя производить и продавать те продукты, которые отвечают спросу…».
Важнейшим критерием социального рыночного хозяйства, сочетающего рыночные и социальные принципы, является установление эффективного хозяйственного порядка, при котором на основе роста производительности труда снижаются цены, повышается реальная заработанная плана. Благодаря конкуренции «может быть достигнута – в лучшем понимании этого слова – социализация прогресса и прибыли…».
Другим важным критерием социального рыночного хозяйства выступает оптимальное сочетание рыночной экономики и планового хозяйства (централизованно регулируемая система экономики). В более поздних изданиях немецких авторов социальное рыночное хозяйство определяется как современная форма экономической организации рыночного типа с налаженным механизмом государственного регулирования, соответствующей институциональной структурой и системой социальной защиты населения.
Наряду с теорией социального рыночного хозяйства в середине ХХ в. возникают и иные концепции и теории, в которых признается необходимость активного вмешательства государства в экономические процессы. В частности, в теории смешанной экономики обосновывается необходимость оптимального сочетания частной и государственной собственности. В этом заключается одно из ее отличий от теории социального рыночного хозяйства, основывающейся на признании приоритета частной собственности. Второе существенное отличие данных теорий состоит в том, что, если, по мнению отца немецкого экономического чуда Л. Эрхарда, для достижения социальной направленности экономики нужно поднимать производство, а не совершенствовать распределение, то, по утверждению одного из представителей теории смешанной экономики Э. Хансена, главной функцией «государства благосостояния» выступает именно перераспределение произведенного дохода. Другой важной функцией такого государства является осуществление тех или иных форм национального планирования.
Для определения сущности конечного этапа трансформации существующей в Украине социально-экономической системы наиболее приемлемым является понятие «смешанная экономика» в интерпретации Э. Хансена, включающее элементы государственного планирования и государственного перераспределения национального дохода. Отрицать необходимость всемерного совершенствования процессов распределения и перераспределения значительной части национального дохода через центральный бюджет, как это делал Л. Эрхард, означает выступать против объективного хода экономического развития человечества, занимать антигуманные, репрессивные позиции как в теории, так и на практике. Английский экономист Артур Пигу9 справедливо утверждал, что «трансферт дохода от богатых к бедным увеличит совокупное благосостояние, так как сумма удовлетворения последних возрастает больше, чем уменьшается удовлетворение первых».
Понятие «рыночная экономика», или «рыночная система», отражает не современные процессы экономического развития западных стран, а реалии почти 200-летней давности. Критикуя в этой связи взгляды известного западного экономиста Ф. Хайека10 о необходимости подчинения экономики действию «невидимой руки» абстрактного рынка, Б. Селигмен[1]1 писал: «Для того чтобы это осуществить, мы должны были бы перечеркнуть историю последних полутораста лет и воспроизвести мир независимых хозяйственных единиц без монополии и без крупных образований капитала». Более резко выразился по этому поводу Дж. Гэлбрейт12, назвав тех, кто говорит о возвращении к свободному рынку времен А. Смита, людьми с психическими отклонениями клинического характера.
Смешанная экономика – западная модель социально-экономического развития, которая предусматривает соединение частной и государственной форм собственности, плана и рынка, проведение институционально-социальных реформ с целью построения более прогрессивного строя. Она возникла в первые десятилетия ХХ в.
Различают три основных варианта такой модели экономики: 1) консервативный; 2) либеральный; 3) социал-реформистский. Каждый из них в зависимости от особенностей экономического, социального, политического, национального, исторического развития той или иной страны приобретает свои особые, специфические признаки. При этом в процессе эволюции социально-экономической системы происходит их взаимообогащение, наполнение элементами качественно нового содержания. В пределах отдельных вариантных моделей смешанной экономики выделяют те или иные течения, школы.
Консервативный вариант смешанной экономики (наиболее известные его представители – экономисты Л. Мизес13, Ф. Хайек, М. Фридмен14 и др.) предусматривает ограниченное вмешательство государства в макроэкономические процессы с целью создания благоприятных условий для развития частного сектора, рыночных рычагов саморегулирования экономики.
В соответствии с либеральным вариантом смешанной экономики необходимо проведение важных институциональных и социальных реформ, рациональное взаимодействие частного и государственного секторов, внедрение системы национального планирования, подчинение частного сектора интересам развития общества, осуществление постепенной социализации капиталистической экономики. Наиболее известными представителями этой вариантной модели являются американские экономисты Дж. Гэлбрейт, Р. Хейлброннер и др.
Целью социал-реформистского варианта смешанной экономики является достижение оптимального сочетания децентрализма и централизма, планирования и рынка, индивидуальных и коллективных форм собственности для постепенной трансформации капитализма в более прогрессивное общество. Его представители – теоретики лейбористской партии Великобритании, авторы концепции демократического социализма.
Сторонники смешанной экономики выступают за прямое вмешательство государства в экономику в общественных интересах, значительное развитие государственного сектора, приоритет коллективных и общественных интересов с индивидуальными и др.
Консервативный вариант смешанной экономики представлен сторонниками неоклассического направления экономической науки, поэтому только в незначительной мере отвечает тем принципам и критериям, которые формируют смешанную экономику, т.е. принципам сочетания двух форм собственности, двух типов регулирования. Теоретики этого направления выступают против плановых начал в экономике.
Идейные истоки смешанной экономики, – прежде всего в немецкой исторической школе, представители которой (Г. Шмоллер15, А. Вернер, В. Зомбарт16 и др.) в последней четверти XIX в. выступали за государственное вмешательство в экономику с целью ее модернизации, за проведение социальных реформ. Теоретическим источником этой модели экономики является также институто-социальное направление, или институционализм, представители которого (Т. Веблен17,
А. Гобсон18, Д. Коммонс19 и др.) резко критиковали неоклассическую теорию рыночного равновесия с ее методологическим принципом предельной полезности, утверждали, что рынок является лишь одним из экономических институтов, наряду с такими институтами, как корпорация, государство. Важнейшим из них они считали государство, которое проводит активную социальную политику, применяет индикативное планирование и регулирование хозяйственной жизни.
Проблемами функционирования модели смешанной экономики уделено значительной место в кейнсианской теории. В противовес неоклассическому направлению Дж. Кейнс20 разработал механизм активного государственного регулирования экономики с использованием рыночных рычагов. В частности, в его теорию органично включены такие методы непосредственного вмешательства государства в макроэкономические процессы, как государственная собственность, организация общественных работ, предоставление субсидий частным компаниям и др., которые являются признаками социализации экономики. Такой характер носили меры американского президента Ф. Рузвельта по выводу экономики из кризиса 1929 – 1933 гг., которые основывались на рекомендациях кейнсианской теории.
