Содержание
Содержание
Введение
Регулирование национального рынка. Роль государства
1. Регулирование инвестиций
2. Государственное регулирование сбыта
3. Государственное регулирование рынка труда
4. Содействие НИОКР
5. Экологическое регулирование
6. Социальные аспекты государственного регулирования
7. Внешнеэкономическое регулирование
Средства регулирования национального рынка
1. Цены
1.1.Функции цен
2. Тарифы
2.1. Таможенный тариф
2.2. Транспортный тариф
2.3. Запретительный тариф
2.4. Конвенционный тариф
2.5. Тарифы связи
3. Льготы
4. Субсидии
4.1 Субсидии промышленному комплексу
5. Компенсации
Приложение
Заключение
Список литературы
Введение
Происходящие изменения в экономике РФ обусловлены переходом на рыночные связи и отношения. Чтобы свести к минимуму предполагаемые потери при переходе к рынку, необходимо познать сущность и закономерности его развития.
Все современные экономики являются смешанными – находятся в промежутке между двумя крайностями: чисто командной и чисто рыночной системами. Деятельность всех отраслей экономики в той или иной мере регулируется. Государственные структуры играют ведущую роль в современных смешанных экономиках. Эта роль не ограничивается только покупками товаров и услуг и осуществлением трансфертных платежей. Государственные структуры устанавливают правовые основы, в рамках которых осуществляется экономическая деятельность, регулируют экономическую деятельность и предпринимают попытки стабилизировать экономический цикл.
Три основных дефекта рынка дают экономическое оправдание государственного регулирования: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная информация.
В данной работе рассмотрены основные инструменты государственного регулирования национального рынка. Основной упор делается на конкретных средствах регулирования экономики, их разновидностях. Главная цель исследования – определить назначение и роль таких средств, как цены, тарифы, льготы, субсидии и компенсации. В Приложении представлены таблицы, непосредственно относящиеся к теме представленной работы.
Регулирование национального рынка. Роль государства.
Главный принцип рыночной экономики – принцип свободы хозяйственной деятельности. Элементы государственного планирования и регулирование государственной собственности централизованного руководства заведомо есть в любой сугубо рыночной экономике.
Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования в действие неизбежно вступают стихийные регуляторы. Они также "наводят порядок" в экономике, восстанавливают своеобразную равновесность, и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, повальной безработицей, социальных напряжений и взрывов. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политическими и социальными структурами. Государственное регулирование осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.
Основные объекты и направления государственного регулирования экономики: регулирование инвестиций, сбыта, рынка труда, содействие НИОКР, экологическое регулирование, социальное и внешнеэкономическое регулирование. Кратко осмотрим каждый из этих объектов.
1. Регулирование инвестиций.
Капиталовложения в экономику, социальную инфраструктуру и все прочие сферы общественной жизни оказывает определяющее влияние на рост ВВП, занятость населения, уровень и качество его жизни. Именно поэтому воздействие на инвестиционный процесс следует рассматривать как главное направление государственного регулирования.
Предоставляются налоговые льготы общеэкономического характера, которыми могут пользоваться все производители. Так, инвестируемая, то есть вновь вкладываемая в производство, часть прибыли либо вообще не облагаются налогами, либо облагается ими по льготной (пониженной) ставке. В отличие от этого распределяемая, то есть в конечном счете используемая для потребления, часть прибыли облагается налогами по обычной шкале.
Особой разновидностью инвестиционных налоговых льгот является предоставляемое государством частным фирмам право на ускоренное амортизационное списание основного капитала.
2. Государственное регулирование сбыта.
Фискальная часть государственного регулирования сбыта реализуется посредством взимания различных налогов. При этом с некоторых товаров первой необходимости, например, продовольственных, налоги на добавленную стоимость и с оборота, как правило, взимаются по пониженным ставкам.
Государственное регулирование сбыта осуществляется и путем воздействия на ценообразование. Государство прямо устанавливает цены лишь там, где оно является основным или единственным собственником экономических ресурсов (железнодорожные и почтовые тарифы и т.д.). Как правило, оно оказывает сильное влияние на прочие цены и тарифы экономическими средствами и косвенными действиями – регулированием величины оптовых и розничных наценок, косвенными налогами и акцизами.
3. Государственное регулирование рынка труда.
Оно нацелено, главным образом, на сокращение безработицы и обеспечения высокого уровня занятости населения. Государство создает сеть государственных бирж труда и т.д.
4. Содействие НИОКР.
Прикладные исследования, разработки, а тем более сам по себе инновационный процесс протекают в рамках фирм, то есть на микроэкономическом уровне. Однако они активно стимулируются государством, прежде всего посредством налоговых льгот (реже – прямых субсидий). Одной из разновидностей таких льгот является предоставление права на дополнительные, а периодически и особые амортизационные списания стоимости оборудования, используемого для НИОКР.
5. Экологическое регулирование.
Экологическое регулирование нацелено на поощрение рационального природопользования, охрану окружающей среды, ограничение и уменьшение нагрузки на нее и предотвращение ее дополнительного загрязнения.
