ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Место и роль безработицы в системе социально-рыночных отношений
1.1.Сущность и содержание рынка труда
1.2.Понятие безработицы и причины ее возникновения
1.3.Классификация безработицы в зависимости от причин ее возникновения
1.4 Социально-экономические последствия безработицы
Глава 2. Особенности борьбы с безработицей в условиях России
2.1.Специфические черты российского рынка труда
2.2.Основы государственной политики занятости
2.3.Государственные программы снижения безработицы
Глава 3. Пути, формы и методы сокращения безработицы в России
3.1Активизация политики занятости
3.2Создание более гибкого рынка труда
3.3Новая государственная программа снижения безработицы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.
Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы – рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи.
Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им реализовать свои созидательные потенциалы, приложить свое умение в том роде деятельности, в котором человек может наибольшим образом проявить себя и, что самое главное, резко ухудшая материальное положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность в обществе.
Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки его эффективности. В силу этого проблема безработицы в Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике приобретает исключительную актуальность и требует самого пристального внимания российской экономической науки, равно как и других обществоведческих наук.
Эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании. всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня. Поэтому именно изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
- рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
- изучение российского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.
Объектом изучения являются состояние и тенденции развития рынка труда России.
Предметом же выступают социально-экономические механизмы снижения безработицы.
Работа основана на трудах отечественных экономистов по вопросам снижения безработицы, материалы периодической печати. Также были использованы законодательные и нормативные акты.
Глава 1. Место и роль безработицы в системе социально-рыночных отношений
1.1 Сущность и содержание рынка труда
Рынок трудапредставляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.
В функционировании рынка труда можно отметить несколько принципиальных положений1:
1. Рынок труда – это совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.
2. Рынок труда – это место пересечения различных экономических и социальных и интересов и функций.
3. С позиции предприятий рынок труда – это сфера взаимоотношений его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы.
Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную силу, и совокупный спрос как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда (Приложение 1).
Таким образом, та часть, которую образуется путем пересечения совокупного спроса и совокупного предложения, носит название удовлетворенный спрос на труд. Не пересекающиеся части соответствуют текущему рынку:
ТР=СР-УС,
где СР – совокупный рынок труда;
ТР – текущий рынок труда.
Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест. Он состоит из отдельных элементов1:
§ открытый рынок труда – это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке и переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики.
§ скрытый рынок труда – это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены.
Исходя из определения и характеристики рынка труда, можно установить его основные элементы:
§ субъекты рынка труда;
§ правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда;
§ конъюнктура рынка;
§ службы занятости населения;
§ инфраструктура рынка труда;
§ система социальной защиты населения и др.
Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.
1.2 Понятие безработицы и причины ее возникновения
Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.[1]
Безработица представляет собой неотъемлемый элемент общественного воспроизводства, основанного на рыночных отношениях. Она играет существенную роль в рыночной экономике.
К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
n не имели работы (доходного занятия);
n занимались поисками работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела;
n были готовы приступить к работе.
При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия.
К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного в органах государственной службы занятости.
Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую. Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы:
n потерявшие работу в результате увольнения; добровольно оставившие работу;
n пришедшие на рынок труда после перерыва;
n впервые пришедшие на рынок труда.
Соотношение этих категорий зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла.
Экономическая наука неоднократно предпринимала попытки выяснить причины безработицы. Одну из первых подобных попыток предпринял французский экономист Ж. Б. Сэй. Рынок труда он рассматривал как частный случай закона спроса и предложения. Графически закон рынка труда Ж. Б. Сэя можно представить в следующем виде: (см. Приложение 1, рис.1).
Кривая спроса на труд отражает спрос на труд со стороны предпринимателей. Кривая предложения труда отражает его величину в связи с изменением уровня заработной платы. Если уровень оплаты труда будет повышен с точки D до точки С, это, с одной стороны, приведет к сокращению спроса на труд до величины СА, т. е. к увольнению части наемных работников, с другой стороны, это приведет к увеличению предложения на труд на величину АВ. Возвращение в точку равновесия Е приведет к исчезновению безработицы: весь спрос на труд будет удовлетворен его предложением при данной цене труда на уровне точки D.
Вывод из закона Ж. Б. Сэя достаточно ясен и прост: причина безработицы – чрезмерно высокий уровень заработной платы.
Закон рынка труда Ж. Б. Сэя вызвал полемику, которая длится уже полтора века. Идея автоматического равновесия спроса и предложения на рынке труда была подвергнута критике английским экономистом, священником Томасом Мальтусом (1766 – 1834). По его мнению, и капитал и население в течение значительного периода времени могут быть избыточными по отношению к спросу на продукцию. Причиной падения спроса является сокращение личных доходов, а уменьшение этих доходов вызывается демографическими причинами: темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Следовательно, причину безработицы надо искать в чрезмерно быстром росте населения. Современный опыт социального развития показал однако, что во многих высокоразвитых странах имеет место предельно низкая рождаемость и даже абсолютное сокращение населения, однако безработица существует. Значит, причины безработицы - в другом.
Принципиально иное объяснение причин безработицы дал К. Маркс. По его мнению, причиной безработицы является не рост заработной платы, не быстрые темпы роста народонаселения, а накопление капитала в условиях роста технического строения промышленного производства. Переменный капитал, авансируемый на покупку рабочей силы, растет более медленными темпами по сравнению с постоянным капиталом, авансируемым на покупку средств производства. Другой причиной является банкротство предприятий в условиях рынка. Факторами, усиливающими безработицу, являются кризисы и спады, миграция сельского населения в город.
Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных.
Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.
Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А.Пигу, который в своей известной книге “Теория безработицы” (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой). В своей книге А. Пигу детально и всесторонне обосновывал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Но все же эта теория не может дать полного объяснения источников безработицы. Да и статистика не подтверждает положение о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы.
Принципиально новые подходы к данной проблеме были представлены в знаменитой работе английского экономиста Олбани Филлипса (1914 – 1975), которая вышла в 1958 г. Обобщив статистические данные по Великобритании за 1861 – 1957 гг., автор построил кривую (см. рис.3) , характеризующую взаимосвязь между среднегодовым ростом заработной платы и безработицей. Эта взаимосвязь оказалась обратной: если заработки росли быстро, безработица была небольшой, и наоборот. Кривая О. Филипса*(рис.4) оказалась вогнутой относительно оси ординат: одному и тому же приращению заработной платы соответствовало сравнительно небольшое сокращение безработицы при низком ее уровне и значительное – при высоком: (см. Приложение 1, рис.2).
Сам О. Филлипс крайне осторожно подошел к интерпретации выведенной им зависимости, указывая, что для окончательных выводов необходимо более детальное исследование взаимосвязи между безработицей и ставками заработной платы. Однако последователи Дж. М. Кейнса стали увязывать кривую О. Филлипса с ростом цен, а, следовательно, с инфляцией. На оси ординат стали откладывать уже не прирост номинальной заработной платы, а прирост цен, уровень инфляции, полагая, что рост зарплаты автоматически ведет к повышению цен, к инфляции. Теперь для увеличения занятости стали рекомендовать увеличение инфляции в пределах управляемости.
Новую интерпретацию ситуации на рынке труда дали монетаристы, которые разработали теориюсдвигов кривой Филлипса, или акселерационную модель. Графически это выглядит следующим образом: (см. Приложение 1, рис. 3).