Модель смешанной экономики обогатилась элементами нового содержания благодаря неоклассическому синтезу – обобщающей экономической концепции, в которой соединились рациональные аспекты теории ценообразования и распределения доходов в пределах неоклассического направления с положениями теории макроэкономического равновесия и роста национального дохода в рамках кейнсианского направления. Наиболее известными представителями неоклассического синтеза считают экономистов П. Самуэльсона21, Дж. Хикса22, Э. Хансена и др. Они отстаивали необходимость государственного вмешательства в экономику через использование различных методов антицикличного регулирования с целью достижения общего равновесия экономической системы, ее сбалансированности на макро- и микроэкономическом уровнях. В качестве главных условий достижения такого равновесия они рассматривали равенство инвестиций и сбережений, а также спроса на ликвидность и денежной массы.
Важнейшими формами социализации собственности социал-реформистские теоретики называют прямое огосударствование отдельных отраслей или крупных компаний путем национализации, строительство государственных предприятий и развитие на этой основе государственного предпринимательства, создание совместных государственно-частных компаний.
Значительное распространение в некоторых странах Запада приобрели реформаторские идеи социализации капиталистической экономики через осуществление общего государственно-частного предпринимательства, в частности, влияния государства на инвестиционную, ценовую, промышленную политику крупных частных предприятий, благодаря чему происходит расширение доли государственного капитала. Этот путь в сравнении с национализацией отдельных предприятий и отраслей является более привлекательным как с точки зрения трансформации существующих форм собственности, так и создания соответствующего механизма регулирования.
Левые социал-демократы в качестве методов социализации капиталистической экономики не без оснований предлагают активно развивать такие децентрализованные формы общественной собственности, как региональная, муниципальная, коммунальная и т.д. Кроме того, они считают необходимым развивать профсоюзную, кооперативную и другие формы коллективной собственности, ассоциации мелких предприятий и др. Такие формы, по их мнению, способствуют развитию самоуправления, привлечению трудящихся к управлению собственностью.
К важнейшим направлениям социализации экономики относится воздействие государства на инвестиционную деятельность и распределение доходов. Влияние на инвестиционную деятельность осуществляется через налоги, кредиты, предоставление займов, субсидий, государственные закупки товаров и услуг, контроль за качеством продукции, условиями труда, заработной платы и капиталовложениями и др.
Средствами социализации экономики также являются организация общенационального и регионального регулирования и планирования народного хозяйства, контроль за стандартами качества продукции, заключением контрактов между государством и отдельными компаниями, отраслевыми ассоциациями предпринимателей, селективное влияние на развитие отдельных отраслей, экономическую конъюнктуру на отдельных рынках, а также осуществление институциональных реформ через механизм усиления общественного ревизорского надзора, введение в состав руководства крупными компаниями представителей государства, профсоюзов, потребителей, совершенствование антимонопольного законодательства, принятие новых уставов деятельности крупных корпораций и др.
Из трех вариантов приведенной модели экономики в Украине воплощается в жизнь консервативный. Наиболее полно он представлен консервативной экономической политикой, которая основывается на концепции монетаризма (альтернативная кейнсианству экономическая теория). Ее основными принципами являются такие постулаты неоклассического направления политической экономии, как приоритеты частной собственности, механизма рыночной конкуренции и свободного ценообразования. Среди сфер государственного регулирования экономики решающую роль монетаризм играет в денежной сфере.
Из трех западных социально-экономических моделей развития (рыночная, социально ориентированная и смешанная экономика) наиболее адаптированной для Украины является модель смешанной экономики (но не в консервативном варианте). Это обусловлено тем, что смешанная экономика не ориентирована на полюса, крайние противоположности в формах собственности, в выборе рычагов регулирования экономики, в распределении ресурсов и в других критериях социально-экономического развития.
Несмотря на провозглашение задачи создания смешанной экономики конечной целью трансформации экономической системы в Украине, следует констатировать, что в действительности все больше увеличивается разрыв между задекларированной моделью социально-экономического развития общества и фактическим состоянием украинской экономики. Преодолеть этот растущий разрыв можно лишь при выполнении ряда обязательных условий. Во-первых, необходимо отказаться от принципа доминирования частной собственности; во-вторых, прекратить тотальную приватизацию и уменьшить удельный вес государственной собственности на средства производства ниже 30 – 35%; в-третьих, отбросить ошибочный тезис президентской программы о том, что «базовой основой институциональных преобразований должна стать ценовая либерализация, постепенный переход к свободному регулированию цен по рыночным законам спроса и предложения»; в-четвертых, перейти от декларации о необходимости формирования широкого слоя реальных собственников к ее практическому воплощению; в-пятых, отказаться от монетаристско-административно-командного типа регулирования экономики в пользу кейнсианского и институционального.
Несмотря на значительные успехи развитых стран мира, в экономических системах которых воплощены отдельные варианты и формы модели смешанной экономики, эти системы далеко несовершенны, поскольку допускают значительную растрату человеческих (о чем свидетельствуют около 50 млн. безработных), материальных (средняя загруженность производственных мощностей находится на уровне 75%) и финансовых ресурсов (что подтверждают значительные расходы на вооружение, паразитический образ жизни подавляющего большинства наиболее богатых слоев населения и др.). При этом десятки миллионов людей в развитых странах мира живут в нищете, на грани физического выживания. Это диктует необходимость поиска собственной, более совершенной модели социально-экономического развития. Такой моделью, как представляется, может стать модель народной экономики.
Народная экономика. Народная экономика представляет собой экономическую систему, ориентированную на потребности и интересы людей труда, которая предусматривает использование всех типов и форм собственности, всестороннюю социальную защиту населения и национальное демократическое экономическое планирование. Движущей силой построения такой экономики является народ, такие его основные слои и группы, как рабочие, крестьяне, в том числе фермеры, интеллигенция, предприниматели, служащие, т.е. все, кто хочет видеть сильную и независимую Украину и будет способствовать ее построению.
Основой народной экономики являются прежде всего народные предприятия, на которых преодолевается отчужденность наемного работника от средств производства, а следовательно, труда от собственности, власти, поскольку руководство на таких предприятиях осуществляется на основе самоуправления. Исходя из этого формируются самые эффективные стимулы к труду.
Народная экономика открывает широкий простор для развития малого и среднего предпринимательства, на основе которого будет формироваться средний класс. Условия труда и заработная плата в негосударственном секторе контролируется государством и не должны быть хуже, чем на государственных предприятиях.