К важнейшим элементам экологического регулирования относится, прежде всего, государственное поощрение (путем субсидий, беспроцентной возвратной финансовой помощи и налоговых льгот) инвестиций в возведение сооружений и производство оборудования, улучшающего состояние окружающей среды.
6. Социальные аспекты государственного регулирования.
В самом общем виде социальная политика понимается как политика, направленная на достижение устойчиво благоприятного существования всех граждан, а следовательно, на формирование общества, открытого для широкой социальной интеграции, позволяющего людям в максимальной степени реализовать свой потенциал.
Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономической деятельности. Так, можно говорить о социальной политике фирмы в отношении своего персонала, о региональной, общегосударственной, межгосударственной политике.
Основные функции социальной политики государства:
- производство социальных услуг (общественных благ) – государственные школы, вузы, больницы, государственный жилищный фонд, музеи, библиотеки, театры и т.д.,
- субсидирование частных производителей общественных благ,
- субсидирование потребителей социальных услуг (льготные цены и коммунальные тарифы, кредиты, стипендии и др.),
- покупка социальных благ и услуг (бесплатное образование, медицинское обслуживание, библиотеки, музеи, государственное страхование, государственный заказ и т.д.),
- перераспределение расходов через систему бесплатных социальных услуг, льготы для потребителей, социальное страхование и социальное обеспечение, целевые программы поддержки регионов и отдельных социальных групп населения,
- разработка и реализация политики в области ЖКХ, образования, культуры и здравоохранения,
- обеспечение социальных гарантий и социальной защиты граждан и работников в сфере социального обслуживания (минимальная оплата труда, право на жилище, обязательное социальное и медицинское страхование, субсидии и бесплатные услуги нетрудоспособным и др.),
- налоговое регулирование (целевые налоги, страховые взносы и налоговые льготы).
Социальная политика является фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше степень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
7. Внешнеэкономическое регулирование.
Главная задача регулирования внешней торговли – обеспечить необходимый уровень защиты внутреннего рынка от неблагоприятных воздействий мировой конъюнктуры и последующей чрезмерной внешней конкуренции, не допустить необоснованных льгот отечественным производителям и ослабления конкурентной среды.
Основными методами государственного регулирования внешней торговли являются меры таможенно-тарифной политики и меры нетарифного регулирования. К последним относятся: количественные ограничения экспорта и импорта, лицензирование внешнеторговых операций, запреты и ограничения экспорта (импорта), противоречащего национальным интересам, контроль качества ввозимых товаров, соблюдение требований ввозимых товаров установленных РФ стандартам и требованиям.
Средства регулирования национального рынка
1. Цены.
Цена – это индивидуальная, личная, общественная и социальная категория. Цены регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены вместе взятые действуют как общий, единый, целостный ценовый механизм.
Эта функция цен и их воздействие на экономику в масштабах не только личности и семьи, но и предприятия, отрасли территории, страны, гораздо меньше известны рядовому человеку.
В экономике применяются десятки миллионов цен, под единым понятием "цена" понимается множество разновидностей цен.
Цены представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику и вообще на уровень жизни, в частности, намного меньше возлагаемых на них надежд. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной экономике они образуют часть системы саморегулирования.
В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения, и, с другой стороны, - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовый механизм.
1.1.Функции цен.
Функции цен характеризуют роль, которую цены играют в экономике.
Первой функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которые покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественный определитель в акте купли-продажи.
С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей различных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более и менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.
Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета.
Наряду с учетом цена как измеритель может представлять один из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.
Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так в рыночной экономике цены представляют основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике такие функции насильно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане – регулирования экономики.
При наличии государственного воздействия на цены цена может выполнять распределительную функцию, что в полной мере используется в централизованной экономике. Повышая или понижая оптовые и розничные цены, можно тем самым перераспределять доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей. Недаром же советская номенклатура приобретала блага для себя и своих семей по "своим" льготным ценам в специальных закрытых "распределителях". Да и вообще лучший способ искусственной государственной поддержки людей, предприятий, отраслей, территорий состоит в том, что для них как для продавцов действуют завышенные цены, а как для покупателей – заниженные. Тем самым, правда, создаются перекосы, искажаются экономические отношения между хозяйствующими субъектами, возникают конфликты и на экономической и на социальной почве.
Цена выполняет важную социальную функцию. Сценами и их изменениями связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и очень высока.
В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы: такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления. Отельные российские политические деятели играют на настроения масс, завоевывают дешевую популярность, раздавая легкие обещания стабилизировать или даже снижать цены, не говоря ни о способах, ни о последствиях таких деяний.
Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.
Как в нерыночной, так и в рыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения суммы, вырученной от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары, услуги. Существенная разница между проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в первой производитель стремится увеличивать и товар, и качество, и цену, а во второй – только цену. Эта особенность очень ярко наблюдается после раскрепощения цен в России и приводит к искажению действия закона предложения.