Общий вывод по вопросу о причинах безработицы состоит в том, что сама рыночная форма организации хозяйства неизбежно порождает безработицу, ибо она неизбежно предполагает:
1) разорение части предприятий;
2) накопление капитала в условиях технического и научного прогресса;
3) диспропорциональность в динамике потребления, сбережений и инвестиций;
4) циклический характер производства;
5) несовершенство конкуренции на современном рынке в целом и прежде всего на рынке труда.
1.3 Классификация безработицы в зависимости от причин ее возникновения
В зависимости от причин возникновения различают безработицу1: фрикционную, структурную, циклическую, застойную, добровольную, сезонную и скрытую.
Фрикционная безработица традиционно рассматривается как безработица, вызванная естественным стремлением человека искать более выгодные и интересные сферы приложения своей рабочей силы. Фрикционная безработица – это безработица «между работами», когда человек оставил прежнее место работы и находится в поиске другого. Причин поиска новой работы может быть множество: лучшие условия труда и более высокая заработная плата, возможности большей профессиональной реализации, переезд на новое место жительства, конфликтные ситуации в трудовом коллективе. Вообще психологи читают, что для сохранения жизненного тонуса, работоспособности и морально-психологического равновесия человек должен за свою жизнь не менее шести раз менять место работы.
Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий. Поскольку различные рабочие места различаются и по сложности, и по оплате труда, безработный может отказаться от первого предложенного ему рабочего места.
Структурная безработица по существу является углублением фрикционной. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует на это изменение медленно и ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест.
Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит краткосрочный характер, а структурная долговременна и поэтому считается более серьезной проблемой.
Если речь идет о систематическом высвобождении работников предприятий, которые должны свертывать свою деятельность вследствие ее технологической или экономической неэффективности, вследствие того, что научно-технический и социальный прогресс требует переструктурирования экономической жизни, то такого рода высвобождение рабочей силы должно считаться, безусловно, позитивным процессом, так как это высвобождение работников в одних сферах всегда сопровождается параллельным появлением значительного числа вакансий рабочих мест в новых отраслях и сферах деятельности, порождаемых научно-техническим развитием. Однако в конкретных условиях переходной экономики фрикционная, структурная безработица принимает, как правило, иррациональные формы, закрытие предприятий идет гораздо быстрее, чем образование новых рабочих мест в перспективных отраслях, усугубляясь к тому же и опережающим спадом в сферах, которые, напротив, заслуживают наибольшего развития (высоких технологий, наукоемкого производства) и требуют квалифицированной рабочей силы. В результате сегодня в России инженеры и ученые переквалифицируются в продавцов и грузчиков.
Другой классической формой безработицы является циклическая безработица. Ее вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше.
Однако циклическая безработица в условиях переходной экономики имеет ряд существенных особенностей. В экономике переходных обществ циклическая безработица фактически превращается в перманентную безработицу периода постоянного свертывания производства. Более того, постепенное, временное оживление экономики в гораздо меньшей степени приводит к рассасыванию безработицы, чем это можно было ожидать.
Причины этого достаточно понятны: модель «шоковой терапии», приводящая к глобальному спаду, разрешает противоречия экономического роста, прежде всего, за счет трудящихся. Постепенно, конечно, создаются формы общественных работ или другие механизмы парирования наиболее жестких последствий безработицы. Однако циклическая безработица, связанная с устойчивой тенденцией к спаду экономики, является главной формой безработицы в переходной экономике.
Фактически такая стабильная безработица может быть названа скорее застойной, нежели циклической.
Застойная безработица наиболее характерная для экономики переходного общества. Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности. Такая безработица включает работников, потерявших надежду найти работу, а подчас и не ищущих ее.
Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых “бомжей” не привели к переориентации этой категории населения.
Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (и, следовательно, снижается безработица), в другие уменьшается (а безработица возрастает). К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства (а значит, и занятости), относятся, прежде всего, сельское хозяйство, строительство, туристический бизнес. Реальную проблему сезонная безработица представляет только в тех регионах, где превалирующими являются именно указанные виды экономической деятельности.
Наконец, скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя назвать безработными, однако фактически они являются таковыми. Следовательно, скрытая безработица является скорее даже не безработицей, анеэффективной занятостью.
Резюмируя вышесказанное можно констатировать, что безработица может быть вызвана различными причинами: спад в экономике (циклическая), природные факторы (сезонная), структурные изменения (структурная, технологическая безработица), несовершенство информации на рынке труда (фрикционная). Все эти причины, а, следовательно, и соответствующие им виды безработица существуют и в России, причем в своих специфических проявлениях.
Комбинация вышеуказанных факторов безработицы формирует ее общий уровень в стране.
1.4 Социально-экономические последствия безработицы
Влияние безработицы на экономическую и социальную жизнь общества достаточно противоречиво.
В качестве позитивных аспектов проблемы можно назвать следующие:
Во-первых, безработица выступает как условие роста производства, появления новых предприятий. Не будь этого фактора, было бы затруднено расширенное воспроизводство, которое требует дополнительных ресурсов: труда, земли, капитала.
Во-вторых, безработица поднимает дисциплину и эффективность труда тех, кто пока занят в производстве.
В то же время безработица порождает тяжелейшие отрицательные социально-экономические последствия.
1. Незанятая рабочая сила означает недоиспользование экономического потенциала общества, прямые экономические потери, являющиеся следствием естественной и фактической безработицы (и соответственно занятости).
Естественный уровень безработицы – это такая ситуация на рынке труда, при которой спрос на труд и предложение труда совпадают. К естественной безработице относятся фрикционная и структурная, т. е. нечто неизбежное, объективно обусловленное. Все другие виды безработицы можно рассматривать как прямое недоиспользование трудовых ресурсов1.
Естественный уровень безработицы позволяет определить потенциальный ВНП, т. е. такой объем валового национального продукта, который можно произвести в условиях естественного уровня занятости.
Фактический уровень ВНП, как правило, ниже его потенциального уровня, а фактический уровень безработицы выше естественного уровня безработицы. В этих условиях возникает необходимость определить, какую часть ВНП общество недополучает вследствие превышения естественного уровня безработицы. Американский экономист Артур Оукен(1928 –1980) сформулировал закон1, согласно которому между уровнем безработицы и реальным объемом ВНП существует обратная зависимость, показывающая, что сокращение безработицы на один процентный пункт дает дополнительный прирост реального ВНП примерно на 2%. Это и есть закон Оукена, а цифра 2,0 – коэффициент Оукена. Так, если естественный уровень безработицы в данном году равен 4%, а фактический ее уровень – 7%, то разница составит 3%. Эти 3% надо умножить на коэффициент Оукена (3% 2,0 = 6%). Если фактический ВНП составляет 200 трлн. руб., то общество недополучило в данном году 6% от 200 трлн. руб., т. е. 12 трлн. руб., а потенциальный ВНП в данной стране в данном году составил бы 212 трлн. руб.
2. Безработица сковывает требования профсоюзов о повышении заработной платы, как бы срабатывает в пользу требований союзов предпринимателей.
3. При длительной безработице работник теряет квалификацию, а получение новой квалификации и адаптация к новым условиям часто протекают для него болезненно.