Управление народной экономикой будет осуществляться на основе национального, а также наднационального экономического планирования. Такое планирование предлагает использование планов императивного характера для государственного сектора, разработку целевых комплексных программ по приоритетным направлениям развития народного хозяйства, а также преобладание экономических методов регулирования и территориального комплексного управления вместо отраслевого. Основными средствами реализации национального демократического экономического планирования являются научно обоснованная промышленная, структурная, инновационная, налоговая, финансово-кредитная, региональная, амортизационная и другие формы политики.
Как показывает практика, в современных условиях трудовая коллективная собственность является наиболее эффективной формой собственности. Так, в США переход ряда предприятий к такой форме собственности автоматически обусловил рост производительности труда в сравнении со средними показателями в соответствующих отраслях на 10 – 15%, прибыли – на 50%. В Италии в кооперативах производительность труда на треть выше, а текучесть кадров в 2,5 раза ниже, чем в частных фирмах. При этом в два раза меньше прогулов, практически не бывает забастовок, значительно меньше численность управленческого персонала. Эти данные подтверждают неоспоримую истину: на себя человек всегда работает лучше, чем на эксплуататора.
Преимущество народных предприятий над другими типами состоит прежде всего в том, что активной движущей силой их развития становятся интересы всех работников. В отличие от этого на частных предприятиях такой силой является только интерес частного владельца, а интересы других работников частично привлекаются через механизм экономического принуждения к труду, создание предпринимателем системы материальных и моральных стимулов к труду, а также административных рычагов. Однако даже в условиях действия наиболее совершенных стимулов к труду работник более изобретательно и интенсивно будет трудиться на себя, а не на другого собственника, а следовательно, на своем поле, заводе, фабрике.
Народная экономика предусматривает создания стабильной и высокоэффективной системы стимулов к труду как на уровне отдельного работника, так и предприятия или организации в целом, как рационально сочетались бы индивидуальные, коллективные и общественные интересы. Такими стимулами на уровне отдельного работника выступают:
а) превращение его в личного собственника (жилья, земельного участка, приусадебного участка возле индивидуального дома, дачи, ценных бумаг и др.);
б) постепенное создание условий труда и его оплаты, аналогичных тем, которые существуют в наиболее развитых странах Запада;
в) формирование работника как совладельца народного предприятия через владение им долей акций и присвоение определенной суммы дивидендов;
г) внедрение прогрессивных форм организации труда (движение за экономию ресурсов, электроэнергии, внедрение достижений науки в производство и т.д.) и заработной платы в зависимости от конечных результатов.
Стабильные и динамичные стимулы к труду на уровне отдельного предприятия обеспечиваются наличием у трудового коллектива:
а) собственности на средства производства на этом предприятии;
б) собственности на большую часть созданного им продукта;
в) экономической власти, реализуемой в форме принятия решений об уровне инвестиций, согласования с органами государственной власти цен на изготовленную продукцию, выборов руководства предприятий, участия в управлении коллективной собственностью;
г) широких и обоснованных программ социальной защиты работников предприятия, подготовки кадров т.п. Свою роль играет также создание на коллективных предприятиях особой системы стимулов к труду у менеджеров. Оптимальное сочетание личных и коллективных интересов формирует новую производительную силу. Рождает качественно новые стимулы к высококвалифицированной работе.
Движущими силами развития общественных интересов должны стать:
а) создание эффективных стимулов к труду у работников государственного сектора путем использования названных методов;
б) предоставление наиболее способным менеджерам государственных предприятий права быть их совладельцами;
в) создание конкурентной среды между другими формами собственности и предпринимательской деятельности;
г) внедрение акционерных отношений (право приобретения определенной суммы акций предприятий других форм собственности при наличии между ними отношений специализации, кооперации и др.);
д) наличие кратко- и долгосрочных планов развития государственного сектора и права парламентского контроля за их осуществлением.
Административно-командная система. Модель народной экономики в наибольшей мере отвечает типу социалистической экономической системы. Она активно формируется в развитых странах мира. В бывшем СССР была сформирована не социалистическая, а административно-командная система.
Неотъемлемой чертой этой модели было направление значительной части дефицитных ресурсов на нужды военно-промышленного комплекса (почти 35% валового внутреннего продукта). Учеными обоснована мысль о том, что если бы СССР не «распался» в конце 80-х – начале 90-х гг., эта экономическая система без радикального обновления просуществовала бы недолго.
Кроме систем, которые имеют определенные черты модели народной экономики, в разных странах мира формируются региональные экономические модели. Основными из них являются: американская, японская, шведская, южнокорейская и др. Наиболее близкой к народной экономике является шведская модель. Поскольку проблема развития современных моделей экономической системы капитализма, а также национальных экономических моделей рассматривается практически при изложении всех последующих тем, нет необходимости останавливаться на их характеристике отдельно.
Закон ускоренного развития экономических систем. Если сопоставить периоды существования экономических систем, то можно заметить, что каждая последующая система существовала значительно меньший промежуток времени, чем предыдущая. Это свидетельствует о наличии между этими системами определенного типа внутренне необходимых, существенных связей, а следовательно – о действии отдельного экономического закона. Он получил название закона ускоренного развития экономических систем. Этот закон отражает внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между возрастанием потребностей человека, прогрессом технологического способа производства и эволюцией форм собственности, вследствие действия которых уменьшается период существования менее развитых экономических систем и ускоряется их трансформация в более развитые экономические системы.
Функционирование и развитие закона обусловлено действием других экономических законов, а также более интенсивным действием основных законов диалектики. Особое значение приобретает одна из закономерностей развития науки, в соответствии с которой ее прогресс зависит от количества знаний, унаследованных от предыдущих поколений. Постоянное их увеличение обуславливает ускоренное развитие человеческой цивилизации в целом и экономической системы в частности.
Действие закона ускоренного развития экономических систем дает основание утверждать о возможности перехода передовых стран мира к наиболее справедливым формам развития социально-экономической формации.
4. Причины возникновения планомерно-рыночной системы и основные функции государства
Причины возникновения планомерно-рыночной системы. В конце XVIII – начале XIX в. зарождается новый технологический способ производства, который основывается на машинном труде. К концу XIX в. производство становится все более общественным, углубляется общественное развитие труда. Это расширяет материальную основу планомерности, сознательного регулирования производства, способствует развитию внерыночных форм связи за счет внутрифирменных производственных связей. Несмотря на то, что сфера рыночных форм связи увеличивается и они доминируют, границы планомерности расширяются до монополистических объединений, особенно в форме трестов. Кроме того, появляются вексельные курсы, прейскуранты, развивается почтовая и телеграфная связь, возникают новые способы сообщения, государственная статистика и т.п., что позволяет повышать информированность предпринимателей.