Великое многообразие функций цены, которая явно перегружена обязанностями в своей государственной форме, а также противоречивость целей и задач осуществления отдельных функций приводит к тому, что успешно реализовать все функции не предоставляется возможным.
В этом смысле, говоря о рациональных и тем более оптимальных ценах, следует иметь в виду одну функцию или такое их сочетание, при котором функции реализуются в некоторой степени. В рыночной экономике цены разгружены от ряда функций, например, плановой и распределительной, и используются в основном как чисто рыночные регуляторы и стимуляторы, подлинно воплощающие денежное содержание. Пока мы не освободим цену от несвойственных ей функций, попытки создать эффективный ценовой механизм будут бесплодными.
Даже лучшая цена не может подпрыгнуть выше своих возможностей и дать нам больше того, на что она способна. Воплощение наших неуемных желаний в насилии над ценами ни к чему хорошему не приводит. Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов спроса, предложения и денежного обращения.
2. Тарифы.
Тариф – система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемых предприятиям, организациям, учреждениям и населению.
Тарифная система – совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется организация заработной платы в масштабах общества, отрасли, территории, на отдельном предприятии. На основе тарифной системы оценивают размеры оплаты сложности, ответственности, условий труды рабочих, специалистов и служащих. Тарифная система состоит из тарифных ставок и надбавок к ним, тарифных сеток, схем должностных окладов, тарифно-квалификационных справочников.
Тарифная ставка определяет размер оплаты труда рабочего в единицу времени при выполнении установленной нормы работ. Наиболее важное в тарифных ставках – законодательно установленный размер минимальной заработной платы, ниже которого платить запрещается. Тарифная ставка – шкала соотношений тарифной ставки каждого последующего разряда по отношению к предыдущему или к ставке первого разряда. Эти соотношения обозначаются как межразрядные, а между первым и последним разрядами – как диапазон тарифной сетки. Межразрядные отношения могут быть процентными и абсолютными, нарастающими и снижающимися. Их величина должна отражать оценку различий в квалификации по разрядам. Присвоение квалификационного разряда осуществляется с помощью характеристик того, работник должен знать и уметь, содержащихся по каждой профессии (должности) в тарифно-квалификационных справочниках, государством полностью регулируется только Единая тарифная сетка для отраслей бюджетной сферы, а также схемы оплаты государственных служащих.
Тарифный коэффициент – коэффициент, применяемый в системе потарифной оплаты труда для более точного определения квалификационных качеств работника и оценки его труда. Введенная в России в 1992 году Единая тарифная система (ЕТС) имела целью улучшить материальное положение и усилить стимулирующую роль заработной платы работников непроизводственной сферы – здравоохранения, образования, науки, культуры, социальной защиты населения и др. ЕТС содержит 18 тарифных разрядов по оплате труда. Размер тарифной ставки первого разряда устанавливается решением правительства. Профессии работников тарифицируются в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий и рабочих, а ставки оплаты труда определяются на основе ЕТС с 1 по 18 разряды. Умножая тарифную ставку (оклад) 1-го разряда на соответствующий коэффициент – от 1,0 до 10,7, получают ставку оплаты остальных разрядов.
2.1. Таможенный тариф.
Таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу данной страны. Порядок формирования и применения таможенных пошлин в РФ, а также правил обложения перемещаемых товаров пошлинами установлены Законом РФ "О таможенном тарифе" (1993 г.). Таможенные тарифы применяются к товарам, систематизированным в соответствии с "Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ". Таможенные тарифы определяют:
- ставки пошлин, виды ставок и сам порядок их установления;
- характер и порядок применения сезонных и особых пошлин;
- методы вычисления таможенной стоимости и порядок применения;
- принципы определения страны происхождения товара;
- тарифные льготы и преференции.
Основными целями таможенного тарифа как инструмента государственного регулирования внутреннего рынка являются:
а) рационализация структуры экспорта;
б) поддержание оптимального соотношения между объемом экспорта и импорта, валютных доходов и расходов резидентов данной страны;
в) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления страны;
г) защита национальной экономики от неблагоприятного воздействия конъюнктуры мирового рынка;
д) обеспечение условий для эффективной интеграции страны в мировую экономику.
2.2. Транспортный тариф.
Тарифы транспортные – цена на перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, а также погрузочно-разгрузочных работ, услуги портов, аэропортов и т.п.; формируются по видам транспорта.
Различают тарифы железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного видов транспорта.
Основные факторы, которые учитываются в построении и дифференциации транспортных тарифов: расстояние и вид перевозки (внутренняя, международная, городская, междугородная, каботажная и др.), вид и цена груза, вид и размер отправки (повагонная, мелкая, судовая, контейнерная и т.п.), географический район перевозки.
В регулировании транспортных тарифов во всех странах государство занимает активную позицию. Ограничение монополий транспортных предприятий сбалансировано государственной поддержкой. Финансовая помощь государства выражается в виде инвестиций, суд, субсидий, дотаций, амортизационных, налоговых и др. льгот транспорта. Хотя транспортные компании стремятся к получению нормальной прибыли на вложенный капитал, принцип самоокупаемости не является определяющим. Нередко для поддержки конкуренции сохраняется убыточность железных дорог. На всех видах транспорта тарифная политика предусматривает широкий набор специальных льготных тарифов, договорных тарифов, направленных на активацию спроса. Характерная гибкость тарифной политики регулирующих органов позволяет усиливать или ослаблять регулирование в зависимости от рыночной конъюнктуры и состояния транспортной отрасли.