4. Безработица ведет к прямому падению ранее достигнутого уровня жизни. Пособия по безработице всегда меньше заработной платы, имеют временный характер. Рост безработицы снижает покупательный и инвестиционный спросы, сокращает объемы сбережений у населения.
5. Сам факт безработицы наносит человеку тяжелейшую психологическую травму, сравнимую с самыми неприятными обстоятельствами (смерть близких, тюремное заключение и т. п.). Многие социологи связывают рост преступности с ростом безработицы.
Глава 2. Особенности борьбы с безработицей в Российских условиях
2.1 Специфические черты российского рынка труда
Наиболее существенная отличительная особенность российского рынка труда - это наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных для большинства работников условиях. Это и необходимость регистрации, формально заменившей прописку, и отсутствие реального рынка жилья при его огромном дефиците, и неразвитость механизмов государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости.
Рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны за 90 - е гг. стали трудоизбыточными.
Так, в целом ряде областей и республик России в 2001-2002 г. предложение рабочей силы в десятки, а то и в сотни раз превышало спрос на нее: в ивановской области - в 158 раз, в Республике Тува - в 143 раза, а в Архангельской и Тамбовской областях, республиках Удмуртия, Бурятия, Дагестан - в 42 - 47 раз. 1
В то же время в районах Крайнего Севера все еще ощущается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированной. Существует также неудовлетворительный спрос на отдельные категории специалистов (юристов, банковских работников, программистов, экономистов и мн. др.) при растущей безработице в большинстве профессиональных категорий рабочей силы.
Численность экономически активного населения к концу июля 2003 г. составила, по оценке, 72,7 млн. человек, или около 49% от общей численности населения страны, в их числе 64,4 млн. человек, или 88,5% экономически активного населения заняты в экономике и 8,3 млн. человек (11,5%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). Официально зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных 1,8 млн. человек, или 2,4% экономически активного населения. Необходимо отметить, что в ближайшие три года численность населения трудоспособного возраста будет расти за счет выхода на рынок труда поколения родившихся в 80-е годы.
Динамика численности экономически активного населения приведена в Приложении 3.
При этом значительный объем экономически активного населения (1,5 млн. человек) составляют нелегальные иммигранты, усугубляющие криминализацию экономической деятельности.
Это происходит постольку, поскольку одним из следствий социально - экономических и политических преобразований на территории бывшего СССР является превращение России в центр притяжения мигрантов из стран СНГ и Балтии. Тенденция в этой области в последние годы показывают, что привлечение трудящихся-мигрантов из этих государств становится неотъемлемым элементом рынка труда в России и ее регионах.
Несмотря на рост масштабов безработицы вследствие как действия объективных факторов, так и недостаточной гибкости формирующегося рынка труда потребности в рабочей силе отдельных предприятий не удовлетворяются полностью за счет местных трудовых ресурсов.
В настоящее время существует спрос главным образом на кадры рабочих специальностей. В конце декабря 2003 г. около 80% заявленной предприятиями и организациями в службы занятости потребности в работниках составляли рабочие. При этом они требовались предприятиям как производственной, так и непроизводственной сферы. Проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается на конкретных предприятиях. Последние не могут заполнить имеющиеся "ниши" занятости только за счет россиян и вынуждены привлекать дополнительных работников из-за рубежа.
Еще один существенный фактор - наряду с ростом рынка образовательных услуг в 90-е гг., большинство предприятий практически свернули внутрифирменную подготовку и повышение квалификации рабочих. Общий уровень квалификации и профподготовки кадров был значительно снижен как из-за старения производственных технологий, так и из-за длительных и порой необратимых остановок производства, а между тем, с 1999 г. спрос на квалифицированную рабочую силу резко возрос.
Сегодня в России достаточно острой является проблема сельской безработицы, отмечается ее рост.
Также можно констатировать наличие существенного неформального сектора экономики, в который вовлечено до 12 млн. человек, то есть примерно 20% всех занятых.
2.2 Основы государственной политики занятости
Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатывается ряд законодательных и экономических мер по снижению безработицы.
Основная цель систем сокращения безработицы и управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд. Практически это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.
Управление занятостью является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Эта политика осуществляется Министерством экономики, Министерством труда и социального развития, Федеральной службой занятости, Федеральной миграционной службой, другими министерствами и ведомствами.
Непосредственное управление занятостью осуществляют органы Федеральной службы занятости. Опыт развитых стран показывает, что в центральном аппарате службы занятости должно работать около 5% от общей численности службы. Основной объем работы по управлению занятостью выполняют региональные и местные (городские и районные) службы занятости.
В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.
Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.
Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.
Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.
Принято выделять два типа политики занятости: пассивную и активную. При пассивной функция государства сводится к регистрации безработных и оказании им всесторонней социальной поддержки. Активная политика предполагает сохранение и увеличение занятости через стимулирование создания новых рабочих мест, поддержку самозанятости, стимулирование предложения рабочей силы. []
Деление политики занятости на пассивную и активную достаточно условно. Практически во всех странах пытаются проводить активную политику, стимулируя работников к участию в создании общественного продукта и помогая им в трудоустройстве. Кроме того, активной политике занятости должны предшествовать хорошо отлаженные методы учета, регистрации и эффективной поддержки безработных. Как показывает опыт развитых стран, только обеспечив социальную защиту безработных, правительство может идти дальше, - сначала к стабилизации (сохранению) занятости, а затем и к стимулированию ее роста. При этом стимулирование роста занятости происходит по трем направлениям: работа с предпринимателями (например, налоговые льготы при создании рабочих мест), активизация поиска работы со стороны безработных (стимулирование предложения рабочей силы) и вывод части наемных работников с рынка труда (поддержка самозанятости).
По В.М. Генкину1, активная политика занятости проявляется по следующим основным направлениям:
- помощь в трудоустройстве;
- содействие в профессиональной подготовке и переподготовке;
- содействие самозанятости и предпринимательству;
- организация общественных работ;
- помощь людям, испытывающим особые объективные трудности в трудоустройстве: инвалидам, молодежи, пожилым и др.
Помощь в трудоустройстве обеспечивается прежде всего через содействие контактам между ищущими работу и работодателями. Для этого предназначена система информации (банки данных) о характеристиках рабочих мест и тех, кто в них нуждается. Деятельность служб трудоустройства бесплатна как для безработных, так и для работодателей. Информация о ранке труда сообщается населению через различные публикации (газеты, бюллетени, обзоры и т.д.), благодаря организации бирж труда, ярмарок вакансий и т. д. Помощь в трудоустройстве в России обеспечивается на основе Закона о занятости населения РФ. Согласно ст.12 (п.1) «государство гарантирует гражданам… бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве».
Содействие в профессиональной подготовке и переподготовке является одним из важнейших аспектов активной политики занятости в развитых странах. Это обусловлено прежде всего высокими темпами технологических и организационных изменений в экономике, которые требуют постоянного повышения квалификации персонала. Опыт всех стран демонстрирует, что вероятность оказаться без работы уменьшается с ростом квалификации.
Повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляется как на базе региональных центров, так и на предприятиях. В первом случае ориентируются на профессии широкого профиля, во втором – на специфику предприятия. Для безработных обучение бесплатное; для предприятия затраты на переподготовку компенсируются государством, как правило, через систему налоговых льгот.