Следом за развитием общественного характера производством эволюционирует коллективный характер присвоения. Сначала коллективное присвоение осуществляется лишь в интересах капиталистов, объединенных в акционерное общество, т.е. в интересах узкой группы лиц.
В начале ХХ в. производительные силы начинают перерастать границы отдельных монополистических объединений. Это обусловливает интенсивное огосударствление экономики, усиление роли государства в развитии производительных сил.
С конца 30-х годов ХХ в. доминирующей формой общественного разделения труда становятся подетальная и пооперационная формы единичного разделения, а их материальной основой – комплексная механизация и автоматизация производства. С середины 50-х годов формируется новый технологический способ производства, основанный на автоматизированном труде.
Все производственные единицы, даже те, которые находятся в разных странах, должны работать по единому технологическому плану, придерживаться единого ритма производства, количественно-качественных характеристик продукции. Если в условиях особенного разделения труда взаимосвязь обособленных друг от друга сфер производства при их слиянии в совокупный общественный производственный организм и при наличии социально-экономической обособленности производителей сопровождалась куплей-продажей товаров и носила опосредованный характер, то при единичном разделении труда происходит прямое непосредственное взаимодействие между его звеньями и результаты отдельных видов обособленного труда внутри гигантских компаний перестают быть товаром. Товаром они становятся только после завершения производственного цикла, после покупки их другими компаниями.
Эти процессы усилили тенденцию к планомерности развития внерыночных форм связи, расширили масштабы сознательного регулирования экономики. В современных условиях планомерная форма связи осуществляется в пределах различных типов и форм собственности во всех сферах общественного воспроизводства. Так, в непосредственном процессе обмена в результате расширения работы на заказ, широкой информированности производителей, планомерного формирования спроса на продукцию и действия других факторов рынок в своем первоначальном понимании – как пространство, в пределах которого происходит процесс обмена, – исчезает. На основе согласования планов своей деятельности развиваются долгосрочные кооперационные связи между производителями и потребителями, происходит формирование торгово-промышленных комплексов, интеграция крупных промышленных корпораций с торговыми компаниями.
Кроме того, в современных условиях возрастает роль таких форм сотрудничества гигантских корпораций, как организация совместных предприятий, фирм, обмен патентами, научно-технической информацией. Высшей формой развития корпоративной планомерности является создание широкой сети многоотраслевых транснациональных корпораций. В пределах многоотраслевых транснациональных концернов создается своеобразный «управленческий холдинг», который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции и т.п. своим отделениям, филиалами, но общее распределение долгосрочным фондов развития остается у управляющего ядра. В таких концернах продолжается подрыв товарного производства, усиление непосредственных форм связи, расширение границ общего контроля.
Государство сознательно устанавливает и регулирует такие глобальные макроэкономические пропорции общественного воспроизводства, как соотношение между спросом и предложением, производством и потреблением, между товарной и денежной массой и т.д. Общий сознательный контроль, который осуществляет коллективный капитал в лице государства, расширяется до границ национальных государств.
Важной функцией государства в связи с этим является разработка долгосрочных (на пять и более лет) программ экономического и социального развития, которые насыщают экономическую систему всесторонней информацией, а следовательно, усиливают обратные связи и способствуют стабильности всей системы. Государство создает также орган управления, который формирует присущую системе объективную цель, ставит общие задачи, планирует выделение ресурсов, устанавливает нормативы, сроки и т.д. Объектом государственного регулирования является система производительных сил, в частности развитие средств производства, благодаря реализации политики ускоренной амортизации, государственного стимулирования инновационных процессов; рабочей силы (через развитие образования, здравоохранения, системы переквалификации работников, защиту окружающей среды и т.д.); науки, особенно фундаментальных научных исследований. Объектом регулирования выступают и производственные отношения, или отношения экономической собственности, общественный способ производства в целом.
Некоторое ослабление централизованного вмешательства государства в экономику связано с преобладанием административно-хозяйственных методов регулирования и усилением его селективного характера. Такое вмешательство осуществляется с помощью программно-целевого управления, контрактного и бюджетного финансирования, усиления экономических методов стимулирования предпринимательской деятельности.
Таким образом, планомерность из тенденции, развитие которой в условиях капиталистического или мелкого индивидуального предприятия, затем – границами гигантских монополистических объединений, в том числе транснациональных корпораций, в конечном счете находит свое проявление на уровне наднациональных экономических организаций, превращаясь в современных условиях в важнейшую закономерность экономического развития.
Закон планомерного развития экономики. Этот закон относится к числу особых экономических законов, которые действуют лишь на одной стадии или этапе капиталистического способа производства. Он выражает внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между высоким уровнем эволюции технологического способа производства и экономических отношений и расширением масштабов планомерности на микро- и макроуровне. Действие закона обусловлено прогрессом технологического способа производства, который базируется на автоматизированном и частично машинном труде, а также интенсивным развитием государственной собственности. Формирование такого технологического способа производства и превращение государственной собственности в доминирующую общественную форму развития производительных сил начинается лишь с середины 50-х годоа ХХ в.
Действие закона не ограничивается лишь гигантскими корпорациями, оно распространяется на их взаимоотношения с многочисленными мелкими и средними предприятиями. Корпорации устанавливают со своими поставщиками продолжительные производственные связи, и превращение поставляемой ими отдельной детали или узла в товар происходит не обычным путем свободной конкуренции, а планируется заранее, приобретает форму договора.
В современных условиях возрастает роль таких форм сотрудничества гигантских корпораций, как организация совместных предприятий, компаний, обмен патентами, научно-технической информацией. В 70 – 80-е годы благодаря компьютеризации и автоматизации производства, переходу к гибким производственным системам автомобильная промышленность частично начинает работать по индивидуальным заказам. Это снимает проблему подтверждения рынком общественной необходимости товаров, которые производятся, что свидетельствует об усилении планомерности и организованности в развитии экономической системы.
Аналогичные процессы происходят при выполнении крупными компаниями государственных заказов и закупке государством товаров и услуг. Это означает гарантированный и стабильный государственный рынок, усиление планомерности и организованности между различными формами собственности, расширение границ планомерности до масштабов отдельных стран.
Действие закона планомерного развития экономики еще более усиливается вследствие расширения социально-экономических функций государства, являющегося крупнейшим предпринимателем, инвестором, управленцем и т.п. в значительной мере его действие обусловлено государственным регулированием и прогнозированием экономики, финансовой централизацией большой доли национального дохода или развитием государственной собственности на национальный доход.