Тарифы автомобильные – цены перевозки грузов, пассажиров, багажа и других услуг автомобильным транспортом.
Для автотранспорта и тарифов на его услуги характерно наименьшее по сравнению с другими видами транспорта регулирующее вмешательство государство в связи с развитой внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции на рынке перевозок.
Тарифы железнодорожные – цены перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты железнодорожным транспортом, а также погрузочно-разгрузочных работ.
В большинстве стран, в том числе в России, железнодорожные тарифы регулируются государством как цены на продукцию естественных монополий. В ряде европейских стран принят порядок установления предельных уровней железнодорожных тарифов. Европейские железные дороги находятся в состоянии жесткой конкуренции с автомобильным и водным транспортом. Поэтому государство сохраняет убыточные железнодорожные тарифы с постоянной финансовой поддержкой в условиях стабильных бюджетов. В 80-90 годах в некоторых странах (ФРГ, Великобритания, Япония и др.) были проведены структурные реформы железных дорог, связанные с их приватизацией и акционированием в разных формах. Контроль железнодорожных тарифов осуществляют либо антимонопольные структуры, либо министерство транспорта. Таможенные тарифы в РФ на перевозку пассажиров, багажа и почты жестко регламентируется государством: в дальнем сообщении – Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти, в пригородном – органами исполнительной власти субъектов РФ.
Пассажирские перевозки убыточны в связи с относительно невысоким уровнем железнодорожных тарифов и большим количеством льгот на проезд различным категориям пассажиров. Уровень пассажирских тарифов сдерживается платежеспособным спросом населения. Убыточность пассажирских перевозок покрывается доходами от грузовых перевозок и бюджетными дотациями.
Железнодорожные тарифы на перевозки в дальнем сообщении дифференцируются в зависимости от рода вагона и категории поезда. Перевозки пассажиров в международном сообщении осуществляются по соглашениям, предусматривающим применение внутренних тарифов стран, в нем участвующих.
2.3. Запретительный тариф.
Тарифы запретительные – цены услуг, установленные на достаточно высоком уровне, чтобы создать условия для сокращения (вплоть до полного устранения) спроса на данный вид услуги. Таможенные запретительные тарифы (повышенные, например, на 20%) призваны оградить внутренний рынок от ввоза или вывоза определенных товаров. Пример транспортных запретительных тарифов – действовавшие в разные годы на железных дорогах бывшего СССР так называемые исключительные тарифы, повышенные по сравнению с общими до 1,5 раза. Повышенные исключительные тарифы устанавливались на перевозку отдельных грузов на определенных направления с целью создать стимулы к сокращению и устранению так называемых нерациональных (излишне дальних, встречных, короткопробежных) перевозок и содействовать их рациональному распределению между видами транспорта.
2.4. Конвенционный тариф.
Тарифы конвенционные – вид таможенных пошлин, устанавливаемых в соответствии с договором или соглашением (конвенцией). Конвенционные таможенные пошлины устанавливаются по соглашению между государствами. Ставки конвенционных пошлин, как правило, ниже ставок обычного таможенного тарифа.
2.5. Тарифы связи.
Тарифы связи – цены за услуги, оказываемые потребителям предприятиями связи. Тарифы связи представляют собой систему ставок, на основе которых определяются соответствующие платежи. Преобладающий характер рынка (монопольный или конкурентный) определяет степень государственного участия в регулировании тарифов: от декретирования (прямого или косвенного) до свободного установления тарифов.
Тарифы играют важную роль в регулировании национального рынка.
В России за январь-август 2001г. цены производителей промышленной продукции в целом выросли на 9,8%, что обусловлено увеличением тарифов в электроэнергетике на 25,9%, цен на продукцию химической промышленности на 18,8%, пищевой промышленности – на 11,7%.
Прирост тарифов в электроэнергетике вызван существенным повышением отпускных тарифов для производств сельскохозяйственных потребителей на 41,8%, а также для населения и непромышленных потребителей – на 28,6 и 27,7% соответственно.
Так, например, при хороших производственных показателях Запсиб (Западно-Сибирский металлургический комбинат) в феврале 2001 г. получает значительно меньший объем прибыли, нежели ожидалось. Сказывается резкое повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки. Это ударило очень больно, так как основное железорудное сырье доставляется на комбинат из разных регионов России. Вывоз готовой продукции также осуществляется либо в порты Дальнего Востока и Черного моря, либо в центральную часть России, где есть потребность в прокате строительного назначения.
Доля тарифов в структуре расходов, %.
Показатель
1999 г.
2000 г.
2001 г.