Программы общественных работ появились в США в 30-е годы. Сейчас они действуют во многих странах на региональных уровнях. Задачи организации общественных работ связаны не только с экономическими и социальными проблемами безработицы, но и с охраной окружающей среды, развитием инфраструктуры регионов и т. п. Недостатком общественных работ является то, что они, как правило, не способствуют росту квалификации безработных, что затрудняет им поиски постоянной работы.
Содействие самозанятости и предпринимательству направлено на создание условий для того, чтобы люди могли сами создавать рабочие места для себя и других. Это направление в наибольшей мере соответствует сути активной политики занятости.
Во многих развитых странах действуют программы обучения предпринимательству и помощи тем, кто хочет открыть собственное дело. В частности, лица, не имеющие работы, могут получить всю сумму причитающегося им пособия по безработице за максимальный срок в качестве стартового капитала, необходимого для начала предпринимательской деятельности. Существуют также различные формы предоставления кредитов и налоговых льгот тем, кто сам обеспечивает себя работой. В России, по данным Госкомстата, в среднем на малых предприятиях работают 9 человек, то есть тот, кто создал такое предприятие, обеспечивает занятость еще 8 работникам.
Малое предпринимательство имеет значительные перспективы в научно-техническом и художественном творчестве, кустарных промыслах, обслуживании населения, консультировании и других сферах.
Содействие в занятости групп населения актуально для инвалидов, молодежи, пожилых людей, каждая из этих групп имеет свои проблемы с трудоустройством.
Для инвалидов занятость связана не только с экономическими, но также и с социальными, психологическими и духовными проблемами. По законодательству всех развитых стран лицам с ограниченными физическими возможностями предоставляется система льгот для их участия в экономической деятельности.
Молодежный аспект политики занятости обусловлен прежде всего тем, что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых. Этот факт может иметь негативные последствия для устойчивости социальных систем вследствие психических и физиологических особенностей молодых людей. Законодательство развитых стран учитывает эти особенности, предоставляя молодым людям льготы при получении профессионального образования, поступлении на работу и адаптации к условиям предприятий. Соответствующие издержки фирм компенсируются государством.
Особую проблему представляет трудоустройство людей предпенсионного возраста (50 лет и старше). Если они по тем или иным причинам потеряли работу, то сложности с новым трудоустройством бывают связаны как с объективными причинами (освоение новых профессий), так и с нежеланием некоторых предпринимателей принимать в штат пожилых людей. Без помощи государства подобные задачи, как правило, не решаются.
Рассматриваемые направления активной политики на рынке труда осуществляются через федеральные, региональные и местные подразделения службы занятости. В России действуют около 2.5 тыс. центров занятости, в которых работает свыше 40 тыс. штатных сотрудников. В 1991-1997 гг. при содействии службы занятости трудоустроено около 7 млн. человек.
2.3 Государственные программы снижения безработицы
Государственная политика на российском рынке труда долгое время характеризовалась в основном преобладанием пассивных мер, таких, как сдерживание массовой открытой безработицы, регистрация безработных, выплата пособий по безработице, дополняясь разработкой программ трудоустройства безработных. Активная и превентивная политика в области стимулирования занятости и самозанятости населения, профилактика безработицы с самого начала носили подчиненный характер.
По данным Госкомстата, в 1996-2001 гг. из числа обратившихся в органы Федеральной службы занятости доля трудоустроенных повысилась с 43,4% в 1996 г. до 67,7% в 2001 г. Численность признанных безработными снизилась с 91,1% в 1996 г. до 85,6% в 2001 г., в том числе получателей пособий по безработице – с 90,4% до 89,7%1. Нужны били коренной пересмотр деятельности служб занятости, изменение их финансирования, разработка комплексных программ развития занятости и борьбы с безработицей на основе перехода к активной политике российского государства на рынке труда.
Одной из первых программ борьбы с безработицей в России была Федеральная программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1994 г., утвержденная Правительством РФ 15 июня 1994 г. Эта программа была направлена на активизацию политики занятости в стране путем преодоления неблагоприятных макроэкономических тенденций, сдерживания массового высвобождения работающих, прежде всего на градообразующих предприятиях; создания условий для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики; обеспечения эффективной защиты граждан, вынужденно потерявших работу или подвергающихся риску увольнения; дополнительного содействия занятости групп населения, испытывающих особые трудности с трудоустройством; смягчения последствий долговременной безработицы.
Достоинство программы состояло в том, что поставленные в ней перед государством задачи были определены весьма широко, а недостатком является краткосрочный период его действия (1 год), тем более, что утверждена она была только в середине 1994 г. Это не могло способствовать эффективному достижению программных целей.
Важнейшей задачей государства по экономической поддержке занятости, согласно программе, являлось сдерживание сокращения перспективных рабочих мест, содействие росту инвестиционной активности. В программу была заложена реализация 35-40 федеральных инвестиционных проектов, что представляло собой замену системы дотаций и субсидий в сфере поддержки занятости. Для стабилизации положения на региональных рынках труда предусматривалось создать специальные фонды поддержки и выравнивания регионального развития – инвестиционные фонды, создаваемые на бюджетной и внебюджетной основе.
В программе были предусмотрены меры по предотвращению массового единовременного высвобождения трудящихся из кризисных производств путем государственного субсидирования оплаты труда работников, введения компенсационных выплат для лиц, занятых не полностью и находящихся в административных отпусках на тех предприятиях, которые имели экономическую перспективу и программу выхода из кризисной ситуации. Эти меры позволили снять угрозу обвального роста открытой безработицы, однако низкий уровень указанных компенсационных выплат не способствовал стабилизации трудовых коллективов на перспективных предприятиях.
В целях скорейшего возвращения безработных к труду путем подбора рабочего места, развития профессиональной квалификации, обучения навыкам активного поиска работы, участия в целевых программых служб занятости, предусматривалось увеличение доли затрат Государственного фонда занятости населения на активную политику с 17% в 1993 г. до 42% в 1994 г. Приоритетными направлениями активной политики государства на российском рынке труда были заявлены:
- оперативное содействие трудоустройству;
- дополнительные меры для занятости лиц с ограниченными возможностями на рынке труда (квотирование рабочих мест, субсидии работодателям, обучающим и создающим рабочие места для социально уязвимых групп населения);
- программы организации общественных работ и сезонной занятости, развития предпринимательства и самозанятости;
- профессиональное обучение и консультирование.
Программой предусматривалось усиление федеральной поддержки регионов с критическим положением на рынке труда за счет увеличения федеральной части Государственного фонда занятости населения РФ с 10% в 1993 г. до 20% в 1994 г.
Оценивая итоги реализации данной программы, необходимо отметить, что на практике осуществить переход к активной политике занятости не удалось. Продолжались сокращение общей численности занятых в экономике, рост официального и фактического уровня безработицы в стране, увеличение ее средней длительности, снижения показателей трудоустройства безработных граждан, остался низким уровень подготовки кадров: в 1993 г. было направлено на профессиональное обучение 5,4% безработных, в 1994 г. – 6,5%. В 1994 г. в политике занятости преобладали сдерживающие массовую безработицу пассивные меры, о чем свидетельствует рост объемов скрытой, частичной безработицы, повышение доли регистрируемых безработных, получающих пособия по безработице.