Как характерно и для других экономических законов, действие закона планомерного развития экономики сопровождается развитием противодействующих факторов – наличием экономических кризисов, непрогнозируемой деятельностью многих монополий, в том числе транснациональных корпораций, поэтому он проявляется как закон-тенденция, в которой сочетаются планомерное развитие со стихийным. Однако масштабы сознательного регулирования развития народного хозяйства в развитых странах Запада являются доминирующими, а преобладающее большинство производственных связей стало контролируемым со стороны государства и других субъектов хозяйствования.
Действие этого объективного экономического закона может приобретать формы директивного планирования, непрямого регулирования, прогнозов и т.д. Учитывая опыт передовых стран, где планомерность превратилась из тенденции в закономерность экономического развития, в результате чего экономика развитых стран стала планомерно регулируемой, Украине не следует уповать на якобы безграничные возможности рынка, а использовать для экономического возрождения и дальнейшего поступательного движения вперед как рыночный механизм, так и систему планирования.
Возникновение планомерно-рыночной экономики в конечном счете обусловлено углублением противоречий самой рыночной экономики, ее неспособностью решить растущие проблемы эволюционного развития экономической системы.
Несостоятельность рыночного регулирования в современных условиях и основные функции государства. Рыночное регулирование экономики осуществлялось через механизм свободной конкуренции и свободного ценообразования, полной свободы экономической деятельности хозяйственных субъектов.
Такой механизм функционировал в течение почти трех столетий. Впервые он проявил свою несостоятельность во время экономического кризиса 1825 г. Окончательный крах система рыночного саморегулирования потерпела во время кризиса 1929 – 1933 гг.
Наиболее важная и общая причина несостоятельности механизмов рыночного регулирования – развитие производительных сил, их усложнение, существенные количественно-качественные и структурные изменения.
Во-первых, в системе появляются новые элементы, в частности наука. Обособление науки как отдельного элемента производительных сил началось в период промышленной революции конца XVIII – начала XIX в. несостоятельность рыночного механизма в процессе выделения науки в качестве самостоятельной производительной силы проявилась в необходимости государственного регулирования возникшего в связи с этим процессом нового направления развития науки – фундаментальных научных исследований.
Во-вторых, произошли существенные количественно-качественные изменения в традиционных элементах системы производительных сил – рабочей силе, используемых людьми силах природы, средствах производства и др. государство берет на себя также функции обеспечения населения услугами почты, транспортными коммуникациями, системами связи и т.д.
В-третьих, постепенное нарастание проблем во взаимодействии человека с природой, возникновение экологического кризиса. Рынок лишен таких внутренних рычагов, которые бы стимулировали предпринимателей беречь природу и не наносить своей деятельностью ущерб окружающей среде.
В-четвертых, механизм рыночного регулирования не способен равномерно развивать регионы той или иной страны, их производительные силы, обеспечивать занятость населения и т.д.
В-пятых, чрезмерные масштабы социальной несправедливости усугубляют противоречия системы, снижают ее эффективность и неминуемо обостряют социальные противоречия, вызывают социальные революции.
В-шестых, ограниченность механизма рыночного регулирования экономики обусловлена усугублением процесса обобществления производства и труда, включающего отношения специализации, кооперирования, комбинирования производства, его концентрации и т.д.
В-седьмых, несоответствие рыночного механизма требованиям времени обусловлено значительным усложнением отношений собственности. Для того чтобы обеспечить конкурентоспособность сложной экономической системы, государство должно выработать единые для всех участников правила игры, сформировать единую нормативную базу, выработать научно обоснованную политику налогообложения и т.п.
В-восьмых, рыночный механизм не способен обеспечить народное хозяйство необходимым количеством денег и проводить через центральный банк единую денежно-кредитную политику.
В-девятых, такой механизм основывается на базе стихийного действия экономических регуляторов, что требует продолжительного времени для устранения диспропорций.
В-десятых, рыночный механизм не в состоянии преодолеть монополизм, монополистические тенденции в экономике, инфляцию, кризисы перепроизводства, безработицу и другие негативные явления, им же порожденные. Рынок, таким образом, не может самостоятельно обеспечить стабильный экономический рост.
Еще большую несостоятельность рыночный механизм проявляет в масштабах мировой системы хозяйства, мирового рынка, где существует острая необходимость в регулировании мировых хозяйственных связей. Поэтому те экономисты и политики, которые утверждают о необходимости перехода к рынку, не осознают, что они призывают и к разрушительным формам рынка.
Ограниченность рыночного механизма не означает, что рыночные регуляторы в современных экономических системах полностью излишни. Они должны использоваться в органическом единстве с государственным и надгосударственным регулированием, но приоритет решения многих проблем развития современной экономической системы принадлежит государству. В будущем значение государственного регулирования еще больше возрастет. Это связанно прежде всего с возникновением и обострением таких глобальных проблем современности, как угроза самоуничтожения человечества вследствие ядерной войны, мировой экологический кризис и др. Необходимость их разрешения требует значительного расширения и усиления экономических функций государства.
Рассмотрим функции государства на низшей стадии развития капитализма.
Прежде всего государство выполняет функцию первоначального накопления капитала. В этот период оно становится собственником арсеналов и верфей, предприятий по добычи меди, железной руды, изготовлению пороха, развивает мануфактурное производство, регламентирует его деятельность. Государство создает водочные, соляные, табачные монополии. С XVII в. возникают государственные и смешанные компании для управления и торговли с колониями, устанавливается государственная собственность на землю и недра в колониях. Важнейшими экономическими функциями государства в этот период становятся развитие конкуренции, ограничение иностранного влияния на местную промышленность, содержание почты, портов, транспортных средств, организация географических исследований. С помощью соответствующего законодательства государство также регулирует продолжительность рабочего дня, частично – размер заработной платы.
Разворачивается процесс все большего огосударствления системы производительных сил и производственных отношений, а также хозяйственного механизма, т.е. процесс огосударствления капиталистической экономики. Поэтому государство из чисто надстроечного элемента превращается в неотъемлемый элемент базиса. Экономические функции государства в сравнении с теми, которые оно выполняло на низшей стадии развития капитализма, значительно расширяются и углубляются. Качественно новой экономической функцией государства в этот период становится функция воспроизводства совокупного капитала. Она заключается в том, что государство берет на себя решение такой глобальной экономической задачи, как целостное развитие всей экономической системы, обеспечение ее нормального воспроизводства на расширенной основе. К основным экономическим функциям государства относятся создание условий для прогресса каждого элемента системы производительных сил, ослабление и предотвращение экономических кризисов, осуществление распределение и перераспределения национального богатства в пользу наиболее бедных слоев населения и др. Это означает действия закона огосударствления экономики.
Следует подчеркнуть экономическую неизбежность огосударствления процесса воспроизводства каждого элемента системы производительных сил: рабочей силы, средств производства, предметов труда, науки, используемых людьми сил природы, форм и методов организации труда, а в современных условиях – и информации.