Железнодорожный тариф
6,11
7,93
10,70
Электро/ теплоэнергия
6,52
7,02
7,95
Если в декабре 1999 г. оплата железнодорожного тарифа без экспортных перевозок составляла 81 млн. руб. в месяц, в декабре 2000-го – 147,3 млн., в мае 2001-го – 177,1 млн., то в сентябре 2001 г. уже 248,6 млн. руб. Для экспортного проката от Запсиба до Дальнего Востока тариф даже с 50-процентной скидкой составляет 41 доллар за тонну (30 – 40% от себестоимости проката).
Доля энергозатрат в себестоимости металлопродукции возросла с 3 – 4% до 10. И это при снижении объемов потребления электроэнергии. Платежи Кузбасс-энерго в декабре 1999 г. составляли 118 млн. руб., в декабре 2000 – 162 млн., в феврале 2001 они превысили 171 млн. руб. И все это происходит на фоне фактически не меняющегося курса доллара, а значит, неизменного объема выручки от экспорта.
3. Льготы.
Льготы – преимущества, дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан или отельным организациям, предприятиям и регионам. Это также освобождение от установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения. Такие преимущества могут иметь форму полного или частичного освобождения от уплаты налогов (налоговые льготы), от внесения других обязательных платежей (например, бесплатный проезд в общественном транспорте) от выполнения общих для всех обязанностей и др.
Адресные (именные) льготы предоставляются конкретным лицам или организациям по решению государственных органов.
Налоговые льготы – предоставляемая отдельным категориям налогоплательщиков возможность уплачивать налог в меньшем (по сравнению с другими налогоплательщиками) размере. Налоговые льготы устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.
Налоговые льготы используются государством для:
- стимулирования научно-технического прогресса,
- форсирования развития перспективных отраслей производства,
- облегчения предприятиям финансового бремени, обусловленного необходимостью соблюдения экологических требований,
- для социальной поддержки малоимущих слоев общества,
- для проведения определенной демографической политики.
В Налоговом кодексе РФ запрещено предоставление налоговых льгот индивидуального характера. При предоставлении налоговых льгот поощряется деловая и производственная деятельность. Налоговые льготы носят возмездный, срочный и заявительный характер.
Формы предоставления налоговых льгот:
- уменьшение налоговой базы или суммы налога,
- понижение налоговых ставок,
- целевые налоговые льготы, включающие налоговый кредит.
Одна из важных налоговых льгот – необлагаемый минимум (наименьшая часть объекта налога, полностью освобождаемая от налога).
Налоговый кредит – налоговая льгота, предоставляющая собой отсрочку налогового платежа в связи с осуществлением предприятием (организацией)инвестиционного проекта или реализацией тех или иных требований со стороны государственной власти. Предоставляются в форме заключения кредитного соглашения с налоговой службой (инспекцией) или администрацией. В нем оговариваются размеры и сроки предоставления налогового кредита, условия его возврата, в том числе размеры процентной ставки по кредиту.
В Российской федерации действует инвестиционный налоговый кредит. В соответствии с действующим законодательством плательщики налога на прибыль могут заключить кредитное соглашение с налоговой инспекцией, на основании которого им предоставляется право вычитать из суммы налогового платежа некоторые инвестиционные расходы, исчисляемые в определенном размере от суммы цен закупленного и введенного в действие оборудования (в том числе для НИОКР и защиты окружающей среды) со сроком службы более восьми лет (кроме зданий, сооружений и т.п.). Срок возврата кредита – 5 лет со времени его получения.
4. Субсидии.
Субсидии – вид пособия в денежной или натуральной форме, предоставляемого государством либо другим учреждением юридическим и физическим лицам. Субсидия не предполагает последующего возврата получателем.
Государственная субсидия – целевое безвозвратное пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счет средств государственного бюджета либо специальных государственных фондов предприятиям, организациям, местным органам власти, а также отдельным лицам и другим государствам.
Основная цель субсидий – поддержка малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также производств, находящихся в состоянии реконструкции либо кризиса. Субсидии активно используются в целях стабилизации уровня цен на товары первой необходимости и коммунальные услуги в условиях инфляции.
Различают прямое и косвенное субсидирование.
Прямые государственные субсидии направляются на финансирование капиталовложений в приоритетные отрасли экономики, прежде всего в капиталоемкие отрасли промышленности, в сельское хозяйство, на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Косвенное субсидирование осуществляется в основном средствами налоговой и кредитно-денежной политики:
- льготное налогообложение,
- предоставление кредитов на льготных условиях,
- проведение политики ускоренной амортизации,
- предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты,
- страхование депозитов и др.
Практикуется возврат прямых налогов и пошлин. Широко используется субсидирование цен через систему компенсационных выплат производителями конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства либо не приносящим определенного уровня дохода.
Используется субсидирование процентных ставок посредством возмещения разницы между установленной государством льготной ставкой и рыночным процентом по кредитам кредитно-финансовым учреждениям либо непосредственным получателям кредита.
Государственное субсидирование частным корпорациям предоставляется, как правило, на цели санирования. В отдельных странах (например, Великобритании) широко используется государственное субсидирование частным компаниям для финансирования капитальных вложений.