Федеральная программа содействия занятости населения в РФ в 1994 г. имела краткосрочный характер, однако практика показала, что нужна долгосрочная стратегия борьбы с безработицей и что проблему занятости невозможно решить лишь государственными мерами на рынке труда. Магистральное направление сокращения безработицы до ее социально приемлемого, естественного уровня в стране пролегает через усиление структурно-инвестиционной политики, скорый экономический рост, технологическую реконструкцию и структурную перестройку экономики на принципах эффективной социально ориентированной рыночной экономики.
Таким образом, возникла необходимость разработки новой государственной концепции по снижению безработицы. Государственная политика борьбы с безработицей на среднесрочную перспективу была представлена в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах». В частности, в подразделе этой программы, посвященном государственной политике на рынке труда, отмечалось, что «преодолеть безработицу можно только путем общего оздоровления экономики, способного предоставить возможности для стабильной занятости и достойных гражданина доходов». При этом особое значение в стабилизации рынка труда в Российской Федерации предавалось расширению негосударственного сектора, где к середине 90-х гг. было занято уже 40,2 млн. человек, или более 60% общей численности работающих, а также росту частных инвестиций за счет аккумуляции сбережений населения.
Большое значение в снижении безработицы предавалось также реализации федеральных инвестиционных проектов, регулированию заработной платы и доходов, рабочего времени и трудовых отношений внутри предприятий.
Для снижения безработицы среди подростков и выпускников высших учебных заведений правительством Российской Федерации предусматривались меры по профессиональной ориентации молодежи, субсидированию организации ученических рабочих мест на предприятиях, сезонной занятости молодежи, в том числе на базе действующих учебных заведений, развитие молодежных бирж труда, центров социально-психологической адаптации выпускников, особенно для инвалидов и лиц, оставшихся без попечения родителей. Эти меры тем более важны, что проблема нерегистрируемой безработицы среди подростков до 16 лет чревата серьезными последствиями. Она должна решаться восстановлением на практике обязательности полного среднего образования и введением социальных стипендий для учащихся средних школ их малообеспеченных семей.
Существенное значение Правительство придавало обучению безработных основам предпринимательской деятельности, их финансовой поддержке при становлении собственного дела, в том числе формированию социально-деловых центров как инкубаторов малого предпринимательства.
Правительство РФ предусматривало также разработать программы экстренных краткосрочных мер для снятия социальной напряженности в регионах. Финансирование этих мероприятий могло осуществляться за счет оперативного перераспределения средств Государственного фонда занятости.
Однако разработанная на 1995-1997 гг. Правительственная программа политики на рынке труда также не поспособствовала переходу к эффективной активной и превентивной политике занятости. Об этом свидетельствовал продолжавшийся рост застойной безработицы и отсутствие серьезных успехов в борьбе с ней.
Глава 3. Пути, формы и методы сокращения безработицы в России
3.1 Активизация политики занятости
Учитывая неуспех проведенных государством программ по снижению безработицы, на современном этапе развития России необходимость активизации политики занятости все еще является актуальной проблемой.
Проведение активной политики способствует ускорению структурных реформ в народном хозяйстве, росту общественной производительности труда, снижению социальной напряженности в обществе, сохранению «человеческого капитала». Переход от политики сдерживания растущей безработицы в России к политике профилактики и минимизации безработицы является наиболее важной задачей органов занятости на местах, а также других ведомств и социальных партнеров, которые призваны решать эти задачи [14, с.18].
Активизация занятости возможна путем стимулирования предпринимательства и самозанятости, массовой профессиональной подготовки и переподготовки кадров, организации общественных работ, а также помощи в трудоустройстве, в особенности людям, испытывающим при этом особые сложности.
Рассмотрим последовательно потенциалы в Российской Федерации каждого из направлений активизации занятости [10, С. 343-363].
Развитие малого предпринимательства – одно из наиболее перспективных направлений борьбы с безработицей. Малое предпринимательство позволяет создавать новые рабочие места, способствует демонополизации российской экономики, нацелено на формирование нового слоя цивилизованных предпринимателей.
В малом бизнесе создание одного рабочего места в 7 раз дешевле, чем в крупной промышленности, поскольку малое предпринимательство характеризуется низкой капиталоемкостью и более высокой трудоемкостью по сравнению с крупным производством. Поэтому государству выгодно инвестировать свои ресурсы в развитие малого бизнеса, дающего более быструю отдачу и рост числа рабочих мест, налоговых поступлений.
Бюджеты многих городов сегодня в значительной мере держатся на малом предпринимательстве. Например, в Москве 51% средств городского бюджета поступает с малых предприятий, в Ингушетии – 80%. В 2001 г. на малых предприятиях России было занято 6483.5 тыс. человек, получающих здесь свои основные или дополнительные доходы1.
Учитывая эффективность в переходный период малого бизнеса в стране, целесообразно позаботиться о его государственной поддержке, улучшении его правового регулирования и защищенности, налоговом стимулировании. Опыт других стран, в частности Германии и Японии, свидетельствует, что развитие малого предпринимательства внесло существенный вклад в возрождение экономики этих стран в переломный период их истории.
Повсеместное создание новых малых предприятий в государственном, муниципальном и частном секторе при поддержке государства и защите предпринимательства является первостепенной задаче. По данным ООН. В мировой экономике на таких предприятиях занято более 50% населения, создается около 60% валового внутреннего продукта. Развитие малого и среднего бизнеса в России в значительной мере определит ход институционально-структурной перестройки ее экономики с формированием конкурентной рыночной среды, разгосударствлением собственности, становлением смешанной экономики. Численность граждан, непосредственно связанных с этой сферой предпринимательства в России, в 1995 г. составила почти 1/3 экономически активного населения, в 2000 г. – примерно 10%. По различным оценкам, необходимая для устойчивости рыночной экономики в стране «критическая масса» малых и средних предприятий составляет порядка 3.5-5.5 млн. единиц. Наиболее перспективными областями для становления малого и среднего бизнеса в России являются фермерские хозяйства и переработка сельскохозяйственной продукции (особенно из личного подсобного хозяйства), сфера услуг, ремонт и строительство жилья, дач, производство стройматериалов из местного сырья, розничная торговля и народные промыслы. По оценкам специалистов, развитие малого и среднего предпринимательства в России позволит избавить от безработицы до 50% высвобождающихся в ходе структурных реформ рабочей силы.
Важным факторов стимулирования предпринимательской деятельности среди безработных является не только обучение их основам ведения бизнеса в различных отраслях, но и помощь в открытии собственного дела: выделение льготных кредитов и субсидий, в частности, как альтернативы выплате пособий по безработице; предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды; помощь с техническим оснащением на основе лизинга и в составлении бизнес-планов.
Целесообразно использовать опыт стран Восточной Европы, где при службах занятости учреждены коммерческие центры по поддержке инициативных форм предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Эти центры осуществляют посреднические функции между решившими начать собственное дело гражданами и местной исполнительной властью в аренде нежилых помещений, транспорта, средств связи и др.; консультируют по вопросам образования малых предприятий, их лицензированию и регистрации, маркетингу, бухгалтерскому учету, менеджменту, юридическим и кадровым вопросам; льготное кредитование начинающих предпринимателей под составленные бизнес-планы, прошедшие банковскую экспертизу. Формы льготного кредитования включают возвратные ссуды на погашение процентов по предоставленным ранее кредитам, гарантии под взятые кредиты (до 70% их общего размера), субсидии на уплату процентов по кредитам.