Важными формами огосударствление процесса воспроизводства рабочей силы являются развитие государством образования, здравоохранения, подготовка и переквалификация работников, меры, направленные на охрану окружающей среды. Государство обеспечивает качественно новые формы развития главной производительной силы, благодаря чему осуществляется эволюция экономической системы.
Огосударствление процесса воспроизводства средств производства происходит путем строительства государственных предприятий, создания совместных с частным капиталом корпораций, финансирования передовых наукоемких отраслей, которые обеспечивают развертывание научно-технической революции, установления ускоренных форм амортизации, осуществления благоприятной налоговой, финансово-кредитной политики и т.д.
Огосударствление процесса воспроизводства науки осуществляется в форме финансирования государством научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, подготовки научных кадров, строительства и содержания научных лабораторий, научно-исследовательских центров, формирования государственной интеллектуальной собственности (в виде патентов, лицензий и т.д.).
Действие закона огосударствления экономики не означает, что государственная собственность в перспективе станет общественной формой развития производительных сил. Это обусловлено действием закона отрицания отрицания, который относительно форм собственности имеет диалектический характер, а также наличием противодействующих факторов в процессе развития и функционирования закона огосударствления экономики. С учетов действия закона отрицания отрицания доля государственной собственности на средства производства не должна превышать 30 – 35%, а собственности на национальный доход – 55 – 65%.
С учетом опыта развитых стран Украинское государство должно взять на себя следующие экономические функции:
1) внедрение государственного демократического экономического планирования;
2) внедрение регионального регулирования и планирования путем заключения контрактов между государством и отдельными крупными предприятиями, компаниями, введения в состав руководства последними представителей центральных региональных и местных органов государства, а также профсоюзов, союза потребителей;
3) осуществление через центральный банк единой кредитно-денежной политики;
4) проведение рациональной региональной политики, обеспечение равномерного развития регионов страны, планомерного развития производительных сил в пределах этих регионов, а следовательно, всего народнохозяйственного комплекса;
5) ослабление и преодоление экологического кризиса;
6) развитие экономической и социальной инфраструктуры;
7) организация фундаментальных и перспективных прикладных научных исследований, ускоренное развитие науки в системе «наука – техника – производство»;
8) содействие развитию отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также повышению уровня международной конкурентоспособности отечественного производителя;
9) осуществление активной структурной, амортизационной, инвестиционной, ценовой политики через национальную государственную кредитно-инвестиционную компанию;
10) создание благоприятных условий развития мелких и средних предприятий;
11) осуществление антицикличного и антикризисного регулирования экономики;
12) проведение антимонопольной деятельности, разгосударствления, приватизации, реприватизации, национализации и денационализации;
13) обеспечение справедливого распределения и социальной защиты населения;
14) осуществление мер по определению экономического эгоизма и паразитизма, коррупции, экономической преступности;
15) выполнение функций предпринимателя на предприятиях базовых отраслей с большим рабочим периодом;
16) программирование и прогнозирование развития экономики;
17) использование положительных сторон рынка и нейтрализация таких его негативных черт, как монополистические тенденции в экономике, разрушение окружающей среды, чрезмерная социальная дифференциация общества и др.
Развитие государственной формы собственности, а вместе с ней и экономических функций государства, происходит в соответствии с законами диалектики, прежде всего законом отрицания отрицания. Это означает, что, несмотря на превращение государственной собственности в доминирующую общественную форму развития производительных сил, она не абсолютно, а диалектически отрицает предыдущие, менее развитые формы собственности, с сохранением их положительных сторон.
5. Сущность и структура хозяйственного механизма
Соотношение хозяйственного механизма с основными элементами экономической системы. При изучении хозяйственного механизма первоочередное значение имеет выяснение его места в экономической системе в целом и соотношение с такими тремя наиболее важными элементами этой системы, как производительные силы, производительные отношения и технико-экономические отношения.
Первым элементом экономической системы являются отношения экономической собственности.
В системе реальных отношений собственности существует одна глубинная подсистема, связанная с отношениями собственности на средства производства во всех сферах общественного воспроизводства, и другая – более конкретная, которая является формой проявления таких отношений и связана с собственностью на необходимый и прибавочный продукт, или на результаты труда. Поскольку в системе производственных отношений различают процесс присвоения и процесс управления данными отношениями, то последний, непосредственно управленческий аспект собственности, а также конкретные формы ее реализации и организации и относятся к хозяйственному механизму.
Такие же две подсистемы существуют и в отношениях собственности на средства производства в различных сферах общественного воспроизводства. Глубинная характеризуется в первую очередь такой фундаментальной чертой, как характер собственности, зависящий от того, кто является владельцами средств производства. С ней связана и другая существенная черта глубинной системы – наличие эксплуатации или ее отсутствие.
К хозяйственному механизму непосредственно принадлежит конкретные управленческие формы производственных отношений, в частности собственности на средства производства. Это означает, что на них можно сознательно воздействовать, регулировать на различных уровнях – уровне отдельного предприятия, объединения, министерства, уровне государства в целом и межгосударственном уровне.
Несмотря на то, что глубинная подсистема отношений собственности на средства производства непосредственно не входит в хозяйственный механизм, она косвенно влияет на него. При этом, изменяя конкретные, управленческие формы отношений собственности, можно влиять на развитие глубинной подсистемы производственных отношений. Так, в условиях акционерной формы предпринимательства через установление низких льготных цен на акции для непосредственных производителей средства производства могут частично переходить к людям наемного труда, в результате чего изменяется характер собственности.
Вторым элементом экономической системы являются технико-экономические отношения, т.е. отношения специализации, кооперирования, комбинирования производства, его концентрации. В состав подсистемы хозяйственного механизма следует включать конкретные формы организации производства, хозяйственные связи между предприятиями одной или различных отраслей промышленности, с помощью которых они обмениваются изготовленными продуктами труда и т.п.
Третий элемент экономической системы составляют современные производительные силы – рабочая сила, средства труда, предметы труда, наука, формы и методы организации производства, а также информация. В хозяйственный механизм на микроуровне из отмеченных компонентов полностью входят только формы и методы организации производства. Другие звенья производительных сил непосредственно к хозяйственному механизму не относятся. Однако производительные силы, как известно, одной стороной повернуты к природе, а другой – к экономическим отношениям. Именно эта вторая сторона производительных сил взаимодействует с экономическими отношениями, является их функциональным свойством.
Четвертым элементом экономической системы являются организационно-экономические отношения: менеджмент, маркетинг и др. они формируют хозяйственный механизм на микроуровне.