Система субсидий является важной формой финансовых связей центра и местных органов власти. Субсидии местным органам – это финансовые ресурсы, переданные из центрального бюджета или вышестоящих звеньев бюджетной системы нижестоящим. В отдельных случаях практикуется субсидирование центра за счет местных бюджетов, но доля их невелика. Субсидии выдаются на финансирование строго обусловленных программ и предполагают долевое участие местных бюджетов. Выдаче субсидий предшествует тщательное изучение расходов местных бюджетов и источников их покрытия. В условиях хронического дефицита местных бюджетов субсидии выступают важным источником формирования их доходов, достигая от ¼ до ½ финансовых ресурсов местных бюджетов.
Субсидии местным органам власти подразделяются на субсидии общие и целевого назначения.
Общие субсидии выделяются для покрытия дефицита местных бюджетов. Они дают местным властям определенную свободу в использовании средств, содержат меньшее количество ограничений и установок, по существу близки к дотациям. Целевые субсидии выделяются на финансирование капитальных вложений и на покрытие текущих расходов.
Система субсидий является важным средством финансового контроля и давления на местные органы власти. Используя субсидии, центральное правительство определяет не только направление и характер расходования предоставленных средств, но и собственных ресурсов местных органов.
Субсидии – важный инструмент государственной политики экономического регулирования и социального маневрирования.
Экспортная субсидия – финансовое содействие, оказываемое правительством или другим государственным органом экспортеру (производителю экспортного товара).
Важнейшие из форм экспортных субсидий:
- прямой перевод денежных средств,
- обязательства по переводу денежных средств,
- отказ от получения причитающихся государству доходов,
- льготное или безвозмездное предоставление товаров и услуг,
- льготное приобретение товаров,
- поручение неправительственной организации выполнить одну или несколько из вышеперечисленных функций.
К специфическим экспортным субсидиям относятся субсидии, использование которых ограниченно определенными организациями или группой организаций, отраслью или группой отраслей. Такие субсидии создают для них необоснованные преимущества по сравнению с другими организациями и фактически или юридически сопряжено с развитием экспорта или замещением импорта. Субсидирование экспорта в различных формах как средство поддержания национальных экспортеров встречает ответную реакцию других стран, вводящих адекватные меры, в том числе "компенсационные пошлины", что искажает условия конкуренции и вызывает обострение напряженности в международной торговле.
Обычно государственная поддержка реального сектора экономики отождествляется у нас с величиной выделяемых ему субсидий. Между тем в правилах Всемирной торговой организации субсидиями считаются:
- финансовое содействие, оказанное правительством или другим государственным органом, в пределах своей территории;
- любая форма поддержки доходов и цен, если таким образом предоставляется льгота.
В нашей стране общая государственная поддержка осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
4.1 Субсидии промышленному комплексу.
Начнем с федерального бюджета. Общий объем финансирования на данные цели составляет в среднем 15% от его расходной части. По видам эта поддержка распределяется так, как показано в таблице 1.
Из нее следует, что больше всего средств выделяется на дотации и субвенции регионам (58,3%) и на прямое перечисление средств (39,3%). На другие виды господдержки приходится лишь 2,4%.
Что же из этих сумм достается непосредственно реальному сектору.… Первый вид поддержки связан с ним лишь косвенным образом, что обусловлено спецификой взаимоотношений между центром и субъектами Федерации. Что касается второго вида господдержки, то из него непосредственно в реальный сектор направляется в среднем 8,4 млрд. руб. (26%). В основном они идут в отдельные отрасли, остро нуждающиеся в дотациях, например, в угольную промышленность (91% из этой суммы).
К сожалению, не в полном объеме используются средства, предназначенные на федеральные программы, связанные с развитием реального сектора. Из 23,9 млрд. руб. на них расходуется всего лишь 38%.
Но еще хуже обстоят дела с поддержкой промышленности. Простые подсчеты показывают, что предприятиям из федерального бюджета выделяется всего лишь 15,6 млрд. руб., или 18,8% от всех расходов на господдержки. Из чего они складываются? (Приложение. Таблица 1).
С учетом того, что в среднем за год реализуется порядка 25 целевых программ по промышленным отраслям, то на одну такую программу ориентировочно приходится всего 0,19 млрд. руб. (6,5 млн. дол.).
К слову сказать, сметная стоимость среднего производственного объекта на порядок выше. Для сравнения: в 90-е годы государственная поддержка промышленных предприятий в странах Европейского экономического сообщества составляла в среднем 40-45 млрд. ЭКЮ в год. В Германии, например, 13-18 млрд., Италии – 11-15, Франции – 6-9 млрд.
Не изменяет общей картины и финансирование промышленных предприятий из бюджетов субъектов РФ (Приложение. Таблица 2.).
В среднем за 1998-1999 годы эта сумма поддержки составляет около 17 млрд. руб., что превышает даже федеральный уровень. Однако вот что показывает анализ структуры местной поддержки (Приложение. Таблица 3). Сгруппировав цели, нетрудно увидеть, что подавляющая часть средств направляется на финансовое оздоровление предприятий, затем на социальные нужды и возмещение убытков. Лишь 6% идет на развитие (0,963 млрд. руб.)