Систему льготного налогообложения доходов малых предприятий необходимо сохранять на длительный период их деятельности, в особенности прибыли, инвестируемой в развитие производства и создание новых рабочих мест на малых предприятиях. Как показала российская практика, предоставление малому бизнесу краткосрочных льгот ведет к их уходу в «налоговую гавань» по окончании льготного срока: действующее предприятие формально закрывается и учреждается «новое» малое предприятие.
Принятие Федерального Закона «О некоммерческих организациях» (от 12 января 1996 г. №7-ФЗ, с изменениями от 26 ноября 1998 г. и 8 июля 1999 г.) позволило стимулировать развитие малых форм некоммерческого хозяйствования в сфере социально значимых услуг (образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение и др.).
Безотлагательных мер государства требует защита малого российского бизнеса от организованной преступности. Необходим усиленный контроль за доходами малых предприятий и их налогообложением со стороны государственных органов, ужесточение санкций в борьбе с организованной преступностью. Вытеснение организованной преступности из малого бизнеса было бы мощным стимулом к расширению участия населения России в его развитии. Незащищенность предпринимательства резко сокращает массовость участия граждан в малом бизнесе, в особенности законопослушной части населения, и создает пространство для заполнения его «теневыми» структурами. Удельный вес незаконной экономической деятельности в России, по оценкам экспертов, составляет от 25% до 40%.
Особую роль в условиях активизации структурных преобразований в экономике играет профориентация и профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения.
Анализ показывает, что в России в ходе реформ объемы образовательных услуг, оказываемых рабочим. Снизились уже к середине 90-х гг. на 60,5%, руководящим работникам и специалистам – на 63,5%. Периодичность повышения квалификации специалистов составляет сегодня 7-8 лет, что значительно ниже показателей, характерных для развитых стран, где они колеблются в пределах от 3 до 5 лет. Длительная пауза в переподготовке не отвечает актуальным потребностям реформируемой экономики страны, требованиям системы непрерывного образования работников, включая внутрифирменное и опережающее обучение персонала для профилактики массовой безработицы.
В современной России необходимо более активное становление системы подготовки и переподготовки кадров на рынке труда с использованием потенциала учебных заведений профессионального образования, повышения квалификации, внутрипроизводственного обучения и создания собственных учебных центров государственной службы занятости. Требуется в несколько раз увеличить число проходящих профессиональную переподготовку безработных, расширить масштабы обучения основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования в перспективных отраслях экономической деятельности, вовлекая в эту сферу прежде всего тех, кто длительное время ищет работу.
Анализ подтверждает, что учебно-материальная база системы профессионального образования в России позволяет увеличить размеры подготовки кадров примерно в 1,8-2 раза. Это будет способствовать сокращению предложения на рынке труда на приблизительно 2 млн человек. Кроме того, расчеты свидетельствуют, что затраты на выплату стипендий в системе переподготовки и профессионального обучения кадров на рынке труда составляют только 66% расходов по выплате пособий безработным со стажем работы в народном хозяйстве и примерно 2/3 размера пособий по безработице для граждан без стажа работы. Таким образом, в государственной политике борьбы с безработицей важную роль должно играть массовое профессиональное обучение безработных, выпускников средних школ и лиц, находящихся под угрозой увольнения с предприятий.
Социальным потенциалом борьбы с безработицей являются программы развития общественных работ.
На Западе, например, программы развития общественных работ берут свое начало еще в 30-е гг. Возникнув в США, они имели первоначально общенациональный характер и включали в себя работы, не требующие высокой квалификации. Сегодня эти программы нацелены в большей степени на отдельные регионы, группы населения, рассчитаны на периоды снижения деловой активности, например в межсезонье. Как правило, общественные работы длятся неполный рабочий день. В оставшееся время безработные могут заняться повышением квалификации, переподготовкой и поиском постоянной работы. Важной функцией общественных работ является также стимулирование создания рабочих мест в смежных отраслях. Так, согласно расчетам специалистов из ФРГ, каждые 100 рабочих мест в сфере общественных работ стимулируют возникновение еще 30-40 новых рабочих мест в других отраслях экономики, являются важным направлением активной политики занятости1.
В восточных землях Германии, где уровень безработицы из-за обвального сокращения производства был достаточно высок, а инвестиционный процесс отличался слабостью, на общественных работах в сфере социальных услуг, в библиотеках, общественных парках, на реконструкции и ремонте общественных зданий было занято 27,2% общего числа безработных, зарегистрированных на бирже труда в новых землях. Однако в России накопленный другими странами опыт борьбы с массовой и застойной безработицей пока не используется, отсутствуют конкретные программы развертывания общественных работ на федеральном и региональном уровнях. Среди мер по борьбе с безработицей развитие общественных работ особенно актуально для депрессивных регионов, где закрываются неперспективные производства и останавливаются градообразующие предприятия.
Общественные работы целесообразно использовать для формирования современного муниципального хозяйства, его социальной, транспортной, дорожной и экологической инфраструктуры. Это позволит создать на местах условия для развития предпринимательской деятельности, привлечения частного, иностранного капитала в регионы России. Организацию и финансирование общественных работ необходимо осуществлять на программно-целевой основе путем паритетного участия в их разработке и финансовом обеспечении региональных, местных органов власти и государственной службы занятости.
Для поддержки социально уязвимых групп населения на рынке труда необходимо способствовать их трудоустройству на целевых основах, используя такие программы, как «Новый старт» и «Клуб ищущих работу». Это поможет безработным развивать навыки самостоятельного поиска работы, восстанавливать мотивацию к труду у длительно безработных. В середине 90-х гг. прошлого века в 68 регионах России уже функционировало около 200 клубов ищущих работу, более 40% участников этой программы были трудоустроены, каждый третий направлен на профессиональное обучение. Подобного рода инициатива предполагает развитие программ по созданию дополнительных рабочих мест, которые могли бы быть заняты неконкурентоспособными группами населения. Эти рабочие места должны квотироваться на предприятиях, независимо от их организационно-правовых форм.
Для инвалидов, например, необходимо создавать институты так называемой «защищенной занятости», то есть защищенные от конкуренции мастерские, рабочие центры, работы на дому, общественные объединения инвалидов и учреждаемые ими предприятия с максимальными налоговыми и иными льготами.
Смягчение пресса женской безработицы в России, связанной с решением проблем защиты материнства и детства, требует разработки специальных программ поддержки занятости женщин, включая подготовку кадров для сферы услуг, обучение основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования, развитие форм гибкой занятости для женщин, имеющих детей (неполная занятость, надомничество), усиление адресности в поддержке детей в малообеспеченных и неполных семьях. В частности путем субсидирования оплаты услуг детских дошкольных учреждений.
Необходимо не просто квотировать рабочие места на предприятиях для всех категорий социально уязвимых на рынке труда граждан (с санкциями за отказ предпринимателей в приеме их на работу в пределах квоты), но и поощрять работодателей, участвующих в проведении политики рациональной занятости. А поскольку она снижает эффективность производства, эти потери работодателей должны быть компенсированы государством, особенно в кризисный период. Для этого могли бы быть использованы прямые или налоговые субсидии.