В процессе постоянного взаимодействия различных элементов производительных сил, технико-экономических, организационно-экономических и производственных отношений, которые непосредственно относятся к хозяйственному механизму, последний и формируется как относительно самостоятельный элемент экономический системы.
Основные функции хозяйственного механизма и его сущность. В пределах одной общественно-экономической формации действуют законы, присущие как общественному способу производства в целом, так и четырем его отдельным подсистемам – производительным силам, производственным, организационно-экономическим и технико-экономическим отношениям. Система экономических законов находит свое выражение в системе экономических категорий. К последней относятся категории товара, потребительной стоимости, стоимости, цены, себестоимости, прибыли и др. хозяйственный механизм включает все конкретные формы экономических законов определенной экономической системы. Из такого понимания соотношения хозяйственного механизма и экономических законов экономической системы, или общественного способа производства, следует, что хозяйственный механизм является механизмом использования экономических законов.
В этой связи первым условием успешного функционирования хозяйственного механизма, первой его функцией является познание экономических законов, обстоятельств, при которых действует тот или иной закон. Такой механизм в первую очередь следует установить при обмене товарами промышленности и сельского хозяйства. Однако он отсутствует
Вторая функция хозяйственного механизма – это разрешение социально-экономических противоречий. Эта функция следует из предыдущей, так как каждый экономический закон содержит в себе противоречие.
Третья функция хозяйственного механизма – реализация отношений собственности. В пределах этой функции хозяйственному механизму принадлежит решающая роль в экономической реализации собственности на средства производства.
Четвертая функция хозяйственного механизма – всестороннее развитие человека, его потребностей (материальных и духовных), интересов, стимулов.
Кроме этих наиболее важных функций, хозяйственный механизм выполняет и второстепенные, например стимулирование научно-технического прогресса, рациональное использование ресурсов и др.
В обобщенном виде основные функции хозяйственного механизма заключаются в том, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие всех элементов экономической системы во всех сферах общественного воспроизводства, а также всех компонентов каждого из названных элементов.
Для того чтобы реализовать эту задачу в Украине следует, прежде всего, создать научно обоснованную экономическую программу и на этой основе выработать долгосрочную социально-экономическую политику правительства. Следующий шаг – создание соответствующей законодательной базы такой политики.
При рассмотрении хозяйственного механизма необходимо отметить, что прогресс взаимодействия всех элементов экономической системы в XVIII – XIX вв. осуществлялся преимущественно через рынок, через механизм спроса и предложения, периодические экономические кризисы, конкурентную борьбу.
За прошедшие столетия в результате значительного прогресса производительных сил, углубления общественного разделения труда, эволюции отношений собственности от индивидуальной к преимущественно коллективным формам, усиления роли государства в экономике и действия других факторов вместо рынка ядром хозяйственного механизма становится государственное регулирование экономики. В его основе – действие законов планомерного и пропорционального развития экономики.
Основными методами и рычагами государственного регулирования являются налоговое, бюджетное, финансово-кредитное, денежное и другие виды регулирования, проведение активной амортизационной политики. Основные формы, в которых реализуются законы планомерного и пропорционального развития, - это государственное регулирование, планирование, прогнозирование и программирование экономики.
Таким образом, хозяйственный механизм – это система управления экономикой с помощью комплекса основных форм, методов и рычагов использования экономических законов, разрешения противоречий общественного развития человека, формирования его потребностей, создания действенных стимулов к труду и согласования экономических интересов основных классов и социальных групп общества.
Список использованной литературы
· Экономическая теория: Учебник/С.В. Мочерный, В.К. Симоненко, В.В. Секретарюк, А.А. Устенко; Под ред. С.В. Мочерного. – 2-е изд., испр. и доп. – К.: «Знання», КОО, 2003. – 662 с.
· Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика: Учеб. Для вузов. – М.: Высш. Шк., 1996. – 447 с.: ил.
· Маршалл А. Принципы экономической науки. М. : Прогресс, 1993. Т.1.Кн.1.
· Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли, М., 1968.
· Блюмин И.Г. Кризис современной буржуазной политической экономии, М., 1959.
1 Белл Даниел (р. 1919) – американский социолог, специалист в области истории общественной мысли и политических течений. Разработанная Беллом концепция постиндустриального общества выдвинула его в число ведущих представителей социального прогнозирования на Западе, он приобрел значительное влияние в общественном мнении США. Согласно концепции Белла, научно-техническая революция делает излишней революцию социальную. Основные труды: «Конец идеологии» (1960), «Грядущее постиндустриальное общество» (1978), «Культурные противоречия капитализма» (1976).
2 Морган Льюис Генри (1818 – 1881) – американский этнограф и археолог, историк первобытного общества, прогрессивный общественный деятель. Член Национальной АН США (1875). По образованию юрист, занимался адвокатурой, позднее – также коммерцией. С ранних лет интересовался бытом индейцев-ирокезов. Основал общество для изучения индейцев и оказания им помощи (1840), выступал против ограбления, дискриминации и истребления индейцев в США. В 1847 был усыновлен ирокезским племенем сенека под именем «Тот, кто является Мостом» (между индейцами и белыми). Первый крупный труд, посвященный индейцам-ирокезам, «Лига ирокезов» (1851). В последующих трудах (основной из них – «Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации», 1877) Морган выступал преимущественно как историк первобытного общества, утверждавший идеи прогресса и единства исторического пути человечества.
3 Подолинский Сергей Андреевич (1850 – 1891) – украинский врач, экономист и общественно-политический деятель. После окончания естественного факультета Киевского университета едет во Львов, где встречается с галицкими общественными деятелями, которые оказывают влияние на формирование у него украинских патриотических взглядов. В 1871 выезжает в Париж, где начинает изучать медицину, а в 1876 получает степень доктора за диссертацию о белковых ферментах поджелудочной железы. Его политическая деятельность связана с именами П. Лаврова, К. Маркса, Ф. Энгельса, О. Терлецкого. Издал ряд работ политико-экономического характера на украинском языке.
4 Арон Реймон (р. 1905) – французский социолог, идеолог правого крыла либеральной буржуазии. Участник движения Сопротивления, политический редактор и обозреватель газеты «Фигаро». Руководитель кафедры социологии в Сорбонне (1956). Член Академии моральных и политических наук (1963). В работах по философии истории и социологии проповедовал крайний исторический релятивизм (учение, что всякое познание относительно) и презентизм (выражение идеологических отношений современности), сочетавшийся позднее в несколько смягченном виде со сравнительно-историческим анализом и экономическим детерминизмом (учение об объективной закономерности взаимосвязи явлений материального и духовного мира). Один из основателей теории «единого индустриального общества». Считает, что единая технико-экономическая основа не включает серьезных различий в социальном и политическом строе между странами.