Если же эту сумму пересчитать на количество предприятий, получающих такую поддержку, то в среднем она будет равняться 0,006 млрд. руб.!
Не спасают положение и ежегодно разрабатываемые федеральные адресные инвестиционные программы. Как правило, депутаты в ходе обсуждения этих программ "бьются" за поддержку только "своих" региональных объектов, пусть даже и экономически безнадежных.
5. Компенсации.
Компенсация – возмещение потерь, понесенных убытков, расходов, возврат долга, вознаграждение.
Внешнеторговая компенсация – вид компенсации, состоящей в том, что страна, увеличивающая пошлины на ввоз определенных товаров, должна снизить пошлины на ввоз других товаров для возмещения убытков экспортеров.
Компенсация за обесцененные деньги – денежная компенсация потерь реальной стоимости вкладов, которые понесли вкладчики вследствие инфляции.
Компенсационные выплаты – выплаты, призванные компенсировать ранее понесенные потери, нанесенный ущерб. Они представляют собой денежное возмещение недополученного дохода, неиспользованного отпуска, затрат на переезд и др. Возможна также денежная компенсация нанесенного морального ущерба.
Приложение.
Таблица 1. Структура видов государственной поддержки из федерального бюджета в 1998-2000 гг. (в среднем за год)
№
п/п
Наименование
Сумма,
млрд. руб.
В % к итогу
1.
Дотации и субвенции регионам
47,9
58,3
2.
Прямое перечисление средств из федерального бюджета
32,3
39,3
2.1.
в том числе по федеральным программам
23,9
29,1
3.
Другие виды государственной поддержки, в том числе:
2,1
2,4
3.1.
Предоставление бюджетных ссуд и кредитов
0,6
0,7
3.2.
Предоставление
и освобождение по уплате налогов в федеральный бюджет
1,4
1,6
3.3.
Предоставление промышленным предприятиям льгот по тарифам на железнодорожные перевозки
0,1
0,1
ИТОГО
82,1
100
Таблица 2. Структура поддержки промышленных предприятий из федерального бюджета, млрд. руб.
№
п/п
Наименование видов поддержки
1998
1999
В среднем за год
В % к итогу
1.
Дотации и субвенции регионам
-
-
-
-
2.
Прямое перечисление средств из федерального бюджета-всего, в том числе
9,9
17,4
13,7
87,8
2.1.
на поддержку отдельных отраслей
6,8
11,0
9,0
57,7
2.2.
по программам
3,1
6,4
4,7
30,1
3.
Другие виды государственной поддержки,
3,6
0,2
1,9
12,2
3.1.
в том числе предоставление ссуд (кредитов)
0,8
0,2
0,5
3,2
3.2.
Предоставление налоговых льгот, отсрочек, освобождений
2,7
-
1,3
8,3
3.3.
Предоставление льгот по тарифам
0,1
0
0,1
0,7
Итого по всем видам поддержки
13,5
17,6
15,6
100
Таблица 3. Структура распределения региональных субсидий по некоторым отраслям в 1999 году.
Наименование
Всего, тыс. руб.
%
Топливно-энергетический комплекс
2 781 421
18,6
Транспорт и связь
1 257 478
8,4
Химическая и нефтехимическая промышленность
119 760
0,8
Металлургия и машиностроение
2 365 256
15,8
Лесная промышленность
329 339
2,2
Промышленность стройматериалов
149 700
1
Легкая промышленность
404 189
2,7
Пищевая промышленность
2 709 565
18,1
Медицинская и микробиологическая
55 389
0,4
Полиграфическая промышленность
2994
0,02
Строительство
254 490
1,7
Торговля, общественное питание и заготовка
64 371
0,4
Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения
2 200 586
14,7
Добывающая промышленность
2 005 976
13,4
Управление
269 460
1,8
ИТОГО
14 969 973
100
Таблица 4. Структура распределения субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации в 1999 году.
Цели предоставления субсидий
ВСЕГО
млрд. руб.
%
Реализация конверсионной программы
0,005
менее 0,1
Инвестиционный проект
0,105
0,7
Переход на выпуск новой продукции
0,074
0,5
Повышение эффективности производства
0,155
1,0
Создание конкурентоспособной продукции
0,078
0,5
Оздоровление финансового положения предприятий
9,984
62,1
Развитие материально-технической базы предприятия
0,491
3,1
Возмещение убытков предприятию
2,138
13,3
Содействие малому бизнесу
0,001
менее 0,1
Нужды социальной сферы
2,524
15,7
Пополнение оборотных средств предприятия
0,284
1,8
Техническое перевооружение предприятия
0,054
0,3
Заготовка топлива
0,175
1,1
ИТОГО
16,068
100
Таблица 5. Структура распределения региональных субсидий в соответствии с решениями, на основании которых предоставляется поддержка (1999 г.)