Активная политика на рынке труда предполагает активизацию каждого ее субъекта: самих безработных граждан, государственных органов занятости, предпринимателей и профсоюзов.
Активизация работы государственных органов занятости в центре и на местах по улучшению учета вакантных рабочих мест и регистрации безработных граждан на компьютерной основе, требует их повсеместного оснащения современной электронно-вычислительной техникой, развития информационных сетей связи по всей стране, создания банков рабочих мест в регионах, расширения специализированных бирж труда. Все эти меры позволят ускорить процесс поиска подходящих рабочих мест для безработных граждан, заполнения вакансий на предприятиях, явятся стимулом для развития системы переподготовки и повышения квалификации кадров на рынке труда, будет способствовать усилению их территориальной мобильности, сокращению средней длительности безработицы в стране. Более активную роль в информировании и консультировании, профориентации незанятого населения призваны играть средства массовой информации.
Для обеспечения потребностей в переподготовке кадров на рынке труда необходимо ускоренное развитие территориальных образовательных комплексов в субъектах Российской Федерации. В этом процессе должны участвовать предприятия, вузы, средние профессиональные учебные заведения, институты повышения квалификации, в том числе негосударственные (школы бизнеса, вузы, колледжи и др.). Условия их совместной деятельности со службой занятости определяются соответствующими договорами. Могут создаваться и собственные учебные центры.
Особое место в борьбе с безработицей отводится разработке среднесрочных целевых программ: региональных и отраслевых.
Приоритет тех или иных мер зависит от состояния рынка труда и специфики безработицы в конкретных регионах и отраслях. Например, в тех отраслях (промышленность, строительство, наука) и регионах (Мордовия, Чувашия, Владимирская, Ивановская и Кировская области), где накоплен высокий потенциал скрытой безработицы, более целесообразно развитие малого и среднего предпринимательства и опережающего обучения высвобождаемых работников по новым профессиям и специальностям.
3.2 Создание более гибкой модели рынка труда
В идеале в России следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу (на уровне США, примерно 4-5% экономически активного населения) и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы).
Для этого придется немало поработать, прежде всего, над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный найм, формально доминирующий сегодня в России; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей силы.
Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем более общенациональном не должны иметь обязательной силы. Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разорению многих предприятий, которые в противном случае могли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено безусловно. Но его необходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения исполнения индивидуальных и коллективных трудовых договоров — это то, чего сейчас нам не хватает: до суда не всегда могут достучаться даже крупные работодатели или профсоюзы, не говоря уже об отдельном работнике [8, С.24].
Минимальная оплата труда должна поддерживаться в пределах 20% средней заработной платы — это уровень, характерный для развитых стран с низким уровнем безработицы, таких как США. У нас сейчас минимальная зарплата составляет порядка 10% от среднего уровня. Но если Дума поддержит идею повысить ее до прожиточного минимума, то есть примерно до 50% средней заработной платы по стране, — это приведет к снижению занятости для России в целом и обернется настоящей катастрофой для многих бедных регионов. Скажем, в Дагестане минимальная оплата труда тогда будет на 50% выше средней заработной платы. Легальная экономика в регионе вообще перестанет существовать — просто по элементарным законам экономической реальности [2, С. 52].
Снижение уровня безработицы требует усиления государственного регулирования миграционных процессов, ограничения использования иностранной рабочей силы на российском рынке труда, особенно в регионах с высоким уровнем безработицы.
Есть еще одна проблема, с которой российский рынок труда пока не справляется: межрегиональная мобильность. Насколько остро стоит проблема территориальной мобильности, мы можем судить хотя бы по разбросу безработицы и средней заработной платы по регионам: дифференциация первой — более 20 раз, второй — 12. В Москве огромный дефицит трудовых ресурсов, потому что зарегистрированная безработица здесь составляет всего 0,3%, что в рыночной экономике свидетельствует об остром дефиците рабочей силы. А рядом, в Ивановской области огромный избыток рабочей силы, высочайшая открытая безработица. Наличие таких диспропорций это тоже прямой вычет из экономического роста и фактор повышенной безработицы.
Здесь не срабатывают в первую очередь экономические факторы, связанные с рынком жилья, — даже прописка в данном случае дело третьестепенное. Одно из основных препятствий для внутренней миграции — субсидирование оплаты жилья. Рынок официально арендуемого жилья у нас невозможен просто потому, что муниципальное жилье оплачивается по цене ниже рыночной. Естественно, спрос на него во много раз превышает предложение. Это дефицит, административно распределяемый ресурс. Поэтому, если человек оставил свое арендуемое жилье в одном регионе, он не может получить его в другом. Значит, переехать он может, только поменявшись. А возможность обмена зависит от баланса миграции. Если этот баланс жестко асимметричен, обмен становится практически невозможен, что в свою очередь блокирует миграцию. Арендуют жилье приблизительно 50% россиян. Следовательно, половина населения страны не имеет возможности переместиться в другой регион в поиске работы. Другая половина населения — собственники жилья, это довольно высокий показатель. С точки зрения влияния на занятость, миграцию, безработицу это отрицательный фактор. Чтобы исправить сложившееся положение, прежде всего, нужно сформировать рынок закладных и жилищного кредита, чтобы хоть как-то облегчить собственникам жилья его продажу в одном месте и покупку в другом [2, С.63-64].
Но собственность на жилье все равно привязывает человека к определенному месту. Поэтому мы должны поощрять переход к аренде в жилищной сфере. И пример нужно брать опять-таки с США. В период Великой депрессии собственность на жилье там преобладала и безработица была самой высокой в мире. В 60-е годы доля собственного жилья резко упала, но не менее масштабный структурный кризис 70-80-х годов Штаты перенесли значительно легче.
3.3 Новая государственная программа снижения безработицы
Очевидно, что важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей в России являются переход к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда.
Многие недостатки прежних государственных программ в области занятости и рынка труда были учтены в последней «Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг.», одобренной распоряжением Правительства Российской федерации от 06.05.2003 г. за №568-р1.
В концепции достаточно объективно, в том числе и в количественном выражении, представлены тенденции, сложившиеся на российском рынке труда с 90-х гг. ушедшего века, учитываются все наиболее острые его проблемы.
Ключевой задачей на рынке труда определяется повышение эффективности занятости, и для ее решения обозначен ряд приоритетных направлений. К ним можно отнести: обеспечение социальных гарантий безработным и слабоконкурентным группам населения; разграничение полномочий в области политики занятости и рынка труда между уровнями власти; свободное перемещение трудовых ресурсов по территории и отраслям страны; поддержка малого предпринимательства и регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Намечается разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по видам экономической деятельности и регионам, и, соответственно – определение объемов подготовки этих рабочих и специалистов, а также необходимых для этого бюджетных средств.
Примечательно, что в Концепции Правительство РФ в качестве специального направления своей деятельности выделяет содействие занятости, стимулирование создания и сохранения рабочих мест, а также совершенствование социального партнерства на отраслевых рынках труда.