5 Тоффлер Алвин (р. 1928) – американский социолог и футурист, публицист, общественный деятель. Главная тема исследований – обострение социальных противоречий в связи с научно-технической революцией. Основные труды: «Столкновение с будущим» (1970), «Доклад об эко-спазме» (1975), «Третья волна» (1908).
6 Смит Адам (1723 – 1790) – шотландский экономист и философ, видный представитель классической буржуазной политической экономии. С 1778 таможенный комиссар в Эдинбурге, с 1787 ректор университета в Глазго. В 1759 была издана книга «Теория нравственных чувств». Его основное произведение «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776).
7 Эрхард Людвиг (1897 – 1977) – государственный и политический деятель ФРГ. По профессии экономист. В 1945 – 46 министр экономики Баварии, в 1948 – 49 директор управления хозяйством англо-американской зоны оккупации Германии. В 1949 – 1963 министр экономики, в 1957 – 63 вице-канцлер ФРГ. В 1963 – 66 федеральный канцлер. В своей практической деятельности и трудах по экономическим вопросам выступал за развитие так называемого социального рыночного хозяйств.
8 Ойкен Вальтер (1891 – 1950) – немецкий экономист. Степень доктора получил в Берлинском университете (1921). Профессор Тюбингенского (с 1925) и Фрейбургского (1927 – 50) университетов. Теоретик западногерманского неолиберализма – доктрины крупного монополистического капитала, отстаивающего необходимость государственного вмешательства в экономику, но маскирующего его фальшивым лозунгом защиты свободного предпринимательства.
8
9 Пигу Артур Сесил (1877 – 1959) – английский экономист. Видный представитель Кембриджской неоклассической школы. В 1918 – 19 был членом Валютного комитета, в 1919 – 20 – членом Королевской комиссии по подоходным налогам, а в 1924 – 25 – членом комитета Чемберлена по вопросам денежного обращения. Получил широкую известность благодаря своим работам по экономической теории благосостояния. Главный труд – «Экономическая теория благосостояния» (1920); среди его работ – «Экономика стационарных состояний» (1935), «Занятость и равновесие» (1949), «Колебания промышленной активности» (1929).
10 Хайек Фридрих Август (р. 1899) – английский экономист, представитель Лондонской школы, буржуазной политической экономии. В 1927 – 31 директор Австрийского института экономических исследований. Профессор Лондонского (1931 – 50), Чикагского (1950 – 62). Фрейбургского университетов (ФРГ, 1962 – 69). С 1970 профессор-консультант Зальцбургского университета (Австрия). Ярый противник всякого вмешательства буржуазного государства в экономическую жизнь, самых скромных уступок трудящимся. Грубо извращает теорию и практику коммунистического строительства. Нобелевская премия (1974).
11 Селигмен Бен Барух (р. 1912) – американский экономист. В 1941 – 45 работал в правительственных учреждениях США.
12 Гэлбрейт Джон Кеннет (р. 1908) – американский экономист. Работал в президентской администрации, разрабатывал программы сокращения безработицы. Был на дипломатической работе – послом США в Индии (1961 – 68). Разработал программу борьбы с бедностью («Великого общества»). Был активным противником войны во Вьетнаме в конце 60-х годов. Автор целого ряда работ по экономике, отличающихся высокими литературными достоинствами. Стал известен после публикации «Американский капитализм: концепция уравновешивающей силы» (1951). Вторая книга – «Общество изобилия» (1958). Лучшим его трудом признано «Новое индустриальное общество» (1967). Другие работы – «Анатомия власти» (1983), «Экономика в перспективе: критическая история» (1987), «Культура удовлетворенности» (1992).
1
[1]
1
1 3 Мизес Людвиг (1881 – 1973) – австро-американский экономист. Среди его трудов – «Теория денег и оборотных средств» (1912), «Нация, государство и экономика: исследование политики и истории нашего времени» (1919), «Общественное хозяйство. Исследования социализма» (1922), «Национальная экономика. Теория торговли и хозяйствования» (1940), «Планируемый хаос» (1947), «Антикапиталистическая ментальность» (1956).
14 Фридмен Милтон (р. 1912) – американский экономист, представитель Чикагской школы буржуазной политической экономии. Доктор философии (1946) и права (1968). Профессор экономики университета в Чикаго (с 1948). В 1971 – 74 советник президента Р. Никсона по экономическим вопросам. Основные работы в области теории и практики денежного обращения. Нобелевская премия (1976).
1
1 5 Шмоллер Густав Фридрих (1838 – 1917) – немецкий экономист. Член-корреспондент по разряду историко-политических наук Историко-филологического отделения (с 1890), почетный член (с 1901).
1 6 Зомбарт Вернер (1863 – 1941) – немецкий экономист, социолог, философ. Профессор экономики в Бреславе (с 1890) и Берлине (с 1906). Работы посвящены экономической истории Западной Европы, возникновению капитализма, проблемам социализма и социальных движений.
1 7 Веблен Торстейн (1857 – 1929) – американский экономист и социальный теоретик конца XIX в. Является представителем раннего институционализма. Его перу принадлежит ряд исследований: «Теория праздного класса» (1899), «Теория делового предпринимательства» (1904), «Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства» (1914), «Крупные предприниматели и простой человек» (1919), «Инженеры и система ценностей» (1921), «Абсентическая собственность и предпринимательство в новое время» (1923).
1 8 Гобсон Джон Аткинсон (1858 – 1940) – английский экономист и реформист. В 1887 – 97 читал курс политической экономии в Оксфордском и Лондонском университетах. Сторонник теорий предельной полезности, предельной производительности и недопотребления. Главный труд – «Империализм» (1902).
1 9 Коммонс Джон Роджерс (1862 – 1945) – американский историк-экономист и социолог. С 1904 профессор экономики Висконсинского университета. Впервые в американской исторической науке выделил экономический фактор, как один из определяющих моментов развития рабочего движения. В то же время, оставаясь вульгарным экономистом, оставил прагматизм в оценке задач и характера рабочего движения.
2 0 Кейнс Джон Мейнард (1883 – 1946) –выдающийся ученый-экономист современности. Его книга «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) принесла ему чрезвычайно широкую известность и признание. Стал первым среди ученых-экономистов, кто удостоился английской королевой титула лорда.
2 1 Самуэльсон Пол Антони (р. 1915) – американский экономист. В 1940 преподавал а Массачусетском технологическом институте.
2 2 Хикс Джон Ричард (р. 1904) – английский экономист. Преподавал в Лондонской экономической школе (1926 – 35), профессор Манчестерского (1938 – 46) и Оксфордского (1952 – 65) университетов. Нобелевская премия (1972).