Решение
тыс. руб.
%
Закон субъекта РФ
4 712 885
31,5
Распоряжение главы администрации
205 698
1,4
Распоряжение губернатора
652 516
4,4
Письмо департамента финансов области
587 359
3,9
Решение органов местного самоуправления
1 518 543
10,1
Постановление областной думы
64 453
0,4
Решение финуправления администрации области
68 925
0,5
Кредитное соглашение
1416
0,0
Указ главы республики
0
0,0
Постановление правительства
1 403 062
9,4
Целевые программы субъекта РФ
120
0,0
Законы субъекта РФ и решение органов местного самоуправления
81 344
0,5
Распоряжение главы администрации и решение органов местного самоуправления
3 332 152
22,3
Постановление областной думы и решение органов местного самоуправления
2 341 500
15,6
14 969 973
100
Таблица 6. Поддержка предприятий их бюджетов субъектов Российской Федерации, млрд. руб.
Наименование
1998
1999
В среднем за год
В % к итогу
Прямое перечисление средств
1,9
3,1
2,5
14,4
Предоставление ссуд (кредитов)
0,2
1,2
0,7
4,1
Предоставление налоговых льгот, отсрочек, освобождений
16,0
9,3
12,7
73,5
Предоставление льгот по тарифам
0,2
2,5
1,4
8,0
Итого по всем видам поддержки
18,3
16,1
17,3
100
Заключение
В России насчитывается около 150 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций за счет бюджетных средств, охватывающих более чем 200 различных категорий населения (ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь и т.д.). Суммарная стоимость всех видов социальной поддержки оценивается в 350 млрд. рублей. Доля населения, имеющих право на получение социальных гарантий, льгот и выплат, составляет около 68 %, то есть почти 100 млн. человек могут претендовать и реально претендуют на них (причем подавляющее число льгот предоставляется по категориальному принципу). А для страны, где экономически активное население насчитывает 72,8 млн. человек, это весьма обременительно.
Из-за распыления средств на огромное число льготных категорий (причем льготы автоматически распределяются на всех попадающих под данную категорию независимо от материального положения) становится нереальным осуществление действительно жизненно важных социальных выплат.
Главный недостаток сложившейся в России системы социальных выплат и пособий состоит в том, что при их назначении не учитываются доходы семьи, они безадресны. В результате распределения социальных пособий, льгот и субсидий оказывается не в пользу беднейших слоев.
Необходимость адресной помощи нуждающимся через систему льгот, предоставляемых по результатам проверки нуждаемости, отражена в Программе социальных реформ на 1996 – 2000 гг. Однако из-за отсутствия соответствующей нормативно-правовой базы данная система практически не работает.
Список литературы
1. Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. – 1997. - №6.
2. Агапова А.Л. и др. Рынок и современная экономика. – Кишинев: "Штиинца", 1992.
3. Афонина И., Терехов А., Пархоменко А. На помощь надейся… // Экономика и жизнь. – 2001.-№24, июнь. –С. 2-3.
4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р., Пуляев В.Т. Краткая экономическая энциклопедия. – СПб, ТОО ТК "Петрополис", 1998. – с. 509.
5. Виленский А., Домина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. – 1999. - №2.
6. Зайцева М. Кто оплачивает наши льготы // Труд. – 1997. – 20 мая. – С. 5.
7. Коровкин В. О льготах хороших и разных. // Экономика и жизнь.-2001.-№12, март.- С. 23.
8. Кураков Л.П., Сергеенков В.Н., Кашурникова Г.Г., Ефремов Л. Г. Экономика и государство. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1998. – 456 с.
9. Кутовой Г., Дерябин А. Регулировать. В чьих интересах? // Экономика и жизнь.-2001.-№42, октябрь С. 2-3.
10. Мисихина С. Социальные выплаты и льготы в РФ; распределение по группам с различным уровнем дохода // Вопросы экономики. – 1999. - №2. – С. 85 – 89.
11. Основы экономической теории. Учебное пособие. / Под ред. Камаева В. Д. – М., 1997. – 284 с.
12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современная экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 479 с.
13. Райзберг Б.А. Рыночная экономика. М., 1995.
14. Смолянинов А. Время отдавать долги // Экономика и жизнь.-2001.- №46, ноябрь.-С.46.
15. Социальные выплаты и льготы в РФ: распределение по группам с различным уровнем дохода // Вопросы экономики. – 1999. - №2. – С. 85 – 89.
16. Степанюк Л.Н. Гарантии и компенсации // Бух. учет. – 1997. -№3. – С.75 – 78.
17. Тарифные страдания // Экономика и жизнь. – 2001. - №4, февраль. – С.19.
18. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. Учебное пособие для вузов. В 2 кн. Кн. 1. – М., 1996. – 656 с.
19. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 1998. – 864 с.
20. Экономика: Учебник. / Под. ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2000. – 896 с.
21. Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. совет изд-ва "Экономика"; Ин-т экон. РАН; гл. ред. Л.И. Абалкин. – М.: ОАО "Издательства "Экономика", 1999. – 1055 с.