Для решения задач в этом направлении предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как: экспертная оценка последствий вступления страны в ВТО; налоговое стимулирование новых рабочих мест в «перспективных отраслях экономики»; разработка и реализация специальных программ повышения производительности труда; анализ возможностей повышения занятости в «проблемных отраслях» (угольной, металлургической, топливно-энергетической, легкой промышленности); поддержка малого предпринимательства как для создания рабочих мест, в том числе на селе, так и для развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий градообразующих организаций; разработка механизмов взаимодействия субъектов социального партнерства; развитие социально планирования в организациях; создание консультационных пунктов на предприятиях, где предусмотрено высвобождение работников и др.
Концепция предполагает комплекс мер по развитию региональных рынков труда.
Здесь предусмотрены территориальные программы содействия занятости. Так, выделена необходимость осуществления ряда мер по повышению занятости на Северном Кавказе; поставлена задача дополнительного инвестирования местных учебных заведений силами отдельных хозяйственных организаций; говорится о необходимости разработки специальных программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями, о развитии местных инициатив по поддержанию занятости.
Проблема регулирования трудовой миграции также выделена в отдельное направление деятельности правительства РФ. Среди мероприятий этого направления следовало бы подчеркнуть довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов.
В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое место выдвинута задача точного учета безработных по отдельным группам и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости; предусматривается также разработка специальных программ трудоустройства наименее защищенных групп граждан.
В области оптимизации служб занятости поставлена задача развития системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечения доступной информации для клиентов этих служб.
В целом данная Концепция представляет собой шаг вперед по сравнению с аналогичными предыдущими документами Правительства Российской Федерации.
Заключение
В данной работе был проведен подробный теоретический анализ социально-экономической сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на российском рынке труда, сформулированы возможные способы снижения безработицы.
Особое внимание уделялось исследованию конкретных методов снижения безработицы в стране, таких, как стимулирование малого бизнеса и самозанятости, обеспечение профессионального обучения и переподготовки работников, поддержка социально уязвимых групп населения на рынке труда.
Проведенная работа дает возможность сделать ряд выводов.
Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.
Подобный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний день являются активизация государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.
Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.
Крайне важно корректировать общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив региональных рынков труда.
В этом процессе необходимо учитывать уже существующий в России, хотя и не очень успешный, опыт профилактики и защиты от безработицы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда. –М.: Изд-во «ЮНИТИ», 1999. –382 с.
2. Власова В. М. Стабилизация занятости в условиях рынка - М.: Изд-во «Питер», 2004. - 186 с.
3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во «Норма», 2001. – 434 с.
4. Докучаев Д. К., Карпенко И.М. Малый бизнес громко заявляет о своих интересах // Российский статистический ежегодник. М., 2002. С. 8-13.
5. Завельский М.Г. Экономика и социология труда: курс лекций. - М.: Изд-во «Логос», 2001. – 412 с.
6. Колосова Р.П., Артамонова М.В. Рынок труда, занятость и социально-трудовые отношения в переходной экономике России. - М., 1995. -286 с.
7. Капелюшников Р. И. Пластичная модель. // Отечественные записки. –2003. №3. С. 53-56.
8.Львова Ю.А. Современные тенденции на рынке труда // Справочник кадровика. - 2004. №10. С.21-27.
9. Макконнелл К.Р., Брю С.Л Экономикс. – М.: Изд-во «ИНФРА–М» 2003. Т. 1
10. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. –М.: Изд-во РАГС, 2004. –384 с.
11. Российская газета. 14.05.2003. №89(3203).
12. Российский статистический ежегодник. М., 2002.
13.Рофе А.И. и др. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов труда. Учеб. пособие «МИК», 1997. – 216 с.
14. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросы экономики, 2001, № 2. С.16-18.
15. Экономика. // Под ред. Булатова А.С. - М.: Изд-во «Юристь», 2002. –896 с.
Приложение 1
Совокупный рынок труда:
С УС П
С – совокупный спрос на труд;
П – совокупное предложение труда;
УС – удовлетворенный спрос на труд.
Приложение 2
Рис.1 Уровень безработицы
Уровень заработной платы
Кривая предложения труда
.
E
Кривая спроса на труд
Количество труда
Рис.2 Кривая О. Филипса
Годовой процент прироста Годовой прирост цен,
номинальной заработной платы или инфляция
1 2 3 4 5 Уровень безработицы (%)
Рис.3 Акселерационная модель монетаристов
Прирост цен
Безработица
Приложение 3
Динамика численности экономически активного населения за 2002 и 2003 года
Экономически активное население
В том числе
млн.
чел.
в % к соответст вующему периоду предыдущего года
занятые
безработные
безработные, зарегистрированные в службах занятости
млн.
чел.
в % к соответст вующему периоду предыдущего года
млн.
чел.
в % к соответст вующему периоду предыдущего года
млн. человек
в % к соответст вующему периоду предыдущего года
2002г.
январь
72,6
99,7
65,3
98,6
7,3
109,8
2,5
104,0
февраль
72,6
99,6
65,1
98,3
7,5
111,6
2,6
99,5
март
72,7
99,7
65,1
98,3
7,6
113,2
2,5
95,3
апрель
72,7
99,6
64,9
98,2
7,8
112,1
2,5
91,1
май
72,7
99,6
64,8
98,2
7,9
113,0
2,4
89,5
июнь
72,7
99,6
64,8
98,2
7,9
112,5
2,3
88,3
июль
72,7
99,5
64,8
98,2
7,9
111,8
2,2
86,7
2003г.
январь
72,7
100,1
64,5
98,8
8,2
112,5
2,0
78,3
февраль
72,6
100,0
64,3
98,8
8,3
110,8
2,0
77,7
март
72,6
99,9
64,3
98,8
8,3
109,2
2,0
76,9
апрель
72,7
100,0
64,3
99,1
8,4
108,0
1,9
76,8
май
72,7
100,0
64,4
99,4
8,3
105,3
1,9
77,4
июнь
72,7
100,0
64,4
99,4
8,3
105,3
1,8
77,9
июль
72,7
100,0
64,4
99,4
8,3
105,8
1,8
79,8
1 Адамчук В.В. и др. «Экономика и социология труда»(с.31-36,79-82) Москва :ЮНИТИ,1999г
1 Завельский М.Г. Экономика и социология труда: курс лекций.Москва: Логос,2001г. (с.61-84)
[1] Экономика. // Под ред. Булатова А. С. - М ., 1997. С 242.
1 Плакся В. И. Безработица. –М., 2004. С. 203-207.
1 Рофе А.И. и др. «Рынок труда,занятость населения,экономика ресурсов труда»,учебное пособие «МИК»,1997г.
1 Макконнелл К.Р.,Брю С.Л. «Экономикс» Москва:Республика 1995г.
1 Экономика. Под Ред. Булатова - стр. 235.
1 Генкин В.М. Экономика и социология труда. –М., 2001. С.393.
1 Российский статистический ежегодник. М., 2002. С. 152.
1 Докучаев Д. К., Карпенко И.М. Малый бизнес громко заявляет о своих интересах // Российский статистический ежегодник. М., 2002. С.318.
1 Колосова Р.П., Артамонова М.В. Рынок труда, занятость и социально-трудовые отношения а переходной экономике России. - М., 1995. С.14-15.
1 Российская газета. 14.05.2003. №89(3203). С.7.